Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Теоретико-методологические проблемы элитарного образования 21
1.1. Элитарная школа и элитарное образование как проблема педагогического исследования 22
1.2. Системно-векторный подход в педагогическом исследовании элитарной школы 40
1.3. Историко-эволюционный анализ как методологическая основа исследования элитарной школы 63
Глава II. Историко-педагогические аспекты развития элитарной школы в национальной системе образования 79
2.1. Опыт интеллектуально-духовного воспитания национальной элиты в народной педагогике 82
2.2. Становление и развитие элитарной школы в отечественной системе образования 104
2.3. Симбирская чувашская школа И.Я. Яковлева - феномен национальной элитарной оікольї 127
2.4. Реанимация элитарной школы в советской и постсоветской системе образования (1963-1997 гг.) 145
Глава III. Основания построения элитарной школы в национальной системе образования 168
3.1. Народная мудрость как философская основа элитарной школы 170
3.2. Психолого-педагогические основания построения элитарной школы 189
3.3. Социально-педагогические проблемы элитарной школы 210
3.4. Цель, задачи, место и функции элитарной школы в национальной системе образования. 229
Глава IV. Современное состояние и тенденции развития элитарных школ в национальной системе образования 248
4.1. Концептуальные особенности моделей элитарных школ 249
4.2. Культурно-образовательное пространство элитарной национальной школы 266
4.3. Тенденции и педагогические условия развития элитарной школы 289
Заключение 306
Библиография 331
- Элитарная школа и элитарное образование как проблема педагогического исследования
- Опыт интеллектуально-духовного воспитания национальной элиты в народной педагогике
- Народная мудрость как философская основа элитарной школы
- Концептуальные особенности моделей элитарных школ
Введение к работе
Политические и социально-экономические изменения в России привели к необходимости создания рыночной экономики, правового государства и демократического общества, поиску адекватного решения общечеловеческих проблем, определили общие пути педагогического поиска в направлении возрождения национальных традиций воспитания и образования, самоидентификации образовательных систем с учетом закономерностей развития общества, в логике которого развивается историко-педагогический процесс.
Указанные тенденции характерны и для развития республиканской системы образования Чувашии, вступившей в 90-е годы XX века в период эволюционного реформирования в контексте общероссийского развития. Новая политическая и социально-экономическая ситуация, обретение республикой большей самостоятельности в решении проблем социально-экономического развития поставили на повестку дня вопрос о создании современной гибкой образовательной системы, основанной на принципах непрерывности, интеграции, плюрализма, гуманизации, ориентации на личность, на ее интересы и потребности. Для Чувашской Республики, не обладающей кроме трудовых ресурсов никакими другими, занимающей по численности населения третье место в России и имеющей высокую плотность населения, - последнее имеет принципиальное значение. Достижения в науке и искусстве, конкурентоспособность национальной экономики напрямую связаны с успешным решением проблем обучения и воспитания одаренных и талантливых детей.
За последние годы в этом направлении сделаны определенные шаги: создана новая законодательная база, учитывающая реалии современного образования, реорганизована его структура, разработаны новые учебные планы, программы, учебники. Наиболее ощу тимые перемены наблюдаются в школьном образовании: появились многообразные модели школ (гимназии, лицеи, школы-комплексы, школы с углубленным изучением ряда предметов и т.п.), наряду с государственными функционируют частные учебные заведения, расширился спектр применяемых в школе образовательных развивающих технологий (Г.Н.Волков, В.В.Давыдов, Д.Дьюи, Л.В.Занков, М.Монтессори, С.Френе, Р.Штейнер, Д.Б.Эльконин и др.), более тесными стали интеграционные связи школ с вузами, многие педагогические коллективы включились в инновационную деятельность, разработали оригинальные авторские программы, методики, курсы.
Однако в процессе обновления школьного образования не удалось избежать ошибок. Бум, связанный с созданием новых моделей школы, в ряде случаев способствовал появлению гимназий и лицеев, которые таковыми являлись формально, поскольку не обладали необходимым кадровым, материально-техническим и программно-методическим потенциалом. Свобода творчества в сфере образования еще более увеличила перегрузку учебных планов на фоне ухудшения здоровья учащихся. В ряде случаев инициаторы создания новых типов учебных заведений в своей практике просто копировали западные образцы школ и технологий без учета социальных и национальных особенностей, что в конечном счете вызывало оправданную критику такой практики.
Реставрация отечественного образования после семидесятилетнего перерыва (1918-1989 гг.) типов средней школы, ведущих к высшему образованию, осуществляющих селективное образование, обусловила необходимость разработки проблемы элитарного образования. В новых условиях возникла необходимость определить сущность элитарного образования, осмыслить роль и место элитарных
школ в национальной системе образования, проанализировать пер спективы их развития в условиях Чувашии, как одного из субъектов Российской Федерации с наиболее компактным составом нерусского населения.
Кроме того, актуальность проведения исследования, в центре которого изучение элитарной школы и элитарного образования в национальной системе образования, продиктована целым рядом фак-торов, имеющих принципиальное значение.
Во-первых, за прошедший период функционирования единой общеобразовательной школы в общественном сознании крепко уко ренилось представление об элитарном образовании, как о чуждом традиционной системе образования. Со стереотипами классово- исторического подхода связаны многие толкования понятий «элитарная школа» и «элитарное образование». Кроме того, резкое
увеличение разрыва в материальной обеспеченности граждан страны вызвало социальное расслоение общества. А это, в свою очередь, привело к возникновению широкой сети платных образовательных услуг и школ, ограниченной части населения. Понятия «элитарная школа» и «элитарное образование» неоправданно начали приписывать именно таким школам. В связи с чем они нуждаются в уточнении с точки зрения новых ценностей в образовании и конкретизации в изменившихся социально-экономических условиях.
Во-вторых, упразднение в советский период важнейшего звена образовательной системы, тесно связанного с высшим учебным заведением, привело к отсутствию преемственности образовательных ступеней «школа-вуз» и утрате традиций предуниверситетского элитарного образования, накопленных в дореволюционный период. Известно, что общество настолько продвигается вперед, насколько извлекает уроки из собственной истории. Необходимость осмысле ния исторической ретроспективы процессов, происходящих в современном образовании, особенно остро проявляется в переходные периоды жизни общества, в эпохи социальных катаклизмов, когда стоит задача определения перспектив дальнейшего развития.
В-третьих, даже в период однотипной общеобразовательной школы не прекращались попытки создания специальных школ для особо одаренных учащихся. Существовавшие в советский период физико-математические школы, школы с углубленным изучением иностранных языков, спортивные, художественные и музыкальные школы накопили достаточно богатый опыт работы со способными и одаренными учащимися. Анализ их деятельности, определение их роли и места в национальной системе образования представляют исключительный интерес для современного этапа становления и развития элитарного образования.
В-четвертых, за шесть лет школы нового типа накопили значительный и многообразный опыт, нуждающийся в систематизации, обобщении и теоретическом обосновании. Наряду с несомненными успехами в работе элитарных школ наметился ряд нерешенных проблем. Анализ деятельности данных учебных заведений - необходимый этап в разработке стратегии их дальнейшего развития в национальной системе образования.
В-пятых, в современной образовательной системе России, в частности Чувашской Республики, элитарные учебные заведения являются не столько типовыми учебными заведениями, сколько экспериментальными площадками, где отрабатывается новое содержание образования, апробируются прогрессивные педагогические технологии и в конечном счете, «выращивается» модель элитарной школы XXI века. Все сегодняшние инновации опираются на отечественные и зарубежные разработки минувших лет, традиции народного
воспитания. Вычленение педагогических идей прошлого, воспринятых современными школами нового типа и питающих их деятельность, представляет значительный исследовательский интерес. Именно поэтому комплексное изучение исторической эволюции элитарной школы и элитарного образования, воссоздание целостной картины и закономерностей ее развития - важная и актуальная задача педагогической науки, которая определяется в современных условиях не только логикой научного познания, но и в первую очередь, процессами, происходящими в обществе.
Для успешного решения указанной задачи в педагогической науке сложились необходимые предпосылки.
Анализ инновационных процессов в современном образовании, путей реформирования средней школы, поиск новых подходов к конструированию содержания образования и воспитания содержатся в трудах известных философов, социологов, педагогов, психологов, дидактов, методологов: Г.Н.Волкова, В.Ф.Володько, Б.З.Вульфова, К.В.Гавриловец, Б.С.Гершунского, В.В.Давыдова, Э.Д.Днепрова, Э.К.Дорошевича, М.К.Енисеева, И.И.Казимирской, М.В.Кларина, А.В.Козулина, Я.Л.Коломинского, Г.Б.Корнетова, А.И.Кочетова, Н.В.Кухарева, Н.И.Латыша, Б.Т.Лихачева, М.М.Левиной, А.И.Левако, Г.И.Михалевской, Н.Д.Никандрова, В.П.Пархоменко, Т.Н.Петровой, В.А.Салеева, Г.В.Серкутьева, А.П.Сманцера, Э.И.Сокольниковой, М.И.Стельмаховича,
А.В.Сухомлинского, П.И.Третьякова, И.Ф.Харламова, В.В.Чечета, Т.И.Шамовой, П.Г.Щедровицкого и др.
Формирование в современной системе образования учебных заведений, ориентированных на дифференциацию и углубленное изучение общего среднего образования, анализируется в трудах ученых, разрабатывающих философские и педагогические проблемы обра зования (С.И.Архангельский, С.П.Баранов, Е.П.Белозерцев, Ю.К.Васильев, Г.Н.Волков, Б.С.Гершунский, М.К.Енисеев, В.В.Давыдов, В.И.Журавлев, В.И.Загвязинский, Б.Т.Лихачев, М.М.Левина, А.В.Мудрик, Н.Д.Никандров, А.А.Орлов, В.А.Сластенин, Т.И.Шамова и др.).
История возникновения и развития средних учебных заведений повышенного типа нашла отражение в публикациях Д.И.Водзинского, В.А.Карповой, А.Г.Каспржака, Д.С.Лихачева, З.И.Равкинаи др.
Современные проблемы жизнедеятельности учебных заведений нового типа обсуждаются в работах Н.В.Горбатовой, С.А.Егорова, А.И.Жука, А.В.Козулина, В.А.Караковского, А.И.Кочетова, В.Ф.Кривошеева, В.И.Пирогова, А.П.Сманцера, М.А.Станчиц, В.Н.Сысоева, П.И.Третьякова, Е.А.Ямбурга и др.
Проблемы детской одаренности разрабатываются в трудах психологов И.С.Аверина, А.Г.Асмолова, Ю.Д.Бабаева, Д.Б.Богоявленской, А.В.Брушлинского, Л.А.Венгера, К.М.Гуревича, В.Н.Дружинина, А.М.Матюшкина, М.Б.Холодной, В.Д.Шадрикова, Д.М.Ушакова и др.
Важную роль в формировании современных подходов к решению задач воспитания и обучения одаренных детей сыграли исследования: в области дидактики школы (А.Е.Дмитриев, В.В.Краевский, Л.В.Занков, И. Я.Лернер, М.Н.Скаткин и мн. др.); в области сравнительной педагогики (М.В.Кларин, З.А.Малькова, Е.Г.Тищенко и мн. др.); педагогической психологии (А. В.Запорожец, Л.А.Вецгер, К.И.Гуревич, В.В.Давыдов, И.В.Дубровина, И.И.Лисина, Н.Н.Поддьяков, В.И.Слободчиков, Д.Б.Эльконин и мн. др.); по проблемам художественно-творческого развития ребенка (И.П.Волков, Д.Б.Кабалевский, Т.С.Комарова, В.С.Кузин,
Б.Т.Лихачев, А.М.Матюшкин, Б.П.Юсов и др.); творческих качеств учителя (В.А.Кан-Калик, А.В. Мудрик, Н.Д.Никандров,
В.А.Сластенин и др.).
Вопросы содержания образования, организации педагогического процесса в инновационных учебных заведениях Чувашской Республики разносторонне проанализированы в диссертационных исследованиях и в целом ряде публикаций Е.В.Васильева, Г.Н.Волкова, Г.Н.Григорьева, М.К.Енисеева, В.К.Кириллова, В.Г.Максимова, Т.Н.Петровой, Ю.П.Сокольникова и др.
Методологической базой исследования служат работы по проблемам системного подхода и системного анализа в образовании (Р.Акофф, И.В.Блауберг, Дж.ван.Гиг, М.С.Коган, В.М.Корогов, В.В.Краевский, Н.В.Кузьмина, Б.Ф.Ломов, М.Н.Скаткин, Л.Ю.Сироткин, Ю.П.Сокольников, Э.Г.Уемов, В.Я.Ядов, В.А.Якунин).
На указанные исследования диссертант опирался в своей работе.
Анализ педагогической литературы свидетельствует о том, что в педагогической литературе стран СНГ до сих пор отсутствуют инте-гративные исследования, позволяющие рассматривать элитарное образование в контексте общего развития национальной системы образования. Опубликованные труды посвящены изучению отдельных аспектов деятельности учебных заведений нового типа или некоторых концептуальных основ деятельности гимназий, лицеев и школ с дифференцированным обучением. Функционирование в национальной системе образования наряду с обычными элитарных школ подводит к необходимости в историко-эволюционном, системно-векторном аспекте исследования. Это обусловило выбор темы исследования, проблема которой сформулирована нами следующим образом: каковы концептуальные основы, ведущие тенден ции и педагогические условия развития элитарпой школы в национальной системе образования. Решение этой проблемы составило цель исследования.
Объект исследования - элитарная национальная школа, ее история, современное функционирование и прогнозы развития.
Предмет исследования - целевой, содержательный и организационно-структурный аспекты развития элитарной школы в национальной системе образования.
ХШ0Ш _ис В основу исследования легли четыре
группы гипотетических положений.
1. Оптимальные условия для развития незаурядных личностей, способных в перспективе составить элиту нации, можно создать, если в национальной системе образования, наряду с массовой школой, будет функционировать элитарная школа.
2. Элитарная и массовая школы будут гармонично развиваться, если создать условия, способствующие тесному их взаимодействию.
3. Элитарная школа выполнит свою миссию, если она будет осуществлять дифференциацию только на основе способностей учащихся.
4. Оптимальное развитие элитарной школы по вариативным линиям возможно при условии, если ее деятельность будет строиться на принципах гуманизма и демократии.
Задачи исследования:
1. Разработать методологические и теоретические основы исследования элитарной школы.
2. Раскрыть сущность элитарной школы и элитарного образования.
3. Проанализировать этапы становления и развития элитарной школы, обобщить опыт интеллектуально-духовного воспитания
элиты в народной педагогике и Симбирской чувашской школы по воспитанию национальной элиты.
4. Выявить социально-педагогические условия, приведшие к возрождению элитарной школы в национальной системе образования (1963-1993)
5. Определить цель, задачи, функции, роль и место элитарной школы в национальной системе образования.
6. Охарактеризовать современное состояние, определить общие и локальные тенденции развития элитарной школы, сделать прогнозы на ближайшую перспективу.
7. Определить педагогические условия, обеспечивающие оптимальное развитие элитарной школы.
Методология исследования имеет трехуровневую структуру.
Первый - уровень, философско-методологический, включает основные принципы диалектики: историзма, единства логического и исторического, всеобщей связи явлений, сочетания ретроспективы с перспективой развития; концептуальные положения о взаимосвязи теории с практикой; метод познания, позволяющий рассматривать историко-педагогический процесс через призму всеобщего, общего, особенного и единичного.
Второй - общенаучный, уровень представлен концепцией поведения неравновесных систем в неживой и живой природе (И. Пригожий), а также теорией об открытых гуманитарных системах, обеспечивающей целостное представление о любом развивающемся объекте, который проходит через такие стадии развития, как возникновение, становление, зрелость, преобразование. Данный уровень методологии вырабатывался в процессе творческого освоения концепций нового мышления, диалога культур, гуманизации учебно-воспитательного процесса, его ориентации на национальные и об щечеловеческие ценности и опирался на достаточно развитую методологическую базу советской педагогики, созданную Б.М.Бим- Бадом, Г.Н.Волковым, Б.П.Есиповым, Л.В.Занковым,
В.С.Ильиным, Б.Т.Лихачевым, Н.Д.Никандровым, З.И.Равкиным и др.
Третий уровень - конкретные методы педагогической науки, применение которых определялось задачами, характером и этапами
исследовательской работы.
Методы и база исследования. На первом теоретико-поисковом,
этапе ведущими были историко-эволюционный и сравнительно сопоставительный анализы деятельности элитарных учебных заведений в европейской, Российской практике образования. Особое внимание уделялось изучению и анализу материалов, связанных с полувековой деятельностью Симбирской чувашской школы И.Я. Яковлева и физико-математической школы г. Чебоксары. При изучении документации широко применялся контент-анализ. Кроме то го, использовались методы наблюдения, анкетирования и интер ,
вьюирования, экспертных оценок и др. На втором, аналитико-методологическом, этапе важным был сравнительно-исторический метод, позволяющий сопоставлять модели элитарных школ, выявляя в них всеобщее, общее, специфическое и единичное. На этом же этапе использовались: историко-типологический метод, позволяющий типологизировать исследуемые явления и процессы, системный анализ и синтез, историко-педагогическая интерпретация, методы экстраполяции и моделирования, аналогии, систематизации и обобщения. На заключительном этапе применялись ретроспективный метод, позволяющий рассматривать историко-педагогический процесс, двигаясь от более позднего периода к более раннему и наоборот, качественный и количественный анализы результатов ис следования, оценка выявленных тенденций в ретроспективном и перспективном планах.
Базовыми для опытно-экспериментальной работы на отдельных этапах исследования явились Ядринская национальная гимназия-интернат, чувашско-немецкая гимназия в селе Траки, Чебоксарский национальный лицей-интернат им. Г. Лебедева, гимназия Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова, чувашско-турецкий лицей.
Источники исследования:
• официальные документы (законы об образовании, национальные доклады о развитии образовательных систем, уставы и положения, определяющие порядок функционирования инновационных учебных заведений);
• архивные документы, исторические записки, отчеты о деятельности гимназий, лицеев и национальных школ в дореволюционный период, материалы Министерства народного просвещения России, педагогические журналы;
• историко-педагогическая литература по различным аспектам теории и практики развития школьного образования;
• учебно-программная документация (учебные планы и программы гимназий, лицеев, Симбирской чувашской школы и физико- математической школы-интерната г. Чебоксары);
• педагогическая периодика;
• отечественные и зарубежные энциклопедии, энциклопедические справочники и словари по вопросам образования;
• мемуарная литература.
Научная новизна и теоретическое значение исследования :
• предложен интеллектуально-нравственный подход к раскрытию сущности элитарности и на его основе уточнены понятия «элитарная школа» и «элитарное образование»;
• определены и научно обоснованы системно-векторный и исто-рико-эволюциониый подходы к исследованию элитарной школы;
• выявлены этапы развития элитарной школы, раскрыто содержание каждого этапа;
• обобщен опыт интеллектуально-духовного воспитания элиты в народной педагогике, Симбирской чувашской школы И.Я. Яковлева по воспитанию национальной элиты, раскрыты особенности развития элитарной школы в советский и постсоветский периоды;
• доказана особая миссия (определены цель, задачи, функции, роль и место) элитарной школы в национальной системе образования;
• обоснованы философская, психолого-педагогическая и социально-педагогическая основания построения элитарной школы;
• доказана идея плодотворности тесного взаимодействия элитарной школы с массовой школой и высшим учебным заведением;
• проанализированы общие и локальные тенденции развития элитарной школы в национальной системе образования, дана развернутая характеристика ее культурно-образовательного пространства;
• выявлены особенности становления элитарных школ в Чувашской Республике, доказана необходимость их совершенствования, определены перспективы и стратегия развития в контексте реализации Федеральной целевой программы «Одаренные дети» и Чу вашской республиканской президентской программы « Новая школа» .
Практическая значимость исследования определяется тем, что сформулированные педагогические идеи и оценки являются научно обоснованными рекомендациями для изучения истории, осмысления пути, пройденного элитарной школой и элитарным образованием, прогнозирования их дальнейшего развития. Выводы исследования могут быть использованы при разработке стратегии образования в Чувашской Республике и как региональный компонент в масштабах России, а также помогут при чтении лекций, проведении семинарских занятий в педагогических вузах и в системе последипломного образования, при разработке программ спецкурсов и спецсеминаров, учебных и методических пособий по проблемам развития отечественной и зарубежной школьной педагогики.
Материалы диссертационного исследования вошли в проект Закона об образовании Чувашской Республики, а также в республиканскую программу «Одаренные дети Чувашии».
Социально-экономическая и политическая значимость проведенного исследования определяется возможностью использования выводов в целях совершенствования организации учебно-воспитательного процесса с одаренными учащимися с учетом обеспечения социальной защищенности таких детей из семей с низким социальным статусом, обеспечения равных возможностей в получении элитарного образования в соответствии со способностями, что позволит избежать ошибок и прогнозировать развитие таких школ без катаклизмов.
О( ют1ыеположенш диссертации, выносимые на защиту:
1. Элитарная школа является интеллектуально-нравственной категорией, особый статус в национальной системе образования опре
деляют ее образовательную философию, приоритеты, концепции, типологию, структурные модели, направления дифференциации.
2. Системно-векторный и историко-эволюционный подходы к исследованию элитарной школы позволяют рассматривать ее как гуманитарную систему, обладающую векторным пространством, в котором объединены актуальные ориентиры развития входящих в нее подсистем, образующих в совокупности вектор системы. Взаи- модействия векторов системы (внешней среды) и подсистемы (элитарной школы) определяют направление развития каждого из
Щ них.
3. Семь этапов становления и развития элитарной школы обусловлены соотношением значимости индивидуальных и общественных ценностей, особенностями взаимодействия элитарной и массовой школ. Основными закономерностями саморазвития элитарной школы являются:
• возрастание вариативности элитарной школы в процессе про- ) грессивной эволюции;
• протекание эволюционных процессов элитарной школы в результате взаимодействия двух противоборствующих тенденций -тенденции к сохранению и тенденции к изменению наличного ее состояния и связей;
• зависимость вектора развития элитарной школы в относительно стабильных ситуациях от ее собственного состояния и внешних воздействий;
• зависимость вектора развития элитарной школы от влияния избыточных предадаптивных элементов системы, относительно независимых от регулирующего влияния и обеспечивающих саморазвитие при непредвиденных изменениях условий ее существования.
4. Опыт воспитания элиты в народной педагогике составляет философскую основу и консервативное ядро современной элитарной школы, Симбирская чувашская школа является моделью элитарной школы будущего, советский и постсоветский периоды служат уроком, предостерегающим от «крайних» вариантов развития.
5. Особая миссия элитарной школы в национальной системе образования определяется ее целью, задачами, функциями и выполняемой ролью. Целью элитарной школы является создание специальных, оптимальных условий, способствующих перерастанию природных предпосылок в незаурядные способности личности, обеспечение процесса ее физического и духовного формирования и социализацию в качестве элиты общества. В качестве подсистемы общества она отвечает за развитие неординарных личностей, способных стимулировать общественный прогресс в различных сферах человеческой деятельности. В национальной системе образования элитарная школа выполняет следующие функции: личностно-поддерживающую, социально-защитную, эталонно-нормативную, экспериментально-поисковую, ориентационную, селективную, интеграционную.
6. Элита и элитарная школа как оперативные подсистемы вносят в систему элемент изменчивости. Механизм защиты от деструктивных проявлений выражен народной мудростью, являющейся философской основой деятельности элитарной школы. Для неординарной личности подобный механизм заключен в развитии духовных способностей и формировании нравственных качеств, для элитарной школы - в ее функционировании и развитии на основе народной педагогики, на принципах гуманизма и демократии.
7. Оптимальное развитие национальной системы образования обеспечивается за счет налаживания гармоничных взаимоотгюше ний массовой, стремящейся реализовать адаптивные формы активности, и элитарной школ, (Плодотворно только развитие одного посредством другого. Чем выше развита массовая школа, тем больше амплитуда вариаций элитарной школы).
8. Культурно-образовательное пространство элитарной школы сложное структурное образование, охватывающее множество функциональных подсистем, объединенных единой целью. Основными ее составляющими являются люди школы, содержание и средства образования, внешние и внутренние связи.
9. Элитарная школа будет гармонично вписываться в национальную систему образования, получит дальнейшее развитие и удовлетворит принципам гуманизма при условии, если:
• не будет классово-сословной и обеспечит равенство в возможности получения элитарного образования вне зависимости от материального и социального положения родителей учащихся;
• за основу селективного отбора будут приняты только желание учащегося и его способности;
• в основе деятельности будет лежать народная педагогика, возрождающая вековые традиции элитарности духовного воспитания личности;
• органы управления обеспечат выполнение гарантированных Законом «Об образовании» прав граждан на образование;
• обеспечит тесное взаимодействие с массовой общеобразовательной школой и системой высшего образования.
Личный вклад соискателя. Исследование представляет собой результат многолетнего теоретического осмысления концептуальных основ элитарной школы и анализа ведущих тенденций ее развития в национальной системе образования в контексте общемирового развития.
На первом этапе (1989-1992 гг.) определялась тема исследования, степень ее разработанности в педагогической науке, изучались ис-торико-педагогическая литература и архивные источники по проблемам развития отечественной и зарубежной школы, анализировались законодательные акты и положения Министерства образования, регламентирующие содержание и порядок работы инновационных учебных заведений. Материалы, собранные на данном этапе, были использованы при разработке Закона «Об образовании в Чувашской Республике», при экспертизе проектов инновационных школ членами экспертной комиссии Министерства образования Чувашской Республики.
На втором этапе (1994-1996 гг.) разрабатывались концепция и методика исследования, анализировалась и обобщалась практика организации школ нового типа. В целях организации непосредственного изучения опыта становления элитарного образования в республике соискатель работал заместителем директора Ядринской национальной гимназии-интерната, осуществлял научное руководство республиканской педагогической экспериментальной площадкой на базе этого учебного заведения, участвовал в работе экспертной комиссии Министерства образования Чувашской Республики по аккредитации инновационных учебных заведений, консультировал руководителей образовательных учреждений на курсах повышения квалификации в Чувашском республиканском институте повышения квалификации, являлся членом рабочей группы по подготовке проекта Закона «Об образовании в Чувашской Республике».
Третий этап исследования (1997-1999 гг.) включал подготовку монографий «Элитарная школа в национальной системе образования», «Непрерывное образование: опыт совместной работы школы и вуза», «Элитарная школа: теория, опыт, перспективы», а также
теоретическое оформление результатов исследования в виде докторской диссертации.
Апробация и внедрение результатов исследования в практику осуществлялось путем публикаций, участия во Всероссийском конкурсе инновационных проектов, обсуждения материалов исследования на различных семинарах, совещаниях и конференциях.
Основные положения и идеи исследования составили основу проекта республиканской экспериментальной программы «Лидер», осуществляемой на базе Ядринской национальной гимназии-интерната, использовались в педагогической работе диссертанта в качестве доцента кафедры управления Чувашского республиканского института образования, на лекциях, семинарских и практических занятиях с различными категориями слушателей (заведующие рай-оно, директора и заместители директоров, учителя-предметники, социальные работники, педагоги-исследователи и др.) и заместителя директора гимназии-интерната.
По исследуемой проблеме или ее отдельным аспектам диссертант выступал с докладами на республиканском научно-методическом семинаре «Дифференцированное обучение физике и математике» ( Чебоксары, 1995), на международных научно-практических конференциях: Курск (1994), Чебоксары (1994, 1996, 1997), Москва (1998), а также с сообщениями на совещаниях руководящих и практических работников образования.
Опубликованность результатов. Основные положения диссертации нашли отражение в 36 публикациях автора. Из них: 3 монографии, 7 брошюр, 3 методических пособия и 23 статьи в научных сборниках и журналах, общий объем 77 авторских листов.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, общей характеристики работы, четырех глав, выводов, списка использованных источников и приложений. Объем текстовой части диссертации составляет 329 страниц. Объем, занимаемый списком использованных источников 23 страницы, приложениями - 48 страниц.
Элитарная школа и элитарное образование как проблема педагогического исследования
В отечественном общественном педагогическом сознании последние два десятилетия ознаменовались массовым пониманием того, что главная цель воспитания и образования состоит не столько в передаче и ассимиляции ценностей, знаний, умений, сколько в развитии внутренних свойств и духовно-нравственных качеств личности, индивида. Скорее всего, это положение будет определять образовательную политику следующего столетия. Как результат такого понимания в конце этого века в образовательном пространстве России появились альтернативные учебные заведения. Элитарные школы вызвали в обществе наибольший резонанс. Анализу ситуации вокруг элитарной школы и в ней самой посвящен данный раздел исследования, носящий в основном характер постановки проблемы. Современное образовании характеризуется двумя наиболее глобальными тенденциями: с одной стороны, дальнейшим движением по пути реформирования (в большей части уже по инерции), начатым в конце 80-х годов, с другой - серьезными финансово-управленческими недостатками (практически отсутствием реального управления процессами обновления образованием) в образовании, возрастанием его неуправляемости, связанной, прежде всего, с дальнейшим ростом кризисных явлений в обществе, тормозящих начатые реформы. Многие общественные институты в стране разрушены, новые только создаются, единственно стабильным, жизнеспособным оказалось образование. Несмотря на все проблемы реформируемого периода, оно продолжает двигаться, пусть медленнее, чем нам хотелось бы, но по пути реформ. Как говорит чувашская мудрость: « тавалла пулсан та малалла» (пусть в гору, но вперед).
Ключевой идеей реформы, получившей юридическое оформление в Законе Российской Федерации «Об образовании», явилась идея развития. Конечной целью реформ объявлялись «создание необходимых условий для развития личности; формирование и запуск механизмов развития и саморазвития системы образования; превращение образования в действенный фактор развития общества» [106. C.32J. В соответствии с целями ставилась задача создания учебных заведений, основанных на принципах демократизации и гуманизации образования; плюрализма, многоукладное и вариативности; национальной направленности; децентрализованности образовательной системы; открытости; дифференцированности и непрерывности.
Рассмотрение процесса реформирования и его результатов требует более подробного, специального исследования, вместе с тем анализ публикаций [27; 50; 90; 107; 249; 300 - 302; и др. и образовательной практики позволяет сделать вывод о том, что основным ее результатом стало предоставление педагогам почти полной свободы и самостоятельности. «Однако не все получившие свободу по объективным и субъективным причинам смогли ею воспользоваться во благо. Л потому немногие, «сильные» прежде всего, школы стали еще сильнее, а большинство обычных и заурядных - еще слабее. И хотя массовая школа превратилась «камеру хранения» детей малоимущих родителей, инновационная школа и новые типы учебных заведений стали процветать, доказав своей практикой тезис о том, что реализация названных программой реформы приоритетных ценностей образования в принципе возможна» [297. С.32], Во многом соглашаясь с такой, типичной для многих авторов, оценкой образовательной ситуации, следует отметить, что резкая дифференциация школ и возможностей учащихся в последнее время еще более усилилась.
Среди различных типов инновационных школ наибольшее внимание общественности привлекла элитарная школа. Она, исключенная из национальной системы образования в начале века как несоответствующая новой идеологии из-за сословности, в конце века вновь легализовалась в силу необходимости создания условий для развития способных и одаренных учащихся. Элитарная школа, по сути новое явление для современной педагогики из-за разрыва связей с прошлым, скудностью наработанной практики и отсутствием современных теоретических исследований, не может оставаться вне поля зрения общественности. Более того, разный смысл, вкладываемый в понятия «элита», «элитарная школа», «элитарное образование», приводит к разночтению явлений. Рассмотрение проблем элитарной школы в печати носит в основном публицистический характер. Наибольшие разногласия по вопросам элитарной школы и элитарного образования возникают в связи с рассмотрением этих явлений с идеологически полярных точек зрения. И сама элитарная школа, ввиду своей явной «молодости», пока крайне неоднородна, трудно очертить границы расхождения во взглядах какая школа элитарная, какая - нет.
Опыт интеллектуально-духовного воспитания национальной элиты в народной педагогике
Понять смысл элитарности, раскрыть эволюцию не только самого понятия, но и процессов, связанных с ней, в контексте исторического развития - такова основная задача исследования. Решение ее не представляется возможным без исследования первоосновы, на которой далее происходило формирование элитарной школы, а именно народной системы воспитания национальной элиты. Важным представляется рассмотрение элитарности не только с точки зрения результата, но и как условия и процесса. Данный параграф посвящен освещению этих проблем исследования.
Во все времена общество было заинтересовано в формировании творческих, незаурядных личностей. В зависимости от уровня развития общества и преобладания в нем определенных тенденций менялись степень и специфика востребованности в людях, проявляющих неординарные способности. К примеру, страна, находящаяся в постоянных военных действиях, нуждалась прежде всего в грамотных полководцах, а с наступлением мира и процветания возрастал спрос на людей, проявляющих способности к наукам, литературе искусству и т. д.
К выдающимся личностям на протяжении всей истории человечества было неоднозначное отношение. История знает немало примеров, когда гении «купались» в триумфе и славе, но платили ценою собственной жизни за свои убеждения и мысли. Такое отношение к ним можно объяснить тем, что деятельность выдающихся личностей, творцов нового неизбежно ведет к нестабильности, к изменению культуры и общественных отношений во всех сферах. Эта работа необходима для прогрессивного развития социума, культуры, но по отношению к обществу, к его цели сохранения стабильности она может выступать как необщественная, хотя и не как антиобщественная.
Несмотря на все противоречивые процессы в историческом развитии, смену одних общественных отношений другими, пристальное внимание общественности к людям с незаурядными способностями остается неизменным. Наиболее ярко это проявляется в народной педагогике. Чтобы понять причины такого явления, следует обратиться к исследованию глубинных корней народной педагогики.
Педагогическая культура каждого народа отражает его многовековую историю, которая накладывает неповторимый отпечаток на национальную систему воспитания. Природно-климатические и рельефные условия, диффузные соседские отношения с другими культурами, устоявшиеся традиции, степень открытости и устойчивости сообществ и другие факторы напрямую влияют на формирование национальных особенностей в воспитании. Данное положение выделял и К.Д. Ушинский, который отмечал, что «воспитательные идеи каждого народа проникнуты национальностью более, чем что-либо другое» [291. С. 160]. Не учитывать это обстоятельство мы не имеем права, поэтому наша работа направлена в основном на изучение опыта воспитания национальной элиты в народной педагогике чувашей.
Такой подход не снижает качества исследования и не сужает рамками действия выявленных механизмов и закономерностей одной нацией. Общность педагогических воззрений народов, объясняется сходством объективных условий жизнедеятельности, общечеловеческими целями рождения и воспитания детей, психофизиологическим единообразием людей, взаимодействием народов и взаимовлиянием культур, поэтому возможно расширенное толкование выявленных закономерностей.
В педагогических традициях прослеживаются все важнейшие этапы исторического пути чувашского народа. Ее следы сохранились в языке, материальной и духовной культуре, повседневном быту. Каждый исторический этап, начиная с обозримого прошлого, оставил свой неизгладимый след.
Чувашская педагогическая культура своими корнями уходит к древним тюркам, проживавшим в центральной Азии в окружении монгольской, маньчжуро-тунгусской, угорской и древнекитайской этнической среды. Доказательством тому является вхождение чувашского языка в болгарскую группу западногуннской ветви тюркских языков. Во II веке дрсвнебулгарские племена вместе с гуннами перекочевали в Восточную Европу, в IV - V веках предки чуваш -сувары жили в степях Северного Кавказа. В Среднее Поволжье они переселились в VII - VIII веках. Все это, естественно, отразилось на педагогической культуре чувашского народа, на ее особенностях.
В разные периоды истории национальная педагогическая культура отличалась своими системными параметрами, что дает нам право условно разделить его на этапы. Исследуя истоки педагогической культуры чувашского народа, Т.Н. Петрова выделяет четыре наиболее отличительных этапа становления педагогической мысли:
Народная мудрость как философская основа элитарной школы
Для отечественной науки обращение к исследованию элитарной школы достаточно болезненно, поскольку сопряжено с разработкой новой концепции, как минимум, на уровне философии, педагогики и социологии. Отсутствие в науке адекватных теоретических знаний не может не сказаться на качестве нашего исследования. Вместе с тем выявляемые эмпирические факты и закономерности развития элитарной школы могут быть полезными в организации практической деятельности учебных заведений и обогатят педагогическую теорию. В данном параграфе предпринята попытка подступиться к философским проблемам элитарной школы. Анализ сущности элитарного образования и роли элиты в обществе подтвердил положение о том, что народная мудрость воспитания является философской основой деятельности элитарной школы по воспитанию элиты общества.
В работах философов К.А. Абульхановой-Славской, B.C. Библе-ра, И.С. Кона и других раскрываются проблемы становления человека как субъекта собственной жизнедеятельности, автора и творца произведений и продуктов культуры, роль и место личности в общественных процессах. Философские вопросы образования как фактора развития личности, ее индивидуальности нашли отражение в работах многих современных исследователей [16; 68; 79; 80; 168; 178; 230; 273; 275 и др.]. Вместе с тем элитарная школа высветила целый ряд философских проблем как в области образования, так и в сфере деятельности элиты общества. Поэтому имеет смысл особо остановиться на некоторых общих философских проблемах элитарного образования.
В поисках сущности элитарного образования следует исходить, во-первых, из сущности человека, ибо образование имеет дело с человеком, и ,во-вторых, из сущностного состояния культуры и общества, на поддержание стабильности и изменчивости которого ориентирован институт образования. (В свою очередь, как будет показано далее, сама элитарная школа выступает в качестве оперативного элемента системы образования.) Таким образом, необходимо развести понятия образования как процесса, направленного на созидание (т.е. образовывание) человека, проявление его потенциальных, неординарных способностей, яркой индивидуальности, и образования в лице элитарной школы как социального института, который имеет целью выполнение конкретного социального заказа на элиту общества, чтобы общество динамично развивалось.
Образование ориентировано на человеческую сущность. Сущность человека определяется в его основных формах общения с миром: биологической, социальной и духовной. Та форма общения с миром, которая есть только у человека и не встречается в остальном природном мире, среди этих трех является главной. Таковой не может быть биологическая, не может быть и социальная, поскольку зачатки социальности есть и в природе (общественные насекомые, стаи, рой, стада и др.). Следовательно, сущностной, главной формой общения человека с миром оказывается духовная. Человек - единственное существо, которое находит и осознает себя в вечности существовавшего и существующего мира. Приобщенный к вечности, он предстает духовным существом, обладающим внутренним миром, сознанием и осознанием себя. Свое стремление к вечности человек пытается реализовать в потомстве, в произведениях искусства, литературе, архитектуре и т.д. Духовность есть человеческая сущность, и образование как созидание человека должно быть созиданием его духовности.
Философское понятие «духовность» многозначно. Философия образования выделяет следующие трактовки духовности. С «духовным», «духовностью» в человеке всегда связывали устремленность к «возвышенному», идеалам, высшим ценностям, нравственным императивам, «постоянный возврат человека к человеческому в себе, к тому, что есть человеческое долженствование» [273. С. 18]. Духовность трактуется и как способность создавать внутренний мир, мир идеальных сущностей - индивидуальных смыслов, способность, изначальна присущая человеку как природному существу. Опираясь на индивидуальные смыслы, человек преодолевает жесткость жизненной ситуации, вырывается из прагматического плана в решении жизненных проблем, готов подняться из состояния повседневности в сферу истинно человеческого.
Духовность сообщает человеку и его жизни отличные от природного существования черты, благодаря которым он приобретает непохожесть и неповторимость в обществе. В этом - его тайна, дающая ему истинно человеческую и в каждом случае уникальную индивидуальную сущность. Чем ярче выражена индивидуальность, чем богаче его содержательность, тем разнообразнее и плодотворнее проявление личности. Духовность сообщает ему неизменность, постоянную возможность самосозидания, постоянного творчества -жизнетворчества. В этом подлинное содержание человеческой жизни. «Человек творит себя из окружающего, вторит себя как духовное существо. Его жизнь становится постоянным стремлением, становлением, созиданием» [9. С.20].
Концептуальные особенности моделей элитарных школ
Одним из основных показателей развития любой гуманитарной системы является, как уже неоднократно отмечали, спектр ее проявлений - вариативность. Искусственное выравнивание любых систем (людей, школ, нации), вместо того чтобы дать простор их разнообразию, тормозит социальный прогресс. Происходящие в России изменения дали шанс созданию такой системы,образования, которая своим разнообразием расширяет возможность выбора каждой личностью своего жизненного пути. Задача государственной политики в области образования заключается в том, чтобы сохранить и укрепить вариативность в качестве основного принципа, и самое главное, обеспечить всем гражданам право на образование, закрепленное в Законе «Об образовании». Вариативность во благо личности, а не во вред - таким должен быть основной принцип новой образовательной политики. Вариативность системы образования предполагает разнообразие не только типов и видов школ, но концепций внутри видового состава. Вариативность в образовании не замыкается рамками школы, она предполагает разнообразие стратегий построения развивающего образа жизни, различных культурно-образовательных пространств. Наблюдаемая в сегодняшней практике широта диапазона подходов к элитарному образованию говорит о высочайшей культуре ученых и практиков. Данный раздел посвящается рассмотрению различных вариантов концепций элитарной школы.
Вариативность в образовании представляет собой образование, апробирующее иные необщие пути выхода из создавшегося положения, предоставление личности возможность выбора своей судьбы. В отличие от альтернативного вариативное образование не просто заменяет принятые нормы образования антинормами, а помогает личности обрести иные пути понимания и переживания знаний в изменяющемся мире. В ходе вариативного образования ребенок приобщается к культуре, т.е. овладевает способами мышления и способностями, посредством которых люди на протяжении многих веков строили мировую цивилизацию.
Эволюция учебных заведений по вариативным линиям делает национальную образовательную систему более гибкой и устойчивой к разным переменам. Она позволяет развивающейся элитарной школе менее конфликтно реализовать свои цели в мире вариативного образования, а не кидаться из крайности в крайность. Появление широкого разнообразия элитарных школ не только нормальное, но и необходимое явление. Пользуясь формулой Н.А. Бернштейна «задача рождает орган», можно сказать, что на современном этапе динамичных перемен задачи развития приводят к такой дифференциации образования, которая обеспечивает интеграцию в единую национальную образовательную систему широкий спектр разнообразных школ. Особый интерес среди них вызывает вариативность элитарных школ.
Не претендуя на полноту раскрытия всего спектра разнообразия концептуальных подходов (на данном этапе практически это сделать невозможно), рассмотрим на примере системы образования Чувашской Республики наиболее значимые, с нашей точки зрения, варианты национальной элитарной школы. Свой выбор на данном регионе России мы остановили потому, что здесь проводился основной этап исследования, а также потому, что регион имеет особенности, которые вынуждают политиков и общественных деятелей к обратить более пристальное внимание на проблемы образования.
Особенности экономико-географического положения, природ-но-сырьевой обеспеченности (скорее, необеспеченности) экономической инфраструктуры Чувашской Республики, наверное, как ни в одном другом регионе России, способствуют превращению человека в решающий фактор развития. Концепция развития республики основывается на идее возведения образования в ранг национального приоритета. Динамичное и опережающее развитие образования рассматривается как один из основных элементов социально-экономического и культурного развития республики, как эффективное средство в переориентации общества на интересы личности. Подчеркивается необходимость проведения государственной политики в области образования на принципах демократизации, предполагающих государственно-общественный характер управления образованием, открытость, гибкость, направленность на осуществлениє права всех граждан на образование, свободу выбора типа и вида образовательного учреждения, форм и языка обучения, а также независимость образовательных учреждений при определении стратегии развития; ориентации школы на интересы личности, признании общественной ценности индивидуальности, определении приоритетных национальных и общечеловеческих культурных ценностей, обеспечении свободного развития творческой личности, воспитании гражданственности и патриотизма, многогранном развитии духовного потенциала, формировании культурных качеств личности; на необходимости развития вариативности образовательных систем, перевода школы от реализующей идею информационно-репродуктивного обучения к школе, воспитывающей личность, которой присущи новаторство и творчество, самостоятельность мышления и восприимчивость к новому, личность, которая способна решать возникающие проблемы и приспосабливаться к условиям постоянно развивающегося общества [170. С.291-292]. Особенности региона наиболее отчетливо отражаются на социальном заказе, принимаемом элитарной национальной школой, которые являются объектом нашего исследования.