Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Эволюция хорового творчества композиторов Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии Бутенко, Андрей Николаевич

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бутенко, Андрей Николаевич. Эволюция хорового творчества композиторов Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.09 / Бутенко Андрей Николаевич; [Место защиты: Сарат. гос. консерватория им. Л.В. Собинова].- Саратов, 2013.- 173 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-17/63

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Одной из центральных проблем современного музыкознания, требующей всестороннего научного изучения, является исследование музыкальной культуры российских полиэтнических регионов и национальных автономий. Музыкальное академическое и народное искусство Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии находится в сфере внимания современного музыковедения. Исследованию традиционного музыкального фольклора кабардинцев и черкесов, балкарцев и карачаевцев, а также музыкальной культуры данного региона в XX веке посвящены ряд работ в области этномузыкологии и истории национального музыкального искусства. В последние два десятилетия были проведены объёмные научные исследования, раскрывающие эстетическую и художественную ценность, а также многогранность национальной музыкальной традиции указанных регионов.

Наименее исследованной областью музыкальной культуры Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии остаётся профессиональное хоровое искусство и композиторское творчество в академических жанрах хоровой музыки. Несмотря на значительные художественные достижения национальных композиторов, их хоровое творчество ещё не нашло должного освещения в исследовательской литературе и необходимого аналитического обобщения. В многонациональных регионах Российской Федерации настоящее время отмечено заметным ростом общественного интереса к изучению аутентичного, а также профессионального художественного искусства так называемых «малых» народов, сохранению самобытного культурного достояния. Государственная культурная политика направлена на улучшение динамики данного процесса. Исходя из этого, исследование хорового творчества композиторов Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии представляется обоснованным, закономерным и перспективным.

В отдельных статьях и монографиях рядом авторов (Г. Поляновский, Д. Кабалевский, Б. Ашхотов, А. Дауров, В. Молов, Х. Хавпачев, В. Кодзоков, Л. Темирканова, Л. Вишневская, Л. Кумехова, А. Мишаева, Г. Гринченко, М. Мидова) рассматривались проблемы становления и развития в Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии профессионального композиторского творчества. При этом их научные интересы не были направлены на системный подход в исследовании деятельности композиторов в академических хоровых жанрах. Это вызывает необходимость целенаправленного и всестороннего рассмотрения данной области музыкального искусства в историческом, социокультурном, аналитическом аспектах, выявления условий эволюции профессионального хорового творчества, особенностей стилистики хоровых сочинений национальных композиторов, их художественных приоритетов.

Хоровое творчество композиторов Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии является одним из основополагающих видов профессионального искусства в республиках и рассматривается в данном исследовании в аспектах:

– культурного феномена;

– вида художественного творчества, сформировавшегося и функционирующего под значительным воздействием традиций национального фольклора, а также в соответствии со стилистическими основами и правилами академической музыкальной культуры;

– объекта претворения элементов традиционного музыкального фольклора, взаимопроникновения и симбиоза различных этнических музыкально-исполнительских традиций;

– процесса взаимодействия музыкального образования, композиторской и концертно-исполнительской деятельности.

Объектом исследования является хоровое творчество композиторов Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии.

В качестве предмета исследования выступает эволюция хорового творчества композиторов Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии.

Материал исследования составили хоровые сочинения А.-А. Байрамукова, А. Байчекуева, М. Балова, В. Барагунова, Т. Блаевой, А. Даурова, А. Казанова, Х. Карданова, В. Молова, Б. Темирканова, М. Туаршева, Д. Хаупа и других композиторов, написанные в 1950-2010-е годы.

Целью исследования является выявление стилистических особенностей хорового творчества национальных композиторов, рассмотрение в нём форм традиционного музыкального искусства и современного профессионального авторского письма.

В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие задачи:

– определить социокультурные факторы, способствовавшие возникновению и развитию профессиональной хоровой культуры Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии;

– отметить основные тенденции становления и развития композиторского хорового творчества 1950-2010-х годов;

– выделить характерные черты традиционного песенного искусства адыгов, балкарцев и карачаевцев, оказавшие значительное влияние на формирование композиторского мышления в хоровых академических жанрах;

– рассмотреть особенности претворения национального фольклора в профессиональной хоровой музыке композиторов Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии;

– проанализировать стилевые особенности хоровых произведений малых и крупных форм;

– выявить стилевую специфику современного творчества национальных композиторов.

Методологическая основа исследования. Использование при изучении хорового творчества композиторов Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии комплексного системного подхода, позволяет рассматривать объект исследования с точки зрения истории, музыкальной фольклористики, искусствоведения, общего музыкознания, культурологии и филологии. Это обусловливает междисциплинарный характер исследования хоровых сочинений композиторов Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии, который выявляет основные принципы претворения национального фольклора и формирования академических жанров в хоровой музыке. Важным методом представляется этнокультурный подход, который даёт возможность рассматривать академическое хоровое творчество как совокупность и взаимодействие музыкально-эстетических культур различных этносов. Использование культурологического метода позволяет исследовать хоровое творчество композиторов Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии как важную составляющую музыкального искусства на региональном и общероссийском уровне.

Основополагающими для диссертационного исследования являются ключевые аспекты проблем: «композитор и фольклор», «претворение традиционного фольклора в академическом музыкальном искусстве», «становление и развитие национальных композиторских школ», рассматриваемые в трудах Н. Гариповой, Е. Гогиной, Г. Головинского, И. Даниловой, М. Дрожжиной, И. Земцовского, Л. Ивановой, А. Кабисовой, А. Маклыгина, Е. Скурко, Н. Чепниян, Н. Шахназаровой и других. При работе над диссертацией автор обращался к исследованиям Б. Ашхотова, З. Батруковой, Т. Блаевой, Л. Вишневской, И. Жордания, Б. Кардановой, Л. Канчавели, З. Налоева, Р. Ортабаевой, А. Рахаева, А. Соколовой, Ф. Хараевой, Г. Чича, посвящённым изучению адыгского, балкарского и карачаевского традиционного музыкального фольклора, а также песенно-хоровой культуры всего кавказского региона.

Анализ хоровых и симфонических партитур был проведён на основе методологических концепций, изложенных в работах Н. Аносова, Н. Зряковского, Л. Мазеля, Е. Ручьевской, В. Холоповой, В. Цуккермана, М. Чулаки. При решении вопросов, связанных с классификацией традиционных песенно-хоровых фольклорных жанров, а также академической хоровой музыки, использовались теоретические положения трудов Б. Ашхотова, Л. Вишневской, О. Коловского, Е. Назайкинского, Ю. Паисова, А. Рахаева, А. Сохора.

Научная новизна исследования. В данной работе впервые:

– целостно исследуется профессиональное хоровое творчество композиторов Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии в период 1950-2010-х годов как культурное явление отечественного музыкального искусства;

– определяется система жанров академической хоровой музыки, в рамках которой работают национальные авторы;

– на примере комплексного анализа хоровых произведений малых и крупных форм выявляются стилевые закономерности письма композиторов Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии.

Положения, выносимые на защиту:

– хоровая музыка является приоритетным направлением творчества композиторов Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии, так как именно в ней отчётливо проявились основные факторы, связанные со становлением и развитием в регионе профессионального музыкального искусства;

– в профессиональном хоровом творчестве национальных авторов доминирующее значение приобрели традиционные ансамблевые формы исполнительства, основанные на принципах народного многоголосия;

– особенности стилистики хоровых сочинений проявляются в претворении и переинтонировании элементов традиционного музыкального фольклора, а также в воплощении форм современного профессионального авторского письма.

Теоретическая значимость. Результаты данного исследования восполняют определённые пробелы в музыкознании, касающиеся анализа процессов формирования профессиональной хоровой культуры в Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии, становления и развития композиторского творчества, а также авторского претворения традиционного фольклора и его оригинальной интерпретации в академической музыке. Содержащийся в работе аналитический материал и выводы по каждому разделу могут послужить исходным материалом для дальнейшего изучения профессиональной музыки Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии, а также обобщающих исследований о музыкальной культуре северокавказского региона.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в возможном использовании его материалов в курсах гуманитарных дисциплин в образовательных учреждениях Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии в качестве специально-профильного и регионального компонентов. Итоги данного исследования послужат дополнительным источником при исполнительской деятельности хоровых коллективов, хормейстерской работе, в практике профессиональных и самодеятельных композиторов.

Апробация работы была проведена на кафедре народного пения и этномузыкологии Саратовской государственной консерватории (академии) имени Л.В. Собинова (2010-2013), где обсуждались её теоретические и практические аспекты. Результаты исследования были изложены в форме докладов и выступлений на научно-практических конференциях: III Всероссийские научные чтения, памяти Л.Л. Христиансена (Саратов, 2010), IX Всероссийская научно-практическая конференция аспирантов «Актуальные вопросы искусствознания: музыка – личность – культура» (Саратов, 2010), XI Всероссийская научно-практическая конференция студентов и аспирантов «Актуальные вопросы искусствознания: музыка – личность – культура»в рамках всероссийского фестиваля науки (Саратов, 2012), Всероссийские научные чтения «Проблемы художественного творчества», посвящённые Б.Л. Яворскому (Саратов, 2012), IV Всероссийские научные чтения, памяти Л.Л. Христиансена «История, теория и практика фольклора» (Саратов, 2012), Всероссийская научно-практическая конференция аспирантов «Слово молодых учёных» (Саратов, 2013).

Структура диссертации. Диссертация состоит из Введения, трёх глав, Заключения, библиографического списка и приложения.

Похожие диссертации на Эволюция хорового творчества композиторов Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии