Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Свет как духовная парадигма творчества композитора Александра Изосимова Климова, Наталия Викторовна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Климова, Наталия Викторовна. Свет как духовная парадигма творчества композитора Александра Изосимова : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.09 / Климова Наталия Викторовна; [Место защиты: Сарат. гос. консерватория им. Л.В. Собинова].- Тамбов, 2012.- 228 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-17/60

Введение к работе

Актуальность темы. Творчество петербургского композитора Александра Изосимова (р.1958) открывает новую страницу в истории музыки России конца ХХ и начала ХХI веков. Музыкант, поэт, мыслитель, Изосимов представляется личностью, чьи позиции в искусстве предельно ясны и беспредельно высоки. Его произведения не эпатируют слушателя, не следуют за модой, но и не остаются в рамках традиции. Музыка А. Изосимова – феномен особого рода, она уводит в забытый мир подсознания, мир духовных реалий и переживания человеком собственного «Я» как частицы метаистории. В этом духовном мире есть Свет, есть картины «воления», зовущие к его постижению, и есть Тьма, Зло. Музыкальные экспрессии, лишенные всякого украшательства, воспроизводят в его сочинениях процессы незримые, скрытые от обыденного сознания. Направленные интуицией художника, они являются эманациями духовных реалий, путь к которым указан выдающимися музыкантами, художниками, поэтами всех времен и поколений – от Р. Шумана, Р. Вагнера до А. Шёнберга, К. Дебюсси, О. Мессиана, Г. Уствольской и С. Губайдулиной; от Рафаэля, Леонардо да Винчи до П. Клее, П. Филонова, О.Редона, Р. Делоне; от Данте, И.В Гёте, Новалиса, А. Белого до Д. Андреева и Арс. Тарковского.

Свет – один из главных источников творческой рефлексии композитора. Его происхождение связывается с глубоко этической духовно-христианской природой, с категориями Добра, Истины, Любви.

На рубеже ХХ–ХХI веков, когда трансформации в искусстве поставили под вопрос само понятие искусства, всё более отчетливо обнаруживается утрата его глубинных духовных оснований. Присущие классическому искусству Гармония, Совершенство, Красота в большинстве произведений теряют своё значение. Искусство всё чаще перестает быть выражением и носителем Духа, а такое искусство, как утверждает Ю. Холопов, бесплодно.

Отмеченные процессы характерны и для современного музыкального искусства. Между тем, несмотря на их очевидность, в пространстве художественного всегда существовали личности, в творчестве которых духовная составляющая занимала определяющее место. Более того, есть основания утверждать, что в отечественном музыкальном искусстве всё явственнее обнаруживается тенденция к усилению данной составляющей. На это обращает внимание Ю.Холопов. Ушедший XX век новой музыки и Новейшее время XXI века он связывает с эпохой «гигантского перелома в эволюции музыки, самой её сущности, в развитии культуры, чуть ли не самой сущности человека».

Эти знаменательные мысли ученого, изложенные в одной из его последних работ, отмечены глубиной и прозорливостью: исследователь высказывает предположение о «девальвации антропоцентризма и движении далее к утверждению космизма как закономерного результата отвержения “слишком человеческого”». Продолжим цитату и отметим авторский комментарий понятия космизма как «слияния с эманацией первоединого (почти по Плотину) посредством вибрации-воли с их периодичностью», которое “актуализирует отодвинутое в миф 2500-летней исторической плитой рационализма ощущение Музыки сфер и Мировой гармонии (с большой буквы)”». С этих позиций особое значение и актуальность приобретает исследование творчества композиторов, в произведениях которых указанная связь искусства с духовными основаниями Бытия обнаруживается отчетливо.

Одним из проявлений этой зарождающейся тенденции к Духу является творчество Александра Изосимова, которое избрано в качестве объекта диссертационного исследования. Духовное в творчестве композитора сопряжено с феноменом Света. В устных высказываниях музыканта, его статьях этот термин отчетливо не артикулирован. Однако отдельные мысли, приведённые в исследовании, пояснения, программа сочинений, данная автором, а также многолетние наблюдения над творчеством композитора и накопившийся аналитический материал дают основание для исследования именно в этом аспекте.

Поэтому предметом исследования выступает световое начало как составляющая творчества А. Изосимова.

Цель исследования – обосновать смыслообразующую роль Света в произведениях А. Изосимова.

Материалом исследования послужили инструментальные произведения (Квартеты № 1, 2, Соната для виолончели и фортепиано, Соната для фортепиано, фортепианный цикл «Превращение», композиции для разных инструментальных составов); балет «Цветок Белого Лотоса»; два вокальных цикла; «Сопереживание Душе» для хора a cappella; действо для хора, оркестра и органа «Иаония. Благодарность Жизнедателю».

Задачи исследования:

проанализировать интеллектуально-духовные истоки творчества Изосимова;

обосновать характеристику Света как метафизической составляющей творчества композитора;

выявить формы выражения светового начала в музыке Изосимова;

осуществить дескрипцию метода «дышащего лада», выступающего одним из основных средств выражения Света;

раскрыть имагинации Света и Тьмы в произведениях Изосимова.

Основная гипотеза исследования: творчество Изосимова является воплощением идеи Света как выражения Духа.

В качестве методологической основы исследования в работе выступают культурно-исторический, онтологический, феноменологический подходы, а также методы специально-научного (музыковедческого) анализа произведений. В рамках культурно-исторического подхода осуществляется обращение к культурным пластам (интеллектуальным, художественным), выступающим в качестве истоков творчества А. Изосимова. С позиций онтологического подхода оказывается возможным выявление в творчестве композитора метафизической составляющей, выраженной в феномене Света. Феноменологический анализ выступает в работе в качестве инструмента постижения смысла музыкальных произведений. Методы музыковедческого анализа позволяют выявить художественные формы реализации замыслов композитора.

Ценными с методологической точки зрения оказались концепция метаморфоз И. Гёте, феноменология музыки А. Лосева, литературоведческий анализ О. Мандельштама. Определённую роль в философском осмыслении музыкального творчества сыграли работы З.В. Фоминой.

Теоретическое обоснование выдвинутых в работе положений обусловило обращение к музыкально-теоретическим системам XX века (И. Стравинский, О.Мессиан, Д. Лигети, К. Штокхаузен, С. Губайдулина, А. Шнитке).

В аналитических разделах диссертации особую методологическую значимость имеет обращение к фундаментальным музыкально-теоретическим трудам отечественных музыковедов Б. Асафьева, К. Зенкина, М. Катунян, В. Медушевского, Е. Назайкинского, А. Соколова, Ю. Холопова, В. Холоповой.

Важную роль для понимания Света в работе сыграли труды, в которых имеет место теоретическая экспликация Света: Свет как краска гармонического языка (Т. Левая), Свет как сакральный мифопоэтический код (Г.Дауноравичене, М. Катунян, Е. Булычева, Н. Поспелова, В. Ценова, И. Скворцова, Ю.Петровская), религиозная трактовка Света (Н. Бекетова, Н. Гуляницкая, А.Ковалев, Н. Кулыгина, В. Медушевский, Е. Науменко, Ю. Паисов, Н.Парфентьева, Н. Парфентьев, М. Рахманова, В. Холопова, В. Шуранов), концепция светомузыкального синтеза (И. Ванечкина, Б. Галеев, О. Пахомова, Е. Тахо-Годи), Свет как онтологическая сущность (И. Гёте, Р. Штейнер, А.Белый, С.О. Прокофьев), Свет как метафора (Т. Федченко, Ю. Холопов, В. Холопова).

Погружению в исторический контекст художественно-стилевых тенденций развития музыкального искусства XX – начала XXI веков помогло изучение работ Л. Акопяна, Г. Григорьевой, А. Демченко, С. Савенко, А.Соколова, Ю. Холопова, В. Холоповой, В. Ценовой, Т. Цареградской и др.

Отдельную область составили комментарии и размышления о творчестве и технике композиции выдающихся музыкантов – К. Дебюсси, Б. Бартока, А.Берга, П. Булеза, И. Вышнеградского, Н. Вустина, С. Губайдулиной, Г.Малера, В. Мартынова, С. Прокофьева, И. Стравинского, Г. Уствольской, А.Шёнберга, К. Штокхаузена и др., что помогло выявить индивидуальные черты метода композитора и его мышления. Всестороннее исследование композиторского метода потребовало концентрации на проблемах тематизма (Е. Назайкинский, М. Арановский), интонационно-ладового и гармонического анализа текста (Д. Гойови, Н. Гуляницкая, Е. Бершадская, Л. Дьячкова, Л.Саввина, И. Степанова, Ю. Холопов, Ю. Кон, Е. Трембовельский), жанра и стиля (Е. Назайкинский, М. Лобанова, Г. Григорьева), полифонического письма XX века (Т.Франтова, И. Кузнецов, Ю. Холопов).

В ходе исследования была также использована информация из смежных искусств по вопросам феномена света, содержащаяся в работах Д. Андреева, А.Белого, И. Гёте, И. Иттена, В. Кандинского, К. Свасьяна, Арс. Тарковского, П. Филонова.

Особо следует оговорить обращение к идеям антропософии Р. Штейнера (Р. Штайнера). Антропософия не является теоретическим основанием диссертационного исследования. Она выступает в работе как объект научного анализа в связи с ее особой ролью в структуре интеллектуально-духовных источников творчества А. Изосимова.

Терминологический аппарат. Одним из ключевых понятий диссертационной работы является метаморфоза (от греч. мetaмежду, после, вслед за и morpheформа) – превращение форм, изменение. Оно рассматривается как идея органического роста, развития, способная воспроизвести бесконечный процесс умирания-рождения, смерти-жизни, на котором основаны законы природы. Подобное толкование термина восходит к естественнонаучным трудам И.В. Гёте, идеям немецких романтиков, мыслям о музыкальном искусстве А.Веберна. В музыковедении понятие метаморфозы иногда связывается с методом монотематизма (О. Ярош). В данной работе процесс метаморфозы рассматривается в соответствии со стадиями духовного светового перевоплощения в произведениях Изосимова: рождением Света из Тьмы, превращением Тьмы в Свет – с состояниями, исключающими вторичное появление, а, следовательно, необратимыми.

Стадиальность световых фаз постигается через состояние созерцания, медитативности и выхода за пределы чувственного представления, что связывается с имагинативным восприятием. В отличие от традиционного чувственного, имагинативное есть ощущение образов, имеющих духовно-душевные причины. Это не реально-конкретное представление в системе сложившихся в музыковедении кодов, а созерцание «за-кодовых» сверхчувственных ощущений. Восприятие музыки А. Изосимова происходит в результате погружения в состояния, вызванных наблюдением превращений данных «образов».

Одним из основополагающих принципов творческого мышления композитора является полярность (от греч.polos небесный свод над полюсами), понимаемая как единство взаимно обусловленных и дополняющих друг друга противоположностей. Мысль о полярности мирового бытия и всего происходящего в мире, представленная в работах Гёте, Шеллинга, в антропософии Р. Штейнера, С.О. Прокофьева, в музыке Изосимова приобретает характер универсальной категории, определяющей взаимодействие содержания и формы, образование ладогармонических, ладоинтонационных, темброритмических параметров целого.

Научная новизна диссертации состоит в том, что в ней впервые осуществлен искусствоведческий анализ творчества композитора А. Изосимова в контексте философско-культурологических парадигмальных оснований. Основные элементы новизны представлены в следующих пунктах:

раскрыты интеллектуально-духовные истоки феномена Света в творчестве Изосимова, важнейшее место, среди которых занимают идеи антропософии Р. Штейнера и архетипы исторической и культурной памяти;

обоснована характеристика Света как метафизической составляющей творчества композитора;

определены формы выражения светового начала в музыке Изосимова;

осуществлена дескрипция метода «дышащего лада» в произведениях композитора;

раскрыты и проанализированы имагинации Света и Тьмы в произведениях Изосимова.

Практическая значимость исследования заключается, прежде всего, в том, что оно способствует приращению знаний о развитии современного отечественного искусства, углубляет представления о композиторской практике на рубеже ХХI века. Полученные в работе результаты могут быть использованы в процессе преподавания вузовских курсов Современной музыки, Теории современной композиции.

Основные результаты и положения, выносимые на защиту:

1. Основополагающие, глубинные установки творчества композитора А.Изосимова сформировались в значительной степени под влиянием идей антропософии Р. Штейнера и, прежде всего, идеи Света как носителя Духа. Путь к Свету через познание тайны Зла – одна из основополагающих идей антропософии – воплощена в произведениях композитора.

2. Свет является отражением внутреннего «Я» композитора, имплицитно несущего архетипы исторической и культурной памяти: новое авторское «слово» одухотворено живой памятью культуры. Минуя набор интертекстуальных приемов – аллюзий, цитат, стилизаций, его музыка пробуждает забытые ощущения гармоничного, совершенного, исходящего из великого временного потока музыкальной истории.

3. Свет является генерирующим началом творчества Изосимова. Свет представляется духовной универсалией жизни и творчества композитора, необходимым компонентом его музыкального мышления. Свет – сверхидея, программа произведения и одновременно «доструктурная» единица замысла. Свет присутствует в сочинениях Изосимова в качестве духовной подосновы и доступен не физическому зрению, а интуитивному, нечувственному восприятию. Свет существует в сочинениях композитора как «энергийное» начало и обретает физическую форму в звуковой материи.

4. В творчестве Изосимова Свет присутствует в каждом произведении, но формы проявления его разные. Свет имеет имплицитные и эксплицитные свойства. Он познается на интуитивном уровне как внутренняя, глубинная основа произведения. Но в отдельных сочинениях композитор делает его присутствие более явным, связывая с обликом Христа.

5. Свет в сочинениях композитора моделируется целым спектром имманентных качеств, но генератором целого является метод «дышащего лада». Представляющий совокупность модально-сонорных свойств, «дышащий лад» – гибкая универсальная конструкция, способная дать жизнь произведению, воссоздать музыкальную материю из себя самой. Уникальность его состоит не в изобретении конструкции, а в обретении её как способа отражения духовного мира человека. Свет является свойством «дышащего лада», которое заложено в самой природе искусственного модуса. Модификации Света выражаются различными способами организации звукового пространства: звуковысотной, метроритмической, темброфактурной, средствами динамики, агогики. В процессе воплощения музыкального замысла в каждом отдельном произведении определяющими становятся различные компоненты «дышащего лада»: ряд, интервал, тон.

6. Свет как концептуальная основа творчества А. Изосимова характеризуется полярностью: он отождествляется, как с Божественной сущностью, так и со Злом.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на заседаниях кафедры теории и истории музыки Тамбовского государственного музыкально-педагогического института им. С.В. Рахманинова. Основные выводы и положения работы были представлены автором в виде докладов на следующих Международных и Всероссийских научных конференциях: III Всероссийская научно-практическая конференция «Современные аудиовизуальные технологии в художественном творчестве и высшем образовании» (Санкт-Петербург, 2006), Интернет-конференция «Шостакович и музыка ХХ века» (к 100-летию со дня рождения Д.Д Шостаковича) (Тамбов, 2006), II Международная научно-практическая конференция «Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство» (Тамбов, 2006), Международная научная конференция «Творчество Д.Д. Шостаковича в контексте мирового художественного пространства» (Астрахань, 2007), Международная научно-практическая конференция «VI Серебряковские научные чтения» Актуальные проблемы истории и теории музыкального искусства. История и теория музыкального исполнительства (Волгоград, 2008), Международная научная конференция, посвященная 40-летию Астраханской государственной консерватории (Астрахань, 2009), Всероссийские научные чтения, посвященные Б.Л. Яворскому, «Проблемы художественного творчества» (Саратов, 2010), Интернет-конференция Дни Германии в Тамбове, «Культура и искусство Германии», (Тамбов, 2010), Интернет-конференция Дни Германии в Тамбове, «Культура и искусство Германии», Сайт ТГМПИ им. С.В. Рахманинова, раздел «конференции». Электронный ресурс: URL: , Научно-практическая конференция «Саратовская консерватория в контексте отечественной художественной культуры» (Саратов, 2012), IX Международная научно-практическая конференция «Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство» (Тамбов, 2013), на семинаре Центра современных технологий в искусстве «Арт-паркИНГ» факультета СПбГУ свободных искусств и наук Санкт-Петербургского государственного университета (2013).

Структура работы. Диссертационная работа состоит из Введения, двух глав, включающих 4 параграфа, Заключения, Библиографии, и четырех Приложений.

Похожие диссертации на Свет как духовная парадигма творчества композитора Александра Изосимова