Введение к работе
Актуальность и практическая ценность диссертации. Формирование жанра виолончельного концерта, наряду с некоторыми другими, относится к раннему периоду истории грузинской инструментальной музыки. В настоящее время налицо четырнадцать произведений данного жанра, лучшие образцы которого утвердились в концертном и педагогическом репертуаре.
Исследование эволюции виолончельного концерта представляет одну из важных задач грузинской музыкальной исторической науки. Данная работа призвана дополнить ряд трудов по истории национальной музыкальной культуры и вместе с тем, может быть использована в виде одного из аспектов в курсе лекций по истории грузинской музыки и истории музыки народов СССР. В то же время, она может способствовать педагогической и исполнительской практике виолончелистов в правильном-понимании стиля и драматургии рассматриваемых в ней произведений.
Научная новизна диссертации. Виолончельный концерт лишь с 60-х годов выдвигается на "авансцену" грузинского композиторского творчества. Поэтому, понятно, что в противоположность другим жанрам, уже давно привлекаим внимание музыковедов, он, фактически по сей день, не становился объектом исследования. Эпизодическим проявлением интереса к жанру могут послужить фрагменты из монографической работы П.Хучуа - "Шалва Тактакигавили", книги Л.Раабена, -"Советский инструментальный концерт" и очерка Г.Торадзе-Трузин-ская ССР" ("История музыки народов СССР", т.5, ч.П), где авторы ограничиваются общим обзором стилистических и драматургических сторон виолончельных концертов Ш.Тактакишвили и второго виолончельного концерта С.Цинцадзе.
Вместе с тем, положение, занимаемое виолончельным концертом
в современной грузинской инструментальной музыке, определяет необходимость его всестороннего изучения. В данной работе впервые рассматривается исторический процесс развития жанра от начальных, еще несовершенных образцов, вплоть до произведений, созданных видными представителями современной национальной композиторской школы.
Наряду с выявлением стилистических и композиционных особенностей отдельных произведений, в исследовании больлое внимание уделяется вопросу своеобразного отношения к народным источникам на разных этапах эволюции жанра и, в связи с этим, проблематике постепенного преодолевания фольклорной линии и совершенствования жанра по направление расширения идейно-художественных концепций.
Научная новизна работы также заключается в том, что по ходу анализа произведений раннего и позднего периодов выявляется органическая связь композиторского творчества с исполнительским профессионализмом, как одна из закономерностей эволюции национальной инструментальной музыки. Аналогично истории западноевропейского и русского инструментального исполнительства, значительный прогресс виолончельного искусства в Грузии явился необходимой предпосылкой глубокого изучения композиторами специфических возможностей инструмента, что способствовало ррдению технической и художественной проблем в процессе формирования жанра. Бесспорна заслуга замечательных виолончелистов, сыгравших важную роль не только в интерпретации и популяризации произведений, но и в рационализации технических сторон и редактировании сольных партий. К их числу относятся Г.Барнабиавили, Д.Шафран, Г.Цомык, Э.Исакадзе, М.Абрамян и В.Сараджян (первые исполнители виолончельных концертов Ш.Тактакишвили, С.Цинцадзе, Р.Габичвадзе, В.Азарашвили, О.Тактахишвили, Ф.Глонти и Г.Цициивили).
При рассмотрении концертного инструментализма исследуемых произведений, мы исходили из интерпретаторского опыта вышеупомянутых исполнителей. Заостряя внимание на особенностях ритмо-интонационного, ладогармонического строя грузинских народных песен и танцев, автор подчеркивает их определяющую роль в выработке исполнительского стиля в интерпретации произведений,как ясно выраженной национальной, так и более общей стилистической направленности (в первом случае - со всей спецификой грузинского мелоса и гармонии, а во втором случае - со скритой, опосредованной действенностью элементов национального музыкального фольклора).
Цель и задача исследования. Работа ставит своей целью дать нснуа картину зарождения, формирования и эволюции данного жанра на фоне общего поступательного процесса развития грузинской инструментальной музыки. Также, на материале виолончельных концертов частично прослеживается процесс постепенного формирования национального инструментального концертного жанра, обогащения его интонационно-стилистической сферы и технологического арсенала, приобщения к традициям классики и достижениям современного музыкального искусства.
Задача исследования продиктована значительными результатами, достигнутыми в сфере грузинского виолончельного концерта в 60-70-ые годы и состоит в том, чтобы рельефно представить художественную актуальность и жизнеспособность жанра на современном этапе развития (в аспектах стилистики-музнкальной драматургии и концертного инструментализма).
Методологически диссертация построена на принципах марксистско-ленинской эстетики. В основе исследования лежит диалектический метод комплексного изучения вопросов стилистики, драматургии, художественно-эстетической сущности, техники письма, испол-
нительства. В диссертации широко используется исследовательский опыт известных советских музыковедов, анализирующих пути развития жанров инструментальной музыки, общие теоретические проблемы и конкретные образцы современных симфонических, и, в первую очередь, концертно-инструментальных сочинений советских композиторов.
Апробация работы. Работа обсуждалась и была одобрена Кафедрой истории музыки Тбилисской государственной консерватории им. В.Сараджишвили.
Основные положения диссертации изложены в четырех опубликованных статьях (см. в конце автореферата).
Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав (каждая глава делится на разделы) и заключения (131 страниц машинописного текста).