Введение к работе
Актуальность темы исследования. На пороге нового тысячелетия XX век оставил долг перед фигурой грандиозного масштаба - Ферруччо Бузони. Это - долг, который необходимо скорее восполнить. Полнота и объемность культурного процесса XX столетия немыслима без заслуг перед музыкальным искусством крупнейшей фигуры современности - Ферруччо Бузони. Он был одним из первых музыкантов, которые уже в самом начале нового столетия заявили о своем нежелании идти удобными, проторенными в XIX веке дорогами. Новое мышление художника уже XX века, которым в высшей степени обладал Бузони, подвигало его на поиски в самых разных областях его творческой деятельности - в эстетике, исполнительстве, литературе и, конечно же, в композиции. Многие идеи, не принятые современниками, но впервые сформулированные именно Бузони, оказались пророческими и имели важное значение для последующих поколений композиторов, исполнителей и деятелей искусства. Поэтому столь необходимо сегодня вернуться к этой важной вехе в истории музыки - к творческому наследию Бузони, а именно, вернуться к тем корням, на которых во многих отношениях выросло музыкальное искусство XX века.
Сочинение было важнейшей сферой художественной деятельности мастера. Хотя его творчество в настоящее время завоевывает широкую популярность на Западе, у нас в России его знают преимущественно как пианиста и редактора сочинений Баха. Ни один научно-исследовательский труд, ни одна популярная работа о Бузони не переведена на русский язык. Нет даже переводов основных работ и эпистолярия Ф.Бузони. Литература о нем на русском языке немногочисленна и освещает далеко не все стороны его деятельности. Аналитической литературы о Бузони на русском языке нет совсем. Тем более отечественному музыкознанию совершенно необходимо увидеть те истоки, которые питали новации музыки нашего современника, оценить индивидуальность его поисков, отличие его идей от других течений в музыкальном искусстве рубежа веков и, наоборот, вписывая его в контекст современной музыки, увидеть параллелизмы с другими, более известными явлениями в истории музыки XX века.
Таким образом, актуальность работы видится нам не только в научно-аналитическом изучении творчества Ф.Бузони, но и в
привлечении внимания музыкантов-практиков и музыковедов к своеобразному художественному миру одной из самых незаурядных личностей XX века.
Предмет и задачи, исследования. В центре внимания -эстетическая концепция "юной классичности" Ферруччо Бузони и ее претворение в творческой практике этого композитора. Грандиозность и масштабность фигуры этого музыканта -исполнителя, теоретика, композитора, педагога, критика, мыслителя не была видна вблизи, очень немногие из его современное способны были оценить его значение. И только прошедшее с тех пор время высвечивает актуальность его идей, неотвратимость понимания мощи его музыкального интеллекта. Таким образом, одной из главных задач исследования являлось представить неординарность этой мощнейшей фигуры музыканта во всех ее противоречивых устремлениях, в широчайшем спектре его музыкально-творческой деятельности. Мы ставили в работе также следующие цели:
1. по возможности подробнее рассмотреть ряд сочинений
композитора, которые в отечественной музыкальной практике
совершенно не изучены;
-
ввести в научный обиход ряд материалов, на сегодняшний день малодоступных нашим исследователям;
-
рассмотреть эстетическую концепцию "юной классичности" Ф.Бузони как этап в истории музыкально-эстетической мысли и претворение этих идей в музыке самого композитора, отмечая, вместе с тем и те основные тенденции в творчестве и эстетической мысли Бузони, которые впоследствии нашли отражение в композициях и идеях других художников XX века, но были впервые сформулированы именно Бузони.
Методологическая основа работы состоит в сочетаниии традиционных и современных методов анализа /сравнительный метод, данные кинематографии и т.д/. Основные выводы диссертации были бы невозможны без использования "вертикального" и "горизонтального" монтажа /термины С.Эйзенштейна/для анализа оперных произведений Бузони, а также без применения понятия "плотность вертикали" /термин Ю.Г.Кона/ и математического аспекта ее вычисления.
Научнзя новизна работы заключена в следующем:
-
Дан полный обзор эстетической концепции Ф.Бузони.
-
Выполнен анализ ряда сочинений, которые не попадали в поле зрения исследователей, в частности комические оперы.
-
Собраны и в определенной мере проанализированы материалы, которые еще не были представлены в отечественном музыкознании: документы, переводы эпистолярия, критических статей и литературных произведений Бузони, либретто комических опер,
-
Изучены некоторые произведения Бузони, связанные с именем Баха, что позволило увидеть новизну мышления Бузони в области фактуры и формы.
5. Предложен новый метод анализа оперы
кинематографический "вертикальный монтаж". Он видится нам
продуктивным не только для анализа сценических произведений
Бузони, но и для исследования опер других мастеров XX века
/Шостаковича, Прокофьева, Берга и т.д./.
Практическое значение. Сконцентрированный в работе фактологический материал, предлагаемые методы анализа драматургии оперы могут быть использованы " в научных исследованиях, касающихся творчества самого Бузони, а также в изучении широкого круга вопросов о направлениях музыкального искусства XX века. Все эти данные применимы в вузовских курсах истории музыки, оперной драматургии, истории музыкального театра, полифонии, музыкальной формы, истории фортепианного исполнительства. Положения работы могут представлять интерес для специалистов в области музыкальной эстетики.
Апробация работы. Основные положения диссертации были отражены в публикациях, а также изложены: 1/ на Баховском семинаре для преподавателей и студентов Петрозаводской консерватории в декабре 1994 года; 2/ в ряде лекций по курсу "Введение в специальность "Музыковедение", "Теоретические проблемы музыки XX века" и "Оперная драматургия" для студентов консерватории; 3/ в докладе на научной межвузовской конференции "Проблемы поэтики языка и литературы: памяти Я.И.Гина" в Карельском педагогическом университете 22 мая 1996 года. Материалы диссертации использовались в комментариях автора к
концертам из произведений Бузони, посвященных 125-летию со дня рождения композитора.
Диссертация обсуждена на заседании кафедры теории музыки и композиции Петрозаводской государственной консерватории.