Введение к работе
Актуальность темы. В настоящее время самодеятельное творчество необходимо рассматривать в контексте всей художественной культуры, как неотделимую часть духовной культуры общества. Детское хореографическое творчество, как важный компонент современной культуры, является сферой непосредственного контакта личного творческого опыта ребенка с обширнейшим художественным и эстетическим опытом, накопленным в профессиональном искусстве и народном творчестве. Данное обстоятельство объясняет значимость детского танцевального творчества, необходимость приобщения детей к хореографической культуре. В настоящее время популярность хореографического искусства среди детей и подростков велика, наблюдается постоянный количественный рост детских танцевальных коллективов, увеличение числа их воспитанников. Детское хореографическое творчество на современном этапе отличает ряд особенностей, которые заключаются в проявлении новых тенденций.
На современном этапе в детском хореографическом творчестве широко заявили о себе тенденции, связанные с обращением к многожанровости и синтезу танцевальных форм и направлений при формировании репертуара. Именно данные тенденции, а также свобода, индивидуализация творчества, продиктованные на современном этапе возрастанием роли духовных факторов развития, обусловили появление большого количества хореографических школ, стилей, направлений. Кроме того, детское танцевальное творчество в настоящий период активно входит в процесс глобализации.
В то же время, как показывает практика, не всегда новые тенденции, представляющие собой эволюцию традиций, понимаются правильно, подчас воспринимаются как отрицание, а иногда и незнание того художественного опыта, который накоплен в детском танцевальном творчестве в течение многих лет. Это оборачивается снижением интереса к традиционным танцевальным системам, классическому и народно-сценическому танцам, потерей в хореографических композициях танцевальной образности, бессодержательностью, однообразием, откровенным формотворчеством, особенно в новых современных танцевальных направлениях и течениях – джаз-танце, танец-модерн, фристайл, хип-хоп, техно, и др., - которые являются наиболее привлекательными для детей.
Данные обстоятельства требуют все более настойчивого и внимательного обращения к истории детского хореографического творчества, к традициям, художественным ценностям, выработанным в процессе его исторического развития, осмысление которого позволит определить собственные достижения и просчеты, выработать верные ориентиры дальнейшего развития современного детского танцевального творчества, найти верное соотношение традиций и новаций, сохраняя непрерывность и преемственность творческой деятельности в ее самобытности, неповторимом своеобразии русской танцевальной культуры.
Таким образом, актуальность диссертационного исследования определяется: необходимостью многоаспектной характеристики детского хореографического творчества; выявлением закономерностей и особенностей в его историческом развитии; а также отсутствием специальных работ, посвященных рассмотрению и анализу этой проблемы в целом.
Степень научной разработанности проблемы. Информационную и теоретическую базу исследования составили работы, затрагивающие различные направления философской, эстетической и искусствоведческой мысли в исследовании закономерностей развития искусства танца. Приступить к изучению обозначенной в диссертации проблемы позволил общий уровень науки об искусстве хореографии, достигнутый благодаря работам: Л.Д. Блок, Ф.В. Лопухова, В.М. Красовской, Ю.А. Бахрушина, В.В. Ванслова, Е.Я. Суриц, М.М. Фокина, К.Я. Голейзовского, Ю.И. Слонимского, Ю.М. Чурко, А.М. Мессерера, В.М. Гаевского, И.А. Моисеева, Г.Н. Добровольской, И.В. Ступникова, А.П. Кириллова, И.А. Герасимовой, Д.Н. Катышевой и др.
Отдельную группу исследований представляют труды, посвященные психологии искусства и вопросам художественного восприятия. Для данной диссертации ключевыми являются проблемы соотношения «психологического» и «художественного» как фундаментальных категорий теории искусства и психологии искусства (Л.Я. Дорфман, Д.А. Леонтьев и др.), значения эмоциональных переживаний в процессах художественного творчества и художественного восприятия (Л.С. Выготский, Л.Я. Дорфман, Т.Е. Шехтер и др.), выявления специфических особенностей эстетического восприятия (М.С. Каган и др.), а также психофизиологических особенностей восприятия художественного творчества (В. Зигфрид).
Непосредственному исследованию самодеятельного хореографического творчества в целом, истории его зарождения, становления, взаимодействию и взаимовлиянию с народным танцевальным творчеством и профессиональным искусством, специфическим особенностям развития посвящены работы: В.И. Уральской, В.М. Захарова, Т.В. Пуртовой, А.Л. Сокольской, Л.Д. Ивлевой, где материал, в основном фактографический, о детском самодеятельном хореографическом творчестве дается в небольших ремарках или сносках и отдельному анализу, обобщению не подвергается.
Проблеме детского самодеятельного хореографического творчества, различным его аспектам посвящено значительное количество трудов. Анализ указанной литературы показывает, что в наибольшей степени она представляет разработку методических вопросов: методики организации детских хореографических коллективов, методики преподавания хореографических дисциплин, методических указаний по формированию детского репертуара. Среди работ, наиболее полно освещающих те или иные исторические этапы развития детского хореографического творчества и представляющие интерес и в настоящее время, особенно выделяется ряд трудов. «Русские народные хороводы и танцы» (составитель В.В. Окунева), где описываются результаты впервые проведенной в середине 40-х годов научно-исследовательской работы по изучению русского народного танца в детском хореографическом коллективе, в ходе которой была найдена система обучения и воспитания средствами русского народного танца. «Эстетическое воспитание средствами хореографического искусства» (под редакцией Е.В. Коноровой), где обобщается большой практический опыт педагогов-хореографов в работе по танцу с детьми, наработанный к этому времени (начало 50-х годов) и подробно рассматривается содержание занятий по танцу со школьниками самых разных возрастов, включая вопросы по учебно-тренировочной работе и репертуару, методические приемы, обусловленные спецификой этого вида творчества, организационные формы работы по танцу.
Работы Ю.И. Громова, относящиеся к 1960-м годам и к современному периоду, посвящены вопросам учебно-воспитательной работы, но представляют интерес с точки зрения формирования репертуара в разные годы, обновления его тем и содержания в стремлении отразить современные процессы, а также постепенного усложнения и обогащения танцевального языка. Автором впервые уделяется внимание личности руководителя, педагога-балетмейстера, его роли и задачам в работе с детьми. В диссертационном исследовании Г.О. Бильченко «Влияние эстетического воспитания на формирование отношений учащихся в хореографическом коллективе» анализируются особенности эстетического воспитания и общения детей в условиях школьного хореографического кружка с целью привлечь внимание администраций и педагогов школ к возможностям хореографической самодеятельности в деле формирования личности школьника, которая, по мнению диссертанта, в этих учреждениях недооценивалась. Следует сказать, что несмотря на то что была возможность исследовать названную проблему с учащимися, начиная со второго класса, диссертант сосредоточил свое внимание лишь на учащихся 8-10-х классов, тем самым ограничив область рассмотрения данной проблематики.
Большой материал для обобщения и размышления дает книга В.С. Константиновского «Учить прекрасному», в которой автор рассказывает на примере своего коллектива «Школьные годы» об организации, формировании традиций, содержании учебной, воспитательной и постановочной работы такого большого творческого объединения, как ансамбль народного танца, который для детей становится настоящей школой жизни, так как большинство из них бывают связаны с таким коллективом в течение 10 лет.
Работа Т.Б. Хазановой «Воспитание средствами хореографии в самодеятельном коллективе» обращает особое внимание на возможности хореографии как синтетического вида искусства в воспитании гармонически развитой личности, раскрывает комплексное воспитательное воздействие различных видов танца на все стороны духовной культуры человека. Важное значение автор придает учебно-воспитательной работе, способствующей преемственности детских и взрослых танцевальных коллективов, залогу их стабильности и развития.
В учебно-методической разработке Э.А. Куруленко «Становление педагогической теории самодеятельного хореографического творчества в СССР» указанная проблема подробно освещается в исторической перспективе, но рассматривается в связи с развитием творческих способностей личности, позволяющих ей быть творцом, созидателем эстетических ценностей. Поэтому закономерен вывод, к которому приходит автор, анализируя сложившиеся в ходе становления детского хореографического творчества формы работы, направленные на развитие творческих способностей детей, что их методика требует научной разработки. Кроме того, данная работа не затрагивает современный период.
Этапным можно назвать труд «Учебно-воспитательная работа в детском хореографическом коллективе» (сост. Г.Г. Кореневский), в котором обосновывается необходимость реорганизации танцевальных кружков, подразумевающих, по мнению авторов, ограниченную работу с детьми по танцу, в большие хореографические коллективы, которым под силу ставить и решать интересные творческие задачи, создавать самостоятельные программы и концерты. Принципы, методы и содержание, репертуар деятельности таких коллективов подробно излагаются в данном издании. Большой спектр проблем рассматривается в работе М.С. Боголюбской «Музыкально-хореографическое искусство в системе эстетического и нравственного воспитания», наметившийся в связи с возросшим интересом к хореографическому искусству, а также возросшими требованиями к сценической самодеятельной хореографии, не только к технической оснащенности исполнения, но и к его содержательной, образной наполненности, и связанными с широким обращением к нравственным и героическим темам. В данном издании нашли подробное освещение результаты экспериментально-опытной работы в условиях клуба, направленные на решение задач по формированию музыкально-танцевальной культуры детей и подростков в рассматриваемый период.
В современном издании авторов Т.В. Пуртовой, А.Н. Беликовой, О.В. Кветной «Учите детей танцевать» обобщается методический и учебный материал разных этапов развития детского хореографического творчества, предлагается оптимальное соотношение элементов и движений классического танца, народно-сценического, историко-бытового и впервые – элементов джаз-танца и современных танцевальных стилей. Обосновывается новый подход, в том числе и опирающийся на итоги исследовательской и экспериментальной работы 80-х годов, в организации массового обучения детей танцу – танцевальный всеобуч. Впервые авторами систематизируется с учетом детского восприятия материал по истории балета с привнесением сведений, способствующих осмыслению роли и места танца в общественной жизни и значения для современного человека.
Таким образом, изучение проблематики детского самодеятельного хореографического творчества, научной и специальной литературы позволило заметить, что более всего в ней уделяется внимание вопросам и методике обучения, чем художественно-эстетическим аспектам детского хореографического творчества. Обращает также на себя внимание, что не существует трудов, последовательно исследующих и анализирующих его исторический путь развития. Кроме того, назрела необходимость исследовать детское хореографическое творчество в его современном состоянии.
Объект исследования – детское самодеятельное хореографическое творчество.
Предмет исследования – основные этапы развития детского хореографического творчества в художественной культуре России XX – начала XXI вв.
Цель исследования заключается в выявлении и осмыслении основных этапов развития детского хореографического творчества в художественной культуре России XX – начала XXI вв.
Основные задачи исследования:
-определить основные этапы становления детского самодеятельного хореографического творчества;
-проанализировать содержание каждого из этапов, рассмотрев их в контексте общих тенденций развития, характерных для хореографического искусства России XX –начала XXI вв. в целом;
-обосновать многожанровость как ведущую тенденцию современного детского хореографического творчества;
-показать отличительные особенности и художественное своеобразие детского хореографического творчества на современном этапе.
Теоретико-методологическим основанием данного диссертационного исследования являются труды по философии и теории искусства, эстетике, психологии искусства и педагогике искусства. В частности, ключевыми идеями для данной диссертационной работы послужили:
-понимание искусства как сферы особого культурного опыта (Д.С. Лихачев, Т.Е. Шехтер, Ю.М. Шор, М.С. Каган, В.В. Бычков, О.А. Кривцун, Ю.Б. Борев, Е.Г. Яковлев и др.);
-психологическое и социально-психологическое обоснование процессов художественного восприятия (Л.С. Выготский, Д.А. Леонтьев, Л.Я. Дорфман, О.А. Кривцун, М.С. Каган, Ю.Б. Борев, П.В. Симонов, В. Зигфрид и др.);
-понимание культурной традиции как способа осуществления преемственности тенденций творческой деятельности прошлого, имеющих значение для современного развития (Д.С. Лихачев, А.С. Запесоцкий, В.Г. Лукьянов и др.);
-понимание исторически сложившихся типов эстетического сознания, где ключевым является понятие «категории детства», от сохранения или утраты которого зависит творческий потенциал личности (А.А. Радугин);
-понимание необходимости формулирования задач всякого творческого воспитания, отталкиваясь от положения, предполагающего наличие «высокой одаренности человеческой природы» и «величайших творческих возможностей человеческого существа» (Л.С. Выготский).
Значимой для настоящего исследования представляется и первая попытка рассмотрения кинестезического мышления в когнитивном аспекте, поскольку обращает внимание на роль и функции пластических средств выражения в ситуациях познания, общения, созидания, обучения и трансформации (И.А. Герасимова).
Важной теоретико-методологической основой является литература, посвященная истории и теории балета, закономерностям развития искусства хореографии, в целом искусству сценического танца (Л.Д. Блок, Ф.В. Лопухов, В.М. Красовская, Ю.И. Слонимский, К.Я. Голейзовский, Ю.А. Бахрушин, Е.Я. Суриц, В.В. Ванслов, В.М. Гаевский, А.А. Соколов-Каминский, Ю.М. Чурко, Г.Н. Добровольская, Н.Е. Шереметьевская, Н.Ю. Чернова, И.В. Ступников, А.П. Кириллов, А.А. Сапогов, Д.Н. Катышева и др.);
В основе методологии – понимание танца как главного выразительного средства в художественном поведении детей, когда основным элементом представляются даже не сами движения танца, а тот контекст, в котором они совершаются.
Источники исследования:
-научные труды, соответствующие теме диссертационного исследования (теория и история искусства, эстетика, психология искусства, педагогика искусства);
-литература, посвященная истории зарождения, становления и развития самодеятельного хореографического творчества (Н. Каржанский, М.Д. Яницкая, А.А. Жуков, Т.С. Ткаченко, Т.А. Устинова, В.И. Уральская, Т.В. Пуртова, В.М. Захаров, А.Л. Сокольская, Ю.М. Чурко, Б.Н. Соколкин и др.);
-учебно-методические пособия, статьи, обобщающие опыт работы с детьми по танцу в разные годы, репертуарные сборники, предназначенные непосредственно для детского самодеятельного хореографического творчества (Е.В. Конорова, В.В. Окунева, В.Н. Светинская, В.П. Ивинг, Е.В. Голикова, Л.Н. Богаткова, В.С. Константиновский, Г.Г. Кореневский, Ю.И. Громов, Т.Б. Хазанова-Нарская, М.С. Боголюбская, Т.В. Пуртова и др.);
-учебно-методические программы и рекомендации, разработанные Центральным домом художественного воспитания детей НКП РСФСР, Институтом художественного воспитания детей АПН РСФСР, Центральным Домом Народного Творчества имени Н.К. Крупской, Центральным научно-методическим кабинетом по учебным заведениям культуры и искусства Министерства культуры РСФСР и другими учреждениями культуры и образования;
-периодические издания разных лет, профессиональные периодические издания, в том числе и детские хореографические журналы, общественно-педагогические и научно-методические журналы и сборники, в которых освещаются события в области хореографии в разные годы, рецензируются концертные программы, конкурсные выступления;
-материалы бесед автора диссертации с руководителями хореографических коллективов, и, в частности, с художественным руководителем ансамбля танца «Россияночка» А.Л. Носихиным (г. Санкт-Петербург). Знакомство с деятельностью этого коллектива включало и посещение репетиционных занятий;
-изучение концертных программ, выступлений, видеозаписей конкурсов различного уровня и статуса, материалов научно-практических конференций по разбору конкурсных выступлений;
-практическая деятельность втечение многих лет автора диссертации, как педагога-хореографа и руководителя хореографического ансамбля, направленная на поиск наиболее эффективных путей в формировании художественной культуры детей средствами хореографического искусства.
Научная новизна диссертационного исследования заключается:
-впервые обосновывается понятие детского самодеятельного хореографического творчества как комплексного, историко-художественного явления, приводятся новые факты, касающиеся становления этой сферы деятельности;
-осуществлена структуризация исторического процесса развития детского хореографического творчества с многоаспектной характеристикой каждого из этапов;
-выявлены и проанализированы специфические особенности детского хореографического творчества;
-выявлено влияние русской профессиональной школы, мастеров профессионального театра, традиций русского народного танцевального творчества на формирование, становление и развитие детского хореографического творчества;
На защиту выносятся следующие положения:
-
понимание детского самодеятельного хореографического творчества как особой художественно-мировоззренческой системы, отражающей специфику детского мировосприятия и закономерности его становления;
-
обоснование факторов развития и совершенствования детского хореографического творчества в условиях современной художественной культуры, которое возможно при следовании традициям русского народного танцевального творчества, их сохранении и творческой трансформации, а также в тесной связи с профессиональным искусством;
-
обоснование многожанровости как основной тенденции развития детского хореографического творчества на современном этапе, подразумевающей владение языком различных танцевальных систем, форм и направлений и позволяющей формировать репертуар различной жанровой направленности;
-
обоснование периодизации исторического развития детского хореографического творчества в художественной культуре России XX – начала XXI в.в., включающей в себя такие периоды: 1. «Истоки и условия формирования детского самодеятельного хореографического творчества (1917-1934 гг.); 2. «Формирование детского хореографического творчества как самостоятельной системы» (1934 – 1950-е гг.); 3. «Дифференциация танцевальных направлений в детском хореографическом творчестве» (1960 – 1970-е гг.); 4. «Многожанровость танцевального материала как условие создания разнообразного репертуара» (1980 – 1990 гг.); 5. «Многожанровость репертуара как основная тенденция детского хореографического творчества» (1991 – 2000-е гг.).
Практическая значимость. Данное исследование может служить:
-как научно-методическая основа для разработки перспективных направлений деятельности детских творческих коллективов;
-в качестве научно-методического пособия для преподавателей хореографических дисциплин в специальных учебных заведениях;
-в качестве материала, помогающего пониманию, ориентированию и содействию в разрешении наиболее значимых проблем детского самодеятельного хореографического творчества;
-как вспомогательный материал к курсам программ обучения студентов искусствоведческих и хореографических специальностей.
Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования изложены в пяти научных публикациях, на научно-практической конференции (научно-практическая конференция «Человек культуры – в культуре мира», Московский Государственный Университет Культуры и Искусства (филиал, г. Норильск), апрель 2008г. Кроме того, некоторые положения диссертации получили свое освещение в статьях, опубликованных в центральных детских хореографических журналах. Также для будущих руководителей хореографических коллективов, студентов пятого курса филиала МГУКИ (г. Норильск) в сентябре-декабре 2007 г. был прочитан цикл лекций, касающийся непосредственно детского хореографического творчества: «Специфика преподавания народно-сценического танца в различных структурах начального хореографического образования». Помимо этого, автор диссертации, будучи на протяжении многих лет преподавателем хореографических дисциплин в школе-гимназии и одновременно руководителем-балетмейстером школьного хореографического ансамбля «Арабески», неоднократным лауреатом и дипломантом региональных и международных конкурсов, активно использует результаты данного исследования в своей практической деятельности.
Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из: Введения, двух глав, восьми параграфов, Заключения, Библиографии (291 наименование) и Приложений. Общий объем диссертации 233 с.