Введение к работе
Актуальность темы. Предпринятая диссертация посвящена драматическому театру одного актера.
Театр одного актера (ТОА) как самостоятельное и профессиональное явление появился в России на рубеже XIX-XX века. В течение XX столетия этот театр динамично развивался, видоизменялась система его жанров, претерпевала изменения их иерархия внутри жанровой системы. В настоящее время в практике ТОА со словесно-речевой основой возможно выделить следующие жанры: художественного чтения, художественного рассказывания и драматический. Что касается авторского театра, то эта жанровая форма может найти воплощение во всех трех жанрах.
Как свидетельствует развитие театрального процесса и презентация моноспектаклей на фестивалях типа «Монокль», в последние три-четыре десятилетия XX века именно драматический театр одного актера стал наиболее распространенной и востребованной формой ТОА.
Между тем, несмотря на ряд специальных работ о ТОА и внятной актерско-режиссерской рефлексии на жанровые особенности драматического ТОА (здесь уместно вспомнить слова С.Аверинцева, который говорил, что самые настоящие термины кристаллизуются из «словечек», из нестрогого, но живого профессионального «жаргона»1), исследуемый нами жанр драматического театра одного актера все еще не получил в театроведении и театральной критике должного освещения. Мало того, драматическая природа словесно-речевого ТОА во всех его театрально-эстрадных формах как их художественно-эстетическая основа (drama, греч. - действие, дело) служит причиной недостаточного внимания к жанру драматического ТОА как к некой конструкции, к специфике этого жанра и его особого места в театральном искусстве, хотя в оговорках драматический монотеатр то и дело упоминается.
Такая ситуация наблюдаются в статье авторитетного исследователя Д.Катышевой о поэтическом монотеатре 70-х годов XX века. Автор пишет об одном из действующих актеров этого периода: «В.Рецептер начал с моноспектакля «Гамлет», поставленного во многом по законам драматического спектакля» . В другом месте она же отмечает: «Юрский заметно эволюционирует в развитии своего монотеагра. Он поначалу строит модель театра, близкого драматическому... Его привлекают
Аверинцев С.С. Жанр как абстракция и жанры как реальность: диалектика замкнутости и разомкнутое / Риторика и истоки европейской литературной традиции. М, 1996. С. 216.
2 Катышева Д.Н. Поэтический монотеатр 70-х годов // Проблемы идейности и художественности театра 1970-х годов. Л.: ЛГИТМИК, 1983. С. 118.
произведения с острой драматической ситуацией, проявляющей человеческие характеры»1.
Подобное использование дискуссионной жанровой дефиниции в профессиональном разговоре можно объяснить лишь тем, что существует «жанр как абстракция и жанры как реальность»; для последних, считает САверинцев, свойственна диалектика «замкнутости и разомкнутости», мерцающая граница. Словом, «чистый жанр» - это фикция, утопия.
«Там, где начинается существование, понятие кончается», - сказал философ. Эти слова как нельзя лучше применимы к диффузии жанровых границ, которая, однако, не отменяет существование жанров, в том числе и жанра драматического ТОА. У его истоков, по мнению диссертанта, стоял выдающийся мастер художественного слова ВЛхонтов, сделавший в свое время знаменательное признание, в котором недвусмысленно обозначена граница между его прежними «чтецкими» выступлениями и драматическим моноспектаклем: «Сыграв «Горе от ума», - писал Яхонтов, - я нашел все, к чему стремился, что искал и о чем горевал, покинув драматический театр»2.
Именно это знаменательное событие, отмеченное самим артистом, открывает новую страницу истории ТОА, хотя некоторые исследователи склонны видеть ее начало в создании Яхонтовым и его коллегами театра «Современник». Но авторы Театральной Энциклопедии отмечают: «В 1927г. вместе с Е.Е.Поповой и СИБладимирским Яхонтов создал эстрадный (выделено мной - Р.К.) театр одного актера «Современник». Еще раз подчеркнем: «эстрадный», а «эстрада - не театр», - говорит актер Александринки А.Девотченко.
Актуальность диссертационного исследования заключается в изучении драматического ТОА как проблемного для науки жанра русского театра последних десятилетий.
Степень разработанности темы. Театр одного актера как самостоятельное и профессиональное явление появляется на русской сцене XX века благодаря творчеству А.Закушняка3 и В.Яхонтова4. Их книги «Вечера рассказа» и «Театр одного актера» заложили основы жанровой дифференциации ТОА. Многолетний сценический опыт Яхонтова стал предметом глубокой критической рефлексии в монографии Н.Крымовой «Владимир Яхонтов»5.
1 Катышева Д.Н. Поэтический монотеатр 70-х годов // Проблемы идейности и
художественности театра 1970-х годов. Л.: ЛГИТМИК, 1983. С. 124.
2 Яхонтов В.Н. Театр одного актера. М., 1958. С. 451.
3 Закушняк А.Я. Вечера рассказа. - М: Искусство, 1984. - 342 с.
4 Яхонтов В.Н. Театр одного актера. - М., 1958.
5 Крымова Н. Владимир Яхонтов. - М.: Искусство, 1978. - 319 с.
С 60-х годов проблемой театра одного актера плодотворно занимается театровед Д.Катышева1. В своих трудах она уделяет пристальное внимание принципам литмонтажа, литературному театру, поэтическому театру, лиро-эпическим и лиро-поэтическим структурам в драме, отслеживает развитие поэтики выдающихся мастеров ТОА.
В 1967 году выходит в свет статья Э.Яснеца «Театр одного актера»2. В ней поднимается проблема дифференциации жанров театра одного актера, затрагивается тема «актерского» способа существования в жанре ТОА. Эта тема становится сквозной для ряда автобиографических книг С.Юрского, в частности, таких, как «Кто держит паузу»3, «Спотыкач»4.
Немалое значение для научного осмысления диссертационной проблемы имеют работы, связанные с эстрадной практикой или с жанрами, смежными с драматическим театром одного актера. Среди них в первую очередь мы должны назвать труды Г.Артоболевского5, Н.Верховского6, И.Андронникова7, Б.Попова8 и мн. др.
Вместе с тем приходится констатировать, что монографически собственно жанр драматического ТОА в науке не рассматривался, его всестороннее изучение, с нашей точки зрения, еще впереди. К этому, в первую очередь, побуждает динамическое развитие практики ТОА последних трех десятилетий и печатные выступления артистов.
Объект диссертационного исследования - театр одного актера.
Предмет исследования - драматический театр одного актера в России последней четверти XX - начала XXI века.
Цель диссертационной работы - осмысление художественно-эстетических предпосылок драматического театра одного актера, определение основных модусов его существования и особенностей жанра.
1 Катышева Д.Н. Поэтический монотеатр 70-х годов // Проблемы идейности и
художественности театра 1970-х годов. - Л.: ЛГИТМИК, 1983. - С. 117-129.
Катышева Д.Н. Литература и сцена. - СПб.: Нестор, 2004. - 318 с.
Катышева Д.Н. Литературный монтаж как метод сценического мышления. - СПб., 1997. -124 с.
Катышева Д.Н. Магия таланта: Очерки о великих артистах театра, кино, балета, телевидения XX века. - СПб.: Нестор, 2005. - 216 с.
2 ЯснецЭ.Я. Театр одного актера//Нева, 1967.-№3.-С. 198-202.
3 Юрский С. Кто держит паузу? - Л., 1977. - 175 с.
4 Юрский С. Спотыкач - М., 2004.
5 Артоболевский Г.В. Очерки по художественному чтению. - М. - 1959.
Артоболевский Г.В. Художественное чтение. - М.: Просвещепие, 1978. -238с.
6 Верховский Н.Ю. Книга о чтецах. - М., - Л., 1950.
7 Андронников И. Избранные произведения. В 2-х тт. - М., 1975.
8 Попов Б.В. Один на один со зрителем. - М., 1988.
Задачи исследования
изучить логику театрального процесса XX века в ракурсе развития ' идеи «внутренней драмы»;
проследить эволюцию режиссерской концепции profession de foi актера в сценическом искусстве;
выявить и охарактеризовать основные дифференциаторы жанров театра одного актера;
определить специфику жанра и особенности поэтики драматического театра одного актера;
- установить роль фестивалей «Монокль» в развитии драматического
жанра.
Материал исследования - моноспектакли и видеозаписи драматического театра одного актера Москвы, Санкт-Петербурга, некоторых провинциальных городов, фестивали «Монокль».
Источники исследования - отечественная и зарубежная научная, мемуарная, эпистолярная литература о театре, соответствующая предмету диссертации театральная критика, а также справочно-энциклопедические издания по театрологии и театроведению П. Пави1, Г. Морозовой2, О. Дубровской 3, Н. Зверевой4 и другая справочно-энциклопедическая литература.
Теоретико-методологическим основанием предпринятого
исследования стали труды К. Станиславского5, Д. Гасснера6, Э. Бентли7 с их концепцией «внутренней драмы» и «внутреннего человека» на сцене; исследования М.Бахтина8, С.Аверинцева9, П.Пави10, Ю.Барбоя11 о жанре как теоретико-литературной и теоретико-театральной рефлексии; работы о
1 Пави П. Словарь театра.- М.: Прогресс, 1991. - 504 с.
2 Морозова Г.В. Пластическая культура актера: толковый словарь терминов.- М.:
ГИТіте, 1999.-316 с.
3 Дубровская О.Н. Театр: Энциклопедия. - М.: Олма, 2002.
4 Зверева Н.А. Создание актерского образа: словарь театральных образов. - М.: ГИТИС,
2008,
5 Станиславский К.С. Собрание сочинений.: В 8 т. - М.: Искусство, 1954.
Станиславский К.С. Из записных книжек: В 2 т. - М., 1996.
6 Гасснер Д. Форма и идея в современном театре. - М.: ГИХЛ, 1959.
7 Бентли Э. Жизнь драмы. - М., 1978.
8 Бахтин М. К методологии гуманитарных наук / Эстетика словесного творчества.
Изд.2-е. - М., 1986.
Бахтин М. Проблема речевых жанров / Собр. соч. Т. 5.
9 Аверинцев С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. - М., 1996.
10 Пави П. Словарь театра.- М.: Прогресс, 1991. - 504 с.
11 Барбой Ю. К теории театра. - СПб., 2008.
TOA В.Яхонтова1, Н.Крымовой2, С.Юрского3, Д.Катышевой4; учение о диалоге, риторическом и диалогическом слове М.Бахтина ; труды о семиотическом пространстве и семиосфере Т.Бачелис6 и Ю.Лотмана ; работы мастеров драматической сцены Н.Евреинова8, В.Немировича-Данченко9, А.Таирова10, Е.Вахтангова11, В.Мейерхольда12, М.Чехова13, Е.Гротовского14, П.Брука15, Э.Някрошюса16 о взаимоотношениях режиссера и актера и актера с персонажем.
Методы диссертационного исследования. В работе над диссертацией автор использовал комплекс методов современного искусствознания, направленных на теоретическое и историко-художественное осмысление основных аспектов деятельности драматического театра одного актера, его сценической практики, жанровой специфики и поэтики, в том числе:
1 Яхонтов В.Н. Театр одного актера. - М., 1958.
2 Крымова Н. Владимир Яхонтов. - М.: Искусство, 1978. - 319 с.
Крымова Н. Судьба одного актера // Имена. Избранное. Книга вторая. М.: Трилистник, 2005.
3 Юрский С. Кто держит паузу? - Л., 1977. - 175 с.
4 Катышева Д.Н. Поэтический монотеатр 70-х годов // Проблемы идейности и
художественности театра 1970-х годов. - Л.: ЛГИТМИК, 1983. - С. 117-129.
Катышева Д.Н. Литература и сцена. - СПб.: Нестор, 2004. - 318 с.
Катышева Д.Н. Литературный монтаж как метод сценического мышления. - СПб., 1997.-124 с.
Катышева Д.Н. Магия таланта: Очерки о великих артистах театра, кино, балета, телевидения XX века. - СПб.: Нестор, 2005.-216 с.
5 Бахтин М. Формы времени и хронотопа в романе / Эпос и роман. - СПб, 2000.
6 Бачелис Т. И. Пространственное мышление в театре XX века // На грани тысячелетий:
Мир и человек в искусстве XX века. -М., 1994.
7 Лотман Ю. Внутри мыслящих миров. -М., 1999.
Лотман Ю. Об искусстве. - СПб.: Искусство, 2002. - 544 с.
8 Евреинов Н. Введение в монодраму. - СПб., 1909.
9 Немирович-Данченко В.И. Рождение театра. - М., 2009.
10 Таиров А.Я. Записки режиссера. Статьи, беседы, речи, письма. - М., 1970.
11 Вахтангов Е. Записки, письма, статьи. - М.-Л.: Искусство, 1939. - 408 с.
12 Мейерхольд В. Статьи, письма, речи, беседы. - В 2 т. - М.: Искусство, 1968. - 352 с.
13 Чехов М. Литературное наследие. - В 2 т. - М., 1995.
14 Гротовски Е. От бедного театра. - М., 2003.
15 Брук П. Пустое пространство. -М.: Прогресс, 1976.-236 с.
Брук П. Лекции во МХАТе // Театр. - 1989. - № 4.
Брук П. Блуждающая точка: статьи, выступления, интервью. - СПб. 1996. - 288 с.
16 Някрошюс Э. Метафора философа. Беседу вела Л. Лебедкина // Театральная жизнь,
2008. -№ 1.-С. 90-92.
1. Культурно-исторический метод. Цель - анализ театральных и
социо-культурных условий зарождения и развития жанра драматического
театра одного актера.
2. Структурно-типологический метод. Цель - выявление и
осмысление основных модификаций сценического и драматического
театра одного актера в современном театральном процессе.
3. Метод жанрового анализа. Цель - выявление и формулирование
особенностей жанра драматического театра одного актера.
Научная новизна и теоретическая значимость диссертационного исследования заключается:
в экспликации предыстории и становления драматического театра одного актера в XX веке;
в исследовании сценической практики мастеров ТОА, работающих в исследуемый период, в ракурсе жанровой дифференциации их творчества;
в анализе современных видов и форм театра одного актера;
4. в изучении жанровых особенностей и поэтики драматического
театра одного актера.
Практическая значимость.
Данное исследование может служить
как учебно-методический материал для разработки лекционных курсов и семинарских занятий, связанных с историей и теорией театра;
как материал методического пособия для ведения спецкурса «Специфика актерского искусства в драматическом театре одного актера»;
материалы диссертации могут быть использованы для уточнения теоретического аспекта жанра театра одного актера и углубления аналитической рецепции этого явления деятелями театра.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Драматический театр одного актера - закономерное явление
театрального процесса и кризиса культуры XX века, так называемого
«забвения бытия» (М. Хайдеггер), «смерти Субъекта».
2. Драматический театр одного актера - особый жанр театрального
искусства «малой формы», принципиально отличающийся от чтецкого
театра и театра художественного рассказывания.
3. Особенности поэтики драматического театра одного актера
заданы спецификой хронотопа «внутренней драмы» и характером диалога
действующего лица со своим конфиденциальным партнером - зрительным залом.
4. Драматический театр одного актера предполагает ярко выраженную интеллектуальную интенцию в различных миметических формах.
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования изложены в пяти научных публикациях (из них - 2 публикации ВАК). Кроме того, некоторые результаты диссертационной работы обсуждались на научно-практической конференции «Школа З.Я.Корогодского в системе театрального образования» (СПб.: СПбГУП, март 2009 года). Автором диссертации создан моноспектакль «Несостоявшийся концерт» по материалам жизни и творчества А.Н. Вертинского, который показан в рамках международного театрального фестиваля «Монокль» в 2007 году (СПб, Театр-фестиваль «Балтийский Дом»), сыгран на малой сцене Академического театра им. Ленсовета, (СПб, март 2007г.) и в 2009 году восстановлен на сцене БДТ им. Н.Г. Чернышевского (г. Борисоглебск, Воронежская область).
Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии (246 наименований). Общий объем диссертации 180 страниц.