Введение к работе
Актуальность темы. Предпринятая диссертация посвящена драматическому театру одного актера.
Театр одного актера (ТОА) как самостоятельное и профессиональное явление появился в России на рубеже XIX-XX века. В течение XX столетия этот театр динамично развивался, видоизменялась система его жанров, претерпевала изменения их иерархия внутри жанровой системы. В настоящее время в практике ТОА со словесно-речевой основой возможно выделить следующие жанры: художественного чтения, художественного рассказывания и драматический. Что касается авторского театра, то эта жанровая форма может найти воплощение во всех трех жанрах.
Как свидетельствует развитие театрального процесса и презентация моноспектаклей на фестивалях типа «Монокль», в последние три-четыре десятилетия XX века именно драматический театр одного актера стал наиболее распространенной и востребованной формой ТОА.
Между тем, несмотря на ряд специальных работ о ТОА и внятной актерско-режиссерской рефлексии на жанровые особенности драматического ТОА (здесь уместно вспомнить слова С.Аверинцева, который говорил, что самые настоящие термины кристаллизуются из «словечек», из нестрогого, но живого профессионального «жаргона»), исследуемый нами жанр драматического театра одного актера все еще не получил в театроведении и театральной критике должного освещения. Мало того, драматическая природа словесно-речевого ТОА во всех его театрально-эстрадных формах как их художественно-эстетическая основа (drama, греч. – действие, дело) служит причиной недостаточного внимания к жанру драматического ТОА как к некой конструкции, к специфике этого жанра и его особого места в театральном искусстве, хотя в оговорках драматический монотеатр то и дело упоминается.
Такая ситуация наблюдаются в статье авторитетного исследователя Д.Катышевой о поэтическом монотеатре 70-х годов XX века. Автор пишет об одном из действующих актеров этого периода: «В.Рецептер начал с моноспектакля «Гамлет», поставленного во многом по законам драматического спектакля». В другом месте она же отмечает: «Юрский заметно эволюционирует в развитии своего монотеатра. Он поначалу строит модель театра, близкого драматическому… Его привлекают произведения с острой драматической ситуацией, проявляющей человеческие характеры».
Подобное использование дискуссионной жанровой дефиниции в профессиональном разговоре можно объяснить лишь тем, что существует «жанр как абстракция и жанры как реальность»; для последних, считает С.Аверинцев, свойственна диалектика «замкнутости и разомкнутости», мерцающая граница. Словом, «чистый жанр» - это фикция, утопия.
«Там, где начинается существование, понятие кончается», - сказал философ. Эти слова как нельзя лучше применимы к диффузии жанровых границ, которая, однако, не отменяет существование жанров, в том числе и жанра драматического ТОА. Не случайно Ю.Барбой в своей книге «К теории театра», размышляя о жанровой классификации, считает, что «Реальным смыслом уже обладают только «двухступенчатые» определения. Например, драматический театр кукол. Такие определения, в которых учтены оба критерия, формальный и содержательный, научно «на порядок» корректней тех, какими мы пользуемся».
В полном согласии с этой точкой зрения Нина Аловерт, исследователь балетного театра, в одном из своих интервью говорит об «Анне Карениной»: «…в Мариинке получился добротный сюжетный балет. Было бы правильнее сказать: «драмбалет».
У истоков драматического ТОА, по мнению диссертанта, стоял выдающийся мастер художественного слова В.Яхонтов, сделавший в свое время знаменательное признание, в котором недвусмысленно обозначена граница между его прежними «чтецкими» выступлениями и драматическим моноспектаклем: «Сыграв «Горе от ума», - писал Яхонтов, - я нашел все, к чему стремился, что искал и о чем горевал, покинув драматический театр».
Именно это событие, отмеченное самим артистом, открывает новую страницу истории ТОА, хотя некоторые исследователи склонны видеть ее начало в создании Яхонтовым и его коллегами театра «Современник». Но авторы Театральной Энциклопедии отмечают: «В 1927г. вместе с Е.Е.Поповой и С.И.Владимирским Яхонтов создал эстрадный (выделено мной – Р.К.) театр одного актера «Современник». Еще раз подчеркнем: «эстрадный», а «эстрада – не театр», - говорит известный петербургский актер А.Девотченко.
Таким образом, актуальность диссертационного исследования обусловлена необходимостью изучения жанровой природы театра одного актера, основных закономерностей его развития и их специфики.
Степень разработанности темы. Театр одного актера как самостоятельное и профессиональное явление появляется на русской сцене ХХ века благодаря творчеству А.Закушняка и В.Яхонтова. Их книги «Вечера рассказа» и «Театр одного актера» заложили основы жанровой дифференциации ТОА. Многолетний сценический опыт Яхонтова стал предметом глубокой критической рефлексии в монографии Н.Крымовой «Владимир Яхонтов».
С 60-х годов проблемой театра одного актера плодотворно занимается театровед Д.Катышева. В своих трудах она уделяет пристальное внимание принципам литмонтажа, литературному театру, поэтическому театру, лиро-эпическим и лиро-поэтическим структурам в драме, отслеживает развитие поэтики выдающихся мастеров ТОА.
В 1967 году выходит в свет статья Э.Яснеца «Театр одного актера». В ней поднимается проблема дифференциации жанров театра одного актера, затрагивается тема «актерского» способа существования в ТОА. Эта тема становится сквозной для ряда автобиографических книг С.Юрского, в частности, таких, как «Кто держит паузу», «Спотыкач».
Немалое значение для научного осмысления диссертационной проблемы имеют работы, связанные с эстрадной практикой или с жанрами, смежными с драматическим театром одного актера. Среди них в первую очередь мы должны назвать труды Г.Артоболевского, Н.Верховского, И.Андронникова, Б.Попова и других исследователей театра XX века.
Вместе с тем приходится констатировать, что монографически жанр драматического ТОА в науке не рассматривался, его всестороннее изучение, с нашей точки зрения, еще впереди. К этому, в первую очередь, побуждает динамическое развитие практики ТОА последних трех десятилетий и широкий интерес к драматическому монотеатру деятелей сценического искусства.
Объект диссертационного исследования – театр одного актера.
Предмет исследования – драматическая природа театра одного актера в России последней четверти XX – начала XXI века.
Цель диссертационной работы – осмысление художественно-эстетических предпосылок динамики драматического театра одного актера, определение основных модусов его существования и особенностей жанра.
Задачи исследования
- выяснить логику театрального процесса ХХ века в ракурсе развития идеи «внутренней драмы»;
- проследить эволюцию режиссерской концепции статуса актера в сценическом искусстве;
- выявить и охарактеризовать основные дифференциаторы жанров театра одного актера;
- определить специфику жанра и поэтики драматического театра одного актера;
- установить роль фестивалей «Монокль» в развитии драматического жанра театра одного актера.
Материал исследования – моноспектакли и видеозаписи спектаклей в жанре драматического театра одного актера, созданные в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.
Хронологические рамки исследования – последняя четверть XX – начало XXI века.
Источники исследования – отечественная и зарубежная научная, мемуарная, эпистолярная литература о театре, соответствующая предмету диссертации театральная критика, а также справочно-энциклопедические издания по театрологии и театроведению П.Пави, Г.Морозовой, О.Дубровской, Н.Зверевой и другая справочно-энциклопедическая литература.
Теоретико-методологическим основанием предпринятого исследования являются:
- труды К.Станиславского, Д.Гасснера, Э.Бентли с их концепцией «внутренней драмы» и «внутреннего человека» на сцене;
- исследования М.Бахтина, С.Аверинцева, П.Пави, Ю.Барбоя о жанре как теоретико-литературной и теоретико-театральной рефлексии;
- работы о ТОА В.Яхонтова, Н.Крымовой, С.Юрского, Д.Катышевой;
- учение о диалоге, риторическом и диалогическом слове М.Бахтина;
- труды о семиотическом пространстве и семиосфере Т.Бачелис и Ю.Лотмана;
- работы мастеров драматической сцены Н.Евреинова, В.Немировича-Данченко, А.Таирова, Е.Вахтангова, В.Мейерхольда, М.Чехова, Е.Гротовского, П.Брука, Э.Някрошюса о взаимоотношениях режиссера и актера и актера с персонажем.
Методы диссертационного исследования. В работе над диссертацией автор использовал комплекс методов современного искусствознания, направленных на теоретическое и историко-художественное осмысление основных аспектов деятельности драматического театра одного актера, его сценической практики, жанровой специфики и поэтики, в том числе:
1. Культурно-исторический метод. Цель – анализ театральных и социо-культурных условий зарождения и развития жанра драматического театра одного актера.
2. Структурно-типологический метод. Цель – выявление и осмысление основных модификаций сценического и драматического театра одного актера в современном театральном процессе.
3. Метод жанрового анализа. Цель – выяснение особенностей жанра драматического театра одного актера.
Научная новизна и теоретическая значимость диссертационного исследования заключается:
1. В экспликации предыстории и становления драматического театра одного актера в ХХ веке;
2. В исследовании сценической практики мастеров ТОА исследуемого периода в ракурсе жанровой дифференциации их творчества;
3. В анализе современных видов и форм театра одного актера;
4. В изучении жанровых особенностей и поэтики драматического театра одного актера.
Практическая значимость.
Данное исследование может служить:
-
Как учебно-методический материал для разработки лекционных курсов и семинарских занятий, связанных с историей и теорией театра;
-
Как материал методического пособия для ведения спецкурса «Специфика актерского искусства в драматическом театре одного актера»;
3. Материалы диссертации могут быть использованы для уточнения теоретического аспекта жанра театра одного актера и углубления аналитической рецепции этого явления деятелями театра.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Драматическая природа присуща любому театральному действу, но «драматический спектакль» – это жанр с особой поэтикой, отличающей его от любого театрального представления. В диссертации жанр драматического спектакля рассматривается в системе жанров Театра одного актера и толкуется как закономерное явление театрального процесса XX века.
2. Драматический театр одного актера – жанр театрального искусства «малой формы», принципиально отличающийся от театра художественного слова. В драматическом спектакле складывается особый характер диалога актера со зрителем, когда «сцена становится почти продолжением зрительского сознания и подсознания» (П.Пави).
3. Особенности поэтики драматического театра одного актера заданы спецификой хронотопа «внутренней драмы» центрального персонажа, когда художественное пространство становится местом созидания и проявления смыслов hic et nunc.
4. Драматический театр одного актера предполагает остро выраженную интеллектуальную и внутренне конфликтную интенцию в различных миметических формах. Этим он отличается от эстрадных представлений.
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования изложены в пяти научных публикациях (из них - 2 публикации ВАК). Кроме того, некоторые результаты диссертационной работы обсуждались на научно-практической конференции «Школа З.Я.Корогодского в системе театрального образования» (СПб.: СПбГУП, март 2009 года). Автором диссертации создан моноспектакль «Несостоявшийся концерт» по материалам жизни и творчества А.Н. Вертинского, который показан в рамках международного театрального фестиваля «Монокль» в 2007 году (СПб, Театр-фестиваль «Балтийский Дом»), сыгран на малой сцене Академического театра им. Ленсовета, (СПб, март 2007г.) и в 2009 году восстановлен на сцене БДТ им. Н.Г. Чернышевского (г. Борисоглебск, Воронежская область).
Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии (249 наименований). Общий объем диссертации 175 страниц.