Введение к работе
Актуальность темы исследования. Происходящие в современной культуре процессы глобализации актуализируют вопросы изучения национальной музыкальной культуры, её достижений как проявления уникальности, неповторимости, а также взаимосвязи с многообразием мирового искусства. Феноменом национальной культуры Бурятии стала профессиональная вокальная школа, cформировавшаяся в республике на протяжении XX века.
Вокальное искусство - наиболее результативное направление в ряду музыкальных специализаций республики. Об этом убедительно свидетельствуют творческие достижения его виднейших представителей.
Обладатели прекрасных голосов, бурятские певцы представляют одну из значимых в России вокальных школ, созданную в республике к началу второй половины ХХ века в силу имеющихся объективных и субъективных предпосылок. Зарекомендовав себя в числе признанных лидеров в области профессионального вокального искусства, Бурятия в течение длительного времени привлекала к себе внимание сосредоточием вокальной одарённости. В рецензиях профессионалов-вокалистов, критиков России, Монголии, высоко оценивалось вокальное искусство бурятских исполнителей.
Являясь носителями не только национальной культуры, но и европейской, бурятские вокалисты оказывали и продолжают оказывать на протяжении десятилетий непосредственное влияние на состояние и развитие культурного пространства в регионе и за его пределами.
Однако, несмотря на наличие эмпирического опыта в виде реально существующей бурятской вокальной школы, значимой роли её представителей не только в культуре Бурятии, но и в целом России, бурятская вокальная школа не была объектом специального искусствоведческого исследования. Малоизученность заявленного феномена актуализирует необходимость выявления и анализа генезиса бурятской вокальной школы в контексте изучения историко-культурных, художественно-эстетических предпосылок возникновения и особенностей её развития.
Актуальность темы диссертации обусловлена и повышением интереса к роли национальных музыкальных традиций в современной действительности, к познанию их национальной самоидентификации, изучению специфики функционирования вокального искусства в современной культуре Бурятии. Исходя из этого, в диссертации особое внимание уделяется исследованию истоков национальной вокальной школы, традиций национального певческого искусства, проблеме преемственности поколений вокалистов Бурятии.
Степень разработанности проблемы. В отечественной научной литературе практически не представлено работ, посвященных истории, специфике бурятской вокальной школы как феномена национальной художественной культуры. При исследовании диссертант опирается на научные работы по общей вокальной проблематике, содержащиеся в музыкально-исторической литературе для определения историко-культурных, этнолингвистических предпосылок, анализа и систематизации опыта бурятской вокальной школы, её генезиса, определения теоретико-методологических подходов к решению поставленных задач.
Вопросам исследования национального искусства, музыкального, в контексте мирового культуры посвящены труды Б.В.Асафьева, А.А. Гозенпуда, М.С. Кагана, С.Т. Махлиной, Н.А. Соломоновой, Ю.И.Шейкина и других, в которых анализируются аспекты становления, роли национального искусства, его значения в жизни общества.
Вопросам генезиса певческого искусства в европейской культуре, истории становления, особенностей вокальных школ посвящены труды Д.Л. Аспелунда, В. А. Багадурова, Е.В. Герцмана, Л.Б. Дмитриева, М.Л. Львова, И. К. Назаренко, Л. К. Ярославцевой, диссертации В.Г.Антонюк, Н.К. Бахуташвили, Им Ок Сун, В.Н.Орленина, А.С.Яковлевой, а также работы Н.Д. Андгуладзе, Н.К. Бахуташвили и других.
Проблемам специфики музыкальной культуры Бурятии посвящены научные работы Г. Ц. Бельгаева, П.М. Берлинского, П. С. Гуревича, О. И. Куницына, В.Ц. Найдаковой, А.А.Политова, Г. А. Поляновского, Л. С. Ходорковской, в которых освещён круг проблем, связанный с историей возникновения профессионального искусства в Бурятии, его традициями.
Значимыми для исследования стали фундаментальные труды по фольклористике Д. Банзарова, Л.Н. Гумилёва, Ч. Далая, Д.С. Дугарова, Ц.Ж. Жамцарано, С.А. Кондратьева, А. Позднеева, А. Д. Руднева, Г.Д. Санжеева, Б. Ф. Смирнова, А.И. Уланова, М.Н. Хангалова, Г. Ц. Цыбикова, в которых прослеживаются истоки культуры бурятского народа, условия его бытования, обычаи, верования, традиции, рассматривается их аксиологический аспект.
В этнолингвистических трудах И.Д. Бураева, В.И. Золхоева, Г.О. Туденова, Ц.Б. Цыдендамбаева, музыкально-краеведческих публикациях С. Миха содержатся отдельные сведения по выразительности фонетики бурятского языка, его приспособленности к передаче чувств и эмоций средствами вокала.
Несомненный интерес для решения поставленных в исследовании задач представлял и ряд научно-популярных изданий (Ю.Дабаина, О. И. Куницына, И. Ф. Кузьминой, Л. Л. Линховоина, Ц.Г. Шагжина и др.), в которых рассматриваются отдельные аспекты исполнительской деятельности ведущих певцов Бурятии: Л. Л. Линховоина, Б. М. Балдакова, И.Н. Батурина, К.И. Гомбоевой-Языковой и других. Данные работы посвящены не только вопросам биографического характера, но также особенностям исторического развития вокальной школы Бурятии. Значимый ряд публикаций в средствах массовой печати событийного характера (гастроли, премьеры, юбилейные события и т.п.), как внутри республики, так и за её пределами явился важным дополнением к вопросам анализа исторического развития вокальной школы Бурятии, её прошлого и настоящего.
Однако работ по системному изучению истории, специфики возникновения и развития бурятской вокальной школы, рассмотрения её в контексте истоков и преемственности на сегодня отсутствуют. Таким образом, представляется актуальным исследование вокальной школы Бурятии в контексте вышеназванных аспектов.
Объект исследования: Бурятская вокальная школа.
Предмет исследования: Генезис и художественно-эстетическая специфика бурятской вокальной школы.
Цель исследования: Анализ формирования и развития бурятской вокальной школы как феномена национальной музыкальной культуры.
Реализация данной цели обусловила необходимость постановки и решения следующих задач:
- охарактеризовать понятие «профессиональная вокальная школа», условия ее возникновения и развития;
- проанализировать культурно-исторические и художественно-эстетические предпосылки формирования бурятской вокальной школы как феномена национальной культуры;
- исследовать и обосновать фонетические особенности бурятского языка как средства вокальной выразительности;
- выявить закономерности формирования самобытности профессиональной бурятской вокальной школы от национальной традиции вокализации до европейского оперно-концертного стиля исполнения;
- определить особенности эволюции поколений вокалистов бурятской вокальной школы в XX – начала XXI веков, систематизировать исполнительскую школу по персоналиям;
- рассмотреть значение творческой деятельности российских, бурятских композиторов, деятелей искусства в становлении и культивировании бурятского вокального искусства.
Теоретико-методологическим основанием данного исследования стали научные труды по музыкальной культуре, эстетике, теории и истории музыки, оперному искусству, психологии музыкального восприятия, этнолингвистике, этнологии и краеведению, истории и теории вокала:
- фундаментальные труды отечественных и зарубежных историков культуры, музыки и театра: Б. В.Асафьева, Е. В. Герцмана, Б. Горовича, М. С. Кагана, Г.Кречмара, Т. Н. Ливановой, С.Т. Махлиной, К. К. Розеншильда, Н. А. Соломоновой, К.С. Станиславского, А.А. Хохловкиной, а также музыкально-критические труды В.Ф. Одоевского, В.В. Стасова, П.И. Чайковского и др.;
- научные работы об особенностях национальной культуры и музыкального искусства Бурятии, труды по краеведению и этнологии крупнейших ориенталистов: Д. Банзарова, Л.Н. Гумилёва, Ч. Далая, Д.С. Дугарова, Ц.Ж. Жамцарано, С.А. Кондратьева, А. М. Позднеева, А. Д. Руднева, Г.Д. Санжеева, Б. Ф. Смирнова, А.И. Уланова, М.Н. Хангалова, Г. Ц. Цыбикова.
- психологии музыкального восприятия, развития творческих способностей Л. С. Выготского, Е. В. Назайкинского Б.М.Теплова и других.
-этнолингвистические положения, содержащиеся в работах: И.Д. Бураева, Л.Р. Зиндера, В.И. Золхоева И. А. Бодуэна де Куртене, В.В. Жирмунского, М.И. Матусевич и др.
Методы исследования. В ходе исследования были применены:
-культурно-исторический метод способствовал выявлению историко-теоретических аспектов возникновения и развития бурятской вокальной школы;
-методы описания, анализа и сопоставления применялись в исследовании вокальности фонетики бурятского языка, а также традиций национально-фольклорного певческого искусства;
-сравнительно-исторический метод позволил выделить преемственные связи между итальянской, русской и бурятской вокальными школами;
-метод структурного и ладогармонического анализа бурятских песен (народных и созданных композиторами);
-метод наблюдения и интервью с бурятскими вокалистами;
-биографический метод в систематизации по персоналиям бурятских вокалистов;
Источники исследования. Основой данного исследования послужили
1) научные труды по теме диссертационного исследования (теория и история искусства, музыковедение, этнолингвистика, эстетика, этнология и краеведение, история и теория вокала);
2) опубликованное эпистолярное наследие и мемуаристика (Г. Берлиоза, А. Л. Доливо, Дж. Лаури-Вольпи, Л.Н. Книппера, С. Ю. Левика, А.В. Неждановой, Н.А. Обуховой, Э. Росси, Л.В. Собинова, А. Фраккароли, Ф.И. Шаляпина);
3) словарно-энциклопедическая и справочная литература, историко-библиографические и иные издания, связанные с темой исследования;
4) практический опыт автора диссертационного исследования на основе рассмотрения оперных произведений, фольклорных и композиторских песенных источников, репертуарных листков солистов Бурятского театра оперы и балета и республиканской филармонии. Интервью с исполнителями, фиксирующие высказывания и свидетельства, исследуемых в работе проблем. Музыковедческий анализ концертных выступлений в спектаклях, филармонических концертах, на радио и телевидении, аудио-источников с записями выступлений певцов, периодические издания и беллетристика.
Научная новизна диссертационного исследования заключается:
во введении в научный оборот понятия «бурятская вокальная школа»;
в исследовании впервые культурно-исторических и художественно-эстетических предпосылок формирования бурятской вокальной школы;
в установлении впервые, что вокальность фонетического строя бурятского языка обусловила национальные певческие традиции;
впервые в проведении в отечественном музыкознании сравнительно-сопоставительного анализа вокальности фонетики итальянского, русского, бурятского языков;
в определении впервые особенностей преемственности музыкально-эстетического опыта поколений вокалистов Бурятии XX-XXI в.в.
в определении значимой роли национальных и российских композиторов и деятелей искусства в становлении и развитии бурятской вокальной школы в исторической динамике.
Практическое значение работы заключается в том, что её материалы и выводы могут быть востребованы в исследованиях по проблемам профессионального бурятского музыкального искусства, истории художественной культуры не только бурят, но и других народов.
Результаты исследования могут быть использованы при разработке учебных и методических пособий, создания спецкурса «История вокального искусства Бурятии» для обучения музыковедов, вокалистов, дирижёров и инструменталистов.
На защиту выносятся следующие положения:
1) Обоснование феномена самобытности бурятской вокальной школы, заключающегося в глубоком восприятии традиций итальянской, русской вокальных школ с опорой на национальную певческую культуру
2)Определение культурно-исторических и художественно-эстетических предпосылок возникновения и развития бурятской вокальной школы: государственная культурная и национальная политика СССР в 30-е годы ХХ в. (смотры художественного творчества трудящихся, открытие специализированных образовательных учреждений, студий, проведение декад национального искусства республик), певческие народные традиции, синтез с европейской вокальной школой;
3)Осмысление вокальности фонетики бурятского языка как фактора становления национальной вокальной школы, обусловившего кантиленность, широту певческого диапазона, художественную выразительность стиля исполнения;
4)Определение особенностей эволюции поколений бурятской вокальной школы и систематизация их представителей;
5)Понимание творческой деятельности автохтонных, инонациональных композиторов как фактора формирования и культивирования бурятской вокальной школы, расширения вокального репертуара на основе классических произведений и создания произведений национального характера.
Апробация исследования. Результаты исследования нашли своё отражение в 16 научных публикациях, том числе и изданиях ВАК (2), а также в форме докладов на конференциях: «Культурное пространство Восточной Сибири и Монголии», Улан-Удэ, 2006; «Сохранение духовного наследия и развитие национальной хореографии», Улан-Удэ, 2007; «Россия в Монголии: история и современность», Улан-Батор, 2008; «Современное искусство в контексте глобализации: наука, образование, художественный рынок», Санкт-Петербург, 2010.
Структура и объём диссертации определены её содержанием. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (196 наименований), приложений и глоссария. Общий объём диссертации составляет 209 страниц.