Содержание к диссертации
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ПОЭТИКИ И ГРАММАТИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
АНГЛИЙСКОЙ НАРОДНОЙ БАЛЛАДЫ
Методологическая основа изучения жанра 11 английской народной баллады
Факторы, обусловливающие появление жанра 14 народной баллады в английской традиции 13-14 вв.
Формирующие факторы как интегрирующее 24 начало в структуре жанра английской народной баллады
Жанрообразующие факторы английской 29 народной баллады
1.4.1 .Основы и специфика балладного сюжетосложения
Особенности композиции и специфика 35 времяпространственных отношений в жанре
Стилистические особенности жанра английской 43 народной баллады
Выводы по 1 главе 50
2. ЗАВИСИМОСТЬ БАЛЛАДНОЙ ПОЭТИКИ ОТ
ТЕНДЕНЦИЙ ЯЗЫКОВОГО РАЗВИТИЯ
ПЕРИОДА 14-16вв.
2.1 .Особенности языкового контекста эпохи 52
расцвета балладного жанра в Англии
Зависимость метрического строения 57 баллад от переходных процессов в языке 14-16вв.
Переходные процессы в языке как жанрообразующии фактор английской народной баллады
2.3.1. Релевантность аналитических тенденций 68
морфологии для жанра народной баллады
2.3.2.Способ осуществления связи грамматического 76
времени с хронотопом жанра
2.3.3. Особенности синтактики идей 87
в жанре народной баллады
Выводы по 2 главе 102
3. СОПОСТАВЛЕНИЕ СТИЛИСТИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ
ОСОБЕННОСТЕЙ ЖАНРА АНГЛИЙСКОЙ НАРОДНОЙ
БАЛЛАДЫ СО СПОСОБАМИ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ В РУССКИХ
ПЕРЕВОДАХ
Причины трансформаций и сдвигов 104 при переводе английских народных баллад на русский язык
Соотношение метрического строения 111 баллады как поэтического жанра в синтетическом
и аналитическом грамматическом строе
3.3. Уровни реализации синтаксических особенностей баллад
при поэтическом переводе на русский язык: 129
синтагматика vs парадигматика
3.4. Способ передачи грамматического балладного времени
в текстах русских переводов 142
Выводы по 3 главе 149
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 151
Библиография 158
Введение к работе
Понятие баллады включает многие разнообразные жанровые явления: древнефранцузская баллада, лироэпическая народная песня, песни уличной литературы и ярмарочных балаганов, литературная баллада в лироэпическом или лирическом виде. Обилие балладного творчества побуждает исследователей искать сущностное в этом многообразии.
Английская баллада возникла в фольклорной традиции в конце 13 века. Хронологически жанр баллады возникает на стыке двух эпох: Средневековья и Возрождения. 14 век — расцвет балладного жанра в средневековой Англии. Будучи практически единственной формой народного самовыражения, баллада неизбежно отражает перемены в фольклорном мышлении эпохи.
Лингвистический интерес к жанру английской народной баллады обусловлен рядом вопросов, важнейшими из которых остаются проблемы историзма, генезиса языка и стиля. Период 14-16вв. характеризуется активизацией процессов изменений в грамматическом строе языка: английский язык утрачивает исторические черты синтетизма и постепенно превращается в язык аналитического типа. Становление аналитизма связано с наличием грамматических форм, восходящих к синтетическому прошлому языка. Эволюция английской народной баллады на фоне переходных процессов в языке стимулирует интерес к выявлению жанрообразующего характера этих изменений для баллады и определению лингвистической специфики жанра.
Зависимость поэтических жанров от грамматики подчеркивалась многими учеными (Якобсон 1983: 462-482; Жирмунский 1975: 76; Томашевский 1959: 56-71; Harmon 1997: 3-31), и наличие разновременных тенденций в языке английских народных баллад представляется интересным практическим материалом для изучения данной взаимосвязи.