Содержание к диссертации
Введение
Гл.1. Теоретико-методологические основы становления и институциональной трансформации спорта 13
1.1. Исследовательская стратегия и категориально-понятийный аппарат исследования 14
1.2. Историко-социологическии анализ институцнализации спортивно-зрелищной сферы 36
1.3; Институциональная эволюции российского спорта 59
Резюме 76
Гл; 2. Трансформация института спорта в социально-зрелищную сферу 78
2.1. Детерминанты становления и функционирования спорта как зрелища 79
2.2.Обшественная природа современного спорта как разновидности шоу-бизнеса 106
Резюме 121
Гл. 3. Спортивная аудитория и ее субкультура как социальный феномен 123
3.1. Типология субъектов аудитории спортивных зрелищ: социально-психологические и. социологические аспекты 124
3.2. Молодежная субкультура в современном спорта: ценностные ориентации и девиантность субъектов спортивного зрелища 156
3.3. Насилие как атрибут околоспортивной субкультуры: детерминанты, реалии и профилактика 171
Резюме 207
Гл. 4. Проблемы социального управления современной российской спортивно-зрелищной сферой 209
4.1. Социальный и правовой контексты управления институтами российского профессионально-зрелищного спорта 209
4.2. Спортивно-зрелищная сфера как объект социально-управленческого анализа 223
4.3; Механизмы управления спортивно-зрелищной сферой современной России 235
Резюме 257
Заключение 260
Список литературы 271
Приложения 295
- Исследовательская стратегия и категориально-понятийный аппарат исследования
- Детерминанты становления и функционирования спорта как зрелища
- Типология субъектов аудитории спортивных зрелищ: социально-психологические и. социологические аспекты
- Социальный и правовой контексты управления институтами российского профессионально-зрелищного спорта
Введение к работе
Актуальность, Всемирно-историческое развитие человечества, особенно его современный этап примечателен, помимо других, двумя-тенденциями: усложнением институционально-организационных форм обществ и других социетальных систем и углублением знаний общества о> природе и сущности этих форм. Вторая тенденция вытекает из первой и, если не очень отстает от нее, то обеспечивает совершенствование: теории и практики управления связанными с появлением этих форм процессами, среди которых могут быть как позитивные для общества, так и негативные.
Современный спорт относится к числу важнейших феноменов культуры общества. Между тем даже в специальной новейшей литературе об этом феномене медленно и с; трудом находят проявления идеи о необходимости по-новому осмыслить и социальную природу,, и формы современного спорта с учетом огромных изменений в условиях социетадьной, организации человечества. Только в последние десятилетия начало робко и непоследовательно складываться: понимание, что сегодня речь следует вести не столько о значении спорта: в аспекте индивидуального физического совершенствования, сколько о новых еге функциях, связанных с превращением его в отрасль индустрии услуг, не в последнюю очередь услуг зрелищных, в одно из направлений шоу-бизнеса.
Процессы трансформации данного социального института несут в себе как. позитивные; так и негативные моменты. В частности, все более нарастает обеспокоенность мировой общественности; явлениями, насилия в спорте и, особенно,, агрессивности: и; девиантного поведения: спортивной аудитории. Как на трибунах, так и в условиях «постзрелищной ситуации», вне них. Эти явления приобретают характер социально деструктивных факторов общественной жизни, особенно в городах.
В современной- России такое понимание созревает еще медленно, поскольку в представлениях о спорте и его аудитории еще сильны:традиции отношения к нему как к безусловно позитивному во; всех социальных отношениях стимулятору физкультурного движения, с чем: современный-спорт практически уже порвал или порывает полностью и бесповоротно.
Из кратко охарактеризованных выше: обстоятельств и вытекает актуальность и социальная: значимостью темы нашего диссертационного исследования.
Проблемность современного- спорта как профессионально-зрелищной сферы имеет много аспектов исследования и становится предметом изучения-большой совокупности общественных, наук. Некоторые из них, например, культурология, достигли1 в этом значительных: успехов. Но; эти успехи касаются одной, преимущественно гуманитарно-духовной, стороны дела. Мало познанной представляется ее социально воспроизводственная сторона.
Решающая роль в системном познании ее принадлежит обладающей свойствами синтеза частных знаний о социетальных системах социологии. К сожалению, социология только приступает к решению этих задач.
Мы пытаемся решить их в русле теоретико-познавательного обеспечения более адекватного реальности социального управления функционированием и развитием современным спортом как социальной сферой. Вместе с тем мы исходим из той объективности, что предметом внимания социологии управления; в: этом направлении должнысегодня стать не только вопросы совершенствования; управления сферой современного спорта, но и более широкая проблематика с выходом на проблемы взаимодействия его с иными- социальными; институтами - институтом образования, права, семьи, в том числе - и даже прежде всего - в аспекте решения вопросов складывающейся «околоспортивной» субкультуры и профилактики насилия в этой среде как общественно значимой проблемы.
Степень научной разработанности проблемы. Оценка степени разработанности проблем современного спорта через призму управления им требует в силу его миогоаспектности внимания к теоретическим источникам: из различных областей - социальной философии, теории и истории культуры, общей, прикладной и; эмпирической социологии, политологии; социальной: и педагогической психологии; спортивной и об щейг педагогики, менеджмента. При этом необходимо учитывать, с одной стороны, степень разработан-ности теоретико-методологических оснований, позволяющих понять механиз-мы, становления; и социальную природу данной сферы, с другой, - меру разработанности: теоретико-методологических принципов прикладного анализа вопросов функционирования и развития самого феномена, спорта и проблем управления их решением;
Применительно к проблематике диссертации первое направление
охватывает разработанность вопросов и нститу цианизации социальных:
феноменов^ современного мира- и общетеоретических- аспектов социального
управления. Анализ литературы свидетельствует, что на сегодня достаточно
основательно проработаны; теоретические основания институциональной;
организации и. системности общественных форм бытия (Э.Дюркгейм,
Т.Парсонс, Р.Дарендорф, В;Афанасьевт. М^Руткевич и: др:); важная; для
понимания практики и тенденций; социального управления проблематика
содержательных характеристик социальных феноменов* и специфики их:
функций (Т.Веблен, Р,Мертон, М.Ориу, О.Бессонов, В.Добреньков, В^Левашов,
В:Локосов, С.Фролов и др.), а также теории коммуникаций и паблик рилейшенз
(С.Блэк, Г.Почепцов, Р.Харрис и др.), где рассматриваются
клиентоориентированные технологии управления социальными сферами^ в условиях организованного на рыночных основаниях общества:
Следует отметить также должное внимание исследователей; к проработке социокультурных аспектов становления социальных институтов в аспекте общетеоретического анализа вопросов трансляции культуры и в плане
исследования особенностей практики функционирования и управления социальными институтами в традиционном и постиндустриальном ооществе (Н.Бердяев, Л.Вебер, Н.Злобин, И.Ильин, ВЛосский, Э.Орлова, А.Панарин, В.Староверов, А.Толстых, Й.Хайзинга, К.Хорни, В/Федотова и др.).
В достаточной мере исследуются современная молодежь и проблемы ее
образования (СИконникова, Ю.Зубок, А.Ковалева, ВЛевичева, ВЛисовский,
А.Овсянников, В.Чупров и др.), а этот аспект весьма важен:при исследовании
спорта и его аудитории: в плане оптимизации: социальной политики и
повышения^ эффективности управления в этой сфере. Сложность состоит в
приложимости общетеоретических, положений этого направления:
социологического познания; к прикладному исследованию такого специфического феномена как современный спорт.
Второе направление охватывает разработанность проблем социальной природы спорта как исторически эволюционирующего социокультурного феномена;, механизмов; и; характера? эволюции; спорта: и; особенностей его функционирования как социальной сферы современного общественного бытия; формирования, природы и облика современной спортивной аудитории, а также природы и факторов «околоспортивного насилия».
По этому направлению достаточно интенсивно ведутся теоретико-методологические, социально-философские: и, экономические исследования1 института спорта (В.Бауэр, М.Безруков, Н.Визитей, С.Гуськов, Г.Наталов, В.Пономарчук, М.Сараф, ВіСтоляров, В.Супиков, Ю.Фомин), собственно социологические исследования; в: социально-педагогическом: плане, прежде всего в плане воздействия, разных форм физкультурно-спортивной активности на личность- подростка, особенностей отношения конкретных категорий^ населения к: институту спорта и роли; СМИ- в этом процессе (В:Винник, П.Виноградов, Ж.Кудрявцева, ЛШубышева; Ю.Окуньков; ВіПономарчук, Н.Хайрутдинова).
Уже в 60-80-х годах прошлого века начали: предприниматься попытки разобраться в особенностях становления современного спорта и: его аудитории (ИіВизитей, В.Жолдак, З.Кравчик, О.Милынтейн, Л.Новиков, С.Платонов, Н.Пономарев, В.Пономарчук, В.Родиченко,. В;Столяров, Л.Сьюэне, А.Френкин, М.Хоутка; 3. Чупак, Н.Эдвардс и др.).
Вместе с. тем,, в отечественной науке- исследования,, прежде всего, педагогические, даже в лучшем случае лишь косвенно затрагивали проблемы: управления.. Да и то не как социальным институтом в: целом,, а лишь в; отраслевом аспекте. Понятно, что при? таком подходе: в тени оставались собственно социальные аспекты управления самим институтом профессионально-зрелищного спорта.
К тому же достаточно очевидно явное расхождение: мнений между советскими и зарубежными авторами, да и среди: отечественных исследователей, не только по этому аспекту проблемы, но и о социально-институциональной природе современного спорта, что можно рассматривать
как вполне реальное научно-практическое противоречие, которое требует содержательного разрешения- и потому должно стать предметом специального анализа.
Эти обстоятельства и указанная ранее проблемность становления и функционирования современного спорта и его аудитории специфицирует направленность нашей диссертации- на разрешение проблемной?ситуации, суть которой заключается: в актуальной^ необходимости разработки принципов «встраивания» профессионально-зрелищного спорта в новую социально-экономическую и социально-политическую реальность российского общества.
Объект нашего исследования - спорт и его аудитория как подсистемы формирующейся социально-зрелищной сферы современного общества.
Предмет исследования - факторы и механизмы становления, современного спорта и особенностей его аудитории в. контексте поиска на этой базе социологически обоснованных: управленческих решений, оптимизирующих функционирование данной сферы, в общественных интересах.
Цель исследования заключается в выявлении социальной природы и сущностных характеристик феномена современного профессионально-зрелищного спорта и «околоспортивной» субкультуры с позиций совершенствования политики и практики социального управления функционирования и развития этой сферы.
Основанием для выдвижения1 специфицирующего наше диссертационное исследование комплекса: обеспечивающих реализацию цели и задач стали следующие гипотезы.
спорт как социальный институт вбирает в себя совокупность.. качеств общественного строя и потому функционирует: в: соответствии с его достоинствами и пороками;
решение проблем социального1 управления в системе спорта, как социально-зрелищной- сферы, его правовых, социальных и социокультурных аспектов, в том числе и вопросов, касающихся его аудитории, требует институционального подхода;
; молодежная околоспортивная субкультура: является; порождением не
собственно; спорта как социально-зрелищной: сферы, но следствием нерешенных социальных проблем более широкого плана; сфера- профессионального- спорта как^ зрелища: может быть адекватно-исследована социологическими методами и управляема: как целостный объект социального регулирования;
необходимо разумное сочетание государственных и негосударственных
форм функционирования спорта= как зрелища, что возможно лишь при
институциональном: подходе государства к правовому обеспечению
сферы спорта.
В соответствии целью и гипотезами исследования определились его задачи:
провести историко-культурологический анализ становления современного профессионально-зрелищного спорта как социального феномена;
осуществить социологический анализ феномена зрелищного взаимодействия и выявить его особенности в сфере современного профессионально-зрелищного спорта, в том числе феномен спортивного «фан-движения» и его роль в духовной жизни социума;
исследовать проблему толпостроительства как эпифеномена современного профессионально-зрелищного спорта, в частности, изучить особенности правосознания субъектов его аудитории и их взаимодействия с представителями правоохранительных органов;
выявить предпосылки оптимизации управленческих решений в отношении профилактики агрессии и насилия на трибунах стадиона и за его пределами, обеспечения правопорядка во время спортивно-зрелищных мероприятий;
обосновать перспективные направления совершенствования государственной политики и практики социального управления функционированием и развитием спорта как социально-зрелищной сферы.
Теоретическую основу диссертации составили работы ранее названных отечественных и зарубежных авторов, раскрывающих закономерности общества как социально-институциональной системы.
В методологическом плане диссертационная работа основывается на диалектическом и системном подходах, обеспечивающих комплексность и междисщшлинарность изучения связанных с темой проблем. Синтезирующий характер исследования обусловил сочетание в нем методов различных уровней социологического познания, обеспечиваемых классической и современной социологии и позволяющие рассмотреть социальный феномен современного спорта в контексте общих социальных процессов. При изучении конкретных аспектов проблемы мы опирались также на институциональный, социокультурный, историко-социологический и социально-психологический подходы. Широко использовались базовые идеи исторического и логического подходов к явлениям и процессам общественной жизни и теории управления социальной сферой, методологически развитые с учётом особенностей объекта и предмета исследования.
В диссертации использованы концептуальные идеи основоположников социологической теории о взаимодействии общества и личности.
Источниковедческая база исследования включала анализ ряда международных договоров и конвенций в сфере спорта (Европейской культурной конвенции; Спортивной хартии Европы; Международной хартии
физического воспитания и спорта; Европейского манифеста «Молодые люди и спорт»; Европейской конвенции о насилии и недостойном поведении зрителей на спортивных мероприятиях, и особенно во время футбольных матчей; Кодекса спортивной этики: Справедливая игра - путь к победе; Европейской хартии «Спорт для всех»; Положения о «Европейском народном спортивном движении»; Конвенции против^ применения допинга), законодательных актов СССР; РСФСР; Российской Федерации, иностранных государств,, документов федерального и регионального уровня, материалы научно-практических конференций и периодической печати.
Эмпирической базой; исследования! стали данные статистики, вторичного анализа социологических работ предшественников и собственных конкретных социологических исследований.
Исходными материалами вторичного анализа стал комплекс социологических исследований, осуществленных сектором социологических. исследований ВНИИФКа под руководством ВІА.ГТономарчука, а именно: - Запросов и потребностей населения-в сфере физической культуры и
спорта в общем плане.1 - Влияния разных форм физкультурно-стюртивной активности на
ценностные ориентации личности и социально-психологические
предпосылки эффективности вхождения подростка в институт спорта в
качестве действу го ще го спортсмена."
Запросов и потребностей населения в спортивных зрелищах, аудитории
зрелищного спорта и влияния-спортивного зрелища на формирование
ценностных ориентации личности.
Собственные исследования были осуществлены по следующим направлениям:;.
Аудитория = зрелищного спорта, субъектом:которого стали неорганизованные болельщики и члены-фан-клубов (Н~ 751); а также работники5 правоохранительных органов, принимающие непосредственное участие в, охране правопорядка во: время: спортивно-зрелищных мероприятий (N>= 386). Инструментарий включал 2 анкеты - «Вы, спорт и спортивное зрелище» (598 позиций) и «Анкета работника правоохранительных органов: Вы, спорт и спортивное зрелище (280 позиций).
Контингент действующих субъектов с активной установкой на: спорт и ветерановхлорта в ходе комплексного изучения проблемы социальной защиты ветеранов5 спорта: Опрашивались студенты< вузов спортивного
1 Проект осуществлен в 19S5-1986 годах в 12 регионах СССР (N - 4146).
* Материалы. комплексного конкретно-социологического исследования, проведенного н 1985-1984 гт. а 8
регионах СССР (N3312 человек, из них:2115 - молодежь в возрасте от Пло 25 лет). Основной
исполнитель . В.Л.Винник при участии Н.У.Хайрутдиновой.
' Исследование было провелено в 1989-1990 голах в двух регионах Советскою Сокт - Киеве и Москве (N =
1431). Основної! исполнитель- С.Н.Платонов.
профиля Российской Федерации и Республики Беларусь, действующие
спортсмены и ветераны спорта (N = 1047). В этом исследовании
диссертант участвовал как соисполнитель в составе бригады,.
организовавшей и осуществившей проект {М.П.Безруков,
С.А.Гониянц, В.А.Пономарчук и др.).
Новизна диссертационной работы состоит в разработке авторской концепции современного института спорта, выявлении факторові механизмов становления этого исторически обусловленного (реномена, что создало реальные: предпосылки для' понимания; сущности- молодежной околоспортивной: субкультуры и решения проблем оптимизации социального управления системой профессионально-зрелищного спорта как социально-зрелищной сферой: Новизной или существенными элементами новизны обладают следующие положения:
для спорта в условиях рыночной экономики доминирующей становится
тенденция его трансформации в подсистему социальной сферы
профессионально-зрелищного спорта и разновидность массовых
зрелищных услуг как специфического элемента шоу-бизнеса;
:- спорт в современном обществе;, трансформируясь в подсистему
социально-зрелищной сферы,, приобретает функции социально-
психологической технологии по локализации негативной энергии
толпы в мирном игровом пространстве встречным предложением
публичного поединка, максимально регламентируемого
запретительными нормами;
* категориальный анализ основных понятий института спорта и
предложение их содержательных трактовок- создают' предпосылки институционального подхода к решению правовых проблем; функционирования и управления профессионально-зрелищным; спортом и профилактики социально-негативных действий его; аудитории; корни околоспортивного > насилия следует искать не столько в особенностях спорта как социального феномена, сколько в общекультурном фоне и установках социума, в особенностях формирования .молодежной околоспортивной субкультуры в условиях недостаточного внимания к молодежной политике;.
' выявление дифференциально-диагностических признаков основных
субъектов аудитории профессионально-зрелищного спорта — «фанов» и; болельщиков: - позволяет содержательно: проанализировать феномен современного фан-движения в; контексте его идеологии, и установить тот факт, что тенденции: насилия, агрессии; и толпостроительства являются эпифеноменами недостаточного внимания государства и общества крешению социальных, социокультурных и образовательных проблем, проблем духовной жизни социума;
реальная практическая деятельность в сфере современного спорта, становясь все более зависимой от рыночных отношений, от его коммерциализации, при недостаточном внимании властных структур к самоорганизации профессионально-зрелищного спорта увеличивает риски социальных конфликтов > вследствие переноса стереотипов поведения^ околослортивной толпы в иные сферы жизнедеятельности;
эффективное управление в современном: спорте как социально--зрелищной сфере,, включая проблемы профилактики насилия и агрессии его аудитории, сегодня возможно лишь в контексте должного внимания к организации взаимодействия спорта со-сферами культуры, образования и права.
Теоретическая значимость работы. Обоснованная диссертантом концепция факторов и механизмов исторической эволюции спорта в феномен социально-зрелищной сферы: закладывает теоретико-методологаческие основания; для прикладных исследований,, которые, создают предпосылки формирования: самостоятельной школы в системе социологических исследований института спорта. Вместе с.тем, диссертационное исследование, комплексно рассматривая; проблему «институт спорта и его аудитория», способствует приращению знания в области; социологии духовной жизни, и социологии управления.
Практическая значимость исследования; В работе с формул ирован ряд практических рекомендаций по оптимизации практики; управления- в системе спорта как социально-зрелищной сфере и в сфере государственной молодежной политики. Материалы проведенного исследования* используются при разработке и чтении ряда базовых учебных курсов: «социология управления», «спортивный менеджмент», «социология спорта».
Сделанные в диссертации- выводы и рекомендации, значимы; для социологов, преподавателей' к студентов-вузов = спортивного - и педагогическою' профиля, а; также для практических; работников, по роду своей деятельности. занятых процессами управления сферой физической культуры и спорта, связями с общественностью,- сферой шоу-бизнеса и: спортивно-зрелищных услуг, для работников правоохранительных органов,, властных структур разного уровня.
Положения, выносимые на защиту.
1 .Основой содержательного рассмотрения проблем функционирования = современного спорта и совершенствования управления его развитием должен стать институциональный^подход..
2.Организационная профессионализация и коммерциализация спорта ввели институт спорта в индустриальную, систему шоу-бизнеса, превратив его в зрелищную услугу массового: спроса, вследствие чего система; профессионально-зрелищного спорта стала" определять тенденции его развития..
З.Профессиональный; спорт как зрелище является; одной из наиболее развитых форм индустрии развлечений,-ибо спортивное зрелище обладает
чертами зрелища идеального, отвечающего самым острым потребностям современного зрителя: оно, во-первых, непредсказуемо, во-вторых, путь к успеху нагляден, поскольку процесс творчества идет непосредственно на глазах зрителей, в-третьих, хотя бы внешне обеспечивается объективность оценки результатов.
4. Спорт как социально-зрелищная сфера способен формировать у аудитории вполне конкретные духовные ценности, связанные с культурным потенциалом социума. «Типологическая» эволюция российского болельщика показывает, что каков спорт в смысле своих социальных задач - таков и болельщик, что возлагает ответственность за поведение спортивных болельщиков на характер социальной организации спорта:
если спорт организован как действительно массовый, как действительно «спорт для всех», то и наблюдают за спортивными состязаниями в готовности в любой момент обменять свою зрительскую роль на роль участника. Понятно, что в такой модели спорта нет места «фанам» и «профессиональным гладиаторам», посылающих соответствующие сигналы толпе, и, значит, нет околоспортивиой толпы;
если же спорт организован как шоу-бизнес, его неотъемлемой частью становится фанатское движение с вполне конкретной субкультурой, зеркально отражающее непременное присутствие в такой модели спорта феномена «зрелища для толпы», ибо околоспортивная толпа становится обязательным элементом для обеспечения массовости потребления спортивных зрелищных услуг и тем самым выступает «гарантом» процветания спортивного шоу-бизнеса. Эта сторона дела объективно вынуждает менеджеров идти навстречу толпе, а потому проблема фан-движений - это проблема не спорта как социокультурного феномена, но индустрии спортивного шоу-бизнеса. 5.Корни современного фан-движения и его субкульутры следует искать
в том, что современный социум порождает тип зрителя с определенной дисгармонией социокультурных интересов, который: идет «на зрелище» прежде всего «общаться». Это, в свою очередь, определяет установку таких субъектов не на спортивное зрелище, а на зрелище посредством спорта. При указанном типе зрелищного взаимодействия социально незрелая личность, которой невыносима ситуация его непродолжения, пытается и вне стадиона воссоздать иллюзию включенности в действие, что оборачивается агрессивностью вследствие подмены установки на социальтгую солидарность всех субъектов аудитории института профессионального спорта установкой на групповую солидарность против других «групп поддержки», четко разделенных по принципу «защиты» своего спортивного кумира.
б.Спорт сегодня стал во всем мире для самоорганизовывающейся молодежной культуры удобной ареной «выплеска» стремления: к самовыражению на фоне недостаточности культурного потенциала. Феномен
фанатской «околоспортивной толпы» - это именно молодежный феномен, причем эта молодежная толпа в действительности безразлична к спорту, и, строго говоря, обитает на самом деле не в спорте, а в обществе, является проблемой не спортивной, но социальной. Российское фан-движение в своей глубокой основе есть ни что иное, как самоорганизация молодежи в условиях недостаточной проработанности государственной молодежной политики.
7.«Фанатская» толпа, как и иные виды «массово-зрелищных» толп -это не просто некие социологические прецеденты, на которые должны профессионально реагировать в основном правоохранительные органы, но это прежде всего социальная проблема. Как социальный феномен она в принципе неизживаема из системы зрелищного спорта коммерциализированного человечества. В; этой связи решение проблемы насилия и агрессии «околоспортивной» толпы нельзя найти в чисто полицейских акциях, какими бы профессиональными они ни были.
8.Идеологией обеспечения правопорядка в отношении «околоспортивной толпы» должен стать сознательный расчет на широкий общественный резонанс, на демонстрацию массовому сознанию нужного для охраняющих социальный порядок эффекта:: правоохранная технология любого локального воздействия только тогда эффективна и вообще имеет какой-то смысл, когда она заведомо рассчитана на контакт с массовым сознанием как таковым;
Первое, второе, седьмое и восьмое положения относятся к специальности 22.00.08, третье-шестое - к специальности 22.00.06.
Апробацши Основные теоретико-концептуальные положения и практические выводы диссертации получили положительную оценку в научных и управленческих кругах. Они были представлены на научных конференциях и круглых столах, в том числе неоднократно обсуждались на: международных - Международная научно-практическая конференция «Спортивное право: Теория и практика» (Минск, 2002); Юбіиеїшая научно-практическая конференция, посвященная 70-летию ВППНФК «Физическая культура и спорт в условиях современных еоаиалыю-.жопомпчеекпх преобразовании в России» (М., 2003); VIII Международной научной сессии по итогам НИР за 2004 год «Научное обоснование физического воспитания, спортивной тренировки и подготовки кадров по физической культуре и спорту'» (Минск, 2005), всероссийских и региональных конференциях.
Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на расширенном заседании кшредры социологии и психологии управления Орловской региональной академии государственной службы.
Основное содержание диссертации отражено в 4-х монографиях, 4-х брошюрах, ряде статей в периодической печати и других публикациях, общим объемом около.75 печатных листов.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы и приложений.
Исследовательская стратегия и категориально-понятийный аппарат исследования
Для этого, однако, важно предварительно: хотя бы; обозначить некоторые моменты трактовки самого феномена «социальный институт», что соответствующим образом практически определяет позицию исследователя в отношении изучаемого предмета.-Это принципиально важно в свете, задач обеспечения объективности любого, в том числе и нашего, научного исследования.
В нашем случае такими исходными понятиями являются социальный институт, социальная сфера и их социальная трансформация. В социологическом-смысле социальная сфера, общества есть система обеспечения постоянного (суженного,, простого или расширенного) воспроизводства субъектов, его организационно-структурного функционирования и развития в качестве такового. Насферном уровне речь; идет о целостном воспроизводстве общества.
При; попытках конкретного- рассмотрения соответствия; природы современного спорта и его аудитории критериям социального; института; выясняется, что таковые: при разных.теоретико-методологических подходах весьма отличаются. Тем не менее, можно констатировать, что в рамках структурно-функционального подхода,, в соответствии с которым главным; признаком социального института считается исполнение им социальных, в широком смысле этого понятия,, функций ,. современный- спорт в, своих главных проявлениях соответствуют всем критериям институциональности: процесса. Даже несмотря, на то, что; его сторонники расставляют при-трактовке их сущности разные акценты.5
Как известно, функциональный процесс охватывает два типа функций: явных и латентных. Если явные функции достаточно очевидны и являются следствием конкретных предпринятых сознательно действий, то латентные -возникают непреднамеренно и, чаще всего, вызывают непреднамеренные последствия.6 Представляется, что причиной многих сложностей и противоречий функционирования современной спортивной сферы и особенно управления ее развитием является именно недостаточный учет последних функций спорта.
Основоположники классической социологии неоднократно обращали внимание на то, что функциональный: анализ лишь одна из возможных интерпретаций при познании социальных объектов. Особого внимания к себе требует тот факт, что из трех составляющих - теории, метода и фактов в рассматриваемой парадигме именно метод является самым слабым звеном. По мнению Р.Мертона, это имеет место вследствие того, что «социальные функции всех институтов общества: в большинстве случаев представляют собой рационализацию установившейся практики, причем сначала мы действуем по личным основаниям,, но оправдываем наше поведение, исходя из общественных или этических принципов».7 И это обстоятельство требует внимания к тому, что один и тот же феномен в общественной практике может иметь разнообразные функции, вместе с тем, одна и та же функция может неоднозначно выполняться различными социальными институтами.
Указанная особенность функциональности убедительно проявляется, в частности, в функции социальной обеспечения жизнедеятельности людей, осуществляемой, наряду с другими социальными институтами, современной: спорти нно-зр ел ищи ой сферой. Собственно эта функция в спортивно-зрелищной сфере может быть реализована: через профессиональный и любительский спорт; через рыночные механизмы шоу-бизнеса; общественно-личную активность; с помощью государственного и общественного соучастия; путем достижения спортивных побед в честном соревновании и всевозможными неправдами, в том числе с помощью допингов или подкупа и т.д.
Ивсе эти действия, могут в той или иной степени рассматриваться как превращенная форма функции обеспечения данных видов жизнедеятельности людей, ее функциональная альтернатива, в некотором роде заменитель или эквивалент. Это позволяет субъекту сделать до известной степени свободный выбор той или иной социально-культурной формы, в каких он хотел бы осуществить соответствующую его интересам и потребностям функцию их обеспечения. Именно поэтому одни приходят на трибуны как зрители, другие - на арены стадионов как спортсмены, третьи остаются чужды институту спорта и т.д.
Вследствие этого по мере тотализации рыночных условий функционирования спортивно-зрелищной сферы, уменьшения ее потенциала,, развивающего культурно-духовные и родственные им способности человека, и одновременной трансформации: ее в голую разновидность бизнес-шоу, качественно перерождаются ориентации, интересы и потребности, обусловленные их прямыми или косвенными:связями с миром спорта. Этот факт имеет место, поскольку субкультура этой сферы, как и культура общества в целом, характеризуется теми же тремя главными особенностями функционирования8, имея наследуемую материализованную культуру,, общепринятую культуру отношений коммуникативного поведения и вместе с тем обучающий характер адаптации к новому, рождаемому современными сдвигами в условиях ее функционирования и развития: С этих позиций, культура является продуктом" и вместе с тем движущей силой (фактором) сдвигов в институтах социального взаимодействия людей.
В- соответствии с парсоновским подходом, двумя исходными моментами действий или процессов: являются типы ценностей, на. которых базируется структурно-функциональная организация любого социального института, иначе говоря,- мотивационная ориентация, раскрывающая интересы, действующих лиц. В спортивной сфере такая ориентация:присуща многим ее субъектам - структурам государства и спортивным ведомствам, обществу как носителю всех функционирующих; в: спортивно-зрелищной: сфере общественных отношений и населению как субъекту определенное системы; потребительских отношений и т.д; Причем, система ценностей задана человеку культурой общества.
Детерминанты становления и функционирования спорта как зрелища
При анализе современного института; профессионального спорта как зрелища невольно вспоминается период распада эллинской классики с его стремлением преодолеть «рампу». Обнаруживается, что сегодня, как и тогда, все явственнее проявляется тенденция превратить прежнего «болельщика» из свидетеля-соучастника в непосредственного участника спортивного действа. - «фана». Действа, но не зрелища, ибо и здесь ставка делается на эмоциональную компоненту зрелищного взаимодействия: недаром многие: тренеры взывают к околоспортивной толпе с требованиями «обеспечить» поддержку и выступают их.заступниками перед общественным мнением. Иными: словами, коммерциализированный спорт приобретает статус разновидности шоу-бизнеса, взывающего, отнюдь не к разуму..
Трансформируясь в ходе становления =. конкретных форм социума, феномен зрелищного взаимодействия играл существенную роль на протяжении всей истории становления современной цивилизации - и: в первобытном обществе, и в античности, и в средневековье. Вполне конкретна его роль и сегодня. Но, прибегая к образному языку, можно сказать, что сегодня.- — момент, где сходятся- вчера и завтра, а потому для: понимания того, что мы представляем: собой сегодня и каковы тенденции дальнейшего развития, необходимо знать, как. мы пришли: к своему нынешнему положению, какова история нашего становления; Этот тезис вряд ли: стоит оспаривать ив отношении становления форм социального взаимодействия. В том числе и зрелищного. А. потому, чтобы понять, какова роль и сущность феномена зрелища в современном институте спорта, мы ранее обратились к истории его становления как феномена культуры. Ив первую очередь к тому периоду становления цивилизации, когда зрелищное взаимодействие играло практически ведущую роль в приобщении к культуре социума.
Подводя первые итоги анализа-проблемы зрелищного взаимодействия, следует констатировать, что на начальных этапах становления;цивилизации таковое можно рассматривать,как феномен непосредственного общения и лишь в последующем отмечается тенденция развития его опосредованных дЬорлі.-Зрелищное взаимодействие в значительной мере начинает становится формой искусственного общения общения профессионально организованного у приобретая черты принадлежности искусству как: специфической" форме общественного1 сознания: Появляется то, что в широком смысле слова можно обозначить как рампа, то, что отделяет арену (место, где совершается действо) и трибуны (место, откуда идет наблюдение за действом), этот своего рода символ распада- единства участников действа на потребителя и производителя зрелища, перехода пребывающих на трибуне в разряд зрителей.
В современных условиях все более проявляется тенденция активизации зрелищного взаимодействия, выражающаяся в. стремлении перейти от роли зрителя к роли участника. Этот эмпирически фиксируемый факт особенно четко виден в поведении фанов - как спортивных, так и в сфере музыкальной поп-культуры. Разумеется, этому способствует и поведение на сцене многих звезд шоу-бизнеса, пытающихся вовлечь зрителей в свой «творческий процесс», и пособничество- спортивных; менеджеров активизации поведенческих реакций болельщиков на: трибунах стадионов: Но это, так: сказать, личностно-психологический аспект активизации зрелищного взаимодействия в: наше; время. Социально-психологическая основа этого процесса заключается, прежде всего, в том, что урбанизация и связанный с ней рост уровня разобщенности; индивидов требует поиска новых коммуникационных возможностей. И; здесь, как нельзя =. кстати, оказывается: феномен зрелищности, возрождающаяся; к: жизни: в новой форме, питаемая: экспансией средств массовой коммуникации и информации.116
Такое изменение роли зрелища в современных условиях требует специального анализа; На наш; взгляд, в, качестве основных.его посылок с социокультурных позиций можно выделить следующие: современное зрелище как социальный; феномен представляет собой; специально организованный оформленный акт; становление, феномена зрелища берет истоки в требовании коллективности при приобщении к культуре социума, ибо трансляция культуры социума на наиболее; ранних этапах, становления цивилизации требует в качестве необходимых условий коллективность и наглядно-практическую форму ее освоения; наглядно-практическая; форма освоения культуры как феномен традиционного мышления: предполагает в качестве обязательного момента некритичность восприятия происходящего; проблема преодоления- нерефлексивности зрелища находит свое разрешение в феномене зрелищного общения как. предпосылки социальной значимости зрелищного акта; зрелищное, взаимодействие представляет собой одну из наиболее: ранних форм общечеловеческой культуры; феномен зрелищного взаимодействия в ситуации зрелищного акта способствует становлению индивида как субъекта социума; с развитием форм и средств освоения культуры социума такая его форма, как наглядно-практический; акт претерпевает трансформацию,. переходя от непосредственного общения к общению опосредованному, сохраняя момент специальной организованности, но переходя из сферы необходимости и освобождаясь от факта принадлежности к трудовой; деятельности к сфере свободного времени..
Следствием указанных выше посылок является тот факт, что свободное: время как «часть социального времени, высвобожденная трудом от непреложных дел и являющаяся сферой свободной деятельности людей»117, принадлежа сфере «развития человеческих сил» как самоцели и будучи тем самым вне фаниц собственно материального производства, по сути дела является условием и предпосылкою свободной жизнедеятельности и потому способствует становлению индивидуальности субъекта. Исходя из. этого, в социологии под свободным временем понимается; «время, свободное от исполнения разного рода непреложных обязанностей», к которым относится не только рабочее время, но и часть социального времени, затрачиваемого на воспроизводство рабочей: силы и; т.п. Что касается содержания самого свободного времени, то оно, рассматривается; как «время самоценного поведения»111 , ибо этот социально-культурный, акт является не просто отдыхом в свободное: от работы время, но моментом реализации человеческих способностей как созидания общечеловеческих ценностей.
Типология субъектов аудитории спортивных зрелищ: социально-психологические и. социологические аспекты
Специфические особенности спортивного зрелища, отличающие его как социокультурный феномен от иных-форм зрелища как явления культуры производны от содержания спортивного поединка и условий его восприятия. В спорте все происходит «на самом деле», его участникам, причем находящимся: по обе стороны «рампы», предоставлена большая, степень импровизации. Спортсмены проявляют максимальные усилия, причем каждое их выступление по-своему неповторимо,-уникально. В"тоже время зритель чувствует себя причастным к созиданию спортивного результата,. который создается на его глазах, ибо в начале соревнования, невозможно определить, каков будет ход и исход поединка. События в ходе состязаний; меняются мгновенно. Они всегда неожиданны, причем зачастую спортивные ситуации аналогичны жизненным коллизиям: Во многом вследствие этого, а также из-за относительной демократичности требовании к реакции на спортивную ситуацию, создается возможность удовлетворения зрителями потребности it эмоциональном самовыражении. Следует подчеркнуть, что сегодня во многих случаях изменения правил состязаний во многих видах спорта имеют целью преимущественно повышение зрелищности соревнований, т.е. более полное удовлетворение эмоциональных потребностей зрителей,
И все же, несмотря на «общезначимость» спортивного зрелища в плане его воздействия на индивида, его аудиторию вряд ли можно трактовать однозначно. Так, к ней относятся различные группы людей, начиная от контингента, предпочитающего присутствовать на спортивных трибунах187, до широких масс, потребляющих спортивную информацию - даже эпизодически - из разных источников.188 Неудивительно, что уже в 70-х годах прошлого века была предпринята попытка основываться при различении «социологических» характеристик аудитории спорта на таком признаке как каналы получения информации: публика на стадионе, теле- и радиоаудитория и читатели спортивной прессы.189
В настоящее время, как и более полувека назад, все еще остается открытым вопрос о единой терминологии в отношении понятия «аудитория спортивного зрелища». Традиционно еще с 70-х годов прошлого века используются такие термины, как «зрители», «болельщики», «любители спорта», «потребители спорта», «спортивная публика», «фаны».190
По нашему мнению, ни один из представленных терминов не отражает специфики аудитории спортивного зрелища. Понятие «зрители» скорее присуще зрелищным видам искусства - театру, кино и т.п. Конечно, можно говорить о зрителях, имея в виду людей, смотрящих спортивное соревнование на месте его проведения или по телевидению, но как быть тогда с теми, кто получает сведения о спорте из других источников информации? Ній с теми, кто просмотрел состязание, а. потом прочитал о нем в газетах? Кроме того, понятие «зритель» подразумевает пассивное отношение к происходящему,, а специфика спортивного зрелища требует активности при реализации «роли его потребителя». Поэтому трудно согласиться и с термином «потребители спорта». Что касается «любителей спорта», то это понятие уже вошло в обиход для обозначения спортсменов, занимающихся спортом ради своего удовольствия. Понятие «болельщик», на наш взгляд, наиболее полно из всех отвечает специфике аудитории спортивных соревнований. Здесь имеется: в виду не только та часть людей, которые в наибольшей степени включена в систему спортивных зрелищ, наиболее активны в потреблении спортивной информации191 и тем самым ответственны за, дальнейшее существование культуры таких зрелищ, института зрелищного спорта. Скорее всего, это все же те; кто в той или иной мере вовлечен в сферу зрелищного спорта.
Начиная с 80-х годов на страницах печати прочно закрепилась такая характеристика болельщика, как «фанат». Будучи не в состоянии раскрыть внутренний смысл употребляемого ими; понятия,, спортивные журналисты первоначально связывали с этим термином, с одной стороны негативные проявления на трибунах, сдругой в определенной степени пытались придать определенный «шарм» социально-психологическим характеристикам постоянного посетителя стадиона. Следствием этого стал тот факт, что к фанатам начали относить себя и многие активные болельщики; интересующиеся не столько «околоспортивной» ситуацией, но в полном смысле слова приверженные спорту, прежде всего, как средству активизации досуга и рекреации. Пусть даже выраженной в форме пассивной установки на спорт. Но именно на собственно спорт. Однако, поиск групповых различий среди посетителей трибун следует вести; очевидно, не на уровне «здравого смысла».
Столь же: малосодержательны, на наш? взгляд, и попытки найти; основания рассматриваемых явлений в абстрактной фиксации- самооценок отношения завсегдатаев трибун к спортивному зрелищу, как то имело место, например, в; некоторых попытках классификации активных посетителей спортивных трибун.192 Да и не только посетителей, поскольку к болельщикам относятся не только посетители стадионов;
Правда, предпринимались и такого рода попытки. В качестве примера можно привести классификацию Дж. Лоя; который выделил три типа потребителей спортивной информации: «первичные, основные болельщики», которые активно интересуются спортом и посещают спортивные соревнования;: «вторичные болельщики»,- которые регулярно следят но- радио и телевидению за: спортивными соревнованиями, но редко посещают стадионы; «третичные болельщики», которые лишь обсуждают спортивные новости с другими людьми и следят за.выступлениями спортсменов в основном по сообщениям средств массовой информации, прежде всего прессы. Некоторые исследователи пытались ориентироваться на количественны фактор, фиксируя интенсивность и избирательность отношения к спортивным зрелищам. Так, М. Хоутка, например, предлагал различать: прямых зрителей, которые ориентируются на «свои» стадионы, команды и спортсменов и интересуются всем, что связано с их командой; опосредованных участников, которые увлекаются всеми видами спорта с помощью массовых коммуникаций и образуют универсальную группу с более низким уровнем специальной информации и без специальных контактов; и, наконец, общую группу любителей спорта с нестойкими характеристиками и различным отношением к спорту в разные периоды жизненного пути. П.А.Виноградов строил свою классификацию в зависимости от целей потребления спортивной информации: интересующиеся только прагматической информацией (голы, очки, секунды); ищущие также методическую информацию для собственных занятий физическими упражнениями; ; использующие материалы в целях: совершенствования своего спортивного мастерства (спортсмены); ведущие поиск информации в целях профессионального совершенствования: повышения своего педагогического опыта, организаторской и управленческой деятельности (специалисты физической культуры и спорта).195
Социальный и правовой контексты управления институтами российского профессионально-зрелищного спорта
В последние годы взорьг российских политиков в поисках национальной идеи все чаще обращаются к спорту. В определенной степени такие надежды находят опору пріг обращении к истории. № такие надежды вполне реальны, если видеть в- «спорте» не социальный институт современности с его профессионализацией и коммерциализацией, но феномен культуры, культуры физической. Культуры, созидающей предпосылки и условия формирования гражданина вусловиях приобщения к специфической игровой деятельности; и тем самым предпосылки, говоря: словами К.Маркса, творческой: деятельности как игры человеческих: сил. А потому пронизывающей весь процесс становления субъекта как творческой индивидуальности и требующий вследствие этого единства таких социальных, институтов как спорт и образование. Пример такого подхода продемонстрировала человечеству Древняя Греция, в котором четко зафиксирован феномен социально окрашенного общенародного праздника, объединявшего людей гуманистическим действом. Древнегреческие Олимпийские Игры - это, пожалуй, первый: в истории человечества опыт организации массового гражданского института, преследовавшего цель, не воспитания: элитарной, группы- «суперменов»,, которые должны были бы кому-то приносить социальный: и политический капитал, но вовлечения; огромной массы людей в позитивное социальное: действо. Причем в действо, основанное на: культе физической активности и идеалах, физического совершенства как основы.совершенства духовного, как средства воспитания;; гражданина, результатом которого было реальное формирование у всех и каждого из граждан Эллады, позитивных социальных установок, идеалов,. ценностей.
Античная Греция продемонстрировала,. что формирование гражданственности и толпа - вещи несовместимые. Кстати говоря, девиз «не столько важна победа в Олимпийских Играх, сколько важно участие в них» прекрасно передает смысл; организации в Древней Греции именно института-воспитан ия= граждан: и значение для этого зрелищных, наглядно-практически представленных массовых игровых форм деятельности. Здесь не было деления на разъединенные кланы выступающих на арене и. созерцающих зрителей- это было единение граждан со своей историей; закрепление этого единства в акте соучастия всех граждан Эллады в коллективном воспроизведении истории, закрепленных традицией: При этом, поскольку каждый сознавал себя индивидуальностью, в акте зрелищного общения достаточно больших масс отсутствовал толпостроительный эффект. Следует также подчеркнуть, что формирование гражданственности было связано с формированием телесности в связи с тем, что ведущим качеством индивида как гражданина была функция- защиты отечества. Это в свою очередь определялось готовностью в телесном физическом плане, ибо даже освоение технических навыков в таком случае непосредственно зависело от состояния физической готовности.2755 К тому же не менее важен и тот факт, что социалыю-психологическаятотовность напрямую связывалась с готовностью физической, телесной согласно тезисугздоровый дух - принадлежность лишь здорового, совершенного тела. Именно потому, что в качестве основы социальной философии предполагался этот тезис, физически несовершенные младенцы «отбраковывались» в Лаконии.
Заданность линии античным мышлением на формирование и развитие нетолпостроительного и; антитолпостро ител ъного массового института воспитания гражданственности, в отношении граждан полисов античной: Эллады раннего периода реализовывалась в следующих принципиальных особенностях действа: - установке на участие в большей степени, чем на победу, хотя мотив победы как избранности- богами безусловно присутствует, но не в качестве сверхценного;. установке человека на трибуне на социальную солидарность между всеми участниками сакрального действа, включая всех, находящихся и на арене, и на трибунах; ; установке на не профессиональный статус, как выступающих (практически организованная форма причастности: традиции), так и находящихся на: трибунах (наглядное организованная форма иричастности-соучастния); установке всех участников игрового действа на сугубо мирные и, более того, гуманистические взаимоотношения;
В приведенном перечне ключевое место принадлежит условию; непревращения занятии в целях достижения; физического совершенства" в телесной и двигательной сферах в профессиональную деятельность. Ибо профессионализация меняет все установки: участников действ на прямое противоположные. Действительно, происходит разделение на производителя: и потребителя, первый уже не может отождествлять себя со вторым, и у него волей-неволей разрушается! установка на социально-солидарные взаимоотношения: с лицами, находящимися на трибунах, возникает разделение на атлетов и аудиторию зрелищного действа, зрителей, находящихся на трибунах. Последние, в свою очередь, адекватно воспринимают этот сигнал и психологически отчуждаются от атлетов. Вот здесь-то у обеих сторон и формируются новые установки: аудитория сопереживающих, настраивается на зрелище и зрелищное взаимодействие и лишь после того на атлетов - на тех, продуктом деятельности которых является само зрелище; атлеты настраиваются на.роль кумиров аудитории, представленной.на трибунах, понимая, что для; этого они должны расплачиваться с аудиторией зрелищем.
Именно формирование: таких встречных установок,, в рамках профессионализации- в условиях зрелищных отношений, породило принципиально новый контингент на. трибунах, т.е. тех, кого сегодня называют не просто зрителем, но профессиональным сопереживателем, и для кого на первое место в спорте выходит не мастерство спортсмена, не его мораль, ни даже спортивный результат, но зрелище как таковое, часто к. спорту не имеющего никакого отношения. Вспомним хотя бы«подтанцовку» в перерывах баскетбольных соревнований среди профессионалов или прохождение полуобнаженных «фаций» с табличками, оповещающими о порядковом номере следующего раунда.
Поэтому надежды на зрелищный спорт в качестве «национальной идеи», на наш взгляд, бесперспективны. «Человек толпы» с его корпоративной моралью вряд ли сможет подняться; над принципом «казаться»,- вряд ли сможет обрести индивидуальность, стать и быть, «самостью», а. тем более стать, проводником искомой Россией общенациональной, идеи.. Скорее,, может помочь, здесь, обращение к идее; «спорта для всех» как формы, базовой для овладения богатствами культуры социума; культуры физической.