Введение к работе
Актуальность темы. Динамика перемен, происходящих в обществе и мире, требует нового осмысления разных сторон нашей жизни, поиска эффективных путей остановки дальнейшего обесценивания нравственных ценностей, размывания духовности, обретения гуманистических мировоззренческих ориентиров. Стремление найти подлинно человеческие подходы к действительности, гуманистические способы социального воздействия на личность характеризует не только наше общество, но и мир в целом, вступающий на рубеже двух столетий в новую фазу своего развития.
В условиях, когда, миром все более овладевает идея существенного углубления и реализации потенциала человечества, на первое место выходит задача интеграции универсальных ценностей:
- признания единой и одной для всех землян цивилизации;
примата общечеловеческих интересов, верховенства общечеловеческой идеи над множеством других идей;
признания вечного, нетленного характера общечеловеческих ценностей;
- формирования новых подходов к дальнейшему развитию общества, к
реформам с точки зрения гуманизма, связанного с осознанием уникальности
человеческой природы, необходимости поддержки гуманистического пути -
партнерства мужчины и женщины, признания за женщиной права на
самобытный, ею избранный, жизненный путь. Не поддержав стремления
женщин, общество может быть отброшено назад на многие годы.
Тему "Социально-культурные аспекты активности женщин в современных российских условиях" делает актуальной кризисность нашего бытия, связанная с обесцениванием духовно-нравственных ценностей. Очевидно, что тема положения женщины - жгучая проблема, она заключается в противоречии традиционных предрассудков с реальными возможностями женщин. Это конфликт между XIX и XX вв., а сейчас уже и XXI веком, который существует как фактически, так и в головах мужчин и женщин. И этот конфликт приводит к проблемам в частных супружеских отношениях и в обществе, в котором не отражается экзистенциальный опыт половины человечества. Острота и напряженность процессов выхода из кризиса общественной системы в целом требуют создания механизмов и условий для наиболее полной реализации человека, поскольку эффективность предпринимаемых практических действий как никогда ранее зависит от объективных и субъективных факторов, способствующих реализации задачи по формированию творческой самодостаточной личности.
Глубина и масштабность преобразований российского общества, событийная насыщенность его повседневности свидетельствуют о том, что мы вступили в новую социально-ритмическую фазу, заставляющую вырабатывать и новые подходы к активизации участия женщин в социально-политическом,
социально-культурном реформировании страны. В связи с этим философско-мировоззренческий, историко-педагогическии, социально-культурный анализ вечной и многомерной проблематики женщины сегодня приобретает особую значимость. Однако пока еще остается во многом невостребованной огромная социальная энергия умов, идей, умелых рук женщин.
Вопросы положения женщин в обществе, расширения их прав и возможностей, вовлечения женщин в процессы современного развития в качестве активных их участников являются актуальными для многих стран. Они были предметом рассмотрения самой представительной за всю историю ООН IV Всемирной конференции по положению женщины в Пекине (сентябрь 1995 года) и нашли свое воплощение в принятом документе -"Платформа действий на XXI век". В нашей стране, несмотря на определенные демократические перемены, социальная дискриминация женщин не ликвидирована.
Таким образом, глубокие изменения нашей жизни, потребность в гуманизации общества, в объективном изучении процесса развития активности российских женщин в просветительской, образовательной, социальной, политической сферах, в исследовании истории политико-просветительной, культурно-просветительной работы, ее роли в формировании социальной активности женщин, а также необходимость выявления социальных установок, ценностных ориентации наших современниц, определения наиболее действенных социально-педагогических условий, способствующих развитию их активности, и обусловили актуальность избранной темы.
Признавая неконструктивными идеи «борьбы полов», противопоставления граждан по половому признаку, автор диссертации отмечает необходимость специального рассмотрения проблемы социальной активности женщин как многочисленной социальной общности, отличающейся своими природными характеристиками, многоролевыми функциями, определенным социальным статусом в окружающей макро-(общество в целом или его отдельные сферы) и микро- (семья, коллектив) среде, конкретными социальными установками, потребностями, интересами.
В социологической, философской, педагогической мысли, обращенной, при всем многообразии своих историко-культурных форм, к загадке женщины, прослеживаются наиболее существенные сдвиги в понимании биосоциальной сущности женщины и смысла ее существования. Признание, что человек есть существо биосоциальное, открывает возможность конструктивного подхода к проблеме женщины, ее положению в обществе, социальному статусу, полной реализации человеческого потенциала и достижения тем самым устойчивого развития социально-культурного прогресса.
Исследование социальной активности как социально-педагогической,
социально-культурной категории потребовало осмысления историко-философских, педагогических, социокультурных концепций, идей о положении женщин в обществе, а также анализа исторических условий, в которых рождались и воплощались в жизнь средства, формы и методы социализации женщин.
Социальная активность, будучи одной из характеристик личности, рассматривается с точки зрения различных наук: философии, социологии, истории, психологии, педагогики. В отечественной науке существует широкое разнообразие мнений по поводу понятий: «активность», «деятельность», «социальная личность». Теория социальной активности в общих чертах сформировалась, хотя она крайне противоречива, продолжает развиваться, а само понятие социальной активности нуждается в дальнейшем осмыслении. Учитывая, что категория «социальная активность» раскрывается через анализ множественных междисциплинарных проблем, понятно, почему сам процесс развития активности предстает именно как многоаспектная проблема -социально-педагогическая, социально-культурная, имеющая значительный методологический потенциал.
Проблема данного исследования заключается и в том, что в новой социокультурной ситуации еще не раскрыты противоречия между традиционно декларируемой социальной активностью женщин и реальной их включенностью в трудовой процесс; не исследованы механизмы формирования активности, социализации широких женских масс в 20-е годы XX века, не проанализированы заметные изменения в системе ценностных ориентации, видов, форм проявления социальной активности российских женщин в современных условиях и возможности для ее развития и реализации.
Состояние научной разработанности проблемы. Специального социологического исследования активности женщин в российском обществе до настоящего времени не проводилось.
Решая задачи, поставленные в диссертации, автор опирался на богатый исследовательский материал, накопленный в отечественной и западной философско-социологической, психолого-педагогической, исторической, культурологической литературе. Проблема человека во все времена привлекала внимание ученых. Социология, психология, медицина, история и т.д. накопили определенные знания о человеке и составили представление о нем в соответствии со своими целями, задачами, специфическими методами и принципами исследования. Для реконструкции антропологических, философско-культурологических, психолого-педагогических взглядов существенное методологическое значение имели работы как отечественных, так и зарубежных ученых.
Специфика российской науки в исследовании человека состояла в ориентации на диалектико-материалистический метод, который раскрывался в
положениях работ философов, социологов, психологов, ориентирующихся на соответствующие идеи К.Маркса, Ф.Энгельса, В.Ленина. Автор подробно остановился на анализе марксистских концепций о человеке. Проблема соотношения внутренних данных человека (задатки, биологические факторы) и внешних факторов (социальная среда) как проблема соотношения биологических структур человека и социальных условий рассмотрена в трудах Ф.Гегеля, Л.Фейербаха. Ценные выводы нашли отражение в трудах зарубежных ученых: Э.Агацци, А.Дж.Айера, Э.Берна, Вэйн-Эдвардса, У.Д.Гамильтона, П.Кууси, Ч.Ламздена, К.Лоренца, ПНаторпа, Г.Селье, Дж.Смита, Н.Тибергена, Р.Триверса, Э.О.Уилсона, Э.Фромма, Т.де Шардека, АІИвейцера, А.ЭйнштеЙна и др. Важное значение имеют теории М.Вебера, Т.Парсонса о социальной системе и разграничении таких относительно автономных подсистем действия, как личность и культура, а также концепция З.Дюркгейма и др.
В ходе исследования были использованы работы отечественных ученых о сущности человека, культурно-исторической преемственности, единстве биологического и социального начал в человеке: НМ.Амосова, Л.П.Буевой, ДХБеляева, В.Н.Бессонова, В.М.Бехтерева, Н.ПБочкова, Н.В.Брушлинского, В.ИВернадского, П.С.Гуревича, НП.Дубинина, Т.В.Карсаревской, В.Ж.Келле, М.Я.Коваяьзона, И.О.Кона, Ф.И.Минюшева, Ф.Т.Михайлова, А.А.Нуйкина, Э.А.Орловой, В.Ф.Сержантова, И.Т.Фролова, Д.И.Широканова и Др.
Анализу феномена социальной активности личности посвящены труды Е.А.Ануфриева, С.Г.Арефьевой, Л.М.Архангельского, Ф.А. Батурина, Н.Н.Беляковича, Л.П.Буевой, Ю.Е.Волкова, Б.А.Грушина, М.СКагана, П.П.Лопаты, Н.В.Максименко, Н.С.Мансурова, В.Г.Мордковича, В.С.Мухиной, Л.Ф.Протесни, В.Г.Смирнова, З.В.Соколова, А.П.Станкевича и
Др.
В анализе эволюции взглядов на женщину в зарубежной научной литературе диссертант обратился к идеям Платона и Аристотеля, библейским представлениям о природе женщины, взглядам социалистов-утопистов: Т.Мора, Т.Кампанеллы, Ф.Бэкона, Г.Мабли, Р.Оуэна и другим философским трудам Вольтера, Дидро, Руссо.
В отечественной научной литературе широко анализировалось понятие "деятельность" как активность субъекта, направленная на объекты или другие субъекты. Значительную роль в развитии теории деятельности, в исследовании ее качественных характеристик сыграли труды А.В.Брушлинского, В.Д.Давыдова, В.ПЛинченко, М.С.Кагана, И.Т.Касавина, А.Н.Леонтьева, Б.Ф.Ломова, Э.С.Маркаряна, А.Л.Никифорова, ВА.Разумного, С.Л.Рубинштейна, В.С.Швырева, Ф.Н.Щербака, Э.Г.Юдина и других философов, культурологов, психологов.
Социальная активность и социально-культурная деятельность человека
конкретно историчны, и история общественной мысли отражает различные взгляды на природу женщины, ее положение в обществе. Философия и этнография, мифология и археология, драматургия и история искусств дают обширный материал для научного анализа особенностей положения женщины в обществе, ее социального статуса на различных этапах общественного развития, для исследования возможности проявления женщиной социальной активности в различных историко-культурных условиях.
Используя широкий спектр источников, диссертант стремился в контексте темы к объективным оценкам различных подходов к проблемам, бережному отношению к опыту и наследию, поскольку не является сторонником принципа крайностей - ни канонизации марксизма-ленинизма, ни перечеркивания всей отечественной истории (дореволюционной либо постреволюционной), в частности социально-педагогических аспектов женского вопроса и женского движения, культурно-просветительной, политико-просветительной работы, ее воздействия на развитие социальной активности женщин.
Поскольку стержневым вопросом в истории развития социальной активности женщин было их стремление к образованию, культурно-просветительной деятельности, в ходе исследования были проанализированы источники, раскрывающие динамические характеристики образовательных процессов в России в предреволюционные годы и в первое советское десятилетие.
Объектом исследования является социально-культурная активность женщин как социально-демографической группы населения.
Предметом исследования выступают средства, формы и методы развития социально-культурной активности женского населения, а также условия и факторы повышения эффективности данного процесса в конкретных исторических условиях.
Исходя из специфики данной темы, диссертантом использован проблемный хронологический метод исследования нескольких различных по содержанию временных периодов развития российского общества. Взгляды, концепции и трактовки о положении женщины в зарубежной и российской литературе, теоретиков и организаторов феминизма, современной феминологии, сторонников тендерного и социогендерного подходов к изучаемой проблеме рассматриваются в их взаимосвязи и преемственности с современными концепциями женского вопроса.
В основе исследования лежит также принцип широкого охвата всех доступных соискателю источников по теме, критический анализ их достоверности, системный метод в группировке и изложении фактического материала, деполитизированный подход в составлении выводов исследования.
Стержневой основой исследования являются принципы гуманизма, приоритета общечеловеческих ценностей, абсолютизации ценности личности,
свободы и демократизации общества как основы развития и реализации социальной активности женщин.
Цель исследования - глубокий анализ развития социально-культурной активности женщин России; раскрытие ее содержания в конкретных исторических условиях.
Гипотеза исследования заключается в том, что социальная активность женщин является социопедагогическим и культуротворческим (а не только природным) феноменом, обусловленным менталитетом общества, факторами социально-психологического, педагогического воздействия на личность, конкретно-историческими условиями общественного развития.
Исходя из цели, гипотезы исследования, автор выделяет следующие задачи:
-
Обобщить научные взгляды на проблему человека, его природу и социальную сущность.
-
Исследовать подходы к генезису понятия «социальная активность» в историко-философской, социально-педагогической, культурологической литературе и выявить влияние конкретно-исторических условий на развитие социальной активности женщин.
-
Проследить эволюцию научных взглядов на положение женщины в обществе и проанализировать развитие женского движения в России и за рубежом.
-
Дать анализ процесса воспитания и просвещения женщин в России.
-
Определить закономерности и перспективы развития женского вопроса на общем фоне отечественной истории и в условиях кардинальных перемен и обновления страны.
-
Рассмотреть социально-культурологические факторы развития активности женщин в современной политической, экономической, социокультурной ситуации.
Цель и задачи исследования определили использование теоретических и эмпирических методов. Теоретические методы включали в себя метод системного анализа, метод типологизации, метод сравнительного анализа, позволивший осуществить сопоставление состояний объекта на разных исторических этапах, включая концепции, идеи, взгляды на исследуемый нами объект, различающиеся своей качественностью. Метод аналогии позволил осуществить сравнительный анализ изучаемых объектов; метод синтеза - объединить множественность разрозненных знаний об объекте. Среди эмпирических методов - источниковедческие разыскания, классификация, качественный и структурный анализ документов, интерпретация эмпирических данных.
В связи с многоаспектными задачами исследования хронологические рамки диссертации охватывают несколько исторических отрезков времени:
1. От древнегреческой философской мысли об идеальном государстве
и представлениях о природе женщины до исследований женской проблематики в отечественной и зарубежной современной научной литературе.
-
Историко-педагогический анализ развития женского вопроса, активности женщин от X века - начала развития женского образования, просвещения, милосердных движений в Древней Руси до Октябрьской революции. Процесс развития социальной активности рассматривается в неразрывной связи с историей женской судьбы в России.
-
Исследование политико-просветительной работы и социальной активности советских женщин в 1920-е годы.
-
Социально-культурная активность российских женщин в современных условиях, общественно-политической, профессиональной сферах, духовной жизни общества.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования.
-
Выдвигаемые в диссертации научные положения связаны с решением принципиальных вопросов современного развития личности женщины. В диссертации сделана попытка раскрыть тесную взаимосвязь, единство и взаимообусловленность развития личности с происходящими в обществе экономическими, политическими, социокультурными изменениями. Это дало возможность автору рассматривать личность как общечеловеческую ценность, а отсюда - определить дальнейшие возможности переоценки ее места в структуре сложных взаимоотношений с природой, обществом и самим собой.
-
На основе обращения к антропологии, историко-философским, культурологическим, социально-педагогическим наукам уточнено и конкретизировано понятие социальной активности, которая сегодня обретает особый смысл. Определены источники социальной активности, богатство видов, форм ее проявления. Выявлено, что социальная активность может носить как позитивный, так и негативный характер, институциональные и неинституциональные формы.
-
Предпринята попытка проследить в совокупности различные взгляды в истории общественного сознания на природу и положение женщин в обществе, их социальный статус, а также виды и формы проявления ими социальной активности в различных историко-культурных, социально-педагогических условиях России.
-
Выявлены особенности развития женского движения в России, основанного на традициях православия, благотворительности, просветительства. Определено, что женское движение правомерно рассматривать как социальную деятельность, направленную на социально-культурные, культурно-просветительные, профессиональные и освободительные цели. Определены основные подходы к понятиям «женское движение» и «женский вопрос» в условиях трансформации российского
общества.
5. Установлено, что женщинам России в результате Февральской буржуазно-демократической революции удалось добиться признания равноправия, политических прав. Однако немалая часть женщин страны, согласно Конституциям РСФСР 1918,1925 гг., вплоть до 1937 г. была лишена избирательного права.
Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что в современных условиях проблема развития социально-культурной активности женщин, помимо теоретического, имеет большое практическое значение, поскольку наше общество вступило в новую социально-экономическую фазу, заставляющую вырабатывать и новые, в основе своей гуманистические подходы к активизации участия женщин в социально-политической, экономической, культурной жизни страны. Материалы исследования могут быть использованы при выработке принципов государственной политики в области положения женщин, социально-культурного развития страны, в развитии высшего культурологического, социально-педагогического образования.
Положения, выносимые на защиту:
1. В современной антропологии понятие «активность» оказывается
ключевым. Оно характеризует прирожденное или приобретенное свойство
человека заниматься деятельностью. Это относится не только к проблеме
антропогенеза. Способность человека трудиться выглядит его специфическим
свойством, выражающим антропологическую данность. Активность выступает
как понятие, призванное ликвидировать «белые пятна» в понимании и
интерпретации человеческого бытия.
2. Социальная активность рассматривается как проявление
сущностных свойств социального субъекта в конкретных социально-
культурных условиях.
Источниками активности личности выступают природно-биологические данные человека и социальные, сформированные обществом интересы, потребности, мотивы. Существенное значение имеет заинтересованность общества в развитии и реализации активности человека, свобода личности в обществе. Отмечается богатство видов и форм проявления социальной активности, которые могут носить как институциональный, так и неинституциональный характер, могут отражать интересы общества или противоречить им.
3. Понимание феномена женщины автор ставит в зависимость
от понимания ее природы, осмысления факторов среды (эколого-
биосферных, культурно-воспитательных, экономических и др.). В истории
общественного сознания отражены различные взгляды на природу женщины и
ее положение в обществе. Женский вопрос представляет собой сложную
историко-философскую, психолого-педагогическую категорию, включающую
биологические и социальные, политические и экономические, этические, эстетические, культурно-просветительные стороны бытия женщины.
4. Женский вопрос в России, цели и формы женского движения,
эмансипации женщин определялись социально-культурными факторами
развития страны, традициями православия, благотворительности,
просветительства.
5. Современный период характеризуется плюралистическими
подходами к оценке положения женщин в нашей стране, к идеологии
женского вопроса; разнообразием и масштабностью «женских» исследований,
началом внедрения в систему высшей школы курсов, связанных с
феминистским движением, историей женского вопроса, тендерными и
социогендерными исследованиями, социологией семьи.
6. Происходят существенные изменения в сфере духовно-
нравственных ориентации российских женщин. Однако для женщин остаются
непреходящими вечные ценности: дети, любовь, муж, семья. У большинства
женщин России счастье связано с любимой работой. Интенсивно, хотя и здесь
произошли заметные изменения, выражено стремление к сочетанию семейных
и производственных ролей.
7. Исторические перемены в общественной жизни привели к значительному разнообразию и свободе выбора содержания и видов социально-культурной деятельности.
Апробация результатов исследования. Положения исследования нашли отражение в публикациях по теме диссертации.