Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социокультурный анализ адата и мусульманского права в культуре народов Северного Кавказа Мамижева Зухра Хаджимуратовна

Социокультурный анализ адата и мусульманского права в культуре народов Северного Кавказа
<
Социокультурный анализ адата и мусульманского права в культуре народов Северного Кавказа Социокультурный анализ адата и мусульманского права в культуре народов Северного Кавказа Социокультурный анализ адата и мусульманского права в культуре народов Северного Кавказа Социокультурный анализ адата и мусульманского права в культуре народов Северного Кавказа Социокультурный анализ адата и мусульманского права в культуре народов Северного Кавказа
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Мамижева Зухра Хаджимуратовна. Социокультурный анализ адата и мусульманского права в культуре народов Северного Кавказа : диссертация ... кандидата социологических наук : 22.00.06 / Мамижева Зухра Хаджимуратовна; [Место защиты: Адыг. гос. ун-т].- Майкоп, 2007.- 139 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-22/639

Введение к работе

Актуальность исследования Проблемы глобализации имеют своим следствием формирование обезличенности социокультурных систем и институтов, которые всё активнее переключаются на обслуживание политических и экономических интересов западного общества, формирование коммерциализированной космополитической массовой культуры и унифицированных правовых конструкций. Статусы территориального и политического суверенитета, национальной особенности становятся все более проблематичными в современном мире, где национальные приоритеты и регуляторы начинают играть ведущую роль Прямым следствием этой ситуации стали изменения в культуре, в которой наблюдается стирание локальных, национальных, исторических особенностей и формирование вместо обусловленного ими культурного многообразия некоторой унифицирующей тенденции, под воздействием которой проступают очертания новой структуры, получившей название глобальной культуры Защитной реакцией на обезличивающий характер глобализации выступают процессы этнизации социокультурных систем современного общества, обращение народов к основам собственных традиционных этнокультур и религиозности.

Исходя из этого, напрашивается вывод о необходимости при формировании национальной политики в северокавказском регионе, сосредоточить основные усилия на создании оптимальных условий для саморазвития народов, национальных групп и культур. Процесс модернизации России вызвал распад целостности культуры на множество разобщенных направлений и форм В условиях плюрализма культурных ценностей и давления массовой культуры широкие круги населения ощущают внутренний дискомфорт, утрату твердых экзистенциальных ориентиров Защитным механизмом от краха национально-этнических устоев культуры является фактор обращения людей к истории, традициям, народной памяти, в которой живет дух почитания обычаев и жизненного уклада прошлого

В свете сказанного особое научно-теоретическое и практическое значение приобретает осмысление устойчивых культурных образований (образцов, ценностей, нравов, обычаев), регулирующих поведение и социальное взаимодействие в этнической общности Среди устойчивых культурных образований, формирующих менталитет и этническую самобытность народов Северного Кавказа, особое место занимает система адатов

С определенного периода на традиционную культуру северокавказских этносов начинают оказывать влияние ислам и, соответственно, шариатское право. Противоречия, в которые вступают две правовые системы, воздействуют на различные сферы жизни и отражаются как на повседневном поведении людей, так и на политической истории

В связи с этим правовые системы, выступающие основными социальными институтами регулирования общественной жизни людей, заслуживают пристального внимания и научного осмысления не только со стороны правоведов, но и со стороны социологов.

Степень разработанности проблемы. На культурное многообразие народов, различия в законах и правовых обычаях обращал внимание еще Геродот (V в до н э.), а позднее средневековые мыслители и путешественники Марко Поло, Афанасий Никитин, Лоренцо Валла, Лас Касас и др

В трудах просветителей XVIII в, прежде всего Ж -Ж Руссо, закладываются теоретические основы антропологии, включая изучение обычного права. Системное научное изучение обьиного права народов начинается в XIX в и связано со становлением колониальной системы, поиском эффективных форм и методов колониального господства В работах Г Дж Самнер-Мэн, Дж. Мак-Леннана, Э Тейлора, Дж Фрезера, Л Г. Моргана и др в рамках эволюционной теории обычное право рассмотрено в контексте становления ранних форм культуры Теоретическое обобщение данных исследований осуществлено Ф Энгельсом и Г Постом в 80-90-х гг. XIX в В эти же годы начинается изучение обычного права народов России, в том числе и народов Северного Кавказа В условиях Кавказской войны в результате научных экспедиций, деятельности военной интеллигенции и первых просветителей народов Северного Кавказа (Ф Торнау, Р Фрейтаг, Ш Ногмов, Хан-Гирей, У. Лаудаев и др.), были собраны данные об обычном праве народов Северного Кавказа Они были проанализированы и обобщены во 2-й половине XIX века в рамках этнологии выдающимся русским ученым ММ Ковалевским

Русские ученые, по словам Ф И Леонтовича (опубликовавшего адаты, собранные под руководством Р Фрейтага и Голицына), стремились выявить пережитки родового строя у горских народов, чтобы уточнить проблему происхождения права, ее соотношения с проблемой происхождения государства

К новому поколению исследователей принадлежал А М Ладыженский В 20-е годы XX века в результате полевых изысканий на Северном Кавказе он подготовил обширную рукопись об адатах народов Северного Кавказа, часть которой он опубликовал в ряде статей. AM Ладыженский рассмотрел эволюцию норм и общественных санкций, регулирующих внут-риродовые (семейные) отношения, межродовые связи, взаимодействие адата с шариатом и российским, а затем советским публичным правом Он обратил внимание на социальную и социокультурную обусловленность функционирования и эволюции правовых систем горцев Северного Кавказа

Актуализация проблематики происходит на рубеже 60-70-х гг XX века, а в 90-е годы превращается в одну из самых активно разрабатываемых отечественными учеными. Исследования ведутся в трех основных направлениях теория обычного права, этнографическое изучение обычного права и юридическая антропология. Проблемы теории обычного права народов Северного Кавказа рассматриваются в трудах П П Баранова, А И Ковалева, Д П Першина, Я С Смирновой, Д Ю Шапсугова и др В них предлагаются различные подходы к проблеме происхождения обычного права, его соотношения с законом и современными системами позитивного права И Л Бабич исследует феномен правового плюрализма у кабардинцев и осетин, X М Думанов, А 3 Бейтуганов, Р А Ханаху — у кабардинцев и балкарцев, К А Кокурхаев -у чеченцев и ингушей, Т М. Айтберов, В О Бобровников, А Р Шихсаидов -у народов Дагестана и др. Место и роль шариата в системе правового плюрализма у народов Северного Кавказа показана в работах В X. Акаева, В О Боровникова, И П Добаева, Л.Р Сюкияйнена, А Р Шихсаидова и др

В трудах перечисленных ученых анализируется феномен общественного сознания народов региона с учетом и религиозной компоненты, и политике—правовой реальности

Существует немало воспоминаний и описаний региона, населения, нравов и исторических событий, относящихся к XIX веку, - таких, как во многом спорное исследование кавказских войн П И Ковалевского, чрезвычайно информационно насыщенные, богатые фактами путевые заметки Е В Маркова, воспоминания Ф.Ф. Торнау Ценные сведения об обычаях, нравах, семейном и общественном укладах северокавказского общества содержатся в многочисленных этнографических описаниях и научных отче-

6 тах1 Много практических сведений о кавказских горцах содержится в сборниках, сформированных по определенной тематике

Вопросы северокавказского адата и шариата освещены в работах И Л. Бабич2, вобравших в себя большой фактический материал Они интересны для исследуемой темы с точки зрения проблемы культурного плюрализма на Северном Кавказе вообще, механизмов его формирования в частности, анализа его природы в особенности.

В последние годы защищен ряд диссертационных исследований, прямо или косвенно касающихся указанной проблемы С В Кошевой проанализирован социологический аспект ислама в поликультурном северо-кавказском регионе; Т Б Берсиров затронул проблему правосознания как основы формирования гражданского общества, вопросы формирования и развития социально-правового статуса гражданина России в условия общественной трансформации, системы правового образования, эффективности правовой системы как фактора социально-правовой адаптации, управленческого потенциала правовой самоорганизации общества и другие рассмотрены в работах Г И Мицкого, Я В. Зубовой, Г.П Лешкевич, Е В Михайловой и других

Нравственно-регулятивная система народов Северного Кавказа возникла и трансформировалась в контексте морально-этических кодексов, которые определяют социокультурную самоидентификацию народов Поэтому формальный анализ правовых и гражданских кодексов вне широкого социологического контекста выявления социокультурных функций в регулировании и самоорганизации народов Северного Кавказа на разных этапах истории будет недостаточно полным

Объектом диссертационного исследования являются правовые и гражданские кодексы, исторически сложившиеся на Северном Кавказе.

Предметом исследования выступают особенности и механизм функционирования адатских норм и шариатского права

Цель диссертационной работы состоит в социокультурном осмыслении адата и шариата в культуре народов Северного Кавказа

' Ковалевский Г М Шариат и его социальная сущность - М, 1978, Керимов Г М Шариат Закон жизни мусульман. - М, 1999, Скжияйнен Л Р Мусульманское право вопросы теории и практики -М, 1986, Барковская Е Ю Мусульманское право и правовая культура - М, 2001

2 Бабич И Л Правовая действительность и ее исторические корни на Северном Кавказе / Россия и Кавказ сквозь два столетия - СПб, 2001, Она же Правовой плюрализм на Северо-Западном Кавказе// Исследования по прикладной и неотложной этнологии - М, 2000 - № 131

7 Обозначенная цель исследования потребовала решения следующих задач

охарактеризовать различные исследовательские подходы к изучению традиционного общества на Северном Кавказе;

изучить роль и функции адатов как устойчивого образования традиционной культуры в регулировании поведения и социального взаимодействия на примере адыгского этноса,

раскрыть содержание адатов как консолидирующего начала, продуцирующего этнокультурную самобытность,

проанализировать основные исторические этапы формирования горской правовой системы,

исследовать модели правовой системы народов Северного Кавказа,

выявить перспективы развития традиционной правовой системы в северокавказском регионе

Теоретико-методологической основой исследования являются идеи и концепции классиков социологической мысли, труды современных отечественных и западных социологов, специалистов по этническим взаимоотношениям, национальной культуре и национальному самосознанию Основными концептуальными положениями являются представления о развитии и саморазвитии социальных субъектов различного уровня в процессе совершенствования правовой культуры. В работе использованы системный и междисциплинарный подходы, позволяющие обеспечить комплексность социологического изучения данного явления, принцип историзма, требующий изучения культурно-исторических процессов в конкретной культурной и исторической обусловленности и развитии, раскрытия объективных и существенных связей между явлениями и выяснения их специфики с учетом локальных и временных связей.

Эмпирическую базу диссертационного исследования составили материалы социологического исследования «Состояние и перспективы ислама в Адыгее» (Адыгейский государственный университет, Адыгейский республиканский институт гуманитарных исследований, 1999-2000), мониторингового социологического исследования "Социокультурная адаптация репатриантов зарубежных адыгов" (отдел философии и социологии АРИГИ), архив Соборной мечети г Майкопа (2003-2006 гг.), материалы полевых исследований (ИЛ Бабич, Адыгея, 2004 г, Р Силантьев 71 субъект РФ, 1998-2006 гг идр)

8 Научная новизна данной работы характеризуется тем, что в ней

- определена специфика правовой культуры адыгов, обусловленная
воздействием традиционных этнических феноменов и религиозных систем,

раскрыты социальные механизмы функционирования адата и шариатских норм в социокультурном пространстве северокавказского региона,

доказано, что на индивидуальном и внутриконфессиональном уровнях некоторые нормы шариата являются основными регуляторами повседневной культуры,

на материалах эмпирических исследований по Адыгее показаны перспективы взаимодействия адата и шариата, традиционной и исламской культур

На защиту выносятся следующие положения.

  1. Будучи всеобщими и постоянно действующими структурами сознания, нормы адата неизбежно воздействовали не только на субъективную, но и на интерсубъективную реальность, на уровень взаимопонимания и согласия в обществе Они вырабатывали у людей сходную нормативную культуру, выполняя одновременно интегративные, императивные, рефлексивные и коррелятивные функции Обычное право играло важную роль в консолидации этноса вокруг фундаментальных ценностей и создании единого и неповторимого облика духовно-нравственной культуры.

  2. В социокультурном пространстве Северного Кавказа на современном этапе сохраняются нормы обычного права (адата) и усиливается влияние норм шариата Это проявляется как в морально-этической сфере, так и в сферах семейного, имущественного и наследственного права При этом очевидно существовании практики фактического действия своеобразного комплекса норм, который включает местные обычаи и отдельные предписания шариата, опирающиеся на традиционные институты разрешения споров вне официальных органов правосудия

  3. Для российского общества особое значение приобретает тот факт, что шариат, в известных пределах действующий везде, где есть мусульмане, касается не только культовой и обрядовой жизни, но может быть распространен и на широкий круг мирских отношений, которые не подпадают под действие права (например, мусульмане имеют возможность беспрепятственно следовать таким предписаниям шариата, как соблюдение исламских норм ношения одежды и принятых между правоверными правила этикета).

4. Элементы традиционной культуры и обычного права остаются доминирующими в поведении и в сознании адыгов Образ жизни людей обычно корректируется по освященной веками модели кулььуры Однако этот процесс имеет тенденцию к угасанию, поскольку под воздействием социально-экономических, политических, культурных и религиозных факторов все чаще на первый план выдвигаются новые приоритеты К последним можно отнести и усиление влияния норм шариатского права

Научно-практическая значимость работы. Выводы и результаты проведенного автором исследования дополняют теоретические основы изучения религиозного аспекта правовой культуры народов, проживающих в Адыгее, а также в других регионах России; могут применяться в работе региональных органов власти и в деятельности различных национально-культурных общественных объединений

Материалы диссертации могут также использоваться при разработке и чтении курсов по социологии культуры, религиоведению и т.п

Апробация результатов исследования. Результаты диссертационного исследования обсуждались на научно-практических конференциях разного уровня: VI и VII {Всероссийских научно-практических конференциях студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука - XXI веку» (Майкоп, МГТУ, 2005), Всероссийской научной конференции «Наука Образование Молодежь» (Майкоп, АГУ, 2006) Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры философии и социологии Адыгейского государственного университета

По теме диссертации опубликовано 6 работ общим объемом 4,7 п л

Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, содержащих пять параграфов, заключения, списка использованной литературы

Похожие диссертации на Социокультурный анализ адата и мусульманского права в культуре народов Северного Кавказа