Введение к работе
Многочисленные символические действия, посредством которых человек выражает свое отношение к тем или иным событиям и явлениям, а также социальным отношениям, обозначаются в науке терминами «обряды» и «ритуалы». Лишенные сами по себе какого-либо утилитарного значения, они играют в обществе немаловажную роль.
Актуальность выбранной темы диктуется ее значимостью в деле самосохранения и самоутверждения как отдельных этносов и социальных групп, так и больших полиэтнических образований.
Этнополитические конфликты, вспыхивающие в разных точках политической карты мира, в том числе и России, являются свидетельством важности и значимости этнокультурных проблем в жизнедеятельности многих государств. В нашей стране они еще больше актуализированы по причине резкого снижения к ним внимания со стороны государства, ориентиры которого подверглись существенному изменению в результате радикальной ломки общества. На этом фоне возродилось и получило определенное распространение убеждение в том, что возрождение страны и ее народов возможно лишь на пути возвращения к собственным истокам, к традиционным ценностям, в том числе к обрядам, ритуалам, играющим важную интегрирующую роль в жизни этнических образований.
Немаловажное значение имеет и тот факт, что в современной России идет интенсивный процесс поисков каждым этносом необходимых объединяющих факторов, способных поддержать его сохранение и обеспечить процветание. Нет сомнения, что их поиск должен идти в рамках многовекового духовного наследия, представляющего собой квинтэссенцию национальной культуры.
Анализ проблемы культуры этноса требует определения составных элементов ее структуры. К ним относятся устойчивые стереотипы национального поведения - обычаи, обряды и ритуалы - наряду с такими важными факторами, как язык, составляющий основу любой национальной культуры, народные традиции, содержащие опыт многих поколений в специфически этнических ценностных установках и ориентациях, особенные черты национальной психологии, имеющие значение для понимания своеобразия творческого потенциала этноса и др.
Эта их специфичность актуализирует их описание и анализ.
Еще одним актуализирующим данную проблему фактором выступает высокая роль стереотипов, посредством усвоения которых обеспечивается превращение индивида в полноправного члена этнокультурной общности, носителя особенной национальной культуры. Эти устойчивые стереотипы поведения служат целям выживания и приспособления человека, помогают ему преодолеть опасности (голод, воздействие окружающей среды, угрозу со стороны врагов), с которыми он может столкнуться и которым он по природе подвластен.
Весьма важен также тот факт, что обряды в той или иной форме концентрируют в себе представления определенного социума о высших ценностях: справедливости, благе, правильном, красивом, благородном и т.д., - и через ритуализированные действия делают их достоянием подрастающего поколения, закрепляя их в сознании молодежи с помощью ярких и образных запоминаю-
щихся картин. Эта их важная роль в социализации личности делает актуальной их изучение социальными науками, в первую очередь, социологией.
Обряды, как стереотипизированные формы массового поведения, выражаются в повторении стандартизированных действий и выступают в качестве эффективного средства социального регулирования, поддерживают определенную иерархию социальных статусов. Обряды способствуют усвоению этнических ценностей и норм, снятию психоэмоционального напряжения, установлению групповой солидарности, утверждению социальной значимости основных событий в жизни человека Обряды впитывают духовные, морально-нравственные ценности народа. В них заключена историческая память народа, содержащая выстраданные веками идеалы и чаяния, на которых формируются ценности будущего. И, наконец, обряды помогают сохранить культурно-историческую связь между поколениями, обеспечивая внутрикультурную преемственность.
В дополнение ко всему сказанному необходимо добавить, что в постсоветском российском пространстве стала настоятельной необходимость изучения и освоения этнических особенностей культур проживающих здесь народов, возрождения и поддержания уважения к национальной культуре каждого народа, к его языку, литературе, искусству, обычаям и обрядам, поскольку они - суть духовное богатство каждого народа.
Этим вопросам и посвящена данная работа.
Степень научной разработанности. Исследование обряда как интегрирующего фактора в культуре этносов - одно из направлений социальной науки, остающееся актуальным, хотя этот вопрос затрагивался и изучался многими социологами, культурологами, этнологами, философами и другими специалистами.
Несмотря на то, что в их работах всегда подчеркивалась важная роль обрядов, теория обрядности, как относительно цельное и системное учение, появилась только в конце XIX в. До этого времени сущностные характеристики обряда рассматривались в совокупности со всеми остальными символическими ритуализированными действиями, а также обычаями и традициями.
Упоминания об обрядах уходят вглубь веков. Их роль подчеркивалась в «Авесте», древнеиндийских «Ведах» и в древнекитайской «Книге обрядов» -«И-цзы». В европейской культуре в течение многих веков их изучение было предметом истории и философии. О них писали и рассуждали Геродот и Плиний, Платон и Аристотель, Сенека и Лукреций Кар. К ним обращались мыслители и просветители М. Монтень, Т. Гоббс, К. Гельвеций. Д. Дидро, Ж.-Ж.Руссо. Не обошли их своим вниманием представители классической немецкой философии, в частности Г. Гегель и Л. Фейербах.
Сторонники «мифологической школы» А. Кун, В. Шварц, М Мюллер, М. Бреаль, В. Маннхардт впервые обратили серьезное внимание на обряды, выделив такую важную историческую форму культуры, как «аграрные культы». Исследование народных обрядов, наряду с их традициями и менталитетом приобретает широкий размах в конце XIX - начале XX вв. Большой вклад в создание собственно обрядовой теории внесли такие выдающиеся представители социологической мысли, как Э. Дюркгейм, А. Радклифф-Браун, А. ван Геннеп, К. Леви-Строс, Р. Редфил, Б. Малиновский, М. Мид, А. Смарт, К. Кортвуд, К. Клакхон, Э. Лич, В. Тернер, Т. Парсонс и др.
В российской науке изучение обряда проводилось по нескольким направлениям. Социологический подход отражают работы Ю.В.Арутюняна, С.К.Бондыревой, Л.Г. Ионина и др. Философский подход в исследовании обряда отражен в работах Д.М. Угриновича, И.И. Фурсина, И.В. Суханова, Н.М. Зако-вича, Н.С. Сарсенбаева, В.А. Руднева, А.К. Байбурина. Филологическое направление представлено работами Снегирева, А.Н. Афанасьева, А.А. Потебни, В.Я. Проппа, Ф.А. Буслаева, И.П. Сахарова и др. Социально-историческое направление отражено в работах Ю.В. Бромлея, М.М. Громыко, А.И. Мазаева, К.В. Чистова, С.А. Токарева и др. Социокультурное направление составляют труды Э.С.Маркаряна, С.В.Лурье, Б.С. Ерасова и др.
Необходимо отметить, что вплоть до 90-х годов XX в. в нашей стране отношение к традиционной обрядности было негативное. Она связывалась с историческими пережитками, религией, отсталостью и т.д. Определенную роль в этом сыграли этнографические исследования, в которых долгое время преобладал историко-генетический подход. Анализ обрядов и праздников сводился к поиску истоков, выявлению его отдельных элементов на основе некогда существовавших представлений. Направленность исследований лишь на поиск истоков, акцентирование внимания только на этой стороне обрядов превращает их в нечто архаичное, не достойное внимания современного общества.
Ситуация начала меняться сравнительно недавно, когда обряды и обычаи стали рассматриваться как этические традиции этноса, нормы поведения и общения. При этом наличие элементов древности в обряде - это еще не признак архаичности самого явления. Видоизменяясь, обряд функционирует в новых условиях как органическая часть новой социальной структуры и нового общественного сознания, и поэтому его функциональное назначение становится несколько другим. Данную тематику достаточно глубоко исследуют М.М. Громыко, Н.А. Миненко, Т.А. Бернштам. Однако, несмотря на возрастающий интерес к обрядовой культуре, до сих пор нет фундаментальных работ, посвященных анализу обрядов различных этносов, населяющих нашу страну.
Исследование культуры народов Северного Кавказа носит, в основном, этнографический характер. Существует небольшое количество публикаций, в которых намечены те или иные методологические подходы к проблематике или рассмотрены отдельные конкретные вопросы затрагиваемой темы. К ним относятся работы Т.И. Афасижева, С.А. Ляушевой, Х.М. Казанова, В.Ш. Нахушева, Р.А. Ханаху, А.Ю. Шадже и других.
В последние годы были выполнены диссертационные исследования, в которых были подвергнуты анализу те или иные стороны национальной обрядности. Таковы диссертации «Социокультурные факторы межэтнической брачно-сти» Л.А.Деловой, «Этнокультурные ценности и традиции как фактор социализации личности в современных условиях» Н.А. Ильиновой, «Этнические традиции как социально-культурный феномен в процессе социализации молодежи» З.Х. Гучетль, «Межэтнический брак в системе социально-ценностных взаимодействий студенческой молодежи республики Адыгея» М.А. Зейтунян, «Социокультурные факторы генезиса личности» Б.Х. Казанова и некоторые другие.
Однако до сих пор проблема далеко не исследована. Более того, хотя в этом вопросе и есть определенные заделы в виде исследований С.Х. Мафедзева
и Б.Х. Бгажнокова, но до сих пор не существует комплексных исследований обрядовой культуры народов Северного Кавказа.
Таким образом, при сравнительно большом количестве работ специального характера, тема далеко не исчерпана. Данная диссертация является попыткой восполнить этот пробел.
Объект диссертационного исследования - обряды и обрядовые действия народов Северного Кавказа.
Предмет исследования - функциональная специфика обрядов на современном этапе.
Цель диссертационной работы - исследование содержания и социально-культурного значения обрядов, выявление направлений их воздействия на сознание этноса. В основу работы легли материалы социологических исследований по Северному Кавказу, в частности, - среди адыгских народов данного региона (кабардинцы, адыгейцы, черкесы).
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
выяснить и проанализировать основные подходы, сложившиеся в социологии, к обрядам и ритуалам, как к социокультурным аспектам жизнедеятельности этноса;
выделить и исследовать наиболее значимые модели обрядов, объективированных в контексте современной культуры;
проанализировать обряд как проявление социокультурной памяти этноса;
выявить и исследовать социокультурные функции обрядов в жизни этноса;
рассмотреть ментальные особенности северокавказских этносов, связанных с обрядами и обрядовыми действиями.
Теоретико-методологическая основа диссертационного исследования. Диссертационная работа базируется на концептуальных положениях, разработанных в отечественной и зарубежкой науке в области социологии, философии, культурологии, этнологии, этнографии, этнопсихологии и фольклористики. Диссертация опирается на диалектический, функциональный, системно-структурный, логико-исторический методы познания, на фундаментальные положения теории и социологии культуры. Поскольку исследование носит междисциплинарный характер, в качестве ведущих принципов применяется комплексный подход, объединяющий социологический, философский, культурологический и историко-этнографический подходы.
В процессе исследования применялись общенаучные и частные методы, функциональный анализ социальных процессов и явлений, метод анализа документов (научная литература, этнографические материалы, статистика, сообщения СМИ, пресс-релизы и др.), метод опроса, стандартизированного наблюдения, стандартные методики. В эмпирической части исследования были применены контент-анализ, элементы кросс-культурного подхода.
Эмпирическую базу исследования обрядовой культуры составили результаты анкетного опроса жителей Республики Адыгея. Цель эмпирического исследования заключается в выявлении содержания обрядовой культуры народов Адыгеи, особенностей ее функционирования и влияния на этническое сознание. Респонденты были опрошены по специально разработанным методикам.
Выборочная совокупность составила 1436 единиц анализа: адыги - 30,6%, русские - 54,1%, представители других национальностей (абхазы, агульцы, армяне, белорусы, греки, ингуши, казахи, татары, украинцы, черкесы, чеченцы и др.) -15,3%. Проектирование выборочной совокупности производилось на основе статистических данных Республики Адыгея. Отбор и опрос респондентов проводился по месту работы или учебы.
Научная новизна исследования заключается в том, что на основе функционального, системного и комплексного подходов теоретически и практически исследован феномен обряда как интефирующего фактора культуры этноса. Это позволило выйти на новые теоретико-методо-логические позиции в осмыслении социальных и культурных процессов и интеграционной формы -обрядов.
В процессе реализации основной цели и связанных с ней исследовательских задач получены следующие, имеющие научную новизну, результаты:
проанализированы содержание и внешняя атрибутика основных обрядов,
обоснованы интеграционные функции обрядов в культуре этносов;
исследована роль обряда и его влияние на духовную жизнь общества;
введен в научный оборот эмпирический материал о состоянии обрядности народов Северного Кавказа и отношении к ней молодежи;
уточнены и рассмотрены основные элементы ментальности северокавказских народов.
Основные положения, выносимые на зашиту:
Культура этноса представляет собой целостное единство, обеспечивающее адаптацию и выживаемость этноса в изменяющихся условиях. Обрядность является одним из ее важных элементов, отсутствие которого может существенно снизить жизнеспособность социума.
Внутреннее содержание обряда есть совокупность представлений этноса о добром, справедливом и правильном, которые через сакрализованные действия внушаются членам сообщества, особенно молодежи.
Внешняя атрибутика и ритуализированный регламент обряда имеет прямую связь с его внутренним содержанием и меняется в зависимости от его места, времени и назначения.
Внешнее и внутреннее содержание обряда, а также порядок и формы обрядовых действий формируются и реализуются в соответствии с основными принципами менталитета этноса.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что ее содержание, являясь определенным вкладом в исследование данной проблемы, позволяет получить более полное представление о значении обряда и обрядовых действий в жизни общества. Исследовательский материал, полученный диссертантом, может стать частью научно-теоретической базы для дальнейшей разработки данной проблематики в масштабах северокавказского региона.
Практическая значимость диссертационной работы состоит в том, что ее положения и выводы могут найти практическое применение при разработке тех или иных политических и социальных программ в полиэтнических регионах. Материалы исследования могут быть использованы при чтении курсов социоло-
гии, культурологии, истории религии и атеизма, а также стать основой отдельного спецкурса.
Апробация работы. Основные положения, выводы и рекомендации диссертационного исследования обсуждались на заседании кафедры философии и социологии Майкопского государственного технологического университета, представлялись на кафедре философии и культурологии ИПГЖ при Санкт-Петербургском государственном университете. По материалам диссертации были сделаны доклады на научно-практических конференциях республиканского и регионального уровней.
По теме диссертации опубликовано 7 работ общим объемом 4,4 п. л., в том числе в изданиях, рекомендованных ВАК РФ.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, шести параграфов и заключения. В конце работы дан список использованной литературы.