Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социокультурное пространство причерноморских адыгов (шапсугов) в условиях модернизации российского общества Набокова, Лариса Вячеславовна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Набокова, Лариса Вячеславовна. Социокультурное пространство причерноморских адыгов (шапсугов) в условиях модернизации российского общества : диссертация ... кандидата социологических наук : 22.00.06 / Набокова Лариса Вячеславовна; [Место защиты: Адыг. гос. ун-т].- Майкоп, 2013.- 161 с.: ил. РГБ ОД, 61 14-22/95

Введение к работе

Актуальность исследования. Развитие и функционирование этноса сопряжено с модернизационными процессами, демонстрирующими его способность к выживаемости. В условиях транзитивного периода перемены бывают столь значительны, что охватывают собой все сферы общественного бытия. Происходящие в России общественные преобразования оказывают большое влияние на жизнь и культуру населяющих ее народов. В условиях модернизационных процессов социальной сферы важно поддерживать не только гражданское согласие, но и национальную стабильность. В этой связи в последнее время в науке и обществе в целом резко возрастает интерес к истории, материальной и духовной культуре, современному положению народов России. Предметом особой заботы являются проблемы, связанные с сохранением и развитием самобытной культуры и уникальной языковой среды малочисленных автохтонных этносов Российской Федерации, к числу которых относятся причерноморские адыги-шапсуги. Большое влияние на развитие указанных народов оказывают урбанизационные процессы, являющиеся важным социальным фактором развития этноса, поскольку они способствуют интенсификации межэтнического взаимодействия, нивелировке этнических особенностей культуры малочисленных народов, детерминируют перестройку этносоциальных структур, сложившегося уклада жизни, традиционных ценностей. В полиэтнической городской среде коренному населению необходимо сохранить специфику своей культуры, традиционные ценности, сложившиеся на протяжении всего существования этноса.

Северный Кавказ является регионом высокоразвитой духовной культуры, в котором амбивалентно протекают модернизационные процессы. Поступательное, прогрессивное развитие народов Северного Кавказа, в частности, адыгов, неоднократно прерывалось войнами, связанными, прежде всего, с их стратегически важным географическим положением. Но, несмотря на огромный материальный и духовный ущерб от войн, этнос находил в себе достаточно силы и воли для продолжения своего всестороннего – экономического, социального, духовного развития.

Особую значимость наше исследование приобретает в условиях активации глобализационных процессов. В современном и будущем мироустройстве самыми серьезными и опасными становятся конфликты не между социальными классами, богатыми и бедными, а между народами, представляющими различные цивилизационные и общественно-политические системы и обладающими разными аксиологическими ориентирами. Для предупреждения и разрешения этнокультурных конфликтов крайне важно понимание особенностей взаимодействия различных систем ценностей, механизмов их трансформаций.

Актуальность исследуемой проблемы, по нашему мнению, объясняется следующими основаниями:

- особенностями северокавказского региона, вызванными комплексом многочисленных противоречий современности, решение которых зависит от объективных знаний о характере, менталитете проживающих в нем народов;

- спецификой духовной жизни различных национальных образований, от которой зависит социально-политическая, этнокультурная ситуация;

- соотношением универсальных и собственно этнических ценностей традиционной этнокультуры, которые имеют наибольшее влияние на быт и самосознание малочисленных этносов;

- значительным повышением роли религиозного фактора на всем постсоветском пространстве, оказывающим влияние на формирование общественного сознания и поведенческих стереотипов;

- глобальными и внутрироссийскими модернизационными процессами, которые привели к трансформации социокультурного пространства РФ, ускорили процесс взаимопроникновения культур различных этносов, обусловили внедрение культурных инноваций в этнокультуру малочисленных народов

Степень научной разработанности темы. Исследованию ценностей, ценностных ориентаций малочисленных автохтонных этносов в отечественной и зарубежной науке посвящен обширный пласт философской, социологической, психологической литературы.

Понятие «ценность» в качестве принципиально важной составляющей входит в структуру ряда социально-философских концепций: кантианской, неокантианско-веберовской, феноменологической, интеракционистской, позитивистской ориентаций с XVIII в. С 20-х годов XX столетия создаются предпосылки для исследования ценностей в качестве интернализованных структур по линии связи «установка ситуация – действие» такими зарубежными социальными психологами, как Дж.Г. Мид, Г. Оллпорг, К. Роджерс, М. Розенберг, М. Рокич, М. Смит, Э. Фэрис, Ф. Хайдер, а также отечественными учеными, среди которых можно выделить М.И. Бобневу, Л.И. Божович, В.В. Водзинского, О.И. Зотову, B.C. Мухину и др.

Широкая дискуссия по проблемам природы и сущности ценностей в отечественной науке в 60-е годы XX в. способствовала их дальнейшему многостороннему исследованию в научных трудах О.Г. Дробницкого, М.К. Мамардашвили, В.П. Тугаринова.

Основы социологического подхода к изучению ценностей в контексте регуляции процессов социального взаимодействия были заложены М. Вебером и Э. Дюркгеймом В отечественной науке данный подход разрабатывался А.Г. Здравомысловым, В.Л. Оссовским, А.А. Ручкой, В.А. Ядовым и другими авторами. Эти работы посвящены не только исследованию структурно-функциональных особенностей ценностей и ценностных ориентаций, их взаимосвязи с другими компонентами сознания, но и направлены на познание возможностей их измерения.

Смыслообразующей основой для предметной области данного исследования является категория «традиция», ставшая одной из основополагающих в теориях модернизации и постмодернизации, разрабатываемых К. Гирцем, Э. Гидденсом, Р. Инглегартом, С. Хантингтоном, Ш. Эйзенштадтом, Г. Элмондом, Д. Эптером и другими учеными и претерпевшая при этом метаморфозы в отношении от полного неприятия к пониманию непротиворечия современности и постсовременности. Теоретические находки в исследовании традиции представлены в положениях отечественных ученых. В советский период традиция исследователями Э.А. Баллером, Б.С. Ерасовым, Э.С. Маркаряном рассматривается в контексте общего понятия «культура». Преодолевается господствовавшее длительное время в науке статичное понимание традиций: А.И. Першицом, В.Д. Плаховым и другими исследуются механизмы их функционирования в обществе. Заметное ослабление интереса к данной проблематике в начале 90-х годов XX в. сменилось возрождением интереса к традиции как механизму социокультурной динамики, наследования ценностей и модернизации общества (В.М. Каиров, Т.Э. Кафаров, Н.Ю. Макейкина, Н.В. Солнцев, Ж.К. Хайрушина и др.).

Содержательные аспекты динамики духовных ценностей и ценностных ориентаций россиян в разные исторические этапы нашли отражение в исторических (С.Г. Кара-Мурза, Б.Н. Миронов и др.), историософоских (А.С. Ахиезер, В.В. Ильин, Т.В. Карадже, Н.Н. Козлова, В.М. Межуев, А.С. Панарин и др.) и социологических исследованиях (Г.А. Аванесова, JI.A. Беляева, М.К. Горшков, Б.А. Грушин, Ю.А. Левада, Т.И. Заславская, Н.И. Лапин, Б.П. Шулындин и др.).

Каждая конкретная этническая культура характеризуется самобытной ценностной системой, которая отличает ее социального носителя от субъектов других культур. Большой вклад в описание сущности национального характера, традиционных ценностных предпочтений адыгов внесли А.А. Гадагатль, И.Л. Бабич, Б.Х. Бгажноков, Р. Мамхегова, С.Х. Мафедзев и др.

Анализ работ, посвященных изучению ценностных компонентов сознания, показывает, что для разработки заявленной в настоящей диссертации темы сложились определенные теоретико-методологические предпосылки, имеется соответствующая эмпирическая база.

Изучению социальной трансформации общества в науке уделяется немалое внимание. В зарубежной социологии проблемы трансформации, модернизации, демократического транзита давно занимают важное место. Так, эти проблемы изучали Ш. Эйзенштадт, П. Штомпка. В современной России изучению трансформационных процессов также уделяется особое внимание. Среди отечественных исследователей следует выделить А.Н. Данилова, Т.И. Заславскую В.Л. Иноземцева, В.А. Ядова, и др.

Проблемам этноса, феномену этничности также уделяется значительное внимание исследователей. Здесь надо отметить исследования Б. Андерсона, Ф. Барта, Ю.В. Бромлея, Э. Геллнера, Л.Н. Гумилева, В.А. Тишкова Л. Хагендорна и других ученых.

Проблемы этносоциальных процессов в отечественной науке изучались в основном в рамках относительно нового направления социологических исследований – этносоциологии, которая активно развивается с 60-х годов ХХ в. и связана с работами таких специалистов, как Ю.В. Арутюнян, Л.М. Дробижева, М.Н. Губогло.

В современных исследованиях отечественных ученых важное место занимает изучение этносоциальных процессов. Разработка данной проблематики становится все более актуальной в современном обществоведении: публикуются материалы оригинальных исследовательских проектов, коллективные монографии, сборники статей. Это работы Г.С. Денисовой, Л.М. Дробижевой, А.Г. Здравомыслова, М.О. Мнацаканяна, З.В. Сикевич, Г.У. Солдатовой, В.А. Тишкова и др., предметом изучения которых становятся национальные и этнические движения, элиты, миграции, диаспоры, конфликты и т.д.

Этнические аспекты социального неравенства в регионе изучались в работах Р.Х. Савва, В.Н. Петрова, А.М. Ерохина. Этнокультурная специфика народов Северного Кавказа отражена в работах Б.Х. Бгажнокова, Х.М. Казанова, К.Х. Унежева, Р.А. Ханаху, в которых проведен целостный анализ традиционной культуры на Северном Кавказе и определившего основания северокавказской идентичности. Специальное исследование взаимовлияния этнокультуры и национального самосознания предпринималось Ф.С. Эфендиевым на материалах Северного Кавказа. Религиозное измерение жизни этносов – предмет исследовательского интереса С.А. Ляушевой, изучению этнических ценностей и Северного Кавказа как социокультурной системы посвящены работы Т.И. Афасижева, Р.Д. Хунагова, А.Ю. Шадже и др.

До настоящего времени, причерноморские шапсуги изучались только в историко-этнографических работах. В дореволюционый период шапсугов рассматривали лишь в общеописательных работах историко-этнографического характера Н. Дубровин, Ш. Ногмов, Т. Хаджимуков, Ф.А. Щербина. С установлением советской власти и утверждением марксистско-ленинского учения о классах и классовой борьбе субэтнос шапсугов привлекает большее внимание исследователей, в основном благодаря процессам социально-политической трансформации, проходившим у них в XVII – XIX вв. Особый интерес представляют работы М.Н. Покровского и Я. Н. Раенко-Туранского, А.Н. Дьячкова-Тарасова, В. К. Гарданова, Б.М. Джимова.

Самостоятельным объектом исследования шапсуги стали в историко-этнографических трудах И.Л. Бабич, В.А. Дмитриева, Н.К. Нагучевой, С.А. Надюкова, А.А. Ржавина, А.В. Сивера, И.Х. Тхамоковой.

При всем разнообразии этих работ необходимо отметить, что трансформация социокультурной среды причерноморских адыгов-шапсугов фактически осталась без внимания. Восполнению указанного пробела в социологической науке и посвящена данная работа.

Объект исследования: адыги как автохтонный этнос в социокультурном пространстве России.

Предмет исследования: влияние модернизационных процессов на социокультурное пространство причерноморских адыгов.

Целью диссертационного исследования: является изучение региональных особенностей модернизационных процессов в социокультурном пространстве малочисленного автохтонного этноса на примере причерноморских адыгов-шапсугов.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

анализ теоретико-методологических подходов к исследованию модернизационных процессов в социокультурном пространстве причерноморских адыгов;

определение особенностей становления и развития этнокультурных ценностей шапсугов в исторической ретроспективе;

выявление социокультурных факторов процесса самоиндентификации шапсугского субэтноса;

определение места и роли причерноморских адыгов-шапсугов в системе социокультурного взаимодействия народов Северного Кавказа;

рассмотрение влияния процессов модернизации социокультурного пространства Краснодарского края на трансформацию ценностных ориентаций причерноморских адыгов;

выявление перспективы сохранения социокультурного пространства шапсугского субэтноса в контексте модернизации российского социума.

Теоретические и методологические основания исследования. Методологической основой диссертационного исследования является социокультурный подход к анализу полиэтничных обществ. Комплексно используются элементы системного, структурно-функционального подходов к изучению трансформации этносоциальной структуры, а также принцип единства исторического и логического анализа.

При рассмотрении феномена этничности предпочтение отдается инструменталистскому и конструктивистскому подходам. Работа также основывается на достижениях современного отечественного обществознания (социологии, этнологии и этносоциологии), разрабатывающего проблемы этносоциального развития общества.

Эмпирическую базу диссертации составили результаты собственного социологического исследования, проведенного автором в 2011 – 2012 гг. методом анкетного опроса, которое было направлено на изучение восприятия причерноморскими шапсугами системы традиций своих предков и сегодняшних инноваций, определение круга наиболее известных и сохранившихся традиций и ценностей причерноморских адыгов-шапсугов, выявление глубины модернизации социокультурной этносферы причерноморских адыгов (шапсугов). Выборочная совокупность составила 1700 чел. по Краснодарскому краю. При выборе респондентов в качестве определяющих использовались социально-демографические и этнические признаки (возраст, этническая принадлежность).

Основу вторичного анализа составили эмпирические данные исследований отечественных социологов (Г.С. Денисовой, Р.А. Ханаху и др.), в которых рассматривались процессы этносоциального и этнокультурного развития народов Северного Кавказа в условиях трансформации современного общества.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что автором впервые проведено специальное исследование модернизационных процессов социокультурного пространства причерноморских адыгов-шапсугов в полиэтничной среде Краснодарского края. Работа носит социологический характер, предполагающий комплексный анализ широкого круга вопросов.

Научная новизна проведенного исследования заключается в следующем:

- дан анализ теоретических подходов к изучению модернизационных процессов в социокультурном пространстве причерноморских адыгов-шапсугов;

- указана специфика генезиса традиционных этнокультурных ценностей в исторической ретроспективе;

- обосновано что фундаментальным фактором самоиндетификации причерноморских адыгов-шапсугов является этническое сознание;

- выявлены социокультурные особенности влияния урбанизации на трансформацию системы традиционных ценностей шапсугского субэтноса;

- охарактеризовано влияние модернизационных процессов в социокультурном пространстве Краснодарского края на аксиологическую систему причерноморских адыгов-шапсугов;

- определены перспективы сохранения социокультурного пространства причерноморских шапсугов в контексте модернизации российского общества.

Положения, выносимые на защиту:

1. Теоретико-методологическую базу исследования модернизационных процессов в социокультурном пространстве причерноморских шапсугов составляют ценностно-культурный, аксиологический, цивилизационный, антропологический, традиционалистский, этнокультурный, инструмента-листский, структурно-функционалистский подходы, на основе обобщения которых формируется операциональное определение социокультурного пространства.

2. Специфика становления этнокультурных ценностей шапсугского субэтноса заключается в его анклавной территориальной дислокации, интенсивной межэтнической интеракции с народами ближней и дальней культурной дистанции, а также высокой степенью подверженности ассимиляционным процессам в условиях модернизации социокультурного пространства Краснодарского края.

3. Основным фактором этнической самоидентификации шапсугов выступает этническое сознание, которое формируется в условиях интенсивного экономического и культурного взаимодействия с народами, проживающими на Черноморском побережье Краснодарского края.

4. Процесс урбанизации на Черноморском побережье Краснодарского края реализуется в условиях повышения социальной мобильности молодежи, интенсификации межэтнического взаимодействия в регионе, что способствует размыванию традиционных ценностей в этнокультуре шапсугов.

5. Модернизационные процессы в социокультурном пространстве Краснодарского края оказывают влияние на формирование ценностных ориентаций причерноморских адыгов посредством включения духовной жизни шапсугов в информационное пространство России в условиях масштабного развития курортно-рекреационной зоны Причерноморья и подготовки к проведению Олимпиады 2014 г. в г. Сочи.

6. Фундаментальным условием сохранения социокультурного пространства причерноморских адыгов-шапсугов в контексте модернизации российского общества, является адаптация этнической идентичности шапсугов к глобализационным процессам.

Практическая значимость работы состоит в том, что в нем осуществлено социологическое исследование модернизационных процессов социокультурного пространства шапсугского субэтноса. Материалы и выводы диссертационной работы могут быть использованы при изучении духовно-культурных аспектов социальной жизни других этносов, при разработке и проведении спецкурсов и спецсеминаров по социологии культуры в гуманитарных вузах, а также реализации программы по сохранению культурного наследия малочисленных народов.

Соответствие темы диссертации требованиям паспорта специальностей ВАК РФ. Соответствует паспорту специальностей ВАК РФ 22.00.06 – социология культуры: п. 6. Социальная динамика культуры. Социальные механизмы преемственности и инноваций в культуре; п. 10. Цивилизация и культура. Глобальные и локальные тенденции культурного развития.

Научная апробация. Основные положения работы были заслушаны на заседаниях кафедры философии и социологии АГУ. Результаты исследования докладывались на международных, всероссийских и региональных научно-практических конференциях в Адыгейском государственном университете и Майкопском государственном технологическом университете в 2009-2013 гг.

Структура и краткое содержание работы: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы. Общий объем диссертации 150 страниц.

Похожие диссертации на Социокультурное пространство причерноморских адыгов (шапсугов) в условиях модернизации российского общества