Введение к работе
Актуальность темы исследования. Модернизация российского государства и общества предъявляет высокие требования к состоянию правосознания россиян. Построение правового государства и формирование гражданского общества в российском социокультурном пространстве невозможны без соответствующего уровня правосознания и правовой культуры граждан. Рассуждая об этом, П.М. Козырева справедливо подчеркивает, что в российском обществе «остро ощущается недостаток развитого правового сознания и правовой культуры, без опоры на которые невозможно создание современного правового государства. В связи с этим исключительное значение приобретает формирование системы ценностей, в основе которой лежат права человека, безусловное уважение к закону и нормам демократии, утверждение на практике новых правовых принципов, повышение качества и уровня реальной обеспеченности прав и свобод граждан».
Как показывает практика современных правоотношений в России, закрепление норм социального взаимодействия еще не означает их автоматической реализации в практике повседневной деятельности широких масс населения. Утверждение принципов западной модели демократии в социокультурных условиях России наталкивается на целый ряд препятствий, которые выражены в разных представлениях о законе и справедливости, о способах организации власти, о способах регулирования социальных взаимодействий. Причем содержание правового сознания варьируется по территориальным, этнокультурным, социально-слоевым и демографическим подгруппам населения страны.
Кроме того, в правовой сфере создает диссонанс унаследованная из советской эпохи развития страны конфигурация правовой культуры, тяготеющая к авторитарно-подданическому типу правопонимания. Поэтому в сознании различных возрастных групп, правовая социализация которых протекала в разных социально-исторических и этнокультурных условиях, могут доминировать разные по характеру и направленности правовые знания и ценности.
Необходимость утверждения в современной России идей гражданских прав и свобод, которые являются необходимым условием функционирования правового государства, предполагает формирование правового сознания активистского типа у доминирующей части населения российского общества независимо от ее социально-групповой принадлежности. В последние годы государство уделяет большое внимание повышению правовой культуры общества, формированию правового сознания людей. Однако разработка и реализация практических программ в этой сфере должны сопровождаться постоянным отслеживанием содержательных особенностей, факторов формирования, тенденций трансформации правовых ценностей и знаний различных групп населения российского общества.
В этой связи существует необходимость изучения реального состояния и тенденций трансформации доминирующих установок правового сознания в современном российском обществе, поскольку они выступают основой мотивации поведения людей. При этом актуальным является анализ правового сознания населения республик Северного Кавказа. В полиэтничных регионах России с укоренившимися компонентами национальных культур, к которым относятся и северокавказские республики, как правило, фиксируется несоответствие этнокультурных обычаев и традиций социального регулирования и модернизированных принципов организации правовой сферы общества.
В значительной мере актуальность темы исследования определяется тем, что в Республике Адыгея наблюдается переплетение общероссийских тенденций с национальной спецификой, которая проявляется в таких особенностях, как: традиционализм социальных отношений, с которыми связана приверженность к традиционным укладам, устойчивая связь и преемственность поколений; стабильность системы ценностей и поведенческих стереотипов. Данные обстоятельства заставляют обратить внимание на анализ социокультурных особенностей правового сознания основных поколенческих когорт с учетом особенностей социокультурного пространства региона.
Таким образом, развитие правосознания относится к числу острых, ключевых проблем российского общества. Во-первых, потому что правосознание является одним из основных субъективных факторов отражения и конструирования социально-правовой реальности. Во-вторых, социологическая рефлексия по углубленному осмыслению этой проблемы становится особенно необходимой в период трансформации российского общества. Поскольку изучение правового сознания позволит не только сделать прогностические оценки политико-правового состояния нашего общества в будущем, но и направленно изменять его в соответствии с принципами построения правового государства. Все вышесказанное делает тему диссертационного исследования актуальной и перспективной в плане социологического анализа.
Степень разработанности проблемы. Проблемное поле темы диссертационного исследования носит междисциплинарный характер, так как является предметом рассмотрения различных научных дисциплин: социологии, правоведения, психологии, философии, политологии и др.
В диссертации затрагивается широкий круг проблем. Поэтому в зависимости от содержательных аспектов проведенного исследования источники можно условно разделить на две группы.
Первая группа работ посвящена исследованию особенностей правового сознания в российском обществе. Проблематика исследования правового сознания не является принципиально новой для социологической науки. Она активно разрабатывается в зарубежной и отечественной литературе. Так, в исследованиях российских авторов большое внимание уделяется анализу теоретических основ и генезиса правового сознания (Н.Н. Алексеев, А.С. Гречин, И.А. Ильин, В.С. Нерсесянц, Д.А. Керимов, Е.А. Певцова и др.).
Социологи исследуют социоструктурный аспект правосознания, раскрывают роль правосознания в формировании гражданского общества России, выявляют его духовные и мировоззренческие основы. В работах М.К. Горшкова, П.М. Козыревой, Ф.Э. Шереги приводятся данные многочисленных социологических исследований, которые раскрывают особенности реального состояния правосознания граждан России. В.В. Касьянов, В.Н. Нечипуренко и В.М. Сырых выделяют функциональные структуры правосознания: гносеологическую, оценочную и поведенческую.
Взаимосвязь и взаимная обусловленность состояния правосознания и правовых ценностей как аксиологического ядра правовой культуры раскрывается в исследованиях А.П. Альбова, Р.С. Байниязова, В.И. Бегинина, Ю.И. Гревцова, В.А. Лапаевой, И.Д. Невважая, М.Б. Смоленского, Ю.В. Чуфаровского. Разработка содержания и структуры правовых ценностей осуществляется в работах С.С. Алексеева, В.В. Барчука, Н.Д. Гомонова, З.С. Джанхуватовой, В.П. Казимирчука, Н.Ю. Рашевой, Э.В. Тадевосяна.
Для Северного Кавказа осмысление данной проблемы стало одним из ключевых вопросов как научной теории, так и реальной практики, о чем свидетельствуют диссертационные исследования, посвященные различным аспектам трансформации правосознания. В трудах Г.С. Денисовой, И.А. Петрулевич и А.В. Рачипы правовое сознание современного российского общества анализируется в контексте правовой культуры и обыденного сознания.
Различные аспекты рассматриваемой проблемы получили отражение в работах социологов и философов Адыгеи – Т.И. Афасижева, З.А. Жаде, Х.М. Казанова, С.А. Ляушевой, А.П. Михайлова, Р.А. Ханаху, Р.Д. Хунагова, А.Ю. Шадже и других. В последние годы заметно усилился интерес к вопросам правосознания и правовой культуры со стороны социологов, появились диссертационные работы, в которых анализируются особенности правосознания.
Вторую группу источников составляют труды зарубежных и отечественных ученых, посвященные осмыслению общетеоретических и методологических проблем исследования межпоколенных отношений. Социологическая традиция описания межпоколенных отношений берет начало в западной науке со времен К. Мангейма, который открывает перспективу в исследовании такой категории как поколение. Поколение определяется автором не как конкретная социальная группа, поколенческие связи не приводят к образованию конкретной группы. Единство поколения составляется главным образом сходным местоположением множества индивидов в социальном пространстве. Эти идеи развиваются в работах Х. Ортеги-и-Гассета, обосновавшего этапы продолжительности функционирования поколений и их духовную общность.
В российской традиции проблематике поколений уделяется большое внимание. Ф.Р. Филипповым проанализированы социальные различия между отдельными поколениями, внимание сконцентрировано на различиях поколений, обусловленных социально-историческими особенностями их становления. Обоснование различий между поколениями осуществлено в работах Ю.А. Левады. Анализ жизненных стратегий нескольких поколений россиян проведен В.В. Магун и М.В. Энговатовым, выводы и обобщения которых основываются на обширном эмпирическом материале, собранном на протяжении 1985-2001 годов. Изучение динамики поколений сквозь призму ценностных ориентаций предпринято А.И. Гражданкиным, Б.В. Дубиным и А.В. Толстых, которые выявили ценностное различие современного населения России в зависимости от условий социализации, которые прошли разные поколения. Социологические границы понятия «поколение» проанализированы Б.В. Дубиным, В.В. Семеновой рассмотрены концептуальные и эмпирические подходы к понятию «поколение». В сборнике «Отцы и дети. Поколенческий анализ современной России» рассматриваются смысловой состав понятия «поколение» и границы его применимости в эмпирической работе социолога. Проблема поколений включается в специфические условия модернизации. Кроме того, авторы рассматривают ценности и установки разных поколений российского общества.
При всем разнообразии исследовательских подходов в настоящее время немного сравнительных межпоколенных исследований правового сознания. Отчасти, это объясняется ментальными характеристиками самого понятия «поколение», которое не совпадает с возрастными когортами и трудно операционализируется в социологической терминологии.
Проведенный анализ свидетельствует об отсутствии работ, посвященных анализу социокультурной специфики правового сознания основных поколенческих когорт, что и объясняет потребность в настоящем исследовании.
Цель диссертационного исследования – выявление социокультурных особенностей правового сознания основных поколенческих когорт населения Республики Адыгея.
Достижение выдвинутой цели предполагает реализацию следующих исследовательских задач:
выявить сущность и структуру правосознания как элемента правовой культуры;
обобщить современные теоретические подходы к анализу межпоколенных взаимодействий;
исследовать когнитивный компонент правового сознания поколенческих подгрупп Республики Адыгея;
проанализировать характер политико-правовых ценностей в сознании жителей Адыгеи;
выявить степень выраженности ценностей гражданских прав как компонента правосознания.
Объектом исследования является правовое сознание населения в условиях региональной социокультурной реальности.
Предмет исследования – поколенческие особенности правосознания жителей Республики Адыгеи.
Теоретико-методологическая база исследования. В диссертации проблема ставится и разрешается в рамках социологического дискурса. Однако особенности правосознания выступают предметом рассмотрения ряда смежных направлений научного познания, что предопределило использование целого комплекса методологических подходов. Социокультурный подход обладает определенным универсализмом, который предоставляет возможность изучить поколенческие особенности правосознания. Необходимость исследования сущности правового сознания обусловила обращение к структурно-функциональному подходу, предполагающему анализ его структуры. Принцип системности позволил интерпретировать правовое сознание как упорядоченную целостность, состоящую из взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов. Принцип объективности проявляется во взвешенной оценке и критическом анализе рассматриваемых теоретических подходов к изучению данной проблемы. Применение сравнительного анализа способствовало выявлению социокультурного содержания исследуемого феномена в рамках междисциплинарного подхода.
Теоретической основой диссертации явились труды в области социологии культуры и социологии права, в которых анализировались основные концепции воздействия правосознания личности на духовную культуру общества. Раскрытие социокультурных основ правового сознания основывается на анализе учений М. Вебера, Г. Гегеля, И. Канта, Е. Эрлиха. Диссертационное исследование строится на методологических идеях автора концепции поколений К. Мангейма. Достаточно эвристичными для исследования отдельных аспектов темы явились теоретико-методологические направления, разрабатываемые такими учеными, как Ю.А. Зубок, Ю.А. Левада, Е.Л. Омельченко, В.И. Чупров. При разработке социологического инструментария автор обращался к работам В.И. Гурьева, В.Н. Кудрявцева, В.П. Казимирчук, Ж.Т. Тощенко, В.А. Ядова.
Эмпирической базой диссертации являются результаты прикладного социологического исследования разведывательного типа, реализованного в 2012 г. в Республике Адыгея. Методом сбора эмпирического материала стал анкетный опрос. В качестве целевых групп исследования были выделены социально-демографические группы граждан республики, относящиеся к различным поколениям. А именно, было опрошено 596 человек из числа молодежи в возрасте от 16 до 23 лет. Из них 44,9% мужчин и 55,1% женщин. Кроме того, был проведен опрос среди взрослого населения республики в составе 610 человек, из которых 33% мужчины и 67% женщины. В выборке исследования пропорционально представлены основные возрастные и социально-профессиональные подгруппы респондентов.
Наряду с материалами собственных социологических исследований, автором были привлечены в качестве источников информации статистические материалы, а также опубликованные результаты прикладных исследований, проведенных крупнейшими научными центрами России: Центром социального прогнозирования, Институтом социально-политических исследований РАН, Институтом социологии РАН, ВЦИОМ, Левада-Центром. Кроме того, для сравнительного анализа в работе использовались результаты социологического исследования правового сознания населения Северного Кавказа, проведенного социологами гг. Москва и Ростов-на-Дону.
Гипотеза исследования состоит в следующем: в зависимости от условий правовой социализации, на этапе которой закладываются основные политико-правовые ценности, различаются типы правового сознания у различных возрастных групп населения Адыгеи. Можно выделить три поколенческие когорты, социализация которых пришлась на советский, перестроечный и современный этапы развития российского общества. Предположительно, что у данных подгрупп типы правосознания будет варьироваться в зависимости от степени выраженности ценностных ориентаций и когнитивных установок подданнического или активистского типов.
Научная новизна исследования связана с недостаточной степенью разработанности проблемы правосознания населения Республики Адыгея в аспекте межпоколенной динамики и содержательно представлена в следующем:
уточнено понятие «правосознание» и конкретизирована его структура, включающая когнитивный, ценностный (аксиологический) и поведенческий компоненты;
проанализированы современные подходы к анализу межпоколенных взаимодействий и выявлены критерии поколенческой принадлежности, определяющие социокультурные особенности формирования правового сознания;
проанализирован когнитивный компонент правового сознания жителей Адыгеи и выявлена поколенческая специфика правопонимания;
выявлены социально-групповые особенности политико-правовых ценностей населения Республики Адыгея;
определена степень выраженности ценностей гражданских прав по различным поколенческим когортам.
На защиту выносятся следующие основные положения:
1. Правовое сознание – это результат и процесс отражения права в сознании людей, являющийся сложным структурным образованием, включающим когнитивный, ценностный (аксиологический) и поведенческий компоненты, которые развиваются в органическом единстве. Когнитивный компонент составляет систему правовых знаний, правил и порядка применения норм права. Ценностные (аксиологические) элементы правосознания занимают важное место в его структуре. На основе ценностных представлений человека формируются мотивы его поведения в правовой сфере. Поведенческий компонент правосознания характеризует социально-правовое поведение.
2. Поколение означает социальную группу, объединенную спецификой своей исторической локализации, сходным опытом и общими характеристиками на индивидуальном и системном уровне. Поколение представляет собой группировку различных возрастных когорт, т.к. не все возрастные когорты образуют поколенческие единства. Возрастные когорты можно дифференцировать на три подгруппы по критерию поколенческой принадлежности, во многом детерминирующей социокультурные особенности формирования базовых характеристик правового сознания: 1 группа – «советское поколение»; 2 группа – «перестроечное поколение»; 3 группа – «современное поколение».
3. Конкретно-социологический анализ правопонимания показал разрыв между правовыми принципами и формами организации современного государства, с одной стороны, знанием и пониманием жителями Адыгеи этих правовых норм – с другой. На когнитивном уровне выявляется ориентация группы опрошенных, правовая социализация которых протекала в советский период, на патерналистко-подданический тип правопонимания. Знаниевые маркеры гражданско-демократического типа правосознания также не проявляются как доминирующие в ответах респондентов из перестроечного и современного поколений. Обнаруженная фрагментарность и декларативность правовых знаний у перестроечного поколения и молодежи свидетельствует, что за десятилетия реформирования и правовой системы общества, и системы образования среди данных поколенческих когорт не произошел переход к правовому сознанию современного активистского типа.
4. Результаты социологического исследования политико-правовых ценностей населения Адыгеи фиксируют, что основной части опрошенных «перестроечного» и «современного» поколений свойственна слабая интегрированность как в институционально-государственное правовое пространство, так и невысокая степень ориентации на этнические традиции. Они чаще всего ориентируются на собственные ценности и нормы ближнего окружения (внеинституциональный индивидуализм ценностно-правовых установок). Тогда как старшее поколение, относящееся к «советскому» сегменту, демонстрирует правовые ценности подданнического типа с уклоном в коллективистские нормы регуляции и большей значимостью этнических традиций.
5. Социологические замеры показывают, что опрошенные из «советского» и «перестроечного» поколений на первые места выносят проблемы обеспечения благосостояния народа, тогда как молодежь придает большую значимость таким либерально-демократическим правам, как свобода слова, совести, избирательное право, равенство мужчин и женщин. С другой стороны, основное большинство жителей Адыгеи, независимо от возраста, на первые места по значимости выносит гражданское право на равенство, независимо от национальной принадлежности. В данных условиях дилемма доминанты прав личности или государства большей частью населения республики разрешается в пользу государства, которое взамен должно обеспечить порядок и экономическую стабильность.
Теоретическая и практическая значимость работы определяется потребностью осмысления вектора трансформации правового сознания современного российского общества. Социальное значение работы состоит в том, что проделанный анализ поколенческих особенностей правовосознания создает концептуальную основу для разработки комплекса мер, направленных на формирование у целевых групп населения ценностей и установок в сфере права, повышение их правовых знаний и компетенций. С этой точки зрения положения и выводы диссертационного исследования могут быть использованы правоохранительными органами, образовательными учреждениями и органами государственной власти для профилактической и просветительской деятельности в среде молодежи.
Материалы и выводы диссертации могут быть использованы также в дальнейших социологических исследованиях, посвященных анализу правового сознания. Они будут также полезны при разработке курсов по проблемам социологии культуры, социологии права, социологии молодежи и пр. Кроме того, результаты исследования могут быть использованы при планировании учебно-воспитательной работы со студентами в Адыгейском государственном университете.
Соответствие темы диссертации требованиям паспорта специальности ВАК Минобрнауки РФ. Диссертационное исследование соответствует Паспорту специальности 22.00.06 – социология культуры: п. 24. Правовая культура и соционормативная система регуляции общества.
Апробация результатов исследования. Диссертация обсуждалась на заседании кафедры философии и социологии Адыгейского государственного университета и рекомендована к защите по специальности 22.00.06 – социология культуры.
Основные положения диссертационного исследования, теоретические подходы и выводы нашли отражение в научных публикациях, а также изложены в докладах и сообщениях на научных форумах: «Наука. Образование. Молодежь» (Майкоп, 2010-2013), «Социальный и человеческий капитал как основа инновационного развития местных сообществ» (Краснодар, 2010), «Региональная политика в России на современном этапе» (Майкоп, 2010), «Политические партии в избирательных кампаниях современной России: федеральный и региональный аспекты» (Майкоп, 2010), «Актуальные проблемы национальной безопасности: российский и зарубежный опыт» (Майкоп, 2011), «Социальные науки в трансформирующемся обществе» (Ижевск, 2011), «Актуальные проблемы и современное состояние общественных наук в условиях глобализации» (Москва, 2011), «Эмпирические социологические исследования как инструмент анализа молодежных проблем и оптимизации государственной молодежной политики» (Краснодар, 2011), «Гуманитарные науки и современность» (Москва, 2011), «Социально-гуманитарные и юридические науки: современные тренды в изменяющемся мире» (Краснодар, 2011), «Правовые, социально-политические и экономические аспекты регионального развития: история и современность» (Майкоп, 2012), «Национальная политика и модернизация системы управления на юге России: исторический опыт и современные вызовы» (Ростов-на-Дону, 2012), «Политика, состоятельность государства и гражданская активность в России: вызовы электорального цикла 2011-2012 гг.» (Майкоп, 2012), IV Всероссийский социологический конгресс «Социология в системе научного управления» (Москва, 2012), «Субъектность в политике: трансформации современной публичности, идентичность и политическое действие» (Краснодар, 2013), «Юридическая наука и правоприменительная практика: состояние и тенденции развития» (Майкоп, 2013).
Результаты исследования отражены в 21 публикации общим объемом свыше 9 п. л.
Структура диссертации. В соответствии с последовательностью решения поставленных задач работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.