Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Моно- и межэтническая брачность как предмет научного исследования 17
1.1. Семья как предмет научной рефлексии 17
1.2. Семья в условиях трансформации ценностных ориентации 38
1.3. Особенности функционирования межэтнической семьи 49
Глава II. Факторы межэтнической брачности в новых социокультурных условиях
2.1. Менталитет полиэтнического общества и другие социокультурные факторы межэтнической брачности 59
2.2. Процессы этнической идентификации в условиях реформирования общества и межэтническая брачность 72
2.3. Личностные социально-перцептивные особенности супругов в моно- и межэтническом браке 86
Глава III. Влияние менталитета адыгов на межэтническую брачность 110
3.1. Имплицитные концепции личности как фактор межэтнической брачности 110
3.2. Этностереотипные представления адыгов о семье (в сфере семейно-брачных отношений) 125
3.3. Динамика межэтнической брачности в Адыгее: история и современность 132
Заключение 153
Библиографический список использованной литературы 158
Приложения 1
- Семья в условиях трансформации ценностных ориентации
- Особенности функционирования межэтнической семьи
- Процессы этнической идентификации в условиях реформирования общества и межэтническая брачность
- Динамика межэтнической брачности в Адыгее: история и современность
Семья в условиях трансформации ценностных ориентации
Наша работа посвящена исследованию социокультурных факторов, влияющих как на динамику межэтнической брачности, так и состояние, функционирование межэтнической семьи. Но прежде чем приступить к подробному исследованию этих дефиниций, мы обратимся к самому понятию "межэтническая брачность". В изученной нами литературе нет четкого определения данного понятия.
В энциклопедическом словаре "Народонаселение" мы находим следующее понимание брачности: "Брачность - процесс образования брачных (супружеских) пар. Брачность - социально-демографический процесс, обусловливается и регулируется социально-культурными нормами".19 Основываясь на такой интерпретации брачности, мы понимаем межэтническую брачность как процесс образования и функционирования разнонациональных супружеских пар, обусловливающийся социально-культурными нормами.
В нашем исследовании мы используем синонимы данного понятия: экзогамия, национально-смешанная брачность.
Для реализации целей нашего исследования считаем необходимым рассмотреть существующие в современной науке точки зрения на особенности функционирования семьи, актуальные проблемы семейно-брачных отношений, которые подвергались научному осмыслению, объяснительные концепции функционирования, распада моноэтнической семьи, т.к. все они применимы для характеристики межэтнической семьи.
Различные аспекты создания функционирования и распада семьи находятся в центре внимания исследователей ряда отраслей знания: социологии, Исследования семьи осуществляются на основе междисциплинарного подхода. Однако предметом изучения социологии семьи, главным образом, является типология семей по социально-ролевым признакам, психологии -преимущественно внутри групповые межличностные связи в семье, этнологии -обряды, связанные с функционированием семьи.
С социологической точки зрения семья является важнейшим элементом общества: для здорового общества необходима здоровая семья, адекватно исполняющая все свои функции: культурную, эмоциональную, социально-экономическую. Являясь социальным институтом, защищающим право человека на личную собственность, данное ему от природы, семья имеет самые существенные связи с экономической жизнью общества, используя и пополняя его разнообразные, прежде всего человеческие, ресурсы, подчеркивает Шапиро З.А. (1994,45). Он же считает . ф, что в психологическом смысле семью можно определить как систему межличностных взаимодействий, призванных, с одной стороны, защитить индивида от манипулятивных воздействий общества, а с другой - приспособить его к жизни в этом обществе, дать средства для нормального функционирования в нем.
В социологии семьи наиболее приоритетными являются проблемы развития и функционирования семьи, изучение основных этапов ее развития, адаптации в браке, проблемы мотивации выбора брачного партнера.
Неслучайно поэтому проблематика исследований по социологии семьи обширна и многообразна: процессы формирования и распада семьи, специфика воспитания детей и подростков в семье, особенности взаимоотношений супругов и причины семейных конфликтов, взаимодействие поколений в семье, социокультурные и социоэкономические факторы, определяющие образ жизни семьи - далеко не полный перечень основных проблем, к которым обращаются социологи. По мере накопления эмпирической информации, как отмечает Мацковский М.С. (1981, 6), процесс развития социологии семьи определяется как движение в глубь изучаемого феномена, о чем свидетельствует сокращение количества работ описательного характера и рост числа публикаций, раскрывающих сущность процессов, происходящих в семье, ее структуру и функции.
В настоящее время в психологии семьи наиболее приоритетными являются проблемы развития и функционирования семьи, изучение основных этапов его развития, адаптации в браке, проблемы мотивации выбора брачного партнера.
Таким образом, наиболее актуальные проблемы изучения семьи подвергаются научному осмыслению ученых различных отраслей знания. Исследовательские интересы здесь пересекаются: система социально-ролевых и межличностных отношений в семье представляет собой единый комплекс, что требует как социологического, так и психологического подхода.
Наш анализ потребовал привлечения исследований по социологии и психологии семьи и, следовательно, носит психолого-социологический характер.
Неоьходимо отметить, что в современных условиях трансформации общественного сознания, динамики ценностных ориентации во вссех сферах жизни, когда глобальные процессы: урбанизация, индустриализация, рост образовательного уровня, вовлечение женщин в общественное производство, политические и экономические кризисы-оказывают существенное воздействие на брачно-семейные процессы, семья ка динамическое образование претерпевает определенные изменения.
Особенности функционирования межэтнической семьи
В отличие от стабильных как моноэтнических, так и разноэтнических семей, где наблюдается низкая частота конфликтов, которые протекают на фоне позитивных взаимоотношений супругов, их взаимной удовлетворенности, эмоциональной привязанности, высокой культуры общения и где конфликты выполняют конструктивную функцию, так как, выявляя различия в потребностях супругов, помогают выработке единых позиций, способствуют успешной взаимной адаптации, в проблемных и нестабильных семьях (как моно- так и межэтнических) конфликты происходят значительно чаще, т.к. у супругов в таких семьях преобладает ассиметричный характер представлений относительно сфер конфликтного взаимодействия.
Конфликты на почве национальных разногласий супругов, подчеркивает автор исследования, возникают лишь в проблемных и нестабильных семьях, в отличие от стабильных межэтнических союзов.
В проблемных семьях, отмечает Левкович В.П., национальные разногласия супругов возникают в таких сферах их жизнедеятельности, как лидерство в семье, взаимоотношения с родителями партнера, а также на основе неудовлетворенности личностными качествами супруга (супруги). Многих испытуемых тяготит общение с родителями партнера, т.к. они строго придерживаются национальных обычаев. В ролевой сфере многих не устраивает то, что строго регламентируются обязанности мужа и жены, согласно национальной культуре партнера.
В нестабильных семьях, указывает автор исследования, зафиксирован рост конфликтов ( по сравнению с проблемными семьями), возникающих на почве разногласий, связанных с национальными особенностями супругов. Первоисточником супружеских конфликтов как межэтнических, так и в моноэтнических семьях являются противоречия в потребностях супругов, связанные с их индивидуальными особенностями и добрачным опытом. Неумение супругов конструктивно решать эти конфликты способствует их переходу в область разногласий, связанных с национальными особенностями.
В работе сопоставлены некоторые тенденции функционирования межэтнической и моноэтнической семьи, рассмотрены особенности формирования супружеских отношений и их роль в стабилизации или дестабилизации разнонациональных и однонациональных семей.
В исследовании установлено: стабильность брака не связана исключительно и непосредственно с его моно- или межэтнической структурой и в значительной степени опосредуется таким общим для моно- и межэтнических семей фактором, как уровень готовности молодых супругов к семейной жизни, который характеризуется адекватным пониманием и реализацией супругами семейных ролей, успешностью формирования у них установки на взаимопонимание и сотрудничество, культурой общения брачных партнеров, умением строить отношения с родителями и родственниками супруга (супруги), сформированностью чувства ответственности за семью.
Таким образом, для межэтнической семьи характерны те же тенденции, что и для моноэтнической семьи, стабильность функционирования семьи опосредуется не моно- или межэтнической структурой, а адекватным пониманием супругами семейных ролей. Конфликты на почве национальных разногласий характерны лишь для проблемных и нестабильных семей.
Подводя итог, считаем необходимым сделать следующие выводы по I главе. В современных условиях системного кризиса семья, как моно-, так и межэтническая как динамическое образование претерпевает определенные изменения, отражающиеся на понимании семейных ролей, на структуре и характере внутрисемейного общения. Современные брачно-семейные отношения харатеризуются следующими процессами: 1) стремлением к восполнению в семье дефицита личностного общения, интимности и эмоциональной близости, взаимопониманию и поддержке членами семьи друг друга - усиление значимости семьи для ее членов; 2) снижением прочности браков, ростом числа разводимости, дезоорганизацией общения в семье и социализации детей, нуклеаризацией и малодетностью, что дает основания ряду исследователей утверждать: семья одна из наиболее неблагополучных, кризисных сфер современной жизни России, говорить о дефункционализации семьи и кризисе института семьи. В то же время возрастает потребность личности в принадлежности к стабильной группе - семейной, обеспечивающей эмоциональную поддержку и признание на фоне различного рода стрессоров, продуцируемых кризисным социумом.
Анализ особенностей функционирования межэтнической семьи, испытывающей те же трудности, что и мононациональная, свидетельствует о том, что источником деструкции супружеских отношений в национально-смешанной семье могут стать противоречия потребностей супругов, обусловленные спецификой национальных культур брачных партнеров, что характеризует проблемные и нестабильные семьи.
Таким образом, межэтническая семья в современных условиях актуализации национальных ценностей испытывает более серьезные трудности, чем моноэтническая, что обусловливает отрицательную динамику межэтнической брачности в Республике Адыгея начиная с 1991г.
Семья становится наиболее важной жизненной ценностью современного человека, т.к. в условиях экономического кризиса выполняет роль образования, восполняющего дефицит личностного общения, интимности, что дает основания для вывода: институт семьи переживает период обновления и насыщения новым содержанием.
Процессы этнической идентификации в условиях реформирования общества и межэтническая брачность
Имплицитные концепции личности народов Северного Кавказа. Нам представляется необходимым рассмотреть имплицитные концепции личности народов Северного Кавказа, особенности северокавказской ментальности, присущие, в частности, адыгам, так как большая часть межэтнических семей в нашем регионе создаются именно представителями титульного этноса.
На Северном Кавказе существуют определенные, во многом сходные у многих народов, проживающих на Северном Кавказе, этикетные формы модели поведения, отличающиеся от традиционных этикетных форм поведения, характерных для русского этноса.
Эти модели поведения сохраняют свою актуальность и сейчас, т.к. адыги и другие северокавказские народы не утратили этносоциотипические модели поведения. В период возрождения национального самосознания, повышенного внимания к традиционным стереотипным формам поведения этносоциотипические модели поведения не ушли в прошлое, а, наоборот, актуализировались в сознании представителей этноса. Этикетные формы поведения в современный период, отмечают исследователи (Лабунская В.А., 1998,2, 64), приобретают все большую значимость. Этикетные стереотипные формы поведения становятся маркером, обозначающим принадлежность личности к той или иной этнической группе.
Хотелось бы остановиться на стандартизированных этносоциотипических моделях поведения, широко известных на Кавказе под названием "адыгский этикет".
Адыги (адыге) - самоназвание родственных народов: адыгейцев, кабардинцев и черкесов.
Известный исследователь культуры общения адыгов Бгажноков Б. считает, что адыгский этикет в общекавказском этикете занимал и занимает особое место (Бгажноков, 1978, 25). Этносоциотипические модели поведения, регламентированные адыгским этикетом, были приняты "в качестве единой нормы поведения почти всеми кавказцами". (РехеііашвилиН.-г4г4974).
Традиционные нормы этикета, считает Бгажноков Б. (1978, 26), существуют в виде системы свойственных данному этносу социальных установок стереотипных форм поведения. Всеохватывающим, общим для всех адыгских культур (адыгейцев, черкесов, кабардинцев) этническим стереотипом выступает адыгагьэ (адыгство) - морально-этический комплекс. Лексического синонима адыгскому слову "адыгагьэ" в русском языке нет. Буквальный перевод - адыгство, т.е. свойство, характерное для всех адыгов, для всех представителей этноса.
Известный исследователь культуры общения адыгов Б.Х. Бгажноков в книге "Адыгский этикет" характеризует "адыгагьэ" - это "категория, служащая концентрированным выражением моральных правил поведения", "долг рыцарской чести, основанный на принципах адыгского этикета, на идеализированных свойствах национального характера"76, "высшая ценность для основной массы населения - идеал, в направлении которого следует совершенствовать себя"77.
Б.Х. Бгажноков пишет что, многочисленные беседы с представителями различных этнографических групп адыгов убедили нас в многоплановости семантики данного слова."78 Мы опираемся на определение адыгагьэ (адыгства), данное Бгажноковым Б. (1999,16). "Адыгство - это механизм ментальной организации и этнической рационализации фактов и отношений действительности, социально заданный способ конструирования социальной реальности".
Адыгагьэ (адыгство) является наиболее всеохватывающим стереотипом, регулирующим модели поведения адыгов.
Исследователями (Ханаху Р.А., 1997) выявлена динамика традиционной нормативно-регулирующей системы "адыгагьэ" как процесс развития и адаптации традиционных норм к современности - этносоциотипические модели поведения адыгов в трансформированном виде являются превалирующими в "картине мира" современных адыгов (результаты социологического исследования "адыгагьэ", (1997,40). Другим всеохватывающим стереотипом массового сознания адыгов является "адыгэ хабзэ". Понятия "адыгагьэ" и "адыгэ хабзэ" генетически связаны друг с другом, однопорядковы. Мы считаем необходимым охарактеризовать эти два понятия, т.к. они являются всеохватывающим стереотипом, базовыми ценностями для представителей адыгской культуры. "Адыгагьэ" и "адыгэ хабзэ", считает исследователь этого феномена Ханаху Р.А., - соотносятся как общее и особенное. "Адагагъэ" - это базовая система Бгажноков Б.Х. Адыгский этикет. -Нальчик, 1978, с. 62. морально-нравственных и этических норм, соотнесенная с общечеловеческими (гуманистическими) ценностями и ориентированная на них".79
Исследование, проведенное отделом философии и социологии Адыгейского республиканского института гуманитарных исследований в Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Адыгее, Причерноморской Шапсугии, а также в странах компактного проживания адыгской диаспоры - Сирии, Иордании - и др. выявило: понятие "адыгство" ("адыгагьэ") и "человечность" ("у1ыфыгьэ") в массовом сознании мыслятся почти как синонимы - 90% респондентов это подтвердили.
Динамика межэтнической брачности в Адыгее: история и современность
Роль традиции велика - наиболее приемлемыми в общественном сознании адыгов остаются межэтнические браки с народами с малой культурной дистанцией, ментальность и уклад жизни которых наиболее близки адыгейцам: черкесами, кабардинцами, составляющими единый адыгский этнос, с представителями народов близкородственной языковой группы: абхазами, абазинами. Так, в 1995 г. адыгами были созданы семьи именно с представителями этих народов, а также греками, азербайджанцами, карачаевкой, лачкой, мордвином, немцем и славянами -украинцами и белорусами.
В 1996 г. адыги-мужчины заключали браки как с представительницами славянских народов: русскими (62), украинками (12), белоруской (1) и других народов с далекой культурной дистанцией - немкой (1) и кореянкой (1), так и представительницами этносов с более близкой культурной дистанцией, бытовой уклад, система ценностных ориентации которых ближе адыгам: абазинками (2), татарками (3), армянками (3), даргинкой (1), лезгинкой (1), кабардинкой (1), лачкой
Это объясняется малой культурной дистанцией между этими народами, сходной системой ценностных ориентации кавказских, а также некогда ассимилировавшихся народов. Так, у представителей северокавказской культуры ведущие ценности схожи. Одна из черт традиционной кавказской системы ценностей связана со своеобразным культом старейшин, предельно почтительным отношением к людям старшего возраста. Нормы этикета адыгов в отношении старших в той или иной степени характерны и для других народов региона.
Сходна и система ценностных ориентации у народов региона и в системе семейных отношений. Отношения в семье строго регламентированы. Глава семьи -всегда муж. Он несет полную ответственность за благополучие членов семьи.
Пожилые родители не должны оставаться одни, с ними должна жить семья сына и пр. Стереотип поведения, принятый как социально одобряемый среди народов Северного Кавказа, направлен на других - стереотип "взаимозависимого Я". "Истолкование своего Я" как "независимого-взаимозависимого", связанного с другими, является одним из наиболее общих и всеохватывающих стереотипов". Они - эти всеохватывающие стереотипы - вызывают к действию и организуют более специфические стереотипы, в том числе и этнические.
Ряд параметров поведения, преобладающих в данной этнической группе, позволяет определить, какой стереотип характерен для данной группы. Суть стереотипа поведения "независимого Я" составляет отношение к другому как средству достижения своих целей, а стереотипа "взаимозависимого Я" - к другому как к цели общения.
Ряд работ, в которых анализируются особенности общения, характерные для народов Северного Кавказа подтверждает - модель "скромного человека", ориентация на социальное одобрение - стереотип "взаимозависимого Я" принят у народов нашего региона.
Данная модель поведения является социально одобряемой у всех народов Северного Кавказа. Ill группа- смешанные супружеские пары, состоящие из представителей любых национальностей, за исключением русских и адыгов. Межэтнические союзы, заключаемые людьми, мигрировавшими из "горячих — «,Л 4 tH АМ точек": Абхазии, Армении, Грузи иг абхазы, грузины, армяне - свидетельствует об адаптации по типу интеграции, о достижении социальной адекватности в новой культурной среде в отличие от "неуспешной" адаптации - адаптации по типу психологической защиты или изоляции в новой культуре.
В связи с иммиграционными процессами в доперестроечное время у ранее относительно иммобильных народов значительно возрастало количество образуемых национально-смешанных семей.
Однако в связи с вынужденной миграцией из "горячих точек" этот процесс замедлился и не имеет прямой арифметической зависимости. Существует несколько теорий, объясняющих особенности адаптации мигрантов к новым культурным условиям.
Существует теория "культурного шока", согласно которой переход мигрантов в новую культурную среду является очень болезненным для них. Первым использовал этот термин антрополог К.Оберг, выделив аспекты культурного шока: чувство потери, лишения; чувство отверженности представителями иной культуры; напряжение, к которому приводят усилия, требуемые для достижения психологической адаптации; сбой в ролях, ценностях, самоидентификации; тревога, порой - отвращение и негодование как результат осознания культурных различий; чувство неполноценности в результате неспособности приспособиться к новой культурной среде. У мигрантов в новой культурной среде происходит ломка стереотипов. И чем дальше культурная дистанция, тем сложнее мигранту влиться в иную культурную среду.
У них возникают наибольшие трудности в сфере формального общения, установления контакта и близких отношений.
Специфика миграции в нашей стране заключается в том, что мигранты -жители еще не так давно единой страны, и культурные различия не столь велики, как у жителей разных стран, не объединенных еще не столь давно в единую государственность.
Однако необходимо отметить, что количество браков, заключаемых иммигрантами из "горячих точек", не является абсолютным показателем успешной адаптации в иной этнической среде. Практика свидетельствует, что ограничение прописки в Адыгее толкает довольно значительную часть мигрантов на заключение фиктивных браков, о чем свидетельствуют документы республиканского ЗАГСа: браки с людьми несоизмеримо старше по возрасту, а также браки, расторгаемые вскоре после их заключения.
В разные годы в зависимости от социально-экономических условий изменялось как количество создаваемых межэтнических семей, так и отношение к ним. В силу различных причин национально-смешанная семья становилась либо социально одобряемой, либо нет.
Одним из факторов роста межэтнической брачности является ослабление влияния традиционных родственных и соседских связей, процесс урбанизации.
Так, В.И.Козлов считает, что "немаловажное значение для распространения таких (межэтнических) браков в городах имела, очевидно, и автономизация брачных пар, ослабление их связей с кругом родственников". О.А.Ганцкая и Л.Н. Терентьева тоже подчеркивали влияние соседских кругов внутриэтнического общения на выбор женихов и невест по национальности. Анализируя материалы по национально-смешанной брачности в Средней Азии,Г.П.Васильева отмечала, что в смешанные браки вступают довольно часто люди, у которых нет большой сплоченной родни.