Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Теоретико-методологическая база исследования проблемы ценностей
1.1. Ценность и ценностные ориентации: концептуализация различных подходов 13
1.2. Предметные и субъектные ценности как факторы социальной регуляции и стабилизации 32
1.3 .Традиции как механизм поддержания и воспроизводства социальных структур
Глава 2. Система ценностей старшего поколения в Республике Адыгея как отражение преобразований российского общества
2.1. Типологизация ценностных ориентации поколений 71
2.2. Межпоколенный конфликт ценностей: реальность и вымысел 90
2.3.Социокультурная иерархия ценностей старшего поколения, ориентированных на социальное единство и согласие 107
Заключение 126
Литература 130
Приложения 142
- Ценность и ценностные ориентации: концептуализация различных подходов
- Предметные и субъектные ценности как факторы социальной регуляции и стабилизации
- Типологизация ценностных ориентации поколений
- Межпоколенный конфликт ценностей: реальность и вымысел
Введение к работе
Актуальность темы исследования. Любое государство в процессе функционирования не может игнорировать проблемы социальной стабильности, общественных взаимодействий социальных групп и слоев. Успешное решение этих проблем может быть обеспечено на основе общечеловеческих ценностей. В условиях современных гуманитарных перемен, общественных трансформаций все более приоритетными становятся духовные ценности общественного сознания. Именно система ценностей, определяющая поведение человека в обществе является ядром социокультурного строя. Общественные перемены последних лет живо отразились на жизненных траекториях и социальных ожиданиях людей, относящихся к разным возрастным группам в России. В этих условиях старшее поколение как особая социальная группа является носителем качественно нового социального переживания, которое характеризуется повышенной остротой восприятия социальной информации, критической оценкой социальной ситуации в обществе. В связи с этим возникает необходимость углубленного изучения проблем ценностей старшего поколения.
Не вызывает сомнения тот факт, что отношение общества к пожилым людям отражает уровень цивилизованности данного общества, несущего ответственность за их социальное, материальное положение и эмоционально-психологическое состояние. Как известно, в последние десятилетия происходит увеличение доли таких людей в составе населения как России, так и Республики Адыгея. Это также обусловливает необходимость изучения социальных возможностей и роли старшего поколения в обществе, Без знания и особого внимания к ценностям старшего поколения невозможно стабильное функционирование российского общества.
Сегодня можно с полным основанием говорить о трансформации ценностей в массовом сознании и в жизни общества. Источник коренных изменений в ценностном сознании граждан видится в разрушении старого общественно-политического строя и становлении новых социальных, экономических, информационных и идеологических отношений. При смене системы ценностей и ценностных ориентации возникает противоречие между различными смыслами и значениями старого и нового, традиционного и инициируемого. Ценностное противоречие переживается и осознается как трудность выбора и принятия решения. Оно разрешается в процессе ценностно-ориентировочной деятельности, ощущения удовлетворенности собой и ситуацией, сопоставления ценности целей и средств их достижения в новом опыте деятельности.
Необходимо отметить, что в последнее время в значительной мере
возрос интерес мирового сообщества к ценностным проблемам. Это связано
модернизацией и глобализацией всего человечества. Трансформация самого
ценностного сознания происходит благодаря изменениям в
информационных, идеологических, экономических, социальных факторах развития общества. В настоящее время человечество проходит стадию формирования постиндустриального, информационного общества, которая характеризуется глубочайшим кризисом системы общечеловеческих ценностей. Происходит кардинальный пересмотр и определенная переоценка ценностей.
Вследствие формирования современных социальных отношений происходит зарождение новых ценностей. Мировоззренческие, политические, нравственные, правовые и художественно-эстетические ценностные ориентации детерминируют социальный статус и социальное самочувствие старшего поколения. Важным осознанием единения общества, его социальной стабильности и безопасного развития является формирование культуры осмысления и оценки каждым индивидом социальной практики и ценностей в категориях справедливости.
Наиболее важные духовные ценности имеют общечеловеческое значение. Но в конкретных обществах, странах, социальных группах и общностях духовность функционирует в конкретной национальной форме. Данный аспект рассматриваемой проблемы касается того, что различные социокультурные типы общества имеют специфические ценности, свойственные только им, и которые составляют важный фактор детерминации ценностных ориентации и поведения личности.
В связи с этим назрела острая необходимость выявить особенности ценностного сознания старшего поколения в условиях традиционного общества, обладающего существенными особенностями, связанными с социокультурной средой как России в целом, так и отдельных ее регионов и, в частности, Республики Адыгея.
Использование потенциала пожилых, принятие во внимание их ценностей и ценностных ориентации является определенной базой для дальнейшего развития общества, в том числе повышения социальной стабильности. Без знания ценностей старшего поколения в современных условиях невозможно решить проблему поддержания социального порядка в обществе.
В связи с этим представляется необходимым не только всестороннее рассмотрение оценки современного состояния ценностей старшего поколения, но и осмысление их особенностей как фактора социальной стабильности.
Изучение ценностей и утверждения новых поведенческих стереотипов, переплетения у различных возрастных когорт традиционных и современных ценностей, наследуемых культурных традиций и устоев становится необходимым элементом знания современного состояния российского общества.
Степень научной разработанности темы. Развитие обществознания показывает, что аксиологическая проблематика стала предметом наук, так или иначе обращающихся к анализу специфики
б человека и человеческой деятельности, - философии, социологии, антропологии и других наук. Этот факт обусловил широкий круг источниковой базы исследования.
Изучение ценностей в эпоху античности началось с постановки Сократом вопроса: «Что есть благо?». В античной философии ценностные характеристики включались в понятие реальности и бытия.
Проблема ценностей была поставлена классиками философии и социологии М.Вебером1, Э.Дюркгеймом2, Т.Парсонсом3, В.Виндельбандом4, Г. Риккертом5, П.Сорокиным6 и др. Так, Э.Дюркгейм видел в ценностях идеалы, функция которых заключается в преобразовании реальности, к которой они относятся. Вебер усматривал в ценностях мотивы социального действия. В рамках структурного функционализма Т.Парсонс считал ценности одним из важнейших компонентов любой социальной системы. По Парсонсу, ценности - это реальные представления о желаемом типе социальной системы, которые обеспечивают функционирование, сохранение и воспроизводство культурных образцов системы.
Постановке проблем гармонизации в развитии общества и достижения его стабильности посвящены работы О.Конта, Г.Спенсера . Гармония в обществе, писал О.Конт - это, прежде всего наилучшее сочетание интересов различных личностей и социальных слоев. По Конту, гармония в обществе достигается только тогда, когда политические институты, с одной стороны, ценности, нравы и идеи - с другой стороны, гармонизируют между собой. В гармонии общества Конт видел основное условие его стабильности, возможность нормального существования и развития в нем каждого человека, социальной общности, народа. Так же, как и О.Конт, Г.Спенсер
' Вебер М. Избранные произведения / М.Вебер. - М,, 1990.
2 См: Осипова Е.В. Социология Эмиля Дюркгейма / Е.В.Осипова. - СПб., 2001.
3 Парсонс Т. Система координат действия и общая теория систем действия: культура, личность и место
социальных систем / Т.Парсонс // Американская социологическая мысль. - М., 1996.
4 Виндельбанд В. Избранное. Дух и история / В.Виндельбанд. - М., 1999.
* Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре / Г.Риккерт. - М., 1998.
6 Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика: исследование изменений в больших системах
искусства, истины, этики, права и общественных отношений / П.А.Сорокин. - СПб., 2002.
7 Comte A. Cours de philosophie positive - Paris, 1969.
* Spencer H. On Social Evolution. - Chicago, 1972.
7 ставил и решал проблемы равновесия, гармонии и стабильности в обществе. Социальное равновесие истолковывалось им как результат приспособительных действий всех членов общества, компромиссов в действиях социальных групп и индивидов. Равновесие устанавливается как сбалансированность во взаимоотношениях людей и социальных институтов и выступает как фактор стабильности общества.
При анализе существующих классификаций ценностей внимательно изучались работы В.Виндельбанда и Г.Риккерта, А.Маслоу, М.Рокича, Р.Инглегарта, В.П.Тугаринова. В данных исследованиях авторы различают ценности по их предметному содержанию, по роли в жизнедеятельности индивида, по функциям в конкретной ситуации общества. Интеграция, внутренний динамизм и противоречивость социальных систем находят свое выражение в иерархии соответствующих им ценностных систем и способах их воздействия на различные общественные группы.
В современной науке ценности, духовные потребности, производство и функционирование общественного сознания рассматриваются в виде составных компонентов духовной жизни общества. Данный аспект рассмотрения ценностей представлен в ряде работ отечественных авторов: К.А.Уледова , С.Ф.Анисимова , П.В.Симонова , А.Г.Здравомыслова4. Так, А.Г.Здравомыслов привлек внимание к взаимосвязи трех важнейших категорий: потребности, интересы, ценности. Ценностное восприятие действительности порождает мотивацию действий и поступков. При анализе проблемы мотивации человеческой деятельности использовались труды Е.П.Ильина, С.Л.Рубинштейна.
В теоретическом плане особый интерес представляют работы таких философов и социологов, как И. Витаньи5, Ч.Х. Кули6, П.Штомпка7,
Уледов А.К. Духовная жизнь общества / А.К-Уледов. - М., 1990.
2 Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление / С.Ф.Анисимов. - М., 1988.
3 Симонов П.В. Происхождение духовности / П.В.Симонов. - М., 1989.
4 Здравомыслов А.Ґ. Потребности, Интересы. Ценности / А.Г.Здравомыслов. -М., 1986.
5 Витаньи И. Общество, культура, социология / И.Витаньи. - М., 1984.
6 Кули Ч,Х. Человеческая природа и социальный порядок / Ч.Х.кули. - М., 2000.
7 Штомпка П. Социология социальных изменении / П.Штомка. - М., 1996.
8 В.Гарман и др. В трудах исследуются проблемы развития рационального познания, в том числе природа и генезис ценностей, воздействующих на всю сферу ценностных отношений. Рассматривая ценности как данное и исходя из ценностного отношения человека к миру, ученые пытаются в своих работах детально изучить структуру функций ценностей, механизм их воздействия на поведение человека. Авторы признают важное организующее значение ценностей в обществе и жизни человека. Так, социолог В.Гарман утверждает, что «решение социальных проблем в мире предполагает необходимые изменения в системе культурных ценностей»1.
Особенности существования ценностей и ценностных ориентации, их природа, роль, функции и место в человеческой жизнедеятельности и развитии общества раскрываются в трудах современных российских авторов: И.Д.Каландия, Д.А.Леонтьева, В.Г.Лукьянова. Авторы рассматривают систему ценностей общества как интеграционный фактор общества, способствующий гуманизации, социальной регуляции и стабильности общества. Авторы отмечают, что чем универсальнее ценность, тем выше интеграционная функция стимулируемых ею массовых действий. В их работах рассматривается связь ценностей с личностью и обществом, изучается проблема индивидуального и социального в природе ценностного сознания личности, процессе ее формирования.
В методологическом плане относительно различных аспектов изучения ценностей и ценностных ориентации возрастных когорт населения России особое значение имеют работы З.Т.Козловой, Л.А.Беляевой, ГА.Парахонской, М.С.Блиновой, В.Э.Бойкова, М.Б.Глотова, Н.И.Лапина, В.Т.Лисовского, И.М.Ильинского, Ф.Р.Филиппова, Г.А.Чередниченко.
Концептуальные основы и специфика трансформационных процессов, оказывающих влияние на социодинамику, ценностную структуру
1 W.W.Harman. Key Choices of the Next Decades in Reading in Sociology. Thomas Y. Crowell Company. -1974.-
№9.
1 Калашшя И.Д. Система общечеловеческих ценностей в динамике и диалоге цивилизаций в условиях
глобализации / ИДКаландия //Человек: соотношение национального и общечеловеческого. - СПб., 2004.
3 Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции /
ДАЛеонтьев // Современный социо-анализ. - М., 1996.
9 различных возрастных групп населения нашли отражение в работах таких российских авторов, как А.С.Ахиезер', В.В.Семенова2, Н.Е.Тихонова3, Т.И.Заславская4. Авторы рассматривают причины, тенденции и перспективы изменения ценностного сознания российского общества.
Объективному осмыслению национальных ценностей и традиций в России способствуют исследования ученых Ю.В.Арутюнян, А.М.Дробижевой5, Т.С.Гузенковой, А.Д.Коростелева6, М.Г Герондокова и В.З.Герондоковой7.
Различные аспекты рассматриваемой проблемы получили отражение в работах северо-кавказских философов и социологов Т.ЯАфасижева8, Х.М.Казанова9, А.Ю.Шадже10, Э.А.Шеуджен11, Р.А.Ханаху12, исследующих вопросы национального самосознания, национальных ценностей и культурных традиций народов Северного Кавказа, национальной духовной культуры.
Несмотря на то, что в отечественной и зарубежной науке проблематика ценностных основ общества разрабатывается достаточно активно, однако изучение ценностей как фактора социальной стабильности
Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта (социокультурная динамика России): В 2 т. / А.С. Ахиезер. - Новосибирск, 1997.-Том 1. От прошлого к будущему. -1997.
1 Семенова B.B. Дифференциация и консолидация / В.В.Семенова // Россия: трансформирующееся общество.-М-, 2001.
3 Тихонова Н.Е. Факторы социальной стратификации в условиях перехода к рыночной экономике /
Н.Е.Тихонова. - М., 1999.
4 Заславская Т.И. Социальное трансформирующееся российское общество: деятельностно-структурная
концепция / Т.И.Заславская. - М., 2002.
5 Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М. Многообразие культурной жизни народов СССР / Ю.В.Арутюнян,
Л.М.Дробижева. - М, 1989.
6 Гузенкова Т.С., Коростелев А.Д. Этнокультурные ценности и ориентации в республиках Российской
Федерации: сходство и различия / Т.С.Гузенкова, А.Д-Коростелев // Суверенитет и этническое
самосознание: идеология и практика. - М., 1995.
7 Герандоков М.Г., Герандокова В.З. Культурная революция в национальных регионах: миф или реальность /
М.Г.Герандоков, В.3.Герандокова. - Нальчик, 2003.
8 Афасижев Т.И., Агиров А.Х. Феномен единства человека и природы / Т.И.Афасижев, А.Х.Агиров. -
Майкоп, 2000.
9 Казанов Х.М, Ценностные ориентации в современном российском обществе / Х.М.Казанов. - Ростов-на-
Дону, 2005.
10 Шадже А.Ю, Социокультурные ценности как фактор стабильности на Кавказе / А.Ю.Шадже // Кавказский
регион: пути стабилизации. - Ростов-на-Дону, 2004.
Шадже АЛО., Шеуджен Э.А. Северокавказское общество: опыт системного анализа / А.Ю.Шадже, Э.А.Шеуджен. - Москва-Майкоп, 2004.
12 Ханаху Р.А. Элементы северо-кавказской традиционности в контексте современности / РАХанаху // Взаимодействие культур, возрождение традиций народной дипломатии - залог мира и согласия. - Майкоп, 2000.
10 на региональном уровне, а особенно ценностей старшего поколения, нуждается в дальнейшем углублении и конкретизации.
Объектом исследования выступает старшее поколение и молодежь Республики Адыгея.
Предметом исследования является содержание, структура ценностей старшего поколения и механизмы их влияния на социальные институты, социальные группы и слон с целью достижения мира и согласия.
В процессе диссертационного исследования была выдвинута следующая основная гипотеза: ценности старшего поколения в условиях тотальных социальных, экономических, политических преобразований, проводимых в Российской Федерации и Республике Адыгея, воздействуют на формирование содержания и иерархии ценностной структуры различных социальных слоев и групп и являются интегративными факторами, нацеленными на достижение социальной стабильности и согласия.
Цель исследования состоит в том, чтобы осуществить анализ содержания и структуры ценностей старшего поколения, выявить в них содержательные компоненты, способствующие социальной стабильности, укреплению взаимопонимания между людьми различных возрастных, профессиональных, этнических и других образований.
Для достижения поставленной цели предпринята попытка решить следующие задачи:
выявить сущность и содержание предметных и субъектных ценностей как факторов социальной регуляции и стабилизации;
изучить сущность и содержание традиций как механизма поддержания и воспроизводства социальных структур;
провести сравнительный анализ и корреляцию ценностных структур старшего поколения и молодежи;
- выявить социокультурную иерархию ценностей старшего
поколения, ориентированных на социальное единство и согласие.
Теоретико-методологической основой исследования являются фундаментальные труды отечественных и зарубежных ученых в области социологии, философии, геронтологии, культурологии, социальной коммуникации. Работа также опирается на положения структурно-функционального анализа, теории личности, социализации, социального поведения.
При реализации поставленных задач использовались следующие методы исследования: применен метод сравнительного анализа, методы эмпирического исследования: анкетный опрос; анализ статистических данных; метод прямого ранжирования ценностей, математические методы.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что в нем выявлена социокультурная иерархия ценностей старшего поколения, ориентированных на социальное единство и согласие на примере Республики Адыгея, проведены сравнительный анализ и корреляция ценностных структур старшего поколения и молодежи, а также в научный оборот включен новый эмпирический материал, полученный в ходе конкретного социологического исследования.
На защиту выносятся следующие положения:
Традиционные ценности занимают доминирующее положение в структуре ценностей старшего поколения.
В условиях активных социальных преобразований и реформ роль и значение ценностей старшего поколения значительно повысилась.
Ценности старшего поколения являются интегративными факторами, нацеленными на достижение согласия и стабильности.
Ценностные ориентации старшего поколения не вступают в конфронтацию с ценностями молодежи, хотя между ними существуют определенные противоречия.
Эмпирическую базу работы составили результаты конкретных социологических исследований «Наши ценности» и «Ценности старшего поколения», проведенных автором в 2005 году в Республике Адыгея, в ходе
12 которых было опрошено 720 человек, из них граждан старшего поколения -424, молодежи - 296; а также итоги социологических исследований Института философии РАН , статистические данные.
Теоретическая значимость диссертации состоит в том, что ее результаты могут быть использованы в целях дальнейшей разработки проблемы ценностей общественного сознания, углубления представлений о соотнесении ценностей различных социальных групп. Материалы диссертации могут быть использованы при разработке и преподавании учебных курсов по социологии и философии.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования результатов в качестве информационно-аналитического материала для принятия управленческих решений в области социальной защиты населения и социальной политики, особенно при разработке региональных программ социального развития.
Апробация исследования. Диссертационное исследование обсуждалось на заседании кафедры философии и социологии Адыгейского государственного университета.
Основные положения и выводы диссертации были изложены в ряде публикаций, докладах на региональных и всероссийских научно-практических конференциях: «Наука - XXI веку» (г.Майкоп, Адыгея, апрель 2002), «Наука - XXI веку» (г.Майкоп, Адыгея, апрель 2003), «Наука - XXI веку» (г.Майкоп, Адыгея, декабрь 2005).
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Кризисный социум. Наше общество в трех измерениях / под общ. ред. Н.ИЛапина. - М, 1994.
Ценность и ценностные ориентации: концептуализация различных подходов
Проблемы, связанные с изучением ценностей человека, относятся к числу важнейших для любой из наук, изучающих общество. Важнейших, прежде всего в силу того, что именно ценности являются интегративной основой существования как отдельно взятого индивида, так и всего общества в целом. Разрушение ценностной основы неминуемо ведет к кризису и на уровне личности, и на уровне общества. Выход из кризиса возможен лишь только на пути обретения новой ценностной системы. Не вызывает сомнения тот факт, что российское общество в настоящее время переживает глубокую переоценку ценностей. Отсюда берут начало многие социальные проблемы, с которыми мы сталкиваемся: кризис нравственного и правового сознания, социальная нестабильность, смысложизненная растерянность. Точкой отсчета разрушения ценностных структур общества считают время развала СССР, что сопровождалось иррационализацией поведения граждан на всех уровнях общественной жизни. Источником этой иррационализации являлись не только конфликты, происходившие на макроуровне, но и то, что было в микросреде. В результате сложилась ситуация, когда люди перестали понимать друг друга, а в обществе произошел раскол.
Мир человеческих ценностей, затронутый бурными переменами, стал очень изменчив и противоречив. Кризис системы ценностей означает изменение их внутренних структур, а не их тотальное уничтожение. В сходной ситуации Ортега-и-Гассет X. отметил: "Ценности культуры не погибли, однако они стали другими по своему рангу. В любой перспективе появление нового элемента влечет за собой перетасовку всех остальных элементов иерархии"1.
Ценностное сознание формируется на основе человеческого опыта оценки конкретных событий, явлений и процессов. Ценности, выработанные той или иной культурой, усваиваются непосредственно в процессе социализации. Посредством ее формируются представления о мире, происходит приобщение к духу культуры, идее той или иной эпохи, народа. Предмет влияет только в том случае на поступки человека, когда человек осознает связь его свойств и качеств со своими потребностями и интересами. При этом большое значение в функционировании любой малой или большой группы имеет признание чего-либо ценностью, субъективное признание в качестве необходимого, полезного, нужного.
Известный российский социолог Здравомыслов А.Г. дает следующее определение понятию ценности: «Ценности - это обобщенные цели и средства их достижения, выполняющие роль фундаментальных норм, которые обеспечивают интеграцию общества, помогая индивидам осуществлять социально одобряемый выбор своего поведения в жизненно значимых ситуациях, в том числе выбор между конкретными целями рациональных действий»2. По его мнению, именно ценности служат социальными индикаторами качества жизни. В то же время система ценностей образует внутренний стержень культуры, а также сочетание потребностей и интересов индивидов и социальных общностей. Здравомыслов А.Г. указывает на то, что в свою очередь, сама культура оказывает обратное влияние на социальные интересы и потребности граждан, выступая одним из важнейших стимулов социального действия и поведения индивидов. Духовная жизнь общества весьма разнообразна и сложна. Она включает в себя множество «духовных миров» живших и ныне живущих индивидов. Духовный мир общества представляет собой открытую систему, которая все время подвержена изменениям, но, в которой в каждый момент времени может быть сохранено равновесие на основе общих ценностей. Смыслообразующий момент жизни людей заключается преимущественно в духовной жизни и деятельности, в производстве и потреблении духовных ценностей. В духовной деятельности у человека формируются высшие потребности и интересы.
Как отмечает Анисимов С.Ф., «гармоничное производство и потребление духовных ценностей.. .являются признаками духовного здоровья и духовной зрелости общества, народа, личности» . Многие факторы вносят существенные изменения в духовную жизнь современных людей. В результате научно-технического прогресса необычайно возросло значение научных и технических знаний во всех сферах производства и быта, вследствие чего изменяются психология, образ мышления людей, их ценностные ориентации, духовные установки, требования к их повседневному поведению.
Ценности, а также процессы их производства и потребления являются не только элементами личного, но и общественного сознания. Они составляют основу духовной жизни социальных групп, народов, человечества в целом. Система ценностей человека является фундаментом, первоосновой его отношения к миру. Ценности — это относительно устойчивое, социально обусловленное избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных общественных благ.
Исследование ценностей и ценностных ориентации имеет свою традицию. «Ценность» - это многозначное понятие, которое бытует как в сфере обыденного сознания, так и в системе научного знания. В обыденном сознании под ценностями чаще всего понимают предметы, которые обладают какими-либо полезными свойствами для человека. В научном знании ценности близки к понятию «значение», «смысл». То или иное значение предмета, абстрактного понятия, явления или какого-либо их свойства возникает в тот момент, когда предмет вступает с действующим субъектом в какую-либо связь. Таким образом, понятие ценности отражает не столько сам факт возникновения ценностного отношения между предметом, явлением и потребностью индивида в нем, сколько определенное качество этого отношения, которое фиксируется в сознании в виде суждения об этом качестве, то есть его оценки.
Ценность характеризует сознание, цели социальной деятельности, поведение. Ценность отражает все то, что переживается и осознается индивидом как актуальная задача, как смысл и идеал. «Ценность - это свойство общественного предмета удовлетворять определенным потребностям социального субъекта (человека, группы людей, общества); понятие, с помощью которого характеризуют социально-историческое значение для общества и личностный смысл для человека определенных явлений действительности»1.
Предметные и субъектные ценности как факторы социальной регуляции и стабилизации
Человеческое, социальное, культурное значение определенных явлений действительности в социологической и философской литературе определяется термином «ценность». Ядром социокультурного строя является система ценностей, определяющих поведение человека в обществе, в семье, в стране, в мире, его менталитет и тип поведения. Именно в системе ценностей проявляется специфика той или иной культуры. Ценности выступают интегративной основой, факторами социальной регуляции и стабильности как для отдельно взятого индивида, так и для малой и большой социальной группы, культуры, наций, наконец, для человечества в целом, Питирим Сорокин усматривал в наличии устойчивой и целостной системы ценностей и их согласованности важнейшее условие, как внутреннего социального мира, так и мира международного. Разрушение ценностной основы неминуемо ведет к кризису - это относится как к личности, так и обществу в целом. По мнению П.Сорокина, ценности являются главным связующим элементом социальной и культурной систем. Сегодня в ситуации системного кризиса в российском обществе идет активная дискуссия о целях и ценностях, способных стать базой консолидации общества. Считается, что «...рациональна та позиция, согласно которой основой этой стратегии должна стать система общезначимых ценностей, способных консолидировать общество, ибо несомненно, что без подобной консолидации эффективная реализация любой программы невозможна»1.
Изучая сущность и природу ценностей, Дробницкий О.Г, указывает на то, что «всё многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включенных в их круг природных явлений может выступать в качестве "предметных ценностей" или объектов ценностного отношения, то есть оцениваться в плане добра или зла, истины или неистины, красоты или безобразия, допустимого или запретного, справедливого или несправедливого и т.д.; подобные оценки иногда могут быть шкалированными (отмечающими различные уровни соответствующего качества)» . Необходимо отметить, что подобные оценки производятся в рамках оппозиций, то есть предпочтение отдается одному из двух полярных решений. Автор подчеркивает, что «способы и критерии, на основании которых производятся сами процедуры оценивания соответствующих явлений, закрепляются в общественном сознании и культуре как "субъектные ценности" (установки и оценки, императивы и запреты, цели и проекты, выраженные в форме нормативных представлений), выступая ориентирами деятельности человека»1.
Таким образом, ценностная система любого общества выступает в качестве фактора регуляции и стабилизации этой социальной системы. Это, прежде всего, выражается в признании большинством членов общества тех критериев, на основе которых происходит развитие и функционирование общественных институтов, различных социальных систем, в том числе само поведение людей в процессе жизнедеятельности. Усвоение этих критериев является необходимой предпосылкой организации социального общества, направленного па налаживание социально-справедливых отношений в социуме и его устойчивого развития.
Рассмотрим существующие классификации ценностей. Считается общепризнанным, что первую классификацию в науке представили известные ученые Г.Риккерт и В.Виндельбанд,
Г.Риккерт классифицировал ценности на предметные и субъектные. Он утверждает, что все ценности не представляют собой действительности, ни физической, ни психической, а сущность их заключается в их значимости, но ценности связаны с действительностью, Г.Риккерт подчеркивает, что ценность может присоединиться к объекту таким образом, что, последний, тем самым делается благом, В этом смысле это предметная ценность. С другой стороны, ценность может быть связана с актом субъекта так, что этот акт становится оценкой. В данном случае - это субъектная ценность. Автор исходит из того, что наряду с миром реальных вещей существует и другой мир - мир ценностей. Этот мир ценностей автономен и независим от субъектов и объектов. А из оценок нельзя вывести мир ценностей. Скорее, наоборот, самостоятельный мир ценностей позволяет понять и акты оценок, и природу оценивающего субъекта, и их взаимоотношение с миром вещей.
Типологизация ценностных ориентации поколений
Массовое сознание в российском обществе в течение последних двадцати лет существенно изменилось. Такие метаморфозы в российском обществе связываются с ценностным кризисом, разразившимся после крушения тоталитарной идеологии» Старые политические и экономические институты стали систематически уничтожаться. И это ознаменовало собой глубочайший культурный разрыв- На протяжении семидесяти лет после Октябрьской революции 1917 года культурная среда общества характеризовалась редкостной устойчивостью и консерватизмом. У населения существовала единообразная система ценностей, которая успешно формировалась через общегосударственную систему пропаганды и идейного воспитания. Фундаментом культурной среды являлась монокультурная система, «советская версия марксизма, предполагающая определенное видение природы общества, человека и социальных институтов, направленности и форм социального развития»1.
Разрушение привычных ценностных ориентиров не сопровождалось появлением каких-либо новых. И в наше время наиболее инерционные следы этого периода сохраняют свое влияние - это приоритетная ценность социальной справедливости, равенство всех граждан перед законом, неприятие выраженного индивидуализма, огромная сила коллективизма и многие другие. Именно отсюда достаточно очевидным образом берут начало многие социальные проблемы, с которыми сталкивается сейчас российское общество: социальная нестабильность; кризис нравственности, культуры и правосознания. В обществе развивается ценностный нигилизм и метание от одних ценностей к другим, массовая смысложизненная растерянность. Ввиду этого, на современном этапе развития российского общества, когда жизнь чрезвычайно динамична и сложна, важно понять и зафиксировать ценности, которыми руководствуются граждане, в том числе и старшее поколение, и которые во многом определяют обыденное сознание и повседневное представление о настоящем и будущем общества»
Типологизации ценностных ориентации поколений современной России уделяется пристальное внимание социологов. Общепринятым считается деление российского общества на три тина, два из которых имеют принципиально разную ментальность и ценностную структуру, а третий тип носит промежуточный переходный характер.
Как отмечает Тихонова Н.Е.1, в российском обществе правомерно выделение патерналистско-эгалитаристского типа, индивидуалистическое либерального и промежуточного типа ценностных ориентации.
Первая группа, ядром которой выступает приблизительно треть россиян, может быть охарактеризована как носители патерналистско-эгалитаристского типа ментальности. Для данного типа характерны приоритет интересов общества над интересами личности, ожидание решения своих проблем за счет государства либо же за счет местных властей. Это тип людей, которые уповают на судьбу и живут по принципу «как повезет». Психологически в социальном мире данный тип людей определяется как «я -простой человек», «от меня мало что, ничего не зависит», В данной группе характерна болезненная реакция на социальную дифференциацию, презрительно-завистливое отношение к «новым русским». Для этих людей очень важно иметь ощущение принадлежности к большей общности. Эта часть населения тяжело переживает крах СССР и откровенно ждет «сильной руки» для наведения порядка в обществе. Данная категория людей, в основном, характеризует традиционное общество.
Вторую группу характеризует индивидуалистическо-либеральный тип ментальности. При решении своих проблем для нее характерна ориентация прежде всего на собственные силы и способности, убеждение, что можно самому управлять своей судьбой, самому добиваться поставленных целей без чьей-либо помощи, спокойное отношение к социальной дифференциации и в целом положительное отношение к «новым русским».
Третья группа представляет промежуточный тип. Основная тенденция динамики развития этого типа - его постепенное сокращение, «переход» его членов по мере нарастания в населении усталости и неверия в возможность изменить свою жизнь в лучшую сторону собственными силами в группу, характеризующуюся патерналистско-эгалитаристской ментальностыо.
Очевидным становится тот факт, что данная типологизация ценностных ориентации произведена на основе цивилизационного контекста, в рамках которого различают общества традиционные и современные.
Традиционные общества характерны устойчивым набором ценностей, которые направлены на поддержание в обществе коллективного начала, социального равенства всех членов. Человек традиционного общества уповает на силу авторитета и думает, что решением жизненных проблем должен заниматься не он сам, а государство.
Межпоколенный конфликт ценностей: реальность и вымысел
Не вызывает сомнения тот факт, что происходящие общественные перемены в нашей обществе живо отражаются на социальных ожиданиях и жизненных позициях людей, относящихся к различньш возрастным группам в России, Социологическое изучение возрастных различий ценностного сознания позволяет оценить возможность достижения в российском обществе ценностного согласия различных поколений.
Под поколением будем рассматривать социально-демографическую и культурно-историческую общность людей, объединенных границами возраста и общими условиями формирования и функционирования в конкретно-исторический период времени. Любому поколению присущи такие характеристики, как социально-психологические, нравственные, этнокультурные; сходные духовные ценности, образ жизни и социальный опыт.
Как отмечает Беляева Л.А.\ общественные перемены последних пятнадцати лет отразились на жизненных траекториях и социальных ожиданиях людей, относящихся к разным возрастным группам в России. Для идентификации этих групп используются в основном два термина: «возрастная когорта (синоним - возрастная группа) и поколение». Но применение этих терминов в социологических исследованиях не отличается строгостью.
Межпоколенный конфликт ценностей следует понимать как вид социального конфликта, детерминируемый объективными условиями и субъективными факторами межпоколенного, группового и институционального взаимодействия представителей разных поколений.
Причинами межпоколенного конфликта ценностей обычно могут выступать противоположности поколенных интересов и потребностей, ориентации, идеалов и целей. Конфликт ценностей поколений может быть выражен в противоположном отношении к нравственным, традиционным, современным ценностям. Главным фактором такой дифференциации несомненно является возраст. Негативное влияние на ценностное сознание поколений России оказывают такие социальные явления, как социальная нестабильность и неравенство, безработица, этнические и религиозные разногласия.
Глотов МБ. отмечает, что «обострению межпоколенных конфликтов способствуют масштабные и динамические изменения в политической и экономической структурах общества, смена бытовых и культурных стандартов, а также сопутствующие им социальные конфликты, такие как, например, семейные, этнические, классовые, профессиональные»1. По его мнению, административное воздействие господствующего поколения на другие сосуществующие поколения усиливает напряженность межпоколенных отношений. Ослаблению этой напряженности могут способствовать толерантность, диалог меду поколениями, нахождение компромиссов, достижение консенсуса.
Обратимся к анализу эмпирических данных и ответим на вопрос: «Существует ли действительно межпоколенный конфликт ценностей у старшего поколения и молодежи Республики Адыгея?». Сравним структуру ценностей населения Республики Адыгея по трем группам: традиционным, универсальным и современным ценностям, используя иерархию ценностей, представленную на рисунке 4.
К традиционным ценностям из указанной иерархии можно отнести следующие: традиционность, вольность и жертвенность. Указанные ценности обычно связывают с обществами традиционного типа. Традиционность и жертвенность выражают включенность индивида в социальную общность. Данные ценности характеризуют подчиненность данной социальной общности и социальной среде. Вольность же, напротив, характеризуется протестом против такой зависимости. Старшее поколение поддерживает традицию и жертвенность, а предпоследнее место в иерархии занимает своевольность. У молодежи своевольность находится между ценностями традиции и жертвенности.
К группе универсальных ценностей можно отнести более половины изучаемых ценностей. Данные ценности характерны для любой культуры и цивилизации. Это такие ценности, как семья, общительность, благополучие, работа, нравственность.
Современными ценностями можно считать свободу, которая выражается в возможности любого волеизъявления, вседозволенности. Ценностями современной цивилизации также являются жизнь человека, независимость и порядок,
В иерархии ценностей старшего поколения традиционные ценности занимают средний и нижний слои рангового ряда. У молодежи данные ценности находятся в нижнем слое. Важность традиционных ценностей для граждан старшего поколения выше, чем для молодежи. Данное обстоятельство характеризуется влиянием культуры советского периода развития общества, временем, когда личность любого члена общества была неразрывна с ЖИЗНЬЮ своего поколения, уважения к сложившимся в обществе традициям.
Универсальные ценности признаются самыми важными как респондентами старшего поколения, так и молодежью. Данные ценности занимают высший слой иерархии обеих категорий опрашиваемых. Самыми главными универсальными ценностями считаются семья и благополучие. Данное обстоятельство можно объяснить тем, что в результате социальных преобразований, когда рушатся многие формы социальных отношений, семья может быть особо привлекательным местом - островком спокойствия и благополучия. В период, когда общество динамично и неустойчиво, семья консолидирует своих членов и является своеобразной формой выживания в тяжелых социально-экономических условиях. Семья для пожилых является средством удовлетворения самых насущных потребностей - витальных, интеракционистских, социализационных и смысложизненных. При этом значительную роль имеют межпоколенные семейные связи. Эти связи являются крепкими в том случае, когда происходит обмен помощью в какой-либо форме между поколениями. Со стороны старшего поколения - это участие в воспитании внуков, зачастую материальная помощь членам своей семьи, помощь и работа по дому. Со стороны молодежи - это проявление заботы к старшим членам семьи. Важность семьи для опрошенных выражается в количестве граждан, имеющих семейные связи, В семье проживают 80,6% респондентов старшего поколения и 73,8% молодежи.
Благополучие, выражаемое в отсутствии материальных затруднений, комфорте занимает вторую ранговую позицию как в иерархии ценностей старшего поколения, так и молодежи.