Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Музыкальное воспитание в системе развития духовного потенциала учащейся молодежи: состояние, тенденции, рекомендации Миннегулов Раис Мотигуллович

Музыкальное воспитание в системе развития духовного потенциала учащейся молодежи: состояние, тенденции, рекомендации
<
Музыкальное воспитание в системе развития духовного потенциала учащейся молодежи: состояние, тенденции, рекомендации Музыкальное воспитание в системе развития духовного потенциала учащейся молодежи: состояние, тенденции, рекомендации Музыкальное воспитание в системе развития духовного потенциала учащейся молодежи: состояние, тенденции, рекомендации Музыкальное воспитание в системе развития духовного потенциала учащейся молодежи: состояние, тенденции, рекомендации Музыкальное воспитание в системе развития духовного потенциала учащейся молодежи: состояние, тенденции, рекомендации Музыкальное воспитание в системе развития духовного потенциала учащейся молодежи: состояние, тенденции, рекомендации Музыкальное воспитание в системе развития духовного потенциала учащейся молодежи: состояние, тенденции, рекомендации Музыкальное воспитание в системе развития духовного потенциала учащейся молодежи: состояние, тенденции, рекомендации Музыкальное воспитание в системе развития духовного потенциала учащейся молодежи: состояние, тенденции, рекомендации Музыкальное воспитание в системе развития духовного потенциала учащейся молодежи: состояние, тенденции, рекомендации Музыкальное воспитание в системе развития духовного потенциала учащейся молодежи: состояние, тенденции, рекомендации Музыкальное воспитание в системе развития духовного потенциала учащейся молодежи: состояние, тенденции, рекомендации
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Миннегулов Раис Мотигуллович. Музыкальное воспитание в системе развития духовного потенциала учащейся молодежи: состояние, тенденции, рекомендации : 22.00.06 Миннегулов, Раис Мотигуллович Музыкальное воспитание в системе развития духовного потенциала учащейся молодежи: состояние, тенденции, рекомендации (На материалах Республики Татарстан) : Дис. ... канд. социол. наук : 22.00.06 Казань, 2006 180 с. РГБ ОД, 61:06-22/389

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические аспекты социологического исследования роли и структуры музыкального воспитания в развитии духовного потенциала молодежи 15-48

1.1. Музыкальное воспитание как компонент социализации личности 15-21

1.2.Становление и развитие социологии музыки 22-32

1.3.Роль формирования музыкальных интересов в процессе духовного развития личности 32-42

1.4. Критерии социальной типологии субъектов музыкального воспитания 42-48

Глава 2. Музыкальное воспитание в структуре духовного потенциала учащейся молодежи 49-90

2.1.Музыкальные жанры и развитие духовного потенциала личности 49-55

2.2. Музыка в системе ценностных интересов учащейся молодежи 56-67

2.3.Семья как институт музыкального воспитания 67-73

2.4.Самодеятелыюсть учащейся молодежи в сфере музыкального воспитания 74-90

Глава 3. Состояние и тенденции влияния музыкального воспитания на развитие духовного потенциала учащейся молодежи ...91-138

3.1. Самовоспитание в системе развития духовного потенциала личности 91-100

3.2. Музыкальное воспитание как процесс социально- педагогического взаимодействия 100-115

3.3.Музыкальное воспитание как социальная подсистема современного российского общества 115-138

Заключение 139-146

Список использованной литературы 147-161

Приложения 162-180

Введение к работе

Актуальность исследования роли музыкального воспитания в развитии духовного потенциала учащейся молодежи обусловлена тем, что интенсивные социально-экономические преобразования, происходящие в современной России, несмотря на значительные достижения в политической, экономической и социальной сферах, коренным образом деформировали систему культурной преемственности и духовного самопроизводства общества. Об этом свидетельствуют такие возникшие социальные проблемы современного общества, как социальная нестабильность, кризис духовности, ценностный нигилизм, гедонизм, культ наживы и т. д. В этих условиях особенно актуальна проблема гуманизации воспитательно-образовательного процесса. Именно гуманистическая' направленность воспитания, признающая ценность личности, её право на свободное развитие и проявление своих творческих способностей, является основой формирования в сознании учащейся молодежи таких нравственных качеств, как совесть, честность, разумность материальных потребностей, стыдливость, справедливость и т.д. Ориентация на гуманизацию образовательно-воспитательного процесса на различных уровнях: школьном, вузовском, открытие гимназий с углубленным изучением отдельных предметов, создание авторских программ по учебным предметам, введение в вузах предметов культурологического цикла и т. д. - все это очень серьезные шаги в направлении изменения существующей социокультурной ситуации в образовательном пространстве. Однако, несмотря на попытки гуманизации и переоценки духовно-нравственных ценностей в образовательном процессе, современное состояние в воспитательно-образовательной сфере пока мало способствует формированию у учащейся молодежи духовного потенциала. В сложившихся условиях значительно повысился интерес к возможностям музыкального воспитания как одному из важнейших факторов формирования духовного потенциала. В силу своей многофункциональности

музыка способна хранить эмоциональную и духовную информацию. Одна из её функций заключается в передаче этой информации от человека к человеку, от поколения к поколению. Проблема формирования духовного потенциала учащейся молодежи посредством музыки и её выразительных средств в современных социокультурных условиях требует новых научно -теоретических и практических решений. Обращение к музыкальному воспитанию как фактору развития духовного потенциала учащейся молодежи не случайно: именно музыка, являясь одним из специфических видов искусства, отражает действительность посредством музыкальных образов и системы музыкальных выразительных средств, а стремление к развлечениям и наслаждению, может привести к деградации воли и сознания подрастающего поколения. В приобщении учащейся молодежи к музыке, во всем богатстве ее форм и жанров, важную роль играет классическая и народная музыка. Но в современных условиях музыкально-эстетическая культура молодежи в большей степени формируется под влиянием развлекательной музыки. Жанры развлекательной музыки сегодня вытеснили музыку классико-академической традиции и народную музыку, на которых, прежде всего, должны воспитываться учащиеся..

Одним из направлений приобщения учащейся молодежи к духовной культуре общества, является музыкальное искусство, которое ненавязчиво и исподволь оказывает глубинное воздействие на духовный мир индивида, его внутреннюю культуру.

Пережитое в общении с подлинными шедеврами музыкального искусства становится фактом биографии индивида. "...Понимать совершенное произведение искусства - значит, в общем, заново создавать его в своем внутреннем мире1".

Степень разработанности темы. Роль и место музыкального воспитания в развитии духовного потенциала учащейся молодежи особенно актуальны сегодня, когда кризис духовности охватил все общество. Эта

1 Франс А. Сочинения. - 1974. T.3. - С. 296.

проблема исследуется не только искусствоведением, педагогикой, философией, культурологией, но и социологией. Однако научной литературы, посвященной влиянию музыкального воспитания на развитие духовного потенциала учащейся молодежи, недостаточно.

Исследованием проблемы музыкального воспитания учащейся молодежи занимаются представители различных гуманитарных наук: педагогики, психологии, культурологии и искусствоведения.

Специфика социологического подхода к исследуемой проблеме вытекает из своеобразия предмета социологии музыки, методологией и методики исследований в социологической науке. Преимуществом социологического подхода в исследовании музыкального воспитания как фактора духовного потенциала, прежде всего, является то, что, исследуя "социальное", социолог выходит на особый уровень абстракции, так как "социальное" проявляет себя в любом виде человеческой деятельности. Другое важное преимущество социологического подхода к проблеме музыкального воспитания состоит в широте охвата жизненных явлений. Социальная роль музыкального искусства заключается в его способности воздействовать на личность, "втягивая" своих слушателей в сходные с жизненными событиями взаимодействия, взаимовлияния композитора, исполнителя и слушателя. Музыкальное искусство - социально и "социологично" по своей сути, так как, функционируя в социокультурной сфере, воздействует на слушателей и несет в себе духовные ценности, представленные в музыкально-художественных образах.

Следовательно, музыкальное искусство функционирует в мире во имя становления творческой деятельности человека (в нашем случае -учащейся молодежи), что позволяет ему обрести духовный смысл бытия. Личность раскрывается, принимая духовный опыт, принадлежащий другим людям, человечеству. Результаты и эффективность музыкального воспитания в условиях социального обновления общества определяются не столько тем, как оно обеспечивает усвоение и воспроизводство человеком

подлинно культурных ценностей и социального опыта, сколько готовностью и подготовленностью членов общества к сознательной и самостоятельной творческой деятельности. Основой массового музыкального воспитания учащейся молодежи может служить налаженное взаимодействие всех социальных институтов и взаимопонимания между, учеником -потребителем музыкальных ценностей, музыкальных знаний и учителем -источником знаний.

Главной задачей массового музыкального воспитания является не столько обучение музыке, сколько воздействие через музыку на духовный мир учащейся молодежи, на нравственность1. Среди проблем музыкального воспитания учащейся молодежи нас волнует культивирование в современной социокультурной среде музыки развлекательного характеру (танцевальной, салонной, фоновой, рекламной и поп-музыки), а не подлинно великих творений Баха, Моцарта, Чайковского, . Шостаковича. Развлекательная музыка сама по себе бессодержательна, рассчитана на обывателей, быстро приедается и быстро забывается. Самое страшное то, что воспитывается новое поколение молодежи, отринутое от классического музыкального наследия. Бессистемность музыкальной пропаганды, оглушающая низкопробная поп-музыка, оккупировавшая радио и телеэфиры, дискотеки совершенно дезориентирует молодежь в мире музыки.

Общество пытается наверстать упущенное, ратуя за гуманизацию музыкального воспитания в общеобразовательной и профессиональной школе. Это определяет основную проблему музыкального воспитания: возродить потребность в "серьезной" музыке, а, следовательно, и в развитии слушательского опыта. Чтобы пробудить эту потребность, решить проблемы в музыкальном воспитании учащейся молодежи, требуется современная интерпретация роли создателя и исполнителя музыки в оценке воспитательного воздействия музыкальных произведений на слушателя. Вопреки культурным традициям музыкального просветительства прошлого,

1 См.: Кабалевский Д.Б. Из истории музыкального воспитания. Хрестоматия. - M., 1990. - С. 79.

в современной социокультурной среде зарождается тенденция видения в слушателе пассивного объекта, который призван, подобно губке, впитывать развлекательную музыку в соответствии . с желаниями авторов и исполнителей. Но восприятие музыки слушателем столь же самобытно, как ее исполнение и сочинение.

Из исследований, наиболее близких нашей теме, в которых проблемы формирования духовности посредством музыки подвергнуты научному анализу, отметим работы 10. Б. Алиева "Музыкальное воспитание в формировании духовного мира", Л. А. Закса "Музыка в контексте духовной культуры", Г. М. Кагана "Музыка в мире искусств", Е. В. Назайкинского "Музыкальное искусство и наука", Г. И. Панкевича "Искусство музыки", Б. Сафронова "Эстетическое сознание и духовный мир личности", Л. Тарасова "Музыка в семье муз", Ю. У. Фохт-Бабушкина "Искусство и духовный мир человека".

Среди музыкально-педагогических работ по раскрываемой теме следует назвать работы О.А. Апраксиной "Из истории музыкального воспитания", "Хрестоматия по методике музыкального воспитания в школе", Л.Г. Дмитриевой и Н.М. Черноиваненко "Методика музыкального воспитания в школе", Д.Б. Кабалевского "Педагогические размышления", И. М. Красильникова "Музыкальное образование XX века", В.М. Подуровского и Н.В. Сусловой "Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности", В. Холоповой "Музыкальное содержание: зов культуры -наука - педагогика", Л.В. Школяр "Музыкальное образование в школе". Данные работы содержат научно-методические рекомендации, направленные на оптимизацию деятельности учителей музыкального искусства в общеобразовательных учреждениях и педагогов в сфере дополнительного образования.

Наибольшую известность в музыкально-педагогических кругах за рубежом получили системы музыкального воспитания венгерского композитора и педагога 3. Кодая и немецкого педагога-музыканта К. Орфа.

Как известно, 3. Кодай придавал большое значение пению народных мелодий и использованию движений для улучшения качества исполнения музыки, а К. Орф понимал музыкально-эстетическое воспитание как воспитание творческого начала личности. Система музыкального воспитания 3. Кодая применяется в США, Канаде, Франции, Японии и других странах. Работы 3. Кодая и К. Орфа, а также ряд других работ свидетельствуют о том, что музыка может стать действенной силой и способствовать воспитанию таких ценностных качеств, как нравственность, доброта и взаимопонимание1.

Роль музыкального искусства в формировании музыкальной культуры и нравственных качеств личности, его функции в социокультурной среде широко представлены в работах отечественных и зарубежных искусствоведов2.

Среди научных работ, внесших значительный вклад в музыкальную культуру нашей республики, необходимо отметить исследования Г.М. Кантора, Л. Любовского, М.И. Нигмедзянова, Д.Г. Садрижиганова, Ф.Ш. Салитовой3.

Большой вклад в исследование проблем социокультурной сферы жизни нашей республики внесли ученые Л.А. Волович, К.Т. Гизатов, Ф.Г. Зиятдинова, В.В. Иванов, Т.Г. Исламшина, Г.И. Макарова,

1 См.: Кодай 3. Избранные статьи. М., 1982. - С. 275.; Система детского музыкального воспитания К. Орфа /
Под ред. Л. А. Баренбойма. - Л., 1970. - С. 40-50.; Рейнольде К. Музыкальное воспитание в современном
мире // Музыка как средство воспитания человеческих ценностей. - M., 1973. - С. 299 - 301.; Слэк Р. Роль
музыки в жизни детей и молодежи // Музыкальное воспитание в современном мире. - М.: Советский
композитор. 1973.-С. 228-231.

2 См.: Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Л., 1971.; Сохор А. Н. Вопросы социологии музыки и
эстетики. Л., 1980.; Сохор А.Н. Музыка как вид искусства, Цукерман B.C. Музыка и слушатель, Выготский
А.Г. Восприятие и его развитие в детском возрасте: Собр. соч. / Под ред. В.В Давыдова. - М., 1982. - Т. 2.;
Куклин А.Я. Введение в социологию искусства. Л., 1978; Глотов М.Б. Границы предметы социологии и
искусства // Соц. исслед., 1999, №1; Адорно Т. Введение в социологию музыки. М.,1973. - Вып. 1, 2.; Вебер
М. Основные социологические понятия // Избранные произведения. - M.: Прогресс. 1990.; Stockhausen
Weltmusik. - Musik and Bildung, 1974. № l.S.l.; Williams R. The sociology of culture. - NY: Schocken
books,1982.-248p.

3 См.: Нигмедзянов M.H. Музыкальный Татарстан. - Казань, 1970; Д.Г.Садрижиганов В мире музыки. -
Казань, 1990; Г.М.Кантор. Казань музыкальная. 1994; Ф.Ш.Салитова. Формирование традиционно
музыкальной культуры Татарского народа. - Казань, 2000; ЛЛюбовский. Что есть музыка. - Казань: 2000.

В.Ш Масленникова, В.В. Муругова, Н.П. Рябов и другие1.

Анализ научной литературы республиканских музыковедов и социологов показывает, что в перечисленных работах затрагиваются проблемы, касающиеся развития музыкальной культуры, формирования ценностных ориентиров и специфики национально-музыкальных традиций. В данных работах, на наш взгляд, недостаточно исследованы особенности музыкально-художественных потребностей молодежи и социальные аспекты формирования нравственных качеств личности. Лишь Д. М. Давлетшипа рассматривает проблему воспитания музыкальной культуры как фактора формирования духовных ценностей студенческой молодежи2, а Н. Р. Исхакова в своей диссертации обращается к теме формирования общечеловеческих ценностей у школьной молодежи на основе музыкальной культуры3.

При всем многообразии имеющихся работ, посвященных музыкально-эстетическому воспитанию личности, практически нет исследований, рассматривающих музыкальное воспитание как фактора развития духовного потенциала учащейся молодежи. Мало исследованы механизмы влияния основных компонентов музыкального воспитания на компоненты духовного потенциала учащейся молодежи.

Цель исследования - раскрыть процесс и механизм влияния музыкального воспитания на развитие духовного потенциала учащейся молодежи.

Достижение этой цели предусматривает решение следующих задач:

См.: Волович Л. А. Система эстетического воспитания подрастающего поколения. Некоторые методологические вопросы эстетического воспитания. Казань, 1976.; Гизатов K.T. К проблеме национальной формы искусства: Дисс. канд. филос. наук - Казань, 1965; Иванов В.В. Проблемы социокультурной инфраструктуры города в свете экономической социологии - Казань, 1994; Исламшина Т.Г. Молодежные субкультуры - Казань, 1997; Зиятдинова Ф.Г. Образование и наука в трансформирующемся обществе // Социол. исслед. - 1998. - №1; Макарова Г. И. Социокультурные особенности формирования модели социально-экономического развития Татарстана. - Казань: ИСЭПН АНТ. 1997.; Иванов В. В., Рябов Н. П., Муругова В. В. Социология. Учебное пособие. Казань, 1994.; Масленникова В. Ш. Теоретические аспекты подготовки социального педагога в системе образования. Казань. Изд-во Казан, ун-та. 1995.

2 См.: Давлетшина Д.М.. Музыкальная культура как фактор формирования духовных ценностей
студенческой молодежи: Автореф. дис.... канд. социол. наук. - Казань, 1998.

3 См.: Исхакова Н.Р. Музыкальная культура как фактор формирования у школьной молодежи
общечеловеческих ценностей: Автореф. Дис. ... канд. социол. наук.. - Казань, 2002.

конкретизировать понятия «музыкальное воспитание» и «духовный потенциал»;

выявить место и роль музыкального воспитания в системе факторов развития духовного потенциала учащейся молодежи;

определить социальный механизм влияния музыкального воспитания на развитие духовного потенциала учащейся молодежи;

выделить основные направления оптимизации влияния музыкального воспитания на духовный потенциал учащейся молодежи.

Объектом диссертационного исследования является процесс формирования духовного потенциала учащейся молодежи.

Предметом - влияние музыкального воспитания на развитие духовного потенциала учащейся молодежи.

Теоретико-методологической основой исследования послужили следующие социально - философские и социологические концепции и подходы:

системный, комплексный подходы к исследованию социальных процессов (Т. Адорно, М. Вебер, Л. А. Волович, Л. С. Выготский, В.В. Иванов, А. Г. Здравомыслов, И. С. Кон, В. А. Ядов и др.);

деятельностный подход к изучению социальных явлений и процессов (Е. А. Ануфриев, Л. П. Буева, Э. В. Ильенков, Н. Л. Каган, А. Н. Леонтьев, П. Сорокин и др.);

основные положения социологии образования (И. В. Бестужев-Лада, Л. А Волович, Ф. Г. Зиятдинова, И. С. Кон, В. Ш. Масленникова, М. Н. Руткевич, Г. П. Сидорова).

Информационную базу составили статистические сборники и информационно-аналитический бюллетень «Молодежный вестник Татарстана», результаты российских и республиканских социологических исследований по проблеме музыкального воспитания в городской и сельской местности, публикации в российской и республиканской печати. Основная социологическая информация была получена в ходе проведенного автором

исследования «Музыка и учащаяся молодежь» на базе общеобразовательных школ № 12 и № 50 города Набережные Челны, общеобразовательной школы № 7 города Лениногорска, Тлянчетамакской общеобразовательной школы Тукаевского района, Рангазарской общеобразовательной школы Сармановского района, профессионального лицея № 76 Тукаевского района, а также Набережночелнинского педагогического колледжа.

Выборочная совокупность составила 1137 человек, из них городских детей - 83,2%, сельских - 16,8%. Распределение по национальным признакам: татар - 59,3%, русских - 34,2% и других национальностей -6,5%. Предельная ошибка репрезентативности составляет 5%.

Научная новизна исследования:

- конкретизированы понятия «музыкальное воспитание» и «духовный
потенциал» учащейся молодежи;

- определено место музыкального воспитания в системе факторов развития
духовного потенциала учащейся молодежи;

выявлены социальные механизмы влияния основных компонентов музыкального воспитания на развитие компонентов духовного потенциала учащейся молодежи: влияние обучения знаковой системе музыки и формирование умения оперировать арсеналом воздействующих средств музыки на интеллектуальный потенциал; влияние обучения восприятию и исполнению музыкальных произведений на художественно-эстетический потенциал; влияние обеспечения преемственности музыкально-эстетических традиций на этический (нравственный) потенциал;

определены основные направления и разработаны рекомендации но оптимизации влияния музыкального воспитания на формирование духовного потенциала учащейся молодежи на основе активного включения в музыкально-творческую деятельность (умение самостоятельно анализировать содержание несложных музыкальных произведений; умение передавать впечатления в движении, танце; умение играть на музыкальном инструменте; умение петь и участвовать в хороводе и др.).

Положения, выносимые на защиту:

  1. Развитие духовного потенциала учащейся молодежи объективный и регулируемый обществом процесс социокультурных изменений в молодежной среде, происходящий в результате целенаправленной воспитательно-образовательной деятельности семьи, образовательных учреждений, социального окружения, отражающих ценностные ориентиры и культурные традиции данного общества.

  1. Формирование духовного потенциала посредством музыкального воспитания - это музыкально-творческий процесс (освоение теоретических основ музыки, восприятие музыки, индивидуальные и коллективные формы художественного творчества), способствующий изменению личностных качеств учащейся молодежи (любовь к ближнему, доброта, общительность, порядочность, уважительность, умение сопереживать). Эффективность данного процесса зависит от интенсивности музыкально-творческой деятельности.

  2. Социальным механизмом влияния музыкального воспитания на формирование и развитие духовного потенциала учащейся молодежи являются:

творческое осмысление и выявление специфики музыкально-художественного освоения действительности в духовном становлении молодого поколения;

формирование многоаспектного подхода к процессу музыкального воспитания: духовно-нравственного (влияние музыкального искусства на социокультурную сферу), эмоционального (формирование социально-значимых личностных качеств в процессе музыкально-творческой деятельности);

поощрение самостоятельной деятельности и творческой активности учащейся молодежи.

4. Социологический аспект изучения роли музыкального воспитания
в духовном оздоровлении учащейся молодежи предполагает не столько

интерпретацию музыкально-художественных произведений и анализа художественного творчества, сколько исследование социокультурных условий функционирования музыки, изучения художественных интересов и уровня музыкального образования личности.

5. Приоритетными направлениями музыкального воспитания являются личностно-ориентированное обучение музыке и адаптация молодежи к современной культурной среде. Личностно-ориентированный подход к музыкальному воспитанию предполагает включения утвердившихся в социокультурной сфере музыкально-художественных ценностей и национально-культурных традиций в систему индивидуальных приоритетов личности. В эту систему включаются не навязанные музыкально-художественные ценности, а только те, которые представляют ценность для самой личности.

Научно-практическая значимость работы заключается в приращении знаний в области использования музыкального воспитания учащейся молодежи как фактора развития духовного потенциала и в возможности применения основных положений и выводов диссертационного исследования в разработке региональной программы воспитания молодежи. Полученные результаты исследования могут быть применены в учебно-воспитательном процессе, при чтении лекционных курсов по общей социологии, социологии музыки, культурологии и по основам музыкального воспитания.

Апробация работы.

Основные положения, результаты и выводы диссертационного исследования докладывались автором на региональных, республиканских и городских научно-практических конференциях и обсуждались на ежегодных научно-теоретических конференциях отдела социологии ИСЭПН АНТ в 2001-2004 гг. Основные положения и выводы диссертационной работы отражены в четырех публикациях.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, 3 глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.

Музыкальное воспитание как компонент социализации личности

Неоднозначность влияния российских реформ на духовный мир человека остро ставит проблему повышения роли и качества образования как процесса направленного формирования социально ориентированной личности. При этом образование надо понимать как целостный процесс становления и развития личности социально активного человека. К сожалению, сегодня зачастую профессиональная компетентность отрывается от духовно-нравственных качеств. Однако и в производственном процессе происходит неуклонный рост значения человеческого фактора, личностного потенциала работника. Это обусловлено самим содержанием современной профессиональной деятельности, возрастанием в ее структуре роли межличностного общения, прежде всего, как социально-психологического компенсатора обезличествующего влияния функционализма информационных технологий1. Рационализм современной профессиональной деятельности не только не противоречит в действительности развитию духовного потенциала личности, но все чаще предполагает в качестве своего субъекта именно духовно-образованную личность. Формирование духовного личностного потенциала молодежи сложнейшее социокультурное явление. Духовное развитие учащейся молодежи мы рассматриваем как объективный, и в то же время регулируемый обществом процесс социокультурных изменений и целенаправленной воспитательно-образовательной деятельности социальных институтов (семьи, образовательных учреждений), отражающих ценностные ориентации данного общества. Как было отмечено ранее, развитие духовного потенциала учащейся молодежи является предметом исследования представителей различных общественных наук. Преимуществом же социологического метода исследования духовного потенциала учащейся молодежи является то, что социологическая наука осуществляет анализ структуры общества как целостной системы, включающей в себя окружающую среду, социальные институты, культуру, ценности и средства их передачи (в нашем случае, ценности музыкального искусства) и задающей объективные императивы социального поведения.

"Согласно "деятелыюстной" картине социальной реальности, человеческое мышление, сознание производно от человеческой деятельности и от социальных взаимосвязей в результате этой деятельности. Абстрактные понятия социальной философии - "общественное бытие" и "общественное сознание" - необходимо трактовать как человеческую деятельность, и как результаты этой деятельности соответственно. Тогда суть деятелыюстного подхода будет состоять в утверждении того, что мир практики, (понимаемой в предельно широком смысле) детерминирует человеческое сознание". Таким образом, основной предмет исследования социолога: социальное действие или социальное взаимодействие. Социология есть наука, как отмечал М. Вебер, стремящаяся "понять социальное действие и тем самым каузально объяснить его процесс и воздействие". Применительно к нашему исследованию деятелыюстный подход заключается в том, что сам процесс музыкального воспитания мы рассматриваем как сложное социальное действие, включающее в себя различные виды деятельности (исполнение, восприятие, элементы творчества). Социальное действие - это процесс, протекающий в современном социальном пространстве. Применительно к образованию важно подчеркнуть целенаправленность этого процесса.

Сегодня в социологическую науку входит термин "социальный потенциал".

"Потенциал" (от латинского «potencia» - сила) в широком смысле -средства, запасы, источники, имеющиеся в наличии и могущие быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для достижения определенной цели, осуществления плана, решения задачи; возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области: экономический потенциал, производственный потенциал, духовный потенциал и т.д.1 В физике термин "потенциал" используется для определения силы тока или потенциала электричества. С медицинской точки зрения понятие "потенция" является корнем самого термина "потенциал" и находится в его основе. Сама по себе потенция без акта не может реализовать себя, не может из возможности перейти в действительность без определенной деятельности. Следовательно, для реализации потенции или силы, необходима деятельность, определенные благоприятные условия для реализации деятельности и самого акта, из которого, в принципе, и складывается деятельность. Но также и деятельность невозможна без опоры на потенциал.

В советские времена впервые о потенциале упоминается в Программе КПСС к 1970 году, в связи с ростом экономического потенциала страны. Потом партийные пропагандисты заговорили о преимуществах развитого социализма и об использовании экономического потенциала страны для роста благосостояния народа. В связи с этим начали появляться термины производственный потенциал, научно-технический потенциал, трудовой потенциал и т.д. Затем понятие "потенциал" начали использовать шире, применяя термины - социально-экономический потенциал, социальный потенциал развитого социализма и т.д. Тем не менее, как отмечает Алтынбаев Р.З., "в работах авторов тех лет отсутствует даже номинальное определение понятия "социальный потенциал", не говоря уже о каких либо попытках выявления его структуры". Впервые трактовка понятия "социальный потенциал" встречается в социологическом словаре 1991 года издания.

"Социальный потенциал - сформировавшиеся, накопившиеся в ходе прогрессивного развития общества, класса, нации, государства, того или иного социального института, коллектива, личности, возможности для решения более масштабных или глубинных задач, реализации более высокой цели, более полного удовлетворения потребностей, достижения более высокого уровня жизнедеятельности, чем реальный уровень в момент анализа или оценки (в т.ч. интуитивной, на уровне обыденного сознания)".

Социальная практика может способствовать или разрушать потенциал индивида или группы. Поэтому "социальный потенциал - это интегральная характеристика нереализованных возможностей, изменений социальной действительности как прогрессивных, так и регрессивных"3.

Критерии социальной типологии субъектов музыкального воспитания

Именно в зависимости от степени подготовленности слушателя исследователи, как правило, выделяют их типы.

В зарубежной социологии музыки к типологизации слушательской аудитории обратился Т. Адорно. Он разделил слушателей на восемь типов по качеству эмоционального переживания: 1) эксперт, 2) хороший слушатель, 3) потребитель культуры, 4) эмоциональный, 5) антиэмоциональный, 6) джазовый фанат, 7) развлекающиеся, 8) немузыкальный слушатель1.

В отечественной социологии одним из первых обратил внимание на качество музыкального восприятия А. Н. Сохор. Он предлагал дифференцировать слушателей по признаку качества музыкального восприятия: способности к сосредоточенному или рассеянному слушанию, меры целостности, полноты (многослойности) и адекватности охвата и понимания музыки, глубины ее переживания и усвоения, способности к различению и адекватной оценке подлинных художественных ценностей.

А.Н. Сохор разграничил три основных направления музыки: серьезная, легкая и фольклор, и в каждом из них можно выделить, по его мнению, три типа слушателей: высокоразвитый, среднеразвитый и низкоразвитый. "Высокоразвитый" слушатель способен к сосредоточенному восприятию, охватывает и понимает музыкальное произведение целостно, многослойно и достаточно адекватно, в переживании музыки способен достичь катарсиса (духовное очищение, изменение душевного состояния вследствие воздействия музыкального произведения), различает и достойно оценивает высокохудожественные произведения, в том числе творчески оригинальные. "Среднеразвитый" не всегда воспринимает музыку сосредоточенно, охват и понимание им произведений фрагментарны, неполны и лишь частично адекватны, а в переживании такой слушатель не идет далее эмоционального резонанса, компенсирующих эмоции или эстетического наслаждения, ценит в музыке традиционность. "Низкоразвитый" слушатель характеризуется рассеянным восприятием, непониманием глубинного содержания музыки, поверхностными и внехудожественными эмоциями, ценит банальное".1

Деление слушателей на различные группы может выполнять не только исследовательскую функцию, но и стимулировать постепенно превращение мало- и средние развитых слушателей в компетентных, способных воспринимать музыку самых разных жанров, в том числе серьезных. У слушателя, который хорошо знает музыку, часто ее слушает, очень развита музыкальная память, таким людям легко воспринимать разнообразные музыкальные произведения, они хорошо понимают их, каждая встреча с хорошей классической музыкой доставляет им удовольствие, затрагивает струны их души. Почему так важно строить музыкальное воспитание на образцах классической музыки?

Именно в этих произведениях сконцентрированы лучшие достижения мирового искусства, произведен исторический отбор художественных ценностей и наиболее действенных средств выразительности. Вобрав в себя силу жизненных эмоций и эстетически преобразовав их, классическая музыка оказывает глубокое эмоциональное воздействие на учащуюся молодежь, влияет на её отношение к окружающему миру и доставляет огромное эстетическое наслаждение.

Для успешного формирования художественной культуры учащейся молодежи необходимо вызвать у неё живой интерес к музыкальному искусству и потребность постоянного контакта с его высокохудожественными произведениями, помочь ей накопить достаточный и разнообразный художественный опыт, сформировать устойчивую систему ценностного отношения к искусству. Раскрытая учителем реальная ценность художественных произведений, способствует повороту сознания учащейся молодежи в сторону музыкального искусства, удержанию наиболее запоминающихся его произведений и образов в виде духовных детерминант.

Действенная сторона объективной ценности музыкального искусства для учащейся молодежи состоит в том, что воспитание художественной культуры является не как самоцель, а как уникальное по своим возможностям средство для формирования духовного потенциала. В этой связи чрезвычайно возрастает роль учителя и значение тщательного отбора конкретных художественных произведений.

Не менее важны способы передачи художественного содержания музыкальных произведений. Можно воспользоваться звуковоспроизводящей аппаратурой, но наиболее сильное и эстетическое впечатление остается у учащихся от восприятия непосредственного живого исполнения музыкального произведения учителем. Огромная ценность эстетического наслаждения, вызываемого музыкой, - и в том, что она, сливаясь с эмоциональным воздействием, пробуждает у учащихся творческий подъем и вносит в их жизнь красоту. Свое произведение композитор предназначает для исполнения в определенной общественной обстановке (концертный зал, театр или СМИ) и определенным составом исполнителей. Но для общественного существования музыки недостаточно ее исполнения: она должна быть услышана и понята.

Реализация первого из этих условий зависит от социальных факторов: от того, имеют ли учащиеся реальную возможность слушать классическую музыку, хорошо ли поставлена ее пропаганда. Что касается понимания, осмысленного восприятия музыки, - то, точных критериев на этот счет не существует. Доходчивость и популярность музыки зависит не только от сложности музыкального языка, но и от содержания музыки, от жанра и от интереса учащейся молодежи к данному жанру. При этом существуют объективные предпосылки востребованности той или иной музыки для учащейся молодежи, и заключаются они в соответствии потребностям, кругу интересов и социально-обусловленному уровню их духовного потенциала.

Музыка в системе ценностных интересов учащейся молодежи

Нацеленность музыкального воспитания на всестороннее развитие и на формирование созидательных параметров личности основаны на изначально заложенном в личности тяготении к творчеству и духовности. Творчество и духовность человека - понятия взаимозависимые. Стремление выразить себя, актуализировать и развить творческие качества - одна из базовых потребностей человека. Без творчества не мыслима ни одна из сфер деятельности человека, в том числе и соприкосновение с музыкальным искусством, будь то восприятие музыкальных произведений, музицирование на инструменте или пение. В этом плане актуально обращение к детскому музыкальному творчеству. Оно обусловлено следующими факторами:

- необходимостью поиска новых методов обучения, максимально способствующих развитию созидательных сил личности;

- актуальностью воспитательной ценности детско-юношеского музыкального творчества, которая выступает как эффективный путь познания особенностей музыкально-художественного языка и как метод развития духовного потенциала.

Постижение музыкального искусства, как специфической формы социокультурного формирования, приобретает особую актуальность в условиях динамизма социальных явлений, информационной избыточности, многообразия взаимообусловленности культурных ценностей общества.

Социокультурное формирование личности - есть процесс приобщения личности к культурным ценностям человеческого общества в соответствии с природными задатками личности и конкретными социальными условиями, при которых природные задатки могут быть реализованы. Внимание к творчеству молодежи является важнейшим показателем духовной культуры общества. Следовательно, музыкалыю-художсспзегпюе творчество учащейся молодежи необходимо рассматривать как национальное богатство, как социально значимый фактор в повышении духовной культуры общества.

Изучение национальных форм музыкального воспитания в контексте национально - регионального компонента также является существенным фактором формирования музыкально-эстетического вкуса учащейся молодежи.

Вся традиционная система обучения и воспитания обогащается национально-региональным компонентом, который включает в себя родной язык и литературу, историю, искусство и музыкально эстетические традиции. Изучение этноса народов Поволжья формирует у учащейся молодежи более целостное представление о национальной культуре и о инокультурах, способствует внимательному отношению к ближним, невзирая на их национальную принадлежность. Интересная форма работы по изучению национально-этнического наследия проводится в Набережночелнинском доме дружбы народов "Родник", где в дружбе и согласии работают 16 национальных общин. Национальной музыкально-эстетической культуре отводится важная роль в формировании личности, ибо она выражает духовную сущность нации, вбирает в себя все лучшее, что было накоплено социальным опытом этноса.

Бережное отношение к культурным ценностям народа послужит, но мнению Д. С. Лихачева, "делу утверждения духовно-нравственной жизни человека, его духовной оседлости, привязанности к родным местам, его нравственной самодисциплины и социальности".1 Формирование музыкально-эстетической культуры у учащейся молодежи в условиях творческого освоения этно-музыки разных народов (на основе музыкальной деятельности) - является важнейшим фактором взаимообогащения и сближения национальных культур, потому что музыкальный язык любого народа не требует перевода.

Введение татарской национальной музыки (как части мировой музыкальной культуры) в воспитательную систему образовательных учреждений, в этом плане может усилить интерес учащейся молодежи к национально-региональному компоненту музыкального образования и будет способствовать формированию у них культуры межнационального общения. Национальный компонент - составная часть учебного материала. Это по существу содержание духовной культуры в ее национальном выражении.

К сожалению, нельзя не отметить, что наряду с всеобщим признанием эффективности введения национально-регионального компонента в воспитательную систему образовательных учреждений, обнаруживаются некоторые проблемы в практике эстетического и духовного формирования молодого поколения. В современной социокультурной сфере утрачены многие принципы этно-педагогики татарского народа. В древности татарскому народу была присуща эффективная национальная система воспитания, основанная на любви родителей к ребенку,: на естественной обязанности ребенка слушаться родителей.

Система воспитания "гонап" (грех) была основной нормой поведения человека, определяла его нравственные устои, нарушение которых могло вызвать недовольство со стороны общества, его осуждение. Отход от национальных традиций проявляется в том, что недостаточно изучается в образовательных учреждениях, пропагандируется в СМИ, в частности, классическое музыкальное наследие татарских композиторов Ф. Ахметова, С. Губайдуллиной, Н. Жиганова, С. Сайдашева, Ф. Яруллина, Р. Яхина, и др. Необходимо, на наш взгляд, «повернуть» музыкальные потребности и вкусы учащейся молодежи к истокам народной татарской музыки, которая отражает характер народа, его мысли и чувства.

Музыкальное воспитание как процесс социально- педагогического взаимодействия

Характеризуя механизм влияния музыки, необходимо отметить, что музыка создается людьми, для людей, и центром внимания музыкального искусства является человек с его деятельностью и духовной жизнью. Связь человека с человеком не может ограничиваться только интеллектуальным контактом, а должна включать в себя и эмоциональное выражение и эмоциональное единение посредством языка искусства (музыкального, 101 литературного, танцевального, изобразительного искусства и т.д.). По этой причине в музыке важную роль играют ее фонетические механизмы воздействия - сила звука, культура звуковедения, тембр и характер звучания, темп, изменение ритма, интонационное разнообразие и другие, выразительные средства. Знание вышеназванных механизмов влияния музыкального языка, музыкального звука и оперирование ими при музыкально-творческой деятельности, формирует у учащейся молодежи музыкально-интонационный способ общения, так как музыкальный звук способен не только непосредственно выражать эмоциональные переживания, но и возбуждать их в другом. В отличие от искусства слова, выразительные возможности музыки бесконечно малы, музыка не может описать конкретные мысли и предметы, ибо реальные воздействующие на человека механизмы музыки - только в звучании. Музыкальное искусство отражает действительность конкретно чувственно и целостно, тем самым и на человека действует целостно, выступая эффективным средством передачи социального опыта. В музыке же, предметом которой является, как мы уже знаем, не материальный мир, а мир духовный, предмет образного воплощения - чувство, переживание, настроение; его звуковым выражением и является интонация. Комплексное освоение механизма влияния музыкального искусства пробуждает фантазию, развивает интеллект, формирует универсальные способности, важные для музыкально художественной деятельности и самое главное, создает предпосылки понимания музыки, как источника духовного общения и средства воссоздания эмоциональной открытости, доброжелательной расположенности к окружающим. Воздействие музыки начинается с самого раннего возраста, прежде всего в семье, затем продолжается в образовательных учреждениях; в дальнейшем музыкальное просвещение продолжается в виде активного освоения человеком социокультурных ценностей (всего многообразия проявлений эстетической красоты природы родного края, воплощенных в 102 I художественных образах музыкальных произведений). Музыкальное искусство формирует сферу высших человеческих чувств; это эстетические чувства, которые возникают при восприятии прекрасного в жизни, в природе, в искусстве. Многое в эстетических чувствах связано с пониманием законов красоты, гармонии. Не каждый человек становится композитором или музыкантом. Но понимать прекрасное, воспринять красоту и выразительность природы, отраженной в музыкальном искусстве, может научиться каждый. Объектом музыкального искусства является жизнь природы и общества, причем наиболее интересный его предмет - человек в его связях с окружающей действительностью. I Ведущая роль в системе воздействующих на человека выразительных средств музыкального искусства принадлежит мелодическому началу, интонационно мелодической стороне музыкального произведения. Мелодическое начало тесно связано со звучанием живой человеческой речи, с ее интонациями, мыслями. Интонирование - одна из важнейших свойств живой человеческой речи, как и пения. Под речевой интонацией имеются в виду те выразительно осмысленные повышения и понижения, с какими в живой речи произносится каждое слово, каждая мысль. Интонация же музыкальная - это эмоционально осмысленное произнесение музыкальных тонов, основанное на звуковых отношениях (интервалах) и подчиненное законам музыкальной логики. Характер и выразительность музыкальных интонаций в значительной степени определяется ладовым значением составляющих их звуков. Так, интонации вопроса, просьбы, недоумения, удивления, носящие характер неопределенности, обычно даются на неустойчивых звуках лада, присущей им напряженностью звучания. Ответ, утверждение, приказание - на устойчивых, более спокойных и завершенных. В мире музыкальных звуков певческому голосу отводится одно из самых значительных мест. Предполагается, что голос был первым музыкальным инструментом, посредством которого человек стал выражать свои переживания, свои мысли. Музыкальный язык, как и язык речи, 103 является средством общения, средством передачи определенной информации от одного человека другим людям. И в том, и в другом языке для сообщения используются звуки голоса. Голос может быть речевым, певческим, шепотным, хриплым. Какой бы звук мы не взяли, будь то звук музыкального инструмента или человеческого голоса, его характер можно определить с большой точностью, так как звуки относятся к физическим явлениям и изучаются точної! наукой, акустикой. Звук хорошо изучен, и основные закономерности, которым он подчиняется, выяснены. Все то многообразие качеств звука, которое мы умеем различать на слух в певческом голосе, имеет акустическую расшифровку. В певческом голосе различают не только высоту звука, его силу и тембр, но еще разнообразные качества, которые обозначают какими либо сравнениями, метафорами: голос льющийся или, наоборот, прямой, округлый или плоский; мягкий или жесткий, резкий, блестящий, металлический или матовый; грудной или головной; рассыпанный или собранный, сконцентрированный; далекий или близкий.

Подобно словесной речи и мелодическая речь, даже льющаяся, казалось бы, безостановочно, всегда делится на музыкальные фразы, предложения и на части. Важной стороной всякой мелодической мысли является внутренняя интонационная логика движения, выраженная в закономерном чередовании восходящего или нисходящего движения, мелодических ходов. Всякая широко развитая мелодия - это эмоционально-содержательная мысль, с присущей ей логикой развития и всецело подчиненная закономерностям музыкальной выразительности.

Похожие диссертации на Музыкальное воспитание в системе развития духовного потенциала учащейся молодежи: состояние, тенденции, рекомендации