Содержание к диссертации
Введение
Раздел 1. Духовный потенциал как проблема социологической науки с. 19
Раздел 2. Политическая культура в системе факторов формирования и развития духовного потенциала современной городской учащейся молодежи с. 51
Раздел 3. Механизм влияния политической культуры на формирование и развитие духовного потенциала городской учащейся молодежи с. 84
Раздел 4. Пути совершенствования воздействия политической культуры на процесс формирования и развития духовного потенциала городской учащейся молодёжи с. 118
Заключение с. 151
Список использованной литературы с.158
Приложение
- Духовный потенциал как проблема социологической науки
- Политическая культура в системе факторов формирования и развития духовного потенциала современной городской учащейся молодежи
- Механизм влияния политической культуры на формирование и развитие духовного потенциала городской учащейся молодежи
- Пути совершенствования воздействия политической культуры на процесс формирования и развития духовного потенциала городской учащейся молодёжи
Введение к работе
Актуальность темы
Социально-политические трудности переходного периода, который переживает на современном этапе российское общество, дестабилизировал ситуацию в стране и оказал негативное влияние на духовную жизнь всех социальных категорий населения. И в большей степени эти негативные процессы затрагивают молодых людей, эмоциональное восприятие действительности которыми не является стабильным и сформировавшимся, как у взрослых людей. В свою очередь, тяжёлое экономическое положение привело общество к серьёзным трудностям и внутренним конфликтам, к значительному росту уровня преступных связей и развитию многообразия форм отклоняющегося поведения, снижению политической активности и политической культуры среди молодежи. Особенно трудно в этот период приходится городской учащейся молодежи. Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющиеся в их асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.).
Снижение духовного потенциала молодежной среды отражает одну из острейших социальных проблем общества. Ценности, казавшиеся незыблемыми в течение многих десятков лет в нашей стране, на современном этапе во многом утратили свое значение. Крах советской идеологии, снижение жизненного уровня населения, отсутствие стабильности в экономике, спад производства привели к формированию новой системы ценностей в обществе.
Развитие духовного потенциала городской молодежи на современном этапе возможно через усиление политической активности молодежи посредством привития политической культуры.
В этих условиях становится исключительно насущной проблема вовлеченности молодежи в политическую жизнь. Нерешенность этой
актуальнейшей проблемы делает непредсказуемым как отношение населения к любым политическим инициативам, так и перспективу эволюции политического процесса в стране в целом.
Степень разработанности проблемы
Формирование политической культуры молодого человека не происходит изолированно, а тесно переплетается с историей, культурой, экономикой, социальными феноменами, связано с уровнем обучения и воспитания. Следует отметить, что политическая культура - одна из немногих проблем, которая находится на стыке нескольких общественных дисциплин и является предметом их изучения. Проблемы повышения политической культуры, развития духовного потенциала городской учащейся молодежи, управления политическим сознанием и политическим поведением граждан привели на Западе к разработке множества теорий политической культуры. Среди них особо следует отметить работы Г.Алмонда, С.Вербы, Р.Мертона, Б.Скиннера, Э.Фромма1. Широкую известность получила типологизация политической культуры, которую предложили американские политологи С. Верба и Г. Алмонд . Она основывается на результатах сравнительного анализа политических культур, существующих в различных странах, в зависимости от степени ориентации людей на участие в политической жизни, в обеспечении функционирования политической системы. Исходным пунктом их подхода является конструирование трех «чистых» типов политической культуры и выведение из них смешанных типов политической культуры. Чистыми типами, по определению, являются патриархальная, подданническая и активистская (гражданская) политические культуры.
Политическая культура определяется через понятия "политика", "политическое сознание". Методология научного исследования феномена политической культуры предполагает анализ ее содержания с позиции единства символического и утилитарного начала. Элементы политической культуры формирующейся личности: политическое образование, политическое сознание, политическая деятельность - наиболее полно раскрыты в работах Боровика B.C., Когана Л.Н., Васильева В.П., Яковлева А.И., Щегорцова В.А., Ожегова Ю.П., Блинова Н.М., Шендрика А.И., Шереги Ф.Э., Чупрова В.И., Нугманова Р.Г. и других авторов1.
Неразрывная связь практических действий человека с поиском политических идеалов, его политическая культура отражают одни из самых устойчивых и отличительных черт поведения, которые не подвергаются каким-либо стремительным изменениям под воздействием конъюнктуры или перепада настроения. Поэтому политическая культура, являясь внутренним кодексом человеческого поведения, выступает как стиль деятельности индивида в сфере политической власти (Шапиро И., Шаран П. ).
Политическая культура молодёжи формируется через усвоение и освоение, поддержание ими норм, образцов и стандартов поведения, традиций. Человек усваивает и осваивает требования статусного и ролевого поведения, культурных ценностей и ориентиров, тем самым развивает собственный духовный потенциал, который позволяет ему адаптироваться в
данной политической системе, т.е. происходит политическая социализация человека.
Освоению человеком традиций и ценностей общества многие ученые уделяли особое внимание, так как от этого зависит взаимодействие человека с политической системой и ее институтами. Политическая культура как компонент общественной жизни проникает во все сферы жизнедеятельности человека. С точки зрения структурного функционализма, политическую культуру можно рассматривать как социальную систему общества. Наиболее законченной считается классическая теория политической социализации, разработанная чикагскими учеными под руководством Д. Истона1, которые понимали ее как процесс обучения человека специальным ролям, которые необходимо выполнять ему в сфере политики. Л. Коэн, Р. Липтон, Т. Парсонс2 поддерживали эту теорию и акцентировали внимание на взаимодействии человека с политической системой и ее институтами.
М. Хабермас, К. Луман 3 рассматривают политическую социализацию как освоение человеком новых для себя ценностей, выдвигая на первый план внутриличностные, психологические механизмы формирования политического сознания и поведения человека.
Э. Эриксон, Э. Фромм4 уделяют внимание исследованию бессознательных мотивов политической деятельности (формам политического протеста, контркультурного поведения), понимая политическую социализацию как скрытый процесс политизации человеческих чувств и представлений.
Важную роль в разработке проблемы политической социализации сыграли разработки ученых в области социально-политической деятельности и активности личности (Г.М. Андреева, Ю.Р. Хайруллина, В.В. Трошихин, М.Х. Фарукшин, Е.Б. Шестопал, А. 3. Гильманов) . Они обращают внимание на воздействие социальной среды и активности субъекта на процесс политической социализации. Монография Ю.Р. Хайруллиной имеет в этом случае большое научно-практическое значение, поскольку автор представляет целостную концепцию социализации личности, и политическая социализация личности трактуется как важная составная часть процесса общекультурной социализации .
Данный процесс особенно актуален для молодого поколения, активно социализирующегося в современное общество. Монография В.Ф. Костюкевич также посвящена проблемам политической социализации молодежи. 3 Опираясь на социологическое исследование молодежи, автор приходит к выводу, что возникла необходимость теоретического осмысления проблем политической социализации молодежи на данном этапе развития общества.
Интерес к проблемам молодежи среди специалистов весьма высок и устойчив многие годы. Об этом свидетельствуют направленность и
количество работ, посвященных проблемам молодежи. Молодежь рассматривается как реальная социокультурная общность в ряде работ отечественных ученых (Березин П., Бобров П., Колесников Ю., Рубинштейн М., Руткевич М., Ядов В.А. и др.). Исследования городской молодежи проводились в свое время разными социологами. Так Г.И. Осадчая, изучая образование, трудовую карьеру, профессиональную мобильность, доходный и социально-бытовой статус, семейное положение и тендерные отношения, общественно-политическую активность, мировоззрение и ценности молодых людей в возрасте двадцати пяти лет, пришла к выводу о наличии стилевого разнообразия жизни молодежи.2
В своей монографии Ю.А. Зубок рассматривает социальную интеграцию молодежи в более широком контексте общественного воспроизводства, обобщая концептуальные положения отечественной и западной социологии по проблемам социальной интеграции и конфликта применительно к условиям нестабильности. Тем самым автор проводит системный анализ интеграционных процессов в молодежной среде с учетом социокультурных изменений в современном российском обществе.3
В.А. Луков, исследуя положение молодежи в нашей стране, отмечает, что проблемы духовного и нравственного развития молодежи не могут быть решены вне общего процесса духовного и нравственного развития россиян. Автор отмечает особую сложность общероссийских исследований по молодежной тематике, так как необходимо учитывать субкультурные различия, особо значимых для молодых возрастов и разделяющих молодежную среду в направлениях, трудно поддающихся формализации. В исследовании СИ. Григорьева выявлено, что политические ориентации молодых людей носят тенденции конструктивного и деструктивного развития, которые касаются основных сфер общественной жизни молодежи России. Он отмечает, что молодежь России демонстрирует массовое включение в освоение ценностей и отношений реформаторства, специфически отражая недостатки, перегибы общественной жизни. При этом массовое распространение либерально-демократических ориентации в самой молодой из групп молодежи России сопровождается ее социально-этической деградацией, грозящей основам развития целого поколения россиян.1
Б.А. Ручкин также отмечает, что, осмысливая роль и значение молодежи в новых условиях, следует отдавать себе отчет в том, что молодежь - не только потенциал перемен, но и возможный фактор социальной нестабильности. В его исследованиях на одно из первых мест молодежь ставит увеличение разрыва между обществом и властью, отмечает бессилие политической власти как фактор, представляющий опасность для России, всеобщую коррумпированность, воровство.
В работе по изучению динамики социальных изменений молодых людей, В.Т. Лисовский отмечает, что важно зафиксировать и понять ценности молодых людей, поскольку они во многом определяют обыденное сознание и повседневные представления о настоящем и будущем вступающих в жизнь подрастающих поколений. В работах Ануфриева Е.А., Глезермана Г.Е., Здравомыслова А.Г., Лавриненко В.Н.,1 и многих других рассматриваются специфика и особенности политических интересов молодежи с помощью таких значимых их составляющих, как потребность в политических знаниях и политической информации, интерес к политической власти и способам ее осуществления, к политическим деятелям, их деятельности и собственно политической работе.
Исследование молодежи как определенной социокультурной общности сложно осуществить без выявления особенностей социального действия и определения признаков социальной типологизации для данной группы людей. Так, при исследовании социального действия и социальной типологизации М. Вебер выделял социальное, исходя из категории социального действия, под которым он подразумевал человеческое поведение, которое по своему смыслу отнесено к поведению других и этим ориентировано в своем протекании.2
Указанные научные подходы дают возможность изучить лишь отдельные аспекты влияния политической культуры на формирование духовного потенциала молодежи как социального процесса. Именно социологический подход позволяет познать этот процесс во всей полноте и сложности различных социальных связей и взаимозависимостей. Социологический подход дает возможность исследовать механизм влияния политической культуры на формирование духовного потенциала молодежи. Общественная психология для социолога является сферой жизнедеятельности общества в целом, а также молодежи как большой социальной общности. Духовный потенциал молодежи, с точки зрения социологического подхода, целесообразно исследовать в двуедином плане. С
одной стороны, это изучение большой демографической общности, а с другой, это изучение последовательной смены состояния объекта под влиянием внешних и внутренних условий,
объективных и субъективных факторов.
Преимущество социологического подхода среди всех существующих выражается в его постоянном обновлении и пополнении за счет родственных подходов, видов деятельности и научных дисциплин. Его популярность объясняется не только прикладными методами исследования общества, без которых немыслимо ни одно научное направление, но в синтезирующем, системоинтегрирующем начале. Сущность социологического подхода выражается в том, что политическое, культурологическое, психологическое проявляют себя через деятельность. Это является главным в процессе анализа жизнедеятельности молодежи как части социума.
Особенность социологического метода исследования заключается в том, что он позволяет формализовать метод сбора социальной информации (на что в других гуманитарных дисциплинах уходит много времени и средств, в социологии можно сделать за короткий период и получить объективную информацию). Социологический метод познания позволяет путем понятийного фиксирования явления в процессе его развития прогнозировать деятельность и планировать социальные процессы.
В работах по изучению духовного потенциала молодых людей, считается, что потенциал - это характеристика ресурсов которые имеются у молодого человека1. Структура духовного потенциала состоит из элементов, характеризующих возможности и потенциал общества в целом: творческий, социальный, интеллектуальный. Рассмотрение взаимодействия этих элементов духовных потенциалов требует конкретного социологического исследования.
Изучение литературы по молодежной проблеме и вопросам духовности молодежи показало, что в современных исследованиях и научной литературе недостаточно раскрыты понятия «духовный потенциал», «политическая культура городской молодежи», не определено место политической культуры в системе факторов формирования и развития духовного потенциала молодежи, не выявлены механизмы влияния политической культуры на духовный потенциал городской молодежи.
Цель исследования - определить влияние политической культуры на формирование духовного потенциала городской молодежи и предложить пути совершенствования духовного потенциала городской учащейся молодёжи посредством развития её политической культуры.
В соответствии с указанной целью ставятся следующие задачи:
1. Конкретизировать понятия: «духовный потенциал», «политическая культура городской учащейся молодежи» (дать эмпирический анализ этих понятий).
2. Определить место политической культуры в системе факторов развития духовного потенциала городской учащейся молодёжи.
3. Выявить механизм влияния политической культуры на формирование и развитие духовного потенциала молодежи (раскрыть структуру механизма влияния).
4. Наметить основные пути развития и влияния политической культуры на формирование духовного потенциала современной городской учащейся молодёжи.
Объектом исследования является духовный потенциал городской учащейся молодёжи.
Предметом - влияние политической культуры на формирование духовного потенциала городской учащейся молодежи.
Теоретико-методологической основой исследования послужили следующие социологические концепции и теории:
деятельностный подход к формированию личности - (Анцыферова
Л.И., Афанасьев В.Г., Боголюбов Л.Н., Буева Л.П., Леонтьев А.И., Леонтьев А.Н., Швырев B.C. Хайруллина Ю.Р.)1;
- системный, комплексный подходы как направления методологии познания социальных процессов (Аитов Н.А., Ануфриев Е.А., Иванов В.В., Комлев Ю.Ю., Кулапин А.П., Рахматуллин Э.С., Руткевич М.Н., Хайруллина Ю.Р., Чангли И.И., Юдин Б.Г., Ядов В.А.)2;
- теории духовности (Вульфов Б.З., Вяземский Ю.П., Ершов П.М., Крымский СБ., Пивоваров Д.В., Симонов П.В., Нугманов Р.Г.)3
- развития духовных способностей (Алякринский Б.С., Зиятдинова Ф.Г, Масленникова В.Ш., Шадриков В.Д.)4.
В ходе исследования применялись следующие методы:
- общенаучные: сравнительно-типологические, логические, с помощью которых выявлены общее и особенное в изучаемом явлении; статистические методы обработки полученной информации;
- социологические: анкетирование, интервьюирование молодежи; анализ документов - статистических отчетов, контент-анализ, изучение данных средств массовой информации.
Эмпирическую базу исследования составили данные статистики, результаты социологических исследований в России, Татарстане и на базе ТИСБИ, КамПА, НГПИ и МГУКИ в г. Набережные Челны ЕШМ (филиал Елабужской Школы Милиции) под руководством и при участии диссертанта. Выборочная совокупность исследования составила 1180 единиц, осуществлена методом квот, которые соответствуют критериям высокой точности. Число характеристик, данные о которых выступают в качестве квот, представлено образованием, возрастом, полом, занятостью (учеба, работа, подработка и др.). Максимальная допустимая погрешность по основным параметрам составляет 0,5%. В соответствии с генеральной совокупностью в ходе опроса сохраняются этнические пропорции, характерные для данного района пропорции полов (50% молодых людей, 50% девушек) и (по 33%) трех возрастных групп: 16-18 лет, 19-21 года, 22-23 лет.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:
1. Конкретизированы содержание и структура духовного потенциала молодежи на современном этапе развития общества. (В данной работе под духовным потенциалом современной городской учащейся молодежи понимается совокупность интегральных характеристик личности молодых людей, способных изменить внутренний мир человека и влиять на социальную действительность общества.)
2. Выявлено место политической культуры современной городской учащейся молодежи в системе факторов развития ее духовного потенциала, которое определяется тем, что политическая культура создает условия для формирования и развития элементов духовного потенциала, и выступает как характеристика социокультурных условий, с помощью которых молодежь имеет возможность эффективно использовать общественные отношения, политические взгляды, ценности общества для формирования духовности.
3. Определен социальный механизм влияния политической культуры на формирование и развитие духовного потенциала городской учащейся молодёжи через такие элементы политической культуры: политическое знание, политические ценности, политическое поведение - на элементы духовного потенциала - нормативно-ценностный, эмоционально-психологический, социализация и коммуникация.
4. Намечены основные направления и разработаны практические рекомендации по совершенствованию влияния политической культуры, на формирование и развитие духовного потенциала городской учащейся молодежи (необходимость определения государственной политики воспитания молодежи; активное включение в сферу своей деятельности культурных и общественных институтов молодежи; регулирования государством средств массовой информации; введение новых культурных форм и методов участия молодежи в политических дискуссиях, выступлениях, в массовых мероприятиях, митингах, демонстрациях; представленность молодежи на различных уровнях государственной власти; повышение уровня политической компетентности молодых людей). Создание условий для формирования самодеятельных общественных организаций.
5. В научный оборот введены данные ряда социологических исследований по вопросам развития духовного потенциала и политической культуры современной городской учащейся молодежи.
Основные положения, выносимые на защиту
1. Развитие духовного потенциала современной городской молодежи определяется объективными условиями и субъективными факторами. В качество объективных выступают социально-экономические условия и социально-культурные факторы. К субъективным относятся те факторы, которые связаны с личностью и её отношением к жизни и которые содержат психологические и культурологические компоненты.
2. Политическая культура понимается как комплексное явление, которое возникает и реально существует в конкретном выражении связи общественных явлений в жизни, единстве истории и современности. Характеризуется следующими основными переменными:
а) форма и степень участия в политической жизни общества (митингах, демонстрациях, политических забастовках, пикетах, партийной деятельности);
б) форма и уровень взаимодействия с государственными институтами (конфронтация, сотрудничество, несотрудничество);
в) форма и уровень взаимодействия с институтами гражданского общества (в частности, с политическими партиями и движениями); формы и уровень взаимодействия с другими субъектами политического процесса; тип электорального поведения.
3. Влияние политической культуры на духовный потенциал молодежи осуществляется через механизмы, предусматривающие воздействие элементов политической культуры (политические знания, политические ценности, политическое поведение) - на элементы духовного потенциала (нормативно-ценностный, эмоционально-психологический уровни социализации и коммуникации).
4. Политическая культура актуализирует и оптимизирует гражданскую активность человека, определяет для него ориентиры формирования определенной рациональной позиции во взаимодействии с обществом наиболее рациональные формы этого взаимодействия, формирует и
развивает духовный потенциал молодежи в тесной связи с действительностью, с необходимыми ей ценностями и побуждениями, исходя из объективной необходимости успешного включения молодежи в совершенствование общественных процессов. Политическая культура аккумулирует, перерабатывает прошлый опыт, традиции и формирует взгляды и устремления на будущее. Она является итогом длительного поиска и закрепления на практике ценностей и идеалов. 5. Важным условием совершенствования духовного потенциала современной городской учащейся молодежи на современном этапе развития общества является развитие политической культуры государства.
Научно-практическая значимость работы состоит в приращении знаний по одной из актуальных проблем социология культуры, духовной жизни молодежи - ее духовного потенциала, расширению теоретической базы и практических данных по формированию политической культуры молодежи. Выводы и результаты могут быть использованы при разработке социально-политической стратегии работы с молодежью в рамках функционирующей молодежной программы субъекта РФ, перспективного планирования и прогнозирования социально-экономического развития региона, города, программ по воспитанию, духовному развитию молодежи. Теоретические и практические рекомендации использованы при разработке курса лекций по социологии культуры и духовной жизни молодежи, политической культуре молодежи.
Апробация работы - основные идеи, положения и выводы работы отражены в выступлениях на республиканских научно-практических конференциях, использовались и применяются в практической работе на теоретических семинарах в ТИСБИ, НГПИ, МГУКИ, КамПА, ЕШМ (филиал) отражены в публикациях;
1. Гараева Л.Х. Духовная культура молодежи: деятельностная сущность и интегративная модель // Сб. научных трудов докторантов, аспирантов и соискателей. Казань: КГУ. - 2004, С. 52-54.
2. Гараева Л.Х. Демократия: надежды и разочарования // Язык и культура «МОСТ». Наб. Челны:Филиал Нижегородского лингвистического университета. - 2004, С. 32-34.
3. Гараева Л.Х. Духовный потенциал как фактор экологического воспитания // Региональная научно-практическая конференция Прикамского региона: природа, население, хозяйство. Наб. Челны. - 2005, С. 34-36.
4. Гараева Л.Х. Политическая культура как фактор формирования духовного потенциала городской молодёжи // Социальные процессы и институты в трансформирующемся обществе. М. - 2004, С. 54.
5. Гараева Л.Х. Демократическая основа государства // Образование, занятость, карьера: стратегия и тактика. Казань. - 2002, С. 113-115.
6. Гараева Л.Х. Политическая культура как фактор стимулирования духовности у современной молодёжи // Третья международная научно-практическая конференция. Наб. Челны. - 2005. С. 3 - 4 .
Структура работы - диссертационная работа состоит из введения, четырех разделов, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Духовный потенциал как проблема социологической науки
В духовном потенциале молодых граждан заложена возможность процветания, либо упадка общественной жизни. Поэтому не случайно, что изучению духовного потенциала общества на всех этапах развития социологической мысли уделялось всестороннее внимание. Анализ потенциальных возможностей членов общества, в том числе и духовных, позволяет раскрыть будущие возможности развития любого общества. Трансформирующаяся общественная жизнь, переход к рыночным отношениям вносят свои весьма значимые коррективы в духовный мир членов общества. Современная жизнь предъявляет новые, гораздо более жесткие требования к человеку. В первую очередь это относится к профессиональным компонентам социального потенциала - квалификации, знаниям, умениям, мастерству каждого члена общества. Однако профессиональные составляющиеся социального потенциала личности определяются его духовным потенциалом.
В отечественной литературе преобладает сугубо вещественное, субстанциональное (свойственное узкопрофессиональному экономическому подходу) рассмотрение социального потенциала как совокупности объективных, материальных образований - природных ресурсов, станков, оборудования и т.д. И если при таком подходе в число структурных элементов социального потенциала и входит человек, то только, как правило, в качестве «трудового ресурса», только как элемент производительных сил, как «человеческий фактор». Нам представляется, что эта тенденция в отечественной науке обусловлена сворачиванием в 80-е гг. планирования социальной сферы, которое, как это ни парадоксально, наметилось в результате перестройки1.
В различное время к вопросам духовного потенциала обращались и обращаются различные исследователи. Это Ф.М. Достоевский, Н.М. Карамзин, Н.А. Бердяев, М. Хайдеггер, И. Хейзинга, О. Шпенглер, С.Н. Булгаков, Л. Шестов, К.Н. Леонтьев, В. Волошин, Л. Хромов, В. Зинченко, В.И. Вейник, Н.Ф. Реймерс и другие1. Один из систематизаторов современной экологической науки Н.Ф. Реймерс именно в связи с формированием духовного потенциала общества, существующего для стабильного, безопасного, устойчивого развития каждого его члена, формирования и реализации "неразрушающего" мировоззрения и духовного потенциала гражданина общества описывает "экологию духа" как науку об экологии духовного потенциала человека и информационной среды общественного развития: "Личность и общество в среде самого широкого движения мысли и духа"2.
В.В. Волошин отмечает, что постсоветская переоценка всех ценностей, утверждение нигилизма как формы теоретически-практического отношения к действительности морально травмируют человека, искажая его внутренний, духовный мир, и соответственно, создавая неблагоприятную в контексте безопасного, устойчивого развития направленность формирования и реализации духовного потенциала члена общества. В таких условиях, как справедливо отмечает В.В. Волошин, проблематично создание высокоэффективной экономики1.
Большинство работ, относящихся к социальному потенциалу, было написано в так называемую «дорыночную» эпоху. В настоящее время они могут быть использованы с определенными поправками. В отечественной науке всегда существовала, хоть и в латентном, неявном виде, другая тенденция, иная традиция понимания содержания и структуры потенциала. В частности, И.С. Ступницкий, в своей монографии определяет экономический потенциал как «экономическую силу или способность общества по созданию разнообразных видов» как материальных благ, так и оказываемых услуг2. С точки зрения В.И. Кушлина, «научно-технический потенциал - не только сумма накопленных соответствующих ресурсов, это - комплекс текущих и нормативных социально-экономических возможностей, внутренне заключенных в совокупности всех научно-технических факторов данной хозяйственной системы или подсистемы»3.
Хотя в наше время все большее место занимают междисциплинарные исследования духовного потенциала, узкоспециальные подходы вряд ли стоит предавать полному забвению, при всех своих недостатках так называемые дисциплинарные "видения" проблемы, предполагающие рассмотрение духовной культуры с различных сторон, в разных ракурсах, под интересующим конкретную отрасль науки углом зрения, позволяют выявить важные детали и особенности исследуемого объекта. В философии духовность становится атрибутом индивидуального, группового и общественного сознания и поведения в том случае, если ступень развития и степень внутренней дифференциации социума позволяют выделить духовную культуру как особую сферу общественной жизни и специфический вид деятельности. Духовность понимается как особый вид деятельности и культуры, как специфический способ организации и развития жизнедеятельности человека, который представлен системой социальных норм, учреждений и ценностей1. В этом случае философия изучает социальный объект с целью выявления в нем специфики проявления общих законов и закономерностей развития человека и общества. Она рассматривает духовную культуру и духовный потенциал как особую систему, целостность, состоящую из взаимосвязанных и взаимодействующих частей, с одной стороны, и как элемент систем более общего порядка - духовной жизни, системы культуры - с другой. Таким образом, в философии духовный потенциал определяется как интегральный опыт, накопленный человечеством в сфере духовных отношений и обуславливающий поведение сильных и слабых, ключевых и второстепенных идей.
Политическая культура в системе факторов формирования и развития духовного потенциала современной городской учащейся молодежи
Духовный потенциал является в целом комплексным понятием, которое характеризует уровень и состояние общественной и личной жизни, содержание самой социокультурной жизни. Позитивные изменения в области духовного потенциала человека выражаются в получении им большей возможности и гарантии для развития, свободы выбора воззрений, места работы и учебы, появлению дополнительных стимулов к развитию их личных способностей. Негативные стороны связаны с частым возникновением кризисных ситуаций, ухудшением условий жизни и отношений между людьми, связанных с разрушением прежних жизненных ценностей, условиями их трудовой деятельности, занятости. Для современного этапа развития общества характерно нарушение привычных структурных связей общественной и трудовой жизни. Падение заработной платы в 2 - 3 раза привело к резкому социальному расслоению общества, и как следствие, к обострению социальных проблем (наркомания, СПИД, детская преступность, бродяжничество и т.д.)1. Экономически активное население страны стало сегодня наемным, эффективность работы которого зависят от соотношения спроса и предложения, от хозяйственной конъюнктуры. Все это, безусловно, привело к определенным изменениям образа жизни людей.
Одним из выходов из кризиса является, с нашей точки зрения, повышение духовного потенциала значительной части членов общества -молодежи. Опираясь на ее активную гражданскую позицию, общую культуру, общество смогло бы прийти к позитивному решению новых экономических и политических реформ в стране с наименьшими потерями, при этом имея в виду то, что духовный потенциал подрастающего поколения формируется и развивается в условиях реформирования нашего общества и изменения на современном этапе функций государства.
Для определения места политической культуры как фактора формирования духовного потенциала молодежи целесообразно изучить систему факторов, влияющих на этот процесс. В литературе под "фактором" (от латинского factor - делатель, делающий) понимается причина, движущая сила какого-либо процесса, явления или одно из основных условий, определяющее их характер или отдельные черты этого процесса или явления.1 Следовательно, определяя место политической культуры в системе факторов, влияющих на уровень духовного потенциала молодежи, необходимо конкретизировать эти системы. Необходимо подчеркнуть, что факторы, влияющие на духовный потенциал, обусловлены особенностями современного российского общества, той социально-экономической и новой системой ценностей, которая сложилась на сегодняшний день в стране.
Таковыми факторами, влияющими на уровень духовного потенциала молодежи, являются следующие.
Факторы, обуславливающие духовный потенциал личности, можно разделить на объективные и субъективные. К объективным нами отнесены те факторы, которые оказывают влияние на уровень духовного потенциала, содержание духовной жизни общества, вовлеченность молодежи в духовную жизнь общества и зависят от исторических условий и социально-культурных процессов в обществе. Уровень эффективности этой группы в большей степени зависит от социально-экономического и социально-культурного состояний общества. Под субъектными понимаются в основном такие факторы, которые связаны с субъективным отношением человека к жизни, содержащие психологические и культурные аспекты.
Факторы, обуславливающие духовный потенциал, можно также разделить на основные и определяющие. К основным факторам отнесены социально-экономические и социально-культурные факторы, психологические и культурологические факторы. Политическая культура является, по нашему мнению, определяющим социально-культурным фактором, то есть определяет влияние основных факторов на уровень духовного потенциала молодежи, их социальную активность, их готовность реализовать себя как личность. Политическая культура общества в целом способствует формированию духовного потенциала молодежи, создает условия для развития потенциала молодежи и дальнейшей его реализации.
Критериальными показателями объективных факторов являются: экономические отношения, отношения к собственности, политическая система, тип государства, социальная общность. Критериальными показателями субъективных факторов являются: социальная идентификация, система ценностей, политическая компетентность, образованность человека.
Выделенные нами критериальные показатели определяют состояние духовного потенциала современной молодежи.
Механизм влияния политической культуры на формирование и развитие духовного потенциала городской учащейся молодежи
Развитие духовного потенциала городской учащейся молодежи происходит в результате воздействия факторов, как объективных, так и субъективных. Важным фактором формирования и развития духовного потенциала является политическая культура. Для более глубокого изучения степени влияния политической культуры на развитие духовного потенциала городской учащейся молодежи необходимо определить не только место политической культуры в системе факторов, влияющих на формирование духовного потенциала, но и выявить механизм этого влияния.
Механизм понимается как устройство, система, определяющая порядок какого-нибудь вида деятельности , как совокупность состояний и процессов, из которых складывается какое-либо явление 2.
В нашем случае речь идет о механизме влияния политической культуры на духовный потенциал современной учащейся городской молодежи. Речь идет о взаимовлиянии двух систем - системы «политической культуры» и системы «духовного потенциала».
Однако сложно исследовать влияние одного на другое без анализа их составляющих компонентов. Поскольку речь идет о системах, будем исследовать элементы этих систем.
Предварительно путем эмпирической интерпретации
(операционализации) основных составляющих понятий «политической культуры» и «духовного потенциала». Основными компонентами «системы элементов» политической культуры являются следующие:
- политические знания;
- политические ценности; - политическое поведение.
Составляющие компоненты духовного потенциала являются:
- нормативно-ценностный компонент;
- эмоционально-ценностный компонент;
- компонент уровня социализации;
- компонент коммуникации как взаимодействия.
Наш подход к исследованию взаимовлияния указанных феноменов и понятий имеет прямое отношение к их измерению. Измерить эти явления «напрямую» не представляется возможным. Измерить «напрямую» можно лишь отдельные компоненты этих феноменов в процессе их изменений. Такого рода аппеляцию как указывалось выше, социологи отождествляют с эмпирической интерпретацией основных понятий исследования, когда при помощи измерения части отдельных компонентов и последующего их суммирования можно составить качественное представление об измеряемых явлениях.
Таким образом, предметом исследования настоящего раздела является анализ влияния основных компонентов политической культуры на составляющие духовного потенциала современной учащейся городской молодежи.
Взаимодействие элементов этих систем и, прежде всего, влияние составляющих компонентов политической культуры на элементы духовного потенциала и составляют основной механизм формирования и развития духовного потенциала современной учащейся городской молодежи. Схематичное влияние первого на второе принимает следующий вид (см. схема 2).
Таким образом, механизм состоит из нескольких элементов, движения которых взаимосвязаны и вызывают движение других элементов системы. Поэтому затрудненное выполнение действий одного из элементов влечет за собой затруднение выполнения движений всего механизма. Особо важно не только хорошее состояние основных частей системы, а также отлаженное их взаимодействие.
В данном случае, под механизмом понимается последовательность подачи и усвоения знаний и освоение опыта о политической культуре, стереотипах, и установок на духовную жизнь молодого человека, подрастающее поколение в обществе. Основой духовного потенциала молодежи является общественная деятельность, которая во многом зависит от потребностей, интересов, сознания и политической культуры молодого поколения. То есть, можно говорить о том, что влияние политической культуры на развитие духовного потенциала личности осуществляется через систему воздействия на ее сознание.
Духовная жизнь людей разворачивается в различных сферах жизнедеятельности общества; ее направленность, содержание и средства многообразны. Повышение уровня духовного потенциала предполагает, в первую очередь, изменение отношения людей к духовности и выработку потребности в духовном совершенствовании. Политическая культура - это особый вид культуры, который способствует усвоению новых знаний, навыков, умений социально-политического общения относительно того, каким должен быть мир. Политическая культура общества способствует выработке ценностных ориентиров нового уровня, в центре которых находится человек, его жизнь, возможности для его самореализации. Основными элементами политической культуры членов того или иного общества являются: политическое знание, политические ценности, политическое поведение.
Механизм влияния политической культуры на духовный потенциал молодежи, по нашему мнению, представляет собой последовательное воздействие элементов политической культуры как на каждую личность, так и в целом на эту социальную группу: политические знания, политические ценности, политическое поведение, на элементы духовного потенциала (нормативно-ценностный элемент, эмоционально-ценностный элемент, элемент уровня социализации, элемент коммуникации как взаимодействия).
Эмоционально-психологический элемент духовного потенциала молодежи включает эмоциональную окраску, отношения и переживания молодых людей, связанные с процессами общественной жизнедеятельности, процессами, происходящими в стране.
Пути совершенствования воздействия политической культуры на процесс формирования и развития духовного потенциала городской учащейся молодёжи
Рассмотрим духовный потенциал в аспекте современного развития политической культуры. Общество или группа стремится сформировать её, исходя из определенных целей и задач. Но действие стихийных социальных и политических сил, которые проявляют себя в обществе, вносят в этот процесс свои коррективы, поэтому получаемый в конечном итоге результат более или менее отличается от замысла. При этом большую роль в формировании духовного потенциала на общественном уровне играют такие факторы, как геополитическое и экономическое положение страны; социальная и политическая структура общества; характер общественных отношений, политические и социальные традиции, особенности национальной психологии. Важно помнить, что политическая сфера общества является наиболее динамичной и реактивной в сравнении с другими сферами общественной жизни. Хотя трансформация российского общества и его модернизация затрагивают и экономическую, и духовную сферы общества, тем не менее, концентрированное выражение этих процессов присутствует именно в политических изменениях.
Как показали наши исследования, на уровень духовного потенциала молодежи большое влияние оказывает среда жизнедеятельности. Семья школа, молодежные организации, сверстники - это те социальные составляющие, которые определяют первичную социализацию молодежи, закладывают основы её гражданского и политического воспитания, формируют политическую культуру, выступают важнейшим фактором изменения духовного потенциала.
Необходимо отметить роль семьи как фактора формирования политической культуры на духовный потенциал подрастающего поколения. Семья является социальным институтом, это - устойчивые взаимоотношения между людьми, в рамках которых осуществляется основная часть повседневной жизни людей и удовлетворение их материальных и духовных потребностей, выступает в качестве основного источника формирования духовного потенциала молодежи. Для того, чтобы молодой человек развивался как гармоничная личность, ему необходима такая атмосфера, где царили бы счастье, любовь и понимание.
Роль семьи, как одного из основных источников формирования политической культуры и развития духовного потенциала молодежи, несравнима. Ведь именно в семье в процессе усвоения и освоения индивидом социальных ролей, необходимых для адаптации в обществе, начинает формироваться и развиваться личность. С семьей человек ощущает связь на протяжении всей своей жизни. Именно в семье закладываются основы нравственности, ценности, которые в дальнейшем выражаются в политической культуре и духовном богатстве человека.
В последнее десятилетие заметно возросла роль средств массовой информации как одного из источников формирования политической культуры. Данная область социальной жизни является, с одной стороны, средством передачи информации и, с другой, источником управления поведением молодежи. Средства массовой информации могут как снижать уровень политической активности молодежи, так и повышать его за счет доступности и гласности информации. Информация становится важнейшим средством во всех сферах жизни современного общества, средством производственной, политической, научно-образовательной и других видов деятельности. Естественно, она оказывает сильное влияние на культурные, политические и социальные процессы. Её содержание связано с формированием политической культуры и расширением духовного потенциала молодежи, а также с увеличением числа источников информации. Но проблема заключается в том, что в условиях современного государства многоликий информационный поток на практике трудно управляем, хотя должен быть регулируемым.
К современным путям формирования духовного потенциала городской молодежи следует отнести средства массовой информации. В последнее десятилетие роль и место СМИ в жизни молодежи стало предметом тщательного анализа многих ученых не только в Республике Татарстан, но и на территории Российской Федерации. Исследователи констатируют «высокую степень духовного влияния основных коммуникационных каналов на формирование общественного мнения»1, которые, по сути, закладывают основы духовности, политической культуры.
Исследования отечественного ученого А. Бочарова подтверждают сильнейшее влияние телевидения на психологическое состояние людей2. Следует заметить, что средства массовой информации всегда осуществляли деятельность по формированию мировоззренческого стержня общества в целом. М.А. Афзалов определил их, как «эффективный инструментарий в арсенале правящих кругов при достижении одной лишь цели - внедрении норм и ценностей для обоснования власти» 3. Это делает возможным господствующим личностям или группам активно влиять на общественное мнение.
При значительном спаде нравственности, морали молодежи, при низкой поддержке молодежи со стороны государства зачастую пресса умалчивает острые проблемы. В таких ситуациях молодому поколению сложно создать правильное понимание ситуации. Напротив, исключение из телевизионных программ, радиопрограмм научного, образовательного, интеллектуального содержания и насыщение их различными развлекательными ток-шоу, зарубежными фильмами низкого качества ведет к обнищанию духовного потенциала, снижению культурного уровня молодежи, формированию низкой политической культуры.
Современное молодое поколение получает большую часть информации из СМИ. По данным нашего опроса 90% молодежи получают информацию из СМИ, для 85% молодых людей радио и газета являются одним из первых источников получения знания и информации. Таким образом, представления об общественных отношениях молодежи формируется через СМИ.
Современное телевидение зачастую способствует разрушению мировоззренческих устоев молодых людей, рекламирует жестокость, насилие, криминальное поведение. Важную роль в конструировании общественных стереотипов играют СМИ. С телеэкранов сегодня не сходят супермены, которые для достижения цели не остановятся ни перед чем. Стереотипами для подражания в СМИ выступают люди, которые могут быстро и не всегда честно зарабатывать «большие деньги», умеют «шикарно» жить и веселиться. Таким образом, это содействует отвлечению молодежи от реальной оценки процессов, происходящих в стране, отвлекая при этом мышление, способность критически рассуждать, выражать свою гражданскую позицию. Тем самым, телевидение становится бизнесом, а не средством воздействия на личность с целью ее духовного развития.