Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Нравственный потенциал семьи как фактор формирования духовных ценностей молодежи : социологический аспект Мухина, Елена Александровна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Мухина, Елена Александровна. Нравственный потенциал семьи как фактор формирования духовных ценностей молодежи : социологический аспект : автореферат дис. ... кандидата социологических наук : 22.00.06 / Мухина Елена Александровна; [Место защиты: Адыг. гос. ун-т].- Майкоп, 2012.- 26 с.: ил. РГБ ОД, 9 12-1/2018

Введение к работе

Актуальность темы исследования: Трансформация российского общества, предпринятая в 90-е годы XX столетия, связана с радикальным изменением социальных процессов, социальной структуры и систем жизненных ценностей. Одним из следствий этих трансформационных процессов можно считать нарастание кризисных явлений как в ценностной сфере российского общества в целом, так и в сфере семейных ценностей в частности. Результатом социальных, политических и экономических изменений систем российского общества стала переоценка общественных идеалов, провозглашенных в советский период, и корректировка индивидуальных ценностных ориентации россиян. Наиболее серьезные изменения происходят и в сфере семейных ценностей, главным образом, духовность в семье уступает место прагматизму. Между тем, никогда в истории нравственный потенциал семьи и ценности деторождения не определялись материальным благополучием страны и отдельной семьи. Благополучие России определяется, в первую очередь, уровнем духовного развития семей. При этом особо актуальными становятся вопросы формирования ценностных ориентации подрастающих поколений в процессах социализации и социального воспитания, прежде всего трудностей в формировании у молодежи нравственной основы иерархии ценностей.

Целый ряд социальных проблем, относящихся к смене социального строя в стране и к резкому расслоению общества (таких, как ухудшение здравоохранения и здоровья населения в связи с наркоманией, алкоголизмом, курением; рост показателей социальной патологии и девиантного поведения, социального сиротства и безнадзорности, рост общей и молодежной преступности и т.д.) затрудняет для подрастающих поколений процесс нравственного формирования личности. Возникают трудности в укреплении ориентации на заботу о здоровье и продолжительности жизни в связи с распространением среди молодежи негативных форм самосохранительного поведения. Ослабление связей общества и индивида, происходящее в настоящее время в нашей стране, привело к тому, что государство утратило способность регулировать поведение человека в обществе, так как требования, которые должно предъявлять государство своим гражданам не определены, а зачастую и противоречивы. Поэтому функцию социальной регламентации поведения индивидов на данный момент выполняет ближайшее социальное окружение и, главным образом, семья.

Институт семьи — один из самых устойчивых в социальном пространстве, он традиционно компенсировал последствия общественных кризисов, войн, однако надеяться на то, что нравственный потенциал семьи сегодня может полностью нивелировать воздействие негативных общественных явлений, нельзя. Духовный потенциал семьи не стоит переоценивать, он исчерпаем. Социальная нагрузка на данный основополагающий институт общества на рубеже XX - XXI веков возросла.

Сохранять нравственные приоритеты, необходимые для формирования полноценной личности в такой ситуации все труднее: без поддержки государства и соответствующего высокого статуса семьи в обществе невозможно формирование полноценной личности. Нравственный потенциал семьи рассматривается сегодня учеными как основной, определяющий фактор в процессе формирования личности.

По анализу проводимых в 2008-2011 г. исследований, семья как ценность занимает у молодежи первое место в иерархии жизненно важных ценностей. Таким образом, актуальность данного диссертационного исследования определяется, прежде всего, необходимостью выявления системы факторов, способных сформировать ценностные ориентации молодежи, основанные на общественно значимых интересах. В современной российской ситуации наиболее приоритетными фактором, обусловливающим процесс интериоризации общественных интересов в личностные может стать семья, если она обладает определенным уровнем нравственного потенциала. Именно поэтому исследование нравственного потенциала семьи как фактора формирования духовно-нравственных ориентации молодежи в современном российском обществе является актуальным.

Степень научной разработанности проблемы. Теоретико-методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых в области социологии социальной сферы; социально-философские и социологические теории личности и ценностей; социологические концепции изучения ценностных и духовно-нравственных ориентации; методология системного анализа. Методологическим источником исследования послужили труды отечественных и зарубежных философов, социологов, культурологов.

Тема ценностей и ценностных духовно-нравственных ориентации рассматривается в рамках различных дисциплин и различных теоретических подходов. Изучение ценностей и духовно-нравственных ориентации, в том числе семейных, методов их измерения, факторов, оказывающих влияние на их формирование, возможных, последствий преобладания в обществе тех или иных ценностей и духовно-нравственных ориентации относится к ряду важнейших направлений социологии, и неоднократно рассматривались как в отечественных, так и в зарубежных источниках. По данной проблеме написано много научных трудов, статей, монографий. Методология исследования феномена ценностного сознания, категориальный аппарат разрабатываются в философских, культурологических, психологических и социологических концепциях.

В работах С. Анисимова, Л. Архангельского, В. Василенко, В. Бакирова, М. Кагана, Л. Столовича, В. Тугарипова, Н. Лапина, А. Здравомыслова, ДЛеонтьева, В. Лисовского, В. Ядова, Ю. Беспаловой представлен общий анализ проблемы ценностей.

Изучению природы ценностей в области социологии посвящены труды В. Виндельбанда, А. Шопенгауэра, Г. Лотца, Г. Мюнстерберга, А. Майнонга, Г. Риккерта, М.Шелера.

Первыми социологами, затронувшими ценностную проблематику были М. Вебер и Э. Дюркгейм, которые обосновали необходимость изучения ценностей социологической наукой и внесли важный вклад в понимание общества как ценностно-нормативной системы. В XX веке ценностная проблематика разрабатывалась У. Томасом, Ф. Знанецким, Т. Парсон-сом, К. Клакхоном, У. Л. Колбом, М. Рокичем, Р. Вильнюсом, Д. Олпортом, Ч.Моррисом, Р. Инглехартом, А. Инкельсом.

Большой вклад в изучение ценностей и духовно-нравственных ориентации внесли А. Здравомыслов, В. Ольшанский, 3. Файнбург, В. Лисовского, В. Ядов. В частности В. А. Ядовым1 был проведен ряд социологических исследований ценностных ориентации с использованием модифицированной классификации ценностей М. Рокича.

В настоящее время исследуется ценностное сознание самых различных социальных групп, апробируются новые методики в изучении ценностей. Над этой темой работают такие современные исследователи - В. Бакштановский, Ю. Беспалова, А. Вардомацкий, Н. Лапин, В. Магуна, М. Охотникова.

Исследованиям социального развития молодежи посвящены научные труды В. Лисовского, И. Кона, С. Иконниковой, К. Барбаковой, В.Мансурова, В.Новикова, С.Быковой.

Методологию американского социолога и антрополога М. Мида, связанную со способом передачи культур от одного поколения к другому, успешно применяли и развивали в социологии молодежи российские социологи В. Башкутов, В. Боровик, С. Григорьев, С. Иконникова, В. Лисовский, В. Немировский, Ю. Ожегов, Е. Слуцкий, В. Харчева, А. Шендрик. В их работах доминирует традиция исследования молодежных субкультур, связанная ценностной и мировоззренческой дифференциацией в молодежной среде (С. Кугель, А. Шендрик), делинквентной подкультуры, функционирующей в качестве преступного слоя общества, включающего часть молодежи (К. Игошев, Г. Миньковский), а также с различиями поведения, внешней атрибутики, формами проведения досуга неформальных молодежных объединений (В. Левичев, Е. Ливанов). Изучение жизненных планов молодежи предпринято А. Кулагиным, В. Лисовским, М. Руткевичем, 3. Файнбург.

Для решения задач данного исследования важную роль имели работы, посвященные проблемам формирования и развития личности (А. Шопенгауэра, И. Кона, А. Ковалевой, В. Немировского); проблемам самоопределения молодежи и выбора жизненного пути (В.И. Бакштановского, В.Т. Лисовского, В.Г. Алексеевой, М.Н. Руткевича, Ф.Р. Филиппова, В.Н. Шубкина); социальным проблемам молодежи (В.Т. Лисовского, С.Н. Иконниковой, Ю.Р. Вишневского, Б.А. Ручкина).

Социологией семьи начали заниматься в XIX веке такие ученые, как Ф. Ле Пле, У. Джемс, Ч. Кули, У. Томас, Ж. Пиаже, 3. Фрейд, Э. Берджесс. Они проводили эмпирические исследования взаимоотношений в семье. Т. Парсонс

Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. - М,: Добросвет, 1998. - 596 с.

и К. Дэвис пытались совместить «микроанализ» и «макроанализ» семьи. Большой вклад в анализ теоретических схем и концепций исследования семьи внес американский социолог Р. Хилл и его коллеги А. Катц и Р. Симпсон. Эволюционную теорию изменения семьи развивали Г. Спенсер, У. Гуд.

В России заметный вклад в становление социологии семьи внесли такие философы, писатели и публицисты, как А. Белый, В. Соловьев, А. Фет, К. Бальмонт, В. Розанов, Л. Толстой, Г. Успенский, Н. Бердяев, С. Булгаков, И. Ильин, Д. Дубакин. М. Ковалевский создал «генетическую социологию». Наиболее значительный вклад в анализ и классификацию кризисных явлений традиционной семьи внесли труды П. Сорокина2. Им были впервые разделены функции семьи и других социальных институтов. Трансформация института семьи также была рассмотрена в работах Борисова В.А., Гурко Т.А.

Процессу семейной социализации посвящены работы В. Ильенкова, Э. Шпрангера, У. Джемса, В. Франка, Ж.Пиаже, А. Маслоу, Дж. Мида. В работах А. Вишневского представлена концепция модернизации семьи, как проявление модернизации всего общества.

При проведении эмпирического социологического исследования ценностных ориентации молодежи учитывались методики, разработанные и изложенные в работах В.Т. Лисовского, Н.И. Лапина, В.А. Ядова, А.Н. Ан-дреенковой, Л. М. Смирнова.

Таким образом, для исследования ценностных ориентации молодежи есть определенная теоретико-методологическая база. В то же время можно констатировать, что такой фактор, как родительская семья и ее нравственный потенциал не рассматривались учеными, исследователями как основной, определяющий фактор в процессе формирования личности, что наряду с выявленной актуальностью темы и обусловило выбор проблемы диссертационного исследования.

Цель исследования заключается в том, чтобы показать роль нравственного потенциала семьи в становлении и развитии духовно-нравственных приоритетов личности.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих исследовательских задач.

' -" Уточнить социологическое содержание понятий «нравственный потенциал семьи», «личность», «ценность», «ценностные ориентации», «молодежь», «нравственные ценности».

Определить зависимость структуры и приоритетов ценностных ориентации молодежи от различных социокультурных факторов.

Определить роль нравственного потенциала семьи в становлении и развитии системы ценностей личности.

Установить специфику роли семьи в формировании ценностных ориентации молодежи.

2 Сорокин П. А. Современное состояние России. Новый мир. М., 1992. - № 4. - С. 184. 6

- Выявить возможности реализации нравственного потенциала семьи в процессе модернизации современного российского общества.

Объект исследования: духовно-нравственные ориентации молодежи современной России.

Предмет исследования: нравственный потенциал семьи как фактор формирования духовных ориентации личности.

Теоретико-методологическая основа диссертации. Исследование опирается на идеи комплексного интегративного подхода в изучении семейно-брачных сферы; гуманизации и оптимизации межэтнических отношений. Методологическими ориентирами явились структурно-системный, культурологический и аксиологический подходы.

В качестве основных методологических методов исследования были: социологические (анкетирование, интервьюирование, онлайн-опрос, анализ документов, лонгитюдный метод), исторический (сравнительный анализ практики становления и развития различных процессов), логический (аргументация авторских суждений), статистический (процентное распределение, факторный анализ) и другие общенаучные методы, социометрия, тестирование;

При обработке результатов исследования использовались статистически-математические методы.

В диссертации используются исследования различных классиков социологической мысли -и современных авторов, а также работы современных социальных психологов, философов, демографов, историков, этнографов, ювенологов, внесших свой вклад в исследование обозначенной проблемы, что обусловлено полезностью методологического плюрализма.

Эмпирическая база исследования представлена результатами социологических исследований, проведенных в 2008-20П годах. Исследования проводились в г. Майкопе. Опытно-экспериментальной базой исследования явились Адыгейский государственный университет, Адыгейский педагогический колледж им. X. Андрухаева, Майкопский государственный технологический университет. Исследованием было охвачено 1564 респондента в возрасте от 14 до 30 лет.

Гипотеза исследования: проблема дефицита нравственности в российском обществе стоит очень остро. Подавляющее большинство респондентов старшего и среднего поколения ощущают недостаток морали в обществе. В то же время уже стало взрослым поколение молодежи, которое уровень нравственности в обществе устраивает. Современная личность стремится к собственной самореализации и личному успеху, что трудно совмещать с традиционными семейными ценностями. В условиях системного общественного кризиса социальная нагрузка на институт семьи усилилась, таким образом, роль нравственного потенциала семьи в системе духовно-ценностных ориентации студенческой молодежи изменилась.

Научная новизна исследования заключается в том, что в ней:

- проведено социологическое уточнение понятий «нравственный потенциал семьи», «ценность», «ценностные ориентации», «духовные ценности»;

- определена зависимость структуры и приоритетов ценностных
ориентации молодежи от различных социокультурных факторов;

- определена роль нравственного потенциала семьи в становлении и
развитии системы ценностей личности;

- уточнены и систематизированы факторы, влияющие на формирование
ценностных ориентации российской молодежи;

- определены возможности реализации нравственного потенциала
семьи в процессе модернизации современного российского общества.

На защиту выносятся следующие основные положения:

  1. Результатом социальной, политической и экономической трансформации систем российского общества стала переоценка общественных идеалов, провозглашенных в советский период, и корректировка индивидуальных ценностных ориентации россиян. Наиболее серьезные изменения происходят в сфере семейных ценностей, главным образом, духовность в семье уступает место прагматизму.

  2. Нестабильность института семьи, проявляющаяся в росте разводимости и малодетности, вызвана увеличением запросов, предъявляемых сегодня социумом к семье. Социальная нагрузка на данный основополагающий институт общества на рубеже XX - XXI веков возросла, если в прошлом главная задача семьи состояла в воспитании детей, то теперь от нее требуют обеспечения самореализации ее членов. Модернизация функций семьи обуславливается повышением требований, предъявляемых к современной семье.

  3. Состояние нравственности в современном российском социуме определяется как кризисное. В обществе наблюдаются серьезные структурные и качественные изменения духовно-нравственных ориентации населения, особенно молодежи, в ходе которых происходит изменение значения традиционных гуманистических и индивидуалистических ценностей самореализации.

  4. Роль семьи в формировании духовно-нравственных ориентации детей является определяющей. Семья является самым устойчивым институтом общества, способным противостоять дезорганизационным явлениям в социуме. Натиск рационализма, технократизма и рыночной стихии можно сдержать путем целенаправленного формирования духовно-нравственных ценностей у молодого поколения.

  5. Нравственный потенциал семьи как совокупность возможностей семьи в предоставлении ее членам сознательного свободного выбора в предпочтении добра злу, - это феномен, способный противостоять сдвигу нравственных ориентации молодежи от традиционных гуманистических ценностей к ценностям индивидуалистическим. Нравственный потенциал семьи, выступая в содружестве с воспитанием и образованием, может не только умножать интеллектуальное богатство человека, но и способствовать пониманию смысла жизни и своего места в обществе, развивать социальную ответственность, стремление к духовному росту.

Теоретическое и практическое значение исследования.

- Результаты исследования определяются научной новизной постановки
проблемы и методов ее решения.

- Теоретические положения диссертационного исследования могут быть использованы в преподавании отдельных разделов социологических дисциплин, в разработке концепций социального управления молодежью, семьей, духовной жизнедеятельностью общества. Механизм эмпирических исследований нравственного потенциала семьи может найти применение в практике, планировании и реализации молодежной и семейной политики различными уровнями и структурами власти; в учебно-воспитательной деятельности конкретных видов системы российского образования.

- Практическая значимость исследования заключается в определении
механизма реализации нравственного потенциала семьи в формировании
единства системы духовно-нравственных ориентации личности и характера ее
поведения.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и выводы исследования обсуждались и докладывались на региональных и общероссийских конференциях: «Перспектива-2007» Всероссийская научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых (Нальчик, 2008); «Наука. Образование. Молодежь» (Майкоп, 2009); «Актуальные проблемы двуязычия и их речевая реализация в полиэтнической среде» Всероссийской научно-практической конференции (Майкоп, 2010); «Перспектива-2011» (Нальчик, 2011).

Структура диссертации. Структура и содержание диссертации определяется концептуальной основой, целью задачами, логикой исследования и раскрываются во введении, двух главах (по три параграфа), заключении, литературе и приложении.

Похожие диссертации на Нравственный потенциал семьи как фактор формирования духовных ценностей молодежи : социологический аспект