Содержание к диссертации
Введение
I. Категориальный анализ социокультурной трансформации ценностей молодёжной субкультуры
1.1. Теоретико - методологические подходы в исследовании духовно-нравственных ценностей семьи 17
1.2. Влияние процессов глобализации на ценностное самосознание молодёжи 42
II. Социокультурный и нравственный потенциал семьи: проблемы и перспективы
2.1. Супружество и родительство 69
2.2. Социальные роли в семье 97
III. Ценностные установки молодёжи в отношении семьи и механизмы их реализации
3.1. Семья - в восприятии нижегородских школьников и студентов 115
3.2. Механизмы реализации ценностных установок молодёжи на семью и поддержки молодой семьи 141
Заключение ...153
Библиографический список...—...15S
Приложение 1 180
Приложение 2 187
- Теоретико - методологические подходы в исследовании духовно-нравственных ценностей семьи
- Влияние процессов глобализации на ценностное самосознание молодёжи
- Социальные роли в семье
- Механизмы реализации ценностных установок молодёжи на семью и поддержки молодой семьи
Введение к работе
Актуальность темы исследования
Семья, как важнейшая смысложизненная ценность, находится, по данным социологических исследований, в перспективных планах большинства российской молодёжи. Она остаётся одной из немногих традиционных ценностей, по поводу которой в обществе существует консенсус.
Вместе с тем современная семья переживает кризис, который затрудняет процесс социокультурной трансмиссии, передачи семейных ценностей от старшего поколения к младшим. Радикальные трансформационные изменения ценностного сознания россиян, их взглядов на семейно-брачные отношения происходят под воздействием глобализационных процессов. Семейные ценности советского периода, такие как патерналистское отношение государства к семье, бескорыстная любовь, браки по любви, самоотверженная помощь поколений прародителей детям и внукам и другие, сменяются противоположными семейными ценностями эпохи постмодерна, - это превалирование индивидуализма над коллективизмом, предпочтение «холостяцкого» образа жизни семейному, альтернативные браки вместо традиционных, бездетный образ жизни.
Таким образом, актуальность темы определяется необходимостью исследования новых семейных ценностей и ценностных установок, идеалов, норм, механизмов ценностной трансмиссии в среде молодёжи, особенно учащейся. От того, какие ценности и ценностные ориентиры сформируются у молодёжи, зависит их реальное семейно-брачное и репродуктивное поведение, ориентация на ответственное родительство, а значит, решение проблемы народонаселения, демографической устойчивости, а по большому счёту -проблемы трудовых ресурсов общества, обороноспособности страны, обеспечения интеллектуального, научного, культурного потенциала и сохранения историко - генетической памяти российского социума.
Степень разработанности проблемы
Процессы социальной трансформации привлекают пристальное внимание научной общественности всего мира (X. Абельс, П. Бергер, Т. Лукман, И. Гофман, А. Карцева, Ж. Липовецки, М. Н. Фетюхин, С. Ю. Ковальчук и т.д.). В целом, по оценкам ведущих учёных, современное человеческое сообщество производит глобальную, масштабную переоценку ценностей в связи с поиском решения новых проблем, вызванных НТР.
На заре человечества мыслители пытались познать тайны бытия и собственного предназначения, задаваясь сократовским вопросом: «Что есть благо?». Сущность человека состоит в его ценностном отношении к миру, так как ценностью для него является всё значимое, имеющее личностный или общественный смысл. Так, в античной философии слово «ценность» уже применялось, но не имело четкого определения.
Средневековая философия все ценности человека рассматривала через призму отношения Бога к человеку. Соответственно, ценным для человека являлось всё, что значимо для Бога. Лишь в Новое время, по мере обращения философии к человеку, проблема ценностей начала обретать свою актуальность.
Родоначальником аксиологии по праву считают И. Канта, который ввёл в научный лексикон само понятие ценностей, в которых видел некие трансцендентальные ориентиры человеческой жизни.
В XIX веке проблеме ценностей уделяли внимание представители различных философских, социологических школ и направлений: В. Виндельбанд, Г. Риккерт, М. Шелер, М. Вебер, О. Конт, Э. Дюркгейм, Ф. Ницше и др.
Наибольшую актуальность аксиология приобрела в XX веке. Интерес научной общественности вызывали вопросы динамики молодёжных ценностей и ценностных установок, так как именно эта часть общества оказалась наиболее восприимчивой к научно-техническим новшествам. Проблема ценностей вышла за рамки философии, став предметом исследования у представителей различных наук. Центральное значение приобрела эта проблема в таких на правлениях научной мысли, как феноменология, герменевтика, философия постмодерна, а также в социальной философии, психологии, маркетинге и т.д. К настоящему времени накоплен значительный теоретический и эмпирический материал, раскрывающий социальную природу ценностей.
Аксиологические проблемы неразрывно связаны с вопросами духовности. Понимание сущности духовности также является дискуссионной темой для философов, религиоведов, социологов, психологов, культурологов и т. д.
Огромный материал по осмыслению сущности понятия «духовность», как свойства, определяющего человека, мы находим в многочисленных научных трудах. При выяснении вопросов, связанных с пониманием иерархии ценностного сознания, роли субъекта в процессе постановки духовных проблем, особую значимость представляют идеи как западных учёных (В. Диль-тея, М. Шелера, Г. Риккерта, М. Хайдегтера, К. Ясперса), так и отечественных мыслителей (В. С. Соловьёва, Н.А. Бердяева, Л. Шестова, С. Н. Булгакова, И.А. Ильина, А.Ф.Лосева, Н.О. Лосского, и др.).
В изучении вопросов, связанных с формами существования духовности в обществе, особый интерес представляют работы П.В. Алексеева, М.С. Кагана, О.Г. Дробницкого, А.Г. Здравомыслова, Л.Н. Роднова, Л.А. Зеленова, Г.Л. Воронина и т.д.
Активность индивида обусловлена духовной активностью его сознания. Однако в духовной жизни существуют стороны, которые невозможно зафиксировать однозначно. Ценностное отношение человека к миру, своему прошлому, настоящему и будущему проявляется в его действиях на практике, в реальной жизни. Отношение человека к явлениям окружающего мира, к самому себе составляет духовную структуру личности.
В философской, социологической, теологической, педагогической, психологической литературе сформированы четыре подхода к пониманию духовности: космологический, теологический, аксиологический и когнитивный. Г. Л. Воронин, подробно анализируя данные подходы, выделил две основные
модели. Первые два подхода тяготеют к функционализму, вторые два - к структурализму. Последняя модель составляет основу нашего исследования.
Исследованиями молодежной тематики в отечественной науке занимаются П.И. Бабочкин, И.М. Ильинский, А.И. Ковалева, В.Т. Лисовский, В. И. Добрынина, Н.И. Лапин, В.В. Лапкин. Интерес к данной тематике всё более возрастает в связи с особым транзитивным состоянием российского общества (А.Г. Здравомыслов, В.И. Добреньков, А.Н. Данилов, В.В. Кривошеее, Г.В. Осипов и т.д.).
Изучением динамики ценностей различных субгрупп российского общества занимаются А.В. Андреенкова, Н.И. Губанов, Н.Н. Никольская, В.В. Гав-рилюк, Н.А. Трикоз, СП. Парамонова, В.П. Козырьков, Ф.И. Минюшев. Анализировали поведение молодёжи в условиях информационного общества Е.В. Арляпова, И.Г. Белавино, В.М. Березин, И.А. Бутенко, Ю.Р. Вишневский, В.И. Добреньков, В.Т. Лисовский, Е.Г. Яковлев, А.Ю. Дроздов, Л.А. Зайцева, Н.И. Клейменова.
Анализ динамики молодёжных ценностей показал, что они трансформировались от приоритета идеологически детерминированных в 70-е годы XX века (общественно- полезная деятельность, ценность труда и образования) до личностно значимых в 80-е годы (спокойная жизнь, общественное признание, друзья). В 90-е годы стали преобладать плюрально-нравственные ценности, определяющие значительный разрыв в иерархии ценностей отдельных групп населения (от радикального патриотизма до космополитизма, от приоритета материальных ценностей до полного отказа от них). Вопросы брака и семьи являются объектом многих отечественных исследователей, представляющих различные научные направления и школы, -Л.А. Абрамяна, СТ. Агаркова, И.В. Бестужева-Лады, СИ, Голода, И.С Кона, М.С Мацковского, И. Медведева, Ю.И. Семёнова, Н.Я Соловьёва, А.Г. Хар-чева, Н.Д. Шимина, В.И. Добрыниной, З.Я. Янковой, Т.А. Гурко, Л.В. Карцевой, Т.В. Свадьбиной, А.Б. .Любимовой, Ф.Б. Бурхановой и др.
Системный кризис, охвативший наше общество в последние два десятилетия, повлиял на изменение семейных духовно-нравственных ценностей. В свою очередь нравственная нестабильность семьи стимулирует и усугубляет кризис общества, в особенности, кризис его духовных основ (А.И. Антонов, В.А. Бобров, Т.А. Гурко, О.М. Здравомыслова, М.Ю. Арутюнян, СВ. Дармо-дехин, В.В. Елизаров, Н.Д. Шимин, Т.В. Свадьбина).
Изучению семьи, как важнейшего агента в процессе социализации молодёжи, посвятили свои работы И.С. Андреева, М.С. Верб, Л.Е. Дарский, В.Я. Титаренко. Вопросы родительства и прародительства освещаются в трудах Т.А. Гурко, В.В. Семёнова, Е.Л. Птичкина, М.Ю. Попова, И.В. Проневской, Е.В. Плотникова.
Социологических работ, специально посвященных исследованию семейных духовно-нравственных ценностей российской учащейся молодёжи в условиях транзитивного общества, нет. Частично данной тематики касались отечественные исследователи - А.И. Антонов, М.С. Мацковский, Е.М. Черняк, В.В. Форсова, Ф.Б. Бурханова (Латыпова), Г.А. Самара.
Предметом научного исследования молодёжь в России стала сравнительно недавно (в 60 -годы XX века). Произошло осознание важности исследования молодёжной проблематики для нормального развития общества. Особую остроту и злободневность она приобрела в последнее десятилетие в связи с кардинальным изменением образа жизни современного общества под воздействием общемировых глобализационных процессов.
В силу того, что молодёжь является наиболее открытой и восприимчивой ко всему новому частью населения, изменения коснулись, прежде всего, именно этой социальной группы. «Американизация», либерализация молодёжного сознания происходит интенсивно в связи с глобализацией и вхождением России в мировое сообщество. Наряду с положительными общественными ценностями, выработанными европейцами веками, такими как уважение чувства собственного достоинства, свобода волеизъявления, свобода слова, свобо да вероисповедания и т.д., активно навязываются и псевдоценности, способные дезориентировать и подтолкнуть молодежь на путь асоциального поведения. Понимание свободы как вседозволенности, приверженность к эгоцентризму, культ денег, порождающий восприятие человека по его платёжеспособности, а не по богатству духовного мира - это негативные явления нашей жизни.
Принятие псевдоценностей и псевдоидеалов во многом обуславливает рост в последнее время молодёжной преступности, является основной причиной девиантного и делинквентного поведения молодёжи. Антисемейные ценности и идеалы также активно навязываются сегодня молодёжному сознанию через различного рода средства и методы, коммерческие структуры. Наиболее всего преуспели в этом СМИ с их широкомасштабной системой развлекательной шоуиндустрии; а также государство, фактически прекратившее финансирование социальных программ, направленных на укрепление экономического, социокультурного статуса семьи.
Снижение нормативных планок, веками создававшихся поколениями, навязывание культа эротики и секса толкают сформировавшихся в личност-но-мировоззренческом плане подростков на ранние половые отношения. Данные статистики свидетельствуют о росте в геометрической прогрессии изнасилований несовершеннолетних, как девочек, так и мальчиков, увеличении числа ранних и незапланированных беременностей, абортов, венерических заболеваний. Подвергается бесконечным нападкам сам институт брака. Становится нормой гражданский («пробный») брак у молодёжи. Целенаправленная девальвация семейных духовно-нравственных ценностей русского народа угрожает существованию нации как таковой, потерей национального лица и национальной самоидентичности.
Однако в современном социокультурном знании остаётся неизученной проблема формирования ценностных ориентации учащейся молодёжи, способы межпоколенческой трансмиссии семейных ценностей и механизмов их реализации в молодёжной среде.
Цели и задачи исследования:
Целью диссертационной работы является исследование семейных ценностей постсоветской учащейся молодёжи, сформировавшихся в её сознании в процессе аккультурации (социализации). Важно показать, как протекает процесс приобретения молодёжью социального опыта в ходе социокультурной трансмиссии и объяснения того, как этот опыт востребован в общении, во взаимодействии подрастающего поколения с миром. Изучению идеальных молодёжных представлений о семье, семейных ролях, нормах и правилах, накопленного семейного опыта и механизмов его социокультурной трансмиссии и посвящено данное социологическое исследование.
Указанная цель достигается посредством решения следующих задач:
1) рассмотреть основные теоретико-методологические подходы в исследовании семейных духовно-нравственных ценностей и ценностных установок на семью;
2) раскрыть особенности влияния процессов глобализации на процесс формирования ценностей и ценностных установок в молодёжном сознании;
3) определить социокультурный и нравственный потенциал семьи в контексте основных семейных ценностей;
4) описать семейные ценности с различных позиций и в различном контексте: историческом, религиозном, национальном, статусно - ролевом т.д.;
5) выявить динамику семейных духовно-нравственных ценностей в условиях транзитивности российского общества постсоветского периода;
6) проследить взаимозависимость семейных ролей и семейных ценностей;
7) осуществить анализ приоритетов нижегородской учащейся молодёжи в восприятии семьи;
8) разработать пакет рекомендаций органам соцзащиты, а также образовательно- воспитательным учреждениям по работе с молодой семьёй, осуществить экспертную оценку социальных семейных проектов;
9) предложить оптимальный комплекс механизмов реализации ценностных установок учащейся молодёжи, а также критерии эффективной поддержки молодой семьи;
Объект исследования: учащаяся молодёжь, как субъект воспроизводства социокультурного потенциала семьи.
Предметом исследования выступает процесс изменения семейных духовно-нравственных ценностей и ценностных установок на уровне социума молодёжных субгрупп.
Методологическую и теоретическую основу диссертационного исследования составляют принципы историзма, взаимозависимости семьи и государства, семьи и общества, общества и государства. Методология исследования связана с использованием диалектико-логического, системно-структурного, функционального и социокультурного подходов. Особенность предмета исследования предполагает применение комплексного подхода, который включает в себя диалектическое сочетание историко-культурного и аксиологического анализов.
При исследовании ценностных установок молодёжи, детерминирующих их добрачное и брачное поведение, а также взаимодействие членов семейной группы друг с другом, наиболее адекватной представляется концепция феноменологической социологии Альфреда Шюца.
Эмпирическая база исследования состоит из проведенных автором самостоятельно социологических исследований:
1. «Родительство и прародительство глазами ребёнка», 2002-2004 гг., проанализировано 300 сочинений школьников. Из них 90 были посвящены папам, ПО - мамам, 100- бабушкам. Темы сочинений были самыми разнообразными: «Мы с папой друзья», «Мой папа и я» «Мой папа- герой», «Милой мамочки портрет», «Добрые руки моей мамы». «Да святится имя твоё, бабушка!». Основным методом обработки сочинений стал контент - анализ в контексте концепции феноменологической социологии А. Шюца. Генеральную совокуп
ность составляют 30000 школьных сочинений с 1-го по 11 классы г. Нижнего Новгорода за 2002-2003 годы. Выборка репрезентативна по возрасту.
Основным предметом данного эмпирического исследования является интерсубъективный мир учащейся молодёжи, т.е. системы типичных, взаимосогласованных структур подросткового сознания, сформировавшихся в процессе коммуникации, освоения социальных ролей их ближайших родственников. Под интерсубъективным миром учащейся молодёжи мы понимаем свойства детского опыта о мире различных субъектов, т.е. свойства опыта о мире близких родственников.
2. «Роль компьютерных игр в формировании духовно- нравственного мира нижегородских школьников». Для определения степени воздействия компьютерных игр на сознание молодёжи было проведено в июне 2003 года авторское пилотажное социологическое исследование в одном из компьютерных салонов Автозаводского района города Нижнего Новгорода. Опрошено 30 респондентов от 11 до 19 лет методом анкетного опроса. Выборка репрезентативна по полу, возрасту и образованию.
3. «Актуальные проблемы современной молодёжной семьи», проанализировано 150 студенческих эссе на тему: «Какие проблемы являются наиболее актуальными для современной молодёжной семьи и в какой помощи она нуждается». В исследовании 2003-2005гг. принимали участие студенты ТЭФ и истфака НГПУ. Основным методом обработки эссе стал контент - анализ. Выборка репрезентативна по возрасту и образованию. Экспертная оценка социальных семейных проектов, в рамках городских общеобразовательных учреждений. Генеральная совокупность составляет 500 проектов за 2002 -2005 гг. Методом случайного отбора мы взяли для анализа 40 работ. Анализ проектов проводился с использованием качественных методов исследования.
4. «Гражданский брак: плюсы и минусы», проанализировано методом контент-анализа 150 студенческих эссе. В исследовании 2004-2005 гг. принимали участие студенты технолого-экономического факультета (ТЭФ) и истфа -ка Hi 11 У. Выборка репрезентативна по возрасту и образованию.
5. «Пожелания молодожёнам как феномен семейных ценностей», 2005 г., просмотрено 15 нижегородских свадеб 2004-2005 гг., проанализировано методом контент-анализа 150 пожеланий молодожёнам. Выборка репрезентативна по возрасту.
Научная новизна исследования
1) Впервые применён комплексный подход, сочетающий социокультурный и аксиологический анализ в исследовании ценностных установок молодёжи на семью.
2) Раскрыты особенности влияния процессов глобализации на формирование ценностного самосознания молодёжи.
3) Систематизированы основные семейные духовно-нравственные ценности в зависимости от статусно-ролевого положения каждого члена семейной группы.
4) Разработан оптимальный комплекс механизмов реализации ценностных установок учащейся молодёжи, а также предложены критерии эффективной поддержки молодой семьи.
5) Впервые в качестве эмпирической базы исследования семейных ценностей были взяты творческие сочинения старшеклассников и эссе студенческой молодёжи; совокупность свадебных пожеланий молодожёнам, как феномен социокультурной межпоколенческой трансмиссии семейных ценностей.
6) Выполнена экспертная оценка семейных социальных проектов.
7) Представлен пакет рекомендаций органам соцзащиты, образовательно-воспитательным учреждениям по работе с молодой семьёй.
Положения, выносимые на защиту:
1) Процесс глобализации оказывает негативное воздействие на ценностное сознание молодёжи;
2) Наиболее эффективным теоретико-методологическим инструментом в
-исследовании ценностных установок молодёжи на семью, уровня социокультурной трансмиссии образцов семейно-брачного поведения выступает концепция феноменологической социологии А. Шюца;
3) Изменение семейных ценностей обусловлено трансформацией семейных ролей и прежде всего социальной роли женщины;
4) Превалирование в молодёжной студенческой среде ценностей неофициального («пробного») брака обусловлено большей востребованностью языческих (дохристианских) семейных ценностей, по сравнению с православными;
5) Основным средством трансмиссии семейных ценностей выступает опыт родителей и прародителей в качестве реального противовеса всё возрастающему социокультурному прессингу со стороны СМК;
6) Феноменом семейных ценностей являются свадебные пожелания молодожёнам, эмпирический анализ которых выявил большую значимость ценностей супружества, нежели родительства.
7) В условиях рыночной экономики необходимо ориентировать молодёжь на создание успешной семьи, опирающейся на оптимальный комплекс механизмов её реализации - административно-правовой, социально-экономический, просветительско - образовательный.
Теоретическая и практическая значимость работы Результаты исследования могут быть использованы:
- для решения теоретико-методологических проблем, связанных с осмыслением роли семейных духовно-нравственных ценностей в сознании молодёжи, в функционировании и развитии социальных систем;
- для упорядочения и систематизации понятийного аппарата социологического анализа семейных ценностей и семейных ценностных представлений;
- для получения эмпирической информации о состоянии ценностного
сознания различных социальных субъектов и прогнозирования на этой
основе их социального поведения и взаимодействия;
- теоретико-методологические разработки уже применяются при разработке программ социологических исследований духовного мира семьи, служат методологическим основанием социально-гуманитарных экспертиз, воспитательно - образовательных проектов.
- выявление сущностных характеристик семьи как важнейшего агента социокультурной трансмиссии, её социальной роли и динамики позволит выработать эффективные программы по социальной политике, способные скорректировать развитие семьи.
- предложенные критерии оценки эффективности социальной поддержки молодой семьи помогут определить наиболее актуальные проблемы в молодёжной семейной политике.
Положения данной диссертационной работы использовались автором в качестве лекционных и семинарских занятий по предмету «Технологии работы с семьёй» на четвёртом и пятом курсах НПТУ; в преподавании социальной философии и социологии на первом-третьем курсах НГПУ. В дальнейшем материалы могут быть использованы в преподавании курсов социальной философии, социологии, социологии культуры, духовной жизни, социальной антропологии, разработке спецкурсов по семейной тематике.
Апробация материалов исследования.
Результаты диссертационного исследования применяются в работе Городской научно-практической лаборатории по проблемам воспитания и семьи при Департаменте образования и социально-правовой защиты детства администрации города Нижнего Новгорода (имеются «Акты о внедрении»).
На базе лаборатории автор осуществляет научно-практические исследования состояния нижегородской семьи и воспитания школьников. Материалы авторских исследований применяются в практической деятельности, а также
-носят рекомендательный характер для эффективной работы социально-педагогических и общеобразовательных учреждений г. Н. Новгорода.
В 2004 году Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное агенство по образованию выделило средства по гранту на разработку совместной с научным руководителем темы: «Социально-философские проблемы исследования российской семьи в транзитивном обществе».
Автор также выиграл грант в составе коллектива учёных лаборатории по проблемам семьи и семейной политики при НГПУ в 2005 г., выполненного по ведомственной научной программе «Развитие научного потенциала высшей школы».
Основные положения диссертации апробированы в выступлениях на международных и межвузовских конференциях, симпозиумах, «круглых столах»:
- II Всероссийский социологический конгресс. - Москва, 2003.
- Молодёжь и будущая Россия. - Москва, 2003.
- «Новая» Россия: власть и управление в системе либеральных ценностей.-Москва, 2004.
- Антропологические измерения глобализационных процессов: Международная, научно-практическая конференция. - Владимир: ВГПУ, 2003.
- Философские и психолого-педагогические проблемы нравственной жизни: Международная, научно-практическая конференция. - Воронеж, 2003.
- Организация работы с молодёжью в транзитивном обществе: проблемы и решения: Международная, научно-практическая конференция. - Воронеж, 2004.
- Законы педагогической сферы общества: Международная, нижегородская ярмарка идей 31-го академического симпозиума.- Н.Новгород, 2002.
- Российское лицо PR : Научно-практическая конференция.- Н. Новгород: НГТУ, 2003.
- Социология социальных трансформаций: Международная, научно-практическая конференция, ННГУ.- Н.Новгород, 2003.
- Прикладная социология в социально-экономических проблемах: Международная, научно-практическая конференция, ННГУ.- Н. Новгород, 2003.
- Личность в условиях взаимодействия школьного, семейного и общественного воспитания: «Круглый стол», Нижегородский департамент обра-зования и науки.- Н. Новгород, 2003.
- Россия в современном мире: IV-я региональная научная конференция. -Н. Новгород, 2004.
- Законы управленческой сферы общества: VII-я Международная ярмарка идей 32 Академического симпозиума.- Н. Новгород, 2004.
• - Малая социальная группа: социокультурный и социопсихологический
аспекты.- Н.Новгород, 2004.
- IX Нижегородская сессия молодых учёных.- Н. Новгород, 2004.
- Формирование духовно-нравственных ценностных ориентиров студенчества в условиях модернизации высшего и среднего профессионального образования: региональная, научно- практическая конференция, НГПУ.- Н.Новгород, 2005.
Публикации
По теме диссертационного исследования опубликовано 15 статей, общим объёмом 4.3 печ. л.
Структура работы.
Диссертационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения,
библиографического списка (258 наименования) и 2 Приложений.
Теоретико - методологические подходы в исследовании духовно-нравственных ценностей семьи
Обращение к проблематике ценностей наблюдается уже в античности. Так, в учениях античных мыслителей ценностная проблематика получила выражение в виде блага как высшей добродетели и высшей ступени в иерархии бытия. В средневековье Бог рассматривался как высшее благо и высшая ценность. В Новое время произошло зарождение учения о ценностях (аксиологии). Впервые термин «ценности» (его понимание связано со сферой нравственной свободы и её противопоставлением природной необходимости) был введен в XVIII в. И. Кантом [105]. Кант задал направление в развитии аксиологии, изучающей ориентиры для должного поведения. В рамках субъективного идеализма философ не наделял ценности особым бытием, а лишь определил их как некую значимость. Ценности, по Канту, сами по себе не обладают бытием, у них есть только значимость, требования, обращенные к воле человека, «цели для воли», поставленные перед ней. Философ поставил проблему терминальных ценностей, ценностей-целей.
Дальнейшее развитие аксиология получила в XIX веке в исследованиях западных философов Г. Риккерта [199] и В. Виндельбанда [37]. Они ставят проблемы ценностей в центр своей философии, рассматривая их как её основной предмет. Будучи неокантианцем, В. Виндельбанд разработал учение об общезначимых ценностях. «Благо», «истина», «красота», «святость» - это общечеловеческие ценности, которые носят надысторический характер и определяют человеческую историю как непрерывный процесс. Ценности при этом призваны выполнять регулятивную функцию. В этой связи каждый человеческий поступок ценностно окрашивается, т.к. соотносится с общечеловеческими ценностями. Благодаря соотнесению своих поступков с ценностями как неприродными образованиями, человек реализует свою индивидуальную свободу.
Таким образом, Виндельбанд, пытаясь создать синтез кантовской критической философии с учением о значимостях Лотце, под ценностями подразумевает не реальность, а идеал, носителем которого является трансцендентальный субъект - «сознание вообще», «нормальное сознание», т.е. сознание как источник и основа всяких норм [37.90-91]. В целом, в основе неокантианской аксиологии лежит непреодолимый дуализм имманентного бытия и трансцендентального смысла (ценности), которые, вступая в соотношение с субъектом, превращаются для него в императив долженствования. П. П. Гайденко [46.13] справедливо замечает, что в данном случае остаётся непостижимой для понимания сама связь имманентного с трансцендентальным и то, каким образом она осуществляется.
Г. Коген полагал, что «чистая воля» порождает истинные ценности, носителем которой является не индивидуальный, а трансцендентальный субъект. Источником ценностей считали не волю, а чувства представители другого философского направления конца XIX века В. Вундт, Ф. Иодль, Ф. Паульсен. Они признавали относительный характер ценностей. Как и чувства, ценности, в их понимании, по своей природе являются субъективными и только наука, по их мнению, способна дать объективные знания.
Ф. Брентано, А. Мейнонг, М. Шелер, в противоположность этому, пытались доказать объективный характер как самого чувства, так и общезначимость, объективность ценностей. Они полагали, лишь чувства человека могут быть основным источником ценностей. Положительные чувства порождают положительные ценности, а отрицательные ценности возникают из акта отвращения. Так ценности, по М. Шелеру, представляют собой объективные качественные феномены, предписывающие человеку нормы долженствования и оценок, находящиеся вне времени и пространства. Обнаруживается данный феномен в акте эмоциональной интуиции, и не может быть выражен в формах только логического мышления. В онтологическом плане ценности обладают двойной независимостью: 1) от субъекта и его потребностей; 2) от предмета -19-носителя. Ценности существуют объективно, могут быть положительными или отрицательными независимо от восприятия субъектами. Шелер также полагал, что ценности носят надысторический характер. Важно отметить, что Шелер впервые попытался ранжировать ценности в иерархическом порядке. Основой классификации является принцип солидарности и содружества, а не конкуренции и вражды в масштабах всего общества. Соответственно, высшими ценностями будут считаться те, которые доступны всему человечеству (свет, вода, воздух). Шелер признавал наличие абсолютной ценностной иерархии, которая формируется путем соотношения сферы ценностей со сферой абсолютного. Именно абсолютное является основанием всех ценностей. Мыслитель также особо выделяет гедонистические ценности, витальные, духовные и ценности-святыни.
Особое значение для исследования природы ценностей имеют труды М. Вебера [36], так как именно им была введена в социологию проблематика ценностей. Свою общесоциологическую концепцию Вебер назвал «понимающей социологией», центральной категорией которой является «социальное действие». В социальном действии субъективный смысл действия соотносится с поведением другого человека. Совокупность человеческих действий, в свою очередь, порождает возникновение устойчивых смысловых связей в самом обществе. Устойчивая связь социальных действий рассматривается им как социальные отношения. Чтобы понять логику и смысл социальных отношений, Вебер вводит понятие «идеальный тип». Культурный смысл того или иного явления концентрируется в идеальном типе. Близость или отдаленность социальных отношений от идеального типа позволяет систематизировать эмпирический материал. В идеальном типе сконцентрированы ценностные установки своего времени. Историческая изменчивость ценностной наполненности идеального типа является залогом безграничного движения социального знания.
М. Вебер огромное значение придает изучению мотивационной сферы субъекта, т.к. именно она является основной силой любого социального дейст -20-вия. Он отмечает, что человеческий акт предстает осмысленным лишь в соотношении с ценностями, согласно которым определяются и нормы поведения людей [36. 410-729]. Наблюдая цепочку реальных действий людей, социолог должен сконструировать их объяснение на основе понимания внутренних мотивов этих действий. И здесь ему поможет знание того, что в сходных ситуациях большинство людей поступают одинаковым образом, руководствуясь аналогичными мотивами.
Вебер различает понятия «ценностные суждения» и «отношение к ценностям». Первое всегда личностно и субъективно, связано с какой- либо оценкой. Отношение к ценности - это процедура и отбора, и организации эмпирического материала. Особенно эта процедура важна для социолога, т.к., сталкиваясь в своей деятельности с огромным многообразием фактов для их отбора и анализа, он должен исходить из определенной установки, формулируемой им как ценности.
Значительный вклад в исследование природы и сущности ценностей внес Э. Дюркгейм [74], [75]. Он, в частности, совершенно верно заметил, что носителем ценностей может быть не только отдельно взятый субъект, но и определенные группы общества. Французский мыслитель утверждал, что возможно познание индивидуальных ценностей через изучение общественных ценностей и самого общества. Им также была предложена возможность объективного познания общества с помощью применения рациональных методов. Решая проблему источника ценностей, он приходит к выводу, что только идеалы, т.е. представления человека о том, чего не существует в действительности, могут быть их источником. Соответственно вещи, по его мнению, будут обладать ценностью лишь в том случае, если будут соответствовать идеалам.
Влияние процессов глобализации на ценностное самосознание молодёжи
Процесс глобализации подразумевает общемировые изменения не только природные, но в большей мере социокультурные [158.13]. В условиях глобализации семья претерпевает масштабные преобразования. В связи с этим актуальна позиция П. Бергера и Т. Лукмана [20], утверждающих, что в условиях модернизации общества семья не является её" главным институтом. Процесс модернизации определяет бюрократия и технология. В условиях кардинальных общественных перемен адаптировалась не столько семейная группа, сколько отдельная личность, разделив своё Я на семейное и внесемейное, выбрав для себя ту модель брачности, супружества, родительства, которая удобнее и комфортнее в изменяющихся условиях [113.71].
Глобализация, вызвавшая модернизационные социокультурные перемены в обществе, во многом определяет брачное поведение молодёжи. Но прежде, чем перейти к предмету исследования данной главы, необходимо обратить внимание на молодёжь, как объект социокультурной трансмиссии.
Исследованиями молодежной тематики занимаются П.И. Бабочкин [11], И.М. Ильинский [97], А.И. Ковалева [120], В.Т. Лисовский [141; 142]. В конце 90-х гг. был проведен целый ряд исследований ценностных ориентации молодежи Г.Н. Багдасарьян, Ю.Р. Вишневский, В.Г. Шатко, СИ. Волков, А.А. Гусейнов, А.Г. Здравомыслов, В.И. Добрынина, Т.Г. Исламишина, О.А. Максимова, Г.Р. Хамзина, Л.В. Певень и т.д.
Современных ювенологов волнует самый широкий круг проблем - от изучения молодежи как малой социальной группы, разработки программ по молодежной социальной политике, до отдельных аспектов изучения данной социальной группы (молодежная семья, молодежная культура, особенности процесса социализации и межпоколенческой трансмиссии).
Социально-экономические и политико-идеологические изменения 90-х гг. вызвали необходимость исследования ряда новых молодежных вопросов, связанных с адаптацией молодежи к нарождающимся в российском социуме капиталистическим отношениям и общемировым глобализационным процессам (Ю.А. Зубок, В.Г. Попов, Ю.А. Симагин).
Подробно изучаются проблемы детства Ю.В. Овинова, диагностика поведения (Т.В. Вахромеева, Т.Н. Монастырская). К концу 90-х гг. особую актуальность приобретают проблемы цивилизованного гражданского общества и роли молодежи в этом процессе (О.И. Карпухин, В.В. Касьянов. Особое внимание отводится изучению ценностных ориентации молодежи с социологической точки зрения (А.А. Гусейнов, Т.А. Клименкова, Н.И. Клейменов, А.И. Ковалёва, В.А. Луков).
Однако, на наш взгляд, исследованию динамики семейных ценностей молодежи, их места и роли в сознании подрастающего поколения, проблемам социокультурной трансмиссии уделяется недостаточно внимания. Между тем в иностранной литературе данная тематика находится в центре научного внимания А. Карлсон, Ч. Т. Филлипс.
Глобализационные процессы, которые охватили своим влиянием практически всё мировое сообщество, оказывают влияние не только на важнейшие общественно-государственные институты, но и на молодёжное сознание и семейные установки подрастающего поколения.
Степень воздействия глобализации на сознание молодёжи разных стран не является одинаковым. Россия, долгое время сопротивлялась данному процессу в силу закрытости советского общества. После распада СССР российское общество также оказалось под массированной атакой глобализации. Глобализация, как явление новейшей истории, связано с постиндустриализмом и постмодернизмом. Реальной основой появления теорий постиндустриального общества является происшедшая в 60-е - 70-е годы в развитых странах Запада структурная перестройка экономики, выдвинувшая на лидирующие позиции наукоемкие отрасли взамен тяжелой промышленности, бурное развитие индустрии знаний, компьютеризацию и появление глобальных информационных систем, открывающих путь к децентрализации производства [148. 324-325].
Философия и культура постмодерна всё" более овладевает сознанием современной молодёжи через разнообразные средства массовой коммуникации. В целом, постмодернизм является общественным выражением общезначимого социокультурного сдвига.
Одними из первых постмодернистской назвали свою позицию молодые художники, музыканты и теоретики искусства, стремящиеся подчеркнуть тем самым свое несогласие с эстетической теорией модернизма. Основными приемами новой позиции были скепсис по отношению к идее первородства, оригинальности: отказ от представления о художнике как творце; стирание различий между «высокой» и «массовой» культурой; смещение внимания с порождения нового на игру с уже созданным. Следствием этой переориентации стал принципиальный эклектизм, сознательное внедрение в работу множества скрытых и явных цитат, предпочтение пародии, пастиша и коллажа [148.324-325]. Бодрийар писал, что в ситуации постмодерна исчезает «социальное», т.е. универсальная среда, в прежние эпохи служащая эстетическим опосредованием человеческой деятельности и обеспечивающей интерсубъективность взаимодействия людей. Событие, которое переживается не в некотором интерсубъективном пространстве, а на экране телевизора или компьютера, теряет свою «событийность». Доступ к культуре более не опосредуется ни в пространстве, ни во времени, ее произведения становятся объектами пассивного созерцания; культурная деятельность утрачивает свое коммуникативно-практическое измерение, обретая характер вторичного репродуцирования внешнего мира. С исчезновением социального, отмечает Бодрийар, исчезают связующие общество культурные скрепы, субъекты социального действия превращаются в результате в изолированные социальные атомы. Глобализация отождествляется с периодом становления информационного общества (Е.В. Арляпова, И.Г., ММ. Бабаев, И.Г. Белавино, В.М. Березин, И.А. Бутенко, Ю.В. Вишневский, В.И. Добренькое, В.Т. Лисовский, А.И., Ю.А. Семагин, А.И. Яковлев). Происходит как бы «фрагментирование субъекта». Индивид превращается СМИ в плоскость, на которую масс-медиа могут наносить любые записи. Фабрикуемая СМИ фиктивная действительность вытесняет «реальность» так, что индивиды перестают различать грань, отделяющую «реальность» от «символического» [148.324-325].
Современная российская массовая культура под воздействием глобализации и постмодерна испытывает интенсивные трансформационные изменения. Состояние современной российской культуры большинством учёных-обществоведов оценивается как кризисное. «Размыванию» подверглись такие высшие ценности как истина, добро, красота, порядочность, справедливость, любовь, зло. Подвергаются сомнениям и нападкам базисные ценности россиян, такие как, семья, родительство, общинность, взаимопомощь, творческий труд. Сознательно искажается смысл слов и идеалов или им придаётся противоположное значение. Размывания идеалов и ценностей губительным образом сказались на культуре, искусстве, литературе и т. д. «Плоды национального достижения были отринуты, заменены массовым ширпотребом, канализируемым с Запада, через поток бульварной литературы, телевизионные «шоу», низкопробные фильмы, разрушающие самобытную духовность народа» [152.55].
Одна из гипотез диссертационного исследования заключается в определении роли современных СМК и электронных игр, которое они оказывают на молодёжное сознание, в выяснении того, какие ценности и ценностные установки они формируют.
Социальные роли в семье
Значимость социальных ролей и их распределения на современном этапе развития общества особенно возросла. Чувство удовлетворённости (или неудовлетворённости) браком зависит от гармоничного распределения социальных ролей во всех сферах жизнедеятельности семьи: экономической (работа супругов вне семьи, экономическое обеспечение, материальное благополучие), сфере воспитания и социализации (уход и воспитание детей), хозяйственно-бытовой (организация быта и работа в домашнем хозяйстве), сексуальной сфере (интимные отношения супругов как сексуальных партнёров), сфере родственных отношений (с родителями супругов и близкими родственниками с обеих сторон), досуговой сфере, управлении семьёй, распределении власти и ответственности, эмоционально-психологической сфере (чувства, межличностное общение, духовные интересы, потребности и ценности супругов).
Трансформационные процессы в современном российском обществе повлияли на изменение социальных ролей в семье. Одной из важнейших причин, повлиявших на динамику социальных ролей является изменение социальной роли женщины. Специфической особенностью современного периода является то, что женщины уже в XIX веке, вовлечённые в профессиональную деятельность, активно осваивают, помимо семейной, домашней, новые сферы деятельности- общественно-трудовую, образовательную, научную, и политико-культурную. Растет уровень образования и экономическая независимость женщины, что не может не сказаться и на изменениях в статусе мужчины, и на ценностях традиционной семьи. Мужчина, утратив общественно-трудовую монополию, не спешит расставаться со своей ролью патриарха, главы семьи.
С обретением экономической самостоятельности женщина вместе с этим получила и возможность выбора удобного и приемлемого количества детей, сферы интересов и круга общения, наконец, брачного партнера.
Современная семья всё более нуклеаризируется, отделяясь от прародительской, появляется сеть бытовых и детских воспитательных учреждений; репродуктивный период сокращается, и все более доступной (и желанной) для женщины становится профессиональная карьера, успех, благосостояние. Повышается индивидуальная ценность брака, значимость взаимной удовлетворенности партнеров, духовно-психологических качеств супругов, а также претензий к комфортности жизненных условий (см. табл. 1 [7.63] или табл. 2 [18.16]). И, хотя до сих пор остаются значимыми семья, муж, воспитание и забота о детях, устроенный быт [219.91], не менее важными становятся общие интересы и взгляды супругов, взаимная забота и нежность, общие радости и горести (см. табл. 3 [18.154]). Установки мужчин и женщин сближаются, а также увеличивается стремление обоих супругов к равенству.
Статус личности по признаку пола меняется; женщина полифункциональна, выполняет три основные роли- хозяйки дома, матери (воспитательницы) и работницы; мужчина же монофункционален, в основном ограничивается своей ролью в общественном производстве, вытесняется из семьи [77.16].
С одной стороны, женщины получили явные привилегии и права (в том числе законодательно гарантированное равенство с мужчинами), но, с другой -и двойную занятость (на работе и дома) и как следствие, двойную усталость. Ответственность за дом и семью часто остается на тех же женских плечах, причем если раньше мужчина работал дома, а не на производстве и мог помогать женщине (хотя бы в том же воспитании детей, поддержании порядка в доме, хозяйстве), то теперь он все время проводит на работе, а домой приходит отдыхать. Поэтому нередко возникает конфликт между профессиональной деятельностью женщины и ее семейными обязанностями. Женщины считают этот порядок несправедливым.
Большинство российских женщин не желают расставаться с профессиональной деятельностью. Под воздействием идей фиминистски ориентированных женщин- революционерок (И. Арманд, А. Коллонтай и т. д.) советская власть претворяла в жизнь социальные программы, которые возвеличивали роль женщины - труженицы, ударницы труда и принижали роль матери, хра -99-нительницы домашнего очага, любящей супруги. В результате сложилась особая социокультурная ситуация, в которой большинство российских женщин не приемлет статус домохозяйки (фактически будучи домохозяйками, они считают себя временно неработающими [87]) и при первой же возможности восстанавливают профессиональный статус.
Надо заметить, что и среди пенсионеров, находящихся на заслуженном трудовом отдыхе, доля работающих женщин выше, по сравнению с мужчинами. Профессиональная деятельность повышает статус женщины, расширяет круг контактов, коммуникаций, стимулирует духовную жизнь и обогащает её личность, повышает интерес к искусству и общественной жизни. Однако она же затрудняет выполнение традиционных женских семейных обязанностей по ведению домашнего хозяйства и воспитанию детей. Двойная занятость сужает сферу их социального общения и возможности удовлетворения личностных интересов и потребностей в саморазвитии, духовном насыщении. Но данного конфликта ролей можно (и должно) избежать, благодаря но вой иерархии семейных ценностей, взаимонаправленности мужских и женских ценностных ориентацией, поощрения мужем индивидуальных потребностей супруги, росту значимости ее личностных характеристик (а значит, и развития, духовного роста) для него самого, доминирования в субъективной удовлетво ренности браком психоэмоциональных, а не хозяйственно-практических со ставляющих. Сегодня мужчины, уступив в семейной жизни роли, связанные с архаичным статусом патриарха, осваивают новые - собственно супружеские. Это не означает безусловного сглаживания половых субкультур. Тендерная специфика не сотрется, ибо равенство прав не означает единообразия (тожде ства), иначе супружество не имело бы смысла. Кроме того, эмансипация от патриархатного закабаления женщин и детей еще не гарантирует, а лишь от крывает потенциальные возможности для создания равноправного супружест
Механизмы реализации ценностных установок молодёжи на семью и поддержки молодой семьи
В ходе работы над диссертационным исследованием мы пришли к выводу, что необходимо обеспечить благоприятные условия для осуществления успешного процесса социокультурной трансмиссии лучших образцов семейных духовно- нравственных ценностей. Несмотря на то, что семья обладает огромным потенциалом самостоятельного выхода из критических жизненных ситуаций, сегодня она нуждается в многосторонней поддержке, в комплексном подходе к решению назревших проблем. Анализ прочитанной научно-публицистической литературы, итогов первичных и вторичных социологических исследований, а также рассмотрение различных методов и механизмов социальной политики показало, что современная семья способна вывести общество из сложившегося кризиса, если ей оказать своевременную поддержку в следующих областях: 1. административно-правовой; 2. социально-экономической; 3. просветительско - образовательной.
Теперь рассмотрим каждый блок более подробно.
1. административно-правовой блок Концепция семейной политики по Нижегородской области, которая была утверждена Правительством Нижегородской области Постановлением за № 371 от 23 декабря 2003 года, разработанная временным творческим коллективом нижегородских учёных (А.Б. Любимова, Т.В. Свадьбина, З.Х. Саралиева и др.) направлена на поддержку и повышение социального статуса успешной семьи. «Концепция соединила, обобщила, аккумулировала,- пишет З.Х. Саралиева,- лучшее в практике семейной политики области, выдержавшее проверку временем и переменами, с результатами исследования учёных в области социологии семьи, социальной работы, психологии, педагогики, медицины, юриспруденции, социальной статистики, экономической теории, социального менеджмента, демографии» [209.9]. В рамках данной концепции предполагается постоянно совершенствовать и развивать правовую базу семьи. Считаем прогрессивной идею отечественных социологов А.И. Антонова и Т. В. Свадь биной о развитии семейного малого и среднего бизнеса и необходимости, в этой связи, изменения законодательной базы в пользу семьи. Семья должна получить юридический статус организации для реализации своего экономического потенциала. В связи с изменением социального статуса женщины считаем, что следует принять ряд законодательных мер в отношении того, чтобы репродуктивная функция женщины, её социальные роли матери, жены, хозяйки, хранительницы семейного очага и т.д. не являлись для работодателей препятствием для устройства женщины на работу, фирму, и гарантировали бы получение всего пакета социальных льгот по месту работы в организациях с любой формой собственности.
2. социально-экономический блок
Кроме духовно- нравственных скреп в качестве цементирующего основания, для современной российской семьи необходима, соответствующая экономическая основа. Развитие малого и среднего семейного бизнеса может в дальнейшем способствовать укреплению семьи, её самообеспечению. Семейный бизнес нуждается в разработке программ льготного кредитования и налогообложения.
Каждой семейной группе необходимо отдельное жильё. Особую актуальность эта проблема приобрела в наше время. Решение жилищной проблемы по- старинке, т. е. своими силами уже не представляется возможным для большинства российских семей. Необходима государственная поддержка семьи в решении жилищного вопроса в форме доступного ипотечного жилищного кредитования. Следует также продумать возможные экономические меры, способствующие повышению рождаемости. Например, посредством снижения платы за ипотечное кредитование по количеству рождённых детей. Также считаем необходимым снижение коммунальных платежей молодым и многодетным семьям.
Молодёжь, как наиболее социально активная часть общества, нуждается в стабильной высокооплачиваемой работе. Введение программы по квотированию рабочих мест для выпускников ВУЗов значительно облегчит материальное положение студенческой молодёжи. Мы предполагаем, что наличие в сознании молодёжи семьи как базовой ценности и ориентации на семейный образ жизни, а также материально- экономического базиса (регулярный доход + жильё) будет способствовать повышению семейно-брачных и демографических показателей.
Золотой фонд страны - студенчество, как особая часть молодёжи, должно занимать приоритетное положение в государственной социальной политике. Студенческие семьи с детьми нуждаются в гибком учебном и рабочем графике. Из-за невозможности совмещения учебного и рабочего графика многие студенческие семьи распадаются, молодые студенты- родители оказываются в состоянии выбора двух альтернатив: либо учёба, либо семья и работа.
Кроме того, в связи с изменениями в современном обществе происходит трансформация социальных, в том числе и семейных ролей. В настоящее время образ женщины трансформируется под влиянием перемен, происходящих в их общественном и профессиональном положении - женщина становится активной, занимает маскулинизированные позиции, не ограничивает себя привычной ролью жены, матери и пытается реализовать себя как личность. Новые приоритеты предполагают смоделировать современный психологический портрет женщины, включающий черты, традиционно приписываемые мужчине, - высокий интеллект, целеустремленность, интерес к разным сторонам общественной жизни, профессиональный рост, успешность карьеры. Женщина теперь имеет возможность реализации не только своей репродуктивной функции, но и карьерного, профессионального и творческого роста. Надо эти возможности закрепить юридически и гарантировать на деле. Причём, социальная политика должна способствовать гармоничному сочетанию женщиной всех функций и социальных ролей.