Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Динамика жизненных позиций молодежи в контексте социокультурной адаптации: региональный аспект Камботова Жанна Владимировна

Динамика жизненных позиций молодежи в контексте социокультурной адаптации: региональный аспект
<
Динамика жизненных позиций молодежи в контексте социокультурной адаптации: региональный аспект Динамика жизненных позиций молодежи в контексте социокультурной адаптации: региональный аспект Динамика жизненных позиций молодежи в контексте социокультурной адаптации: региональный аспект Динамика жизненных позиций молодежи в контексте социокультурной адаптации: региональный аспект Динамика жизненных позиций молодежи в контексте социокультурной адаптации: региональный аспект Динамика жизненных позиций молодежи в контексте социокультурной адаптации: региональный аспект Динамика жизненных позиций молодежи в контексте социокультурной адаптации: региональный аспект Динамика жизненных позиций молодежи в контексте социокультурной адаптации: региональный аспект Динамика жизненных позиций молодежи в контексте социокультурной адаптации: региональный аспект Динамика жизненных позиций молодежи в контексте социокультурной адаптации: региональный аспект Динамика жизненных позиций молодежи в контексте социокультурной адаптации: региональный аспект Динамика жизненных позиций молодежи в контексте социокультурной адаптации: региональный аспект
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Камботова Жанна Владимировна. Динамика жизненных позиций молодежи в контексте социокультурной адаптации: региональный аспект : диссертация ... кандидата социологических наук : 22.00.06 / Камботова Жанна Владимировна; [Место защиты: Адыг. гос. ун-т].- Майкоп, 2008.- 165 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-22/78

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы социальной адаптации в современном российском обществе

1.1. Феномен социальной адаптации: сущность и формы 10

1.2. Адаптационные процессы в условиях социальной аномии 37

ГЛАВА 2. Социокультурные факторы адаптации молодежи в российском обществе: на материале Кабардино-Балкарской Республики

2.1. Освоение молодежью социокультурных ценностей общества 55

2.2. Система социальной защиты как условие адаптации российской молодежи 79

Заключение 137

Список использованной литературы 141

Приложение 158

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В начале XXI века российское общество находится на сложном, противоречивом этапе развития. Изменения во всех сферах общественной жизни накладывают отпечаток на процесс адаптации молодежи, обуславливают большую вариативность ее отношений к современной жизни, способствуют пересмотру жизненных ценностей. Особую значимость для многонациональной страны приобретает выработка механизмов адаптации населения к новым условиям жизни. Практика показывает, что на смену одним социальным проблемам постоянно приходят другие. Их нерешенность приводит к серьезным последствиям в будущем. Очевидно, что в этих условиях возникает потребность в исследовании социокультурной адаптации молодежи.

Анализ процесса адаптации молодого поколения к новым условиям имеет не только теоретико-методологическое, но и практическое значение. Общество может быть стратифицировано по разным основаниям. Наиболее распростра- ..-,. ненными основаниями для классификации в классической социологии являются имущество, доходы, отношение к власти и другие. Молодой человек с самого раннего детства должен усвоить необходимое количество знаний, позволяющих ему существовать в качестве полноправного члена общества. Молодость является одним из наиболее значимых жизненных этапов, когда человек приобретает новые социальные роли, формирует свои социальные притязания, личные надежды и планы. Современный рынок труда вынуждает молодого человека сочетать трудовую деятельность с образовательной. Это приводит к росту динамичности жизни в условиях переходного периода. В этой связи меняется и сфера деятельности молодых людей. Отмена системы распределения выпускников вуза, массовая безработица, инфляция превращают выживание современной молодежи в одну из острейших социальных проблем.

Актуальность диссертационного исследования связана с тем, что в процессе социокультурной адаптации у молодежи наблюдается изменение жизненных позиций. Изучение концепции адаптационного процесса современной рос сийской молодежи вызвано рядом особенностей современной структуры молодого поколения, которое представлено группами с разным уровнем образования и социального благосостояния. Нынешняя молодежь демонстрирует стремление к образованию, в основе которого лежит возможность приобретения более высокого социального статуса. Рассмотрение молодежи как субъекта социокультурной адаптации • наталкивает на определенные теоретико-методологические и эмпирико-методологические сложности, связанные с осмыслением и уточнением понятия молодежь.

Степень научной разработанности проблемы. Социология молодежи как теоретическое направление в общественной мысли находится в центре внимания выдающихся отечественных и зарубежных социологов. Значительный интерес для науки представляет анализ содержания социокультурной адаптации, вопросы социальных механизмов, концепции, критерии, факторы адап- \ -тации.

Различные аспекты исследуемой проблемы затрагивались в трудах клас,--» сических зарубежных авторов: М. Вебера, вскрывшего природу социальной динамики, Э. Дюркгейма, который ввел в научный оборот термин «аномия», Р. Мертона, рассмотревшего различные формы адаптации в конфликтной ситуации: конформность, ритуализм, ретритизм и мятеж, Т. Парсонса, анализировавшего стратификационные элементы общесоциальной теории. Для понимания особенностей социальной мобильности молодежи также использовались взгляды современных западных исследователей социальной сферы. Анализируя эволюцию социальной адаптации, в качестве наиболее представительных школ западной социологии и философии можно отметить теорию гуманитарной ориентации А. Маслоу, ролевую концепцию Дж. Мида, теорию бихевористической ориентации Н. Миллера, когнитивный подход Л. Фестингера, теории интерак-ционистской ориентации Т. Шибутани.

В рамках изучения социальной адаптации в отечественной социальной мысли подробно анализируются труды З.Т. Голенковой, которая характеризует особенности российского бытия, Л.А. Гордона и Т.И. Заславской, сформулиро вавших проблемы социального развития молодежи в условиях риска, П.С. Кузнецова, В.И. Медведева, Ф.З. Меерсона, И.А. Милославской, А.Т. Москаленко, Б.Д. Парыгина, К.К. Платонова, П.А. Сорокина, А.В. Сахно, Ю.А. Урманцева, М.А. Шабанова, определивших социокультурный аспект трансформации российского общества.

Рассматривая проблему адаптации, многие исследователи акцентируют свое внимание на изучении конкретных факторов адаптации личности и решении практических задач. Проблемам исследования личности в контексте изучения молодежи посвящены работы Л.П. Буева, Т.Н. Вершинина, Т.Г. Дичева, И.Б. Ибрагимова, Л.В. Кореля, И.К. Кряжевой, Т.Я. Кончанина. Большое значение для разработки проблемы ценностного пространства молодежи имеют труды таких ученых, как В.Т. Лисовский, И.С. Кон, B.C. Сержантов. В монографи-ях В.Ю.Верещагина, Л.Г. Дикой, П.С.Кузнецова, А.А. Логинова,І Э.С. Маркаряна, Д.В. Ольшанского, Л.Л. Шпака апробируется целостный подход к изучению социальной адаптации, к рассмотрению ее взаимосвязи с со- -циокультурной реальностью.

Системный подход к исследованию состояния ценностных ориентации молодежи получил широкое распространение. В его рамках проводятся активные мониторинговые исследования в области ценностных ориентации, раскрываются: особенности в сфере трудоустройства современного студенчества, выявляются тенденции изучения сознания молодежи, обучающейся в вузах Республики Кабардино-Балкарии. Результаты, которые имеют практическое значение для выработки различных рекомендаций и нормативных актов, представлены в исследованиях И.О. Карпухина, Н.А. Ощурковой, Т.И. Афасижева, Х.М. Казанова, З.А. Шогенова и др.

Вопросы социальной адаптации различных социальных групп рассматривались и в ряде диссертационных исследований, защищенных в последние годы на материале северо-кавказских регионов. Так, С.Х. Ачох исследует социальную адаптацию населения Республики Адыгея, Н.М. Белгарокова сделала акцент на изучении молодежной девиации, Н.О. Бурдеева рассмотрела адаптаци онный процесс через призму, молодежной субкультуры, Є.И. Журавлева изучила социокультурную адаптацию молодежи с ограниченными физическими возможностями, М.Г. Лукашова, Н.П. Медведев, Е.А. Панина рассмотрели ценностные ориентации российской молодежи. Н.М. Єуетина, ДЗ; Хамдохов исследовали социальную мобильнрсть в современном российском обществе.

Вместе с тем анализ; публикаций социологов Республики Кабардино-Балкарии показал,, что-теоретический и практический материал, содержащийся в них, может быть лишь косвенно использован в исследовании социальной адаптации населения в современных условиях. Все еще недостаточно, исследованы особенности направления социокультурной; адаптации молодежи; в поли-этничном регионе, разработаны концептуальные подходы, методика и методо- , логия изучения, адаптации в условиях крупных, общественных сдвигов, не в полной;мере раскрыты,ее:сущность и структура; Актуальность темы,чпрактиче--.• екая значимость, сложность и недостаточность разработанности проблемы предопределили научный интерес к избранной теме диссертационного• исследова -: -v: ния.

Объектом исследования является социокультурная адаптация.молодежи ..,;. в современной России. . .

Предметом исследования выступают факторы социокультурной адаптации молодежи в условиях общественных трансформаций:

Цель исследования заключается в определении динамики; жизненных позиций молодежи как результата ее адаптации к современной; социокультурной ситуации: ,к..-. Для достижения.поставленной цели необходимо решить следующие задачи:.:

- рассмотреть основные социологические подходы к изучению социальной адаптации; " проанализировать. влияние аномии на социокультурную адаптацию молодежи;

выявить специфику адаптационных процессов молодежи в полиэтнич ном пространстве;

- установить роль системы социальной защиты в успешной адаптации молодежи (на примере Кабардино-Балкарской Республики).

Основная гипотеза исследования. Выбор молодежью жизненных позиций, сформированных на основе социальной мобильности и с учетом современных условий общественного развития, является важной составляющей успешной социокультурной адаптации.

Теоретико-методологическую основу диссертационного исследования составляют принципы объективности, системности, всесторонности, конкретности, детерминизма, применяемые в теории и практике в области общественного сознания и поведения молодого поколения. Для реализации поставленной цели использовались общенаучные принципы теоретических и методологических подходов, выработанных в отечественной и зарубежной социологии, а также труды советских ученых и современных российских исследователей, ко-1 орые внесли вклад в разработку проблем социальной адаптации.

Применение структурно-функционального подхода позволило определить структуру адаптации и проанализировать её элементы.

В ходе исследования обозначенной проблемы использовались следующие методы исследования: анкетирование, контент-анализ документов и статистических данных.

Эмпирическую базу диссертационного исследования составляют данные социологического исследования «Динамика жизненных позиций молодежи в контексте социокультурной адаптации: региональный аспект», проведенного автором в 2006 - 2007 гг. среди учащихся колледжа информационных технологий при Кабардино-Балкарском университете, студентов Кабардино-Балкарского государственного университета, Кабардино-Балкарской сельскохозяйственной академии, рабочей молодежи Кабардино-Балкарской Республики. Всего было опрошено 1200 человек. Кроме того, был проведен контент-анализ материалов Управления Федеральной службы Государственной статистики по КБР о состоянии и динамике среди молодежи за период 1998 - 2007 гг.

Особое значение для проведения исследования, обобщения и анализа научного материала имело обращение к публикациям в специальных учебно-методических сборниках.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

- уточнены понятия «социальная адаптация» и «социокультурная адаптация» с учетом процесса «вживания», «вхождения» человеческого индивида в целостную систему социальных отношений и связей;

- установлено определяющее влияние феномена социальной аномии на процесс социализации молодежи;

- проанализировано влияние этнокультурных факторов на социальную адаптацию и динамику жизненных позиций молодого поколения;

- введен в научный оборот региональный эмпирический материал, позволяющий определить зависимость успешной социальной адаптации молодежи от социально-экономической стабильности (на материале Кабардино-Балкарской Республики).

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Специфика подхода к феномену «социальная адаптация» состоит в рассмотрении его в широком социально-духовном контексте. Адаптация рассматривается как приспособление, результатом которого является достижение, приводящее к субъективному состоянию удовлетворенности.

2. В ситуации, когда происходит нарушение преемственности ценностных установок и ориентации, приводящее к социальной аномии, меняется и характер социокультурной адаптации. Это позволяет постулировать прямую взаимозависимость этих двух социальных феноменов.

Социальные особенности молодежи определяются специфической позицией, которую она занимает в процессе воспроизводства социальной структуры, а также способностью не только наследовать, но и преобразовывать сложившиеся общественные отношения, то есть потенциальными сущностными силами молодого человека. Противоречия, возникающие внутри этого процес са, лежат в основе целого комплекса специфических молодежных проблем. Неоднородность преобразований, происходящих в современной России, отражаются на содержании жизненных позиций молодого поколения.

4. Характерной чертой социокультурной адаптации молодежи в полиэт-ничном регионе является трансформация поведенческих установок личности в результате изменившихся условий ее деятельности, вследствие чего возникает необходимость в выработке социальных стандартов, стереотипов, эталонов, совершенно необходимых для ее жизнедеятельности. При этом большое влияние на этот процесс оказывает этническая культура и этнические стереотипы поведения.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в углублении и конкретизации социологических знаний в области социокультурной адаптации молодого человека. Полученные данные диссертационного исследования могут быть использованы в качестве теоретико-методологической базы для дальнейшего исследования проблем адаптации молодого поколения, его отдельных социальных групп. Результаты работы могут оказать содействие органам власти в совершенствовании молодежной политики, общественным организациям в определении форм и методов взаимодействия с молодежью, а также могут служить методологическим обеспечением учебных курсов по социологии культуры, социологии молодежи и т.п.

Апробация работы. Основные положения, выводы и рекомендации, диссертационного исследования обсуждались на заседании кафедры философии и социологии Адыгейского государственного университета. Материалы исследования были представлены на III Всероссийской конференции молодых ученых «Наука. Образование. Молодежь» (АГУ, февраль, 2006). Результаты исследования нашли отражение в семи научных публикациях общим объемом 2,5 п.л. Структура диссертации состоит из введения, двух глав, содержащих четыре параграфа, заключения и списка использованной литературы.

Феномен социальной адаптации: сущность и формы

В истории научной мысли взаимодействие человека и природы всегда было важной проблемой. Не случайно, что необходимость в интегральном учении о феномене адаптации возникала в разных сферах знаний, что привело к объединению различных теоретико-методологических подходов к синтезу естественнонаучных и социогуманитарных дисциплин.

Понятие «адаптация» в науке имеет различное смысловое толкование (позднелатинское adaptation — прилаживание, приспособление) [169,С400]. Адаптация по объему и содержанию, - понятие не только междисциплинарное, но и весьма сложное. В социологии и психологии под социальной адаптацией понимают постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды [136,С664].

Возникновение, становление и развитие теории адаптации человека, как указано в научной литературе, неразрывно связано с характером, который эксплицирован лишь в определенной теоретической концепции. Это понятие универсально, поскольку оно представляет собой свойство живой материи приспосабливаться к условиям среды, всего общества, и отдельно взятого человека. Адаптация есть конечный результат в развитии человека, а приспособление человека, способствует его развитию [159,С. 512].

:;пиі В отечественной науке встречаются различные толкования рассматриваемого понятия. По мнению отечественного социолога Т.И. Афасижева, адаптация — это приспособление человека к социальной среде и ее требованиям. Социальная адаптация рассматривается ученым как процесс активного приспособления индивида к изменяющейся среде с помощью различных социальных средств, то есть представляет собой элемент деятельности, функцией которого является освоение относительно стабильных условий среды, решение повторяющихся, типичных проблем путем использования принятых способов социального поведения [79,СЛ09]. Представители интерактивного направления социальной психологии различают адаптацию {adaptation) и приспособление {adjustment). В частности, Т. Шибутани отмечает, что каждая личность характеризуется комбинацией приемов, позволяющих справляться с затруднениями, и эти приемы могут рассматриваться как факторы адаптации. Адаптация относиться к более стабильным решениям - хорошо организованным способам справляться с типическими проблемами, приемами, которые кристаллизируются путем последовательного приспособления. Т. Шибутани заметил, что «приспособление не обязательно приводит к пассивной капитуляции перед внешними обстоятельствами; люди часто активно приспосабливаются к среде, изменяя ее и создавая условия, в которых впоследствии они могут более эффективно преследовать другие цели» [208,С63]. Понятие «приспособление» {adjustment) относится к тому, как организм приспосабливается к требованиям специфических ситуаций [170,С821].

Психологическая адаптация определяется активностью личности и выступает как единство аккомодации (усвоение правил среды, «уподобление» ей) и ассимиляции («уподобление» себе, преобразование среды). Среда воздействует на личность и на группу, которые избирательно воспринимают и перерабатывают эти воздействия в соответствии со своей внутренней природой, а личность и группа активно воздействуют на среду. Отсюда возникает адаптирующая активность личности или группы. Такой механизм адаптации, складываясь в процессе социализации личности, становится основой ее поведения и деятельности. Важнейшая роль при этом принадлежит социальному контролю [116,С815].

Сторонники идеи деперсонализации личности и ее отчужденности философы-экзистенциалисты (У. Баррет, Г. Марсель, Д. Уайлд, М. Хайдеггер, К. Яс-перс), - противопоставляя индивидуальное социальному, считают, что социальная адаптация всегда влечет за собой утрату человеком своего «Я» [215,С337]; [217,С385]. Однако при таком подходе идет отрицание самой возможности адаптации. Социальная адаптация как процесс и результат приспособления, безусловно, предполагает взаимодействие адаптанта с окружающей социальной средой, когда устанавливается соответствие на поведенческом и ментальном уровне обоюдных требований и ожиданий, что практически недостижимо для личности, находящейся вне общества [39,С67]; [68,С9]; [189,С384].

По Б. Филипсу, адаптированность выражается двумя типами ответов на воздействие среды. Первый предполагает принятие социальных норм и эффективное приспособление к тем социальным ожиданиям, с которыми встречается каждый в соответствии со своими возрастом и полом. Во втором, более специфическом смысле, адаптация не сводиться просто к принятию социальных норм: она означает гибкость и эффективность при встрече с новыми и потенциально опасными условиями, а также способность придавать событиям желательное для себя направление. В этом смысле адаптация означает, что человек успешно пользуется создавшимися условиями для осуществления своих целей и стремлений. Адаптивному поведению присущи спешное принятие решений, инициатива, определение собственного будущего[219].

Значение понятия адаптация, согласно Б. Филипсу, достаточно близко по содержанию понятию социализации в том смысле, что личность принимает (во всяком случае внешне) нормы, требования, которые предлагает и предъявляет к ней общество. Существенный интерес также представляет, что тот факт в социуме содержится идея целеустремленного и преобразующего характера личностной активности. Таким образом, адаптированная личность, не уклоняется, от трудностей, не бежит от проблем, а преобразует эти ситуации, использует их для осуществления своих целей, стремлений, не особенно ожидая помощи и советов от других[219].

Необихевиорист Г. Айзенк и его последователи определяют адаптацию следующим образом. Во-первых, это состояние, в котором потребности индивида, с одной стороны, и требования среды с другой, - полностью удовлетворены, то есть сохраняется между индивидом и природной или социальной средой состояние гармонии. Во-вторых, это процесс, посредством которого данное гармоничное состояние достигается. Существенно, что состояние адаптации можно описать только в общих теоретических понятиях, ибо на практике дос тижима лишь относительная адаптация в смысле оптимального удовлетворения индивидуальных потребностей и ненарушенных отношений со средой [6,С463].

У. Джеймс, Э. Дюркгейм, Э. Фромм, рассматривают адаптацию, как процесс приспособления организма к разнообразным позитивным и негативным изменениям среды и как результат оптимального воздействия среды на организм [43,С325]; [49,СЛ22]; [193]. Ж. Пиаже поддерживает точку зрения, утверждая, что «адаптация обеспечивает равновесие между взаимодействием организма на среду и обратным воздействием среды, или, что одно и то же, равновесие во взаимодействиях субъектах и объектах» [126,С659]. М.В. Ромм в своем исследовании отмечает, что следование по пути идеальной адаптации к конкретным условиям постепенно приводит к утрате навыков, приемов, физиологических предпосылок для быстрой адаптации. Универсальные механизмы позволяют обеспечить удовлетворительное функционирование адаптивной системы в широком диапазоне влияний среды [145,С. 184]. Интересную точку зрения высказывают В.И. Медведев, Ю.А. Урманцев, утверждающие, что адаптация представляет собой «системную реакцию организма, обеспечивающую возможность сочетания всех видов социальной деятельности и жизнедеятельности» [182,С.36-37].

Адаптационные процессы в условиях социальной аномии

Отметим, что в западной социологии и социальной психологии термин «аномия» весьма популярен, он обозначал такие понятия, как «беззаконный», «безнормный», «неуправляемый». Аномия часто употребляется в лексиконе англоязычных стран. В наши дни аномия стала общеупотребительным понятием и заняла прочное положение в научном языке. У Еврипида аномия символизировала жестокость бытия. Платон видел в аномии проявление анархии и неумеренности [224,С75].

На личностном уровне аномия представляет собой состояние, характеризующееся: отсутствием цели, самоидентичности, дезорганизацией отдельного человека или общества в целом.

Аномия представлена разнообразным и постоянно расширяющимся спектром социальных девиаций. К числу легко наблюдаемых и определяемых «индикаторов» аномии можно отнести: рост преступности, социальный хаос, неопределенность жизненных целей [225,СЛ25]. В этом смысле аномия раскрывается как однозначно отклоняющееся, аномальное состояние социальной структуры-.

Таким образом, философы и историки в рамках предмета своих исследований по сути дела отразили содержание социологической теории аномии, которая описывает состояние индивидуального и массового сознания и поведения людей в период значительных и быстрых социальных перемен. Она была разработана Э. Дюркгеймом как часть историко-эволюционной концепции, опиравшейся на противопоставление «традиционного» и промышленного обществ. Проблема аномии, с точки зрения Э. Дюркгейма, порождается переходным характером эпохи, временным упадком моральной регуляции различных отношений [50,С.496].

С самого начала необходимо прояснить один терминологический и одновременно содержательный вопрос. Дело в том, что в современной социологической литературе имеют хождение два, неодинаково произносящихся термина «аномия» — «анемия». Во избежание путаницы поясним, что термин «аномия» использовался и Э. Дюркгеймом [50,С496], и Р. Мертоном [98,С.94-97] для описания состояния социальной (общественной) безопасности в применении к большим или малым общностям. Однако современный американский социальный психолог и социолог Л. Сроле ввел понятие «анемия», обозначающее состояние социальной депривации (в отличии от аномии социальных систем в целом) [225,СЛ25].

В 50-е годы XX века на практику исследования аномии оказал большое влияние Л. Сроле, создавший теоретическую модель аномии и соответствующую этой модели пятикомпонентную шкалу. Многофакторный анализ, предложенный Л. Сроле, остается главным рабочим инструментом изучения и «измерения» аномических состояний социальных структур. Немногочисленные исследования показывают достаточно устойчивую корреляцию деловой деятельности, особенно корпоративной, и рассогласованности личностных ориентиров и ценностей, участвующих в ней индивидов, что естественным образом ведет к возникновению аномии. Эта корреляция может иметь весьма тревожные последствия для сообщества в целом [226,С256].

Целый ряд авторов (Ф. Даманкос, Т.Б. Джонсон, Р. Киоски, К Лоуи и У. Садлер Л. Сроле, Д. Сшаар и др.) подчеркивают генетическую, смысловую и методологическую связь понятий «аномия» и «одиночество» [226,С256]. В отличие от одиночества, которое представляет собой более общее состояние бытия,-«человеческого существования» в целом, аномия ассоциируется с понятием «отчуждение». В ситуации, когда изменения в экономической, политической и социальных сферах разрушают установленный порядок и сложившиеся социальные связи, человек оказывается в пустом социальном пространстве, лишенным ориентиров, то есть ценностных и нормативных установок. При этом сразу же начинает испытывать кризис система ожиданий (надежд на будущее, стремление). В обществе происходит отказ от традиционных норм, при одновременной утрате ограничивающих нравственных рамок (укореняется вседозволенность): В итоге, человек оказывается в вакууме, который окружает его извне и «наполняет» изнутри. Это и есть классическое состояние аномии, рассмотрен ное в индивидуально-психологическом плане [43,С325].

Не обнаружив устойчивых долговременных ориентиров, человек впадает в состояние усталости от своего собственного бытия. При этом, усталость приобретает окраску неопределимости, то есть если угодно, экзистенциалъности. Следовательно, усилия направленные на преодоление аномии (поиски работы, нового партнера, психотерапевтического лечения и т.д.) не приводят к желаемому результату, происходит аномическое саморазрушение личности.

Какое бы приспособление реакций (или их комбинаций) не возобладало, остается фактом то, что социальная структура в любых своих модификациях порождает аномию. Иными словами, социальная структура, так или иначе «давит» на личность, заставляя ее пластично видоизменяться, что чаще всего не совпадает с внутренними интенциями данной личности. Это несовпадение может иметь открытый характер или скрываться в недрах отклоняющегося поведения. Сознание человека, в том числе молодого, отражая объективный мир, выступает в роли регулятора различных видов его поведения. В процессе взаимодействия личности с социальным миром складывается система качеств, выражающаяся в наличии чувств, потребностей, знаний, идеалов, интересов, убежденности и социальной направленности.

Трудно возразить Э. Дюркгейму в том, что социальная аномия порождает значимый социальный парадокс, позже исследованный представителями французского экзистенциализма и другими философскими школами. Он состоит в том, что человек чувствует себя более защищенным и свободным в жесткой закрытой системе с малым выбором занятий и ограниченными возможностями социального продвижения, чем в условиях неопределенности, в подвижной открытой системе с универсальными нормами, формально равными для всех. Фактом, свидетельствующим о нарастании аномии, является фиксируемая исследователями переориентация молодых людей на микросоциальную среду. Поскольку молодые люди в должной мере не защищены со стороны общества и государства, они обращаются за содействием и помощью к своему непосредственному окружению (родственные и дружеские неформальные связи) [129]. Наличие многовариативной интерпретации теории аномии Р. Мертона нисколько не умаляет ее значимость. Она стала источником теоретической рефлексии последующих поколений социологов. Классическая теория Р. Мертона живет своей полноценной жизнью, хотя вызывает многочисленные апологетические и критические оценки.

Освоение молодежью социокультурных ценностей общества

В современных условиях российской действительности за период с начала 90-х годов XX столетия в России произошла постепенная переориентация молодежи в отношении материальных и духовных ценностей смысложизненно-го порядка. В частности, под влиянием процессов коммерциализации экономической жизни, перехода страны на рельсы рыночной экономики, частной собственности и имущественного неравенства, демократизации политических отношений, усложнения социальной структуры общества и повышения социальной напряженности в сознании и поведении молодежи стали преобладать ценности материального благополучия, экономического достатка, эгоцентризма и предприимчивости [118,С.171-175].

Современная цивилизация далеко вперед продвинула молодежь. Однако новое, к чему стремится молодое поколение, далеко не всегда обладает качеством позитивности и прогрессивности. Молодое поколение вольно или невольно становится массовым участником и основным носителем негативных и опасных порождений современной цивилизации: потребления алкоголя и наркотиков, участия в преступной деятельности. Сегодня молодежь также пополняет опасные ряды экстремистов и террористов [4,С51-55]; [68,С.239-241].

Современная молодежь — предмет горячих дебатов ученых, деятелей искусств, социологов, педагогов, психологов, политологов. Молодежь называют силой общества, которая способна дерзать и достигать казалось бы невозможного. Все ожидания, связанные с молодежью, представляют только то великое, неординарное, могучее, которое должно повернуть скучное настоящее и звезду будущего зажечь. И все эта соответствует действительности.

Молодежь также любят обвинять в её индифферентности, жестокости, непонимании, ориентации только на криминогенные формы образа жизни, стремлении разбогатеть любыми путями и средствами, невзирая ни на что, неуважении к страшим, которые дали им жизнь. В качестве подтверждения приводятся многочисленные примеры участия молодежи в преступлениях, волна которых непрерывно растет. Стремление дерзать рассматривается как наглость и заносчивость, потребность в уединении как нетерпимость к окружающим. И это точка зрения также имеет право на жизнь.

Молодежь, как всякая другая страта общества, чрезвычайно многоплано-ва и её нельзя окрашивать в единый цвет. Различия проистекают из множества причин: уровня и направленности наследственности, макро — микрокультурной среды, которую создала молодежь; образования, которое она получила; уровня культуры, который она при этом сформировала. Следует понимать, что образование можно получать под воздействием и при содействии различных социальных институтов, развивать в себе необходимый уровень интеллектуальности, духовности, в который каждый, человек приходит самостоятельно, целенаправленно совершенствуя себя в избранном.направлении, и создавая в своей личностной форме основу изученного, преобразовательного, реализованного. Без такого встречного движения общества невозможно достижение высоких уровней.

Отсутствие социокультурных предпосылок для восприятия постиндустриальных ценностей на поведенческом и материальном уровне есть одна из главных причин того, что богатый западный опыт приходит к нам в квазинормах - далеко не. лучших; примитивных, огрубленных- образцах организации экономических, социальных, политических отношений. Тем самым на состояние российского общества оказывает влияние не столько конфликт между ценностями индустриального и постиндустриального общества, сколько конфликт между индустриальными ценностями и псевдоценностями современной западной культуры. В обозримом будущему по крайней мере, в рамках одного поколения, в России будут сосуществовать три системы социокультурных ценностей: 1) индустриальные ценности; 2) ценности, характерные для постиндустриального общества; 3) суррогатные псевдоценности Запада.

Очевидно,1 что до тех пор, пока в России не сформируются постиндустриальные ценности: (разумеется, в российском обличий, по типу того, как они приобрели своеобразную форму во всех развитых странах и на Западе и на Вос токе) на идейном, поведенческом и материальном уровне, в обществе будет повсеместно присутствовать и воспроизводиться социальная аномия. Корни социальной патологии, отягощающей проблему кризиса, в конечном счете, уходят в отсутствие добровольно признаваемой системы ценностей, на основе которых в странах, перешедших или переходящих к постиндустриальности, создается механизм достаточно эффективного социального контроля [192,С.85-86].

Люди, занимающие различное положение в социальной структуре, по-разному приспосабливаются к жизни в условиях неопределенности представлений об общих ценностях, что выражается в их отношении к жизненным целям и институциализированным средствам их достижения. В России сегодня лишь сравнительно небольшая часть населения (в том числе — молодежи) в силу существенного влияния традиционных и индустриальных паттернов способна принять современные постиндустриальные ценности на идеологическом уровне, и еще меньшая часть осваивает их на поведенческом и материальном уровнях, используя институциализированные средства их достижения. Проблема заключается в том, что для этого требуется не только достичь адекватных статусов, но и иметь материальные и культурные потенции, чтобы играть социальные роли, им соответствующие: Поэтому социологические исследования выявляют приемлемость молодежью современной России не институциональных (зачастую — противоправных и аморальных) средств достижения богатства и власти. В частности изменяется ценность труда и, соответственно, трансформируется его основная функция: он во многих случаях перестает быть источником материального благополучия, законным способом добывания денег, достижения более высоких социальных статусов, включая и статусы в сфере власти . Резкое падение значимости труда и отсутствие практических возможностей для приобретения социальных статусов, несомненно, порождает тенденцию к усилению девиантного поведения, особенно среди молодежи. Иными словами, цели материального благополучия при сохраняющейся в российском обществе нединамичной системе обретения новых статусов объективно способствуют росту отклоняющегося поведения, в первую очередь - среди молодых людей [95,C193].

Основным субъектом рассмотрения процесса социокультурной адаптации является молодежь еще и потому, что именно на период молодости приходится принятие в общество в качестве полноправного члена, что делает адаптацию молодого человека наиболее важным и насыщенным периодом всей жизни. 3. Фрейд указывал, что в раннем детском возрасте происходят события, оказывающие радикальное влияние на всю последующую жизнь [189,С378]. В частности, он особо подчеркивал роль неосознанных конфликтов в формировании личности. Но, начиная с 16 лет, процесс усвоения новых ролей и поиск собственной идентичности становится решающим фактором формирования человеческой личности.

Изучение молодежи как субъекта и объекта социокультурной адаптации в новых социальных условиях дает возможность выявить степень ее адаптации к новым социальным условиям через исследование «индивидуальных эквивалентов» личности, а именно ее ценностных ориентации. Совокупность ценностных ориентации ведет к формированию жизненной позиции личности, ее взглядов, мнений, оценок об окружающем мире, явлений социокультурной реальности. В этом контексте жизненную позицию личности можно рассматривать как результат ее адаптации к современным условиям.

Система социальной защиты как условие адаптации российской молодежи

Под системой социальной защиты в настоящее время понимается совокупность законодательно установленных экономических, социальных, юридических гарантий прав, социальных институтов и учреждений, обеспечивающих их реализацию и создающих условия для поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования различных социальных слоев и групп населения, прежде всего, социально уязвимых. Основу принципов социальной защиты составляют: социальная справедливость, обеспечение прав и свобод личности. Вопросы, направленные на развитие и улучшение социальной защиты, поддержки людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, стали все чаще привлекать внимание общественных объединений, включаться в их программы и другие документы, вноситься в качестве инициативы на обсуждение законодательных органов власти и т.д.

Система социальной защиты складывается как многоукладная структура, в которой используются практически все организационно-правовые формы, существующие в странах с рыночной экономикой, хотя в силу нерешенности ряда теоретических, организационных и экономических проблем их функционирование пока не является полным [84,С232].

Ведущими организационно-правовыми формами социальной защиты населения в настоящее время является пенсионное обеспечение, назначение пособий и льгот особо нуждающимся категориям населения, социальное страхование, социальное обслуживание.

Вместе с тем, основные вопросы социальной защиты российских граждан относятся к праву социального обеспечения. Все институты этой правовой отрасли ориентированы на защиту различных слоев населения от социального риска. Цель их деятельности заключается в проведении политики государства, направленной на-установление устойчивых и упорядоченных связей между различными уровнями организационной системы, призванной формировать социальные отношения в- обществе, обеспечивать граждан потенциальными жиз ненными благами для удовлетворения их потребностей, развивать экономическую самостоятельность в управлении. Эффективность работы органов социальной защиты выражается в разрешении проблем экономического развития, обеспечении стабилизации общества. Объектами управления в системе социальной защиты являются учреждения и организации, трудовые и учебные коллективы этой системы, а также отношения между людьми. Под субъектами управления понимаются органы, непосредственно занимающиеся проблемами социальной помощи населению [113,С.97-157].

Составным элементом социальной защиты в кризисных условиях перехода к рыночным отношениям является социальная помощь, обеспечение в денеж ной форме услуг или льгот, предоставляемых с учетом социальных гарантий, законодательно установленных государством, совокупность социальных услуг, медико-социальная, социально-экономическая, социально-бытовая, социально психологическая, социально-педагогическая и иная поддержка человека со сто роны государственных и негосударственных структур в период его кризисного состояния, в сложных жизненных ситуациях. Она выполняет функцию оказания помощи по бедности отдельным группам населения в экстремальных условиях. Исходя из выше изложенного, совершенно очевидно, что понятие «соци альная защита» значительно шире понятия «социальное обеспечение», так как последнее входит в категорию первого [129;С49]. » Социальная защита личности; социальное обеспечение имеют теснейшую связь с такой категорией, как мораль. Именно по состоянию социальной защищенности и социальному обеспечению личности в обществе можно судить о его моральной стороне. Эти социальные факторы выступают в некотором роде критерием зрелости общества, уровнем-его нравственных юридических норм.

В широком смысле слова под социальной защитой понимается система социальных отношений, при которых индивид способен самостоятельно позаботиться о себе, создать условия для жизнедеятельности и духовного развития. В данном значении социальная защита практически совпадает с разветвленной системой гарантий прав человека. В узком смысле слова, социальная защита является конкретной социальной политикой государства, стремящегося правовыми мерами обеспечить удовлетворительное или хотя бы безбедное существование тем группам населения, которые находятся в особо сложном материальном положении и не способны без внешней поддержки улучшить его.

Некоторые авторы отождествляют социальную защиту с общим понятием социальной политики. Так, Я.И. Фельдман полагает, что социальная защита, в широком смысле, означает круг мероприятий, направленных на создание благоприятных условий работы и жизни в условиях рынка, обеспечения повышения жизненного уровня населения [41,С.20-22].

Следует отметить, что создание эффективной системы социальной защиты является неотъемлемым для развития всякого общества, особенно в условиях рыночных отношений. Оно выступает необходимой платой общества и бизнеса за социальный мир, стабильность социальной системы и возможность нормальной хозяйственной деятельности. Основное предназначение социальной политики государства заключается в защите всего населения и каждого человека. При этом агрессия рыночных отношений умножает основания для социальной защиты и требует усиления внимания государства к социальной сфере. Вместе с тем, по мере стабилизации ситуации и повышения уровня жизни населения, идеи социальной защиты звучат менее актуально. В социальной политике возрастает интерес к проблемам социального развития - совершенствованию социальной структуры1 общества, обеспечению его процветания.

Иногда термин «социальная защита» воспринимается как уничижительный по отношению к экономически активному населению, что представляется неверным. Все категории населения, так или иначе, нуждаются в социальной защите, покровительстве государства, в государственном содействии при получении профессии, работы, в создании условий для предпринимательства, приобретении жилья и т.д. Социальное государство призвано обеспечивать такую социальную защиту. Однако решить проблему социальной защищенности в рамках одной правовой отрасли1 невозможно, поскольку она выходит одновременно на несколько отраслей права: трудовое, гражданское, жилищное, семей ное, экологическое право.

В социологическом плане выделяются две стороны влияния общественного процесса как объективного фактора на тенденции социального развития молодежи. С одной стороны, изменяющиеся объективные и субъективные условия макросферы опосредуют особенности включения молодежи в социальную структуру общества, что отражается на формировании социального облика молодого поколения и на степени развитости самой социальной структуры. С другой стороны, факторы общественного прогресса, отражаясь в сознании молодых людей, влияют на их потребности, интересы, ценностные ориентации в их поведенческих программах, что в конечном счете также отражается на социальном облике молодежи.

Социальные особенности молодежи определяются специфической позицией, которую она занимает в процессе воспроизводства социальной структуры, а также способностью не только наследовать, но и преобразовывать сложившиеся общественные отношения.

Похожие диссертации на Динамика жизненных позиций молодежи в контексте социокультурной адаптации: региональный аспект