Введение к работе
Актуальность темы. Теоретическая и практическая востребованность анализа этнокультурных особенностей гендерных отношений объясняется тем, что в качестве критериев модернизационного процесса, ожидаемых векторов социальной трансформации российского общества выделяются преобразования в экономической и социально-политической сферах. Между тем для судеб модернизации в высшей степени значимыми являются и социокультурные изменения: дифференциация культурных систем и ценностных ориентаций, появление автономной личности, формирование мотивационного комплекса, ориентированного на персональные достижения, готовность к переменам. В ряду социокультурных областей, которые подвергаются трансформации, важнейшее место занимают принципы организации гендерной системы. Как отмечают специалисты, отслеживание социально-экономических преобразований без учета гендерной дифференциации не может быть полным и комплексным, гендерный анализ дает наиболее адекватное понимание той стадии, на которой находится реформирование общества.
Исследование гендерных отношений постепенно становится неотъемлемой частью большинства социальных и гуманитарных наук, при этом разные науки и научные сообщества обладают разной степенью чувствительности к включению гендерной тематики в свое интеллектуальное поле. Можно согласиться со следующими утверждениями: «в России среди сложившихся обществоведческих дисциплин наиболее интенсивно в последние годы осваивает гендерную проблематику именно социология», «достаточно очевидным является то, что самое интенсивное их (гендерных исследований) распространение происходит через социологию».
Актуальность темы обусловлена также усилением значимости целенаправленного развития личности, ориентированной на гендерные традиции культуры и гендерно-маркированные элементы современной системы ценностей, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору. Очень важно во всей этой совокупности распознать этнокультурные особенности гендерных отношений в полиэтничных регионах России, к числу которых относится и Республика Адыгея.
Большинство исследователей фиксирует, что в республиках Северного Кавказа достаточно сильны позиции воспроизводства традиционности. И, как правило, в процессе модернизационного перехода с формированием индустриально-городской, урбанистической культуры и анонимностью социальных отношений традиционные черты проявляются чаще всего в сфере взаимоотношения полов. Как указывает Р.А. Ханаху, важнейшим агентом воспроизводства традиционной культуры является семья. Поэтому в качестве важнейшего элемента социокультурной индикации модернизационных сдвигов в культуре автохтонных народов Северного Кавказа в целом, и в Республике Адыгея в частности, выступает характер и тенденции трансформации гендерных отношений. Именно поэтому необходимо изучить этногендерный ракурс социальных изменений в современной жизни адыгейцев, т.к. стержневым элементом структурной организации жизни этноса традиционно выступают принципы регулирования межполовых отношений. А в контексте актуализации на Северном Кавказе таких форм социальных отношений, которые зачастую несут в себе протестный и антимодернистский потенциал, особенно важным является анализ социокультурных основ функционирования этнических общностей данного региона. Поэтому, говоря о глубине происходящих модернизационных сдвигов в современной культуре адыгейцев, нельзя не учитывать современный характер и направление трансформации гендерных отношений, составляющих ядро этнической культуры.
Кроме того, теоретическая значимость анализа этнокультурных особенностей гендерных отношений в Республике Адыгея определяется, с одной стороны, недостаточным количеством комплексных социологических исследований по данной проблематике. С другой стороны, характер гендерных взаимодействий в обществах, сохранивших и воспроизводящих многие элементы традиционной культуры, является индикатором социокультурных подвижек в глубинных ценностно-смысловых слоях социального функционирования. Поэтому анализ трансформации гендерного взаимодействия в Адыгее имеет не только региональное приложение, но также связан с более широким контекстом осмысления характера социокультурных процессов на Северном Кавказе и перспектив демократических преобразований в регионе.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена: научной потребностью в разработке методологических основ социологического анализа этнокультурных особенностей гендерных отношений на региональном уровне, позволяющем выявить тенденции их изменений; практической потребностью в разработке подходов к определению специфики гендерных отношений, учитывающих особенности социальных изменений института семьи в регионе на современном этапе.
Все вышесказанное делает тему диссертационного исследования актуальной и перспективной в плане социологического анализа.
Степень разработанности проблемы. Проблемное поле темы диссертационного исследования носит междисциплинарный характер, так как является предметом рассмотрения различных научных дисциплин: психологии, философии, политологии, социологии и др.
В диссертации затрагивается широкий круг проблем гендерных аспектов функционирования современного общества. В зависимости от содержательных аспектов проведенного исследования все источники можно условно разделить на несколько групп.
Первую группу источников составляют труды зарубежных и отечественных ученых, посвященные осмыслению общетеоретических и методологических проблем исследования гендерных отношений. Среди западных теоретиков можно выделить работы С. де Бовуара, В. Брайсона, К. Миллета, Дж. Батлера, П. Бурдье, С. Бэма, Х. Готфрида, И. Гофмана, Р. Коннела, Д. Лорбера, С. Фарелла, Дж. Б. Эльштайна, Б. Пфау-Эффингера, Г. Рубина, Дж. Скотта, К. Уэста, Д. Зиммерманна, Б. Фридана, Р. Хофа и др. Без опоры на их методологические концепты невозможно провести социокультурное изучение современной трансформации гендерных структур в полиэтничных регионах.
Концептуальные основания гендерного анализа также представлены в трудах таких российских ученых, как О.А. Воронина, Н.М. Габриэлян, А.А. Гнедаш, Е.А. Здравомыслова, Т.А. Клименкова, В.И. Курбатов, А.В. Темкина, Е.И. Трофимова, Т.А. Рубанцова, А.Е. Чучин-Русов, Е.Р. Ярская-Смирнова
Вторая группа работ посвящена исследованию особенностей гендерных отношений в российском обществе: в области экономических отношений и социальной структуры гендерными аспектами занимаются М.Е. Баскакова, Т.Ю. Журженко, К.Д. Крылов, М.М. Малышева, Н.М. Римашевская, Л.С. Ржаницина, Т.Б. Рябова, Г.Г. Силласте, Г.В. Турецкая, И.Н. Тартаковская, С.А. Ушакин; в сфере социальной демографии и социологии семьи – С.И. Голод, Т.А. Гурко, О.М. Здравомыслова, А.А. Клецин, Н.М. Римашевская, А. Роткирх, Г.В. Турецкая, М.М. Малышева; в области гендерных стереотипов и символико-коммуникативных аспектов гендерных отношений – А. Альчук, И.И. Булычев, И.В. Грошев, И.С. Кон, Е.Ю. Мещеркина, Л.Н. Ожигова, А. Роткирх.
Третья группа публикаций исследует различные аспекты гендерных отношений на Северном Кавказе. Основную массу из них составляют статьи и книги по этнографии и этнологии. Среди них можно выделить работы М.Д. Боташева, С.Ш. Гаджиевой, Ю.Ю. Карпова, И.С. Кона, Н.Д. Пчелинцевой, Л.Т. Соловьевой, Я.С. Смирновой, Я.Н. Чеснова, В.А. Шогеновой.
Следует назвать и исследования А.М. Булах, Н.А. Стеблей, Л.В. Сабанчиевой, Н.В. Тедеевой, О.И. Шафрановой, З.В. Шорановой, С.А. Хубуловой, З.Е. Царикаевой, которые прослеживают гендерные роли в культурах региона, характерные для XIX - и первой трети XX вв.
В этнологической и историко-культурной литературе уделяется внимание статусу женщины в традиционной культуре адыгов. Здесь можно указать на работы Б.Х. Бгажнокова, C.X. Мафедзева, Л.Т. Соловьевой, М.А. Текуевой, Я.В. Чеснова, Х.А. Хабекировой. Здесь уместно вспомнить и современные исследовательские работы, в которых прослеживается динамика гендерного взаимодействия в республиках Северного Кавказа. Это исследования Н.А. Демченко, Х.В. Дзуцева, К.С. Дзагкоева, Л.В. Клименко, И.И. Лунина, А.А. Магомедова, С.А. Орлянского, Л.А. Савченко.
В четвертую группу публикаций входит научно-исследовательская литература по этнокультурным особенностям, определяющим гендерные отношения в Республике Адыгея. Значимыми в контексте задач диссертации являются труды ученых Адыгеи – Т.И. Афасижева, З.А. Жаде, Х.М. Казанова, С.А. Ляушевой, Р.А. Ханаху, Р.Д. Хунагова, А.Ю. Шадже и др., в которых освещаются особенности традиционной культуры адыгов.
В диссертационных исследованиях Ф.А. Ашхамафовой, С.А. Байкуловой, А.А. Деловой, М.А. Зейтунян, Д.А. Калашаовой, Р.В. Сергеева, А.А. Тыковой рассматриваются отношения между полами в современной адыгейской семье, социальный статус женщины, характер семейно-брачных ценностей среди различных социально-демографических подгрупп населения республики. Труды З.Х. Гучетль, Н.А. Ильиновой, С.А. Шхалаховой посвящены изучению этнических традиций адыгов и ценностных ориентаций женщин. Ряд исследований рассматривает вопросы гендерной стратификации в Адыгее в сфере экономики и управления.
Проведенный анализ свидетельствует об отсутствии работ, посвященных этнокультурной специфике гендерных взаимодействий в Адыгее в социологическом ракурсе, что и объясняет потребность в настоящем исследовании.
Цель диссертационной работы – выявить этнокультурные особенности гендерных отношений в Республике Адыгея в условиях модернизации российского общества.
Достижение выдвинутой цели предполагает реализацию следующих исследовательских задач:
рассмотреть концептуальные подходы к исследованию этногендерной стратификации;
охарактеризовать традиционную модель гендерного взаимодействия в культуре адыгов;
проанализировать современные тенденции динамики гендерных отношений на Северном Кавказе;
изучить этногендерные диспозиции в сфере семейно-брачных отношений в Республике Адыгея;
раскрыть проявления гендерной асимметрии в области экономической и общественно-политической активности жителей Адыгеи;
исследовать стереотипы маскулинности и феминности в сознании адыгейцев.
Объектом исследования являются особенности этногендерных взаимодействий в Республике Адыгея.
Предметом исследования выступает процесс трансформации гендерных отношений в этнической культуре адыгейцев.
Теоретико-методологическая база исследования. В диссертации проблема ставится и разрешается в рамках социологического дискурса. Однако гендерные взаимодействия выступают предметом рассмотрения ряда смежных направлений научного познания, что предопределило использование целого комплекса методологических подходов. Социокультурный подход обладает определенным универсализмом, который предоставляет возможность изучить культурные и социальные условия, влияющие на характер гендерных взаимодействий.
Теоретико-методологическим основанием исследования также послужили: методология социального конструирования реальности П. Бергера и Т. Лукмана, выдвигающих постулат непрерывного конструирования реальности, на основе которого сформировалось понимание гендерных конструктов как формирующихся и воспроизводящихся в результате повседневных взаимодействий, смысловых интерпретаций и переинтерпретаций; феноменологические концепции, в рамках которых сформулированы понятия «гендерный дисплей» (И. Гофман), являющийся основным механизмом повседневного создания базовых категорий мужского и женского; «гегемонная маскулинность» (Р. Коннел) как доминирующая в гендерном дискурсе содержание стереотипа мужественности; эвристичными для задач исследования выступили такие операциональные конструкты, как «гендерный порядок», «модель гендерных отношений», «контракт работающей матери», «гендерные экспектации», «гендерные границы», использующиеся в работах Е.А. Здравомысловой, И.Н. Тартаковской, А.А. Темкиной, М.А. Шабановой и др.
Методологической базой диссертации стал принцип историзма, руководствуясь которым рассматривается традиционная модель гендерного взаимодействия в культуре адыгов и современные тенденции динамики гендерных отношений на Северном Кавказе. Необходимость исследования социокультурных особенностей гендерных отношений обусловила обращение к структурно-функциональному подходу, предполагающему анализ их основных свойств, структуры и выполняемых ими функций. Принцип системности позволил интерпретировать гендерные отношения как упорядоченную целостность, состоящую из взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов. Принцип объективности проявляется во взвешенной оценке и критическом анализе рассматриваемых теоретических подходов к изучению исследуемой проблемы. Применение сравнительного анализа способствовало выявлению социокультурного содержания гендерного взаимодействия в рамках междисциплинарного подхода.
Теоретическую базу сформировали труды социологов, политологов, философов, историков, психологов. В работе использованы нормативные акты, статистические данные, материалы периодической печати.
Эмпирической базой диссертации являются результаты прикладного социологического исследования разведывательного типа, реализованного в 2010 г. в Республике Адыгея. Методом стандартизированного интервью было опрошено 300 человек, из них 29,3% мужчин и 70,7% женщин. В выборке опроса пропорционально представлены возрастные и образовательные подгруппы населения.
Кроме того, для сравнительного анализа в работе использовались результаты этносоциологического исследования гендерных установок населения Северного Кавказа, проведенного социологами г. Ростова-на-Дону в Карачаево-Черкесской Республике, Республике Ингушетия и Ростовской области. При этом методом стандартизированного интервью было опрошено 575 человек.
Также был осуществлен вторичный анализ результатов доступных социологических исследований и опросов общественного мнения.
Гипотеза исследования состоит в следующем:
В условиях модернизации современного российского общества существуют различия в скорости и глубине трансформационных подвижек в зависимости от социально-экономического уровня развития региона, особенностей функционирования определенной общественной сферы, которая подвергается модернизации, а также социально-демографической группы как объекта и субъекта изменений. Современные тенденции развития Северного Кавказа в целом, и Республики Адыгея в частности, позволяют предположить, что наиболее сильны позиции воспроизводства традиций этнокультуры в сфере семейно-бытовых отношений и символических конструктов гендера. Степень воспроизводства установок традиционной модели гендерных отношений также разнится в зависимости от половой и возрастной принадлежности их носителя.
Научная новизна исследования определяется рассмотрением самой темы изучения, поскольку социокультурные особенности гендерных отношений в Республике Адыгея не были еще предметом социологического анализа. В содержательном плане научная новизна заключается в следующем:
выделены основные концептуальные подходы к анализу этногендерной стратификации в современной исследовательской литературе, опирающиеся на конструктивистские или эссенционалистские трактовки природы этнических традиций, которые по-разному сущностно и функционально трактуют социогендерные диспозиции в культуре народов Северного Кавказа;
аргументировано, что особенностями традиционной модели гендерных взаимодействий в культуре адыгов являются отношения доминирования и подчинения между полами, которые поддерживаются базовыми институтами этнокультуры;
обозначены тенденции динамики гендерных отношений на Северном Кавказе, заключающиеся в неравномерном распределении традиционных и современных гендерных паттернов по этническим средам, областям социального взаимодействия и гендерным подгруппам населения;
показано преимущественное воспроизводство в Республике Адыгея традиционной модели гендерного взаимодействия в семейно-бытовой сфере;
выявлена тенденция размывания этнической традиции, связанной с исключением женщин из пространства публичной активности, и распространение установок на проницаемость мембраны сферы профессиональной деятельности, особенно со стороны жительниц Адыгеи;
установлено символическое содержание гендерных границ, когда на уровне стереотипов маскулинности и феминности продолжают воспроизводиться патриархальные паттерны, однако в среде жительниц республики выявляется значительная часть женщин, ориентированных на деконструкцию традиционной модели гендерных отношений.
Положения, выносимые на защиту:
1. Анализ литературы, посвященной изучению проблем гендерной стратификации в этнических культурах народов Северного Кавказа, позволяет выделить два концептуальных подхода, трактующих специфику этногендерных диспозиций. Первый опирается на социально-конструктивистские концепции, объясняющие природу этногендерных норм взаимодействия в русле вариативности, категоризации и конструирования гендерных статусов. Воспроизводящаяся в северокавказских обществах традиционная модель этногендерной стратификации трактуется в позициях гендерной сегрегации, дискриминации, архаичности и антимодернистского потенциала. Второй подход тяготеет к эссенционалистским концепциям, преимущественно в варианте поло-ролевого подхода, когда гендерные статусы и роли в культурах народов Северного Кавказа определяются в контексте естественного разделения социальных функций по признаку пола.
2. Важнейшей характеристикой традиционной модели полоролевой стратификации адыгов является гендерно окрашенная дифференциация на публичное и приватное пространство жизнедеятельности, ограничивающая социально одобряемый континуум женской активности приватной сферой (семья, домашняя работа) и, соответственно, исключение из общественно-политической жизни. Поддержание приоритетных позиций мужчин реализовывалось через такие институты традиционной этнокультуры как этноэтикет и обычаи избегания, символическое оформление гендерных границ (знаковая визуализация внешнего облика, разделение хозяйственной деятельности на престижные мужские и непрестижные женские работы, стереотипы маскулинности и феминности). В советский период развития данный гендерный порядок был подвергнут существенной трансформации практикой активного вовлечения женщин в производственную деятельность, распространением нуклеарного типа семьи, что в значительной степени ослабило главенство старшего мужчины в семье. Однако в семейно-бытовой сфере в большинстве случаев продолжала воспроизводиться традиционная модель отношений доминирования и подчинения между полами.
3. Устойчивость традиционных институтов этнокультуры народов, населяющих Северный Кавказ, несмотря на происшедшие социально-политические и экономические перемены, продолжает определять содержание гендерного взаимодействия. Вместе с тем в регионе фиксируются различия в современном характере и тенденциях трансформации гендерного порядка по этническим республикам, по сферам социального взаимодействия и по гендерным подгрупппам. Тенденции консервации гендерных отношений наблюдаются в наименее развитых экономически, преимущественно, в горных республиках, где сильны позиции исламских ценностей (Ингушетия, Чечня), в семейно-бытовой сфере и в стереотипах маскулинности-феминности, а также со стороны мужской части населения региона. Процессы модернизации гендерного порядка фиксируются по большей части в республиках, как правило, равнинных, более экономически развитых (Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия), а также в сфере социально-профессиональной активности и в социальных установках женщин.
4. На современном этапе, как показывают результаты социологического исследования, в Республике Адыгея продолжают воспроизводиться гендерные паттерны главенствующего положения мужчины в семье и полового разделения труда. Причем эта установка разделяется и мужчинами, и женщинами примерно в равной степени. Однако мужчины определяют такую позицию, скорее исходя из аскриптивных оснований, тогда как для женщин важными являются также и достигательные качества. Содержание установок относительно должных и практикуемых норм при формировании семьи и регистрации брака, оценка этнически смешанных семей, соблюдение обычаев избегания и семейного этикета свидетельствует о тенденции воспроизводства базовых институтов традиционной этнокультуры в Адыгее. Однако результаты опроса зафиксировали устойчивую часть респондентов в женской подгруппе (от пятой до четвертой части), которая ориентирована на расширение границ нормативного гендерного поведения.
5. Гендерная окраска императивов приватного и публичного на Северном Кавказе уже не столь выражена, так как для значительного числа его жителей работающая женщина еще с советского времени является культурной нормой. Вместе с тем установки жителей Адыгеи в сфере функционирования экономической сферы общества продолжают характеризоваться гендерной сегрегацией (как вертикальной, так и горизонтальной), особенно в сферах власти и управления, а также бизнеса. Эмпирические замеры фиксируют активность: уже большая часть (по сравнению с семейной сферой) жительниц республики ориентирована на трансформацию консервативных гендерных референций в сфере профессиональной.
6. Стереотипы маскулинности и феминности населения Республики Адыгея характеризуются достаточно традиционалистской окраской. В стереотипном образе мужчины присутствуют качества, как правило, коррелирующие с деятельностью и активностью, а женщине приписываются скорее пассивные характеристики. В женском сегменте обнаруживается тенденция деконструкции подобного оформления гендерных границ. Здесь несколько выше удельный вес андрогинных качеств в модели нормативной мужественности, а также больше указаний на достигательные параметры в модели феминности. Тогда как в мужской подгруппе конструкты женственности чаще сопряжены с рецессивными и аскриптивными характеристиками.
Теоретическая и практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы при дальнейшем изучении и научном осмыслении этнокультурных особенностей гендерных отношений в условиях полиэтничного общества.
Практическая значимость диссертационного исследования заключается в возможности использования его результатов в современном социологическом знании: социологии культуры, этносоциологии, социологии гендерных отношений, организации социологического мониторинга с целью выявления и прогнозирования эволюции гендерных взаимоотношений в полиэтничном регионе.
Некоторые теоретические положения и выводы диссертационного исследования могут быть применены республиканскими и муниципальными органами власти при разработке и реализации гендерной политики в регионе.
Апробация результатов исследования.
Диссертация обсуждалась на заседании кафедры философии и социологии Адыгейского государственного университета и рекомендована к защите по специальности 22.00.06 – социология культуры.
Основные положения диссертационного исследования, теоретические подходы и выводы нашли отражение в научных публикациях, а также изложены в докладах и сообщениях на научных форумах международного, федерального и регионального уровня, в том числе: «Региональное управление – XXI веку» (Майкоп, 2010), «Наука. Образование. Молодежь» (Майкоп, 2011, 2012), «Образование – наука – технологии» (Майкоп, 2010-2012), «Гендерная современность: векторы развития» (Ростов-на-Дону, 2011), «Гуманитарные науки и современность» (Москва, 2011), «Кавказ – наш общий дом» (Ростов-на-Дону, 2011), «Социальные науки в трансформирующемся обществе» (Ижевск, 2011), «Эмпирические социологические исследования как инструмент анализа молодежных проблем и оптимизации государственной молодежной политики» (Краснодар, 2011), IV Всероссийский социологический конгресс «Социология в системе научного управления» (Москва, 2012). Результаты исследования отражены в 13 публикациях общим объемом свыше 5 п. л.
Структура диссертации. В соответствии с последовательностью решения поставленных задач работа состоит из введения, двух глав, включающих 6 параграфов, заключения, списка литературы и приложения.