Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Межэтнический брак в системе социально-ценностных взаимодействий студенческой молодежи Республики Адыгея Зейтунян Марина Александровна

Межэтнический брак в системе социально-ценностных взаимодействий студенческой молодежи Республики Адыгея
<
Межэтнический брак в системе социально-ценностных взаимодействий студенческой молодежи Республики Адыгея Межэтнический брак в системе социально-ценностных взаимодействий студенческой молодежи Республики Адыгея Межэтнический брак в системе социально-ценностных взаимодействий студенческой молодежи Республики Адыгея Межэтнический брак в системе социально-ценностных взаимодействий студенческой молодежи Республики Адыгея Межэтнический брак в системе социально-ценностных взаимодействий студенческой молодежи Республики Адыгея Межэтнический брак в системе социально-ценностных взаимодействий студенческой молодежи Республики Адыгея Межэтнический брак в системе социально-ценностных взаимодействий студенческой молодежи Республики Адыгея Межэтнический брак в системе социально-ценностных взаимодействий студенческой молодежи Республики Адыгея Межэтнический брак в системе социально-ценностных взаимодействий студенческой молодежи Республики Адыгея
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Зейтунян Марина Александровна. Межэтнический брак в системе социально-ценностных взаимодействий студенческой молодежи Республики Адыгея : Дис. ... канд. социол. наук : 22.00.06 Майкоп, 2006 188 с. РГБ ОД, 61:06-22/279

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Брак в системе взаимодействий социальных процессов общества 16

1.1 Соотношение понятий «семья» и «брак» в современной социологии 16

1.2 Влияние социальных условий на генезис межэтнической брачности 39

1.3. Национально-смешанный брак в условиях изменения ценностных ориентации молодежи 57

ГЛАВА 2. Межэтнический брак в общей иерархии мировоззренческих ценностей молодежи 76

2.1 Роль социокультурной среды в формировании аксиологической системы студенчества 76

2.2 Взаимосвязь ценностных установок молодежи с существующими тенденциями в выборе брачного партнера 91

2.3. Место межэтнического брака в системе ценностных ориентации студенческой молодежи Республики Адыгея 114

Заключение 129

Список использованной литературы 138

Приложения 162

Введение к работе

Актуальность темы исследования.

Основной формой социальной организации отношений между мужчиной и женщиной является брак. Ценность брака как жестко контролируемого социального образования в России снижается в силу различных причин. Среди них низкая стабильность заключаемых браков и рост привлекательности индивидуальной частной жизни, которая все больше распространяется в связи с трансформированием норм семейно-брачных отношений, изменением экономической ситуации, прогрессом в сфере домашнего хозяйства и бытовых условий. В современном мире люди, не вступающие в брак и лишенные бремени ответственности за другого человека, не подвергаются социальному давлению и обладают всеми возможностями и услугами, организованными обществом. Модификация общественной значимости института брака стала, прежде всего, результатом изменения системы социальных ценностей, среди которых на первый план чаще стали выходить внесемейные ценности, связанные с личными достижениями и личным благополучием. Изменение места брака в системе социально-ценностых взаимодействий общества, особенно среди молодежи, связано также с либерализацией взглядов на характер половых отношений до брака, в браке и вне брака и структурными изменениями аксиологической системы в сфере семейно-брачных отношений. Позиции брака в современном обществе становятся менее прочным и в результате существования культа потребления в плане секса, эротизации брака, поскольку половое общение в современном обществе осуществляется в основном с гедонистической целью.

Переходная экономическая ситуация в стране также оказывает дестабилизирующее влияние на институт брака. Вступление в юридический брак, который по-прежнему имеет и экономическую сторону, для определенной части населения является недоступным в связи со стесненными

материальными возможностями. Происходит перекос в сторону образования большего количества фактических сожительств, которые менее формализованы, или одинокой жизни. В силу перечисленных факторов совершается активное видоизменение института брака и приспособление его к новым социальным условиям.

Еще более сложными для научного описания и анализа фактами в сфере брачности являются процессы, происходящие в поликультурных регионах, поскольку к общим проблемам формирования новой ценностной системы семейно-брачных отношений здесь присоединяются серьезные проблемы межнациональной совместимости. Проблема межэтнических отношений имеет глубокие социальные корни и обусловлена рядом социальных, психологических, исторических, религиозных и конфессиональных причин. Тем не менее, эти вопросы требуют своего разрешения, поскольку явление межэтнической брачности как массового процесса заключения национально-смешанных браков достаточно распространено. Каждый седьмой заключенный в России брак является межнациональным, а в советские времена этот показатель был еще выше [226, С.46].

Смешанные в национальном отношении семьи - средство интеграции общества. Образование этнически смешанных семей играет важную роль в процессе изменения этнического состава населения. Северный Кавказ наиболее разнородный по национальному составу район России. В Республике Адыгея на сравнительно небольшой территории проживают представители более чем восьмидесяти различных народов, поэтому проблемы межнациональной брачности в Адыгее представляются нам чрезвычайно злободневными.

Основная доля браков, в том числе и межэтнических, заключается людьми в молодом возрасте, что обусловлено свойствами репродуктивного периода, поэтому особенно важно проследить, какой отпечаток накладывают изменения

общепринятых ориентации в сфере межэтнической брачности на ценностные установки молодежи.

Девальвация прежних ценностей затронула молодежь в большей степени, чем какую-либо иную возрастную группу, так как именно молодые люди в первую очередь реагирует на происходящие в обществе перемены. Специфика данной социальной группы состоит в том, что она находится в состоянии поиска. Система взглядов молодых людей не сформирована окончательно, и потому молодежь более восприимчива к новым ценностям. Можно предположить, что мир ценностей формирующейся личности, на которую оказывали влияние преобразования последних лет, стал более изменчив и противоречив, что требует глубокого анализа ценностных ориентации различных групп молодежи.

Новые ценности, предлагаемые обществом, усваиваются личностью избирательно, формирование ценностных ориентации происходит под влиянием социокультурной среды. Существенное значение в формировании системы ценностей имеют процессы социально-ценностного взаимодействия личности и общества, при этом социально-ценностные взаимодействия выступают в качестве компонента непосредственного или опосредованного воздействия социальных процессов на развитие системы ценностей индивида.

В период всесторонней трансформации российского общества в среде современного студенчества изменилось место семьи и брака в системе ценностных ориентации молодежи. Увеличение количества разводов и нерегистрируемых браков, снижение рождаемости, падение авторитета институтов семьи и брака в целом и межэтнического брака в особенности -явления, которые требуют пристального внимания и тщательного изучения, как в плане разработки молодежной и семейной политики, так и с целью выработки рекомендаций оптимального поведения молодых людей при заключении брака и создании семьи.

Степень научной разработанности проблемы.

Междисциплинарный характер нашего исследования, касающегося проблематики межэтнического брака в оценках молодежи, обуславливает обращение к целому ряду областей научного знания: социологии, этнологии, психологии, философии.

В теоретических работах западных классиков социологии и социальной психологии Э. Дюркгейма [85], О. Конта [120], Ф. Ле Пле [97], К. Маркса [144], М. Мид [157], Л. Моргана [161], Т. Парсонса [171], П. Сорокина [204], Ф. Энгельса [268] и отечественных ученых М. Ковалевского [113], К. Левина [131], Б. Малиновского [141] осуществлен анализ характера и роли семьи и брака как важнейших социальных институтов. Особый интерес в данном отношении представляют идеи Э. Дюркгейма - об изменении функции брака в процессе социальной эволюции; М. Мид - о переходе от «индивидуального» брака к «родительскому»; К. Левина - о предпосылках и характере супружеских конфликтов; П. Сорокина, зафиксировавшего еще в начале XX века нестабильное состоянии семьи.

Особую значимость для реализации цели нашего исследования имели работы, посвященные вопросам семьи и брака в общесоциологическом контексте, авторами которых являются отечественные ученые: А.И. Антонов [5], К.К. Баздырев [20], А. Г. Волков [51], С. И. Голод [62], Е. Г. Гукова [67], Т.А. Гурко [70], СВ. Дармодехин [73], Л.Е. Дарский [74 ], И.Ф. Дементьева [77], М.С. Мацковский [148], В.М. Медков [152], А. Г. Харчев [249] и зарубежные исследователи Г.С. Александер [272], Д. Барри [24], Л. Гордон [65], Н. Луман [138], Н. Смелзер [198].

Исторический ракурс анализа тенденций развития современной семьи и брака определил интерес социологов к проблемам устойчивости, стабильности, факторам дестабилизации супружеских отношений: А.Г. Волков [51], А.Д. Плотников [177], С.Г. Шуман [267].

Брак как социологическая и демографическая категория в рамках интегративного подхода исследуется в работах А.И.Антонова [5], Г.Ш. Бахметовой [26], В.А. Борисова [40], В. М. Медкова [152], А.Б. Синельникова [40].

Проблемы создания, функционирования, устойчивости молодых семей, в том числе студенческих, рассматривают В. Бальцевич [21], Д.В. Баранова [22], Ю.Г. Вишневский [49], Б.И. Говако [60], А.И. Кочетов [123 ], М.В. Розин [183], Г. Ш. Садыхов [187], В.А. Сысенко [224].

Определенный интерес представляли исследования, посвященные психологическому аспекту семейно-брачных отношений, работы Г.М. Андреевой [4], Л.Ф. Бурлачук [45], В.Н. Дружинина [82], И.С. Кона [120], А.С. Кочаряна [122], Г.С. Кочаряна [122], М.В. Розина [183], А.В. Петровского [175], Э. Фромма [245], Э.Г. Эйдемиллера [269]. Такой подход позволяет установить характер семейных отношений, выявить причины стабильности -нестабильности браков, проследить динамику супружеских отношений, мотивы и причины разводов, особенности связей между родителями и детьми, Этнопсихологические факторы функционирования межэтнической семьи представлены в работах А.И. Донцова [81], B.C. Мухиной [162], Т.Г. Стефаненко [81], Ж.Т. Уталиевой [81].

Проблемы сексуальности в семейно-брачной сфере рассматривали преимущественно зарубежные исследователи: Э. Гидденс [58], Р. Кенинг, Л. Руссель, Р. Флетчер, 3. Фрейд [243], М. Фуко [247]; а также российские ученые С. И. Голод [62], И.С. Кон [117], П. Сорокин [204].

Значительный интерес для решения задач формирования культуры межэтнических отношений в семье представляют работы Ю.В. Арутюняна [11], Ю.В. Бромлея [41], Ю.В. Дробижевой [83], В.В. Мархинина [146], А.П.Оконешниковой [170], Г. Т. Тавадова [226], В.Х. Тхакахова [230], Ж.Т. Тощенко [231].

Брачные отношения и семейный уклад народов Северного Кавказа рассматриваются в исследованиях Р. Бетрозова [32], А.А. Магометова [139], С.Х. Мафедзева [147], М.А. Меретукова [156], Ш.Б. Ногмова [166] и Хан-Гирея [248].

Следующий пласт нашего отличающегося разнопрофильностью исследования посвящен проблеме формирования ценностных ориентации студентов. В современной научной литературе теоретико-методологические основы концепции ценностных ориентации представлены в работах Л.В. Абдрахмановой [1], А.С. Ахиезера [17], Н.Г. Багдасарьяна [19], Д.Ю. Ваниянц [46], Е.С. Волкова [53], Ю.В. Голиусовой [61] А.Г. Здравомыслова [93], В.Т. Лисовского [135], О.Н. Никитиной [165], М.Х. Титмы [229], В.А. Ядова [271] и других.

Большое значение для понимания особенностей функционирования межэтнической семьи в поликультурном регионе имеют работы Т.Г. Исламшиной [102], В.И. Курбатова [127], И.А. Субботина [218], P.M. Тухватуллина [233], А.Ю. Шадже [262], посвященные анализу формирования и функционирования этнических ценностей.

В последние годы проблему межэтнических отношений, в том числе и брачных, их связи с ценностными ориентациями молодежи исследовали молодые специалисты Л.В. Абдрахманова [1], Д.В. Баранова [23], Д.Ю. Ваниянц [46], Л.А. Делова [76], В.Ю. Кокорев [116], Л.И Суркова [220] и др.

Существенный вклад в исследование выбранной нами темы внесло осмысление работ Ю.Н. Давыдова [72], Г.Х. Мамбетова [142], Н.Г. Марковской [145], О.А. Раковской [179], рассматривающих место семьи в системе ценностных ориентации:.

Общесоциологический ракурс анализа тенденций развития национально-смешанных семей определил наш интерес к работам А.Г. Волкова [53], А.А Дзуцева [79], Л.Н. Крыловой [125], В.П. Левкович [132], А.П. Пономарева

[178], СВ. Прожжогиной [125], А.А. Сусоколова [222], Н.В. Уразгельдиевой [236].

Молодежная направленность выбранной нами темы обуславливает обращение к работам ювенологической линии: Ю.Г. Волкова [53], В.И. Добренькова [80], А.С. Запесоцкого [90], Ф.Д. Кадарии [80], В.Ю. Кокорева

[116], Б.А. Ручкина [159], В.А. Шаповалова.

Узость нашей темы предопределила ее чрезвычайно малую разработанность. Результаты научных исследований, изыскания и мнения, перечисленных нами авторов, могли быть нам полезны лишь в определенной мере, поскольку в изученной нами литературе конкретные вопросы социально-ценностной ориентации молодежи на межэтнический брак не рассматривались. Работы, посвященные проблемам межэтнического взаимодействия, восприятия и понимания людьми разных национальностей друг друга в браке, ориентации студентов на общечеловеческие ценности в сфере брачно-семейных отношений не многочисленны. Остается не исследованным ряд актуальных вопросов, связанных с построением процесса формирования культуры супружеского межэтнического общения молодежи, не разработана его модель, нет системы рекомендаций формирования умений и навыков межэтнического общения в среде семейно-брачных отношений.

Изучение ценностных ориентации студенческой молодежи Республики Адыгея позволяет сделать вывод о недостаточно высоком уровне реальной готовности студентов к анализу социокультурных явлений и фактов, связанных с полиэтническим пространством и межэтническими брачными отношениями, о противоречиях в оценке национальных ценностей, недостатках в поведенческом диапазоне.

При общем обилии публикаций по смежным темам процесс формирования ценностных установок в сфере межэтнической брачности не раскрыт полностью, а предполагаемые теоретические подходы включают множество дискуссионных положений.

Объект исследования.

Молодежь - широкая социальная категория, поэтому в качестве объекта научного исследования выбрано студенчество, так как именно оно является самой значительной группой молодежи, как по численности, так и по роли в сфере общественного производства. Выпускникам высших и средних учебных заведений предстоит стать основой будущего общества и решать возникающие в нем проблемы. И от того, каких принципов, норм и ценностей придерживается современная студенческая молодежь, какой ценностный фундамент у нее сформирован, во многом зависит либо успех, либо неудача предпринимаемых в стране попыток выхода из кризиса. Исследование межэтнического брака в системе ценностных ориентации студенческой молодежи дает возможность выявить ее репродуктивный потенциал и степень адаптации к новым социальным условиям. Значимость данного исследования определяется и тем, что от матримониальных установок молодежи во многом зависит будущее Республики и страны в целом, количество, состав и характер воспроизводства населения, и как следствие возможность развития всех общественных институтов.

В последние годы студенчество является постоянным объектом исследования социологов, однако острота проблемы в силу данного обстоятельства не может быть снижена. При всем разнообразии направлений социологических исследований студенчества в современной России проблема семейно-брачных ценностей в молодежной среде исследовалась недостаточно.

Предмет исследования.

Предметом исследования является социокультурная значимость межэтнического брака в системе ценностных взаимодействий студенческой молодежи в период реформирования общества.

Цель исследования.

Обозначить место межэтнического брака в иерархии социокультурных ценностей студенчества республики Адыгея.

Для достижения поставленной цели предпринята попытка решить следующие задачи:

- уточнить социологическое содержание понятие «семья», «брак», «межэтнический брак», провести анализ соотношения данных понятий;

выяснить особенности влияния социокультурной среды на формирование аксиологической системы студенчества;

- установить позицию межэтнического брака в общей иерархии ценностей молодежи Республики Адыгея;

- определить свойства национально-смешанного брака в условиях трансформации ценностных ориентации студенческой молодежи.

Методологическая основа.

В диссертационном исследовании не используется какая-либо одна концептуальная схема, а рассматриваются различные научные точки зрения, что обусловлено пользой методологического плюрализма. По этой причине в работе применяются исследования различных классиков социологической мысли и современных авторов, а также работы современных социальных психологов, философов, демографов, историков, этнографов, юристов, ювенологов, внесших свой вклад в исследование обозначенной проблемы.

Исследование основано на принципах комплексного интегративного подхода в изучении семейно-брачных сферы и опирается на идеи гуманизации и оптимизации межэтнических отношений. Методологическими ориентирами явились структурно-системный, культурологический и аксиологический подходы.

Решение поставленных задач осуществлялось с помощью следующих общенаучных и научно-социологических методов исследования.

Методы исследования.

- теоретические: сравнительно-сопоставительный анализ, восхождение от абстрактного к конкретному, теоретическое обобщение результатов исследования;

- эмпирические: наблюдение, мониторинг;

- общенаучные, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне: абстрагирование, анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, логический метод;

- специальные: анкетирование, беседа, интервьюирование, ранжирование, лонгитюдный метод, социометрия, тестирование.

При обработке результатов исследования использовались статистически-математические методы.

Опытно-экспериментальной базой исследования явились Адыгейский государственный университет, Адыгейский педагогический колледж им. X. Андрухаева, Майкопский государственный технологический университет. Исследованием было охвачено 1457 студентов разных лет обучения.

Научная новизна исследования.

- уточнено социологическое содержание понятий «семья», «брак», «межэтнический брак», проведен анализ соотношения данных понятий;

- раскрыты особенности национально-смешанной брачности в условиях трансформации общества;

- рассмотрен характер влияния социокультурной среды на формирование аксиологической системы студенчества;

- определена позиция межэтнической брачности в общей иерархии ценностей молодежи Республики Адыгея;

- выявлена специфика межэтнической брачности, установлены некоторые тенденции ее развития в обществе;

- введен в научный оборот новый, полученный на базе социологических исследований, эмпирический материал по Республике Адыгея.

На защиту выносятся следующие основные положения. Нестабильность институтов семьи и брака в обществе обусловлена переходом от традиционного типа семьи к современному.

В период трансформации российского общества социальный феномен межэтнической брачности испытывает дестабилизационные влияния, обусловленные кризисным состоянием современного социума.

Динамика изменений ценностной системы студенческой молодежи в плане семейно-брачных отношений обусловлены влиянием социокультурной среды.

Позиции национально-смешанного брака по отношению к браку моноэтническому в общей иерархии ценностей студенческой молодежи стали в современных условиях менее стабильными.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и выводы исследования обсуждались и докладывались на региональных и общероссийских конференциях: «Перспектива-2003». Всероссийская научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых, г. Нальчик; «Наука. Образование. Молодежь». Научная конференция молодых ученых АГУ (6 февраля 2004 года) - Майкоп; «Актуальные проблемы двуязычия и их речевая реализация в полиэтнической среде». Всероссийская научно-практическая конференция - Майкоп, АГУ, 2005; «Перспектива-2005». Всероссийская научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых.- Нальчик;

Материалы исследования использовались при чтении лекций по курсу социология (в рамках доцентской практики) на факультете национальной педагогики АГУ.

Результаты исследования нашли отражение в статьях:

1) Проблема межнационального брака в Адыгее: общественное мнение // Молодые голоса в науке. Выпуск второй. Майкоп: изд-во АТУ, 2003. - С.25- 29.

2) Влияние социокультурной среды на формирование общественного мнения студенческой молодежи // Перспектива-2003: Материалы Всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых

ученых: В 8-ми томах. - Т. 1. - Нальчик: изд-во Каб.- Балк. ун-та, 2003. - С.27-30.

3) К вопросу о статусе гражданского брака // Наука. Образование. Молодежь. Материалы научной конференции молодых ученых АГУ (6 февраля 2004 года) - Майкоп: изд-во АГУ, 2004. Том 1. - С.24- 27.

4) Проблема определения понятия «семья» в современной социологии // Вопросы гуманитарных наук. №5(14). М.: изд-во «Спутник +», 2004. - С.330-331.

5) Социально-психологические аспекты межнациональной брачности // Молодые голоса в науке. Выпуск четвертый. - Майкоп: изд-во АГУ, 2005. -С.37-40.

6) Условия формирования ценностных ориентации студентов педагогического колледжа // Актуальные проблемы подготовки специалистов в условиях педагогического колледжа. Сборник научных статей преподавателей. - Майкоп: изд-во ООО «Аякс», 2005. - С. 64-66.

7) Тенденции билингвизма в межэтнической семье // Актуальные проблемы двуязычия и их речевая реализация в полиэтнической среде / сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции / -Майкоп: изд-во АГУ, 2005. - С.59-60.

8) Особенности возрастного мировоззрения студентов // Актуальные проблемы подготовки специалистов в условиях педагогического колледжа. Сборник научных статей преподавателей. - Майкоп: изд-во ООО «Аякс», 2005.-С. 115-117.

9) Национально-смешанный брак в современных условиях трансформации системы ценностных ориентации студенческой молодежи // Перспектива-2005: Материалы Всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых.- Нальчик: изд-во Каб.-Балк. ун-та, 2005. - С.254-256.

10) Ценностные предпочтения современного студенчества (материалы социологического опроса) // Молодые голоса в науке. Выпуск пятый.- Майкоп: изд-во АГУ, 2005. - С.17-21.

Практическая значимость результатов исследования. Итоги исследования могут быть использованы при дальнейшем изучении феномена межэтнической брачности в современных социокультурных условиях и осмыслении места национально-смешанного брака в системе ценностных ориентации молодежи.

Прогноз характера межэтнической брачности возможно использовать при планировании семейно-брачной политики региона для формирования механизма социального регулирования отношений государства и семьи.

Выводы работы показывают степень адаптации молодежи к новым социальным условиям в сфере семейно-брачных отношений, имеют познавательное значение и могут быть полезны учащейся молодежи.

Результаты исследования содействуют снижению социальной напряженности и гуманизации межэтнических отношений в поликультурном регионе.

Материалы работы могут быть применены в преподавательской деятельности при изучении ряда тем, посвященных семье, браку, межэтническим отношениям, ценностным ориентациям и установкам молодежи.

Соотношение понятий «семья» и «брак» в современной социологии

Вопросы семьи и брака подвергались пристальному вниманию ученых с древнейших времен. Уже в Античной Греции проблемы семьи исследовали такие основоположники синкретической гуманитарной науки как Платон [173] и Аристотель [9]. На протяжении всей истории существования общества интерес к исследованиям семейно-брачных отношений постоянно возрастал, что обусловлено непреходящей важностью семьи в жизни каждого индивида и всего человеческого общества в целом.

Тема нашего исследования, касающаяся семейно-брачной проблематики в контексте межнациональных отношений, требует уточнения понятий «семья» и «брак» с социологической точки зрения. Исследование этих феноменов целесообразно начать с определения наиболее широкого понятия «семья».

Семья - историческая форма социальной общности людей, элемент структуры общества, его важнейшая составляющая. Как предмет научного анализа понятия «семья» и «брак» являются объектами изучения социологии семьи — направления, возникшего в середине 19 века в рамках общей социологии. По мнению социологов, семья и необходимость ее сохранения появились из потребности в физическом воспроизводстве населения, а брак, трактуемый как социально и личностно целесообразная устойчивая форма отношений мужчины и женщины, возник из необходимости упорядочить половые отношения [185, С. 562].

Социология семьи рассматривает семью двояко, в качестве социального института и малой социальной группы: такая двойственность является важной отличительной особенностью семьи. Семья как социальное целое живет многофакторной жизнью: своей собственной (общей жизнью семьи), жизнью включенных в нее индивидуальных целых (отца, матери, детей) и, наконец, жизнью целого высшего порядка, в которое она включается, - народа. Эта множественность социального института семьи не нарушает его единства, наоборот, единство множественности составляет ее исконную черту.

В настоящее время исследование семьи и брака - одно из самых приоритетных направлений современной социологии, поскольку учет процессов, протекающих в семье - необходимое условие успешного развития общества. В связи с этим особенно важно наличие научно обоснованной и последовательно осуществляемой государственной семейной политики, ориентированной на социальную поддержку и защиту семьи.

Семья - первостепенное звено социума, она представляет основу воспроизводства человеческого общества, с помощью семьи сохраняются и передаются следующим поколениям основные морально-нравственные, культурные и мировоззренческие ценности, сама семья также является такой ценностью. В семье формируется личность детей и осуществляется социализация молодежи, поэтому тенденции формирования и функционирования семей должны быть в центре внимания государства. Семья амортизирует влияние общества на индивида и призвана предотвращать дезинтеграцию личности. В семье реализуется повседневное существование человека, таким образом, семья является одной из важнейших сфер жизни людей. Жизнедеятельность в рамках семьи выступает как непременное условие образа жизни человечества в целом, подавляющее большинство всех людей предпочитают жить в семье. Однако общей макротеории семьи в общественной науке до сих пор не существует в силу чрезвычайной сложности и значимости данного объекта.

Многогранность этого социального института и высокая степень хаотичности явлений в мире человеческих отношений предопределили наличие большого количества различных подходов ее исследования. H.A. Бердяев [31], И, Кант [105], Б.Малиновский [141], И.Г.Фихте [242]оценивали семью как естественный биологический организм.

И. Баховен [27], М. Ковалевский [114], Л. Морган [161], П.А. Сорокин [204] рассматривали семью с эволюционистских позиций.

К. Маркс [144], Хартман [252], Ф. Энгельс [268] видели в семье классовое общество в миниатюре, в котором класс мужчин угнетал класс женщин. К. Циммерман, М. Мид [157] изучали семью в качестве элемента культуры. Э. Берджесс [29], Ф. Знанецкий [97], Ч. Кули, Ф. Ле Пле [ 97], Ж. Пиаже [176], 3. Фрейд [243] вели исследования семьи с позицией интеракционизма. Современные отечественные социологи А.Г. Харчев [249], М.С. Мацковский [148], В.А.Борисов [39], В.М. Медков [152] придерживались институционального и группового подходов. Таким образом, очевидно, что семья представляет собой сложное явление, имеющее множество разноплановых толкований.

Национально-смешанный брак в условиях изменения ценностных ориентации молодежи

В последние годы социологи проявляют активный интерес к изучению молодежи вообще и студенчества в частности. Весьма активно заявило о себе направление исследований, посвященное ценностным ориентациям студенческой молодежи.

«Ценностные ориентации - элементы внутренней (диспозиционной) структуры личности, сформированные и закрепленные жизненным опытом индивида в ходе процессов социализации и социальной адаптации, ограничивающие значимое для человека от несущественного через принятие личностью определенных ценностей» [216, С. 1215]. Впервые термин ценностные ориентации был употреблен в работах У. Томаса и Ф. Знанецкого [97], рассматривающих категории значимости для личности каких-либо явлений. В качестве теоретического основания концепции ценностных ориентации используют учение М. Вебера о ценностно-рациональном действии. Понятие ориентации широко применяется в социальной психологии, выражая отношения человека и среды. Д. Узнадзе [236], Г.М. Андреева [4], А. И. Донцов [81] обращают внимание на то, что посредством ориентации человек осуществляет выбор наиболее значимых для него объектов.

Первые определения ценностных ориентации в отечественной социологии были даны А. Г. Зравомысловым [92, С.232], В. А. Ядовым [271, С.486]. Под ценностными ориентациями ученые понимали направленность личности на те или иные ценности материальной и духовной культуры общества и рассматривали их в качестве важнейших компонентов структуры личности, в которых аккумулируется весь жизненный опыт, накопленный личностью в процессе ее индивидуального развития.

Большое влияние на российских исследователей оказали зарубежные теории: антропологизм, бихевиоризм, инстинктизим, психоанализ и др. Так сторонники антропологического направления в социологии (А. Геллер, М. Шелер, Э. Шилз, X. Фрайер, X. Шельски и др. [92, С.223.] считают ценностные ориентации главной социальной инстанцией, с помощью которой обеспечивается вхождение человека в общественный институт. Упорядочивая посредством институтов определенные направления человеческого поведения, обеспечивая их «модельность, образцовость» и общеобязательность, общество освобождает человека от необходимости каждый раз заново принимать важные жизненные решения в действительно уникальных ситуациях. В результате люди получают возможность автоматически следовать одной и той же форме поведения, это существенное качество ценностных ориентации имеет особое значение для молодых людей, жизненный опыт которых недостаточен [92, С.223]. Ценностные ориентации осознаются людьми в качестве системы взглядов и основополагающих целей жизни, определяющих приемлемые средства их реализации.

Ценностные ориентации органично связаны с потребностями человека. Важно разграничить биогенные, первичные потребности, обусловленные природой человека, и социогенные, возникшие в результате социально-культурной эволюции человечества. Социогенные потребности в свою очередь подразделяются на: материальные - потребности в ценностях и благах материальной культуры (например, ориентации на такие ценности как личное здоровье, семья) и духовные - потребности в ценностях (смыслах) духовной культур.

Выделяются также вторичные, инструментальные потребности, возникшие в ходе удовлетворения первичных потребностей. В связи с этим нужно различать ценностные ориентации:

а) обусловленные первичными социогенными потребностями - ориентации на цели {терминальные ценности);

б) определяемые вторичными потребностями - ориентации на средства {инструментальные ценности).

Обычно ценностные ориентации подразделяются социологами на нормативные, не выходящие за рамки социально-одобренных культурных образцов, и на девиантные (отклоняющиеся), не соответствующие социальным ожиданиям.

Таким образом, семейно-брачные ценности относятся к основным терминальным, нормативным ценностям.

В зависимости от нравственных принципов, положенных в основу мыслей и действий, социально-культурные ценности делятся на альтруистические, конформистские и эгоистические. Кроме того, смысложизненные ориентации имеют два уровня. I. Уровень ориентации на цели. (Например самореализация, познавательные ориентации.)

И. Уровень ориентации на средства. (Например, овладевание физическими предметами.)

Оценки представляют собой субъективные мнения, для сопоставления которых требуется использование шкал.

В диспозиционной структуре личности ценностные ориентации образуют высший (как правило, осознаваемый в отличие от ценностных установок) уровень иерархии предрасположенностеи к определенному восприятию условий жизнедеятельности, их оценке и поведению, как в актуальной, так и долгосрочной перспективе.

Ценностные ориентации наиболее четко эксплицируются в ситуациях ответственного жизненного выбора. Заключение брака, влекущее за собой значимые последствия и часто предопределяющее последующую жизнь индивида, является ситуацией, требующей такого серьезного решения.

Ценностные ориентации обеспечивают целостность и устойчивость личности, определяют структуру сознания, программы и стратегии деятельности, контролируют и организуют мотивационную сферу, инструментальные ориентации на конкретные объекты или виды деятельности и общения как средств достижения целей. То есть, ценностные ориентации -это, прежде всего, предпочтения или отрицания определенных смыслов как жизнеорганизующих начал и готовность или неготовность действовать в соответствии с ними. В этом отношении, содержание, вкладываемое в понятие ценностные ориентации, соответствует изначальному значению слова «ориентация». В переводе с латинского oriens, orientis - означает восток, по отношению к востоку, месту восхода солнца, человек определяет свое местоположение в пространстве. Ценностные ориентации помогают человеку определить свое место в социальном окружении и очень важны при принятии решений.

Взаимосвязь ценностных установок молодежи с существующими тенденциями в выборе брачного партнера

Брачное поведение определяется не только социальными причинами, но и индивидуальной направленностью личности. В этом смысле, большое значение имеют ценностные установки, отражающие избирательность отношений.

Если нормы - это правила поведения, то ценностные установки - это общие представления, относительно того, что желательно, правильно и полезно, разделяемые большей частью молодежи.

Категория установки была предложена Д. Н. Узназдзе [234] для преодоления методологической ограниченности теории непосредственности совершаемых поступков в традиционной социальной психологии. Д.Н. Узнадзе развил представления об установке как «целостной модификации субъекта», его готовности к восприятию будущих событий и совершению действий в определенном направлении, что является основой его целесообразной избирательной активности. По мысли Д. Н. Узназдзе, ценностная установка возникает при «встрече» двух факторов - потребности и ситуации удовлетворения потребности, определяя направленность поведения субъекта. Таким образом, ценностные установки регулируют широкий спектр осознаваемых и неосознаваемых форм социальной деятельности человека.

Ценностные установки носят общий и абстрактный характер и не указывают конкретно, какие типы поведения приемлемы, а какие нет. Установки только вызывают ценности, но сами их не выражают, они дают критерии, с помощью которых оценивают события, предметы и людей по их относительным достоинствам.

По мнению Ф. Знанецкого, среди социальных ценностных установок особый интерес представляют установки, определяющие поступки человека. Эти установки призваны вызывать комфортное поведение индивидов в отношении установленного образца социального действия и в этом плане исполняют в обществе определенную контрольную функцию [97, С.60].

Формирование ценностной установки, в представлении А. Г. Здравомыслова, есть не что иное, как процесс становления самой личности, ее индивидуального сознания и индивидуальной психологии под воздействием непосредственного социального окружения. Для А. Г. Здравомыслова, ценностная установка как ориентация личности на ценности материальной и духовной культуры общества - это относительно устойчивое, социально обусловленное отношение человека к совокупности материальных и духовных благ и идеалов, которые рассматриваются как предметы, цели и средства для удовлетворения потребностей в жизнедеятельности личности.

Все перечисленные выше подходы к анализу проблемы ценностных установок представляются обоснованными и могут хорошо дополнять друг друга. Применяя комплексный подход, мы сформулировали собственную интерпретацию рассматриваемого понятия.

Ценностные установки - это ориентации индивида (социальной группы) на те или иные ценности. В качестве системы установок могут выступать материальные или духовные явления, способные удовлетворять интересы и потребности человека.

Ценностные установки - осознанная оценка явлений и предметов внешнего мира, поэтому они обусловлены мотивами, потребностями и интересами человека.

Мотив - осознанное побуждение к деятельности субъекта (личности, социальной группы, общности) связанное со стремлением удовлетворять определенные потребности [241, С. 189]. Потребность - состояние индивида, сознаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающие источником его активности [241,С254].

Интересы - направленность субъекта на значимые для него объекты, связанная с удовлетворением потребностей индивида или реальная причина деятельности социальных субъектов, сориентированная на удовлетворение потребностей, лежащая в основе непосредственных побуждений, мотивов, идей и т. п., определяющая положение и роль этих субъектов в системе общественных отношений [241, С.134].

Тесная связь ценностных установок с мотивами, потребностями и интересами личности определяется влиянием условий жизнедеятельности человека, особенностями социальной и профессиональной деятельности.

Ценностные установки в свою очередь имеют сложную структуру и многообразные функции. P.M. Тухваттулин в зависимости от причин формирования ценностных установок дифференцирует их на психологические и социальные, а в структуру ценностной установки включает три компонента когнитивный - осознавание объекта, аффективный - эмоциональная оценка объекта и поведенческий - последовательное поведение по отношению к объекту. Основными функциями ценностных установок являются: приспособительная, познания, саморегуляции и защиты [233, С.248].

Разумеется, деление ценностных установок на психологические и социальные условно, так как, в конечном счете, речь идет об установках человека. Поэтому в определенном плане их можно рассматривать как единое, социально-психологическое явление, определяющее ценностные установки, направленность активности и поведение человека.

Личность обладает свободой выбора вариантов и способов своего поведения. В сознании индивида и его установках в зависимости от социальной направленности закрепляется определенные критерии предпочтений. В нашем исследовании, прежде всего, будут рассмотрены предпочтения молодежи при выборе брачного партнера.

Общественная направленность обеспечивает выбор брачного партнера в соответствии с правилами, нормами и законами общества. Брачное поведение, идущее в разрез с общепринятыми установками, приводит к конфликту с обществом. Однако выбор путей и способов формирования общественной направленности зависит во многом от индивидуального стиля деятельности и поведения человека, что обуславливается его внутренней позицией, психологическими, возрастными и индивидуальными особенностями.

Особый отпечаток на формирование ценностных установок при выборе брачного партнера накладывают социальные условия, определяющие сферу деятельности. Специфика студенческого образа жизни активизирует определенные компоненты факторов, влияющих на различные аспекты брачного поведения.

В результате специальных исследований молодежи выявлены выраженные установки на успех в общении с противоположным полом. В период взросления общение имеет особую значимость, а успех в общении юношей с девушками и наоборот становится специальной ценностной установкой.

В настоящее время одной из основных особенностей в сфере брачного поведения молодежи можно назвать возрастающую терпимость к добрачным сексуальным связям. Распространение данной ценностной установки среди молодежи связано с тем, что в последние годы все большее значение в ряду других человеческих ценностей получает сексуальность. Исходя из этого, молодые люди и девушки гордятся своим влечением к противоположному полу, стараются не ограничивать его, а отсутствие сексуального влечения оценивают как патологию. Отчасти либерализация взглядов на отношения полов связана с отмиранием такого регулятора поведения как обычай. В традиционном обществе социальный контроль над поведением людей осуществлялся именно с помощью обычаев. Если в прошлом согласно обычаям половые отношения ограничивались рамками брака, то на современном этапе влияние этой установки среди современной молодежи ослабевает.

В то же время доля молодежи, опасающейся негативных последствий полового общения, также возрастает.

Место межэтнического брака в системе ценностных ориентации студенческой молодежи Республики Адыгея

Всякая ценность имеет как субъективную, так и нормативную сторону. Субъективизм ценности выражается в том, что каждый человек индивидуально определяет собственные ценности, а нормативность ценности обуславливается тем, что основные ценности общеприняты и формируются под воздействием социума. Поэтому ценности выражают не только положительную или отрицательную значимость объекта, но также и нормативную сторону общественного сознания. То есть, ценности связаны не только с тем, что есть, но и с тем, что должно быть.

Ценности - обобщенные представления людей относительно целей и норм своего поведения, воплощающие исторический опыт и концентрированно выражающие смысл культуры отдельного этноса и всего человечества.

Согласно Т. Парсонсу [172, С.711], понятие ценности принято интерпретировать как «стандарт» чего угодно, что интеризовано личностью в качестве критерия ее ориентации и поведения в различных ситуациях. Для описания того, на какие ценности ориентируются индивиды, используется термин «ценностные ориентации» - индивидуальное отношение или выбор конкретных ценностей в качестве нормы поведения. Ценности принадлежат группе или обществу, а ценностные ориентации индивиду. Наличие ценностных ориентации - показатель зрелости личности. Человека можно назвать личностью только при существовании в его сознании ценностных ориентации.

Ценностные ориентации являются субъективными регуляторами активности, включающими представления об определенных сферах деятельности и связанных с ними общих социальных ценностях. Учитывая существенную роль таких ценностных ориентации в формировании образа жизни молодежи, их называют жизненными ориентациями. Одним из аспектов жизненного самоопределения молодежи является ее включение во все основные сферы деятельности: учебу, культурную жизнь, межличностное общение, сферу труда и др. Особенности этого процесса определяются, с одной стороны, объективными социальными условиями в регионах, а с другой - субъективной направленностью молодежи на те или иные сферы деятельности. В наиболее доступной для анализа форме жизненные ориентации проявляются в когнитивных и эмоциональных оценках основных сфер деятельности молодежи.

Данные проведенных нами исследований студенческой молодежи Республики Адыгея показывают, что при когнитивном выборе наиболее важной ценностью в жизни человека считается создание семьи и семейная жизнь - ее выбирают основное большинство учащейся молодежи. Существенный процент когнитивных выборов получают также и другие сферы деятельности, связанные с межличностным общением.

Сегодняшние студенты ориентируются на смешанную систему ценностей. Традиционные ценности семьи и брака в современном обществе не утратили своего немаловажного значения.

Установив значение семейно-брачных ценностей в общей аксиологической системе учащейся молодежи (параграф 2.1 С. 83 - 88 данной работы), мы перешли ко второму этапу нашего исследования, имевшему более конкретную задачу.

Второй этап исследования имел цель: выяснить место межэтнического брака в общей иерархии ценностей молодежи Республики Адыгея. В отличие от начальной ступени исследования, данный этап предполагал более подробный сбор материала о респондентах, определялись не только пол и возраст опрашиваемых, но и их национальность, брачное состояние, состав семьи, выбранная специальность, факультет, сведения о родителях.

Национальный состав имел пропорции: русские - 61%, адыгейцы 13%, черкесы - 2%, армяне - 2%, украинцы - 2%, белорусы - 1%, кабардинцы 1%, и 8% составили представители других национальностей (абхазы, аварцы, азербайджанцы, арабы, балкарцы, греки, грузины, дагестанцы, евреи, ингуши, кабардинцы, корейцы, молдаване, немцы, поляки, осетины, сирийцы, татары, турки, узбеки, чеченцы, чуваши, и др.)

Помимо национальной принадлежности мы попытались выявить и социальное происхождение опрашиваемых, определив профессию родителей респондентов. Данные отражены в таблице:

Как показали результаты исследования, существует опосредованная связь между социальным статусом родителей и отношением детей к вопросу межэтнического брака. Так дети врачей, преподавателей, военных, милиционеров и служащих положительно относятся к смешанным бракам в среднем на 30% чаще, чем дети рабочих, работников торговли и сельского хозяйства, что позволяет сделать вывод о том, что уровень образования и культурная атмосфера в семье существенно влияют на формирование определенного мнения у молодежи. При этом, чем этот уровень выше, тем позитивнее молодому поколению представляется проблема межнационального брака.

Материалы анкетного опроса подтверждают серьезное влияние фактора приобщения людей к общечеловеческой культуре на формирование конструктивных межнациональных отношений. Рост культурного уровня создает благоприятные условия для возникновения межэтнических браков. Основанием для этого вывода послужил расчет коэффициентов корреляции между показателями потребления культурной информации (чтение журналов, художественной литературы, посещение театров, концертов, музеев, участие в художественной самодеятельности и др.) и межнациональными ориентациями людей. Полученные в результате расчета величины свидетельствуют о прямой корреляционной связи между благоприятными межнациональными отношениями и регулярным просмотром местного телевидения, прослушиванием радио, чтением прессы, художественной литературы, особенно инонациональной, посещением театров и потреблением других источников культурной информации.

Показательным при анализе полученных данных является тот факт, что ответы анкет студентов разных учебных заведений в процентном отношении оказались приблизительно одинаковыми, а колебания между различными группами составили в среднем от 2% до 7%, что очень немного. Так, например, положительно к межнациональным бракам относятся 53% студентов АТУ, 57% - МГТУ и 51% Педколледжа им. X. Андрухаева; отрицательнольно: 9% - студентов АГУ, 10% - МГТУ, 8% - Педколледжа; нейтрально - 34% АГУ, 30% - МГТУ, 32% - Педколледж. (См. приложение I, №1, С. 162) Подобное соответствие между результатами анкетирования молодежи разных учебных заведений республики говорит о наличии хорошо просматриваемых тенденций и устойчивости общественного молодежного мнения, касающегося проблемы межнациональных браков. Главная же причина такого соотношения результатов - единство социокультурной среды среди респондентов. Приблизительно одинаковый образ жизни, круг интересов, информационное пространство формируют определенную оценку межэтнической брачности.

Похожие диссертации на Межэтнический брак в системе социально-ценностных взаимодействий студенческой молодежи Республики Адыгея