Введение к работе
Актуальность темы исследования. Современное российское общество переживает сложный, противоречивый и болезненный процесс обновления и модернизации всех сторон общественной жизни. Осуществляются радикальные преобразования в экономической, политической, социальной и духовной сферах общества, затрагивающие все слои общества.
Происходящие изменения в краткие исторические сроки привели к резкому смещению общественных приоритетов, в результате чего, во-первых, отвергаются идеалы и социально-культурные стереотипы недавнего прошлого; во-вторых, в различных социальных группах трансформируются сложившиеся ранее ценностные представления; в-третьих, выстраивается новая иерархия ценностей, диалектически связанная с переживаемым культурно-историческим этапом.
Одним из факторов, определяющих необходимость обращения к данной проблеме, является сложившаяся тенденция к развитию нео-мифологических представлений в общественном сознании, усиливающаяся в результате действий средств массовой информации в условиях деструктивизации элементов массовой культуры. Мифологизация актуализируется в массовом сознании, в среде массовой культуры, в периоды кризисов и социальных конфликтов, которые характерны и для сегодняшней ситуации в обществе.
Стремительное развитие науки и техники и сопутствующие ему трансформации общества в постиндустриальное и информационное, а технической эпохи – в «системотехнологическую» непосредственным образом повлияли и на массовую культуру, которая сегодня имитирует активность, претендуя на способность формирования творческого сознания. Виртуальная реальность, компьютерные программы, задающие алгоритмы создания артефактов, по форме приближающихся к элитарным, возможности коммуникационных технологий, расширяющие сферу деятельности человека, – всё это создает иллюзию возрастания роли элитарной культуры в рамках постиндустриального общества. Между тем массовая культура не только не уступает место культуре элитарной, но продолжает осуществлять на неё интенсивное воздействие, становясь в эпоху современности основной сферой приобщения людей к культурным ценностям. В этой связи она должна осмысливаться не только как некий «нижний этаж» в пирамиде культурных образцов и ценностей, а как сфера преимущественного участия каждой личности в культурной жизни.
Массовая культура наглядно демонстрирует необратимый процесс разрушения традиционных мировоззренческих установок и формирования новых, глобальных изменений, происходящих в сфере морали. В общественном мнении звучит тревога по поводу состояния духовного мира человека как личности в сегодняшней социокультурной ситуации. Ещё в 60-е годы XX века западные социологи и философы, актуализируя проблемы гуманизма, отмечали, что XXI столетие должно стать веком гуманитарных наук. Это проблематичное высказывание выражает идею о том, что для выживания современной цивилизации очень важно обеспечить возрождение гуманистических ценностей во всех сферах жизни, а в особенности в сфере массовой культуры. Поэтому разработка концепции отношений между массовой культурой и обществом, между массовой культурой и индивидуальной личностью становится центром обширного круга поисков социологов, философов, культурологов, психологов и т.д.
Степень научной разработанности проблемы. Исследование взаимодействия личности и массовой культуры в условиях трансформации социальных систем представляет собой многоаспектную проблему, вырастающую на стыке исследовательских направлений различных наук гуманитарного профиля: социологии, философии, культурологии, истории, психологии и т.д. В этом смысле данная проблема, безусловно, относится к числу сложных и многомерных, так как специфическим образом отражает мироощущение человека, мировоззрение общества, систему идей и взглядов на мир и на место в нем человека, т.е. представляет собой социально-философскую проблему. Тем не менее, она, мало отражена в чисто социологической литературе. В процессе исследования анализировались научные труды различной проблематики и, в первую очередь работы, посвященные проблеме личности.
Современные представления о человеке формировались под влиянием произведений социальных философов - экзистенциалистов, таких как К. Ясперс, М. Хайдеггер, А. Камю, Ж.П. Сартр, Г. Марсель и их последователей, которые обратились к исследованию внутреннего духовного мира личности. Раскрытие экзистенциальной и персоналистической философией глубины и значимости для личности ее внутреннего субъективного мира представляет собой весомый вклад в постижение личности в целом.
Субъективистски ориентированные науки предлагают "атомарный" подход к личности. Однако руководство лишь принципом "замкнутого антропологического универсума" приводит к недооценке значимости для субъективного мира личности ее связей с обществом и, как следствие, к одностороннему представлению о феномене личности в целом. Проблема взаимосвязи личности и общества длительное время была одной из центральных в работах Л.П. Буевой, Э.В. Ильенкова, И.С. Кона, А.Н. Красина, В.Н. Лавриненко, А.В. Разина, Ю.В. Сычева, В.П. Тугаринова и др., где раскрывается социальная природа личности, механизмы воздействия социальной среды на личность, на формирование ее мировоззрения. Такой подход акцентировал внимание на социальном аспекте бытия личности. Исследования личности как субъекта деятельности и общения, главенствующей роли деятельности в процессе формирования личности (Л.П. Буева, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Н.С. Злобин, М.С. Каган, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.) позволили высветить социально-психологические аспекты бытия личности. Особое место культуры в личностном бытии человека обосновывается в работах социологов и философов М.М. Бахтина, B.C. Библера, Н.С. Злобина, В.М. Межуева, В.В. Сильвестрова.
Следующим компонентом теоретической основы данного исследования выступают концептуальные представления о взаимодействии личности и массовой культуры. Первые попытки теоретического осмысления феномена массовой культуры относятся к рубежу XIX-XX веков. Они связываются с именами Г. Лебона, Г. Тарда, З. Фрейда, Л.Н. Войтоловского и других ученых, которые рассматривали проблему массовой культуры в тесной связи с развернувшимся процессом перерождения гражданского общества в массовое. Эти вопросы прежде всего интересовали Г. Лебона и Г. Тарда, перу которых принадлежат классические труды по исследованию психологии толпы и масс.
Для изучения основ массового сознания и культуры в России особое значение имеет работы русских философов и мыслителей А.Н. Герцена, П.Л.Лаврова, Н.А. Бердяева и др. В трудах этих ученых «массовая культура» трактуется как предельное выражение духовной несвободы, социальный механизм отчуждения и угнетения личности человека. Таким образом, в рамках рассматриваемого направления феномен массовой культуры получает негативную оценку.
Рассматривая критичную точку зрения относительно явления массовой культуры, нельзя не обратить внимание на известного испанского философа Хосе Ортега-и-Гассета, который разработал одну из наиболее радикальных в своем критицизме концепций массового общества.
Интерес российских исследователей к научному осмыслению проблемы адаптации личности в современных условиях массовой культуры постоянно возрастает, при этом закладываются основы и частично формируются долговременные жизненные ценностные установки и социокультурные ориентации различных социальных групп общества. Данной проблеме посвятили свои труды такие ученые, как А.Г. Здравомыслов, Е.В. Золотухина-Аболина, И.С. Кон, А.В.Костина, А.К. Уледов, Н.И. Ушакова, А.Ю. Шадже, А.Я. Флиер.
Общему анализу проблемы социализации и адаптации личности в современных условиях, разработке методологических подходов к исследованию социокультурных феноменов как необходимому компоненту общественного развития посвящены труды Т.И. Афасижева, Ю.Г. Волкова, В.Н. Гришай, Р.Г. Гурова, Н.Г. Денисова, С.П. Иваненкова, А.Б. Котова, С.В. Новицкого, Р.Д. Хунагова, Т.Н. Юдиной.
Дискуссии об информационном воздействии массовой культуры на личность приобретают все более и более масштабный характер. Это объясняется тем, что «современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью информационной среды, представляющей совокупность информации, информационной инфраструктуры, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественном отношении». О влиянии средств массовой информации на ценностные ориентации личности говорится в работах Г.А. Дорофе-евой, А.Г. Кузнецовой, Б.А. Ручкина, А.В. Соколова и др. Проблемы формирования базисных национальных ценностей освящены в трудах Х.М. Казанова, А.А. Хагурова, Р.А. Ханаху, А.Ю. Шадже, С.А. Ляушевой, Т.А. Овсянниковой, В.Н. Бадмаева и т.д.
Проблемы адаптации и социализации личности в изменяющихся условиях изучались и в конкретно-прикладном рассмотрении в современной эмпирической науке и раскрыты в трудах Т.И. Афасижева, И.Ф. Девятко, Е.В. Масленникова, В.В. Семенова, Г.Г. Татарова, И.С. Урсу, В.А. Яцова.
В целом вышеуказанные работы представляют собой серьезную теоретическую базу для изучения избранной темы. В то же время в научных перспективах социологии культуры исследуемая тематика требует дальнейшего развития и совершенствования концептуальных и методологических положений.
Цель диссертационного исследования состоит в выявлении особенностей воздействия массовой культуры на социальную адаптацию личности в современных условиях модернизирующегося российского общества.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
- выявить основные теоретико-методологические подходы в фор-мировании системы понятий о человеке как о личности и его месте в среде массовой культуры;
- рассмотреть и обосновать основные социокультурные аспекты формирования личности в условиях модернизации российского социума;
- эксплицировать смысл взаимодействия личности и массовой культуры в условиях глобализации;
- изучить особенности генезиса и эволюции массовой культуры в России;
- определить социокультурные условия модернизации российского общества и личности;
- выявить региональные особенности процесса взаимовлияния личности и массовой культуры на материалах Республики Адыгея.
Объект исследования – личность как многомерный феномен социокультурных исследований.
Предметом исследования является особенности воздействия массовой культуры на социализацию личности в полиэтничном обществе.
Гипотеза исследования. Влияние массовой культуры на личность следует рассматривать как сложное многофункциональное социокультурное явление, специфический способ освоения человеком действительности и адаптации в современном информационном обществе, в результате чего происходит трансформация сложившихся традиционно ценностных представлений и приоритетов, выстраивается новая иерархия ценностей, диалектически связанная с переживаемым культурно-историческим этапом.
Теоретическая и методологическая база исследования.
Значимость работы обусловлена особой важностью рассматриваемой проблемы, поэтому изучение данного феномена «требует» интегрального подхода. Основу диссертационного исследования составляют социологические, общефилософские и культурологические методы и подходы, в качестве вспомогательных методов применялись сравнительно-исторический и культурно-антропологический. Исследование проводилось с использованием общеметодологических прин-ципов объективности, детерминизма, конкретности, всесторонности, единства теории и практики.
Для сбора эмпирических материалов применялись методы анкетирования и контент-анализа теле- и радиопередач, материалов газет и журналов.
Эмпирическую базу диссертационной работы составил первичный и вторичный социологический материал. Первичный материал составили данного авторского социологического исследования, проведенных в 2008-2010 гг. в г. Майкопе. Осуществлён сбор статистических данных, проведены опросы и интервью, использованы методики включенного и невключенного наблюдения. Данное исследование проводилось в Майкопском государственном технологическом университете и в двух филиалах высших учебных заведений Республики Адыгея (Московская открытая социальная академия и Российский государственный социальный университет). Применялась случайная пропорциональная выборка. Объем выборки составил 1200 человек. Для анализа эмпирических данных применялись математико-статистические методы. Генеральная совокупность респондентов была представлена студентами, аспирантами, преподавателями в основной возрастной группировке от 18 до 40 лет (в исследовании выделяется три возрастные группы: первая – 18-24 год, вторая – 25-30 лет, третья – 31-40 лет.)
Для вторичного анализа использовались данные других социологических исследований по проблеме влияния массовой культуры на адаптацию и социализацию личности, проблем ценностных ориентаций современной молодежи, проведенные НИИ КСИ СПБГУ в 1997, в 1999, 2000 и 2001 гг. (под руководством В.Т. Лисовского), исследования учащейся молодежи «Современная молодежь: социальные ценности и нравственные ориентации», проведенное в 1998 г. (под руководством Р.Г. Гуровой), результаты всероссийского опроса общественного мнения, проведенного по заказу межрегионального фонда «Новые перспективы» в июне 2000 г. НИЦ при институте молодежи (под руководством Т.Н. Кухтевич), результаты опроса, проведенные Независимым российским исследовательским центром (РОМИР) в августе 1999 г и др. Привлекались общероссийские, региональные, республиканские статистические материалы, материалы СМИ.
Научная новизна определяется целью и задачами диссертационного исследования и может быть сформулирована следующим образом:
- определены основы научного исследования социокультурной сущности личности;
- предложены современные теоретико-методологические подходы в формировании системы понятий о человеке как о личности в условиях массовой культуры;
- раскрыт смысл взаимодействия личности и массовой культуры в условиях глобализирующегося российского общества;
- на основе ретроспективного подхода определена сущность и природа массовой культуры, позволяющей рассматривать данный феномен в непосредственной связи с общественными и культурными процессами происходящими в современном обществе;
- показано, что с эволюцией новационных технологий массовой культуры, культура сама претерпевает глубокие изменения, в результате чего возникает проблема поиска компромисса между формами модернизации и собственной самобытности культур, между соотношением их дифференциации и интеграции, тем самым формируя множество сложностей в процессе адаптации и социализации личности;
- выявлены региональные особенности процесса взаимовлияния личности и массовой культуры в условиях модернизации российского общества.
Основные положения диссертации, выносимые на защиту:
-
Генезис гуманитарных теорий по проблеме личности эксплицирует динамику культурного, интеллектуального, психологического развития. Движущей силой преобразования мышления и деятельности субъекта является интенциональный характер познавательной активности. Познавательная активность, направленная от человека к окружающему миру культуры, регулирует и опосредует социально-деятельностную сферу, предопределяет отношения человека с маскультом, в ходе которых и происходит адаптация и социализация личности.
-
Социально-исторические обстоятельства модернизации радикально проблематизировали бытие личности в культуре. Личность – это совокупность духовных качеств человека, которые возникают спонтанно, обретают свойства самоорганизации, самодвижения и способны к саморазвитию и самосовершенствованию. Личность возникает в человеке на уровне рефлексивного бытия, но своей завершенности и целостности достигает только на уровне духовного бытия.
-
Взаимосвязь личности с миром культуры, в условиях глобализации в которой не только исторически закрепляются традиционные ценности, становясь базой для последующего культурного развития, но и динамично развиваются образцы массовой культуры, носит субъектно-объектный характер. Личность, освоившая ценности как традиционной, так и массовой культуры, и способная определять приоритеты в своем развитии, понимается как субъект культуры. Система средств массовой коммуникации создает основу для объективизации личности, её унификации, в результате чего массовая культура фрагментирует личность, лишая её целостности и сужает её ограниченным набором стереотипных проявлений.
-
Массовая культура – это специфическая разновидность духов-ной культуры, ориентированная на формирование потребностей человека в самой культуре, низведенной к её предметному виду. Массовая культура способна удовлетворить глубинную потребность человека в идеале при помощи набора устойчивых мировоззренческих клише, формирующих кодекс миропонимания и модели поведения. Генезис массовой культуры как культуры потребления связан с радикальными структурными изменениями в обществе и самой культуре.
-
С появлением и развитием информационных технологий структура культуры претерпевает глубокие изменения. Массовая культура информационного общества всё более основывается на продуктах технологического развития, оказывая всё более ощутимое влияние на различные сферы жизни личности. Современные средства массовой культуры характеризуются некоторыми отличительными признаками: доступность, многообразие каналов, использование разнообразных технических средств, своеобразие обратной связи, высокая степень частоты и передачи информации, универсальность, и выступают специфической средой формирования и выражения ценностных ориентаций личности.
-
Массовая культура представляет собой сложное многофункциональное социокультурное явление, специфический способ освоения действительности и адаптации к ней личности. Данные социологического исследования позволяют сделать вывод о том, что в условиях массовой культуры модернизирующегося российского общества, процесс адаптации и социализации личности предполагает не только приспособление к новой культурной реальности, но и, к сожалению, трансформацию иерархии ценностных ориентаций личности под влиянием средств массовой информации. В связи с этим вырабатывается система адаптационных механизмов, основным из которых являются: общесоциальные, коммуникативные, ценностно-нормативные способы поддержания духовных норм культуры, идентификационные. К адаптационным механизмам можно отнести защитные реакции личности в условиях распространения образцов массовой культуры.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что материалы диссертации могут быть использованы для дальнейшего исследования проблемы взаимодействия личности и массовой культуры, в конкретизации знаний об адаптации личности в условиях культурных трансформаций.
Теоретические обобщения и выводы могут быть использованы в процессе преподавания курса социологии, социологии культуры, культурологии, философии культуры, а так же одноименных спецкурсов в высших учебных заведениях.
Апробация результатов исследования. Диссертация обсуждалась на заседании кафедры философии, социологии и педагогики Майкопского государственного технологического университета. Основные положения и выводы диссертации были использованы в научных и учебно-методических публикациях, а также в сообщениях и докладах автора на научных конференциях и семинарах, в том числе на международных научно-практических конференциях (Майкоп, МГТУ, 2008, 2009), а также научно-практических конференциях аспирантов, докторантов и молодых ученых (Майкоп, МГТУ, 2008, 2009, 2010). По теме диссертации опубликовано 10 работ общим объемом 9,57 п.л.
Объем и структура работы. Характер, цели и задачи исследования обусловили структуру диссертации, состоящей из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, заключения, приложений и списка использованной литературы.