Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Концептуальные и организационно-правовые проблемы взаимоотношения системы МВД с представителями религиозных конфессий . стр.12-65
1.1. Современные тенденции в государственно-церковных отношениях и необходимость учета религиозной ситуации в управлении органами внутренних дел . стр. 12-31
1.2. Особенности зарубежной практики функционирования института капелланов, штатных полицейских священников в правоохранительных органах . стр. 31-47
1.3. Проблемы организационно-правовой регламентации взаимоотношений руководителей ОВД с аппаратами традиционных для РФ религиозных конфессий. стр. 48-65
Глава 2. Направления и организационные формы взаимодействия руководителей ОВД с религиозными объединениями в работе по укреплению правопорядка и нравственном воспитании сотрудников органов внутренних дел . стр. 65-112
2.1. Согласование мероприятий ОВД и религиозных объединений по профилактике противоправных действий молодежи и подростков . стр. 66-79
2.2. Повышение роли органов внутренних дел в обеспечении прав и безопасности верующих граждан, сохранности культовых ценностей . стр. 79-95
2.3. Обеспечение свободы совести при взаимодействии ОВД и религиозных объединений
в нравственном воспитании сотрудников органов внутренних дел. стр. 95-112
Заключение. стр. 113-115
Литература.
- Современные тенденции в государственно-церковных отношениях и необходимость учета религиозной ситуации в управлении органами внутренних дел
- Особенности зарубежной практики функционирования института капелланов, штатных полицейских священников в правоохранительных органах
- Согласование мероприятий ОВД и религиозных объединений по профилактике противоправных действий молодежи и подростков
- Повышение роли органов внутренних дел в обеспечении прав и безопасности верующих граждан, сохранности культовых ценностей
Введение к работе
Актуальность темы диссертационного исследования.
Общественно-политические процессы, получившие развитие в Российской Федерации в 90-е годы XX века, повлекли за собой не только коренные изменения в государственном и политическом устройстве страны, но существенным образом затронули сферу государственно-церковных отношений.
Новые явления в современной религиозной ситуации, повышение роли и влияния религиозных объединений, действующих на территории Российской Федерации , поставили перед руководителями органов внутренних дел ряд сложных и нетрадиционных задач по взаимодействию с религиозными объединениями и ряд новых проблем, с которыми кадры милиции ранее не встречались ни в правовом, ни в управленческом, ни в мировоззренческом аспектах.
Автор отмечает, что в правовой оценке сущности и специфики такого взаимодействия следует учитывать, что это координация деятельности не с религией, церковью как с социальным институтом, а с ней же как с организацией, имеющей статус юридического лица.
В настоящее время Россия является светским государством, и церковь отделена от государственной власти. Однако это не мешает Русской православной церкви и МВД России находить возможности для укрепления взаимодействия в решении конкретных проблем. В 90-е годы органы внутренних дел накопили большой (как положительный, так и отрицательный) опыт взаимодействия с религиозными объединениями. В основе их взаимоотношений лежат принципы свободы совести, исключение искусственного навязывания какой-либо религии, обеспечение взаимосвязи с представителями различных официальных религий. Взаимодействие осуществляется на основе
На 1 января 1999 года в России зарегистрировано 16688 религиозных объединений: 284 религиозных центров и управлений; 13600 религиозных общин, пршіадлежащих к 61 различным религиям и конфессиям; 157 духовных образовательных учреждений; 318 монастырей; 341 миссия; 147 братств и сест-ричеств.
Соглашения о сотрудничестве между Министерством внутренних дел России и Московской Патриархией. Это сотрудничество идет по многим направлениям, включая духовно-нравственное воспитание сотрудников, профилактику детской и подростковой преступности, профилактику межнациональных конфликтов, обеспечение сохранности сакральных и культовых ценностей.1
Только в 1996 году при проведении операции под условным наименованием "Антиквариат" подразделениями МВД России с привлечением заинтересованных ведомств на территории двух регионов изъяты 80 икон, 12 картин, 165 орденов и медалей, 31 единица холодного и огнестрельного оружия, предотвращен вывоз за рубеж 72 икон и 16 картин, раскрыто 61 преступление.
Как всякие отношения, взаимоотношения государства, органов исполнительной власти и религиозных объединений требуют своего правового закрепления и разрешения в соответствующих нормативно-правовых актах государства. В течение рассматриваемого периода произошла кардинальная реформа конституционно-правовых основ в области прав и свобод человека и гражданина по вопросам свободы совести, взаимоотношений государства и религиозных объединений. В 1993 г. принята новая Конституция Российской Федерации, дважды (в 1990 г. и 1997 г.) сменился базовый федеральный закон, регулирующий деятельность религиозных объединений.
В то же время законотворческий процесс в сфере свободы совести и вероисповеданий в современной России нельзя считать завершенным. Требует дальнейшего развития и совершенствования модель государственно-церковных отношений, в том числе и их правового обеспечения.
К этому подвигает и сложившаяся в стране религиозная ситуация, характер которой за последнее десятилетие XX века существенным образом изменился. Во-первых, значительно возросла сеть религиозных объединений. По сравнению с 1990 г. количество только официально зарегистрированных религиозных организаций возросло почти в четыре раза, причем ви
ды их стали более разнообразными. Наряду с религиозными общинами лоя-вилось значительное количество религиозных центров, монастырей, духовных образовательных учреждений, братств, сестричеств, миссий. Во-вторых, кардинальным образом изменилась конфессиональная картина, идет беспрецедентный для России рост числа конфессиональных новообразований, объективно вызывающий возрастание межконфессиональной напряженности. В-третьих, налицо политизация деятельности некоторых религиозных объединений. Кроме того, появилось значительное число конфессионально ориентированных партий и общественно-политических движений, что существенно повысило значимость религии и церкви в общественно-политической жизни страны. В-четвертых, "религиозный фактор", государственно-церковные отношения в стране получают возрастающее внешнеполитическое звучание. И, наконец, изменился сам характер религиозной деятельности.
Сегодня - это не только исповедание веры, но и активная социальная, миссионерская, предпринимательская и иная деятельность. Руководителям органов внутренних дел в их организационно-управленческой и оперативно-служебной деятельности потребовалось адекватно реагировать на изменения религиозной ситуации в российском обществе, к чему они не всегда готовы.
Устранение этого пробела в подготовке кадров системы МВД России, в нормативно-правовой базе их практической деятельности по взаимодействию с религиозными объединениями невозможно без соответствующего научно-методического обеспечения.
При отсутствии в нашей стране традиций и опыта функционирования государственных институтов в условиях идеологического и политического плюрализма данная проблема требует научной проработки с учетом российской специфики и поиска практических решений. Проблемы, возникающие при контактах руководителей органов внутренних дел с религиозными объединениями, и материалы, отражающие опыт этой работы, пока не обобще ны, не проанализированы в соответствующих научных исследованиях. Отсутствуют достаточно четкие и ясные рекомендации по этим проблемам.
Проблемы взаимодействия органов внутренних дел с религиозными объединениями пришлись на 90-е годы и сегодня находятся в стадии активного обсуждения на методологическом и прикладном уровнях.
Теоретическую и нормативную основу диссертационного исследования составляют работы таких ученых-правоведов и управленцев, как С.Е.Вицын, Г.Г.Зуйков, Л.М.Колодкин, Л.Л.Попов, А.Ф.Майдыков, А.Х.Миндагулов, А.Н.Роша, Г.А.Туманов, В.С.Чернявский, Ю.А Розенбаум., Ф.М Рудинский., А.С Ловинюков.
Начиная с середины 90-х годов, проводятся социологические исследования на предмет изучения состояния религиозности общества, молодежи в частности. Этим проблемам посвящены работы В.И.Гараджи, М.П.Мчедлова, РХЛновского, Д.Е.Фурмана, Л.М.Воронцовой, С.Б.Филатова, В.И.Уваровой, А.И.Перелыгина, Т.И.Варзановой, В.В.Локосова, С.Я.Яковлева, А..В. Пче-линцева и других1.
В последние годы появились работы, авторы которых специально исследуют практику реализации закона о свободе совести в воинском коллективе. В ряду этих авторов Носков Ю.Г., Одинцов М.И., Рыжов Л.Г., Стреко-зов В.Г., Королев Г.Н. и др.
Цель данного диссертационного исследования состоит в том, чтобы раскрыть содержание и проблемы организации взаимодействия руководите .
лей органов внутренних дел с религиозными объединениями в области укрепления правопорядка, нравственного воспитания сотрудников органов внутренних дел, внести научно обоснованные предложения по совершенствованию организационно - правового обеспечения этого взаимодействия на основе комплексного анализа сложившейся практики привлечения представителей религиозных объединений к работе с личным составом органов внутренних дел.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Провести анализ разработанности проблемы взаимодействия органов внутренних дел с религиозными объединениями на основе отечественного и зарубежного опыта.
2. Раскрыть понятие, сущность и содержание взаимодействия органов внутренних дел с религиозными объединениями.
3. Определить направления и формы сотрудничества органов внутренних дел с религиозными объединениями в обеспечении правопорядка и нравственного воспитания сотрудников ОВД.
4. Обобщить и проанализировать практику организации взаимодействия ОВД с аппаратами традиционных для Российской Федерации религиозных объединений (православие, ислам, буддизм, католичество, иудаизм и другие) обеспечения прав и безопасности верующих граждан, сохранности культовых ценностей.
5. Исследовать профилактические возможности участия религиозных объединений в системе мер воздействия на противоправные действия молодежи и подростков.
Объектом исследования является система правовых отношений, возникающих при взаимодействии руководителей ОВД с официальными представителями религиозных объединений.
Предметом исследования являются особенности социального управления и организационно-правовых отношений в процессе взаимодействия руководителей ОВД с представителями различных религиозных объединений.
Методологическую основу исследования составляют положения системного анализа и научной оценки закономерностей реальной действительности, а также правовые, управленческие, социально-психологические, социологические и педагогические основы деятельности руководителей ОВД в современной религиозной обстановке. Для получения достоверных и научно обоснованных результатов комплексно использовались методы исторического, системного и сравнительно-правового анализа, статистический метод и методы конкретно-социологического исследования: анкетирование, опрос, интервьюирование.
В ходе исследования автор опирался на нормы международного права. Конституцию Российской Федерации, Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях", являющийся основой для формирования новой модели государственно-церковных отношений в современной России, правовые акты органов государственной власти и управления, нормативные акты МВД России, публикации в ведомственных изданиях, материалы научно-практических конференций.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что оно является первым монографическим исследованием, посвященным проблеме организации взаимодействия руководителей ОВД с управленческими центрами традиционных для РФ религиозных конфессий, направленного на укрепление правопорядка и нравственного воспитания сотрудников ОВД, а также реализацию их права на свободу совести и свободу вероисповедания. В ходе диссертационного исследования автором:
1. Проанализировано развитие законодательства Российской Федерации о свободе совести и о религиозных объединениях в последнее десятилетие XX века и его влияние на деятельность ОВД.
2. Прокомментированы положительные и отрицательные стороньь принятого в 1997 г. Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" и проанализирован первый опыт его практического применения правоохранительными органами.
3. Раскрыты понятие, сущность и содержание взаимодействия органов внутренних дел с религиозными объединениями.
4. Проведен анализ практики взаимодействия органов внутренних дел с религиозными объединениями в профилактике правонарушений на основе материалов отечественного и зарубежного опыта.
5. Проведено исследование особенностей зарубежной практики функционирования института капелланов, штатных полицейских священников в правоохранительных органах.
6. Определены направления и формы сотрудничества органов внутренних дел с религиозными объединениями в обеспечении правопорядка и нравственного воспитания сотрудников ОВД.
7. Обобщена и проанализирована практика организации взаимодействия ОВД с аппаратами традиционных для Российской Федерации религиозных объединений (православия, ислама, буддизма, католичества, иудаизма и других) в обеспечения прав и безопасности верующих граждан, сохранности культовых ценностей.
8. Исследованы опыт и практика воспитания у граждан уважения к закону, использования в этом духовно-нравственного потенциала различных вероучений, участия религиозных объединений в профилактике противоправных действий молодежи и подростков.
9. Внесены предложения по новым подходам во взаимоотношениях ОВД и религиозных объединений и путях их реализации с учетом общепризнанных норм международного права и отечественных традиций.
В соответствии с изложенным на защиту выносятся следующие разработанные диссертантом основные положения:
1. Диктуемое объективными причинами функционирование практически в каждом населенном пункте Российской Федерации церквей, мечетей, синагог, буддийских храмов (а также различных сект), влияние религии на
отношение к закону, поведение значительной части населения, и возникающее по этим причинам взаимодействие руководителей органов внутренних дел и религиозных объединений, предполагает объективную оценку начальниками УВД, ГОРОВД религиозного фактора, влияния религиозной ситуации на характер и динамику криминогенных явлений в крае, области, районе, городе, принятие соответствующих решений, планирование мероприятий, обеспечивающих это взаимодействие, постановку задач подчиненным (заместителю по кадрам, кадровым и воспитательным аппаратам ОВД, службе по работе с личным составом, работникам пресс-служб и другим исполнителям).
2. Сущность и специфика такого взаимодействия заключается в том, что это координация деятельности не с религией, церковью как с социальным институтом, а с ней же как с организацией, имеющей статус юридического лица. Правовые основы содержания и нормы такого взаимодействия представляют собой специфический аспект государственно-церковных отношений. Руководитель и возглавляемый им орган внутренних дел являются субъектами государственно-церковных отношений. Руководитель ОВД осуществляет правоохранительную и правоприменительную деятельность по реализации свободы совести граждан, а также сотрудничество, взаимную координацию действий, связанных с обеспечением охраны общественного порядка в дни религиозных праздников и массовых мероприятий при четком соблюдении принципа отделения церкви от государства.
3. Отношения между органами внутренних дел и религиозными объединениями складываются по одной из трех предлагаемых моделей:
а) обе стороны стремятся к сотрудничеству;
б) одна из сторон стремится к нормальным отношениям с другой, в то время как другая идет на нарушения и конфликты;
в) обе стороны допускают нарушения законодательства и ведут себя по отношению друг к другу нелояльно, вступают в конфронтацию.
Две последние модели свидетельствуют о наличии напряженности во взаимоотношениях органов внутренних дел с религиозными объединениями,
что само по себе негативно влияет на оперативную обстановку в крае, области, районе, городе, (особенно в Северо-Кавказском регионе).
4. Взаимодействие с религиозными объединениями осуществляется как обязательное плановое мероприятие, предусмотренное соответствующим организационно-управленческим документом.1
5. Предложения, направленные на обеспечение реализации правовых норм в области свободы совести в работе с личным составом органов внутренних дел и ВВ на основе Конституции РФ и Федерального Закона "О свободе совести и о религиозных объединениях".
6. Предлагается введение в учебные программы образовательных учреждений МВД РФ специальной тематики, отражающей основные аспекты взаимодействия МВД РФ и религиозных объединений в работе с населением и кадрами УВД, ГОРОВД; тематики, отражающей зарубежную практику функционирования института капелланов, штатных полицейских священников в правоохранительных органах.
7. Предлагается использовать существующий опыт взаимодействия ОВД и религиозных объединений в деле нравственного воспитания личного состава ОВД, информационно-просветительной работы среди членов семей сотрудников, организации ритуальных служб при проведении торжественных и траурных мероприятий, открытии памятников и обелисков, погребении погибших и умерших сотрудников.
8. Используя имеющийся в настоящее время опыт взаимодействия МВД России и Московского Патриархата РПЦ (Совместное заявление МВД РФ и РПЦ в 1994 году и Соглашение о сотрудничестве МВД РФ и Москов План мероприятий по реализации Соглашения о сотрудничестве МВД России и Русской Православной церкви, 31 марта 1997 года. Этим документом определяются как сами меры, так и конкретные исполнители, сроки исполнения, контроль, что предполагает соответствующую ответственность за исполнение должностными лицами главков и управлений системы МВД РФ.
ской Патриархией РГЩ от ЗО августа 1996 года), автор рекомендует расширять сферу сотрудничества с другими религиозными конфессиями.
Современные тенденции в государственно-церковных отношениях и необходимость учета религиозной ситуации в управлении органами внутренних дел
Для того, чтобы осуществить правильный подход к оценке государственно-церковных отношений, следует рассматривать их как один из видов социальных связей, возникающих в структуре общества между такими его элементами как государство и религиозные объединения.
В этом случае они предстают не просто как юридические отношения между государством и религиозным объединением, а как элемент более широких общественных взаимосвязей, оказывающих влияние на другие сферы общественной жизни: на процессы демократизации, на общественное настроение, поскольку затрагивают интересы не только религиозных объединений, но и органов власти, широких и весьма различных слоев населения, других сфер общественной жизни и институтов, таких, как культура, народное образование, социальное обеспечение, органы внутренних дел, армия и другие.
Государственно-церковные отношения не являются сухой административной схемой, а наполняются интересами и потребностями людей, их мнениями и ожиданиями, компетентностью, умением претворить юридические нормы в жизнь и предвидеть развитие событий.
Министерство юстиции РФ завершило подсчет количества религиозных объединений, зарегистрированных органами юстиции в России. воздействие данного состояния государственно-церковных отношений на криминогенную обстановку и другие сферы общественной жизни в регионе; оценка состояния государственно-церковных отношений общественным мнением.
Не нужно забывать, что существует группа факторов международного свойства. Одни из них имеют нерелигиозный, главным образом правовой характер. Это прежде всего воздействие международных правовых норм и обязательств, принятых на себя нашей страной ( например, Всеобщая декларация прав человека. Итоговый документ Венской встречи представителей государств - участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе и др.), деятельность международных организаций типа ООН, ЮНЕСКО, ОБСЕ, а также неправительственных правозащитных организаций.
Другие внешние факторы международного плана могут иметь религиозный или околорелигиозный характер.
Среди них можно отметить влияние международных и зарубежных конфессиональных и религиозно-политических центров (Ватикана, протестантских церквей США, Германии, Швеции и др., Лиги исламского мира и др.), различных международных миссионерских обществ и их средств массовой информации. Особое место среди этой группы факторов занимают массированные усилия зарубежных религиозных организаций, в том числе нетрадиционных для России, проникнуть в нашу страну и закрепиться на ее территории и распространить свое влияние среди населения, в том числе за счет привлечения к себе прихожан традиционных конфессий России.
В этом плане особенно активны различные течения мистики, оккультизма, а также экстремистские организации типа "Братьев мусульман", Ваххабитов.
Нельзя не видеть, что влияние этих факторов способно серьезно дестабилизировать религиозную ситуацию в России или в конкретном регионе. Известно, например, что в сфере общественных отношений влияние Православия сказалось очевиднейшим образом на становлении русского законодательства еще в те времена, когда не было на Руси никаких определенных правил и предписаний, предупреждавших и каравших преступления.
Задачею Православия как и органов государственного управления было ввести порядок и законность в народную русскую среду, внушить ей христианские взгляды на справедливость и на обязанности, на право и нравственный долг человека. Именно Евангелие явилось у нас на Руси первым писаным законом, кодексом норм высокой нравственности, содержащим требования братства и любви к ближнему, милосердия и самоотвержения.
Взаимосвязь между правом и религией может быть раскрыта лишь с учетом их связи с иными социальными системами, с государством. Поскольку во взаимодействии участвуют не только право и религия в целом, но и их структурные компоненты, необходимой предпосылкой научного исследования соотношения права и религии является их структурный анализ. Конкретно-исторический подход к раскрытию особенностей этого соотношения с учетом места, времени и социальных условий помогает выявить его стороны, показать принципиальное отличие соотношения религии и современного права.
Анализ законодательства о свободе совести и о религиозных объединениях, анализ правовых норм, устанавливающих административную и уголовную ответственность за нарушения, а также практики применения этих норм имеет важное значение для осуществления мер по совершенствованию законодательства, методов борьбы с правонарушениями, по дальнейшему укреплению законности.
Конституция РФ закрепляет равенство общественных объединений перед законом (ст. 13), отделение религиозных объединений от государства и их равенство перед законом (ст. 14), запрещает ограничивать права граждан по признакам религиозной принадлежности, убеждений и принадлежности к общественным объединениям (ст. 19). Ч.З ст.55 Конституции РФ запрещает создание общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности государства, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
Новый уголовный кодекс РФ в соответствии с ч.З ст.55 Конституции РФ предусматривает уголовную ответственность за организацию объединения, посягающего на личность и права граждан (ст.239). Вч.1 этой статьи содержится уголовно-правовой запрет на создание религиозного или общественного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами или иным причинением вреда их здоровью либо с побуждением граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей или к совершению иных противоправных деяний, а равно руководство таким объединением. 4.2 ст.239 УК РФ запрещает участие в деятельности указанного объединения, а равно пропаганду деяний, предусмотренных частью первой настоящей статьи.
Особенности зарубежной практики функционирования института капелланов, штатных полицейских священников в правоохранительных органах
Чтобы иметь относительно широкое представление о подходах к организации деятельности полицейских капелланов и пенитенциарных священников в различных регионах мира, рассмотрим, как осуществляется их деятельность на примере отдельных государств. В словаре дано два определения капеллана: 1) капеллан - священник католической церкви, состоящий при капелле, а также помощник приходского священника; 2) капеллан- военный священник в армиях некоторых государств, в функции которого входят богослужения среди военнослужащих, контроль за их морально-политическим и духовным состоянием, отпевание умерших и т.п. Характерной особенностью системы морально-этической подготовки солдат и офицеров США является ее ярко выраженная религиозная направленность.
О роли института военных капелланов, их влиянии на моральный дух армии, американский военачальник и президент Дуайт Эйзенхауэр говорил, что "хороший военный священник стоит больше, чем вес его самого в золоте".
Изучение учебных материалов Академии полиции США по теме "Травма критического инцидента", и роли полицейского капеллана, например, при ранении или психической травме сотрудника полиции позволяет сделать вывод, что влияние капелланов на моральный дух полицейских близко по значению к аналогичному влиянию в армии.
В ходе Международной научно-практической конференции "Проблемы и пути духовно-нравственного воспитания военнослужащих России и США" (март 1993 года) при личных контактах с военными капелланами США представилась возможность уточнить крут их обязанностей и функций. Вот только некоторый их перечень: оказание помощи военнослужащим в удовлетворении их духовных (не только религиозных) потребностей; проведение регулярных богослужений; поддержание сплоченности и морального духа личного состава; разрешение конфликтных ситуаций; информирование командиров о разрешении конфликтных ситуации; информирование командиров о настроениях их подчиненных; предотвращение самоубийств; профилактика алкоголизма и наркомании; посещение больных и раненых; забота о семьях военнослужащих, проведение занятий по воинской этике, индивидуальная воспитательная работа (беседы, исповеди). Такой опыт помощи полицейскому существует за рубежом. Международный Форум Полицейских Капелланов США предлагает программу по введению института капелланов в правоохранительных органах. Программа по введению института капелланов в правоохранительных органов определяет задачи, которые выполняют капелланы в правоохранительных органах. Это своего рода функции полицейских капелланов, выполняемые ими целиком или частично: дают разьяснения по духовным вопросам личному составу, дают разьяснения по вопросам членам семей личного состава, посещают больных и раненных офицеров дома и в госпитале, сообщают членам семей погибших о постигшей их утрате, предоставляют помощь жертвам преступлений, обучают офицеров поведению в вопросах преодоления стресеовых ситуаций, а также нормам этики, семейной жизни, и подготовке к наступлению пенсионного возраста, служат связующим звеном в общении с духовенством данной местности, отвечают на духовные нужды заключенных, дают профессиональное заключение по вопросам религии, произносят молитвы во время культурных мероприятий, таких как : выпускные вечера курсантов, церемонии награждения, освящение вновь построенных зданий, участвуют в различных комитетах и комиссиях, принимают участие в решении вопросов бездомных, Капелланы, которые служат в правоохранительных органах США, представляют собой категорию священников, различающихся по возрасту и принадлежащих к различным вероисповеданиям. Большинство из них - мужчины, но встречаются среди них и женщины. Несмотря на все это, существуют и общие черты, которые присущи всем капелланам. 1
Так, полицейский капеллан осуществляет заботу обо всех сотрудниках полицейского управления, по разному относящимся к религии. Для этого им не нужно соответствовать каким-либо определенным критериям и стандартам. Им даже не нужно ходить в церковь или синагогу, даже не нужно знать Библию. Капеллан принимает их такими, какие они есть просто потому, что они дети Божьи. Капеллану не обязательно соглашаться со всем тем, что офицер полиции делает или с тем, что он говорит. Он принимает человека безоговорочно, потому что для него каждый человек важен.
Капеллан должен быть человеком глубоко верующим. Это вовсе не означает, что он должен постоянно проповедовать или цитировать Библию, но вера должна быть видна во всех поступках во всей его жизни.
Для успешного выполнения поставленных задач капеллан должен искренне интересоваться жизнью личного состава и членов их семей, отдавать себе отчет в том, что представляет собой среда, в которой работает офицер. Он должен представлять себе все трудности. Хороший капеллан стремится быть хорошо знаком со всем, что имеет отношение к полицейской работе. Капеллан не должен брать на себя роль полицейского, поскольку функции у него другие. Капеллан должен быть готов прийти на помощь туда, где он нужен, независимо от времени дня и ночи. Он призван всегда приходить на помощь, когда в нем есть необходимость.
Важной чертой характера является способность капеллана расположить к себе так, чтобы сотрудник верил в конфиденциальность разговора с капелланом. Человек должен иметь возможность обсуждать все, что он хочет обсуждать с капелланом и быть уверенным, что эту информацию никто не узнает. Единственным исключением может являться случай, когда говорящему, либо кому-то еше, угрожает непосредственная опасность. Офицеры всегда довольно подозрительны, но обвинения в том, что капелланы докладывают что-либо начальнику редко справедливы.
Согласование мероприятий ОВД и религиозных объединений по профилактике противоправных действий молодежи и подростков
Характерной особенностью конца 20-го века является изменение структуры преступности несовершеннолетних. Свыше 71% преступлений, в совершении которых принимали участие подростки, составляют противоправные деяния, связанные с незаконным завладением собственностью. С 1992 по 1999 годы удельный вес преступлений против личности, совершенных несовершеннолетними, возрос с 1,9 до 2,3%.
Одновременно абсолютные показатели имущественной преступности среди подростков за тот же период времени сократились на 4% (с 151,1 до 145,2 тыс. преступлений), в том числе краж - на 6% (со 130,8 до 122,5 тыс.).
В дальнейшем прогнозируется рост данного вида преступности, что обусловлено обострением жилищных, трудовых, бытовых и других проблем повседневной жизни. Отсутствие четкого нормативного регулирования трудовых отношений подростков, малоэффективная помощь в трудоустройстве со стороны государственных органов приводят к незаконному использованию их труда коммерческими структурами. Количество преступлений, совершаемых несовершеннолетними в течение года на каждые сто тысяч подростков-жителей России, достигших возраста уголовной ответственности, равно 2295,5 случаям, а общее число преступлений на такое же количество ВЗРОСЛОГО населения - 1778,4.
Наряду с этим, реапьно тгоосматоивается тенденция повышения криминальной активности детей младших возрастов. Количество подростков, совершивших общественно опасные деяния, по которым уголовные дела были прекращены или в их зозбуждении отказано в связи с недостижением возраста наступления уголовной ответственности, возросло за последние годы на 19,9% ( с 97,0 до 116,2 тыс. человек ). Вместе с тем, за последние несколько лет число неработающих и неучащихся подростков-участников преступлений увеличилось на 37,7% ( с 38,7 до 53,2 тыс. человек). Динамика роста преступности среди детей, не занятых общественно полезной деятельностью, является самой высокой среди всех других категорий несовершеннолетних.
Еще более осложнилась проблема трудовой занятости несовершеннолетних после принятого Государственной Думой акта об амнистии отдельным категориям граждан. Опыт проведения амнистий 1994 и 1995 годов показал, что из более чем 25 тыс. подростков, освобожденных от уголовного преследования, трудоустроено лишь 9,7 тыс. человек, или 39%. Причем в республиках Адыгея, Калмыкия, Амурской, Брянской, Пензенской, Тверской областях этот показатель значительно ниже.
Продолжает оставаться высоким среди подростков уровень групповой преступности. За 1992 - 1999 годы доля несовершеннолетних, совершивших преступления в составе групп, стабильно превышает 60%.
Наибольшую опасность представляет участие подростков в преступной деятельности совместно со взрослыми. Число преступлений, совершенных несовершеннолетними в соучастии со взрослыми, возросло на 26,9% (с 48,4 до 61,4 тыс.). Сложившееся положение реально способствует передаче кри-миншіьного опыта подрастающему поколению.
Питательной средой групповой преступности остаются неформальные антиобщественные грутатировки молодежи, нередко враждующие между собой, устраивающие драки и совершающие иные противоправные деяния. Ее ли в 1992 году органами милиции было выявлено 110,2 тыс. подростков, входивших в состав таких группировок, то в 1999 году - уже 176,2 тыс. или в полтора раза больше. Только за 1998 год более 117 тыс. несовершеннолетних были подвергнуты уголовному преследованию за преступления, совершенные в составе групп. Вынужденная миграция населения по-прежнему будет способствовать организации группировок из числа подростков-переселенцев. В связи с этим возможно возникновение конфликтных ситуаций, выражающихся в столкновениях между местными и вновь прибывшими несовершеннолетними за раздел территории на сферы влияния. Подобные конфликты могут быть отягощены наличием в детских руках огнестрельного и холодного оружия. В 1999 году раскрыто 1,8 тыс. преступлений, связанных с незаконным ношением, хранением и приобретением оружия, совершенных несовершеннолетними.
При наблюдающемся разрушении нравственных и семейных устоев, игнорировании вопросов полового воспитания в семье и школе наметилась тенденция все большего вовлечения в преступную среду подростков женского пола. За истекшие годы темпы роста их числа среди несовершеннолетних, совершивших преступления, составили 34,4% (с 12,9 до 17,4 тыс. человек), а среди состоящих на учете в подразделениях по предупреждению правонарушений несовершеннолетних милиции общественной безопасности - 54,1% (с 32,9 до 50,7 тыс. человек). Работа, іфоводимая во взаимодействии с религиозными объединениями подразделениями по предупреждению правонарушений несовершеннолетних милиции общественной безопасности, дает определенные положительные результаты. Прослеживается ежегодное сокращение преступности несовершеннолетних. Снижение криминальной активности подростков отмечено в 1999 году в 15 республиках, 5 краях и 35 областях Российской Федерации.
Неблагополучие с подростковой преступностью нельзя считать следствием только лишь ухудшения материального положения, снижения уровня жизни значительных групп населения. Криминогенные влияния серьезно затронули детей и подростков из "благополучных", материально обеспеченных семей. На наш взгляд главной причиной противоправного поведения несовершеннолетних является низкий уровень культуры, бездуховность, потеря социальных и нравственных ценностей.
Преодоление социальной дезадаптации, вызванной криминогенным воздействием на молодежь, невозможно осуществить, если будет сохранять свое влияние пропаганда культа насилия, эротики, секса и порнографии на теле- и киноэкранах, в книготворчестве.
Уменьшить подростковую и молодежную преступность, предотвратить вступление в криминальную среду новых групп молодых россиян - цель, которая может быть реализована при всемерной государственной поддержке на федеральном и региональном уровнях, при активном вовлечении в профилактическую работу не только правоохранительных органов, но и образовательных учреждений, общественности, профсоюзных организаций, средств массовой информации и, конечно, представителей религиозных конфессий.
Повышение роли органов внутренних дел в обеспечении прав и безопасности верующих граждан, сохранности культовых ценностей
Министерство внутренних дел РФ несет ответственность перед Правительством Российской Федерации за обеспечение общественной безопасности и общественного порядка, в том числе при проведении религиозных массовых мероприятий. Органы внутренних дел, и прежде всего милиция, защищают граждан, их права, свободу и законные интересы от преступных и иных противоправных посягательств, обеспечивают административно-правовую охрану свободы совести и деятельности религиозных организаций.
Применительно к предмету нашего исследования можно выделить следующие группы полномочий деятельности органов внутренних дел, непосредственно связанных с обеспечением свободы совести: полномочия по охране общественного порядка в период проведения религиозных праздников, шествий, церемоний культа; полномочия по обеспечению безопасности дорожного движения в период проведения указанных мероприятий; полномочия, связанные с административной практикой по делам о нарушении законодательства о религиозных культах; полномочия, связанные с проведение дознания и расследования по делам о нарушениях законодательства о религиозных культах и о преступлениях, совершенных на религиозной почве; полномочия по исполнению судебных приговоров, постановлений и определений по делам о нарушении законодательства о религиозных культах.
Перечисленные полномочия в сфере гарантирования свободы совести осуществляются отдельными службами органов внутренних дел. Как известно, одной из задач, стоящих перед органами внутренних дел, является поддержание общественного порядка и его охрана в различных общественных местах. Непосредственное осуществление этой задачи возлагается на
службу охраны общественного порядка. Выполнение указанной функции осуществляется этой службой и в период проведения различных религиозных обрядов, шествий и иных церемоний культа, совершающихся в молитвенных зданиях, под открытым небом и на территориях, прилегающих к храмам.
В основном, как показывает исследование практики, методы работы по обеспечению охраны общественного порядка во воемя проведения указанных мероприятий во многом сходны с деятельностью этих служб в период, когда происходят иные мероприятия массового характера: митинги, демонстрации, уличные шествия, где бывает большое количество людей. Однако существует и специфика, обусловленная следующим: повышенной общественной опасностью и возможностью трансформации культовых мероприятий в различные нарушения общественного порядка, в том числе и групповые; спецификой обрядности, присущей различным вероисповеданиям, и спецификой проведения различных обрядов и церемоний одного религиозного вероучения; психическим состоянием и эмоциональным настроем лиц, участвующих в церемонии культа; временем и местом проведения мероприятия; возможностью быстрого изменения оперативной обстановки; сосредоточением значительных материальных ценностей (пожертвования, убранство церквей, храмов) и другими факторами. Поэтому от работников милиции в этих условиях требуется высокий профессионализм и умение.
Подготовка и организация деятельности органов внутренних дел в ходе проведения празднования 1000-летия крещения Руси заслуживает того, чтобы остановиться на них особо. Ранее никогда перед работниками органов внутренних дел не ставились такие масштабные задачи по обеспечению охраны общественного порядка в ходе проведения религиозных праздненств -ведь торжества проводились во многих городах, в них участвовали представители духовенства самого высокого ранга не только русской православной церкви, но и зарубежные служители культа, в качестве гостей было много иностранных граждан, в торжествах приним&чо участие большое количество людей.
Основными городами, в которых проводились наиболее крупные мероприятия, связанные с празднованием 1000-летия введения христианства на Руси, были города Москва, Киев, Ленинград, Владимир и Загорск. Для координации всех сил и средств органов внутренних дел, внутренних войск и учебных заведений МВД РФ был создан оперативный штаб министерства, куда вошли руководители главных управлений. Аналогичные штабы были созданы при управлениях внутренний дел областей и городов, где проводились торжества.
Планы работ, связанные с подготовкой и проведением мероприятий, посвященных указанной дате, включали в себя определение сил и средств, задействованных в организации охраны общественного порядка и обеспечении безопасности участников предстоящих торжеств. Отбор личного состава проводился с учетом профессиональных и моральных качеств кандидатов.
В целях обеспечения общественного порядка и безопасности непосредственно во время проведения религиозных торжеств было предусмотрено: увеличение с учетом конкретной обстановки количества патрульно-постовых нарядов милиции на улицах и других общественных местах; оптимальная расстановка сил и средств в местах проведения религиозных мероприятий, причем основная масса сотрудников милиции работала в гражданской одежде; создание в местах богослужения оперативных групп для пресечения возможных правонарушений и задержания правонарушителей, а также для обеспечения сохранности имущества участников торжеств и их личной безопасности; дополнительное выставление нарядов ГАИ на основных маршрутах движения транспорта и участников праздненств.
Наряду со службой охраны общественного порядка в обеспечении безопасности во время проведения подобного рода мероприятий принимают участие и другие подразделения органов внутренних дел, каждое из которых выполняет присущие ему специфические функции. Уголовный розыск занимается предупреждением и пресечением карманных краж, краж из автомобилей, хулиганских проявлений и других преступлений по линии своей службы. ОБЭП осуществляет выявление случаев занятия спекуляцией предметами культа, нарушений правил о валютных операциях. На ГАИ возложены обязанности по предупреждению и пресечению нарушений правил дорожного движения; службу Госпожнадзора - обязанности по предупреждению нарушений правил пожарной безопасности и т.п.
В период проведения религиозных шествий, церемоний культа органы внутренних дел осуществляют взаимодействие с органами и должностными лицами, занимающимися контролем за соблюдением законодательства о религиозных объединениях. В случаях выявления в процессе несения службы нарушений этого законодательства, об этом информируются главы местных администраций, и собранные материалы о таких нарушениях передаются на рассмотрение административных комиссий.
Важное значение для организации работы органов внутренних дел по обеспечению охраны общественного порядка при проведении религиозных шествий или иных церемоний культа имеет предварительная подготовка всего личного состава. С этой целью разрабатывается план подготовки к подобному мероприятию, создается штаб по организации и координации деятельности всех подразделений органа внутренних дел, задействованных в несении службы в период проведения религиозных церемоний, организуется учеба сотрудников, где учитывается специфика предстоящей работы.