Введение к работе
Актуальность темы. Одна из характерных особенностей се-., годняшнего времени — взлет этичности, который исследователе именуют «этническим парадоксом современности». Это означает, что, с одной стороны, наблюдается дальнейшая интернационализация материальной и духовной жизни народов мира, а с другой — повсеместно отмечается рост этнического самосознания и стремление этносов ко все большей этнической консолидации.
Перед учеными стоит задача выработки путей (моделей) национального консенсуса. Этот вопрос принято рассматривать в основном на макроуровне (оформление государственности наций, решение проблем суверенитета и т. д.). Поиски консенсуса приобретают особую актуальность в нашем мире, где наряду с позитивным межэтническим взаимодействием наблюдаются, к сожалению, и факты межэтнической напряженности (и крайняя форма ее проявления — межнациональные конфликты).
Однако для того, чтоб сделать общение представителей различных наций более гуманным, основанным на императивах альт-\ рунзма и человечности, необходимо, на наш взгляд, установить понимание вначале на мезоуровне социума. Ведь этнос поддерживает преемственность культуры и нормативную целостность именно в разрезе мезоструктуры или посредством ее (Сусоколов, 1990).
В «традиционном» обществе базовыми элементами мезоструктуры являются родственные общины. В «современном» — профессиональная деятельность, неформальные контакты (при сохранении определенной роли семьи).
Еще в конце прошлого века Э. Дюркгейм заметил, что «нация может поддерживать свое существование только в том случае, ее- / ли между государством н отдельными лицами внедряется целый S ряд вторичных групп, достаточно близких к индивидам» (Дюрк- / гейм, 1893). Такими вторичными группами являются «профессиональные группы», или трудовые коллективы. По мысли французского ученого, в основе общественного прогресса лежит трудовая солидарность индивидов.
Обращение к изучению трудовых коллективов оправдано еще н потому, что интегрирующим центром всех назревших качественных изменений в современном социуме являются экономика II
сфера труда, вот почему так важно ставить вопрос о совершенствовании культуры межличностных (в том числе — и межнациональных) отношений именно в этой области.
Итак, выясняя реальное положение дел в трудовых коллективах, специфику контактов этносов в процессе труда, мы способствуем решению двух созидательных задач, соответствующих двум доминирующим тенденциям общественной жизни. Во-нервых, мы определяем, возможна ли экономическая интеграция народов, существуют ли для этого реальные предпосылки (такой реальной предпосылкой может быть взаимная комплимептарность контактирующих и процессе труда этносов). И во-вторых, каким образом можно использовать профессиональные навыки, высокий профессиональный статус на нужды внутриэтнической консолидации (учтем, что упрощение социально-профессиональной структуры этноса понижает уровень его самоорганизации).
Степень разработанности темы.
Содержательно представляет этнические традиции чувашского парода этнопедагогический очерк Г. Волкова (Волков, 1970). 10. Бромлей, 10. Лрутюнян, Л. Перепелкнп рассматривают в своих статьях национальные трудовые традиции как важный фактор интенсификации производства (Бромлей, Шкаратан, 1983, Ару-тюнян, 1985, Перепелкин, 1989). О влиянии культурных (и религиозных) традиций Востока на хозяйственную деятельность пишут Е. Примаков, Н. Лычагина, А. Чамкин (Примаков, 1982, Лыча-гнпа, Чамкин, 1989).
Единственным самостоятельным исследованием, посвященным проблемам этнической экономики в нашей стране, является книга, вышедшая иод редакцией О. Шкаратапа «НТР и национальные процессы» (Шкаратан, 1987). О. Шкаратан выдвигает идею этнокультурного разделения труда, однако, в отличие от сторонников доктрины модернизации общества, он не поддерживает концепцию «зависимости», «центра — периферии» (разделение на «развитые индустриальные» и «отсталые аграрные» нации). В основе его теории — признание того факта, что на производственное поведение индивида влияют как социокультурные, так и этнокультурные факторы (т. с. производственное поведение детерминируется этнической психологией).
Из зарубежных авторов представляют интерес переведенные у нас в стране труды японских ученых У. Оучи, М. Моритани, X. Окумура, пропагандирующих японский менеджмент, основанный на использовании «человеческого фактора». Канадские социологи X. Финклер, Р. Яиг, П. Макдермотт исследуют мотивации обращения аборигенного населения Аляски к не традиционным для них видам труда, характер взаимодействия малых народностей Севера с представителями европейских этносов.
В отечественной литературе достаточно основательно изучена проблема формирования соцналыю-испхологнческого климата кол-2
лектива (Н. Обозов, Г. Щскин, Ж. Тощснко, П. Смирнов, Л. По-горадзе, Г. Соколова, Б. Парыгин, А. Петровский и др.)- Вместе с тем вышеперечисленные ученые не освещают в своих трудах такую грань межличностных отношении как межнациональные отношения, что свидетельствует о явной недооценке значения межнациональных отношений в жизни трудового коллектива.
Полезная информация была почерпнута диссертантом из газет и журналов 20-х годов «Жизнь национальностей» (статьи деятелей Комитета Севера В. Богораза-Тана, С. Бутурлина, П. Смпдо-вича и др.).
Методологической основой диссертации являются общенаучные методы исследования, а также «методологические гипотезы» (термин В. Ядова) 1). биоэнергетической модели этноса Л. Гумилева, 2). «хозяйственно-культурных типов» (операционализнруется в понятие «этнической детерминированности» профессионального выбора и традиционных хозяйственных занятий), 3). этнокультурного разделения труда О. Шкаратана.
В практической части диссертации автор опирался главным образом на методические подходы признанного мастера демоскошш Э. Ноэль (Ноэль, 1978) н советских ученых В. Голофаста п Г. Оси-пова («Логика социологического исследования», 1987).
Итого использовано 164 источника, из них 7 — переводы автора диссертации с английского языка, 4 Статистических сборника республики Саха и Статистический сборник ЦСУ СССР (М., 1981).
Цель и задачи работы. Основная цель данного диссертационного исследования — изучение этнокультурных стереотипов производственного поведения в трудовых коллективах. Поскольку этнокультурные стереотипы — один из главных признаков, позволяющих отграничить один этнос от другого (Гумилев, 1990), следовательно, можно предположить, что каждый этнос будет проявлять себя своеобразно и в процессе труда, его представители будут оригинальным образом реагировать на те или иные производственные ситуации (скажем, выбор профессии, удовлетворенность трудом и т. д.). Выяснение модусов производственного поведения (в нашем случае — якутов и русских) поможет совершенствованию культуры труда на производстве, оптимизации межличностных отношений.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить частные задачи:
В теоретической части работы—
а) определить специфику решения национального вопроса па
Крайнем Севере, специфику взаимодействия двух крупных этно
сов, проживающих совместно на территории Якутии (якутов и рус
ских) ,
б) выявить, какие компоненты культуры этноса способны ока
зать влияние на производственное поведение индивида (этнофора),
в) проанализировать опыт применения этнических характерис-
тик рабочей силы в передовых странах мира — Японии, Канаде, Америке,
г) определить место и роль межнациональных отношений в
структуре производственных отношений, влияние межнациональ
ных отношений на формирование социально-психологического кли
мата в коллективе,
д) определить значение формирования культуры межнацио
нальных отношений в трудовых коллективах.
В практической части работы —
а) на основе качественно-количественного анализа ответов рес
пондентов (простых процентных распределений, построения двух
мерных и трехмерных таблиц, схем, концептуализации проблем и
т. д.) рассмотреть проблему функционирования вышеназванных
явлений на микроуровне (т. е. возможность реального применения
в коллективах этнических традиций труда якутов и русских, реаль
ное самочувствие и настроение представителей обоих этносов в
конкретных производственных условиях и т. д.),
б) изучить вопрос о национально-специфических ориентациях
на выбор той или иной профессии якутов и русских, о существо
вании «идеальных типов» работников, об отношении к промыш
ленному освоению представителей того и другого этноса. Следует
учесть, что последние 70 лет межэтническое взаимодействие в рес
публике Саха развивалось на фоне углубляющегося процесса ин
дустриализации.
Научная новизна работы.
Впервые проведено комплексное сравнительное исследование этнокультурных стереотипов производственного поведения якутов и русских в промышленно-транспортных коллективах республики Саха.
Исследована проблема отношения якутов и русских к промышленному освоению республики, возрождению традиционных видов труда. Выяснен вопрос национально-специфических ориентации якутов и русских на выбор популярных в республике профессиональных занятий (горняков, швейников, полиграфистов, дерево-обработчиков, связистов, строителен, водителей).
С целью выяснения влияния национальной принадлежности и возраста (принадлежности к той или иной возрастной когорте) на характер оценки состояния межнациональных отношений в трудовых коллективах впервые применен метод корреляционного анализа.
На теоретическом и практическом уровнях рассмотрена проблема влияния динамики межнациональных отношений на формирование социально-психологического климата в трудовых коллективах.
Практическая значимость диссертации.
Содержащиеся в ней теоретические положения, методические приемы сбора, обработки и анализа социологической информации могут быть использованы:
в прикладных исследованиях трудовых коллективов либо в сравнительных исследованиях межнациональных проблем на мезо-п макроуровнях общества,
в расширении возможностей подготовки нового субъекта труда в республике Саха. По глубокому убеждению диссертанта, ирофориентационная работа должна проводиться с учетом этнических характеристик будущих специалистов промышленного производства,
в подготовке лекций и семинаров в вузах по специальностям этническая социология, культурантропология, этническая экономика.
Апробация работы.
Материалы диссертации докладывались на заседаниях кафедры теории и истории социологии факультета социологии СПбГУ и на 3-х научно-практических конференциях (в гг. Якутске, Санкт-Петербурге).
Структура работы.
Диссертация изложена на 180 страницах машинописного текста. Состоит из Введения, 2-х глав, Заключения, Приложения и списка использованной литературы. 1-я глава (теоретическая) подразделена на 4 самостоятельных параграфа. П-я глава (эмпирического характера) содержит анализ данных конкретных социологических исследовании, которые сгруппированы помимо того в 10 таблиц и 3 схемы. Всего автором диссертации было опрошено 1515 респондентов на 12 предприятиях в гг. Якутске, Алдане и Алданском районе (пп. Солнечный, Нижний Куранах). Исследование проводилось в 4 этапа: в декабре 1989, феврале 1991, августе 1991 и в августе 1992. Имеется Приложение-—анкета.
Во Введении отмечена актуальность темы, сформулированы цель и задачи исследования, аспект разработанности темы, определена ее научная новизна. Кроме того, имеется обзор основных этносоциологических концепций. Подчеркивается, что автором избран путь запланированного поиска, направляемого сформулированной гипотезой.