Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Духовно-нравственные основы жизнедеятельности забайкальского казачества Гернего Любовь Владимировна

Духовно-нравственные основы жизнедеятельности забайкальского казачества
<
Духовно-нравственные основы жизнедеятельности забайкальского казачества Духовно-нравственные основы жизнедеятельности забайкальского казачества Духовно-нравственные основы жизнедеятельности забайкальского казачества Духовно-нравственные основы жизнедеятельности забайкальского казачества Духовно-нравственные основы жизнедеятельности забайкальского казачества Духовно-нравственные основы жизнедеятельности забайкальского казачества Духовно-нравственные основы жизнедеятельности забайкальского казачества Духовно-нравственные основы жизнедеятельности забайкальского казачества Духовно-нравственные основы жизнедеятельности забайкальского казачества Духовно-нравственные основы жизнедеятельности забайкальского казачества Духовно-нравственные основы жизнедеятельности забайкальского казачества Духовно-нравственные основы жизнедеятельности забайкальского казачества
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Гернего Любовь Владимировна. Духовно-нравственные основы жизнедеятельности забайкальского казачества : диссертация ... кандидата социологических наук : 22.00.04.- Улан-Удэ, 2000.- 128 с.: ил. РГБ ОД, 61 01-22/238-5

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Методологические основы изучения духовно-нравственных основ жизнедеятельности забайкальского казачества 10

1.1. Казачество как социальная общность, его место и роль в социальной структуре общества 10

1.2. Социокультурная адаптация казачества к региональным условиям среды обитания 39

Глава II. Традиционное и инновационное в духовно-нравственной культуре забайкальского казачества 60

II.1 Влияние социально-экономической ситуации на духовно- нравственные основы жизнедеятельности казачества 60

II.2 Духовные основы жизнедеятельности забайкальского казачества 70

II.3 Особенности нравственных ценностей казачества Забайкалья 88

Заключение 107

Библиография 113

Приложение 1 122

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Процесс реформирования российского общества создал объективные предпосылки для возрождения и возвращения к активной общественной деятельности ряда социальных групп, одной из которых является казачество.

Казачество — это специфическая, социально - культурная группа российского общества и поэтому её изучение — необходимое направление в исследованиях социальной структуры современного общества. Актуальность темы определяется необходимостью более пристального внимания к этой социальной группе, так как на всех этапах развития общества она занимала достаточно активную жизненную позицию в обществе. Как традиционная форма самозащиты русского населения казачество вбирало в себя наиболее пассионарную часть народа и несло в себе мощный потенциал обновления нации и общества в целом. Проведенное социологическое исследование свидетельствует о том, что этот положительный потенциал казачества сохранился до сих пор, поэтому особо важной сегодня является проблема его использования. Учитывая, что казачество выступает как активная общественно-политическая сила в процессе трансформации российского общества, в решении социально-экономических задач, в защите государственных интересов, борьбе с преступностью, в охране границ, лесов, общественного порядка, его потенциал должен быть использован для создания благоприятного климата социального реформирования.

Преобразования социально-политической жизни российского общества характеризуются ростом самосознания социальных групп, переосмыслением ценностных ориентации, пересмотром духовно-нравственных основ жизнедеятельности. Возрождение казачества далеко не однозначная проблема, поэтому научная идентификация, выяснение социальной сущности этой социальной группы, ее духовно-нравственных основ жизнедеятельности, ценностных ориентации даст возможность правильно определить её место в

социальной структуре общества, провести прогнозирование ее дальнейшей социальной деятельности, выработать адекватную политику государства по отношению к ней.

Состояние научной разработанности проблемы. Проблемы казачества привлекали и привлекают внимание многих учёных. В обществоведении нашей страны накоплены значительные результаты исследований. Сгруппировать их можно следующим образом. Самый большой, пласт литературы представлен историческим аспектом изучения казачества. Дореволюционные историки исследовали проблемы происхождения кагачества, его участия в крестьянских войнах, заселения и освоения новых земель, описания быта и способов хозяйствования (СМ. Соловьев, В.О. Итючевский, И.М. Карамзин, СВ. Платонов и др.).

Советские историки большое внимание уделяли изучению состава и численности казачества, его участия в классовой борьбе, политике правительства в отношении к различным социальным группам (В.В. Мавродин, Н.Н. Фирсов, СИ. Тхоржевский, Н.А. Рожков, Н.М. Волынкина, Н.Л. Янчевский, В.Б. Лунин, В.А. Голубицкий:. А.П. Пронштейн, СА. Чекменев, В.П. Громов). Историко-этнографические исследования казачества последних лет поставили вопрос о необхотлмости разработки теоретико-методологических проблем истории казачества: изучения причин, условий и времени возникновения, места казачества в этносоциальной структуре общества, его эволюции и т.д. (Л.Н. Гумилев, Л.Б. Заседателева, Ю.В. Бромлей, В.Б. Виноградова, Н.И. Никитин, СА. Плетнева).

С начала 30-х до середины 80-х годов казачья тематика считалась запретной и в исследовании проблем истории.казачества образовалась полоса застоя. Проблемами казачества занималось считанное количество исследователей (И.П. Борисенко, И.М. Разгон, К.А. Хмелевский, М.И. Глоев, М.С Тотоев, Л.И. Футорянский, Я.А. Пересов, Ю.К. Кириенко).

С началом перестройки и возрождением казачества эта тематика вновь обрела актуальность. Работы этого периода посвящены истории казачества эпохи революции и гражданской войны, а также казачеству разных регионов: кубанскому, терскому, приамурскому, дальневосточному, забайкальскому и др. (А.П. Ермолин, В.Н. Сергеев, Б.Х. Топчий, П.Г. Чернопицкий, А.С. Зуев).

Большую группу составляет литература, исследующая политологический аспект проблемы. Это, прежде всего, работы И.Е.Грумм-Гржимайло. Начиная с 30-х годов, из-за проводимой политики "расказачивания" количество исследований по данной тематике уменьшается, в работах наблюдается тенденциозное освещение вопросов, касающихся характеристики казачества в качестве социально-политического субъекта, отношения казаков к советской власти, к коллективизации, к внешней политике СССР и др. (А.М Брянский, А.П. Георгиевский, А.Г. Коровин, В.М. Кабузан, А.И. Крушанов, О.И. Сергеев, Э.М. Щагин).

В исследованиях 80-х — 90-х годов формируется новый подход к оценке политики и роли казачества в обществе. В работах этого периода заметно освобождение от пресса идеологии (А.А. Гордеев, Н.Ю. Селищев, Б.А. Алмазов, И.Я. Куценко, Н.И. Бондарь). Большинство публикаций последних лет посвящены современной политике российского государства по отношению к казачеству, тенденциям и перспективам его развития, имеют информационный или полемический характер и представлены, в основном, статьями в периодической печати (А.П. Андреева, Е.В. Панасюк, В.М. Бородкина, А.С. Ващук, А.С. Возьмителя, О.Д. Захарова, В.В. Миндогулова).

Значительно меньший пласт литературы посвящен культурологическому аспекту казачества (В.Е. Давидович, А.П. Скорик, Н.И. Бондарь, Т.С. Рудиченко, Т.А. Невская, В.Н. Быковский, Н.А. Великая, С.А. Голованова). В основном, это статьи в сборниках научных работ.

Социологический подход исследует казачество как социальное явление, выясняет его место и роль в социальной структуре общества, социально-

6 политический портрет, политические, социальные ориентации и мировоззренческие установки (В.А. Дорофеев, Е.В. Крицкий, СВ. Киселев, Л.И. Бойко, И.Я. Яковенко). Однако, подобных работ крайне мало. И объясняется это, прежде всего, перипетиями социологии в России. В 30-х годах с окончательным утверждением марксизма в качестве идеологической основы .общества, социология была объявлена "буржуазной" наукой. До конца 50-х годов социологию причисляли к ложным теориям. Возрождение социологии как науки произошло только в конце 50-х — начале 60-х годов.

Несмотря на устойчивый интерес к социально - культурной группе казачества, мы вынуждены признать, что социологический аспект исследования духовно-нравственных основ жизнедеятельности забайкальского казачества не рассматривался в качестве отдельного предмета исследования. Нет работ социологического характера, рассматривающих социальную группу казаков, как один из элементов социальной структуры российского общества. Неисследованными остаются вопросы определения особенностей духовно-нравственных основ жизнедеятельности казачества в условиях трансформации социальной структуры общества, места и роли этой группы в социальной структуре региона.

Недостаточно в теоретико - методологическом, конкретно социологическом плане изучена социально - культурная группа — казачество, ее нравственный и культурный уровень, духовные ценности, организация свободного времени, профессиональные ориентации. Актуальность темы и её неразработанность определили цель и задачи исследования.

Цель и задачи исследования. Целью диссертационной работы является социологический анализ духовно-нравственных основ жизнедеятельности забайкальского казачества. Достижение этой цели предполагает постановку и решение следующих задач:

Раскрыть содержание понятия "казачество". Определить место и роль казачества в современном российском обществе.

Выявить сущность и основные черты социокультурной адаптации казачества к региональным условиям среды обитания.

Проанализировать воздействие социально-экономических факторов современного Забайкалья на духовно-нравственные основы жизнедеятельности казачества.

Выявить духовные основы жизнедеятельности этого социального слоя.

Проанализировать основные нравственные ценности и ориентации современного казачества Забайкалья.

Объект и предмет исследования. Объект исследования — социально -культурная группа забайкальского казачества. Предмет исследования — духовно-нравственные основы ее жизнедеятельности.

Методологическая основа и источники исследования. В процессе диссертационного исследования автор опирался на фундаментальные научные методы социального познания: системный анализ, исторический подход, диалектико-материалистический метод, методы конкретного социологического исследования. В качестве источников были использованы научные труды отечественных и зарубежных исследователей, материалы государственной статистики, журнальная и газетная публицистика. Теоретическую базу диссертации составляют работы в области социологии, истории, этносоциологии, этнологии, этнопсихологии.

Эмпирической базой исследования послужили результаты
социологического исследования, проведённого автором в марте 2000 года. Для
проведения социологического опроса использовалась специально
разработанная анкета. Анкетирование проводилось как групповым, так и
индивидуальным способом. Автором была спроектирована

стратифицированная выборка. Объектом конкретного социологического исследования являлись современные казаки Забайкалья, состоящие в государствен-

ном реестре. Генеральная совокупность - 10 тыс. казаков, являющихся членами забайкальского казачьего войскового общества (ЗВКО), подразделяющегося на три отдела: Верхнеудинский, Агинский и Читинский. Специфика выборки состояла в том, что исследователь использовал организационную структуру ЗВКО. Казаки Забайкалья регулярно (один раз в год) собираются на свое собрание - Войсковой Круг, в работе которого принимают участие все отделы. Каждые десять казаков, являющихся членами войскового общества, делегируют на Круг своего представителя. Опрос казаков был произведен в 2000 году на таком собрании. Были опрошены участники, делегированные на Круг, по принципу: один участник от каждых десяти казаков, состоящих в трех отделах ЗВКО. Отбор респондентов при опросе происходил с учетом принципа культурной самоидентификации. Объем выборочной совокупности - 498 человек, что составляет около 5% от генеральной совокупности. Научная новизна исследования заключается в следующем:

- проанализировано содержание понятия "казачество";

выявлены сущность и основные особенности социокультурной адаптации казачества к региональным условиям среды обитания; проанализировано воздействие социально-экономических факторов Забайкалья на духовно-нравственные основы жизнедеятельности казачества;

- прослежены основные нравственные ценности и ориентации современного
казачества Забайкалья.

Научно - практическая значимость диссертации состоит в возможности использования её результатов для изучения социальной структуры Забайкалья, для написания крупных обобщающих трудов, посвященных проблемам забайкальского казачества, разработки программ оптимизации межнациональных отношений в регионе, а также в управленческой деятельности. Эмпирические данные диссертационной работы могут быть полезными при проведении дальнейших социологических исследований по

проблемам изменения духовно - нравственных основ жизнедеятельности забайкальского казачества в современных социальных условиях, а также определения роли и места казачества в социальной структуре современного общества. Полученные материалы могут быть использованы при разработке лекционных курсов по социологии, социальной антропологии и этносоциологии, а также учитываться при разработке концепции государственной политики по отношению к социально - культурной группе (казачеству).

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на заседаниях кафедры философии и социальной антропологии Читинского технического университета, кафедры философии Бурятского государственного университета (ноябрь 2000 г.) и была рекомендована к защите. Основные идеи и положения апробированы в докладах автора на научно-практических конференциях: "Формирование гуманитарной среды. Забайкалье 1999 — 2000" (Чита, 1999) и "Забайкальское казачество. История, традиции, перспективы развития" (Чита, 2000). По теме исследования опубликовано семь статей в научных сборниках.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения, списка литературы и приложения. Основной текст изложен на 121 странице. Библиография содержит 125 источников.

Казачество как социальная общность, его место и роль в социальной структуре общества

Понятие "казак" известно с XV века. В научной литературе нет ни его строгого определения, ни единства мнений относительно его характеристик . Одни учёные считали казаками бывших беглых крепостных русских людей1, другие — русских воинов-рыцарей, витязей , третьи — вольных людей, про-мышлявших военным делом , четвертые — вольных военных поселенцев , пятые — представителей военного сословия3 и т.д.

Так как историческое (дореволюционное) казачество обладало высшей формой его общественной организации, то диссертант посчитал необходимым подробно остановиться на его социальной характеристике.

Нечёткость определения понятия и наличие разных видов казачества поставили проблему классификации этой социальной группы. Такая классификация может быть проведена на основе разных критериев. Чаще всего при ее осуществлении используются три критерия: способа их формирования, происхождения и социального статуса. В соответствии с первым критерием казачество подразделяется на вольных и служилых казаков. В соответствии со вторым — на коренных (реестровых) казаков, приписных и казаков-инородцев (крещёных представителей коренных народов). В соответствии с третьим критерием

казачество классифицируется как исторические казаки(потомки казаков, числящиеся ими формально) и казаки-сословие. Мы считаем наиболее приемлемым при классификации казачества исходить из той преобладающей деятельности, которую осуществляет этот вид казачества и которая существенным образом определяет характерные признаки этой группы. По этому критерию казачество делится на пограничных, станичных казаков и казаков городовых команд. Однако несмотря на обилие трактовок понятия, очевидно, что ни одно из предложенных толкований не может быть признано безусловно правильным и единственно верным. Таким образом, можно сделать вывод, что понятие "казачество" не однозначно и имеет различные смысловые значения. На протяжении длительного периода времени характер определения казачества, его генезиса, роли в обществе неоднократно менялся в силу исторического развития российского общества, дискуссионности самой проблемы этноса и отсутствия единых методологических подходов в изучении казачества.

Для операционализации понятия в данной работе предлагается понимание исторического казачества как этносоциальной общности, профессионально занимающейся государственной военной службой (охраной границ и поддержанием общественного порядка) и характеризующейся специфическими особенностями образа жизни, психологии, норм и традиций.

Предлагаемая работа представляет собой социологическое исследование социальной группы - казачества. Но прежде мы должны сделать краткий экскурс в его историю.

Казачество является одним из элементов социальной структуры российского общества и неотъемлемой частью населения нашей страны. К 1917 году в России было 11 казачьих войск, в областях расквартирования которых проживало 4,5 млн. человек. В составе населения России численность казаков составляла всего 2,4%. В В осточном Забайкалье казачество было самой представительной социальной группой. По данным комиссии Куломзина в 1885 году казачество составляло 50% численности всего населения и 48% общего числа дворов сельской местности Забайкалья. Сегодня казачество располагается на территории 46 субъектов Российской федерации от Балтийского моря до Тихого океана и насчитывает более 4 миллионов человек. Из них внесено в государственный реестр 500 тысяч человек. Более 120 тысяч человек несут государст-. венную службу.8 Казачество России прошло длинный исторический путь, в котором можно выделить пять периодов:

1) существования казачества как субэтноса (XVI - XVII в.);

2) становления казачества сословием русского государства (XVIII - XIX в.);

3) формирования "служилых войск" на основе Положения о Войске Донском 1835 г. (1 треть XIX в. - 1917 г.);

4) расказачивания (1917-1980 гг.);

5) возрождения казачества (с 1987 г).

С нашей точки зрения, на первом этапе формирования казачество можно признать субэтносом. В этнографии так обозначают территориальные части этносов, отличающиеся локальной спецификой разговорного языка, культуры, быта, имеющие самоназвание и как бы двойственное сознание. Одним из главных условий возникновения казачества как этносоциальной группы являлась обширная и целостная территория. Она выступала важным условием самовоспроизводства этноса, обеспечивая развитие разных видов связи — хозяйственных и других. Природные условия на общей территории влияли на жизнь людей, отражаясь в общих особенностях их хозяйственной деятельности, культуры, быта и психики.

Социокультурная адаптация казачества к региональным условиям среды обитания

Для исследования проблем адаптации забайкальского казачества требуется использование системного метода. Согласно общей теории систем все в мире организовано в системы, состоящие из взаимосвязанных элементов, которые являются подсистемами более обширных образований. Понятие "система" произошло от греч. systema — целое, составленное из частей; соединение. Система —: целостный комплекс взаимосвязанных элементов, находящихся в функциональных отношениях и связях друг с другом. Любая система представляет собой нечто большее, чем простая сумма составляющих элементов, она обладает особыми интегральными свойствами.

Социальная система — упорядоченное целое, включающее в себя отдельных индивидов, группы, организации, институты, общности, объединенные социальными связями и отношениями. По характеру взаимоотношений системы и среды первые делятся на закрытые и открытые. Социальные системы являются открытыми системами. Они сохраняют и повышают свою степень организации в ходе постоянного процесса обмена веществом, информацией и энергией с окружающей средой.

При анализе взаимоотношений между четырьмя подсистемами действия, а также между ними и средой действия важно не упускать из виду явление взаимопроникновения. По нашему мнению, граница между любой парой систем действия представляет собой некую "зону", которая может теоретически рассматриваться как принадлежащая обеим системам. Благодаря зонам взаимопроникновения может осуществляться процесс взаимообмена между системами. Это особенно верно в отношении уровней символических значений и обобщенных мотиваций. Чтобы быть способным к символической коммуникации, индивиды должны располагать общими для них культурно организованными кодами (например, языком), которые одновременно интегрированы и в системе их социальных взаимодействий 9. Теория систем предлагает основные механизмы взаимодействия организации с внешней средой. По мысли Т. Пар-сонса социальная система (а значит, и организация и общность) для достижения своей основной целевой функции должна обеспечивать собственное выживание. И если внутренняя угроза целостности блокируется при помощи функций интеграции подсистем и снятия внутренних латентных напряжений, то для того, чтобы избежать дисбаланса со своим окружением, общность должна приспосабливаться к нему. Поэтому помимо функций целевой, латентной и интеграционной Т. Парсонс включает в "системно-функциональную" модель общности (организации) функцию адаптации, обеспечивающую снятие напряжений, привнесенных извне.40 Изначально понятие "адаптация" применялось в биологии, медицине, кибернетике.

Влияние социально-экономической ситуации на духовно- нравственные основы жизнедеятельности казачества

В процессе своего развития социальная группа (казачество) претерпела большие изменения. Это объективный процесс, вызванный коренными преобразованиями общества. Поэтому мы обратились к анализу влияния социально-экономической ситуации на духовно-нравственные основы современного казачества Забайкалья. Изучение влияния среды на формирование социальной общности предполагает анализ ее структуры, которая характеризуется сложной системой связей и отношений. Детерминирующее воздействие социальной среды на поведение общности проявляется в диалектическом взаимодействии внешних и внутренних условий. Влияние среды на социальную группу вырабатывает обратную связь, проявляющую отношение человека к среде через его потребности. Соотношение объективных и субъективных условий составляет источник социальной динамики. То есть, на формирование социальной группы оказывают влияние прежде всего общие социальные условия, в которых социальная группа выступает в качестве как объекта социальных взаимосвязей, так и в качестве их деятельностного субъекта. Среди важных компонентов общих условий — экономические отношения: переход к рыночной экономике, сосуществование разных форм собственности, увеличение конкуренции на рынке труда.

Важным компонентом общих условий также являются: уровень развития гражданского общества, социально-политическое устройство, состояние разных социальных институтов. Эти важные компоненты общих социальных условий детерминируют специфические социальные условия бытия людей. Среди них прежде всего выделяется социальное положение в обществе, наличие собственности на средства производства, положение в профессиональной, этнической структуре общества, в системе управления общественными процессами, которые прямо связаны с материально-экономическим статусом, характером, содержанием труда и условиями труда и быта.

Рассматривая социальную группу как социального субъекта, мы сначала должны выяснить как социальные условия отражаются на интересах этой группы. Интересы являются связующим звеном между реальным общественным положением социальной общности и отражением этого положения в его сознании. Через социальный интерес осуществляется обратная связь — от субъекта к его общественному деянию, то есть, интересы определяют действия людей. "При этом на основе динамической системы потребностей и предшествующего опыта субъект формирует определенные и относительно устойчивые готовности (диспозиции) к восприятию и способу действий в различных конкретных ситуациях, а формирование новых потребностей, интересов и диспозиций стимулирует творческое, нестереотипное поведение и формы активности, "выход" за рамки жестких ролевых предписаний, возможных лишь при условии развитого самосознания. Социально ответственный выбор способов поведения, деятельности группы направляются теперь в реальную практику, а совокупные действия социальных субъектов — источник преобразований условий их жизни, экономического и социального развития общества."60

Именно различие интересов социальных групп создает альтернативу историческому процессу. Экономическая и социально-культурная ситуация в каждый момент исторического процесса содержит потенциальные возможности ее изменения действиями социального субъекта, его активностью.

Похожие диссертации на Духовно-нравственные основы жизнедеятельности забайкальского казачества