Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Агональные основы культуры донского казачества Калашникова Наталья Кирилловна

Агональные основы культуры донского казачества
<
Агональные основы культуры донского казачества Агональные основы культуры донского казачества Агональные основы культуры донского казачества Агональные основы культуры донского казачества Агональные основы культуры донского казачества Агональные основы культуры донского казачества Агональные основы культуры донского казачества Агональные основы культуры донского казачества Агональные основы культуры донского казачества
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Калашникова Наталья Кирилловна. Агональные основы культуры донского казачества : Дис. ... канд. филос. наук : 24.00.01 Ростов н/Д, 2005 117 с. РГБ ОД, 61:05-9/695

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Понятийный аппарат исследования 15

1.1. Культура и игра 15

1.2. Агон и агональность 29

Глава 2. Атональный облик казачьего быта 40

2.1. Агональность микро- и макропространства казачьей станицы

2.2. Агональный образ жизни и особенности личности 57

Глава 3. Агонистика и война 84

3.1. Участие казаков в войнах и походах 84

3.2. Тактика и стратегия боевых действий казаков 95

Заключение 104

Литература

Введение к работе

Актуальность темы. Исследование культуры донских казаков вводит нас в плоскость широкойї культурологической проблематики.. Переходный характер современной! российской! культуры, настоятельно требует осмысления проблемы пути России вновь, как и век назад, делая актуальным обсуждение вопросов; самого существования; страны, направления, ее развития, взаимоотношений территорий,, этносов, социальных групп.. Сложность описания современной социокультурной ситуации состоит в том,-что создание моделей функционирования региональной культуры и формирование на их основе культурной политики вступает в противоречие с конкретной практикой существования многоэтничного государства, обусловленной наличием сложных связей между отдельными социальными или этническими группами, их; притяжением-отталкиванием, общностью и различием исторических судеб, разнонаправленностью ценностных ориентации.

При всем многообразии конкретных исследований (от описания; культур; отдельных народов или- отдельных социальных групп, проблем межкультурных коммуникаций; разного уровня, способов организации; социальной; жизни; до анализа; психологических особенностей; представителей; того или иного; сообщества, их социально - политических, экономических и культурных предпочтений) ощущается; отсутствие единства в понимании российской культуры, представление о котором; постоянно изменяется в зависимости от политической конъюнктуры.

Одним из способов преодоления возникающих сложностей осмысления культуры страны в целом становится обращение к изучению ее отдельных регионов, которое может стать основой; серьезного» междисциплинарного исследования, где многообразие связей типологически подобно общероссийскому, но; в силу локализованное™ во; времени и

пространстве они носят более очевидный характер. Не случайно в последнее время появилось и развивается представление, что Россия - это регионы.

Как бы ни были важны проблемы политического устройства страны, они носят временный характер. Более того, нерешенность многих региональных проблем?в политической плоскости лишь свидетельство того, что в этой логике они в принципе решены быть не могут (если не учитывать всегда сохраняющееся: и постоянно доминирующее желание все проблемы решать волевым путем). Региональная аналитика сегодня столкнулась с тем, что исследования носят либо характер констатации наличной ситуации, либо описывают внешнюю сторону происходящих процессов.

Назрела необходимость сочетания в анализе внешних характеристик региона с глубокой саморефлексией. По сути, речь должна. идти о региональной герменевтике (термин предложен; В. Каганским [Каганский В. Л. Культурный ландшафт и советское обитаемое пространство: Сб. статей. -М., 2001]), постижении культурных, идеологических и политических контекстов и смыслов, столь разнообразно представленных в современном мире.

Новый:уровень анализа региональных культур связан с осмыслением: этнокультурных различий. Двунаправленный процесс описания и осмысления: этнического; разнообразия и попытки создания? типологических исследований обогащают процесс анализа:региональной специфики России. Особую актуальность приобретает анализ национальных отношений в регионах, в; том: числе и как определенный фактор нестабильности социальной жизни.

Осмысление этнокультурных проблем находится в рамках более общей: проблематики - обретения региональной идентичности: и формирующегося регионального самосознания в постсоветской России. Именно эти г проблемы; выходят сегодня на: первый; план в регионалистике: требуют осмысления соотношения региональных;, национальных и общегражданских ценностей.

Значительный опыт анализа географически закрепленных культурных сообществ накоплен в международной регионалистике и связан с созданием целостного образа иной культуры. В настоящее время J необходимо, используя накопленный опыт, применить его для; анализа региональной проблематики в современной России; Сложность поставленной задачи усугубляется, тем, что еслш национальные культурные общности, проживающие на территории Российской; Федерации, в той или иной мере изучались, то=регионы, особенно заселенные по преимуществу этническим русским населением, целостному анализу практически:не подвергались. Во. многом это объясняется тем фактом, что эти «локальные историко-территориальные образования, обладающие; ярко выраженной локальной специфичностью» всегда акцентировали «собственную принадлежность к российскому государству» [Кончанин Т.Л., Подопригора С.Я., Яременко С.Н. Социология; Ростов-на-Дону, 2001, С. 78].

Область Войска Донского представляет собой уникальное историко-культурное образование, парадоксальным образом сочетающее в себе как черты архаической? кочевой культуры местных племен, так и особенности уклада оседлого русского населения. Вызывает интерес и проблема, связанная с применением модели описания европейских культур к региональным культурам1 России, возможность адекватного перевода опыта международной регионалистики на; язык анализа российской культурно-исторической действительности.

Таким образом, необходимо создать не толькомодели и методики, по которым становилось бы возможным максимально точно описать регион как единое: геокультурное пространство, но И попытаться практически использовать наработанный инструментарий для анализа конкретного региона.

Научная разработанность темы

Весь массив исследований, так или иначе затрагивающих проблематику настоящей диссертационной работы, можно условно разделить на теоретические работы, посвященные процессу становления типов культур, факторов,- влияющих на этот процесс, и изменению представлений о личности и ее: культурной самоидентичности, и работы, историко-культурологические, освещающие региональную специфику культуры донского казачества.

Обобщающих теоретических работ по проблеме агонистики в европейскую научную мысль введено достаточно много. Понятие агона и атонального характера древнегреческой культуры; ввел Я; Буркхардт, это понятие: можно встретить как в работах зарубежных историков и культурологов (Вернан Ж.П.), так и российских (Асмус В.Ф., Зайцев А.И., Драч Г.В:). Игровая концепция ЙіХейзинги (Хейзинга Й: Homo Ludens. М, 1992) позволила по-новому взглянуть, на проблему становления культуры в целом и процесс вхождения человека в общество, приобщения его к ценностям культуры. Именно теория игры, как основополагающей деятельности соединила философские построения об агональном характере греческой, ас ней и европейской культуры, с исследованиями: по? истории регионов России.

Исследование региона в краеведческих исследованиях, активно развивавшихся с 60-х гг. XIX в. до 20-х гг. XX в., велось.в логике описания природно-географической; этнической, хозяйственной структур, обращения к его истории и культуре, подчеркивая уникальность и своеобразие отдельных территорий; Попытки осмысления культурно-исторической специфики Донского края связаны с именами: историков и этнографов Зеленина Д:К., Лебедева А.А., Котельникова Е., Листопадова A.M.

Интерес исследователей в? основном был связан: с народным фольклором (Броневский. В;, Быкадоров В., Краснов Н., Сухоруков В.) или с участием: донских казаков; во внутренних политических и международных процессах. Особое внимание уделялось участию» казаков в войнах, которые

вела Российская империя (Лтарщиков Г., Ольшевский М.Я., Полторацкий В:А., Потто В:).

К. настоящему времени накоплен значительный историко-этнографический материал, который вовлечен в научный оборот историками: Следует- отметить такие- работы,, как исследование этнокультурных процессов; на; Дону С.В Черницына (например, «Этнокультурные процессы на Дону и образование казачества (XVII - XVIII вв) // История и культура; народов; степного Предкавказья; и Северного Кавказа: проблема межэтнических отношений. Сб. научн. статей. Ростов-на-Дону, 1999), культурологический анализ русской субкультуры на Нижнем. Дону и Северном Кавказе BLB; Мавродина,. обобщающую работу «Земля Донская в XVIII веке» А.П. Пронштейна, многочисленные работы Б.Н. Проценко по истории духовной культуры донских казаков (например, История духовной культуры, донского края. Ростов-на-Дону, 1993). Интересна работа: В:П. Трут «Казачий излом (Казачество Юго-Востока России в начале XX века и в период революции 1917 года)» (Ростов-на-Дону, 1997), посвященная трансформациям; культуры; и менталитета донского казачества; в- результате перехода России от аграрного уклада; к индустриальному. Весьма интересны статьи А.В. Ярового, посвященные анализу агонального пространства ритуалов русской кул ьту ры (Ярово й А .В; Атональное пространство культуры // Рубикон. 2003 - №22),. и кандидатская диссертация, посвященная указанной проблеме, «Атональные основы мужской субкультуры» (Ростов-на-Дону, 2003).

Кроме указанных работ, необходимо отметить исследования, концептуально значимые для данной; диссертации. Прежде всего,, это исследования процессов социализации и инкультурации (М.Мид, Э.Эриксон, Т.Парсонс), работы по анализу символических форм культуры (Ю.М. Лотман, В.Н- Топоров), исследования по социальной и этнопсихологии, затрагивающие различные аспекты детства и; отрочества (Т.Стефаненко, Д.Эльконин). Большое значение для диссертации имели работы,

посвященные мифам и ритуалам архаических культур (М.Элиаде «Тайные общества. Обряды инициации и посвящений», «Миф? о вечном возвращении») и особенностям архаического мышления (Леви-Стросс К. «Первобытное мышление», Юнг K.F. «Психология бессознательного»).

Между тем, необходимо предпринять попытку переосмысления истокови сущности традиционной культуры казаков Дона с учетом новых теоретико-методологических подходов, а именно попытаться соотнести европейскую модель развития культуры, с российскими культурно-историческими особенностями.

Теоретическая и методологическая основа исследования.

Теоретической базой диссертационного исследования является широкий спектр положений, разработанных в отечественной и зарубежной философской и культурологической мысли, так или иначе отвечающих задаче, поставленной в исследовании. Автор разделяет взгляды ученых ростовской культурологической школы - В.Е. Давидовича, Г.В. Драча, А.Н. Ерыгина, Т.П. Матяш, Е.Я. Режабека, О.М. Штомпеля, В:К. Королева - и поддерживает деятельностную концепцию в определении понятия культуры. Согласно этому подходу,, культура определяется «как процесс развитияз сущностных сил человека,, способностей в ходе его- сознательной; деятельности по производству, распространению и потреблению определенных ценностей» [Жданов Ю.А., Давидович ВШ: Сущность культуры. - Ростов-на-Дону, РГУ, 1979i С. 67].

Внимание акцентируется,1 на том, что культура — это сложный общественный феномен, охватывающий различные стороны духовной жизнедеятельности, общества и творческой самореализации человека. Это — исторически развивающаяся система созданных; человеком материальных и духовных ценностей, норм и способов организации поведения и общения, процесс творческой; деятельности человека. В диссертации; используется игровая; теориям происхождения: и развития культуры И.Хейзннги, чтобы

акцентировать внимание на агонально-деятельностном аспекте культуры донских казаков.

В работе используются методы исторического анализа, анализ первоисточников, их теоретическое осмысление и обобщение. Также применяются общенаучные методы: сравнения,, аналогии, системного подхода, аналитического и синтетического, метод единства исторического и логического, диалектический принцип объективности и: всесторонностит и др.

Объектом диссертационного исследования; выступает традиционная культура донских казаков XVIII- начала XX веков. Исторический период выбран, исходя; из историко-этнографического материала, который показывает, что как: целостный феномен культура донских казаков фиксируется к концу XVII - началу XVIII века и начинает трансформироваться; в связи с объективными социально-политическими и культурными условиями во второй половине XIX века.

Предметом рассмотрения является атональность как сущностная характеристика казачьей культуры.

Цель диссертационного исследования - анализ атональных основ традиционной культуры донских казаков и конкретно-исторических проявлений атональности.

Поставленная цель определила следующие задачи:

1. Определить возможность и границы использования понятийного аппарата апшистики к региональным культурам России.

2. Выявить ключевые формы проявления атональности в культуре донских казаков.

3. Выделить универсальные и особенные компоненты агональности в казачьей культуре.

Научная; новизна полученных результатов определяется тем, что в диссертационном исследовании предпринят опыт целостного культурологического анализа традиционной культуры донских казаков, возможности и необходимости применения понятийного аппарата международной; регионалистикш в анализе уникальных локально-исторических культур России. Это нашло свое выражение в следующих конкретных пунктах:

- Показана теоретическая и практическая значимость игровой теории и агонистики для анализа региональных культур России;

- Выявлены универсальные характеристики в атональной культуре донских казаков, связанные со становлением особого типа личности;:

- Показано, что для традиционной казачьей культуры характерны уникальные компоненты, создающие особый: социокультурный ландшафт казачьих культур на территории: России (этноеословный характер ценностных установок,, ценности пограничного типа культуры, военная направленность социокультурной деятельности);

- Выделены и проанализированы формы проявления агональности в культуре донских казаков: в конструировании пространства: казачьей станицы, в институтах социализации в основных.видах деятельности казаков.

Выносимые на защиту тезисы.

1. При передаче социокультурного опыта на первый план выходит такая черта культуры, как воспроизведение деятельности по исторически заданным основаниям. Агон представляет собой универсальное качество культуры, заключающееся в состязательности, вытекающее из потребности присвоить, сделать своим иное пространство. Атональность - это

функциональное включение агона в сферы культурной деятельности человека. Понятийный аппарат агонистики оказывается эффективным при анализе региональной культуры Дона,, которая включает характер производства и социальной жизни, осознание собственной особости и значимости в: судьбе страны, сформировавшийся этос и нашедшие свое воплощение эстетические ценности. По отношению к казачьей; культуре можно отметить, что передача социального опыта и традиции в целом происходила в пределах атонального типа культуры.

2. С понятием атональности сопрягается понятие игры как культуротворчества, введенное Й.Хейзингой. Игра - необходимый способ социальной жизни, т.к. поддерживает идеал, определяющий духовную сторону культуры. Из качества, ритма жизни игра превращается в сценарий реализации определенного социального сюжета, нравственно-социальной идеи. Игра формирует особый, атональный тип личности, ранее рассматривавшийся как уникальный,, характерный для культуры Древней Греции. Для него свойственна состязательность, здоровая агрессивность, инициативность,- творческий подход кс выполнению поставленной цели, свобода при; соблюдении правил игры, установленных обществом. В целом можно заключить, что атональный тип личности формируется как связанный с культурами так называемого пограничного типа.

3; Традиционная культура донских, казаков; в своих общих чертах соответствует атональному типу культуры. Атональность казачьей культуры ярче всего выражена в; способе конструирования микро- и макропространстваі станицы, в действии институтов социализации, формирующих агонал ьную личность казака; ив основной сфере приложения практических усилий - способах ведения войны. Атональность пронизывает всю повседневную жизнь казака. В условиях постоянных столкновений с кочевыми народами юга России и недружественными соседями - Турцией и Крымским ханством — оказывается востребованным не землепашец, а воин. Военизированный быт казачества диктует качества, наиболее ценимые

общиной: честь, храбрость, инициативность, совестливость, справедливость, приоритет интересов общины над личными. Круг как выражение общих интересов» воплощается; не только в органах самоуправления, наследуемых из эпохи военной демократии, но и в материальной сфере — в особенностях конструирования І домов, в. планировке станицы, в особенностях ведения хозяйства. Значимыми: оказываются и материальное выражение заслуг казака: награды за храбрость,, грамоты, оружие.- Анализ материальной культуры казачества позволяет сделать вывод, что атональность является выражением преимущественно маскулинного типа, культуры, хотя соревновательность была свойственна и женской субкультуре.

4. Игровое начало казачьей: культуры фиксируется в системе социализации и воспитания личности. Специализированных- институтов, отвечающих за этот процесс, казаки не имели, однако присутствовала хорошо разработанная і система инкорпорирования в общество. Наибольшее внимание в системе воспитания уделялось навыкам, необходимым для того, чтобы быть достойным членом общины. Через символические игровые формы ребенок научатся обращаться5 с конем, оружием и овладевал традициями ведения казачьего боя. Особую роль играла: ритуально-обрядовая деятельность, к которой человек приобщался с самого рождения.

5. Уникальными; компонентами атональной; казачьей; культуры являлось сопряжение двух стереотипов» поведения - собственно казачьей и крестьянской; заимствованной от русской «материнской» культуры. Этот фактор способствует формированию к XIX веку особой этносословной культуры донского казачества, сочетавшей в себе как; агрессивные качества военизированной, культуры, так и мирные установки земледельческой. Вплоть до второй половины XIX века казачья;культура являла собой пример пограничной культуры, ориентированной на одновременно; подчиненное положение по отношению к Центру и сохранение приоритетов свободы самоопределения и привилегий уникального региона.

6. Особенностью казачьей культуры является ориентация на войну, аксиологическое наполнение которой отличается от европейского и общероссийского понимания. Война воспринимается; как неотъемлемая часть повседневной жизни; что отражается военно-физическом воспитании подрастающего поколения. Битва, борьба, сватка пропитаны качествами, свойственными игре: Свобода, удовольствие, радость победы являлись неотъемлемыми; характеристиками военных действий. Подтверждением служат: многочисленные примеры участия казаков в боях, которые вела российская империя;. Военные традиции казачества оказались эффективными и востребованными в условиях внешней и внутриполитической нестабильности, а особые личностные качества явились фактором успешной адаптации?к условиям трансформирующегося:общества XIX - начала XX веков. Это делает возможным и актуальным обращение современных исследователей к особенностям формирования и развития культуры казачества как уникального типа региональной культуры.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Содержание диссертации позволяет оценить значимость понятийного аппарата, ранее применявшегося только для анализа европейского опыта, для исследования; региональных культур России, а также: очерчивает контуры уникального локально-исторического; образования: - казачьей культуры Дона.

Материал диссертации может быть, использован в курсах по теории культуры, истории русской культуры, в спецкурсах по проблемам региональной культуры и краеведческих курсах.

Апробация работы.

Материалы диссертации обсуждались на заседании кафедры теории культуры, этики и эстетики факультета философии и культурологии

Ростовского государственного университета. Основные положения диссертации были апробированы на региональных конференциях, посвященных культурам народов Северного Кавказа и южного региона России. Отдельные материалы диссертации отражены в 4 публикациях общим объемом 1,1 п.л.

Структура диссертационного исследования определяется последовательностью решения основных задач и состоит из введения, трех глав, включающих шесть параграфов, и заключения. Библиографический список включает 124 наименования, в том числе электронные ресурсы.

Культура и игра

Давидович В!Е. определяет культуру как то, что «... позволяет внести в мир и в личность смысл, человеческое значение. Она вбирает в себя способность использовать то, что накоплено в процессе многовекового развития человечества. Быть культурным — это «уметь» [Давидович В.Е., Жданов Ю.А. Сущность культуры. Ростов-на-Дону, 1979]. Уметь пользоваться множеством вещей,.представлять (репрезентировать) в себе и через себя то, что создано веками, и то, что актуально сегодня.

При этом видении сущности культуры на первый план выходит такая ее черта, как воспроизведение деятельности по основаниям, заданным исторически. Культура - совокупность знаний, которые человек должен приобрести для обогащения своего духовного и социального опыта через искусство, литературу и науки. Часто культура трактуется как совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их создания и применения, таков аксиологический подход к определению культуры. Можно увидеть, что с этой точки зрения культура начинает сближаться с понятием цивилизации.

В данном случае цивилизацию можно определить, прежде всего, как пространство (глобальное или локальное), наполненное особым культурным содержанием. Любую из цивилизаций образуют совокупности компонентов и связей между ними, причем не следует забывать, что понятием «цивилизация» охватывается не только материальная и духовная составляющая культуры людей, но и окультуренные естественные ландшафты, т.е. географическая среда, диктующая особенности хозяйственной деятельности и, в целом, технологию материальной и социальной деятельности. Обращаясь к российской культуре, можно убедиться, что, несмотря на очевидные процессы, «интернационализации» советской культуры и всего семейно-бытового уклада народов нашей страны, даже титульный, русский этнос заметно различается?от местности; к местности по своим диалектам, обычаям, традициям, обрядам, ритуалам и т.д. Поэтому при анализе особенностей? формирования? российской! культуры необходимо ввести понятие региональной культуры.

Универсального определения региона, абсолютно подходящего под любые методологические основания, не существует. Общепринятым считается следующее понимание: регион - это территория, по совокупности составляющих ее элементов отличающаяся; от других территорий и обладающая единством, взаимосвязанностью этих элементов, целостностью, где целостность — объективное условие и закономерный результат развития данной территории; Культурологическая трактовка региона обычно связана с представлением об особом «мире», которому присущи свой менталитет, образ мышления, традиции, мировоззрение, мироощущение.

Понятие региона может быть рассмотрено в широком и узком смысле:

1) в узком смысле это область, район; часть страны, отличающаяся от других областей совокупностью естественных и исторически сложившихся, относительно устойчивых экономико-географических ш иных особенностей, нередко сочетающихся с особенностями национального состава населения;

2) в более широком смысле регион может быть представлен группой? близлежащих стран, представляющей собой отдельно экономико-географический; или близкий по национальному составу и культуре, или однотипный по общественно-политическому устройству район мира.

Введение понятия? региона означает развитие нового направления междисциплинарных исследований - регионалистики. Для настоящего? исследования интерес представляет методология регионального исследования, предложенная в= коллективной работе «Основания; регионалистики. Формирование и эволюция историко-культурных зон» (СПб., 1999), авторы которого последовательно рассматривают основания регионалистики; как сферы научного познания» и намечают пути исследования региона как особого исторически сложившегося образования. Продолжая это направление, отметим, что введение в региональную проблематику понятия региональной культурьг позволяет расширить границы, исследования и уточнить специфику существования и функционирования отдельных региональных общностей.

Обращение к культуре дает возможность изменить видение региона, осознать его роль в трансляции ценностей национальной и общероссийской культуры, понять его уникальность и одновременную «вписанность» в культурное пространство страны и мира, открыть особенности сформировавшегося типа личности, способов коммуникации, форм духовного освоения мира. Делая культуру фокусом всех сторон человеческой жизни, можно более: глубоко осознать и специфичность современной социокультурной ситуации, найти наиболее адекватные для социальных и этнических групп конкретного региона формы включения в единое пространство России и тем самым скорректировать направления реформирования страны, сделав их более органичными.

Для того чтобы, увидеть регион» как целостную систему связей, необходимо, чтобы людьми место их жизни было освоено как собственное и значимое, чтобы выработался определенный «способ связи» с местом жизни, выкристаллизовался определенный; тип мироотношения? и миропонимания. Таким интегратором социальной; жизни конкретного региона становится культура: Она позволяет не только уточнить регионообразующие факторы, но наполняет их особым значением.

Агональность микро- и макропространства казачьей станицы

В начальный период истории казачества,- зафиксированный в письменных источниках, казак представлялся как исключительно воин. Пахать землю и сеять хлеб запрещалось под страхом смертной казни. Считалось, что5 занятие казака земледелием отвлечет его от главной и основной обязанности воина; Но уже в начале XVLLH века в связи с: с переходом к оседлому образу жизі:и и изменением политической ситуации (русско-турецкие войны) казаки начинают заниматься;земледелием; Однако военный; уклад сохранялся. Территория Войска Донского была приграничной, поэтому казаки, отправляясь на полевые работы, брали с собой оружие, и.их сопровождал конный отряд.

В XIX веке сельское хозяйство являлось уже основой экономической жизни казаков. Сущностью его идеологии. было два понятия: воля и земля. НередкоЇ само, казачество определялось как "вольные люди: на вольной: земле". К началу XX. века: на территории? Дона- существовало два: типа общин — военизированная казачья и; соседская территориальная: крестьянская. «Положение об управлении Донского Войска» от 1835г.. превращало казачество в привилегированных сельских жителей;. Казак, воин-профессионал становился одновременно и землепашцем. Казачьи общины, первоначально выполнявшие функции нападения и: защиты, утрачивают первую из них. Военный промысел становится военной обязанностью служилого сословия. В связи с этим военный быт сменяется военизированным, где в качестве основной функции выделяется;подготовка казака - воина; [Черницын С.В; Этнокультурные процессы: на Дону и образование казачества (XVII: - XVIII вв) // История-и культура народов стенного Предкавказья и Северного Кавказа: проблема межэтнических отношений. Сб. научн. статей. Ростов-на-Дону, 1999. C.98J!

Особенность землепользования казаков заключалась в том, что земля являлась собственностью»всего Войска. Казак мог пользоваться землей, но владеть и распоряжаться ею могло и имело право лишь Войско в= целом. Жизнь земледельца проходила в постоянных трудах и заботах, особенно в летнее время.. Благополучие казачьей семьи создавалось не знающим и не признающим усталости трудом. Одна работа заходила за другую. Например, дореволюционные историки фиксировали следующее. Когда зацветала степь и наступало время г генокоса, казак со своей семьей выезжал на "летник", в степь на свой участок, по несколько недель не возвращаясь домой. Косили от рассвета до поздней ночи. Сухари, ключевая вода - вся пища в\эти дни..Казаки:худели, чернели на работе, заботливо заготавл ивая-сено лошадям и скоту на всю зиму. И такая же страсть, такая же жадная любовь к земле охватывала казаков в дни пахоты, посева и жатвы.

Труд земледельца был тяжелым, но при благоприятных условиях вознаграждался очень хорошо, сами казаки утверждали, что только лентяи не зарабатывали: себе хлеба насущного. Среди земледельцев, особенно в отдаленных хуторах, были хозяйства, которые в конце XIX века можно было оценить в десять, пятнадцать тысяч рублей; среднее же хозяйство оценивалось в тысячу, полторы тысячи рублей.

Начало весенне-полевых работ сопровождалось обрядами, которые должны были способствовать, хорошему урожаю. В" работе Г.Астапенко [Астапенко Г. Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков XVII - XX вв. Ростов-на-Дону, 2002. С.46] описываются обряды, характерные для земледельческого уклада казаков, следующим образом. В; крестопоклонную неделю пекли "кресты - , а на сорок мучеников "жаворонков" и по одной; штуке хранили до начала пахоты. При выезде в поле брали с собою "крест" и "жаворонка" и клали их по углам на десятину. После проведения первой борозды съедали "крест" и "жаворонка". Перед началом сева устраивали обед прямо в поле. Брали, с собою свеченую воду и веником брызгали поле, приговаривая: "Зароди Господи, жито и пшеницу на всякую пашницу, на вдов и сирот, на проходящего и на просящего". После чего; сделавши сначала семенами крест, начинали сеять.

По окончании сева был обычай; весьма распространенный І В - пределах Войска, - хождение духовенства с иконами. Обычно носили икону Божьей Матери и крест. Во время хождениям с иконами теми из жителей, у которых устраивались молебны, проводились всенародные обеды..

Если долго не было дождя, то дети просили его так: "Иди, иди дождь, да на бабину рожь, на бабину кичку, на нашу пшеничку, на наш ячмень, поливай весь день. А дождик припусти, мы поедим под кусты Богу молиться, Христу поклониться 1. Наоборот,. если дождь шел несколько недель кряду, то чтобы дождь перестал говорили так: "Дождь перестань, куплю тебе сарафан и с ленточками, позументочками, с махорчиками, с колокольчиками. И не мок. и не мок куплю тебе шелковый платок" [Астапенко Г. Быт, обычаи, обряды и праздники донских казатгов XVIII- XX вв. Ростов-на-До ну, 2002. G.47].

Перед тем как убирать хлеб, накашивали небольшой мешочек, обмолачивали и из полученного зерна мололи муку, пекли хлеб. Если хлеб получался вкусным и- пышным, то начинали косить все поле. Но перед началом жатвы клали хлеб-соль и серпы в начале загона. Помолившись-Богу, съедили хлеб-соль, срезали три разашо три колоса и, заткнувши их за; спины, приговаривали: "Чтобы наши; спины не болели". После того, нажавши сноп, клали; в него прежде сжатые колосья, ударяли снопом о? землю, приговаривали: "на сто копен и на тысячу" [Там же].

Участие казаков в войнах и походах

Казачьи государственные образования на Дону и Северном Кавказе, начиная с XVI века существовавшие как демократические республики, ориентировались на Россию. Это совпадало и с планами самой России по обеспечению безопасности своих границ. Причем самостоятельность положения донских казаков подчеркивалась царскими грамотами. Казаки выполняли конкретные поручения, связанные с дипломатической миссией, разведкой или обеспечением безопасности транзитных путей с севера на юг. Характерной организацией казачьих отрядов было деление на сотни под командованием атаманов. Сотня делилась на полусотни и десятки во главе с есаулами и десятниками. В основе дисциплины лежала товарищеская порука, и за провинности казаки строго наказывались. Характерно, что за измену и дезертирство полагалась смерть. Большое значение имела разведка. Данные собирались как можно более точные, и важные изменения наносились на карту. Поскольку в составе отрядов были инородцы, в походы брали переводчиков. В XVI веке была регламентирована пограничная служба «Боярским приговором о станичной и сторожевой службе». Этот момент стал началом пограничной службы казаков.

Окончательно отношения с Россией оформились в начале XVII века, когда казакам было прислано царское знамя и грамота, в которой фиксировалась свобода передвижений, беспошлинная торговля и т.д.

Начиная с XVIII века, казачьи войска использовались во всех войнах, которые вела Россия, особенно активно использовались умения казачьей конницы и флота. Конница осуществляла отражение фланговых обходов, отвлекающие маневры, рейды и преследование отступающего противника. Часто использовалось каре, внутри которого находилась застрельщики.

Обычно казачьи соединения включались в кавалерийские соединения и выполняла, вспомогательные функции. Однако в реальности мобильные и инициативные казачьи:отряды были не менее эффективными, чем гусарские или драгунские полки.

В \ 73 8 году донские казаки участвовали в боевых: действиях в составе русской армиишротив татар. Речь шла, прежде всего, о защите собственных земель. В" этих событиях казаков отличали две особенности. Во-первых, начали применяться пики, эффективность. которых была продемонстрирована;позже, в 1812 году. Во-вторых, казаки выступили ив качестве морских сил. Однако именно этот поход оказался;последним в ряду морских походов казаков.

Эпоха Наполеоновских войн выявила, преимущества традиционной казачьей тактики ведения боя. К началу Отечественной войны командование российской армии реформировало конницу, создав; новый вид —уланские полки. Интересен следующий факт. Все кавалерийские соединения насчитывали 70 тыс. регулярных полков (гвардейских, кирасирских, драгунских, гусарских и уланских), в; то время, как иррегулярные части: насчитывали 100 тыс., в том числе 64 донских; казачьих полкам 2 конно-артиллерийские роты. [Дон и Северный Кавказ в XVI- первой половине XIX века//http://grants.rsu.ru/osi/Don_NC/XVI-XIXbeg/Takt_isp_kon.htm]

Движение: армий отдельными колоннами- на; широком фронте было типичным для Отечественной; войны 1813 года и давало возможность широко использовать легкую кавалерию и проводить маневры, державшие в напряжении; противника, отвлекая его от направления главного удара. Выучка казачьих: формирований была достаточной для выполнения сложных заданий против регулярных частей врага. Эффективность значительно: повышалась, если использовать казачьи части как отдельные соединения, а не распыляя между регулярными; войсками. Следует также отметить, что помимо традиционного холодного оружия - сабли, казаки использовали пики. Самый известный и неоднозначно оцениваемый факт Отечественной войны - партизанское движение, в основе которого лежала стратегия ведения казачьего боя; Сначала о делах. Д.Давыдова, Фигнера, Сеславина, Вадбольского, Кудашева говорилось с. восторгом. Лихость и удаль молодецких набегов маленьких партий на большие отряды пленяли воображение [цит. по: Тарле Е.ВГ Нашествие Наполеона // http://militera.lib.ru/h7tarlel/09.html]\ Затем наступил критический период в оценке; действий партизан:. Регулярные войска считали, что не следует уравнивать заслуги тех, кто никому не подчинялся, отнимал обозы, не брезговал дележом отнятого, но не способен встретить открытый бой. Между тем, атаман Платов; настаивал, что именно казачьи соединения составили основу партизанских отрядов.

Одним из героев Отечественной войны 1812 года был атаман Матвей Платов, чей; образ является; ярчайшим доказательством атонального характера, личности донского казачества. Вот как описывается его деятельность историками (цит. по: persona.rin.ru/cgi bin/rus/vie\v.pl?icK32194&a-ftcidr-13).

Похожие диссертации на Агональные основы культуры донского казачества