Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Традиционная культура донского казачества : по материалам фольклора Бахвалова Валентина Александровна

Традиционная культура донского казачества : по материалам фольклора
<
Традиционная культура донского казачества : по материалам фольклора Традиционная культура донского казачества : по материалам фольклора Традиционная культура донского казачества : по материалам фольклора Традиционная культура донского казачества : по материалам фольклора Традиционная культура донского казачества : по материалам фольклора Традиционная культура донского казачества : по материалам фольклора Традиционная культура донского казачества : по материалам фольклора Традиционная культура донского казачества : по материалам фольклора Традиционная культура донского казачества : по материалам фольклора Традиционная культура донского казачества : по материалам фольклора Традиционная культура донского казачества : по материалам фольклора Традиционная культура донского казачества : по материалам фольклора
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бахвалова Валентина Александровна. Традиционная культура донского казачества : по материалам фольклора : диссертация ... кандидата исторических наук : 24.00.01 / Бахвалова Валентина Александровна; [Место защиты: Волгогр. гос. мед. ун-т].- Волгоград, 2009.- 260 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-7/338

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. СОВРЕМЕННЫЕ НАУЧНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ИСТОРИКО- КУЛЬТУРНОЙ СПЕЦИФИКИ КАЗАЧЕСТВА 13

1.1. Социально-исторические корни и особенности формирования казачества 14

1.2. Истоки и своеобразие традиционной культуры донского казачества 43

ГЛАВА II. КАЗАЧИЙ ФОЛЬКЛОР КАК КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК 76

2.1. Самобытность казачьего фольклора 78

2.2. Феномен песенного фольклора донского казачества 111

2.3. Фольклорные праздники, обряды и обычаи в традиционной культуре донских казаков 132

2.4. Казачьи сказки через призму общерусской фольклорной традиции 165

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 186

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЯ

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Культурная жизнь России в последние десятилетия характеризуется нарастающей агрессивностью массовой культуры. Масштабы явления представляют реальную угрозу для традиционной народной культуры, артефакты которой становятся «рыночными продуктами» массового потребления. В результате выхолащивается духовное содержание, что лишает народную культуру возможности выполнять функции этнической консолидации и коммуникации. Этим процессам может противостоять государственная концепция сохранения традиционной народной культуры, основой для которой должны стать широкомасштабные исследовательские программы.

В сложившейся ситуации кардинально меняется отношение к фольклору. В международных документах он отождествляется с народной культурой, и позиционируется как важнейший компонент нематериального культурного наследия человечества 1. В России проблема сохранения фольклора на государственном уровне была обозначена в 2006 г.".

Активные процессы возрождения российского казачества сделали проблемы его происхождения, истории, культуры одними из самых актуальных в отечественной науке. Накоплен значительный материал, отражающий разные стороны жизни казачества, однако комплексных исследований по изучению культурного наследия донских казаков на сегодняшний день недостаточно. Особенности языкового стиля и говора, своеобразная манера исполнения песенных и устных произведений позволяют говорить о самобытной фольклорной традиции донского казачества, изучение которой является весьма актуальной.

' Международная конвенция об охране нематериального культурного наследия. Париж, 17 октября 2003г.;

.

2 Президент России. Стенографический отчёт о заседании Государственного совета от 26 декабря 2006 г, С.

22: http/Avww. .

Степень разработанности проблемы. Изучение культуры казачества предполагает исследование весьма широкого круга литературы.

В трудах В.Н. Татищева, Н.М. Карамзина, Н.И. Костомарова, В.О. Ключевского, СМ. Соловьёва, можно обнаружить значимый фактический материал.

Отечественная война 1812 г. сформировала устойчивый интерес к народной истории и культуре, что получило отражение в работах славянофилов, прежде всего, П.М. Хомякова '.

В исследованиях Н.И. Краснова, П.П. Сахарова, В.Д. Сухорукова, Е.П. Савельева, А. Пивоварова, М.Н. Корчина, А.П. Пронштейна, Н.А. Минникова " представлена история казачества, его расселение, быт, традиции, нравы.

Методология анализа фольклора содержится в трудах И.П. Сахарова, А.Н. Афанасьева, Д.Н. Садовникова, А.И. Никифорова, В.Я. Проппа, Э.В. Померанцева3.

Изучению фольклорного творчества донских-казаков-стало-уделяться значительное внимание. Особо подчеркнём важность работ Ф. В. Тумилевича, М.А. Полторацкой, Л.С. Шептаева .

1 Хомяков П.М. Полное собрание сочинений'/ Под ред. И.С. Аксакова. M., 1986-1987.

" Краснов Н.И. Материалы по географии и статистике России. Земля Войска Донского. Т.2. СПб., 1863; См.; Астапенко М.П., Астапенко Е.М. История Донского края. Ростов н/Д.: «Мини Тайп», 2005. С. 677. Сахаров И.П. К вопросу происхождения вольного донского казачества и о первых подвигах донцов в защиту Родины и веры. М., 1910; Сухоруков В.Д. Историческое описание Земли Войска Донского / Дон. 1989, №4; Савельев Е.П. История казачества. Ч. 3. Ростов н/Д.; «Возрождение», 1990; Пивоваров А. Донские казаки. Новочеркасск, 1892; Ногин И.И. Краткий исторический очерк Донского края. Новочеркасск, 1914. См.: Астапенко М.П., Астапенко Е.М. История Донского края... С. 676; Корчин М.Н. Донские казаки. Ростов н/Д.: «Возрождение», 1949; Пронштейн А.П. Земля Донская XVIII в. Ростов н/Д.: «Возрождение», 1961; Пронштейн А.П., Минников II. А. Крестьянские войны в России XVII-XVIII вв. и донское казачество. Ростов н/Д.:РГУ, 1983.

Сахаров И.П. Русские народные сказки. M., 1841. См.: Кравцов Н.И., Лаз>гин С.Г. Русское народное творчество. М.: «Высшая школа», 1983. С. 93-99; Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу в 3-х томах. М.. «Современный писатель», 1995; Садовников Д. Н. Сказки и предания Самарского края. М., 1884; Никифоров А. И. К вопросу о морфологическом изучении народной сказки. М., 1928; Пропп В.Я. Морфология сказки. М.: «Наука», 1969; Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л.: ЛГУ, 1986; Померанцева Э.В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. М.: «Наука», 1975.

Самариев В. Хуторские игры и гульбиша с. Бузулук / Донские областные ведомости, 1903, № 120, 121; Кравченко И. Песни донских казаков / Под ред. А.В. Швера. Сталинград: Сталинградское книжное изд-во, 1937; Богуславский С, Шилов H. Песни Донских и Кубанских казаков. М.: «Музгиз», 1937; Тумилевич Ф.В., Полторацкая М.А. (сост.) Фольклор Дона: сб. второй. Ростов н/Д., 1941; Шептаев Л.С. Древние традиции разинской прозы // Славянский фольклор, М., 1972. С. 234-241.

Огромный вклад в изучение фольклорного наследия Дона внесли А. М. Листопадов и С. Я. Арефин. Был создан первый свод музыкального фольклора «Песни донских казаков (1949-1954)».

После 1917г. в советской историографии интерес к истории и культуре казачества значительно снизился, однако он устойчиво сохранялся в культуре российского зарубежья, которую сегодня необходимо рассматривать как неотъемлемую часть истории российской культуры XX века '.

В 40-50 гг. XX века в СССР выходит ряд исследований, посвященных «броднической» теории происхождения казачества (В.В. Мавродин, Б.Д. Греков, А.Ю. Якубовский, А.И. Попов).

В 80-е годы дискуссионные вопросы истории казачества рассматривались в работах Л.Н. Гумилёва, В.Б. Виноградова, С.А. Плетнёвой.

Анализ исследований последних десятилетий позволяет разделить их на две основные группы. Первая включает работы о казачьих войсках Российской Империи в целом ". Публикации второй группы посвящены непосредственно истории донского казачества 3.

В конце XX в. активизировались исследования по материальной и духовной культуре казачества, проводились полевые исследования по сбору и обработке фольклора (Т.С. Рудиченко, В.М. Щуров, Н.Н. Гилярова, Т.С. Бершадская) .

Т.С. Рудиченко на основе песенного фольклора реконструировала традиционную картину мира донских казаков.

1 Сватиков С.Г. Россия и Дон (1549-1917). Белград, 1924; Степные рыцари России!.. Казачье зарубежье /
Сост. К.Н Хохульников. Ростов н/Д.: Информационно-издательский центр «ДОНЧАК», 2005.

2 Гордеев А.А. История казаков. М., 1992; Агафонов О.В. Казачьи войска Российской Империи. М., 1995.

1 История Дона с древнейших времён до Великой Октябрьской социалистической революции. Ростов н/Д., 1965; История Дона (эпоха капитализма). Ростов н/Д., 1974; Дулимов Е.И., Золотарёв И.И. Самоуправление казаков: история и современность. Ростов н/Д„ 1998.

4Бершадская Т. Основные композиционные закономерности многоголосия русской народной (крестьянской) песни. Л„ 1961; Гилярова H. Голос Хопра. М., 2001; Щуров В. О региональных традициях в русском народном музыкальном творчестве // Музыкальная фольклористика. Вып. 3. М., 1986; Рудиченко Т.С. Донская казачья песня в историческом развитии. Ростов н/Д„ 2004.

Изучению историко-культурного наследия казачества посвящен ряд современных исследований. Одни (Н.А. Мининков, И.О. Тюменцев В.Н. Королев, М.П. Астапенко, Е.М. Астапенко, А.А. Гордеев, М.А. Рыблова и др.) 1 освещают вопросы ранней истории казачества, другие посвящены изучению истории Донской епархии (СВ. Римский, О.А. Платонов) ~. Ряд исследований посвящен анализу источников по истории и культуре Нижневолжского края 3. В работах СВ. Черницына рассмотрены этнические процессы на Дону 4. Изучению военно-патриотических традиций казачества посвящены исследования Ю.В. Рунаева, В.Н. Набокова 5. Значительные материалы по культуре казачества содержатся в очерках по истории Волгоградского края . Существенным вкладом в изучение казачьего сказочного фольклора являются работы В.В. Когитина.

Таким образом, имеется достаточная база для комплексного исследования традиционной культуры донских казаков на материалах фольклора. Заметим, что многие исследователи подчёркивали необходимость синтетического подхода к изучению культурного наследия казачества, однако на практике таких попыток было реализовано мало. В полной мере такую возможность представляет именно культурологический анализ фольклорных источников.

Минников Н.Д. Донское казачество на заре своей истории. Ростов н/Д., 1998; Тюменцев И.О. Историческая роль казачества на юге России: перспективные направления исследования // Актуальные социально-политические и экономические проблемы Южного Федерального округа. Ростов н/Д.: «Феникс», 2005; Королёв В.Н. Донские казачьи городки // Донская археология. 1999, № 1(2); Астапенко М.П., Астапенко Е.М. История Донского края Ростов н/Д., 2005; Гордеев А.А. История казаков: 4.1. Золотая Орда и зарождение казачества. М., 1991; Рыблова М.А. Донское братство: казачьи сообщества на Дону в XVI-первой трети XIX века. Волгоград, 2006.

2 Римский СВ. Православная церковь и государство в ХГХв. Донская епархия: от прошлого к настоящему.
Ростов н/Д., 1998; Платонов О.А. Терновый венец России. Святая Русь. М., 2001.

3 Агафонов А.И. История Донского края (XVI-nep. пол. ХІХвв). Исторические источники и их изучение.
Ростов н/Д., 2001; Лазарев А.Г. Традиционное жилище донских казаков - казачий курень. Ростов н/Д., 1998;
Гнутова Л. Дух и духовность донских казаков. Ростов н/Д., 2000.

4 Чернииын СВ. Донское казачество: этнический состав и этнические процессы (XVIll-ХІХвв.). М., 1992;
Черницын СВ. Этнокультурные процессы на Дону и образование казачества (XVII-XVIIIbb.) // История и
культура народов степного Предкавказья и Северного Кавказа: проблемы межэтнических отношений.
Ростов н/Д., 1999.

5 Рунаев Ю.В., Набоков В.Н. Военно-патриотические традиции казачества: история и современность.
Волгоград, 1999.

6 Абалихин Б.С., Бабкин В.И. Очерки по истории Волгоградского края. Волгоград, 1974; Атопов В.И.,
Масляев В.Е., Липявкин А.Ф. Волгоградская область. Волгоград, 1985; Воробьёв А.В. Поселение
Волгоградской области. Волгоград, 2001; Колесниченко B.C. Родная земля Волгоградская. Волгоград, 1976.

Объект исследования: традиционная народная культура казачества.

Предмет изучения: песенный и устный фольклор донских казаков.

Целью исследования является комплексный, историко-культурологический анализ образцов песенного и устного фольклора донского казачества как основы выявления характерных особенностей традиционной казачьей культуры.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

в категориальном поле культурологии проанализировать современные научные концепции историко-культурной специфики российского казачества;

рассмотреть общеисторические, геополитические, социально-бытовые условия формирования и развития донского казачества и показать их преломление в фольклорной традиции;

выявить самобытные черты песенного и устного творчества донских казаков на основе сопоставления с общерусской фольклорной традицией;

- охарактеризовать феномен казачьего песенного фольклора и
продемонстрировать его отличительные черты, главными из которых
являются «историзм» и «реализм»;

- раскрыть специфику и функции традиционной культуры донского
казачества на основе реконструкции народных праздников и обрядов;

- продемонстрировать связь фольклорно-мифологических сказочных образов
с истоками традиционного казачьего самосознания.

Территориальные рамки исследования охватывают междуречье Волги и Дона, т.е. территории исторической локализации донского казачества. Полевые исследования проводились в Волгоградской, Ростовской и частично Астраханской областях.

Хронологические рамки исследования. Песенный и устный фольклор донского казачества исследуется с момента начала его документальной фиксации, научного изучения, т.е. с XIX в., и до настоящего времени. Это позволяет продемонстрировать роль фольклора как транслятора традиционных культурных ценностей в исторической памяти народа.

Методология исследования базируется на историческом и диалектическом подходах к изучению культурных феноменов. Использовались как общенаучные, так и специальные методы историко-культурологического исследования.

Сравнительно-исторический метод позволил на основе широкого круга фольклорных образцов выявить общие и самобытные черты традиционной казачьей культуры.

Все задачи, поставленные в диссертации, решались на основе проблемно-хронологического метода.

Историко-генетический метод позволил уяснить природу изучаемых проблем в их процессуальном становлении.

Характер работы обусловил необходимость междисциплинарного, синтетического подхода, позволяющего исследовать традиционную культуру комплексно, привлекая достижения культурологии, истории, этнографии, фольклористики, лингвистики.

Источниковая база исследования. Работа проводилась на основе привлечения широкого круга источников, которые можно условно разделить на следующие группы:

1. Документы ООН: Рекомендации ЮНЕСКО о сохранении фольклора. Материалы Генеральной конференции ЮНЕСКО в Париже, 17октября - 16 ноября 1989г.; Международная конвенция об охране нематериального культурного наследия от 17 октября 2003 г.

  1. Законодательные акты Российской Империи, советской власти, современного российского правительства по отношению к казачеству 1; Постановление Верховного Совета Российской Федерации о реабилитации казачества ". Использовался сборник нормативных документов по вопросам возрождения казачества в Волгоградской области3.

  2. Русские летописи. В Полном собрании русских летописей (ПСРЛ) были использованы следующие тома: Т. 14. Рукописи XVI—XVII вв.; Т. 25. Московский летописный свод конца XV века4.

4. Документы центральных архивов. Исследовались фонды Российского
Государственного Архива Древних Актов (РГАДА) - Фонд 371 (Донские
дела). Использовались документы Государственного Архива Российской
Федерации (ГАРФ; Ф. 1258).

5. Документы региональных архивов. Государственный архив Волгоградской области (ГАВО; Ф.И-53). Архив лаборатории музыкального фольклора и этнографии Волгоградского муниципального института искусств (АЛМФиЭ ВМИИ). Архив лаборатории музыкального фольклора Самарской Государственной академии культуры и искусств (АЛМФ СГАКИ). Архив лаборатории музыкального фольклора Саратовской Государственной консерватории (АЛМФ СГК).

Значительную часть источниковой базы составили материалы этнографических экспедиций Волгоградского муниципального института искусств им. П.А. Серебрякова. Кафедрой музыкального фольклора и этнографии было проведено свыше 50 фольклорно-этнографических экспедиций (ФЭЭ) в 27 сельских районах Волгоградской и Ростовских областей. Фонд полевых записей составляет порядка 15000 образцов песенного и устного фольклора казачества. Автор данной работы являлся

1 Государственные акты по вопросам Российского и Донского казачества. В 2-х т. Ростов н/Д.: ООО
«Ростпздат», 2001.

2 Постановление Верховного Совета Российской Федерации о реабилитации казачества // Ведомости съезда
народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992, № 30.

3 Сборник нормативных документов по вопросам возрождения казачества в Волгоградской области.
Волгоград, 1994.

4 Московский летописный свод конца XV века. М., Л,: «Издательство восточной литературы», 1949,

участником 19-ти и руководителем 10-ти экспедиций.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

были проанализированы современные научные концепции происхождения и историко-культурной специфики казачества;

рассмотрены общеисторические, геополитические, социально-бытовые условия его формирования и развития, отражённые и закреплённые в фольклорной традиции;

- выявлены самобытные черты песенного и устного творчества
донских казаков на основе сопоставления с общерусским фольклором;

охарактеризован феномен «казачьей песни» и показан её глубокий историзм и реализм;

раскрыты специфика и функции традиционной культуры донского казачества на основе реконструкции народных праздников и обрядов;

продемонстрирована связь фольклорно-мифологических сказочных образов с истоками традиционного казачьего самосознания.

Положения, выносимые на защиту:

1. Воинское служение, как доминанта исторического развития
казачества, закреплена во всех элементах традиционной культуры: семейном
укладе, воспитании детей, праздниках и обрядах, отношениях между
мужчинами и женщинами, представителями разных поколений и т.д.
Наиболее ярко и объективно специфика историко-культурного бытия
казачества отражена в его фольклорной традиции.

2. Историко-ретроспективный анализ традиционной казачьей культуры
позволяет констатировать наличие в ней бинарных качественных
характеристик. С одной стороны, для неё характерно доминирование
военизированных, героических традиций, норм, ценностей. С другой
стороны, она отличается высокой способностью к восприятию
инокультурных влияний, культурной и конфессиональной толерантностью.

3. Исследование показало, что казачья фольклорная традиция
формировалась на общерусской основе, которая при этом подверглась
существенной переработке. Наибольшее число смысловых значений в
песнях, сказках, пословицах связано с понятиями Россия, Дон, служба,
честь.
Они охватывают основные ориентиры мировосприятия казаков. В то
же время такие понятия, как дом, семья, быт играли в фольклоре донских
казаков второстепенную роль.

4. Особенностью песенной традиции донских казаков является то, что в
течение длительного времени она была исключительно мужской
привилегией. Мужская, протяжная песня является центральным жанром,
наиболее ярко воплотившим особенности стиля, форм бытования
музыкально-песенного фольклора Дона. Она представляет оригинальную
часть донского наследия, в то время как походные, строевые, полковые,
плясовые песни являются, как правило, казачьими интерпретациями русских
песен.

5. Анализ фольклора донского казачества выявил наличие
своеобразной оппозиции, когда песня противопоставляется сказке. Первая
символизирует «правду жизни», вторая - «сладкую выдумку». Именно песня
в мировоззрении казачества наиболее полно отражает историко-культурные
реалии бытия народа. Однако сказка при всей условности вымысла позволяет
выявить наиболее типологические черты казачьего характера.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что работа открывает перед исследователями новые возможности использования фольклора в качестве культурологического источника. Привлечение материалов диссертации историками, этнографами, культурологами будет способствовать повышению интереса к культуре и истории казачества, нижневолжского края в целом.

Материалы диссертации внедрены в учебный и воспитательный
процесс ВМИИ им. П.А. Серебрякова. Они легли в основу курса лекций
«Самобытность фольклора донского казачества», методических

рекомендаций по сбору, каталогизации, письменной фиксации, классификации и типологизации фольклора, используются студентами для выполнения дипломных работ.

Данные методические разработки могут представлять интерес для историков-краеведов, культурологов, этнографов, фольклористов, руководителей фольклорных коллективов.

Апробация работы. Материалы диссертации обсуждались на конференциях международного (г. Таганрог, 2003; г. Волгоград, 2006) и межрегионального (г. Волгоград, 2004, 2005, 2006, 2007) уровня. По материалам диссертации опубликовано восемь статей, одна из них помещена в перечень ведущих научных издании, утверждённых ВАК.

Структура работы подчинена решению основных целей и задач данного исследования, состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, приложений, списка литературы (233 источника). Объём диссертации- 188 стр.

Социально-исторические корни и особенности формирования казачества

Российское казачество относится к одному из уникальных явлений в истории нашего Отечества. Данное этнокультурное сообщество, отличающееся от других народностей целым рядом специфических черт. Формирование такого типа культуры возможно благодаря серии историко-культурных факторов, веками влиявших на жизнь людей. На сегодняшний день по проблемам казачества сложилась достаточно большая историография, которая позволяет выявить ключевые моменты его истории. Взгляды историков на возникновение казачества, начиная от Н.М. Карамзина и вплоть до наших дней, менялись, но большинство учёных признают его этнокультурную особенность.

Важную роль в исследовании истории российских этносов сыграло развитие отечественной этнологии. Значительный вклад в теорию этносов внёс Ю.В. Бромлей, ему принадлежит разработка основных понятий «этнос», «субэтнос» и т.д. Он писал: «Промежуточное положение между микро этническими единицами и этносами занимают «субэтносы». Обычно их существование связано с осознанием групповых особенностей тех или иных компонентов культуры. Происхождение таких групп далеко не одинаково. В одних случаях это бывшие этносы, постепенно утратившие роль основных этнических подразделений, в других - бывшие этнографические группы, осознавшие свою общность, в-третьих - социальные общности, общности, обладающие специфическими чертами культуры (например, донские казаки)» . Он особо выделял влияние казачества на ход русской истории. Значительный вклад в разработку данного подхода внес А.А. Шенников 2. В своей монографии методами исторической географии исследует район Среднего Подонья. В работе предложена классификация хозяйственно бытовых укладов, дана интересная трактовка возникновения и расселения Донских казаков, деление их на этнические группы.

Вопросы происхождения казачества и этапов его этногенеза и сегодня остаются самыми дискуссионными. Существует много версий о времени возникновения казачества и его этнических корнях [СМ. Маркедонов, 2005; А.В. Сопов, 2008]. Большинство ученых считают, что казачество начинает оформляться в самостоятельную этнокультурную общность с конца XV в., хотя есть попытки связать их историю с более ранним периодом.

В ответах на этот вопрос среди исследователей не было, и нет единой точки зрения. Обратимся к некоторым из них. Одна из версий утверждает, что казаки появились задолго до рождения Иисуса Христа, более 3000 лет назад, и предками их являлись мифические «касаки» . Нередко к истории казачества относят свидетельства арабских источников VIII в. о сакалибах, проживавших на среднем Дону. При этом имя с корнем «сака» (сакалибы) относят к подонским славянам уже в раннее средневековье. Археологически было засвидетельствовано наличие на Дону поселений и погребений смешанного типа (славянского, асаланского и туранского) ". Таким образом, в истоках казачества искали какой-либо древний народ [В.М. Пудавов, 1890; Е.П. Савельев, 1915] хотя, по оценке современных исследователей, эти теории не подкрепляются источниковой базой.

Правда есть целый круг более взвешенной литературы. Например, А. Леонов писал, что донские историки смешивают различные группы казачества (славянские и азиатские), формировавшиеся в Южно-Русских степях. По его. мнению, донцы - это лишь «особенное проявление отдельной массы русского народа, историческая корпорация, община, образовавшаяся не случайно, но вследствие исторической необходимости» . О русском происхождении казаков писал В.Д. Сухоруков, относя начало истории донских казаков к XVI веку .

В середине прошлого века сложилась «бродницкая теория». В летописных бродниках некоторые исследователи видели казачьих предков. Ради справедливости отметим, что в русских летописях XII в. упоминаются «подонские бродники», военными услугами которых пользовались северные русские князья. В 1223 г. бродники оказались на стороне татар и со своим вождем Плоскынею способствовали поражению русов на реке Калка. С этого времени их имя встречается в летописные акты Западной Европы как название народа, живущего за половецкими степями, а, следовательно, в подонской лесостепи".

Истоки и своеобразие традиционной культуры донского казачества

Традиционная культура является наиболее общим интегратором всех сторон жизни определенного этноса. Более того: традиционная народная культура является «корневой системой, питающей все древо человеческой культуры» (Б. Малиновский). Именно традиционная культура выработала универсальные образы, символы, идеи, способные выразить целостность мира. Эти универсалии тысячелетиями накапливали, наслаивали в себе разные смыслы и способность развивать их дальше. Культура раскрывает глубинный мир психологии людей и народов, это позволяет понять действие механизмов истории, тайн человеческого бытия, приоткрыть завесу над совокупным творчеством человеческого рода. Культура становится объектом постижения, как некий самобытный и универсальный феномен.

Нет такого народа на земле, который не создал бы своего варианта культуры. Все культуры различны, предельно самобытны. Традиционная культура каждого народа уникальна и необъятна. Тысячелетиями складываются мировоззрение, жизненный уклад, нормы поведения, искусство и ремесло народа. Историческое время и повседневная жизнь отсеивают всё, что противоречит экологическим, климатическим условиям, складу национального характера и здравому смыслу. В глубинах народного бытия рождались неписаные правила, формировались законы сохранения. здоровья народа, продолжения рода, его обращённость в будущее. Стало быть, за множеством локальных культур прослеживается общий процесс развития культуры человечества.

Проблема взаимодействия культуры и общества, культуры и истории одна из самых актуальных в современной науке [П.С. Гуревич, 1998; B.C. Поликарпов, 1997; А.С. Панарин, 1999]. Необходимость осмысления закономерностей культурного процесса требует исследовать историю через культуру, через совокупный духовный опыт человечества, передаваемый от поколения к поколению, от эпохи к эпохе. Конкретная эпоха актуализирует определенные духовные ценности. Некоторые из них сопровождают историю человеческого рода от самых его истоков: уважение к традициям, к старине, к духовности. Без них человечество не было бы тем, чем оно является сегодня.

Культура в целом непрерывно развивается, меняет свой облик, отражая облик изменяющегося мира, потребности новой жизни, но вечные ценности сохраняют в себе статус всечеловеческого: ценность жизни, достоинство свободы, величие любви, значимость истины и доброты. Музыкальная, танцевальная, педагогическая, трудовая культура каждого народа - это живое, творческое явление. Велика ценность народных традиций, ибо они определяют самобытность, уникальность социально-исторического опыта народа. Бережное отношение к традиционной народной культуре, постепенное возвращение в культурный оборот ее сокровищ, органичный синтез традиций и новаторства в современной культурной практике - вот необходимые составляющие современной культурной политики.

Для решения задач, поставленных в диссертации необходимо определиться с понятием «традиционная культура». В этой связи нам представляется необходимым привлечь чрезвычайно важный документ «Международную конвенцию об охране нематериального культурного наследия» (17 октября, 2003г.).

«Нематериальное культурное наследие» включает в себя «обычаи, формы, представления и выражения, знания и навыки, а также связанные с ними инструменты, предметы, артефакты и культурные пространства, — признанные сообществами, группами... в качестве части их культурного наследия» !. Такое нематериальное культурное наследие, передаваемое от поколения к поколению, постоянно воссоздаётся сообществами в зависимости от окружающей среды, их взаимодействия с природой и их историей, формирует у них чувства самобытности и преемственности, содействуя тем самым уважению культурного разнообразия и творчеству человека. В качестве основных областей и форм проявления нематериального культурного наследия в конвенции выделяются.

1.Устные традиции и формы выражения, включая язык в качестве носителя нематериального культурного наследия.

2. Исполнительские искусства.

3. Обычаи, обряды, празднества.

4. Знания и обычаи, относящиеся к природе и вселенной.

5. Знания и навыки, связанные с традиционными ремёслами.

Само понятие традиция, мы будем рассматривать в качестве механизма аккумуляции, трансмиссии и реализации культурного опыта, т.е. как систему связей настоящего с прошлым [К.В. Чистов, 1986]. В таком случае, опираясь, целый ряд исследований [Т.А. Бернштам, 2005; Н.И. Бондарь, 2004; Б.Н. Путилов, 1994; А.В. Костина, 2005] мы сформулируем рабочее определение понятия «традиционная культура».

Традиционная культура - это культура определённого этносоциального сообщества, отличающаяся устойчивостью и ярко выраженной межпоколенной преемственностью. При этом, важно подчеркнуть, что в такой трактовке понятие «традиционная культура» очень близка к существу понятия «народная культура». Данный подход в современной научной литературе достаточно активно разрабатывается [Н.И. Бондарь, 2002].

Самобытность казачьего фольклора

Казачество - уникальное этническое и социальное явление в мировой истории, вклад которого состоит, прежде всего, в богатейшем культурном наследии. Объединяя в своих рядах разные этносы, сохранив носителей мировых религий от периода позднего средневековья до начала XX в., казачество открыло путь для взаимовлияния, взаимопроникновения различных культур.

Культура народа (обычаи, традиции, предметы материальной культуры, фольклор, прикладные искусства) хранит специфическое своеобразие, характерное именно для этого общества. Она концентрирует в себе нормы, стандарты, эталоны и правила деятельности, а также систему ценностей, выработанных в реальной истории данного этнического целого. Свидетельством тому может служить фольклорное наследие казаков.

Исторические и природно-климатические условия жизни, объективные и субъективные причины определили основные черты духовного мира казака: непокорность и вольнолюбие, воинственность, демократизм и равноправие, широту души и щедрость, лихость и удальство, коллективизм, набожность и суеверие, определенный консерватизм, традиционализм, решительность, отвагу, предприимчивость, чувство братства, взаимопомощи. Монолитный сплав именно этих качеств и породил уникальный мир традиционной культуры казаков.

Для решения задач исследования, нам необходимо рассмотреть, как шёл процесс формирования традиционной культуры казачества, и как он был отражён в народном творчестве. Поскольку формы жизнедеятельности донского казачества с течением времени кардинально менялись. В первые века освоения «дикого поля», вплоть до начала XVIII в. земледелием они не занимались, жили мужскими союзами, и практически не заводили семьи. Этому способствовал военизированный образ жизни. Средства к существованию обеспечивались за счёт войн, разбойничьих набегов на приграничные поселения, торговые караваны и корабли.

Военная организация помогала казакам отстоять свое право на существование, военное искусство долгое время являлось своеобразным промыслом. В многочисленных «походах за зипунами» казаки добывали себе восточную одежду, обувь, оружие, питье, пищу. Элементы восточной культуры постепенно проникают в духовную жизнь казака, что находило свое отражение и в культе коня, и в языке, насыщающемся заимствованными, прежде всего из тюркских языков, словами и выражениями. В ходе фольклорно-этнографических экспедиций было выявлено большое количество образцов музыкального песенного фольклора донских казаков, где так же проявлялись восточные мотивы. Например, в орнаментике мелодической линии «крыловых» карагодов весенне-летнего периода: «Садила баба лук, чеснок», «Голымба», «Ой, вы цыгане» и т.д.

Традиционная культура своими корнями уходит в древние мифологизированные представления об окружающем мире. Поэтому предпримем попытку рассмотреть особенности фольклора донских казаков через призму главных черт традиционной культуры, что уже достаточно подробно разработано в науке.

В основе творчества любого народа, лежит первомифология, которая отражала отношения человека и природы, и являлась наиболее древним способом понимания мира и самого себя, способом объяснения всего происходящего в природе и человеческом обществе. Следствием этого стало «очеловечивание» природы, что позволило учёным говорить о глобальном антропоморфизме как одном из качеств мифологического сознания. Для мифологического мышления характерно отождествление вещи (явления) и слова, его обозначающего.

Способности мифологического мышления помогли человеку построить целостную картину мира посредством системы двоичных противопоставлений (бинарных позиций). «Их набор включает в себя несколько десятков пар противоположных друг другу признаков, имеющих положительное и отрицательное значение (например, верх/низ, небо/земля, день/ночь, мужской/женский, с вой/чужой, огонь/вода, белый/чёрный и т.д.»

1. Глобальное противопоставление природного и культурного начала в мифологическом сознании описывается, как мокрый/сухой, тёплый/холодный и т.п. «Часть оппозиций связана с более общими понятиями, такими, как жизнь/смерть, счастье/несчастье, хороший/плохой и т.д.»

2. Эта система оппозиций позволяет классифицировать все предметы и явления мира в сознании людей.

Однако чёткость и последовательность этих оппозиций задают миру способности изменяться. Для преодоления этих жёстких рамок мифологическое сознание использует снятие противопоставлений в кризисные моменты бытия. «Эта особенность мифологического мышления порождает веру в возможность превращения человека в животное (оборотничество) или воплощение душ умерших в растениях (деревце, молодильные яблочки, виноградная лоза, деревянный (осиновый) колышек), птицах (голубь, лебедь, петух), животных (козленок, кабан, лягушка, конь, кот и т.д.) и природных стихиях (бешенный вихрь, ветер-ураган)» .

Похожие диссертации на Традиционная культура донского казачества : по материалам фольклора