Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Метаморфозы пластического фольклора в истории культуры Якутии XX века Покатилова Ия Володаровна

Метаморфозы пластического фольклора в истории культуры Якутии XX века
<
Метаморфозы пластического фольклора в истории культуры Якутии XX века Метаморфозы пластического фольклора в истории культуры Якутии XX века Метаморфозы пластического фольклора в истории культуры Якутии XX века Метаморфозы пластического фольклора в истории культуры Якутии XX века Метаморфозы пластического фольклора в истории культуры Якутии XX века Метаморфозы пластического фольклора в истории культуры Якутии XX века Метаморфозы пластического фольклора в истории культуры Якутии XX века Метаморфозы пластического фольклора в истории культуры Якутии XX века Метаморфозы пластического фольклора в истории культуры Якутии XX века
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Покатилова Ия Володаровна. Метаморфозы пластического фольклора в истории культуры Якутии XX века : диссертация ... кандидата искусствоведения : 24.00.01. - Якутск, 2003. - 224 с. : ил. РГБ ОД,

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА ПЕРВАЯ. ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЕ, ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ЯКУТСКОГО ПЛАСТИЧЕСКОГО ФОЛЬКЛОРА

1.1. Историография якутского народного искусства 14-48

1.2. Понятие "пластический фольклор" в современной науке и методы изучения традиционных форм искусства 49-75

1.3. Искусство в культурогенезе древних и средневековых обществ на территории Якутии 76-90

1.4. Динамика якутской традиционной культуры в Новое время и типология пластического фольклора 91-119

ГЛАВА ВТОРАЯ. СИСТЕМНЫЕ ТРАНСФОРМАЦИИ ПЛАСТИЧЕСКОГО ИСКУССТВА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ ЯКУТИИ XX ВЕКА

2.1. Организационные аспекты сохранения, развития якутского народного искусства и новые направления художественной практики в 1920-1940-х годах 120-150

2.2. Пластический фольклор в системе художественной культуры Якутии в 1960-1980-х годах: тенденции развития и способы регуляции 151-185

2.3. Социокультурные изменения Якутии в 1990-х годах и процесс "постмодернизации" пластического фольклора 186-206

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 207-210

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 211-219

Введение к работе

С развитием в отечественной науке конца XX века культурологических подходов в достаточной; мере раскрыта, специфика, фольклора как, феномена традиционной художественной культуры, а также как явления общечеловеческого порядка. Представление о целостности фольклора, восходящее к работам М.С.Кагащ подразумевает в то же время его структурное подразделение на две подсистемы - «мусическую» и «пластическую». Именно к последней относится по этой классификации народное прикладное искусство. Современное культурологическое понимание народного искусства (М.С.Каган, И.Е.Фадеева, Ю.О.Новик) трактует пластический фольклор как целостное явление синкретической структуры, скрепленное единством родовой основы -образности формы, что выступает в качестве исторической формы самосознания этноса.

В современном мире отношение к фольклору постоянно меняется: все меньше места остается ему в постиндустриальном мире. В связи с этим необходимость именно системного изучения пластического фольклора позволит глубже понять генезис художественного творчества, исторические метаморфозы, семантические аспекты и динамику современной культуры. Не является исключением в этой связи традиционная художественная культура Якутии, поскольку переход от традиционной фольклорной культуры к креативной осуществлялся в этом регионе на протяжении всего XX века, причем достаточно сложным и нелинейным путем.

Актуальность данного исследования обусловлена недостаточной изученностью художественной культуры Якутии как в целом, так и как исторически меняющемся явлении, акцентируя при этом особое исследовательское внимание на ее наиболее устойчивой и древнейшей основе - пластическом фольклоре, который подвергся закономерным историческим

метаморфозам в XX веке. Именно памятники пластического фольклора наиболее полно выражают собой общие региональные и локальные этнические художественные традиции якутов. В этом отношении вполне закономерно возникновение круга проблем, связанных с изучением состояния якутского народного искусства' в XX веке, его периодизации и; генезиса,. степенью его сохранности в современных социокультурных изменениях Якутии, возможности типологизации на современном уровне, - все это требует типологического обобщения с культурологических позиций.

Исходным в работе является такой подход к проблеме периодизации, развития национальных искусств Евразии в XX веке, который впервые получил научное обоснование в работах Л.М.Мосоловой, Л.А.Прытковой относительно киргизской художественной культуры XX века, и соответствует общей периодизации мировой культуры XX века ( циклы Модернизма и Постмодернизма). В то же время хронологические рамки исследования заданы собственно фактологическим материалом. Начиная с эпохи верхнего палеолита и неолита, в древних культурах Якутии обнаруживаются первые свидетельства местного, автохтонного, художественного творчества. С приходом тюркских скотоводческих групп с VI по VIII века н.э. на территории Средней Лены завершается формирование в регионе первобытного типа художественной культуры. В течение одного тысячелетия (с VI по XVI века) происходит формирование этногенеза якутов, который завершился становлением основ традиционной культуры; с XVI по XIX века развивается фольклорный тип художественной культуры Якутии, а с XX века складывается сложная и динамичная художественная культура креативного типа. С распадом в XX веке традиционной этнической культуры формируется особый характер взаимосвязи различных систем: профессионального, народного и самодеятельного творчества. Тем самым происходит усложнение институционального, морфологического строения и духовно-содержательной базы художественной культуры XX века. В связи с этим особый интерес вызывает историко-

культурологический аспект формирования и развития новых, ранее неизвестных в Якутии, профессиональных форм художественной культуры XX века, ее роли в этнохудожественном процессе, а именно - в якутском изобразительном искусстве, взятом в его исторической динамике и в контексте всей художественной культуры республики; на этапе ее становления'(1920 -середина 1960-х годов) и зрелости (середина 1960 - 1990-е годы).

Системное изучение художественной культуры Якутии предполагает, использование достижений на стыке разных наук. В связи с этим при изучении якутского пластического фольклора необходимо обобщить данные комплекса гуманитарных знаний (археологии, этнографии, истории культуры и искусства, фольклористики), что в определенной степени обуславливает системный и междисциплинарный подход к материалу.

Достаточная степень изученности (в работах С.В.Иванова, И.А.Потапова, В.Х.Иванова, Р.С.Гаврильевой, Е.Н.Романовой, Л.И.Новгородовой, С.В.Никифоровой) якутской художественной традиции в отдельных ее видах народного прикладного искусства - резьба по дереву и кости, традиционная одежда и украшения - позволяет вплотную подойти к постановке на этом материале проблемы воссоздания целостности художественной культуры Якутии.

Предпринятые до сих пор попытки осмысления традиционной и художественной культуры Якутии характеризуются недостаточностью привлечения целого корпуса материалов живых носителей традиции -современных народных мастеров. В данном случае к этому материалу впервые применен emic подход, основанный на исследовании текстов, записанных от информантов с учетом их «языка», то есть в терминах и понятиях, выработанных самой традицией, что позволяет воспринимать этот материал как текстовый по своей природе. В силу этого исходным в работе является принципиальное предпочтение анализа конкретного материала, проведенного

как в культурологических, так и искусствоведческих аспектах и в то же время с учетом его текстовой природы.

Объектом исследования является художественная культура Якутии.

Предмет исследования связан с особенностями эволюции пластического фольклора в истории культуры якутов от древности до исхода XX века.

РАБОЧАЯ ГИПОТЕЗА

Применение современных методов исследования явлений культуры, использование эвристических возможностей диалога культур (традиционной / креативной) и периодизации мировой культуры XX века на две большие эпохи (Модернизма и Постмодернизма), а также анализ художественной деятельности в определенном регионе Северо-Востока Сибири дает возможность впервые воссоздать целостную культурологическую модель развития Якутии в локальных и глобальных контекстах, начиная с древности до исхода XX века. Результаты предпринятого исследования обусловлены собранием и аналитической разработкой памятников якутского пластического фольклора и всего историко-художественного процесса' на принципиально новом методологическом уровне с учетом современных историко-типологических исследований.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАБОТЫ

Цель исследования состоит в рассмотрении пластического фольклора как явления традиционной этнической культуры народа саха и выявлении особенностей его динамики в художественной культуре XX века.

Достижение поставленной цели предполагает последовательное решение следующих задач:

- изучение и обобщение имеющихся исследований пластического фольклора якутов; уточнение современного понятийного аппарата, необходимого для изучения народного творчества, определение в том числе границ и объема понятия «пластический фольклор»;

- исследование предпосылок этнокультурных процессов и связей,
способствовавших историческому становлению традиционной культуры якутов
с древнейших времен до Нового времени (с эпохи палеолита до XIX века),
выявление в связи с этим особенностей этнохудожественных традиций в
памятниках якутского пластического фольклора и их эволюции в Новое время;

раскрытие особенностей организационной работы по сохранению? и развитию якутского пластического фольклора в 1920-1940-е годы;

выявление способов регуляции и форм развития якутского народного искусства в 1960-1980-е годы;

- определение особенностей содержания, места и роли народного
искусства в художественной культуре Якутии 90-х годов XX века.

МАТЕРИАЛ ИССЛЕДОВАНИЯ

Источниковедческой базой диссертационного исследования послужили предметы народного прикладного искусства, в настоящее время сосредоточенные в коллекциях этнографических, краеведческих, художественных музеев России и Республики Саха (Якутия), а также в частных коллекциях.

Основным материалом исследований послужил корпус якутских коллекций из собрания: Российского этнографического музея и Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) в Санкт-Петербурге, Музея народного декоративного искусства и Музея НИИ художественной промышленности в г. Москва, Якутского объединенного музея истории и культуры народов Севера и Национального художественного музея в г.Якутске. Кроме того, в работе впервые привлекается значительный корпус неопубликованных материалов региональных (улусных и сельских) музеев, представляющих уникальную локальную традицию того или иного региона центральной и вилюйской группы районов Якутии: с. Баяга, Черкех, Дэбдиргэ Таттинского улуса, с. Чурапча, с. Танда, с. Хаптагай, Майя, Табага Мегино-

Кангаласского улуса; с. Кентик Верхневилюйского и Сунтар, с. Тойбохой Сунтарского улусов и другие.

В диссертации использованы материалы из фондов Центрального Государственного Архива РС(Я): архивные материалы Статистического Управления и Союза художников Якутии, а также корпус текстов, извлеченных из рукописных фондов Архива Якутского научного центра Сибирского отделения РАН. В частности, привлекается материал личных фондов: М.М.Носова, И:В. Попова, А.А.Саввина, Г.В.Ксенофонтова и С.И.Боло. Для целей работы существенным было также изучение наскальных рисунков Якутии на местах - в писаницах реки Буотама и Средней Лены (полевой материал автора в экспедициях 2000-2001 годов).

В работе впервые обобщается и вводится в научный оборот практический опыт работы автора (в качестве инспектора по народному искусству) в 1980-е годы с народными мастерами Якутии в системе Якутских художественно-производственных мастерских Худфонда РСФСР (далее - ЯХПМ). В связи с этим в диссертации использованы материалы Всесоюзных и Всероссийских выставок-продаж изделий народных мастеров; биографические данные, анкеты народных мастеров Якутии, составленные автором в 1980-е годы, а также опросы и картотека информантов, носителей традиционной культуры; материалы семинаров искусствоведов России и Комиссии по народному искусству при Правлении Союза художников РСФСР, в которых автор принимала участие; протоколы съездов художников Якутии и Союза народных мастеров «Уус», а также авторские статьи разных лет о народных мастерах и умельцах.

МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Осмысление синкретической природы якутского пластического фольклора и его многообразных историко-культурных трансформаций потребовали комплекса разнообразных, дополняющих друг друга научных подходов и методов. При изучении явлений культуры в работе используются системный и

системно-типологический подходы, являющиеся базовыми для культурологических исследований. Синергетический принцип в системном подходе заключается в том, что историко-культурный процесс рассматривается как постоянное саморазвитие системы культуры, для которой характерна скрытость в ней самой движущихся сил культурной динамики. Взаимодействие при этом рассматривается как фактор, потенциально ведущий к нарастанию неравновесности системы и в конечном итоге к ее качественному преобразованию.

Системно-типологический подход предполагает изучение

социокультурной реальности как сложной системы, элементы которой структурно взаимосвязаны и выполняют различные функции, обеспечивая ее целостность и развитие.

Для решения поставленных целей и задач потребовалось сочетание нескольких исследовательских методов: историко-культурологического, типологического, семантического и искусствоведческого. Все эти методы направлены на изучение специфической комбинаторики разновременных, разнокачественных типов культуры, взаимодействующих синхронно, обменивающихся друг с другом культурным опытом и взаимообогащающих друг друга в ходе культурного диалога. В процессе исследования неизбежным было обращение к эмпирическому материалу истории археологии, этнографии, фольклора, искусствоведения, а также к теоретическим положениям современной фольклористики, философии культуры и культурологии.

Ряд общих методов дополняется специальными методами, связанными с рассмотрением конкретных памятников культуры и искусства. Это историко-сравнительный метод ретроспективного моделирования в анализе архаических типов традиционных культур, а также методы искусствоведения: сравнительно-описательный и семантический, когда исследуются особенности художественно-образного восприятия. Исследовательская сосредоточенность на одной культуре позволила впервые применить к якутскому материалу emic

подход, позволяющий интерпретировать высказывания носителей традиции в терминах самой традиции.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА РАБОТЫ

Новизна исследования состоит в том, что впервые осуществлен общий историко-культурологический анализ художественной культуры Якутии; на* протяжении всего XX века. Предпринятый" в работе системный подход к якутской художественной культуре XX века дает возможность ретроспективного анализа как сохранившихся памятников пластического фольклора, так и их упоминаний в работах первых исследователей Якутии, что позволило впервые наиболее полно представить историографию якутского народного искусства в контексте развития традиционной этнической культуры народа саха. Вместе с тем в диссертации впервые представлена историко-типологическая модель художественной культуры Якутии, периодизация которой дана на собственно культурологических основаниях с использованием искусствоведческих принципов сравнительно-сопоставительного анализа.

Новым в работе является осуществленный применительно к материалу якутского народного искусства XX века культурологический подход. Исходным при этом является представление о том, что в начале XX века совершается новый виток культурогенеза, связанный с развитием профессиональной системы художественной культуры. Различные аспекты взаимоотношения народного, профессионального и самодеятельного искусства, а также их превращения и механизм регуляции впервые рассмотрены на якутском материале.

Новизна исследования обусловлена также обобщением практического опыта работы с народными мастерами в 1980-е годы, привлечением в связи с этим и введением впервые в научный оборот целого корпуса материалов носителей традиций - свидетельств живой народной культуры.

На защиту выносятся следующие положения:

- системное культурологическое изучение якутского пластического
фольклора в истории культуры Якутии XX века предполагающее
одновременное рассмотрение исходного пласта традиционной культуры,
характера социокультурной динамики, условий и факторов, способствовавших
выделению и самоопределению художественной культуры: единства ее
институтов, морфологии, образов мира;

«метаморфозы» якутского пластического фольклора в XX веке связаны с системными трансформациями культуры, способами и механизмами регуляции художественных процессов, которые особенно отчетливо прослеживаются в трех циклах социокультурного развития Якутии в 1920-1940-е, 1960-1980-е и 1990-е годы XX века;

процесс трансформации традиционной синкретической (фольклорной) культуры в личностно-креативную в XX веке был обусловлен рядом внутренних и внешних факторов. В связи с этим установлено, что особую динамичность в художественной культуре Якутии на первом этапе ее формирования (1920-1960-е гг.) придавал новый взгляд на природу, общество, человека, а также инновационная роль русской художественной культуры, творческие искания реализма, а главное - принцип интернационализма, единства и взаимодействия многонациональной советской культуры;

традиционная художественная культура полнее всего выражала себя в специфическом декоративно-прикладном искусстве (в особенности, в косторезном искусстве 1940-х годов). В связи с этим второй этап развития художественной культуры (1960-1990-е годы) ознаменовался зрелостью институциональных и зонально-видовых структур, характеризовался возникновением развитого национального самосознания и историко-культурной памяти;

- по мере превращения традиционной, фольклорной культуры в
профессиональную, динамичную ширилось значение пространственно-
временных искусств, что, соответственно, привело к актуализации во второй

половине 1960-х годов таких видов якутского изобразительного искусства, как графика и декоративно-прикладное искусство;

- в эпоху Постмодернизма (1980-е и начало XXI века) зрелая художественная культура Якутии развивается уже в условиях глобальности, укрупнения масштаба ее взаимодействия с другими культурами мира и субкультурами (массовой, элитарной, фольклорной), становится открытой ее информационное поле, происходит взаимодействие различных локальных, региональных форм искусства, при этом в процессе «постмодернизации» культуры конца XX века выявляется два типа народного мастера: «традиционного» и «культивированного».

АПРОБАЦИЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РАБОТЫ

Результаты исследования могут служить методологическим основанием для дальнейшего культурологического анализа явлений художественной культуры Якутии, осмыслению ее как своеобразного целостного феномена художественной культуры не только Северо-Востока Сибири, но и более широкого культурного пространства.

Основные положения отдельных глав могут быть использованы для разработки концепции развития современного искусства и культуры Республики Саха (Якутия). Ряд положений уже нашло отражение в концепции создания отделения декоративно-прикладного искусства на факультете этнической культуры и фольклора Арктического государственного института культуры и искусств, в разработке которой автор принимал деятельное участие.

Положения и выводы диссертации могут быть использованы для совершенствования модели национальной художественной культуры Якутии, а также для регуляции текущей художественной практики работы с современными народными мастерами XXI века.

Результаты исследования уже используются в вузовской практике при чтении лекционных курсов «Культура народов Якутии», «Мировая художественная культура» на факультете якутской культуры и филологии ЯГУ,

а также курса «Региональная культура» в пединституте и экономическом факультете ЯГУ, при разработке спецкурсов по «Теории народной художественной культуры» в Арктическом институте культуры и искусств. Проблематика исследования нашла также отражение в дипломных и курсовых работах, выполненных под руководством автора.

СТРУКТУРА РАБОТЫ

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и использованной литературы, приложения, включающего список информантов и фотоиллюстраций.

Историография якутского народного искусства

Якутское народное прикладное искусство вплотную связано с историей традиционной (этнической) и- художественной (профессиональной) культуры народа Саха. В силу этого изучение якутского народного искусства требует определенного обобщения результатов исследований в самых различных областях: искусствознании, этнологии, истории и теории культуры, культурологии, фольклористики - и предполагает системный подход к такому неоднозначному и сложному объекту, каким является народное искусство.

Наиболее полный историографический обзор дореволюционной литературы о народах Северо-востока Азии, включая и якутов, представлен в исследовании В.Н.Иванова [Иванов В.Н.1978]. Именно на этот обзор преимущественно делается упор в данной работе. Вместе с тем ряд моментов историографического плана требует уточнения и соответствующей детализации помимо этой работы. Это касается, прежде всего, фактов и явлений якутской традиционной культуры, что и предопределило в конечном счете ракурс предлагаемого нами обзора.

Первые разрозненные письменные сведения о традиционной культуре аборигенов Якутии встречаются в «отписках», «скасках», «распросных речах» казаков, землепроходцев, опубликованных в трудах историков. Более цельную и подробную характеристику традиционной культуры народов Якутии дали участники Первой и Второй Камчатских экспедиций Российской Академии наук под руководством Витуса Беринга, начиная с XVIII века. При этом особую ценность представляет детальное описание культур народов Сибири участником Второй Камчатской экспедиции Я.Линденау, работавшим в Якутии с 1741 по 1745 гг. Исследователь собрал большой материал о религиозных представлениях якутов, еще не подвергшихся влиянию христианства, и дал первое научное описание праздника Ысыах, уделив при этом внимание вопросу о ритуально-бытовом назначении якутской деревянной кумысной посуды -чорон: Среди прочего Я;Линденау уделил внимание народной посуде: деревянной, кожаной, берестяной и глиняной. Им приведены якутские названия около двадцати предметов, вкратце описано их назначение. Примечательно, что сведения Линд енау в отношении названий и функций предметов в большинстве своем применимы и к современным якутским изделиям.

Более разностороннее описание традиционной культуры якутов оставил в своей известной работе «Путешествие на север и восток Сибири» (1878) А.Ф.Миддендорф, возглавлявший в 1842 году Сибирскую академическую экспедицию. В частности, исследователь высказал мнение о способности якутов к разнообразным ремеслам. Кроме того, в обработке металлов в якутских украшениях исследователь усматривает влияние бурят.

Во второй половине XIX века началось интенсивное исследование не только центральных, но и отдаленных районов Якутии, изучение локальных традиций. Особо следует выделить в этой связи экспедицию Р.К.Маака, снаряженную на средства Русского географического общества. Превосходно отпечатанные цветные таблицы, приложенные к труду Р.Маака, не потеряли своего значения до сих пор. На них воспроизведены некоторые предметы, выполненные якутскими мастерами, и их инструменты, с помощью которых они создавались. В девяти таблицах, проиллюстрированных фрагментарно, представлены основные виды народного искусства: резьба по дереву (чороны, мутовки, маттарчахи, берестяные изделия); ювелирные изделия (нагрудные и наспинные украшения, фрагменты печаток, серег, косоплетки и пояса); шитье -вышивка чепраков и кычымов. Кроме того, в приложении автор дает полную аннотацию вещи. В примечании приводятся ценные сведения о химическом составе якутских серебряных украшений, а также о том, как сшивается и чем выкрашен предмет. Отмечая опять же своеобразный характер якутского бытового искусства, автор заметил, что разнообразнейшие предметы женских украшений и домашней утвари украшены разного рода резьбою и было бы весьма интересно изучение рисунков для определения происхождения тех или иных узоров. Вместе с тем, обследуя вилюйских якутов, Р.Маак обратил внимание на характерную черту якутов как народности - это умение «приспосабливаться к условиям посещающих его или в соседстве с ним живущих народностей» [Маак, с. 256].

Понятие "пластический фольклор" в современной науке и методы изучения традиционных форм искусства

Народное искусство всегда было явлением не однозначным, а в современном мире особенно сложным по природе, по структуре, по онтологическому статусу в культуре. Полноценное и органичное развитие народного искусства теснейшим образом связано с его научным осмыслением. Задачи дальнейшего исследования народного художественного творчества требуют подведения некоторых общих теоретических итогов в таких смежных областях, как искусствознание, культурология, история культуры. В этом случае имеется в виду в первую очередь существующий теоретический материал о народном искусстве в науке XX века. При большом количестве определений сущности и форм народного искусства, данном этнографами, социологами, искусствоведами, культурологами, следует выбрать современный понятийный аппарат, необходимый для изучения конкретного народного творчества.

Наука о народном искусстве в России зародилась в 1920-1930-х годах XX века и, прежде всего, связана с именами классиков советского искусствознания В.С.Воронова, А.И.Некрасова и А.В.Бакушинского. По своей значимости эти годы являются совершенно особым периодом в истории изучения народного художественного творчества, временем становления этой науки. Исследователи оставили нам труды, в которых наглядно прослеживается процесс формирования теоретических воззрений на народное искусство, методов его исследования, раскрываются основы научного подхода к нему как к предмету искусствознания. Именно эти исследователи ввели в научный оборот ряд новых материалов, терминов и весь понятийный аппарат. Своей научной деятельностью они определили довоенный уровень советского искусствознания в области изучения народной художественной культуры.

Методологически значимым для исследования образно-стилистической системы народного творчества становится принцип содержательного подхода к народному искусству, разработанный в советском искусствознании в 1920-1930-х годах В.С.Вороновым, А.И.Некрасовым и А.В.Бакушинским. В то же время, принцип классификации народного искусства по материалу, по технологии обработки и; по назначению, существовавший в. начале XX века в этнографии, не позволял проникнуть в его природу и сущность, поскольку он не затрагивал специфических характеристик этого вида искусства.

Характерной особенностью изысканий этого периода являлась их практическая направленность. Именно тогда были выработаны основные принципы методики такой работы, при которой исследовательская деятельность искусствоведов совмещалась с непосредственным руководством творческих работ мастеров художественных промыслов, что стало типичным для 1920-1930-х годов. Так, известную работу В.С.Воронова характеризует единство научных интересов, сосредоточенных на народном искусстве. Теоретические взгляды В.С.Воронова сложились под влиянием эстетических идей Л.Н.Толстого, в частности, идеи об общественной значимости искусства, в наибольшей степени проявляющейся именно в народной культуре. На формирование теоретических взглядов А.И.Некрасова значительно повлияло увлечение стасовской идеей выявления в русском искусстве собственно народной линии. Обращаясь к систематическому изучению крестьянского искусства, он видит в важнейших ее принципах как бы «модуль» национального «вкуса». Если В.С.Воронов и А.И.Некрасов разрабатывали теорию на материале крестьянского творчества, то исследование проблем современного народного искусства, изучение его специфики в рамках художественных промыслов связано с именем А.В.Бакушинского. Под народным искусством ученый понимает то, что способно эстетически воздействовать на самые широкие народные массы, что выражается в «коллективности восприятия», с которой исследователь связывает «народность» искусства. Аналогичные этому взгляды относительно «коллективной» цензуры общества были высказаны в это время и фольклористами. Показательны в этом плане работы П.Г.Богатырева [Богатырев 1971].

Важнейшим фактором, определившим характер дальнейшей разработки науки о народном искусстве, стали события Октябрьской революции и, как следствие ее, задачи создания новой культуры. Формирование этой культуры обусловило обращение ученых к исследованию не только традиционного, но и формирующегося в условиях социалистической действительности народного искусства.

Организационные аспекты сохранения, развития якутского народного искусства и новые направления художественной практики в 1920-1940-х годах

Процесс становления типологически динамичной художественной культуры Якутии XX века связан с развитием совершенно новых для якутского этноса профессиональных форм искусства, способов организации творческой деятельности. Новый культурогенез осуществлялся в процессе формирования якутской нации и складывался параллельно с новой фазой этнического развития. Вместе с тем, все это происходило в русле сложения советского суперэтноса, где проявлялись тенденции интернационализации, стереопитизации, унифицирования всех сфер общественной и культурной жизни, а стало быть и недоучет местной специфики. При этом "метаморфозы" якутского пластического фольклора в XX веке наиболее ярко проявились в трех циклах социокультурного развития Якутии: в 1920-1940; в 1960-1980 и в 1990-х годах.

Причем переход от средневокового, фольклорного типа художественной культуры к новому типу индивидуального авторства осуществился в Якутии как процесс профессионализации, автономизации и субъективации самодеятельных художников. Процессы интеграции коснулись сферы материальной культуры. Изменения сказались в отходе от архаических элементов материальной культуры, бытовавших до революции, которые были заменены промышленными, фабричными изделиями. Широкое применение получили в ходе урбанизации общесоветские виды материальной культуры. Двуязычие сыграло важную роль в сближении наций. При этом русский язык стал языком межнационального общения, а процесс руссификации особо ярко проявился в 1950-1960-х годах.

В этнических процессах весьма существенной была роль такого компонента культуры, как наука, которая тоже координировалась, в пределах советского суперэтноса.. Со сферой; этнического и национального в той-или иной степени были связаны такие науки, как история, этнография, археология, фольклористика, лингвистика. Культурное строительство Якутии было связано с созданием письменности коренных народов Севера, открытием клубов, больниц, школ-интернатов, с борьбой с культами и религиозными предрассудками. Проявляя пассивное сопротивление атеистическому мировоззрению, якуты оставались верны, хотя бы в бытовом сознании (до конца XX века), своим древним родовым и семейным культам. При этом национальный праздник Ысыах, проводимый во всех регионах республики в течении XX века, сыграл роль адаптирующего механизма.Сохранение традиций этого праздника способствовало социальной сплоченности коллективов, создавало чувство равновесия в социальной среде, формировало ценностные ориентации и нравственные принципы.

Социокультурная динамика времени обусловила общие черты формирующегося профессионального искусства Якутии. С первых шагов оно впитало атмосферу универсализации жизни и художественной сферы. При этом сложилась общность установок и взглядов советских людей, черты общественной психологии со всеми положительными и отрицательными качествами, противоречиями, в которых вырисовывается истинная ценность феномена интернациональной дружбы народов, прошедших вместе многие исторические испытания страны.

Похожие диссертации на Метаморфозы пластического фольклора в истории культуры Якутии XX века