Введение к работе
Актуальность исследования. Переход нашего общества в качественно новое состояние может успешно осуществляться лишь при условии целенаправленных изменений во всех сферах его жизнедеятельности, учитывающих особую роль сферы духовной культуры. Все очевиднее становится, что общественные изменения сегодня оказываются безуспешными, если не находят опору в духовной жизни, в адекватных целям этих изменений ценностных ориентациях людей.
Между тем формирование таких ориентации наталкивается сегодня на существенные препятствия. Во-первых, развенчание идеологии, которая в советское время лежала в основе формирования ценностных ориентации, привело к образованию идеологического вакуума; попытки его заполнить с помощыо возрождения религии пока не приносят заметных результатов: конкурентами православных представлений, особенно в молодежной среде, выступают различные варианты упрощенных эзотерических концепций и примитивного индивидуализма, оправдывающего любые способы личного обогащения. Распространению этого индивидуализма способствует не только беспредел в экономике, в которой далеко еще не завершено движение от дикого авантюристического капитализма к его рациональной форме, но и преобладание в содержании насаждаемой средствами массовой информации «массовой культуры» сюжетов, тем и мотивов, отнюдь не способствующих нравственному совершенствованию людей.
Во-вторых, с ликвидацией жесткого государственного
регулирования деятельности учреждений культуры было отброшено и
то ценное, что в этом регулировании было: забота государства о
создании и финансировании широкой сети клубов, домов культуры и
т.п., привлекавших миллионы людей к участию в различных формах
творческой самодеятельности. Фактическая ликвидация
государственной системы таких учреждений и попытки компенсации ее резкого сужения созданием учреждений культуры, функционирующих на коммерческих началах, привели к тому, что в сфере организованного досуга функции развлечения тех, кто ею пользуются, потеснили и фактически свели на нет функции развития их
творческих способностей и нравственного воспитания. В этой сфере повторилось то же, что в более массовых масштабах произошло в системе средств массовой информации.
Жизненно важная проблема сегодня состоит в том, чтобы помочь людям осмысленно сделать свободный выбор линии поведения по отношению к культуре и создать условия, благоприятные для реализации этого выбора. Это нельзя сделать без участия государства, законодательного регулирования деятельности и отношений в сфере культуры. Оно является фактором, необходимость использования которого диктуется тем настоятельнее, чем явственнее дают о себе знать охарактеризованные выше негативные явления. Но оптимально использовать этот фактор можно только на основе его тщательного изучения, обобщения опыта формирования и применения законодательного регулирования в сфере культуры, накопленного как в нашей, так и в других странах.
Степень разработанности проблемы. Подходы к осмыслению
роли законодательства в регулировании деятельности людей в сфере
культуры можно обнаружить на разных уровнях научного знания. На
наиболее общем, философском уровне они разрабатывались в
нескольких направлениях. Одно из них выдвигало на первый план
проблемы личности, факторов детерминации ее сознания и
деятельности (М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев, Л.П. Буева, Э.В. Ильенков,
И.С. Кон, М.С. Каган и др.). В рамках этого направления следует
выделить разработку проблем, непосредственно касающихся мотивов
поведения и деятельности личности- ценностных аспектов
общественного бытия (М.Д. Афанасьев, Д.И. Дубровский,
А.Г. Здравомыслов, В.П. Тугаринов, Н.З. Чавчавадзе, А.И. Яценко и
др.). Второе направление фиксировало главное внимание на
закономерностях функционирования и развития общества,
определяющих его структуру, механизмы регулирования
общественных отношений (А.В. Дроздов, В.П. Кузьмин,
Ю.К. Плетников, B.C. Семенов, В.И. Толстых и др.). В работах этих авторов, естественно, отводилось определенное место характеристике таких социальных регуляторов как государство и право.
Непосредственное отношение этих регуляторов к теме нашего исследования потребовало обратиться к литературе, посвященной их специальному рассмотрению. Речь идет прежде всего о трудах
С.С. Алексеева, В.И. Бегиника, Д.А. Керимова, В.Н. Кудрявцева, Е.А. Лукашевой1.
Проблемы правового регулирования деятельности в сфере культуры в той или иной мере затрагиваются в культурологических работах. В этом плане значительная информация содержится в трудах А.И. Арнольдова, Э.А. Баллера, Т.В. Беловой, В.Ю. Борева и А.В. Коваленко, Б.С. Ерасова, Н.С. Злобина, Л.Г. Ионина, И.К. Кучмаевой, Д.С. Лихачева, Ю.М. Лотмана, В.Е. Миронова и других2.
Проблемы законодательства в сфере культуры в определенной мере рассматриваются и в более конкретных дисциплинах, чем философия и культурология — в специально исследующей социальные отношения социологии (например, в работах И.В. Бестужева-Лады, Т.И. Заславской, Э.А. Орловой, В.А. Ядова).
Конкретно-практическому решению проблем законодательства в сфере культуры способствуют труды В.И. Еременко, В.Т. Пуляева, Ю.М. Йоволодского, В.Б. Чурбанова, М.М. Щеглова и такие коллективные работы как «Теоретические основания культурной политики» (М., 1993), «Культура на перепутье» (М., 1994), «Культурная политика России: История и современность» (М., 1996). В них нашли отражение стремления работников, непосредственно занятых выполнением управленческих функций в сфере культуры,
1 Алексеев С.С. Основы правовой политики в России. - М., 1995;
Бегиник В.И. Общественное правосознание и государственность. -
Саратов, 1994; Керимов Д.А. Основы философии права. - М., 1992;
Кудрявцев В.И. Право и поведение. - М., 1978; Лукашева Е.А.
Право,мораль,личность. - М., 1986.
2 Арнольдов А.И. Человек в мире культуры. - М., 1993; Баллер Э.А.
Преемственность в развитии культуры. - М., 1969; Белова Т.В.
Культура и власть. - М., 1991; Борев В.Ю., Коваленко А.В. Культура и
массовая коммуникация. - М., 1986; Ерасов Б.С. Социальная
культурология. Ч. 1,2. - М., 1994; Злобин Н.С. Культура и
общественный прогресс. - М., 1980; Ионин Л.Г. Социология культуры.
- М., 1996; Кучмаева И.К. Культурное наследие: современные
проблемы. - М., 1980; Лихачев Д.С. Избранные работы. В 3-х т. - Л.,
1987; Лотман Ю.М. Культура и взрыв. - М., 1992; Миронов В.Я. Век
образования. - М., 1990.
осмыслить состояние законодательства в этой сфере и задачи его совершенствования.
Однако, все названные работы, свидетельствуя об интересе к проблеме законодательства в сфере культуры, об осознании ее значения, не дают целостного рассмотрения сущности и процесса развития законодательства в этой сфере. Стремление дать об этом целостное представление и определило выбор темы данной диссертации.
Объектом исследования является законодательство в сфере культуры как системное образование, обеспечивающее организацию деятельности в этой сфере.
Предметом исследования стал процесс осмысления, создания и функционирования системы законодательных установлений, воздействующих на сферу культуры в нашем обществе.
Цель исследования заключается в определении основных направлений совершенствования законодательства в сфере духовной культуры нашего общества.
В соответствии с поставленной целью было необходимо выделить и решить в диссертации следующие исследовательские задачи:
выработать понятийный аппарат, позволяющий адекватно отразить объективные связи между теми сторонами культуры, которые нуждаются в государственном регулировании, и оптимальными правовыми способами и средствами этого регулирования;
выявить основные этапы становления системы правового регулирования деятельности в сфере культуры нашего общества;
раскрыть структуру имеющейся законодательной базы регулирования деятельности в сфере культуры и дать ее характеристику;
изучить степень и эффективность законодательного обеспечения деятельности в сфере культуры;
обобщить опыт законодательного регулирования в сфере культуры, накопленный в других странах;
определить на основе анализа отечественного и зарубежно
го опыта развития законодательства в сфере культуры основные
направления его совершенствования в нашей стране.
В ходе диссертационного исследования проверялась гипотеза, согласно которой совершенствование законодательной деятельности может осуществляться наиболее эффективно в том случае, если будет разработана и внедрена целостная законодательная программа, содержащая теоретически обоснованные прикладные установки, ориентированные на развитие творческой активности субъектов в сфере культуры.
Методологическую основу исследования составляют принципы культурологического подхода: принцип гуманизма, предполагающий защиту прав и свобод личности, и принцип системности, обязывающий рассматривать культуру как целостность, части которой органически связаны между собой. Мы опирались на идеи о личности как субъекте культуры, развитые в трудах Н.А. Бердяева и В.В. Розанова, Г.С. Батищева и Э.В. Соколова, М. Вебера и Э. Фромма. Обосновать подход к праву и законодательству как элементам культуры помогла концепция диалогической природы культуры, развитая в трудах М.М. Бахтина, B.C. Библера и такие работы как труд Л.В. Петровой «Правовая культура как философско-социологическая категория»(Харьков, 1987).
Базой исследования являются акты законодательных органов субъектов федерации и высших законодательных органов страны, а также решения правительства Российской Федерации, Администрации Президента РФ, которые наделены полномочиями основных субъектов подготовки и принятия правовых актов.
Достоверность и обоснованность научных положений и выводов, полученных в результате исследования, обеспечивались:
В постоянным и длительным наблюдением за механизмом функционирования законодательства в сфере культуры;
-
комплексным подходом к организации практики совершенствования законодательства в сфере культуры, в котором учитывалась взаимообусловленность организационно-технических, социально-психологических и личностных факторов;
-
многократной экспертизой и тщательным анализом полученных материалов, апробированием результатов исследования на конференциях, семинарах, совещаниях, беседах с учеными, методистами, специалистами учреждений культуры, профессорско-преподавательским составом специализированных вузов.
Научная новизна и теоретическая значимость результатов исследования обусловлены разработкой целостной концепции процесса подготовки, прохождения, принятия законов и их транслирования в сферу культуры:
М впервые раскрыто содержание, структура и динамика
технологического процесса принятия законодательных документов в
сфере культуры. При этом особое внимание уделено тому, что
основным способом функционирования этой системы выступает
социально-психологическое взаимодействие представителей
законодательных и исполнительных органов власти, субъектов сферы культуры и населения;
рассмотрены динамика прохождения этих законодательных
документов и особенности подхода к документации данного рода в
законодательных инстанциях;
доказано, что разработка законов для сферы культуры может быть оптимизирована при изучении, во-первых, степени совпадения мотивов законодателей и представителей исполнительной власти, субъектов федерации и субъектов культуры, во-вторых, особенностей функционирования сферы культуры, в-третьих, отношения населения к законодательству в культуре;
выявлены основные факторы формирования законодательства в сфере культуры, которыми являются: престижность сферы культуры; социально-психологические и духовно-личностные отношения, возникающие среди законодателей.
В результате исследования была разработана целостная система эмпирических показателей, позволяющих диагностировать развитие процесса законодательства в сфере культуры. На основе аналитико-формирующего этапа исследования, в ходе которого проверялась эффективность этой системы, показана возможность оптимизации процесса принятия законодательных документов при условии тесного взаимодействия двух встречных потоков — деятельности законодателей и стремления населения обеспечить сферу культуры саморегулируемой, открытой системой законодательства.
Практическая значимость исследования заключается в разработке и внедрении в деятельность законодательных структур целостной программы развития законодательства в сфере культуры.
Диссертантом сделаны выводы, разработаны рекомендации и предложения по совершенствованию деятельности всех структур, обеспечивающих технологический процесс подготовки, прохождения и принятия законодательных документов.
Полученные результаты исследования могут быть использованы в процессе преподавания курсов «Теория культуры», «Право», «Культурология», «Социально-культурная деятельность».
Апробация работы осуществлялась в виде:
выступлений на различных конференциях;
участия в совещаниях, заседаниях «круглых столов», дискуссиях, диспутах;
Структура диссертации подчинена логике научного поиска в тесной связи с целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.