Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Художественный рынок как предмет культурологического исследования 13
1. Художественный рынок как явление культуры 13
2. Особенности обращения произведений искусства в художественном рынке 31
3. Эволюция рынка произведений искусства в художественной культуре 42
Глава II. Функционирование произведений изобразительного искусства как фактор становления художественного рынка в России 53
1. Рынок изобразительного искусства в России с начала XVIII века до 1917 года 53
2. Советский период в развитии художественного рынка 112
3. Российский художественный рынок на современном этапе 128
4. Изобразительное искусство России на международном художественном рынке 137
Заключение 153
Справочная литература 159
Аукционные каталоги 160
Архивные материалы 162
Литература 163
Список принятых сокращений 180
- Художественный рынок как явление культуры
- Рынок изобразительного искусства в России с начала XVIII века до 1917 года
- Российский художественный рынок на современном этапе
Введение к работе
Актуальность исследования. Художественный рынок- сложное и многогранное социокультурное явление, существенно и разносторонне влияющее на художественную жизнь современного общества. Изменения, произошедшие в России, связанные с началом перехода к рыночной экономике, повлекли за собой активную коммерциализацию искусства, формирования новой модели художественного сознания общества, взаимодействие бизнеса и культуры. Товарное обращение художественных произведений стало восприниматься объективной реальностью, оказывающей существенное влияние, как на развитие современного искусства, так и на творческие процессы и личность художника.
Одновременно с развитием внутреннего товарного обращения художественных предметов значительно возросла доля отечественного искусства на международном художественном рынке. Увеличилось количество работ мастеров отечественной школы, участвующих на зарубежных аукционах и выставках, представленных в художественных галереях. Очевиден рост популярности русского искусства и, как следствие, увеличение рыночной стоимости работ российских мастеров.
Возрастание роли рыночных отношений в культуре стимулировало потребность в изучении товарного обращения художественных произведений. В исследовательской литературе появляются работы, посвященные отдельным аспектам данной проблемы. Однако большая часть вопросов еще не стала предметом научного анализа, до сих пор нет полной картины исторического развития художественного рынка в России. Изучение истории этого феномена, определение основных этапов его становления и развития позволят систематизировать материалы, связанные с товарным обращением художественных произведений, использовать их для подготовки аналитиков и экспертов художественного рынка, а также значительно расширить представление об истории российской культуры. Теоретическая неразработаи-
иость и практическая значимость проблемы определили актуальность данного исследования.
Степень разработанности проблемы. Проблема художественного рынка имеет комплексный характер, ее отдельные аспекты рассмотрены в рамках различных научных дисциплин. Одним из основных является социологический подход, заявленный в работах Г.В. Плеханова, В.М. Фриче, В. Гаузенштейна, в котором искусство рассматривалось в связи с экономикой, в контексте марксисткой идеи, утверждавшей его зависимость от соотношения производительных сил и производственных отношений.
Социально-психологические и социологические аспекты функционирования произведений искусства и культурных ценностей, их теоретическое и эмпирическое изучение предпринято в конкретных социологических исследованиях искусства. Государственный институт искусствознания, начиная с середины 1970-х годов, регулярно проводил социологический анализ восприятия публикой различных видов искусства. Результаты этих исследований нашли отражение в трудах В.Ю. Борева, В.М. Петрова, Н.М. Зоркой, Г.Г. Дадамяна, В. Ладмяэ и др. С точки зрения общесоциологических закономерностей функционирования исследовалась художественная культура в работах Ю.Н. Даыдова, Ю.В. Перова, А.Н. Сохора, К.Б. Соколова, Ю.У. Фохт-Бабушкина, Н.А. Хренова.
Вопросы функционирования искусства в условиях рыночной экономики привлекли внимание ученых-социологов в связи с экономическими реформами конца 1980-х годов. Разрабатываются основы экономики искусства и культуры, теоретические концепции хозяйственного механизма культурной деятельности (Р.С. Гринберг, B.C. Жидков, В.М. Петров, А.Я. Рубинштейн, Л.И. Якобсон, СВ. Шишкин и др.). Выходят специальные научные издания, посвященные этой проблеме, в которых рассматривается комплексное воздействие системы социальных, политических и экономических факторов на процессы социального функционирования искусства: «Искусство и рынок» (М., 1996), фундаментальное четырехтомное исследование коллектива ученых Государственного института искусствознания «Художественная
жизнь современного общества» (СПб., т. 1, 1996; т. 2, 1997; т. 3, 1998; т. 4, 2001).
В историческом искусствознании аспект художественного рынка прослеживается в работах, посвященных художественной жизни Росси и деятельности различных творческих объединений, жизни и творчеству отдельных мастеров (И.Э. Грабарь, В.П. Лапшин, Г.Г. Поспелов, Д.В. Сарабьянов, Г.Ю. Стернин, А.Д. Чегодаев, A.M. Эфрос и др.). Наиболее полно указанная проблема рассмотрена в работе В.П. Лапшина «Художественный рынок в России конца ХГХ - начала XX века», (1996).
В трудах российских историков И.Е. Забелина, В.О. Ключевского, П.П. Пекарского, СМ. Соловьева, содержатся важные сведения, относящиеся к быту и традициям допетровской Руси, которые широко использованы в данной исследовательской работе.
Вопросы коллекционирования произведений искусства, с которыми тесно связана история российского художественного рынка, рассматривались в начале XX века А.Н. Бенуа, Н.Н. Врангелем, А.В. Праховым, а также современными учеными К.А. Акинша, СО. Андросовым, В.Ф. Левинсон Лессингом, СА. Овсянниковой, Л.Ю. Савинской, А.И. Фроловым, и др. В трудах, посвященных художественному собирательству, содержится чрезвычайно важный для данного исследования фактический материал о ценах на произведения искусства, исторические сведения о процессе и местах их приобретений.
В мемуарах и переписке коллекционеров, художников и их современников также содержится важная информация по истории художественного рынка, исследование которой дает богатый фактологический материал (А.Н. Бенуа, А.П. Боткина, И.Э. Грабарь, В.П. Комарденков, К.А. Коровин, СК. Маковский, М.В. Нестеров, А.А. Сидоров, Ф.И. Шаляпин, С. Щербатов, П.И. Щукин и др.).
В трудах, посвященных российскому меценатству, отражена значительная роль коммерции и экономических факторов в развитии русской культуры. Важный исторический и теоретический материал, раскрывающий
мотивацию меценатства, отражен в работах ХГХ- начала XX веков (В.О. Ключевский, Ю.А. Бахрушин, П.А. Бурышкин). В современном российском обществе тема благотворительности приобрела особую актуальность и исследовалась в трудах А.А. Аронова, А.Н. Боханова, П.В. Власова, Н.Г. Думовой, Е.П. Хорькова и др.
Проблемы взаимосвязи бизнеса и культуры, возможности применения маркетинга, фандрейзинга в сфере искусства, долгосрочного прогнозирования развития художественной культуры, относящиеся к экономике социально-культурной сферы, изучались в работах В.М. Петрова, Ю.А. Помпеева, Ф.Ф. Рыбакова, Г.Л. Тульчинского и др.
Вопросы соотношения эстетической ценности и экономической стоимости произведений искусства, актуальные для рассматриваемой темы, не получили достаточной разработки в отечественной науке. Частично эта проблематика рассматривалась в трудах классиков экономической науки: Д. Ри-кардо, А. Смита. Основные положения теории трудовой стоимости (К. Маркс) и теории предельной полезности (Е. Бем-Баверк, Ф. Визер, К. Менгер) актуальны для исследования функционирования произведений искусства как товара в системе рыночных отношений.
В трудах западных ученых также рассматривались вопросы функционирования и восприятия произведений искусства. В конце ХГХ века Т. Веб-лен (Т. Veblen) ввел в социологическую теорию термин «демонстративное потребление», относящийся и к художественной продукции. Изменение характера произведений искусства, утрату ими «ауры» под влиянием технического прогресса, а также изменение способа их восприятия исследовал В. Беньямин (W. Benjamin). Начиная с 1950-х годов, ряд работ зарубежных ученых посвящался анализу статуса художника в обществе (А. Хаузер (А. Hauser), его материальному положению, процессам обособления и интеграции художественных профессий (Р. Кениг, А. Зильберманн (R. Konig, A. Sil-bermann), анализу сферы художественных профессий и рынка (Ж.-Кл. Пас-серон (J.-C. Passeron), П.-М. Менгер (Menger Р.-М.). Социально-психологический анализ современного общества потребления, наполненного
«симулякрами», свидетельствующими о дефиците подлинности в постмодернистской культуре, предпринят в трудах Ж. Бодрийяра (G. Baudrillard).
Исследования французского социолога П. Бурдье (P. Bourdieu), автора понятия «символический капитал», представляют особый интерес для изучения художественного рынка, в связи с раскрытием понятия «поле культурного производства» и анализом процесса «художественного потребления» в современной культуре.
Источники исследования. Основополагающее значение имеют документальные источники, хранящиеся в Российском государственном историческом архиве (РГИА): фонд Российской академии художеств (фонд 789), в котором находятся документы, относящиеся к истории Академии художеств, финансовые документы (фонд 789, оп. 1, ч. П, 1831 г., ед. хр. 1433), материалы об участии Академии в выставках в России и за рубежом (фонд 789, оп. 10, 1876 г., ед. хр. 225. ч. I.), отчеты о продаж художественных произведений с Международной выставки в Риме (фонд 789, оп. 13, 1909, ед. хр. 221, кн. № 1); личный фонд графов Толстых (фонд 696, оп. 1) в котором имеются письма Ф.Г. Беренштама к графу Д.И. Толстому о работе русского отдела на Международной художественной выставку в Риме (1911)— (фонд 696, оп. 1,1910-1911 гг., ед. хр. 115).
Для исследования использовались документы Центрального государственного архива литературы и искусства Санкт-Петербурга (ЦГАЛИ СПб): материалы о работе Оценочно-антикварной комиссии (фонд 36, оп. 1, дело 49), материалы о деятельности Отдела музеев (ф. 36, оп. 1, дело 345).
В данной работе изучались материалы, хранящиеся в Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга (ЦГИА СПб): финансовая отчетность и переписка Общества поощрения художников (фонд 448, оп. 1, дело 40), а так же в фондах рукописного отдела Российской национальной библиотеки: подборка публикаций и заметок о российских аукционах и выставках XIX века; рецензии и критические статьи об участии русского отдела на Всемирных и Международных выставках (1878-1892) в архиве Н.П. Собко (фонд 708, ед. хр. 737).
Интересные наблюдения и факты из культурной жизни Петербурга и Москвы, касающиеся коммерческого функционирования искусства, содержится в очерках-путеводителях и историко-краеведческой литературе (И.Г. Георги (1794), М.И. Пыляева (1888, 1889, 1891), В. Курбатова (1913), Л.В. Успенского (1990), Д.А. Засосова, В.И. Пызина (1991), П.Я. Канн (1994) и др.)
Богатый фактический материал, посвященный российскому и зарубежному художественным рынкам XIX - начала XX веков содержится в периодических литературно — художественных изданиях: «Отечественные записки» (1820-1884), «Живая старина» (1890-1916), «Мир искусства» (1898-1904), «Золотое руно» (1906-1909), «Старые годы» (1907-1916), «Аполлон» (1909-1918), «Среди коллекционеров» (1921-1924). К этому же периоду относится работа П.Н. Столпянского «Старый Петербург. Торговля художественными произведениями в ХУШ веке» (1913), в которой приведено описание различных форм продажи произведений изобразительного искусства и скульптуры. В современных российских периодических изданиях помещаются публикации о товарном обращении произведений искусства («Пинакотека», «Коллекционер», «Наше наследие», «Новый мир искусства», «Русский антиквар», «Антик» и др.).
Материал, касающийся практики зарубежного художественного рынка, содержится в специальных справочных изданиях для арт-дилеров и коллекционеров («Newsletter, «Preview», «Index» и т. д.), статьях в периодических изданиях («Art», «Artforum», «Art in America», «Flash Art», «Capital», «Art Business Today» и др. В работе использованы каталоги зарубежных («Sotheby's», «Christie's») и отечественных («Альфа-Арт», «Гелос», «Четыре искусства») аукционных домов. Учтен практический опыт художественных галерей («Арт-Коллегия», «Палитра», «Борей»), антикварных магазинов Москвы («Метрополь», «Купина», «Золотой ларец») и Санкт-Петербурга («Гармония», «Пантелеймоновский», «Рапсодия», «Ренессанс», «Русская старина», «Серебрянный век»).
Объект исследования - художественная культура России XVIH — XX веков.
Предмет исследования - формирование рынка произведений изобразительного искусства в культуре России XVIII — XX веков.
Цель исследования: изучение этапов развития и функционирования художественного рынка произведений изобразительного искусства в России XVIII- XX веков.
В соответствии с поставленной целью в исследовании определяются следующие задачи:
рассмотреть художественный рынок как явление культуры;
проанализировать особенности обращения произведений искусства как товара в художественном рынке.
рассмотреть эволюцию рынка произведений искусства в художественной жизни;
определить и исследовать основные этапы становления и развития художественного рынка изобразительного искусства в России;
проанализировать значение художественного рынка в популяризации отечественной культуры за рубежом на материалах участия произведений российских художников на международных выставках и аукционах;
Основная гипотеза исследования. Художественный рынок в России, начиная с ХУШ века, становится одним из основных способов распространения художественных ценностей в обществе и может быть рассмотрен как составная часть российской художественной культуры.
Методологическая и теоретическая основа исследования. Специфика и сложность объекта и предмета исследования, а так же новизна проблемы определили необходимость применения междисциплинарного и системного подходов, который позволяет рассмотреть художественный рынок как сложное и многогранное социокультурное явление. В основе исследования лежит принцип историзма и сравнительно- исторический метод, которые позволяют осуществить комплексный культурологический анализ истории становления и развития рынка произведений изобразительного искусства в России.
Теоретическую основу данного исследования составили работы отечественных философов, культурологов, отражающие системный подход в изучении культуры как целостного явления (Т.А. Апинян, С.Н. Артановский, А.Ф. Еремеев, С.Н. Иконникова, М.С. Каган, Ю.М. Лотман, СТ. Махлина, В.В. Селиванов, Н.Н. Суворов, А.Я. Флиер, В.А. Щученко и др.).
Научно-теоретической базой для рассмотрения художественного рынка как явления культуры послужили исследования социальной жизни искусства в трудах западных философов и социологов, таких как В. Беньямин (W. Benjamin), С. Берман (S.N. Behrman), Ж. Бодрийяр (G. Baudrillard), П. Бурдье (P. Bourdieu), Т. Веблен (Т. Veblen), А. Гелен (A. Gehlen), К. Маркс (К. Marx). В проведенном диссертационном исследовании для выявления специфики художественного произведения как товара используются идеи представителей «институгациональной» теории искусства, представленные в работах Т. Бинкли (Т. Binkley), Д. Дики (G. Dickie), П. Зиффа (P. Ziff), Ш. Лало (Ch. Lalo).
Научная новизна:
определены основные этапы становления и развития художественного рынка произведений изобразительного искусства в России в контексте сменяющихся исторических эпох: дореволюционный этап (с начала XVIII века до 1917 года); советский этап; современный этап; даны их общие характеристики и особенности;
прослежена динамика развития художественного рынка на первом этапе его становления: от единичных случаев реализации художественного товара в начале XVIII века до создания к 1917 году сложной, разветвленной структуры, включающей в себя: выставки-продажи, художественные и антикварные магазины, аукционы; выявлено возрастание роли коммерческих отношений в культуре России, однако не ставшими доминирующими на данном этапе;
определены особенности функционирования художественного рынка в советское время, заключающиеся в наличии централизованной системы заказа и распределения художественной продукции, а также неофициального товарообо-
рота произведений искусства; отмечено, что традиции художественного коллекционирования в этот период российской культуре не прервались;
исследовано состояние российского художественного рынка на современном этапе, выявлены основные проблемы: несовершенство законодательства, незрелость правовой базы экспертизы, отсутствие доступного хронологического собрания каталогов, отсутствие активного спроса на произведения искусства; определена перспектива развития: интеграция российского рынка в международный художественный рынок;
выявлена роль художественного рынка в популяризации отечественной культуры за рубежом на материалах участия произведений российских художников на международных выставках и аукционах;
введены в научный оборот новые документальные источники о финансовых результатах участия произведений российских художников на зарубежных выставках, хранящиеся в Российском государственном историческом архиве (РГИА): фонд 789, оп. 1, ч. П, 1831 г., ед. хр. 1433;. Документы о состоянии антикварной торговли в послереволюционный период, хранящиеся в Центральном государственном архиве литературы и искусства Санкт-Петербурга (ЦГАЛИ СПб): фонд 36, оп. 1, дело 49; ф. 36, оп. 1, дело 345. Документы из переписки Общества поощрения художников, хранящиеся в Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга (ЦГИА СПб): фонд 448, оп. 1, дело 40.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Пути распространения художественных ценностей в обществе
включают следующие варианты: а) заказной путь, осуществляемый по схеме
«заказ — исполнение», характерный для традиционных, докапиталистических
обществ; б) рыночный путь распространения художественных ценностей в
обществе, где в качестве товара выступают предметно воплощенные худо
жественные ценности.
2. В современной социокультурной ситуации художественный рынок
регулирует распространение художественных ценностей в обществе, а также
является своеобразным фильтром, состоящим из многочисленных посредни-
ческих организаций (галереи, выставки-продажи, аукционы, художественные ярмарки, специализированная пресса, каталоги, художественная критика и пр.), сквозь который искусство доходит до потребителя.
Художественный рынок в России, начиная с XVIII века, становится составной частью культуры, наиболее значимым его фактором является развитие частного коллекционирования произведений искусства.
Начиная со второй половины ХГХ века, русское искусство включается в международный товарооборот художественных произведений, при этом художественный рынок становится одним из путей популяризации достижений российской культуры.
Частное коллекционирование в советский период не прерывалось; наряду с официальными формами приобретения художественных ценностей, активно функционировал неофициальный товарооборот произведений искусства.
Современный российский художественный рынок находится на новом этапе развития, который характеризуется активным формированием новой структуры товарного обращения художественных произведений, ориентацией на модель международного художественного рынка.
Практическая значимость исследования. Материалы, положения, выводы данной научной работы могут быть использованы в лекционном курсе по истории культуры России, по истории художественного рынка в России, а также при подготовке экспертов и специалистов по товарному обращению художественных произведений.
Апробация работы. Идеи и материалы диссертации положены в основу курса лекций «История развития художественного рынка в России» в Санкт-Петербургском государственном университете культуры и искусств (1999- 2003 гг.), а также докладывались на научных конференциях («Проблемы культуры и искусства»- 1999, 2000, 2001 гг.). По теме диссертации опубликовано шесть статей.
link1 Художественный рынок как явление культуры link1 .
В данном исследовании основополагающим является определение художественной культуры как развитой системы, имеющей чрезвычайно сложную структуру, функционирование которой осуществляется в три последовательных этапа: создание художественных ценностей (художественное производство), их распространение с помощью специальных институтов и этапа освоения художественных ценностей (художественное потребление)1. Многочисленные компоненты художественной культуры в процессе ее функционирования образуют несколько крупных «подсистем». По мнению исследователя культуры К.Б. Соколова «Первая подсистема - производство художественных ценностей и ее субъекты: профессиональные и самодеятельные художники ... Вторая подсистема — художественное потребление и его субъекты: зрители, читатели, слушатели ... Третья подсистема — „посредническая" между художественным производством и потреблением, между субъектами производства и потребления ... Четвертая подсистема- научное руководство развитием художественно культуры...»2 Очевидно, что объект данного диссертационного исследования органично входит в третью, «посредническую», подсистему художественной культуры.
Попытаемся дать определение, что такое художественный рынок. Это система товарного обращения произведений искусства, предметов, пред- . ставляющих историческую ценность, различных древностей и редкостей. Однако, перечень вещей, относящихся к художественному товару, в современной культуре стал намного шире. Трудно отнести к какому-либо из вышеперечисленных понятий таксофонные карточки, бутылочные пробки, пу 1 Художественная культура: Понятия,термины. - говицы, наперстки, флаконы из-под духов, личные вещи знаменитых людей и т. д. Кроме того, существует также и рынок исполнительских видов искусств, который остается за рамками данного исследования. В представленной работе речь идет об интеллектуальном продукте, имеющем материальное (вещное) воплощение. Следовательно, для выявления специфики художественного рынка, необходимо рассмотреть, что является художественным товаром.
Когда мы говорим о художественном рынке, в первую очередь, нам представляются торговые операции именно с произведениями искусства. Оценивая то или иное произведение искусства, говорят о его художественной ценности. Но художественность — понятие относительное. Она не является неотъемлемым качеством предмета как плотность или температура, а представляет собой суждение субъекта об объекте. Исследуя природу ценностей вообще и художественную ценность в частности, М.С. Каган отмечает, что «...художественная реальность, которую мы переживаем ... является вымышленной, иллюзорной и претворенной художником действительностью, а не подлинным ее „наличным бытием"»3. Своеобразие художественной ценности ученый видит в «...ценности самого этого претворения, то есть целостного эстетически-анестетически осмысленного преобразования бытия»4. Всесторонне изучая понятие ценности, М.С. Каган указывает на «иерархическое строение системы ценностей, в котором на ее вершину выдвигается то один вид ценности, то другой»5.
Социолог К. Манхейм связывает иерархическую ценностную структуру с тем, что в силу своей духовной конституции человек не только думает, но и переживает иерархически6. Он отмечает, что «С этой иерархической структурой жизни теснейшим образом связано то обстоятельство, что ... самый последний элемент, стоящий выше всех других, получающий по этой иерархической шкале наивысшую оценку, должен как бы сам гарантировать свое качество»7. Причем, данная оценка зависит «от существующего на тот момент коллективного сознания и только через его посредство может восприниматься как нечто бесспорное»8.
Следовательно, понятие художественности исторически и социокультурно изменчиво, так как нерасторжимо связано с общепринятой иерархической шкалой ценностей, существующей в данном обществе и в данное время - «у ренессансных мастеров оно было не таким как у средневековых, у мастеров барокко иным, чем у классицистов, у модернистов другим, чем у реалистов - и т. д.»9 По мнению М.С. Кагана «Смена различных исторических этапов в развитии культуры приводит к смене ценностных доминант и соответственно к постоянной реструктуризации аксиосферы»10.
Того же мнения придерживается философ А. Банфи. Исследуя проблему отношений между искусством и обществом, он отмечает, что «Нет сомнения, что всякое общество, а зачастую каждая отдельная социальная прослойка имеет не только свою собственную шкалу пространственных и временных ценностей, но и собственные предпочтения в области живописи и музыки»11.
Общеизвестно, насколько враждебно было воспринято появление импрессионистических картин в середине 1860-х годов официальными академическими кругами Франции, а в творчестве художников-авангардистов официальное советское искусствоведение в период 1930-х- 1970-х годов не видело художественной ценности. История культуры изобилует подобными примерами, относящимися к разным эпохам, подтверждая неустойчивую и вечно меняющуюся оценку произведений искусства.
Историю художественного рынка невозможно изучать без истории собирательства и коллекционирования. Началом собирательства, а точнее накопления, художественных ценностей в России можно считать собрания царской казны, подарков от иностранных посольств, которые, начиная с XVI века хранились в Оружейной палате, а также сокровищ, находящихся в монастырских церковных ризницах. В основном, это были предметы, выполненные из золота и серебра, а также ювелирные изделия, которые можно рассматривать как первые собрания предметов прикладного искусства. Иначе обстоит дело в отношении живописи и других видов изобразительного искусства. Самобытность русской культурной жизни, обособленность от Европы, неприятие в быту всего иностранного не способствовали появлению западноевропейской живописи в России. Первые и единичные картины работы западноевропейских художников впервые привозятся в Москву в XVI веке Например, портрет Софии Палеолог, присланный папой Павлом II Ио-анігу Ш, портреты невест, заказывавшиеся Иваном Грозным118.
В XVII веке ко Двору приглашались иностранные живописцы. В 1642 году в качестве придворного художника работал Иван (Ганс) Детерсон, затем его место занял поляк Станислав Лопуцкий. В 1667 году был Данило Данилович Вухтерс «писавший живописное письмо самым мудрым мастерством», затем армянин Богдан Солтанов. В 1679 году приглашен немец Иван Андреевич Вальтер119.
Необходимо отметить, что жизнь иноземцев в Московской Руси, в том числе и художников, была нелегкой. Платили им мало, а народ воспринимал их как чужаков, «нехристей», иноверцев. Итальянский путешественник Гуа-ниньи, посетивший Москву в 1560 году, оставил следующие воспоминания: «встретил в Москве опытных мастеров-иноземцев. Труд их, даже искуснейший, оплачивается очень скудно. Едва хватает на хлеб и воду»12 . Больше всего не везло врачам. Так, в XVI веке иностранного медика Антона Немчи-на зарезали, так как он не вылечил сына знатного боярина, царского лекаря Элизэ Бомеля, которого лаского называли «дохтур Елисей», публично сожгли, по обвинению в намерении кого-то отравить121. Часто иностранные «специалисты» предпочитали носить русскую одежду, чтобы не выделяться из толпы, так как рисковали попросту быть битыми. В своих домах иногда они вешали православные иконы, хотя были католиками или протестантами, так как без этого мало кто осмелился бы переступить порог их дома . Селились иностранцы в специально отведенных местах - немецких слободах.
В XVII веке Россия более тесно стала сближаться с западными государствами. Появилось больше иноземцев. Но отношение к ним по-прежнему было враждебное. Например, при пожаре, случившемся в Москве в Немецкой слободе, стрельцы, вбежавшие в дом живописца Ганса Детерсона и увидевшие старый человеческий череп, связали художника и обвинили в колдовстве. Живописца спас случайно оказавшийся рядом более просвещенный россиянин, объяснив стрельцам, что череп предназначен не для колдовства, а для «рисования» . Негативное отношение к иноземцем наблюдалось и в начале XVIII века. Так, один из воспитателей царевича Алексея, молодой немецкий офицер, вернувшись к себе на родину, выпустил брошюру: «О гнусных поступках Мсковитян с иностранцами»124, где описывались различные происшествия, чинимые над иностранными подданными.
В XVII веке иностранные гравюры в Москве уже не были редкостью. Их называли «фряжские листы». Гравюрами украшали стены царских покоев и боярских палат. Некоторые комнаты кремлевских дворцов целиком оклеивались этими листами, часто гравюры помещались в рамы. Например, при царе Федоре Алексеевиче гравюрами были оклеены стены в его деревянных хоромах и в комнатах царевен, а в комнатах царевича Алексея Алексеевича висело «пятьдесят рампов с листами фряжскими»125. В XVII веке при московском дворе уже составляют небольшие собрания «немецких потешных листов» (еще одно название гравюр) и «потешных книг» или «книг с кунштами». Их использовали в учебных целях в качестве наглядного пособия. Так, в 1632- 1636 годах потешные листы покупались для обучения малолетнего царевича Алексея Михайловича и его сестры Ирины. В 1682 году было приобретено 100 фряжских листов для обучения Петра Алексеевича .
Согласно исследованиям историка И.Е. Забелина, в конце XVII века царские покои были украшены и живописными работами, хотя и немногочисленными. Портретная живопись была наиболее распространена и размещалась, в основном, в постельных хоромах, но имелась и в других помещениях дворца. Известно, что в 1678 году И. Безмин писал «государственную особу», в том же году И. Салтанов- «персону царя Алексея во успении», кроме того, роспись по полотну «Распятие да образ царя Алексея, персону царицы Марьи Ильиничны и персону царевича Алексея Алексеевича в пред-стоянии у распятия». Сохранились сведения, что «в 1682 г. в казне покойного царя Федора Алексеевича хранились три персоны: царя Алексея Михайловича, царевича Алексея Алексеевича, писанныя на полотне, и портрет царицы Марии Ильиничны, писанная на доске», а в 1681 году в хоромах Федора Алексеевича были персоны королей польского и французского127.
Кроме царских имелись и частные собрания, как правило, у приближенных царя, выполнявших различные дипломатические поручения и более приобщенных к европейской культуре. Почти единственным источником информации о быте того времени служат описи, составленные по различным случаям. Например, из описи имущества князя Василия Васильевича Голи-цина (1643-1714) в его московском доме в Охотном ряду, можно узнать из каких предметов состояла обстановка дома богатого и знатного вельможи конца XVII века. Дом князя, построенный в начале 1680-х годов, поражал современников своей архитектурой и внутренним убранством. «В его обширном московском доме,- писал историк В.О. Ключевский,— все было устроено на европейский лад: в больших залах простенки между окнами были заставлены большими зеркалами, по стенам висели картины, портреты русских и иноземных государей, немецкие географические карты в золоченых рамах; на потолках нарисована была планетная система, множество ча-сов и термометров художественной работы довершали убранство комнат» . Обратим внимание только на произведения изобразительного искусства. В большой столовой палате висели портреты русских царей, в тяжелых дубовых рамах портреты патриархов Никона, Иоакима, изображения иноземных королей. «Три персоны королевских, писаны на полотнах, в черных рамах. Персона Польского короля на коне. В двух рамах персоны Польского короля и королевы его» . Там же находились два портрета самого хозяина и четыре гравюры, все в богатых золоченых рамах. Потолок был затянут «лев-кашенными подволоками», на которых изображены «круг солнца, боги небесные ... и планеты». Стены спальни украшали многочисленные гравюры, были портреты и картины. Например, «Два ангела, между ними младенцы, писаны на полотне», или «личина человечья, писана на полотне» . Такое многообразие произведений изобразительного искусства в доме князя позволяет говорить о наличии собрания гравюр и живописных работ. Они не рассматривались как произведения искусства, а использовались в качестве дорогих, красивых и «диковинных» вещей для украшения интерьера
Российский художественный рынок на современном этапе
Самую консервативную сферу советской культуры - художественный рынок- перестройка затронула в последнюю очередь, зато последовавшие изменения оказались самыми радикальными. В обществе начался небывалый всплеск интереса к искусству вообще, и к антиквариату, в частности. Количество антикварных магазинов с каждым годом стремительно увеличивается. В Москве в 2000 г. их было более 50, в Санкт-Петербурге- около 40. Можно утверждать, что центр художественного рынка переместился в Москву. Об этом говорят и крупные аукционные фирмы, специализирующиеся на продаже произведений искусства, также появившиеся в последнее время в Москве.
Многие художественные критики называют конкретное событие, после которого начался бурный рост художественного рынка- знаменитый аукцион, проведенный крупнейшей в мире аукционной фирмой «Sotheby s» в Москве летом 1988 г. На торги прибыли коллекционеры и арт-дилеры из многих стран. Аукционная коллекция состояла из двух частей. Первая— 18 работ художников русского авангарда (А. Родченко, В. Степанова, А. Древнії), вторая часть включала более ста работ 34 современных российских художников. Многое на этом аукционе было впервые. Впервые российские зрители могли наблюдать как проводится профессиональный аукцион, впервые стало очевидно, что продажа произведений искусства — чрезвычайно выгодное дело. Так, картина малоизвестного в то время художника Гриши Бру-скина была куплена анонимным покупателем за огромную сумму 242 тысячи фунтов стерлингов. Торги вел директор-распорядитель Европейского отделения фирмы «Sotheby s»- Симон де Пюри. Перед аукционом состоялся двухдневный просмотр картин, который посетило приблизительно 11 тыс. человек. Вход был ограничен, просмотр проводился строго по пригласительным билетам. На аукцион приехали иностранные коллекционеры, представители зарубежных музеев, любители искусства.
Результаты торгов превзошли все ожидания - было продано картин на сумму приблизительно 2 миллиона 81 тысяча фунтов стерлингов. Только 6 картин не нашли покупателя. Очевидно, что этот аукцион носил рекламный характер. Это подтверждается участием в нем знаменитостей. Известный певец Элтон Джон купил два полотна работы Светланы и Игоря Копыстян-ских, владелец «Sotheby s» А. Таубман купил за 22 тысячи фунтов стерлингов картину И. Кабакова «Ответы экспериментальной группы» и подарил будущему музею современного искусства в нашей стране.
Доход от этого аукциона составил 1 миллион долларов. По решению Министерства культуры СССР на всю эту сумму за рубежом были куплены письма А.С. Пушкина. Успех проведенного аукциона позволил надеяться на дальнейшее расширение связей и контактов российского антикварного рынка с крупнейшими аукционными домами. Планировалось проведение ряда совместных торгов уже не на территории России. Но уже следующий аукцион, намечавшийся к проведению в Лондоне, был сорван. Всероссийским художественно-промышленным объединением им Е.В. Вучетича совместно с фирмой «Sotheby s» был определен для него состав коллекции. Антикварный раздел состоял в основном из не уникальных работ заявленных художников. Они имели аналоги и реплики как в музейных коллекциях, так и в частных собраниях. Более того, часть этих экспонатов ранее представлялась для закупок в музеи, но была отклонена. Коллекцию изучала комиссия из 20 ведущих искусствоведов, представителей музеев и Советского фонда культуры и пришла к выводу, что вывоз данного собрания за границу для участия в аукционе не нанесет ущерба музейному фонду страны. Но аукцион так и не состоялся, поскольку экспонаты не получили разрешения на вывоз, так как в соответствии с законом Российской Федерации «О вывозе и ввозе культурных ценностей» от 15 апреля 1993 года (№ 4804-1) в России запрещен вывоз за рубеж предметов старого искусства старше 100 лет .
При содействии другого всемирно известного аукционного дома «Christie s» в 1995 г. в Москве планировалось провести «Русский антиквариат». Аукцион готовился под контролем Третьяковской галереи. Основная цель аукциона, помимо финансовой,— попытка создания цивилизованного антикварного рынка. К просмотру вещей официально были приглашены органы МВД. Часть лотов была заявлена как возможная к вывозу, что само по себе являлось большим сдвигом в аукционной деятельности. Но и он был практически сорван по причине несовершенства существующего российского законодательства: за два часа до проведения аукциона администрацией было получено письмо, согласно которому, работы, разрешенные для вывоза, снимались с продажи. Аукцион был «перевернут», все лоты пошли кувырком. Фирма «Christie s» также получила отрицательный опыт работы на российском антикварном рынке.
Из московских аукционных антикварных фирм выделяются две — «Альфа-Арт» и «Гелос». Антикварное объединение «Гелос», основанное ВІ988 году как реставрационные мастерские, представляет собой большое комплексное предприятие, включающее в свою структуру подразделения, занимающиеся оценкой, экспертизой, реставрацией, торговлей, аукционами. Это одна из немногих антикварных фирм, имеющая сеть филиалов в городах России и СНГ. Экспертиза осуществляется специалистами объединения «Гелос», Музеев Московского Кремля, ВХНРЦ им. Н.Э. Грабаря, Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства и др. В декабре
Художественная жизнь современного общества. Т. 4. Кн. 2. — С. 343. 1992 г. объединением был создан Музей старины— первый негосударственный музей в России. «Гелос» с 1995 года проводит новую аукционную политику - еженедельные дилерские торги, где торговать своими вещами могут частные арт-дилеры (комиссионный сбор для дилера - 5%. В случае, если торг заканчивается на его собственном предложении, он должен выплатить фирме 1% от поднятой им суммы). В антикварное объединение «Гелос» входят: выставочно-торговый комплекс, аукционный зал, музей, бизнес-клуб, создан клуб любителей старины. «Гелос» обладает самой обширной в стране библиотекой по антиквариату. В феврале 1998 года на торгах аукционного дома в Москве была продана картина В. Кандинского «Портрет жены художника» за максимально высокую цену на российском художественном рынке - более 1 миллиона долларов США.
Аукционный дом «Альфа-Арт», до 1995 года являлся самой крупной и наиболее стабильно работающей антикварной фирмой в России. Он был создан в 1991 году при поддержке «Альфа-Банка». За время работы было проведено 28 аукционов русской живописи и произведений ДПИ. В 1994 году организована галерея «Альфа-Арт», в экспозиции которой насчитывается примерно 1000 картин и предметов. Каждый аукцион сопровождался иллюстрированным каталогом, в 1993 году был издан один сводный каталог. В качестве экспертов аукционного дома выступают сотрудники Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства, Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Государственной Третьяковской галереи. Максимальная цена продавшегося предмета на аукционах этой фирмы- 104 тысячи американских долларов. (Картина В.М. Васнецова «Витязь на распутье»). С 1995 года аукционный дом не проводит публичных торгов и занимается только галерейной формой продажи. В «Альфа-Арт» комиссионные сборы составляли 35% плюс еще 2% от стоимости вещи за ее хранение, «Гелос» берет 10%, а хранение - бесплатно.
Отечественный художественный рынок с каждым годом становится все более активным и разнообразным. В России существует «Клуб коллекционеров России», «Союз антикваров России», «Ассоциация антикваров
Санкт-Петербурга» и др. В Москве регулярно проводятся ярмарки современного искусства, с ноября 1996 года ежегодно открывается «Российский Антикварный салон». Летом 1999 года проходил «Первый Антикварный салон» в Санкт-Петербурге. Выходят новые периодические издания, освещающие проблемы рынка искусства. Назовем некоторые: «Наше наследие», (рубрика «Коллекционеры»), «Творчество» (рубрика «Искусство и рынок»), информативно-аналитический бюллетень «Ведута-Антиквариат», справочник «Арт-Медиа. Художественный рынок», в 1995 г. журнал «Коллекционер», «Пинакотека», газета «Антикварная торговля», журнал «Art-Престиж», «Антик» и т. д.