Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Влияние национальной психологии на поведение казахов в конфликтных ситуациях Данилевич Юлия Иосифовна

Влияние национальной психологии на поведение казахов в конфликтных ситуациях
<
Влияние национальной психологии на поведение казахов в конфликтных ситуациях Влияние национальной психологии на поведение казахов в конфликтных ситуациях Влияние национальной психологии на поведение казахов в конфликтных ситуациях Влияние национальной психологии на поведение казахов в конфликтных ситуациях Влияние национальной психологии на поведение казахов в конфликтных ситуациях Влияние национальной психологии на поведение казахов в конфликтных ситуациях Влияние национальной психологии на поведение казахов в конфликтных ситуациях Влияние национальной психологии на поведение казахов в конфликтных ситуациях Влияние национальной психологии на поведение казахов в конфликтных ситуациях
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Данилевич Юлия Иосифовна. Влияние национальной психологии на поведение казахов в конфликтных ситуациях : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.05 : Москва, 2001 252 c. РГБ ОД, 61:03-19/280-X

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретико-методологические основы осмысления влияния национальной психологии казахов на их поведение в конфликтных ситуациях 13

1.1 Обобщение научных представлений о сущности и содержании национальной психологии 13

1.2 Общая характеристика поведения личности в конфликтных ситуациях 37

1.3 Историко-гносеологический анализ особенностей национальной психологии казахов 66

Глава II. Экспериментальное исследование влияния национальной психологии на поведения казахов в конфликтных ситуациях 90

2.1 Программа исследования влияния национальной психологии на поведение казахов в конфликтных ситуациях 90

2.2 Сравнительный анализ исследования влияния национальной психологии на поведение казахов в конфликтных ситуациях в моноэтнической и полиэтнической группе 108

2.3 Характеристика моделей поведения в конфликтном взаимодействии казахов моноэтнической и полиэтнической группы 139

Заключение 161

Список использованной литературы 168

Приложения 179

Введение к работе

Актуальность работы. В последние годы национальный вопрос привлекает к себе пристальное внимание многих людей, как учёных, так и практиков. Особый интерес при этом представляет национальная психология. Многие из них стремятся понять, в чём её сущность и своеобразие, какое место она занимает в их действиях и поступках, как влияет на образ жизни и поведения представителей различных этнических общностей, можно ли, учитывая её, договориться, найти общий язык, решить спорные проблемы.

Сегодня любое взаимодействие в условиях конкретного государства или национального региона немыслимо без опоры на знания и учёт национально-психологических особенностей индивидов. Примером тому и Казахстан.

С одной стороны, на современном этапе развития этой полиэтнической республики наблюдается рост национального самосознания как русских так и казахов, что ведёт к усилению внутригруппового фаворитизма, с другой обостряются нормативные отношения между представителями этих двух этносов. Исследования показывают, что обычные конфликты здесь детерминируются различными проявлениями этнопсихологического фактора, являющиеся результатом столкновения двух культур, двух моделей национального поведения. А неразрешённость многих социально-экономических проблем, свойственная для большинства постсоветских государств, неустойчивость политической ситуации в них является благоприятной средой для возникновения конфликтов как на индивидуальном, так и на групповом уровнях.

Эти причины и обусловили выбор темы диссертации.

Объектом исследования являлось поведение казахов в сравнении с русскими в конфликтных ситуациях.

Предметом исследования выступает влияние национальной психологии на поведение казахов в конфликтных ситуациях.

Основная цель исследования состояла в том, чтобы на основе изучения и объективной интерпретации особенностей национальной психологии казахов выявить специфику их влияния на поведение представителей этой национальности в конфликтном взаимодействии с другими людьми.

Задачи исследования сводились к:

— современной доработке теоретического и методологического подходов к пониманию сущности и содержания национальной психологии, её форм и своеобразия проявления в поведении людей;

— обобщению современных научных представлений о поведении личности в конфликтном взаимодействии с другими людьми;

выявлению особенностей национальной психологии казахов методами историко-гносеологического и контент-анализа;

разработке и апробации программы экспериментального исследования влияния национальной психологии казахов на их поведение в конфликтных ситуациях;

осуществлению сравнительного анализа стратегий конфликтного поведения казахов в моноэтнической и полиэтнической группе;

разработке и описанию типичных моделей поведения казахов в конфликтных ситуациях под влиянием их национальной психологии Гипотезы исследования основывались на обосновании положений о том, что: а) поведение казахов и русских в конфликтном взаимодействии различается между собой и отражает специфику влияния на него национальной психологии двух народов, обусловленных историческим своеобразием социального восприятия своей и других этнических общностей, проявлением их своеобразных ценностей и мотивов, национально-специфических закономерностей внутри- и межгрупповых отношений; б) основным детерминирующим фактором, оказывающим воздействие на проявление присущих казахам стратегий и моделей поведения в конфликтном взаимодействии с представителями других национальностей, является их включённость в полиэтническую или моноэтническую группы.

Методологической основой исследования явились: разработанные, развитые и конкретизированные в трудах отечественных и зарубежных ученых научные представления о социально-исторической природе национальной психологии и национально-психологических особенностях людей, факторах их детерминирующих; положения о единстве проявлений национального, межнационального и общечеловеческого в психологии народов; методологические принципы психологической науки; закономерности поведения людей в конфликтных ситуациях.

Теоретической основой исследования стали труды российских учёных, в которых раскрываются: научные основы понимания социальной психологии личности и межличностного взаимодействия ( К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалёв, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, Н.Н. Обозов, А.В. Петровский и др.); социально - психологическая сущность национальной психологии ( Г.М. Андреева, Э.А. Баграмов, К.В. Бромлей, Л.М. Дробижева, И.С. Кон, В.Г. Крысько, А.П. Оконешникова, Б.Ф. Поршнев, Н.М. Лебедева и др.); основные принципы и методы построения этнопсихологического исследования ( B.C. Агеев, А.Г. Асмолов, А.А. Деркач, В.Г. Крысько, Н.М. Лебедева, Г.У. Солдатенко, Т.Г. Стефаненко, Е.И. Шлягина и др. ); научные взгляды на сущность и стратегии поведения личности в конфликтных ситуациях ( А.Я. Анцупов, A.M. Бандурка, Р. Дарендорф, В.Г. Зазыкин, Л. Козер, ПА. Нечипоренко, Т.Ф. Сулимова, А.И. Шипилов и др.).

Методическая основа исследования. Для изучения влияния национальной психологии казахов на их поведение в конфликтном взаимодействии с другими людьми была разработана и апробирована специальная программа исследования, включавшая применение: • методов историко-гносеологического и контент-анализа национальной психологии;

специальных методик разработки, подготовки и организации начальных и пилотажных этапов этнопсихологического исследования;

специальных методик стандартного этнопсихологического исследования с использованием элементов кросскультурного сравнения, сбора и обобщения этнопсихологических данных;

методов математической и статистической обработки и интерпретации полученных результатов.

Эмпирическая база исследования. Исследование проводилось с 1997 по 2001 годы на территории Восточно-Казахстанской области Республики Казахстан. Для эмпирического изучения были составлены выборочные совокупности респондентов: казахи моноэтнической группы; казахи полиэтнической группы; русская группа. В выборочную совокупность казахов моноэтнической группы вошло 562 человека, казахов полиэтнической группы -494 человека. Выборочная совокупность русской группы составила 571 человек. Исследование показало, что выборочная совокупность соответствует генеральной совокупности.

Надёжность и достоверность результатов обеспечивались: исходными методологическими позициями автора; проверкой общих теоретических положений посредством соотнесения их с полученными результатами; применением апробированных методов исследования; применением совокупности надёжных методик этнопсихологического исследования, адекватных его цели и задачам; репрезентативностью выборки; проведением дополнительных исследований и сравнением их с моделируемыми ситуациями; сопоставлением с выводами других исследований.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

П выявлены и проанализированы многочисленные факторы, оказавшие влияние на формирование национальной психологии казахов, среди которых:

своеобразие их исторического, политического, экономического развития ( до и после вхождения в состав СССР и постсоветский период), природные, климатические и географические условия; специфика культурного развития в рамках длительного и многообразного этногенеза; особенности религиозной и других сфер сознания казахов; D уточнены и представлены в обобщённом виде научные подходы в понимании сущности национальной психологии и её влияния на поведение в конфликтных ситуациях людей; П впервые проведено этнопсихологическое исследование казахов, позволившее выявить особенности их поведения в процессе конфликтного взаимодействия в моноэтнических и полиэтнических группах; О изучены и описаны модели поведения казахов в конфликтных ситуациях в моно - и полиэтнических группах; Q выявлены и описаны зоны совпадений и несовпадений параметров поведения в конфликтном взаимодействии казахов и русских; П обнаружены и описаны особенности влияния тендерных различий у казахов на модели поведения в конфликтном взаимодействии в моноэтнических и полиэтнических группах, на основе которых можно судить об этнической общности в целом; П осуществлены перевод и адаптация блока методик по изучению параметров поведения в конфликтном взаимодействии на казахской выборке.

Практическая значимость исследования состоит в том, что Q выявлены и представлены в комплексном виде национально-психологические особенности казахов и показано их влияние на поведение в конфликтном взаимодействии; П реализован принцип сочетания этнопсихологического исследования с историко гносеологическим подходом к анализу национально-психологических особенностей казахов и их влияния на поведение в конфликтном взаимодействии с другими людьми;

О разработаны практические рекомендации по учёту национально-психологических особенностей поведения казахов в конфликтном взаимодействии.

Кроме того, результаты проведённого исследования позволяют по новому взглянуть на историю, социально - экономическое развитие республики Казахстан и психологию народов, её населяющих; совершенствовать процесс межличностного общения и взаимодействия с представителями казахского этноса, что является несомненно важным и значимым в современных условиях взаимоотношении между нашими государствами Положения выносимые на защиту:

1. Национальная психология как явление общественного сознания существует и проявляется в форме национально-психологических особенностей людей и их групп. Она имеет сложную природу и структуру. На её становление и развитие оказывают влияние многие факторы. Национальная психология оказывает существенное влияние на поведение и деятельность представителей конкретных наций и народов.

Исследовать специфику этого влияния можно на различных уровнях.

Мотивационный уровень анализа национальной психологии позволяет охарактеризовать побудительные силы деятельности представителей того или иного этноса и предполагает исследование их мотивов, целей и ценностных ориентации, влияния этих характеристик на взаимодействие (в том числе конфликтное) с другими людьми.

Изучение интеллектуально-познавательного уровня проявления национальной психологии обеспечивает, с одной стороны, осмысление своеобразия восприятия и мышления представителей той или иной национальной общности, а с другой — правильное понимание возможных стратегии и тактики их поведения в конфликтном взаимодействии с другими людьми, способов и приемов разрешения ими конфликтных ситуаций.

Исследование эмоционально-волевого уровня проявления национальной психологии дает возможность выявить своеобразные эмоциональные и волевые качества представителей конкретного народа и правильно оценить их проявление в конкретном реагировании на ход конфликтного взаимодействия с другими людьми.

Осмысление коммуникативно-поведенческого уровня проявления национальной психологии обеспечивает выявление особенностей информационного и межличностного взаимодействия представителей той или иной нации и дает возможность правильно их оценить в условиях конфликтных отношений.

2. Тщательный анализ и обобщение результатов исследований зарубежных российских учёных показывает, что в целом важнейшее значение имеют два основных параметра поведения личности в конфликте: её направленность на собственные интересы и направленность на интересы других людей. Решающим фактором, влияющим на протекание конфликта при этом, выступают стратегии поведения самой личности. Содержание же конфликта в коллективе детерминируется этнопсихологическим фактором.

Особенности национальной психологии казахов специфически влияют на их конфликтное взаимодействие с другими людьми. Они по разному ведут себя в моно - или полиэтнических группах. Выбор моделей поведения казахов в ходе конфликта зависит от уровня их рефлексивного сознания. При этом возможны несколько моделей поведения в конфликтной ситуации как в моноэтнической, так и в полиэтнической группе. Вместе с тем, между ними есть различия.

3. Проведённое исследование показало, что в ходе длительного и своеобразного этногенеза у казахов сформировались следующие особенности национальной психологии:

под влиянием исторического, социально-политического и экономического развития - стойкость в достижении поставленных целей, выносливость, настойчивость, способность переносить большие трудности;

умение быстро адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям жизнедеятельности, склонность к ассимиляции других народов, чувство единой принадлежности, конформизм, внутригругатовая сплочённость, негативное отношение к конфликтам, склонность к их разрешению с помощью «третейского судьи», тенденции к латентному поведению в конфликте в моноэтническом коллективе и проявление агрессивного поведения в полиэтнической среде;

под влиянием специфики культурного развития - гостеприимство, общительность, надёжность и верность слову; уважительное отношение к старшим и младшим, стремление не принижать достоинства других людей, избирательное отношение к окружающим (в зависимости от их социального статуса и родовой принадлежности); определённая противоречивость в межличностных отношениях и проявляемая при этом хитрость;

- под влиянием своеобразия религиозного развития - добросовестность и беспристрастность; стойкость к страданиям, неприхотливость и непритязательность; уважительность, мягкость, сопричастие в горе ближнему; противоречивость в отношении к конфликтам, избирательное отношение к людям немусульманской веры.

4. Изучение влияния психологии казахов на их поведение в конфликтных ситуациях должно включать, с одной стороны, реализацию историко-гносеологического подхода в исследовании важнейших национально-психологических особенностей, который позволяет получить общие представления о них, основанные на контент-анализе специальной литературы по проблеме и обобщениях специалистов, посвятивших свои работы отображению их жизни и деятельности, описанию специфики поведения, традиций и нравов. С другой стороны, для тщательного изучения влияния национальной психологии на поведение казахов в конфликтных ситуациях необходимо проведение стандартного этнопсихологического исследования с элементами кросскультурного сравнения.

В ходе реализации программы исследования должны подвергаться анализу мотивы, ценности, ситуации, взаимовлияние, способ решения конфликтных проблем, причины конфликтов, рефлексия, тип и направленность эмоциональных реакций, тип общения, вербальные и невербальные особенности общения.

5. Типичными моделями поведения казахов в конфликтной ситуации в моноэтнической группе являются: оборонительная (свойственная главным образом для женщин), латентно-оборонительная, демонстративно-оборонительная (смешанная), амбивалентная (характерная преимущественно для мужчин).

Типичными моделями поведения казахов в конфликтной ситуации в полиэтнической группе являются: конформная (смешанная), агрессивная и самодостаточно-оборонительная (характерные главным образом для мужчин), зависимая и латентно-оборонительная (проявляющаяся в основном у женщин).

Внедрение и апробация результатов исследования. Основные теоретические выводы, положения и результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на научных конференциях Восточно-Казахстанского государственного университета, на международной научно-теоретической конференции посвященной 10-летию независимости Республики Казахстан, на заседаниях кафедры психологии, методологических семинарах ВКГУ. На заседаниях кафедр психологии личности и педагогики и социальной и этнической психологии МГСА. Результаты исследования используются при проведении занятии по социальной психологии, конфликтологии и этнопсихологии в ВКГУ.

Структура и объём диссертации. Диссертационное исследование изложено на 178 страницах машинописного текста и состоит из введения, двух глав (1-я глава «Теоретико-методологические основы осмысления влияния национальной психологии казахов на их поведение в конфликтных ситуациях»; 2-я глава «Экспериментальное исследование влияния национальной психологии на поведение казахов в конфликтных ситуациях»), заключения, списка использованной литературы и приложения. Диссертация содержит 22 рисунка и 3 таблицы. Список использованной литературы включает 117 литературных источников на русском языке и 33 на иностранных языках.

Обобщение научных представлений о сущности и содержании национальной психологии

Проблема наций и национальных отношений пока еще не является предметом всестороннего анализа именно в психологической науке. А ее отрасль этническая психология только начинает вставать на ноги в своем интенсивном развитии.

Этническая психология как междисциплинарная отрасль знаний зародилась на основе слияния двух наук - этнологии и психологии.

Историческое развитие представлений о национальной психологии людей. Первая значимая в этнологии теория - теория эволюционизма -зародилась в конце XVH1 века. Формирование эволюционизма было связано с ведущей научной парадигмой, нашедшей своё выражение во всех естественных и общественных науках того времени, а именно теорией развития. В систематическом виде она была представлена Л. Окенем в концепции происхождения всего живого из «первичной слизи». Его идеи развивал Ж. Ламарк. Теорию эволюционизма изложил Ч. Дарвин в книге «Происхождение видов», которая стала основной теоретической базой этнологических исследований.

Начало русскому эволюционизму положил К.Д. Кавелин, сформулировавший теорию пережитков. Среди поздних эволюционистов следует упомянуть Л.Я. Штерберга, Н.И. Зибера, М.М. Ковалевского.

Не менее значимой для этнографических исследований явилась и теория диффузионизма, Ее зарождение связано с именем немецкого географа и этнолога Ф. Ратцеля. Он разработал теоретические и методические положения диффузионистского учения. По мнению Ф. Ратцеля, ведущую роль в формировании той или иной культуры играет географическая среда, к которой приспосабливаются, адаптируются человеческие общности.

Начало исследований психологических особенностей различных общностей, по мнению СВ. Лурье, следует связывать с именем Ф. Боаса [60]. Ф Боас отвергал все факты, традиционно признаваемые антропологией XIX века за аксиому, но не являющиеся, с его точки зрения, доказанными в строгом смысле слова. «Мы должны понять процесс развития индивидуальных культур, - писал он, - прежде чем сможем попытаться установить законы развития культуры всего человечества» [60, с.51]. И в последствии добавлял: «Каждая культура может быть понятна только как историческое явление» [60, с.51]. Культура, в понимании Ф. Боаса, это синтез моделей поведения, которые человек усваивает в процессе взросления и принятия им своей этнической роли. Он длительное время исследовал племена американских индейцев и сделал вывод о том, что любой культурный элемент должен пониматься в целостном культурном контексте.

Исследование Ф. Боаса продолжила его ученица Р. Бенедикт. Ее перу принадлежит классическая в области психологической антропологии работа «Модели культуры». По мнению Р. Бенедикт, этнос культуры проявляется во всевозможных сферах человеческой жизни: в системах распределения собственности, в структурах социальной иерархии, в материальных вещах, в технологиях их производства и т.п. Культура, считала она, реализуя те или иные социальные модели, соответствующие её этносу, почти не оставляет места для иных типов институций. Черты, неорганичные данной культуре, не получают в ней пространства для своего развития. Те аспекты жизни, которые кажутся наиболее важными нам с точки зрения нашей культуры, могут иметь чрезвычайно мало значения в других культурах, ориентированных иначе, чем наша. А какие-либо черты, имеющиеся в нашей культуре, могут переосмысливаться в других культурах таким образом, что показались бы нам просто фантастическими. «Каждое человеческое общество, - писала Р. Бенедикт, - когда-то совершило такой отбор своих культурных установлений. Каждая культура, с точки зрения других, игнорирует фундаментальное и разрабатывает несущественное. Одна культура с трудом постигает ценность денег, для другой они основа каждодневного поведения. В одном обществе технология невероятно слаба даже в жизненно важных сферах, в другом, столь же «примитивном», технологические достижения сложны и тонко рассчитаны на конкретные ситуации. Одно строит огромную культурную суперкультуру юности, другое - смерти, третье - загробной жизни» [119, с.36-37].

По мнению Бенедикт, культуры невозможно сравнивать. Концепция Р. Бенедикт основывалась на психологическом соответствии индивидов - членов данной культуры и структурных элементов культуры - и существовании внутрикультурного интегратора.

Не менее интересным для осмысления происхождения этнопсихологических воззрений, на наш взгляд, представляется учение М. Мид, в котором отражены возрастные процессы, сопутствующие некоторым западным народам и оказывающие огромное влияние на формирование человеческой личности, на изучение бессознательных установок взрослых членов общества по отношению детям и способов общения между взрослыми и детьми. Она доказывала, что конфликт поколений - черта присущая западным культурам. На примере ряда народов она показала условность наших представлений о тендерных различиях в чертах характера. В своих работах М. Мид проповедовала идею о неповторимости и уникальности различных культур [68]. В свою очередь Л. Штейтналь, С. Лацарус, В. Вундт и Г. Лебона считали, что основным методом исследований должен был анализ духовной культуры разных народов [115]. К середине XIX века относится зарождение научных представлений о этнической психологии как самостоятельной области знаний. В его сороковые годы было образовано этнографическое отделение при Российском географическом обществе, в которое вошли В.К. Бэр, Н.Д. Надеждин, К.Д. Кавелин. Именно они сформулировали принципы «психологической этнографии», ставшей прародительницей этнопсихологии. К.Д. Кавелин считал, что нужно стремиться к определению характера в целом путём изучения его отдельных психологических свойств в их взаимосвязи. Народ, по мнению Кавелина «представляет собой такое же единое органическое целое существо, как и отдельный человек. Начинайте исследовать его отдельные нравы, обычаи, понятия и остановитесь на этом, вы ничего не узнаете. Умейте взглянуть на них в их взаимной связи, в их отношении к целому народному организму и вы подметите особенности, отличающие один народ от другого» [44, с.42].

Впоследствии российский ученый Г.Г. Шпет описывал этнопсихологию как науку, изучающую дух народа или коллективные переживания [113]. По мнению Шпета, чтобы понять психологию народа, нужно изучать его историю, культуру и конкретную социальную действительность. Ему принадлежит мысль о том, что Россия с её сложным этническим составом населения, с разнообразным культурным уровнем и характером народов представляет особенно благоприятные условия для разрабатывания этнической психологии [114].

Общая характеристика поведения личности в конфликтных ситуациях

Гипотетический вывод о том, что все уровни анализа национальной психологии представителей той или иной этнической общности влияют на их конфликтные отношения с другими людьми предполагает: рассмотрение сущности конфликта как одного из видов взаимодействия, выявление его структуры; обоснование выбора стратегий поведения в конфликтном взаимодействии людей детерминацией определенными национально-психологическими особенностями.

Сущность конфликта.. Анализ литературы, по проблеме конфликта показывает, что его возникновение традиционно связывают с результатами проявления разного уровня социальных противоречий. Понятие «конфликт» используется почти во всех общественных науках и является одной из главной категорий. В философско-социологическом подходе конфликт описывается как одно из противоречий, как определённый этап развития, который проявляется в деятельности людей, и направленный на реакцию и закрепление своих интересов и целей. Этот подход носит в большей степени общий характер и раскрывает проблему конфликта через проявление и обнаружение объективных противоречий.

В течении более чем векового опыта изучения конфликтов западными учёными и специалистами были созданы как крупные, преимущественно социально-философские теории конфликта («школа конфликта», психоанализ, социология конфликта и т.п.), так и менее крупные теории конфликта преимущественно «инструментального» характера в рамках которых уделялось не маловажное значение особенностям поведения в конфликте и его протеканию. Отечественные психологи, особенно в последнее время тоже внесли вклад в разработку этой проблемы.

К. Хорни рассматривает конфликт как результат столкновения потребностей человека и социальной группы [129].

С точки зрения социального неравенства и, прежде всего, неравенства в осуществлении властных функций, или несовпадения и противостояния целей, ценностей, действий субъектов рассматривает конфликт Coser [124].

А.Г. Здравомыслов даёт следующее определение конфликту - «... это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями» [40, с.94].

В свою очередь, Д. Дарендорф определяет конфликт как «любое отношение между элементами, которые можно охарактеризовать через объективные («латентные») или субъективные («явные») противоположности» [88,с.141].

Психологический словарь трактует конфликт, как «трудно разрешимое противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями» [78].

Интересным на наш взгляд представлено понятие «конфликта» А.Я. Анцуповым и А.И. Шипиловым. «Под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями» [8, с. 8].

Таким образом, большое разнообразие существующих дефиниций понятия «конфликт» наталкивает на размышление о том, что не существует универсального понятия в определении этого феномена, но большинство понятий «конфликта» объединяет то, что в его основе лежит столкновение противоречий.

С методологической точки зрения конфликт представляет собой высшую стадию развития противоречий, крайне резкую форму его выражения и разрешения. Следовательно, под конфликтом следует понимать такой этап развития противоречий, который характеризуется высшей напряжённостью борьбы противоположностей, указывающий на необходимость разрешения противоречий, в результате чего происходит переход от старого состояния к новому.

Любой конфликт вызывает и сопровождается определенным поведением его участников, направленным на разрешение этих противоречий. По этой причине под конфликтом можно понимать процесс, в котором два (или более) индивида или группы, активно действуя (осуществляя конкретное поведение), ищут возможность помешать друг другу достигнуть поставленной цели, прекратить удовлетворение интересов соперника или изменить его взгляды, или позиции. «К межличностному поведению принято относить любое наблюдаемое проявление коммуникативной активности индивида, обусловленное фактом реального, предполагаемого или воображаемого присутствия других людей» [35, с. 16].

Рассматривая поведение, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия понимали под ним активную форму взаимодействия с внешней средой. Поведение реализуется психикой. При этом значимыми являются как внешние, так и внутренние влияния. Процесс формирования поведения протекает под воздействием социально-исторической среды и культурного опыта личности.

Поведение представляет собой целенаправленную систему, последовательно выполняемых действий, которые реализуются с помощью определенных стратегий и опосредуют контакт человека с окружающей средой, влияя на его отношение к этой среде.

Понятие «стратегия» поведения в конфликте привнесено в психологию из военного лексикона. Смысл любой стратегии в планировании и проведении в жизнь генеральной линии, достигаемой с помощью конкретных тактик.

Действие, является единицей структуры поведения. Рассматривая психологическую сущность стратегий поведения в целом, мы выделяем действие, как единицу построения линии поведения [75].

Программа исследования влияния национальной психологии на поведение казахов в конфликтных ситуациях

Общая характеристика программы этнопсихологического исследования казахов. Реализуя историко-гносеологический подход в исследовании национально-психологических особенностей казахов и специфики их проявления в конфликтных ситуациях, в первой главе были получены лишь общие о них представления, основанные на контент-анализе специальной литературы по проблеме и обобщениях специалистов, посвятивших свои работы отображению их жизни и деятельности, описанию специфики поведения, традиций и нравов. Для уточнения и правильного осмысления проявлений влияния национальной психологии на поведение у современных казахов в конфликтных ситуациях, а также проверки точности их осмысления проводилось стандартное этнопсихологическое исследования с элементами кросскультурного сравнения.

Оно осуществлялось на территории республики Казахстан в период с 1997 по 2000 годы. Респондентский корпус составили жители городов Усть-Каменогорска, Аягуза и Большенарыма среди которых были разные половозрастные, социальные и религиозные группы населения республики. В общей сложности исследованием были охвачены 1627 человек. Из них респонденты казахской национальности моноэтнической группы в количестве 562 человека, 494 человека казахской национальности членов полиэтнической группы. Русскую группу составили респонденты в количестве 571 человек. Выборочная совокупность соответствует генеральной совокупности.

Содержание стандартного этнопсихологического исследования с элементами кросскультурного сравнения.

Объектом стандартного этнопсихологического исследования с элементами кросскультурного сравнения являлось поведение казахов в сравнении с русскими в конфликтных ситуациях.

Предметом выступали особенности влияния национальной психологии на поведение казахов в конфликтном взаимодействии.

Цель стандартного этнопсихологического исследования с элементами кросскультурного сравнения заключалась в том, чтобы на основе изучения и объективной интерпретации особенностей национальной психологии казахов выявить специфику их влияния на поведение представителей этой национальности в конфликтном взаимодействии с другими людьми, с учётом включённости казахов в моно - и полиэтническую группу.

В соответствии с целью и основной гипотезой исследования мы сформулировали ряд рабочих гипотез: И Национальная психология казахского и русского этносов определяет стратегии поведения и предусматривает различные их проявления в конфликтных ситуациях; И Полиэтническая среда у казахов обеспечивает изменение в особенностях реагирования на фрустрационную ситуацию, а также в типах межличностных отношений, что влечёт за собой снижение степени социальной адаптированности данной этничности в группе; И Включённость в моноэтническую группу казахов определяет доминирование национальных культурных ценностей и детерминирует выбор стратегий поведения в конфликтном взаимодействии; Включённость в полиэтническую группу казахов определяет формирование стратегий поведения в конфликтных ситуациях, приближенных к стратегиям поведения русских. Подтверждение данных положений предусматривало решение следующих задач: Разработать комплекс методических приёмов экспериментального исследования влияния национальной психологии на поведение в конфликтных ситуациях на казахском и русском языках. Перевод, апробация и адаптация диагностического инструментария для казахской выборки; О Провести сравнительный анализ национально-психологических особенностей казахов включённых в моно и полиэтнические группы и русской группы;

? Определить этнопсихологическую характеристику поведения казахов в ходе конфликтного взаимодействия в моноэтнической и полиэтнической группе;

? Путём корреляционного анализа параметров, влияющих на поведение в конфликтной ситуации, выявить модели поведения казахов и факторы детерминирующие это поведение, дать их содержательную характеристику;

? Описать тендерные различия в моделях поведения казахов в моноэтнической и полиэтнической группе.

Концептуальная модель исследования. Задачи и гипотезы исследования, а также особенности изучаемого контингента, обусловили выбор совокупности методов исследования, отражённых в таблице 2.1.1, которые вместе с выработкой критериев и параметров их анализа, алгоритмом самой диагностической деятельности и реализацией определённых требований к надёжности и валидности применяемых методик, составили концептуальную модель исследования.

Сравнительный анализ исследования влияния национальной психологии на поведение казахов в конфликтных ситуациях в моноэтнической и полиэтнической группе

Анализ результатов методики К. Томаса выявил, что ведущим типом поведения в конфликтной ситуации у казахов в моноэтнической группе является приспособление (44%) и избегание (18%), но при этом могут присутствовать также компромиссный (16,5%), сотрудничающий (14,5%) и соперничающий (5%) типы.

В русской группе в конфликтной ситуации её члены отдают предпочтение соперничающему (36%) и сотрудничающему (28%) типам поведения, при наличии также компромисса (24,5%), приспособления (6,5%), избегания (5%). Значимость различий определялась по хи-квадрат критерию Пирсона (Р 0.001;хМЗЗ,75;к = 4). На наш взгляд данный факт говорит о том, что казахи в родной этнической группе придерживаются национальных традиций, воспитания, которые направлены на стремление к бесконфликтному существованию. Этот вывод подтверждается мнением II. Жазылтаевой о пугающем понятии «конфликт» для казахов [38]. Довольно интересен тот факт, что находясь в полиэтнической группе, казахи в конфликте выбирают соперничающий тип поведения (40%), а также возможны компромисс (12%), приспособление (24%) и избегание (24%). Необходимо отметить, что сотрудничающий стиль поведения в конфликтной ситуации казахи полиэтнической группы вообще исключают (0%). Значимость различий между выборками казахов в моноэтнической группе и казахов в полиэтнической группе определялась по хи-квадрат критерию Пирсона. Различия между выборками оказались значимыми ( р 0,01; х= 19,6; к=7; х -= 74,75; к=5).

Процентное распределение испытуемых с различными способами урегулирования конфликтов представлено на рисунке 2.2.1.

Вполне возможно, что находясь в полиэтнической группе, сталкиваясь с совершенно иным для казахов этносом, где отсутствует привычный для них менталитет и традиции, в конфликтной ситуации казахи стремятся доказать и отстоять свою значимость именно через соперничество. Вероятно, свою роль играет и тот факт, что соперничающий стиль поведения у русских является преобладающим в конфликте, и казахи своеобразно отражают (повторяют) его, тем самым желая именно таким образом приспособиться к окружающему их этносу.

Вероятно, фиксация на препятствии, как ведущий тип реагирования на фрустрационную ситуацию у казахов в моноэтнической группе вызван их нерешительностью, неприспособленностью к самостоятельным действиям и не видением путей разрешения конфликтной ситуации без так называемого третейского судьи. Этот факт подтверждается мнением Н. Жазылтаевой и Абая, которое мы рассматривали в теоретической части нашего исследования [1; 38].

Можно говорить и о том, что преимущественно проявляющиеся у казахов в моноэтнической группе нормальные реакции импунитивной направленности выступают следствием проявления их неадекватной лёгкости в отношении фрустрации (в этом случае они являются лишь одним из способов защиты своего «я»), этот факт подтверждается исследованием М.А. Чуракова, в котором с помощью некоторой модификации процедуры тестирования изучались внутренний и внешний планы реагирования на фрустрацию. Было, в частности, обнаружено, что у испытуемых, основной внутренней реакцией которых является фиксация на препятствии, на внешнем уровне наблюдается компенсационные реакции игнорирования препятствия [59].

Примечательно, что у казахов в полиэтнической группе наблюдаются значимые различия с казахами моноэтнической группы в типах и направленности реакции (Р 0,01; х = 17,12; к = 5. Р 0,05; хг= 8,72; к = 2). Ведущим типом реагирования на фрустрационную ситуацию является фиксация на самозащите (35%) и преобладание экстрапунитивной направленности (76%) (см. рис. 2.2.2; 2.2.3 ).

В данном случае снова обнаруживается стремление казахов полиэтнической группы отражать (повторять) поведения русских во фрустрирующей ситуации. Видимо, данный факт ещё раз подтверждает высокую приспособляемость казахов к окружающей их среде, о чём мы подробно говорили в теоретической части нашего исследования.

Вместе с тем, возможно, данный факт говорит и о проявлении агрессивных тенденций в поведении казахов (в не родной для них этнической среде это становится возможным и не осуждается, так как считается, что они вынуждены так поступать, тем самым защищая своё «я»).

Применение методики ценностных ориентации Е. Фанталовой позволило нам выявить ведущие ценности испытуемого этноса (см. приложение 4). Совпадения в иерархии ценностей определялись по т-Кендалла.

В ведущую их десятку в моноэтнической группе вошли следующие ценности казахов: доброта (1 место), сдержанность (2 место), искренность (3 место), сочувствие (4 место), любовь к детям (5 место), понимание других (6 место), прощение (7 место), терпение (8 место), наличие семьи (9 место), правдивость (10 место).

В тоже время десять главных ценностей респондентов русской группы при этом оказались представлены следующим образом: правдивость (1 место), деньги (2 место), целеустремлённость (3 место), мудрость (4 место), понимание других (5 место), профессиональная пригодность (6 место), твёрдость воли (7 место), самокритичность (8 место), честность (9 место), терпение (10 место).

Таким образом, выбор ведущих ценностей в представленном анализе весьма различен. Если казахи в своей родной этнической группе отдают предпочтение прежде всего таким ценностям, как «отношение к жизненным проблемам и объектам» и «характерологические и личные качества», то русские предпочитают сначала материальные и житейские блага, а потом уже «характерологические и личные качества».

В представленном ранжировании ценностей, мы можем видеть, что такие ценности как доброта, сдержанность, искренность, сочувствие и прощение, присущие казахам в моноэтносе, вошли только во вторую десятку ценностей у русских.

Данный выбор ведущей десятки ценностей у казахов в моноэтнической группе обусловлен влиянием культурно-исторических традиций, мусульманской верой, обычаями и т.д. Издревле, как мы описывали в теоретической части, ценности кочевников служили не экономическим целям, а человеку, смыслу его жизни [98].

Похожие диссертации на Влияние национальной психологии на поведение казахов в конфликтных ситуациях