Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Социально-психологические особенности семей различной этнической принадлежности 11
1.1. Понятие семьи: состав, функции, роли 11
1.2. Понятие этноса. Психологические аспекты этноса 23
1.3. Социально-психологическая характеристика семей различной этнической принадлежности 28
1.4. Научные подходы к изучению социально-психологического климата 44
1.5. Изучение стилей семейного воспитания 82
Выводы по 1 главе 106
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование социально-психологических особенностей семей различной этнической принадлежности 108
2.1. Характеристика выборки и методов исследования 108
2.2. Исследование компонентов и общего характера социально-психологического климата в семьях различной этнической принадлежности 115
2.2.1. Материально-жилищная сфера семей различной этнической принадлежности 115
2.2.2. Психофизиологический компонент социально-психологического климата в семьях разных этносов 117
2.2.3. Социально-психологический компонент климата в семьях разных этносов 120
2.2.4. Психологический компонент (родительская и бытовая сфера) в семьях разных этносов 122
2.2.5. Качество оценки брака супругами в семьях различной этнической принадлежности 134
2.2.6. Характер социально-психологического климата в семьях различной этнической принадлежности
2.3. Исследование стилей семейного воспитания в разных этносах 144
2.4. Исследование взаимосвязи социально-психологического климата семьи 147
и стилей семейного воспитания в разных этносах
Выводы по 2 главе
Заключение 159
Библиографический список используемой литературы I62
- Социально-психологическая характеристика семей различной этнической принадлежности
- Научные подходы к изучению социально-психологического климата
- Психофизиологический компонент социально-психологического климата в семьях разных этносов
- Качество оценки брака супругами в семьях различной этнической принадлежности
Введение к работе
Актуальность исследования. Повышение пристального внимания ученых разных областей к семье в последние два десятилетия не случайно, оно связано, с одной стороны, с необходимостью активизации человеческого фактора в условиях социально-экономического развития, с другой — с обострением некоторых проблем и противоречий, характеризующих состояние семейных отношений в настоящий момент.
Несмотря на общеизвестный факт, что в изменяющихся условиях экономики, политики, культуры семья утрачивает психологическую и социальную устойчивость, а также на возрастание числа кросскультурных исследований до настоящего времени социально-психологические проблемы современной семьи остаются недостаточно изученными. Научный поиск механизмов стабилизации супружеских взаимоотношений невозможен без изучения социально-психологических особенностей семей, которые приобретают все большее значение в ситуации неопределенности, характерной для сегодняшнего дня. Исследование социально-психологических особенностей семей разных этносов является важным компонентом этого научного поиска.
Семья занимает особое место в ряду социальных групп. Она имеет свои специфические проблемы, противоречия, конфликты, обусловленные не столько общественными явлениями, сколько личными качествами ее членов, характером их взаимоотношений. Вместе с тем, пока еще являются редкими прикладные исследования в психологии конкретных народов России. Все это и обусловило выбор темы диссертации «Социально-психологические особенности семей различной этнической принадлежности».
Проблема исследования определяется в том, что существует реальная необходимость изучения и учета в психологической, социальной и педагогической практике социально-психологического климата семьи, чутко реагирующего на выше упомянутые политические и экономические изменения, влияющие в последующем на выбор стиля семейного воспитания
5 в семьях различной этнической принадлежности. В связи с этим, в теоретическом плане проблема исследования - обоснование социально-психологических особенностей семей различной этнической принадлежности, а в практическом - проблема выделения составляющих социально-психологического климата, влияющих на стили семейного воспитания, которые формируются в процессе взаимодействия членов семьи в одной этнической группе под воздействием национальных и культурных традиций.
Объект исследования — социально-психологические особенности семей в различных этносах.
Предмет исследования — социально-психологический климат семьи и стили семейного воспитания как взаимосвязанные составляющие, характеризующие социально-психологические особенности семей различной этнической принадлежности.
Цель исследования — определить теоретические и практические подходы к изучению социально-психологических особенностей семей с различной этнической принадлежностью и выявить взаимосвязь социально-психологического климата семьи и стилей семейного воспитания.
Гипотеза исследования. Социально-психологические особенности семей с различной этнической принадлежностью проявляются в таких интегративных составляющих, как социально-психологический климат семьи и стиль семейного воспитания, содержание которых отражает культуру и стереотипы внутрисемейных отношений различных этнических групп. Во взаимосвязи социально-психологического климата семьи и стиля семейного воспитания определяется мера стабильности семьи, преемственность этнических ценностей и традиций конкретного этноса.
Задачи исследования:
1. Раскрыть содержание понятия семьи как социально-психологической группы и дать анализ феномена семьи в различных этносах.
Выявить основные составляющие, определяющие социально-психологические особенности семей различной этнической принадлежности.
Подобрать комплекс методов, обеспечивающих изучение социально-психологического климата и стиля семейного воспитания в семьях различной этнической принадлежности.
Выявить взаимосвязь между социально-психологическим климатом и стилями семейного воспитания в семьях разных этносов.
Методологической основой исследования являются:
теоретические концепции семьи как социально-психологической общности, малой социальной группы, выполняющей определенные функции, включающий систему семейных ролей, обладающей определенной структурой (А.И.Антонов, С.М.Голод, Е.А.Личко, О.А.Карабанова, М.С.Мацковский, В.М.Медков, М.Мид, В.Сатир, Т.М.Трапезникова, А.Г.Харчев и др.);
подходы к изучению этноса, национальных особенностей, а также анализ этнических проблем, закономерностей взаимоотношений между людьми в зависимости от их этнической принадлежности (С.А.Арутюнов, Е.П.Белинская, Ю.В.Бромлей, Л.Н.Гумилев, В.И.Козлов, Н.М.Лебедева, Т.Г.Стефаненко, А.А.Сусоколов, Н.Н.Чебоксаров, З.Фрейд, Э.Фромм, и др.);
подходы к изучению социально-психологического климата (как в организациях, так и в семье) в отечественной и зарубежной социально-психологической науке (Г.В.Акопов, Г.М.Андреева, О.А.Добрынина, Е.И.Киселев, А.П.Краковский, Е.С.Кузьмин, Р.А.Левис, А.С.Макаренко, В.Меде, В.Н.Панферов, К.К.Платонов, Н.Н.Обозов, А.Н.Обозова, В.Б.Ольшанский, А.П.Ощепкова, А.Л.Свенцицкий, В.Е.Семенов, Дж.Спениер и др.);
подходы к изучению структуры социально-психологического климата семьи (В.Ф.Галыгин, О.А.Добрынина);
положения о психолого-педагогических основах детско-родитель-ских отношений, о типологии стилей семейного воспитания, о семейной социализации, о воспитании детей в семье (А.Адлер, АЛ.Варга, А.И.Захаров,
7 Л.Ковар, П.Ф.Лесгафт, А.Е.Личко, А.С.Макаренко, В.М.Минияров, А.В.Петровский, Л.Г.Сагатовская, В.Сатир, Е.Т.Соколова, А.С.Спиваковская, В.В.Столин, В.А.Сухомлинский, Н.Штирман, З.Фрейд, Э.Фромм, Э.Г.Эйде-милер, В.ВЛОстицкис и др.).
База исследования. Социально-психологическое исследование семей различных этносов репрезентативно в отношении территории исследования, единой для всех изучаемых этносов. В качестве нейтрального и толерантного региона по отношению к этносам была избрана республика Башкортостан (г. Уфа). Изучались семьи русских, башкир и татар, в наибольшей степени представленные в составе населения данной территории. В обследовании принимали участие родители полных гомогенных семей. Выборочная совокупность составила 208 семей; из них 65 - русских, 70 - башкирских и 73 — татарских.
Методы исследования. Для реализации целей и задач исследования использовался комплекс взаимодополняющих теоретических и эмпирических методов: анализ психологической, этнопсихологической и педагогической литературы по теме исследования, эксперимент констатирующий, эмпирические методы (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование). При обработке и анализе материалов применялись методы математической статистики: группировочные таблицы, графики и диаграммы, вычисление коэффициентов различий между группами и признаками (хи-квадрат), выявление связи между признаками с помощью полихорического коэффициента связи Чупрова.
Надежность и достоверность результатов обеспечивались: применением комплекса теоретических и эмпирических методов, адекватных целям, задачам и предмету исследования; сочетанием качественного и количественного анализа его результатов; статистической значимостью экспериментальных данных.
s Научная новизна исследования:
раскрыто содержание таких интегративных социально-психологических составляющих, характеризующих особенности семей с различной этнической принадлежностью, как социально-психологический климат семьи и стиль семейного воспитания;
выделены компоненты социально-психологического климата семьи {материально-жилищные условия, психофизиологические, социально-психологические, психологические (родительская и бытовая сфера) показатели, качество оценки брака}, выявлены их различия у разных этносов, а также определен характер социально-психологического климата в семьях различной этнической принадлежности;
подобран комплекс методов, обеспечивающий изучение стилей семейного воспитания и социально-психологического климата семьи; адаптирована к этническому материалу комплексная диагностическая методика В.М.Миниярова, состоящая из беседы, наблюдения и теста, что обеспечило выявление стиля семейного воспитания в разных этносах, а также методика (В.Ф.Галыгин, О.А.Добрынина) для определения семейного климата; впервые использовано сочетание этих методик;
выявлена взаимосвязь между социально-психологическим климатом и стилем семейного воспитания в семьях различных этносов.
Теоретическая значимость исследования заключается в расширении представлений о социально-психологических характеристиках семей различной этнической принадлежности, в частности, об этнической обусловленности социально-психологических особенностей семьи. Конкретизированы представления о характере и особенностях социально-психологического климата и стилей семейного воспитания в русских, татарских и башкирских семьях, что позволило углубить научные представления о социально-психологических особенностях семьи.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут способствовать совершенствованию практической
9 деятельности психолога по семейному консультированию и семейной терапии, а также в практике преподавания социальной психологии, этнической психологии, психологии семьи и педагогической психологии; в конечном счете, исследование способствуют решению таких задач, как повышение качества воспитания в семьях различной этнической принадлежности, а также совершенствованию работы по укреплению межэтнических отношений народов России.
Апробация работы. Апробация материалов исследования проводилась по ряду направлений, включавших: а) опубликование результатов исследования в печати; б) использование материалов и выводов исследования в учебном процессе СГПУ; в) обсуждение на международных, всероссийских, региональных научно-практических конференциях в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре в 1999-2004 гг.
Положения, выносимые на защиту:
Социально-психологические особенности семей с различной этнической принадлежностью могут быть раскрыты через изучение социально-психологического климата и стилей семейного воспитания, выступающих в качестве интегративных составляющих и отражающих: внутреннюю культуру различных этнических групп, стереотипы внутрисемейных отношений.
К компонентам, определяющим социально-психологический климат семьи, относятся: материально-жилищные условия, психофизиологические, социально-психологические, психологические (родительская и бытовая сфера) показатели, качество оценки брака; совокупность этих компонентов определяет характер социально-психологического климата — благоприятного или неблагоприятного.
Особенности стилей семейного воспитания в семьях с различной этнической принадлежностью не только определяют характер взаимоотношений родителей и детей, но и обеспечивают меру стабильности семьи, преемственности этнических ценностей и традиций конкретного этноса.
4. Существует взаимосвязь между социально-психологическим климатом семьи и стилем семейного воспитания.
Структура и объем диссертации соответствуют логике исследования и включает введение, две главы, заключение, библиографический список использованной литературы (315 наименований), 4 приложения. Также работа содержит 19 таблиц и 17 диаграмм.
Социально-психологическая характеристика семей различной этнической принадлежности
В научной литературе мало затрагиваются вопросы, связанные с социально-психологическими характеристиками представителей различных этносов. В нашем исследовании приняли участие представители трех этносов: русские, башкиры и татары.
Развитие современной семьи у русских происходит в целом в одном направлении и характеризуется, прежде всего, определяющим влиянием единых социально-экономических и правовых основ, созданных для семьи в государстве.
Предпосылки для господства у русских семей, состоящих преимущественно из супругов и их детей, не вступивших еще в брак, начали складываться еще в эпоху феодализма. Традиция существования «большой» семьи, которая у крестьян удерживалась довольно долго, в городе не получила значительного развития, хотя у некоторых групп городского населения и имелась тенденция к сохранению, а порой и возрождению «большой» семьи (например, братского типа). Развитие этой тенденции определялось социально-экономическими причинами и зависело от характера занятий, требующих или не требующих затраты трудовых усилий большого семейного коллектива, от наличия какого-либо имущества, которое не хотели дробить, от нежелания отдельных семей из податных сословий брать новое тягло при появлении молодых семей и т.п.
Как показал анализ имеющихся материалов [46, 52, 61, 87, 101, 165, 214, 272], в провинциальных городах Центральной России большую группу составляли семьи в два поколения, т.е. в основном семьи супругов и их неженатые и незамужние дети - без дедов и внуков. Среди них, правда, могли быть и вдовьи семьи с детьми и (как нетипичная ситуация) с двумя и более супружескими парами без детей. Другую большую группу составляли семьи в три поколения, включавшие главным образом родителей и их несемейных детей (или без них) и женатого сына с его детьми.
Одной из особенностей развития традиций в настоящее время является нарушение бытовавшего в прошлом обычая предпочтения связей родителей с младшим сыном, который оставался с ними и наследовал хозяйство. Теперь вопрос этот решается не по обычаю. Характер контактов родителей с детьми определяется избирательно и зависит не столько от материального благосостояния или территориальной близости этих последних, сколько от степени духовной близости и взаимопонимания, поддерживающихся между родителями и детьми. Следовательно, особенности семейных отношений, характер социально-психологического климата семьи, а также принятый в семье стиль воспитания становятся наиболее важным регулятором жизнедеятельности семьи.
Наиболее существенные изменения во внутрисемейных связях, означавшие отход от патриархальных традиций, складывавшихся в условиях господства авторитарного строя, происходили в конце XIX - начале XX в. в среде промышленных городских рабочих в процессе формирования и стабилизации потомственных их кадров. Почти полное отсутствие частной собственности в рабочих семьях, минимум имущества и определенный трудовой вклад в бюджет всех взрослых и даже подростков, вынужденных работать, создавали предпосылки для развития в этих семьях равноправных отношений, освобождали от решения многих вопросов экономического порядка, важных для других групп городского населения, например, при заключении брака, при передаче наследства и др. В передовых семьях супруги не только совместно вели хозяйство и воспитывали детей, но и с вниманием относились к профессиональным и общественным делам друг друга.
Реальная расстановка сил в большинстве современных семей, характер внутрисемейных связей ведут к тому, что важные семейные решения в большинстве случаев принимаются не единолично главой семьи, а совместно обоими супругами с привлечением к участию в этом второй пары супругов, если они проживают совместно с родителями, и очень часто взрослых незамужних и неженатых детей, особенно в двухпоколенной семье. Если в семье систематически возникает несогласие, в ней создается благоприятная почва для развития центробежных тенденций - к разводам, разделам семей, к выделу взрослых детей. Нередко они и реализуются в силу экономической независимости работающих членов семей. Таких семей также немало; они в конце концов разъезжаются. Следовательно, важнейшей особенностью русских семей является участие обоих родителей в семейном воспитании детей, что также предполагает применение определенных методов воспитательного воздействия.
Один из самых серьезных вопросов семейного быта - это вопрос о материальных средствах, о семейной кассе. В семьях бюджет обычно носит раздельно-смешанный характер, когда все работающие складывают деньги в определенной пропорции, оставляя часть из своих заработков у себя. Большие покупки с общего согласия делают на специально для этого откладываемые средства. Экономическая жизнь русских семей организована на принципе двуначалия.
Научные подходы к изучению социально-психологического климата
История изучения социально-психологического климата традиционно связана с социально-психологическими исследованиями в коллективах различных организаций. Это обстоятельство наложило своеобразный отпечаток на специфику понимания этого феномена в отечественной психологии. Проблемами социально-психологического климата занимались О.И.Зотова, В.А.Кольцова, Е.С.Кузьмин, А.ПКраковский, И.К.Кряжева, В.Мёде, В.Б.Ольшанский, А.П.Ощепкова, К.К.Платонов, Б.Д.Парыгин, В.Н.Панферов, В.Е.Семенов и др. [96, 114, 121, 123, 124, 177, 182, 184, 186, 193,211,212,216,217,312].
Рассмотрим соотношение понятия социально-психологический климат с другими психологическими дефинициями, составляющими общее смысловое пространство.
Понятие «социально-психологический климат» появилось в научном языке наряду с такими интегральными понятиями, характеризующими групповые эффекты совместных форм жизнедеятельности людей, как «психологическая атмосфера», «психологический климат», «нравственная атмосфера», «морально-психологический климат» и другие, которые получили широкое распространение в современной науке и практике. Эти понятия возникли по аналогии с географическим климатом, что позволило осмыслить практическое значение межличностных отношений как особых условий жизнедеятельности человека в коллективе.
Так, даже была предложена географическая метафора для понимания социально-психологического климата: «Психологический климат, или микроклимат, или психологическая атмосфера - все эти скорее метафизические, чем научные выражения очень удачно отражают существо проблемы. Подобно тому, как в одном климате растение может зачахнуть, а в другом пышно расцвести, человек может испытывать внутреннюю удовлетворенность и быть хорошим работником в одном коллективе и совершенно захиреть в другом» [177, с. 260].
Метафоричность понятия «климат» может порождать скептицизм в отношении его научной ценности. Категория атмосферы, как отмечается в литературе, характеризуется большой неустойчивостью, динамичностью. Она имеет как положительную, так и отрицательную окраску. В связи с этим - социально-психологический климат семьи - понятие более общего характера, отражающее результат взаимодействия многих факторов семейной жизни, являющееся своеобразным фокусом их пересечения [186, 193,216].
Характеристики социально-психологического климата в отечественной психологической литературе выделяются, прежде всего, на материале производственных коллективов. Ряд авторов выделяют следующие составляющие социально-психологического климата: состояние человека, его настроение, организационные, функциональные отношения в коллективе, личные симпатии-антипатии, психологический настрой, стиль руководства, ценностное ориентационное единство [96].
В психологии утвердилась точка зрения, согласно которой главной структурной образующей социально-психологического климата является настроение. К настроению (эмоциональному состоянию) группы сводят содержание понятия «психологический климат» и некоторые другие авторы (В.М.Бехтерев, В.Мёде, А.Н.Лутошкин, Ф.Олпорт, В.Н.Панферов, К.К.Платонов, и др.) [146, 184, 193, 290, 312 и др.]. При этом следует заметить, что-само настроение характеризуется неустойчивостью, и может иметь как положительную, так и отрицательную окраску.
Значительно расширяет содержание понятия социально-психологический климат Е.С.Кузьмин. По его мнению, «понятие психологического климата емкое, оно отражает характер взаимоотношений между людьми, преобладающий тон общественного настроения» [122, с. 108].
В настоящее время в социальной психологии установлено, что категория «отношения» является исходной в определении понятия социально-психологического климата. Система человеческих отношений в первичных группах и коллективах как целостный феномен определяется понятием социально-психологический климат [184]. Психологический климат включает в себя систему межличностных отношений, психологических по природе (симпатия, антипатия, дружба и т.д.), психологические механизмы взаимодействия между людьми (подражание, сопереживание, содействие), систему взаимных требований, общее настроение, общий стиль совместной трудовой деятельности, интеллектуальное, эмоциональное и волевое единство коллектива [142].
Под межличностными отношениями в психологии понимают «субъективно переживаемые связи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах межличностного взаимодействия, т.е. взаимных влияниях, оказываемых людьми друг на друга в процессе их совместной деятельности и общении» [199, с. 206].
Межличностные отношения являются одной из важнейших и наиболее подробно изученных, как на теоретическом, так и на эмпирическом уровне, проблеме социальной психологии. К настоящему времени советскими учеными накоплен ценный фактический материал по этой проблеме [13, 42, 139, 144, 168, 177].
Г.М.Андреева рассматривала межличностные отношения как фактор психологического «климата» группы. Эмоциональная основа межличностных отношений означает, что они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу [13].
Межличностные отношения охватывают широкий диапазон явлений, но все они могут быть классифицированы с учетом трех компонентов взаимодействия: восприятие и понимание людьми друг друга, межличностная привлекательность, взаимовлияние [177]. В настоящее время большинство авторов в структуре межличностного взаимодействия выделяют три компонента: практический, аффективный, гностический [42]; регулятивный, аффективный, информационный [144].
Психофизиологический компонент социально-психологического климата в семьях разных этносов
Сексуальное удовлетворение или супружеская совместимость понимается и нормативно оценивается по-разному в разных странах или даже в разных этнических районах одной страны.
По психофизиологическому компоненту выявлены статистически значимые различия между семьями с различной этнической принадлежностью ( = 9,55; /? 0,01), то есть по удовлетворенности сексуальными отношениями, здоровьем и внешним видом супруга семьи с различной этнической принадлежностью отличаются друг от друга. При этом во всех этносах в большей степени представлены семьи, в которых не имеет места психофизиологическая напряженность (Табл. № 3), то есть оба супруга удовлетворены своими сексуальными отношениями, физическим здоровьем и манерой одеваться, внешним обликом своего супруга. У башкир семьи, в которых отсутствует межличностная напряженность, составляют 78,6 %, у татар - 74 %, а у русских - 55,4 %. Наиболее специфичными оказались семьи русских, среди которых соотношение числа семей с наличием и отсутствием психофизиологической напряженности составляет примерно одинаковое количество. В семьях же башкир и татар основную массу составляют семьи, в которых отсутствует психофизиологическая напряженность во взаимоотношениях между супругами. Можно предположить, что полученные в исследовании результаты не отражают действительную картину семейных взаимоотношений, так как возрастание числа семей с отсутствием психофизиологической межличностной напряженности в башкирских и татарских семьях может быть связана с действием культурных и социальных норм, согласно которым обсуждение интимной сферы жизни представляется неприемлемым.
Физическая привлекательность супруга не является чем-то устойчивым для супругов различных этнических групп. Как указывает Д.Майерс, «привлекательность — это то, что люди в данном месте и времени находят привлекательным» [148]. Во всех этнических группах, ответы на вопросы, связанные с оценкой сексуальной привлекательности супруга сопровождались зачастую односложными ответами, что, по-видимому, связано с интериоризацией супругами норм воспитания и идеологии, существовавших еще в советское время.
До сих пор в социологических исследованиях семьи, как правило, опрашивался лишь один из супругов, и по его ответам судили об удовлетворительном функционировании брака и о семейном поведении в целом. Такой подход нам представлялся, по меньшей мере, недостаточным. Поэтому мы обратились к обоим супругам. Ответы мужа и жены на унифицированный опросник дают возможность, с одной стороны, уловить меру согласованности или рассогласованности их восприятий частных аспектов социально-психологического климата, а с другой, выявить специфичность ожиданий и действий каждого из супругов, детерминированных половым диморфизмом и субкультурными различиями.
Необходимость при изучении взаимоотношений мужа и жены рассматривать в качестве объекта супружескую пару впервые была осознана в сексологии. Известные американские исследователи В.Мастере и В.Джонсон расценивая половой акт как форму общения, взаимодействия двух индивидов, пришли к выводу о том, что любое его нарушение у одного из участников не может не породить резонанс у второго [151].
Стало быть, по индивидуальным суждениям одного из супругов не всегда можно достоверно судить о реалиях семейной ситуации. В нашем исследовании была обеспечена репрезентативность оценки семейной жизни, так как итоговые показатели анализа, в том числе и показатели психофизиологической межличностной напряженности были получены из совокупной оценки ответов каждого из супругов.
Качество оценки брака супругами в семьях различной этнической принадлежности
В связи с изменением семейных функций в современном обществе проблема качества брака становится центральной проблемой при исследовании семьи. Стабильность и удовлетворенность браком - связанные понятия, но их нужно различать, причем различия связаны с разделением подходов к изучению качества брака на социологический и психологический. В психологическом исследовании основной акцент ставится на изучении именно удовлетворенности браком. По С.И.Голоду, удовлетворенность браком, складывается как результат адекватной реализации представления о семье, сложившегося в сознании человека под влиянием встреч с различными событиями, составляющими его опыт в данной сфере деятельности [73].
Вопросы, касающиеся качества оценки брака и направленные на выявление ориентации супругов на развод: 26,27— качество оценки брака супругами; 29, 30— ориентации супругов на развод и причины, по которым данный брачный союз может быть расторгнут. статистически значимые различия (/2 = 9,56; р 0,01), то есть семьи с различной этнической принадлежностью отличаются друг от друга по степени удовлетворенности браком.
При этом во всех этносах в большей степени представлены семьи, в которых оба супруга удовлетворены своим браком, в то время как семьи, в которых присутствует неудовлетворенность браком, составляют меньшинство (Табл. № 11). Так, среди русской подвыборки число семей, в которых оба супруга удовлетворены своим браком, составляют 58,5 %, среди башкирских семей соответствующий показатель - 80,0 %, а среди татар число таких семей составляет 78,1 %.
Исследуя представления о браке, мы установили решающую его зависимость от реально складывающихся отношений. Муж и жена, в процессе семейного взаимодействия, стремятся актуализировать модели образа жизни своих родительских семей. Однако, как правило, сталкиваются с целым рядом затруднений: материально-бытовых, эмоционально-психологических, интимно-нравственных, преодоление которых требует от них определенных интеллектуальных и волевых усилий, чтобы понять и оценить причины возникающих между супругами несовпадений в ожиданиях и требованиях относительно друг друга. От осознания желания и потенциальных возможностей совместить свои ценностных ориентации и ожидания супругов во многом зависит субъективная удовлетворенность браком. Удовлетворенность браком у супругов складывается благодаря достижению высокой степени психологической, социально-психологической и духовной совместимости между ними.
По-видимому, меньший процент семей с позитивной оценкой качества брака у русских связан с целым рядом затруднений: материально-бытовых, эмоционально-психологических, психофизиологических, социально-психологических. Важнейшими факторами, определяющими достижение высокой степени удовлетворенности браком, являются, во-первых, образовательный уровень супругов, интериоризация ими общекультурных принципов и иерархия ценностных ориентации. Также хотелось бы отметить достаточно скромную экспектацию (социальные ожидания) по-поводу вовлеченности мужей в хозяйственно-бытовую сферу.
Также для определения компонента социально-психологического климата «качество оценки брака» был дополнительно изучен ряд характеристик: ориентация супругов на развод; причины, приводящие к разводу и выражение отношения супругов друг к другу.
В 80-ые годы интерес ученых к изучению закономерностей выбора брачного партнера заметно упал. Исследователи переключили свои усилия на анализ брачных факторов, угрожающих стабильности семьи [68, 242, 288]. К факторам риска относят такие обстоятельства, как слишком ранний брак, разница между супругами в возрасте более 10 лет, разница в физической привлекательности, некоторые мотивы при вступлении в брак (по материальным соображениям, незапланированная беременность и др.). В нашем исследовании мы изучали, прежде всего, те показатели, которые дают более содержательную характеристику качества оценки брака.
По дополнительному показателю «ориентация супругов на развод» были выявлены статистически значимые различия (/2 = 25,42; р 0,01). При этом в семьях башкир и татар основную массу составляют семьи, в которых оба супруга ориентированы на дальнейшую семейную совместную жизнь (Табл. № 12). В русских семьях примерно половину от общего числа семей составляют семьи, в которых оба супруга ориентированы на развод, а другую половину — соответственно семьи, в которых супруги настроены на будущую совместную жизнь. Следовательно, наиболее специфичными оказались русские семьи, где в наибольшей степени представлены семьи, в которых оба супруга ориентированы на развод, а не на дальнейшую совместную жизнь. Эти данные согласуются с данными, полученными при общем анализе качества оценки брака, так как семьи, в которых оба супруга неудовлетворены своим браком наиболее представлены в русской подвыборке.