Введение к работе
Актуальность исследования. В современном мире, человек каждый день сталкивается с новыми аспектами жизни, и ранее ему незнакомыми проблемами. Политические и экономические изменения в отдельных регионах мира заставляют людей покидать свою историческую родину в поисках лучших условий жизни. По данным всероссийской переписи населения 2010 года в РФ, насчитывается более 200 этнических групп и большая часть из них проживает на юге России. В результате миграции возникают различные проблемы, в том числе и на этнической почве, что негативно отражается на функционировании всех социально-политических институтов государства (И.В. Абакумова, А.Г. Асмолов, П.Н. Ермаков, Т.П. Скрипкина, Г.У. Солдатова, Т.Г. Стефаненко).
В этой связи интерес представляет исследование смысла жизни, которые во многом определяет специфику гражданской идентичности у взрослых различной этноконфессиональной принадлежности.
Исследования, посвященные изучению смысловой сферы личности, являются в настоящее время наиболее актуальным направлением в современной психологической науке. Данной проблемой занимались: И.В. Абакумова, А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, Л.С. Выготский, П.Н. Ермаков, Д.А. Леонтьев, А.В. Петровский, Т.П. Скрипкина, В.В. Столин, В.Э. Чудновский.
Вместе с тем, изучению смысложизненных ориентаций с точки зрения этноконфессиональной принадлежности личности, в настоящее время, уделяется недостаточное внимание.
В психологической литературе выделяют различные компоненты этнической идентичности: эмоциональный, когнитивный, ценностный и поведенческий. Вместе с тем, этноконфессиональная принадлежность личности включает в себя как компоненты этнической идентичности, так и смысложизненные ориентации. В этой связи приобретает важное значение разработка программ по формированию гражданской идентичности в поликультурной и поликонфессиональной среде, что требует изучения психологических особенностей этнического самоопределения личности и ее смысложизненных ориентаций. В этой связи, отмечаются следующие противоречия:
между необходимостью выявления смысложизненных ориентаций у представителей различных этносов и национальностей, проживающих на территории РФ, и недостаточным количеством разработок в этой области;
между ростом числа межэтнических столкновений, и недостаточным использованием возможностей этнической конфликтологии, обладающей значительными ресурсами в области взаимодействия с позиции гражданской идентичности.
Вышеперечисленные противоречия и теоретические предпосылки, существующие в современной психологии, порождают проблему исследования, которая заключается в необходимости исследования психологических особенностей интерпретации смысложизненных ориентаций взрослыми различной этно- конфессиональной принадлежности.
Предметом исследования выступает смысловая сфера личности.
Объектом исследования выступают взрослые люди различной этнокон- фессиональной принадлежности.
Цель работы заключается в изучении особенностей интерпретации смысла жизни взрослыми различной этноконфессиональной принадлежности.
Цель исследования конкретизирована в следующих задачах:
Теоретические
-
-
Рассмотреть и проанализировать понятие смысла жизни, а также основные подходы к интерпретации смысла жизни как базового элемента внутренней картины мира личности.
-
Изучить специфику представлений о смысловом содержании жизненного пути личности в современном обществе.
-
Проанализировать возможные отличия в особенностях интерпретации смысла своей жизни взрослыми различной этноконфессиональной принадлежности.
Методические
-
-
Рассмотреть возможный комплекс методов и методик для оценки представлений о смысле жизни.
-
Сформировать методический комплекс для исследования специфики интерпретации смысла своей жизни (интервью, стимульный и диагностический материал) с целью выявления сходства либо различия в картине мира у взрослых различной этноконфессиональной принадлежности.
Эмпирические
-
-
Изучить особенности интерпретации смысла своей жизни у взрослых различной этноконфессиональной принадлежности.
-
Провести сравнительный анализ интерпретации смысла своей жизни у испытуемых в зависимости от этнической и религиозной принадлежности.
-
Описать и классифицировать представления о смысловом содержании жизни у взрослых.
Гипотезы исследования:
-
-
-
Особенности интерпретации смысла жизни могут зависеть от этнокон- фессиональной принадлежности человека.
-
Этноконфессиональная принадлежность человека может являться фактором, формирующим поведенческие механизмы межэтнического взаимодействия.
-
На основе диагностических исследований, интерпретации смысла жизни, можно разработать программы по формированию гражданской идентичности у людей различной этноконфессиональной принадлежности.
Теоретико-методологической основой исследования являются: отечественные общепсихологические теории ценностно-смыслового развития (И.В. Абакумова, Е.Ю. Артемьева, Л.С. Выготский, П.Н. Ермаков, В.П. Зинченко,
А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, В.И. Слободчиков, Е.В. Субботский, О.К. Тихомиров); представления о смысловой сфере личности и направленной трансляции смыслов (И.В. Абакумова, А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, А.В. Брушлинский, Ф.Е. Василюк, В.К. Вилюнас, В.А. Иванников, Д.А. Леонтьев, С.Я. Рубинштейн, В.В. Столин); психосемантический подход к изучению этнических стереотипов (Е.Ю. Артемьева, К.В. Бердников, А.Р. Кравцова, О.В. Митина, О.Т. Мельникова, В.Ф. Петренко, Е.Е. Пронина, В.С. Осипова); положения о развитии этнического самосознания как компонента личностного самосознания (Т.Ц. Дугарова, В.С. Мухина, Т.Л. Миронова, В.В. Столин); психологические теории этнокультурной направленности личности (Р. Билз, Г.Д. Дмитриев, И.В. Колоколова, Н.М. Лебедева, М.Ю. Мартынова, В. Раутен, Т.П. Скрипкина, Г.У. Солдатова, Т.Г. Стефаненко, Л.М. Сухорукова).
Этапы проведения исследования. Диссертационное исследование проводилось с 2010 по 2013 годы и включало три этапа.
На первом, поисково-теоретическом этапе (с сентября 2010 по июнь 2011 гг.) осуществлялась теоретическая разработка проблемы на основе изучения философской и психологической литературы, определилась тема, объект и предмет исследования, его цели, гипотеза, задачи, методы, а также составлялся план эмпирического исследования.
На втором, экспериментальном этапе (с июня 2011 по май 2012 гг.) разрабатывалась программа эмпирического исследования и определялась база его проведения. Формировался и разрабатывался банк диагностических методик исследования, осуществлялось конструирование анкетного опросника. Осуществлялась предварительная выборка испытуемых, с которыми потом проводилось исследование.
На третьем, обобщающем этапе (с мая 2012 по февраль 2013 гг.) были осуществлены анализ, систематизация и обобщение результатов исследования, уточнены его основные положения, обобщены основные результаты теоретического и эмпирического исследования, сделаны выводы, завершено оформление диссертации.
В работе было использовано несколько групп методов: теоретические: анализ научно-теоретических, философских, психологических и педагогических источников по проблеме исследования; эмпирические: методика СЖО, адаптированная Д.А. Леонтьевым, анкета на выявление смысложизненных ориентаций, экспресс - опросник «Индекс толерантности», тест «Типы этнической идентичности» Г.У. Солдатовой, анкета (этнопсихологический опрос), тест ценностных ориентации М. Рокича, методика «Пословицы» С.М. Петровой; методы первичной обработки: описательная статистика и метод вторичной обработки - контент-анализ; методы математической статистики: пакет программ Stastistika 5.1 и Ехсеї 7.0, с помощью которых были применены методы описательной статистики, проведен однофакторный дисперсионный анализ, а также качественный анализ данных и графическое представление результатов.
Эмпирическая база исследования. Общее количество респондентов составило 480 человек.
Положения, выносимые на защиту:
-
-
-
-
Интерпретация смысла жизни как устойчивая личностная характеристика, определяющая мировоззренческие установки личности, зависит от этно- конфессиональной принадлежности человека.
-
Этноконфессиональная принадлежность человека является фактором, который формирует поведенческие механизмы межэтнического взаимодействия в поликультурном и поликонфессиональном регионе.
-
Формирование гражданской идентичности обеспечивается специальной программой, которая способствует гармоничному межэтническому принятию в условиях полиэтнического региона.
Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования гарантирована: общей логикой построения исследования и целостным подходом к решению проблемы; методологической обоснованностью и непротиворечивостью исходных теоретических положений исследования; подбором комплекса диагностических методик, использованием проверенных стандартизированных методик и корректной организацией опытно-экспериментальной работы; статистическими методами обработки полученных данных; результатами экспериментальной работы, практическим подтверждением основных положений исследования.
Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна. В рамках нашего исследования была дополнена теория развития этнической идентичности в условиях полиэтничного региона.
Были обнаружены существенные различия в представлении о смысле человеческого существования у представителей различных этнических и религиозных групп.
Были выявлены половозрастные различия в формировании смысложиз- ненных ориентаций. У большинства женщин понимание смысла жизни с возрастом меняется, а у мужчин остается неизменным. Определена динамика изменения смысложизненных ориентаций. В зрелом возрасте, большинство опрошенных смыслом жизни, выбирают «жизнь для других», а молодежь предпочитает «жизнь для себя».
Выделены учебные предметы, помогающие человеку в поиске смысла жизни: психология, философия, литература, история.
Были выявлены различия уровня гражданской идентичности у представителей различной этноконфессиональной среды. Самый высокий уровень гражданской идентичности наблюдался у баптистов и буддистов, ответы остальных респондентов были в пределах нормы.
Теоретическая значимость исследования. Рассмотрены представления о смысложизненных стратегиях граждан Российской Федерации в контексте этноконфессиональной принадлежности личности.
Расширены представления о структурно - содержательных характеристиках смысложизненных ориентации у представителей конкретных этнических групп в соответствии с этноконфессиональной принадлежностью.
Заложен потенциал для дальнейших исследований этнического компонента в процессе формирования гражданской идентичности в российском обществе.
Практическая значимость исследования. Разработаны и апробированы две анкеты, первая представляет собой этнопсихологический опрос и позволяет определить этноконфессиональную принадлежность личности; вторая же направлена на изучение представлений человека о его месте в мире и о смысле его существования. Разработаны рекомендации по направленному формированию гражданской идентичности у студентов и взрослых, различной этнокон- фессиональной принадлежности.
Апробация и внедрение работы. Материалы диссертации докладывались на заседаниях кафедры общей психологии и психологии развития факультета психологии Южного федерального университета (Ростов-на-Дону, 20102013); Первой Международной научно-практической конференции «Инновационный потенциал субъектов образовательного пространства в условиях модернизации образования» (Ростов-на-Дону, 2010); Фестивале «Мир Кавказу» (Ростов-на-Дону, 2010-2012); на ХХХІХ и ХХХХ научных конференциях сотрудников, аспирантов и студентов факультета психологии Южного Федерального Университета (Ростов-на-Дону, 2010-2012).
Материалы диссертационного исследования используются в учебном процессе на факультете психологии Южного федерального университета.
Публикации. По теме диссертации опубликовано 10 работ общим авторским объёмом в 3,55 усл.п.л., из них 3 работы - в журналах, рекомендованных ВАК РФ.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения; трех глав; заключения, включающего основные выводы, программу по формированию гражданской идентичности и перспективы дальнейшего исследования проблемы; библиографического списка, включающего 238 источников, в том числе 11 - на иностранных языках; 9 Приложений. Работа иллюстрирована 54 Рисунками и 24 Таблицами. Содержание работы изложено на 181 странице.
Похожие диссертации на Психологические особенности интерпретации смысла жизни взрослыми различной этноконфессиональной принадлежности
-
-
-
-
-
-
-
-