Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Современное состояние проблемы имиджа многодетной семьи и его детерминации в контексте демографического кризиса и внедрения рыночной экономики в России 15
1.1. Научно-теоретические и методологические основы исследования имиджа многодетной- семьи 15
1.2. Социально-психологические характеристики молодежи как респондентов имиджа многодетной семьи 22
1.3. Основные проблемы и направления психологического изучения имиджа.многодетной семьи 30
Глава 2. Разработка модели и инструментарий исследования социально-психологических детерминант имиджа многодетной семьи у российской молодежи. 63
2.1. Социально-психологическая структура имиджа многодетной семьи
2.2 Моделирование социально-психологической детерминации.имиджа многодетной семьи у российской молодежи 70
2.3. Психологический инструментарий и проведение эмпирической части исследования 81
Глава 3. Эмпирическое исследование социально-психологических детерминант имиджа многодетной семьи у российской-молодежи 95'
3.1. Выявление источников имиджформирующей информации о многодетных семьях и детерминируемых ими видов имиджа 95
3.2. Установление приоритетности видов семей при выборе молодежью модели собственношсемьи 97
3.3. Определение доминирующей инстинктоидной направленности респондентов 106
3.4. Проективное исследование стереотипных образов и оценочного отношения молодежи к многодетным семьям, как неосознаваемых детерминант имиджа 111
3.5. Выявление реального и идеального имиджевого поля многодетных семей в представлении молодежи 124
Заключение 130
Список литературы 140
Приложение 153
- Социально-психологические характеристики молодежи как респондентов имиджа многодетной семьи
- Основные проблемы и направления психологического изучения имиджа.многодетной семьи
- Моделирование социально-психологической детерминации.имиджа многодетной семьи у российской молодежи
- Установление приоритетности видов семей при выборе молодежью модели собственношсемьи
Введение к работе
1. Введение
Актуальность исследования. Современный кризис института семьи и развитие негативных демографических процессов ставят перед государством задачу выхода страны из демографического кризиса - сохранения и преумножения российского народа, а значит - обеспечения геополитической и экономической безопасности страны. На сегодня прослеживаются следующие тенденции: изменение ценностных ориентации на создание семьи - снижение репродуктивных установок у будущих родителей, сдвиг рождаемости к более поздним возрастам, сокращение числа браков, рост разводов и числа внебрачных сожительств - «квазибраков». Число прерываний беременности в России до сих пор является одним из самых высоких в мире и свидетельствует о репродуктивной деградации, неизбежном ухудшении здоровья женщин фертильного возраста, а значит - нарастании демографического кризиса.
В «Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года», утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. №1351 отмечено, что «целями демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года являются стабилизация численности населения и создание условий для её роста...». «Решение задач по повышению рождаемости включает в себя: ...пропаганду ценностей семьи, имеющей нескольких детей... в целях формирования в обществе позитивного образа семьи со стабильным зарегистрированным браком супругов, имеющих нескольких детей...».*
Кризис института семьи не в последнюю очередь обусловлен отсутствием знаний у молодежи о природосообразности и преимуществах семейного образа жизни.
Интерес к проблеме имиджа многодетных семей у молодежи продиктован рядом причин:
Во-первых, актуальность обращения к данной проблеме обусловлена существующим противоречием между значимостью многодетных семей для выживания нации и недостаточной исследованностью многодетной семьи как феномена.
Во-вторых, в контексте депопуляции коренного населения в России, средства массовой информации интенсивно распространяют с одной стороны -негативный имидж многодетной и нормативной семьи, с другой -привлекательный имидж альтернативных форм браков и внебрачных отношений.
В-третьих, существует противоречие между необходимостью углубленного изучения социально-психологической детерминации имиджа
* Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года7 Указ Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. №1351.
многодетной семьи у молодежи, и не разработанностью диагностического инструментария для проведения соответствующих исследований.
В-четвертых, в России, при наличии центров поддержки уже существующих многодетных семей, практически отсутствует информационная помощь молодежи при семейном ориентировании, в частности - позитивное имиджирование многодетных семей.
Данные противоречия указывают на необходимость исследования социально-психологических детерминант имиджа многодетной семьи у российской молодежи с опорой на семейную и социальную психологию, имиджелогию и другие научные направления.
Наше исследование обусловлено актуальнейшей государственной задачей выхода страны из демографического кризиса, сохранения и преумножения российского народа, обеспечения геополитической и экономической безопасности страны.
Состояние научной разработанности проблемы: в психологии феномен семьи, и в частности - молодой семьи и многодетной семьи, представлен в работах как зарубежных, так и отечественных ученых, таких как: А.Адлер, Э.Берн, М.Боуэн, Т.А.Гурко, В.Н.Дружинин, Т.И.Дымнова, С.Кратохвилл, Т.К.Ростовская, Т.Ф.Суслова, Е.Шестун, Т.А.Флоренская, Э.Г.Эйдемиллер, В.Юстицкис и другие.
Имеется значительное количество исследований, посвященных различным проблемам семьи: взаимодействие родителей с детьми, девиации (сиротство, приемные дети, насилие, бродяжничество, хронические и психические заболевания), законодательные аспекты, правовые основы, семьи военнослужащих, зарубежные исследования (семьи англичан, немцев, французов в разные века). В последнее десятилетие появляются исследования имиджа различных социальных объектов, в том числе и семьи, как значимого феномена в контексте демографических проблем России.
Цель исследования: выявить социально-психологические детерминанты имиджа многодетной семьи у российской молодежи.
Объект исследования - имидж многодетной семьи у российской молодежи.
Предмет исследования - социально-психологические детерминанты имиджа многодетной семьи у российской молодежи.
Гипотеза исследования: социально-психологическими детерминантами имиджа многодетной семьи у молодежи в современных условиях рыночной экономики являются: на уровне массового сознания - государственная политика в семейной сфере, доминирующие в СМИ представления и установки по отношению к многодетным семьям; на групповом - семейная идентичность молодых людей; на личностном - репродуктивные установки и направленность личности. Имидж многодетной семьи у современной молодежи характеризуется амбивалентностью, нейтрализующей мотивацию создания многодетной семьи.
Задачи исследования, поставленные в соответствии с целью исследования:
1. Изучить современное состояние проблемы имиджа многодетных семей в науке. Проанализировать результаты исследований по данной проблематике.
Определить теоретико-методологическую основу исследования социально-психологических детерминант имиджа многодетной семьи у российской молодежи.
2. Обосновать структурно-содержательную модель исследования
социально-психологических детерминант имиджа многодетной семьи у
российской молодежи, подобрать валидный инструментарий исследования.
3. Экспериментально исследовать социально-психологические
детерминанты и виды имиджа многодетной семьи у российской молодежи.
-
Графически представить реальное и идеальное имиджевое пространство многодетных семей в представлении молодежи, а также выявить приоритетность видов семьи для молодых людей.
-
- Обосновать рекомендации по практическому применению путей и средств позитивного имиджирования многодетной семьи.
Теоретическую основу исследования составляют: концепция социально-культурной детерминации психических явлений, в русле которой психические явления индивида рассматриваются в связи со своеобразием родной ему культуры (Л.С.Выготский, Л.Г.Асмолов, В.С.Агеев); концепция образа и сознания, в соответствии с которой построение образа многодетной семьи возможно при осуществлении коммуникации между людьми, при обмене значениями наблюдаемых явлений посредством различных психических орудий, в особенности - лингвистическими символами (А.Н. Леонтьев); психоаналитическая концепция (З.Фрейд); теория идентичности, где идентичность - это центральное качество личности, в котором проявляется неразрывная связь человека с окружающим социальным миром, а становление идентичности является важнейшей задачей развития личности (Э.Эриксона); теория социальных представлений, с позиций которой имидж многодетной семьи зависит от того, является ли представление культурным, традиционным или быстро изменяющимся, т.е. модой (С.Московичи); теория семейных систем, где особенности функционирования семьи детерминируются ее эмоциональным фоном, а информационно-коммуникативное функционирование смещается на второй план (М.Боуэна).
Методологическую основу исследования составляют:
психосемиогический подход, учитывающий роль знаков и семиотических систем коммуникации в формировании и функционировании имиджа многодетной семьи (М.В.Гамезо, Е.А.Петрова); социально-перцептивный подход, изучающий психологические закономерности восприятия и понимания человека человеком, феномен первого впечатления, социально-психологические эффекты и механизмы межличностного и межгруппового восприятия, содержание социальных представлений и стереотипов, процессы массовой коммуникации (А.А.Бодалев); имиджелогический подход, раскрывающий закономерности формирования, функционирования и трансформации полей разных видов имиджей в индивидуальном и массовом сознании, специфику «наполняемости» имиджевых полей у представителей различных социальных групп, исследующий социально-психологическую детерминацию имиджа (Е.А.Петрова, А.Ю.Панаскж, В.М.
Шепель и др.); конструктивистский подход (Дж.Бруднер, Дж.Келли) и представление о категориальной структуре сознания в психосемантике (Ч.Осгуд, А.Г.Шмелев, В.Ф.Петренко), позволяющие проследить генезис, строение и функционирование индивидуальной системы значений, опосредующих процессы восприятия, мышления и т.д., осуществляющие поиск и фиксирование в форме матрицы семантических расстояний значений, семантически связанных с исследуемым понятием.
Методы исследования. Для проверки гипотезы и решения исследовательских задач был использован комплекс научных методов: анализ отечественной и зарубежной социально-психологической, методической, философской литературы, обобщение научных источников по проблеме исследования, констатирующий эксперимент, психологическое тестирование, анкетный опрос, проективный метод, беседа, качественный и количественный анализ полученных эмпирических данных.
В исследовании использовался следующий инструментарий:
ассоциативный тест для выявления у респондентов неосознаваемых стереотипных образов и оценок многодетных семей;
контент-анализ полученных ассоциаций с целью выявления рейтинга многодетных семей, выделения антонимичных пар слов-ассоциаций, их группирования в смысловые блоки, отражающие социально-психологические детерминанты формирования имиджа многодетных семей;
проективная методика В.И.Гарбузова «Доминирующая инстинктоидная направленность» для выявления наличия соответствия осознанного желания иметь многодетную семью и генофильности;
анкета, позволяющая выявить источники имиджформирующей информации о многодетных семьях, используемые молодежью;
анкета, выявляющая приоритетность видов семьи у молодежи;
модифицированная методика психосемантического шкалирования с целью исследования характеристик многодетной семьи с последующим графическим представлением трехмерной полимодели реального и идеального имиджевого пространства многодетных семей.
Качественная обработка полученного материала осуществлялась с помощью контент-анализа.
При обработке данных были применены статистические методы -выявление наличия значимых различий между видами имиджа многодетной семьи при помощи U - критерия Манна-Уитни.
Этапы исследования. Исследовательская работа проводилась на протяжении 2007 - 2010 гг. в несколько взаимосвязанных последовательных этапов.
Первый этап (сентябрь 2007 - октябрь 2008 гг.) состоял из разработки концепции диссертационного исследования, определения его объекта, предмета и рабочей гипотезы, постановки целей и задач, изучения релевантной литературы, проведения пилотажного исследования.
Второй этап (ноябрь 2008 - февраль 2009 гг.) заключался в комплектовании валидного инструментария, адекватного предмету исследования; составления анкет и опросников, позволяющих выявить используемые молодежью источники имиджформирующей информации о многодетных семьях и воспринимаемые молодыми людьми характеристики многодетных семей.
На третьем этапе (март 2009 - сентябрь 2009 гг.) проводилось последовательное проведение эмпирического исследования на основе разработанной программы.
Четвертый этап (октябрь 2009 - сентябрь 2010 гг.) состоял из обобщения, систематизации, обработки полученных данных и наглядного представления результатов исследования, количественно-качественной интерпретации; формулировки теоретических выводов и практических рекомендаций; апробации полученных результатов исследования; обоснования путей и средств позитивного имиджирования многодетной семьи у молодежи.
Эмпирическая база исследования. В исследовании приняли участие 150 человек добрачной молодежи, выбирающей прототип собственной будущей семьи. Возраст испытуемых - от 18 до 30 лет. Молодые люди, принявшие участие в исследовании, имеют разный уровень образования: учащиеся колледжей, студенты ВУЗов, рабочие и служащие, - а также различный состав родительской семьи.
Основные научные результаты, полученные лично автором, их научная новизна:
1. Рассмотрено современное состояние научного изучения проблемы
социально-психологической детерминации имиджа многодетных семей.
Вьмвлено, что имеются только косвенные данные о социально-психологической
детерминации имиджа многодетной семьи, а проблематика многодетной семьи
представлена сравнительно ограниченным рядом работ.
На основе анализа теоретической и методологической литературы уточнены сущность, социально-психологическое содержание и особенности имиджа многодетной семьи.
2. Создана авторская модель исследования социально-психологической
детерминации имиджа многодетной семьи, которая позволяет определить влияние
социально-психологических детерминант на возникновение того или иного вида
имиджа многодетной семьи на различных социальных уровнях - массовом,
групповом, личностном.
3. Экспериментально выявлены социально-психологические детерминанты
имиджа многодетных семей у молодежи и опосредованные ими виды имиджа, а
именно: «позитивный объективный» и «негативный инвертированный»,
«целостный» и «амбивалентный», «априорный» и «апостериорный».
4. Графически представлена полимодель реального и идеального
имиджевого пространства многодетных семей в представлении молодежи,
установлена приоритетность видов семьи у российской молодежи.
5. Разработаны социально-психологические рекомендации по
практическому применению путей и средств позитивного имиджирования
многодетной семьи в качестве методического обеспечения деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований, направленной на управление демографическими процессами.
В ходе исследования решена научная задача, которая заключалась в выявлении социально-психологических детерминант имиджа многодетной семьи у российской молодежи.
Теоретическая значимость исследования заключается: во вкладе в социальную психологию сведений о социально-психологических детерминантах имиджа многодетной семьи у российской молодежи; расширении знаний о комплексном воздействии детерминант, обуславливающем возникновение различных видов имиджа; создании модели исследования социально-психологических детерминант имиджа многодетной семьи у российской молодежи, методический арсенал которой включает, на ряду с существующими, авторскую методику психосемантического шкалирования, позволяющую исследовать характеристики многодетной семьи с последующим графическим представлением трехмерной полимодели реального и идеального имиджевого пространства многодетной семьи.
Практическая значимость исследования заключается в следующем: апробирован комплекс методик, позволяющий выявить социально-психологические детерминанты имиджа многодетной семьи; модель и диагностический инструментарий исследования могут быть использованы для оперативного выявления детерминант актуального имиджа многодетных семей и обоснования содержания работы с молодежью; даны рекомендации по практическому применению путей и средств позитивного имиджирования многодетной семьи.
Результаты исследования рекомендуются к использованию органами власти при реализации молодежной, семейной и демографической политики государства.
Основные положения могут быть использованы в ВУЗах при чтении курсов по имиджелогии, имиджу семьи, семейной психологии, подготовке семейных психологов.
Отличие теоретических и эмпирических данных исследования от результатов, полученных другими авторами: исследование социально-психологических детерминант имиджа многодетной семьи является инновационным, в нем определены и выявлены социально-психологические детерминанты имиджа многодетной семьи; разработана и апробирована авторская модель исследования социально-психологических детерминант имиджа многодетной семьи; выявлены особенности детерминации имиджа у молодежи с различной степенью мотивированности на многодетность и разными социально-психологическими и индивидуально-психологическими характеристиками; даны рекомендации в области позитивного имиджирования многодетной семьи с указанием конкретных путей и средств.
Достоверность и надежность результатов исследования подтверждается научно-методологической обоснованностью программы исследования, репрезентативностью выборки, использованием взаимодополняющих
исследовательских процедур, оценкой статистической значимости выводов, отсутствием противоречий с результатами других исследований. На защиту выносятся следующие положения:
1. Имидж многодетной семьи функционирует в общественном и групповом
сознании молодежи как эмоционально-окрашенный образ-представление, которое
содержит стереотипное ядро, объединяющее в себе наиболее значимые
характеристики многодетной семьи, раскрывающие ее воспитательный потенциал,
личностные особенности и эмоциональное восприятие членов семьи, особенности
семейной ситуации, потенциал жизнеспособности и социальный статус.
Структура имиджа многодетной семьи включает когнитивный, аффективный и
поведенческий компоненты.
2. Социально-психологическими детерминантами имиджа многодетной
семьи у молодежи являются:
на уровне массового сознания - государственная социальная политика в семейной сфере, доминирующие в СМИ представления и установки по отношению к многодетным семьям.
на групповом уровне - семейная идентичность и репродуктивная установка, обусловливающая приоритетность многодетной семьи в иерархии видов семей: приоритетными для современной молодежи являются традиционные многодетные семьи и нормативные 1-2-детные семьи.
на личностном уровне - доминирующая подсознательная направленность. Позитивный имидж многодетных семей характерен для респондентов генофильной и альтруистической направленности.
3. Имидж многодетной семьи у российской молодежи представлен
следующими видами: позитивный, негативный, апостериорный, априорный,
инвертированный, амбивалентный.
4. Виды имиджа многодетной семьи у российской молодежи обусловлены
субъективными сочетаниями детерминант при доминировании одной из них:
позитивный имидж - когнитивной, аффективной и поведенческой
самопрезентацией прототипа имиджа; негативный имидж - состоянием
многодетной семьи, зависящим от государственной семейной политики: семейной
ситуацией, социальным статусом, уровнем жизни семьи;
апостериорный имидж - непосредственным наблюдением и взаимодействием
с прототипом имиджа; априорный имидж - отсутствием возможности
непосредственного наблюдения прототипа имиджа из-за ограниченного
количества (многодетных семей в России - 4%); инвертированный имидж -
средствами массовой информации, транслирующими- информацию о семье с
доминированием негативных артефактов; амбивалентный имидж
инконгруэнтностью информации, поступающей из различных источников.
5. Позитивное имиджирование многодетной семьи требует устранения
амбивалентности имиджа многодетной семьи у российской молодежи
посредством учета специфики воздействия социально-психологических
детерминант, выявленных в процессе исследования.
Лпробация и внедрение результатов исследования: о результатах исследования делались сообщения на заседаниях кафедры социальной психологии РГСУ (г.Москва, 2008-2010 гг.); апробация результатов исследования осуществлялась на занятиях со студентами дневного и вечернего отделений РГСУ(г.Москва, 2009 г.); внедрение результатов исследования осуществлено на базе Департамента семейной и молодежной политики города Москвы (г.Москва, 2010 г.); основные результаты исследования освещались в публикациях по теме диссертационной работы, общий объем публикаций - 3,1 п.л.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и 8 приложений. Список использованной литературы включает 170 наименований. Общий объем диссертации - 152 страницы. Работа иллюстрирована 18-ю рисунками и 12-ю таблицами.
Социально-психологические характеристики молодежи как респондентов имиджа многодетной семьи
Условные возрастные границы молодежного возраста можно определить с учетом Послания Президента РФ (семья, в которой хотя- бы один из супругов не достиг 30 лет, признается молодой семьей) в, пределах 18-30 лет. В данном возрасте молодым людям необходимо определить, какую семью они желают создать, что именно они желают реализовать в ней, от чего готовы отказаться ради? достижения поставленных целей. «Самоопределение есть одновременно и самоограничение». [67; с. 166]
Молодежь - особая категория, которая, создавая собственную семью, несет ответственность за сохранение Российского генофонда, не зависимо от того, осознается» это или нет. Для своевременной и адекватной помощи молодым людям в решении данной проблемы могут прийти как ближайшее окружение, так и общество в целом.
Проблемы юношеского возраста в отечественной психологии представлены трудами таких ученых как: Л.С.Выготский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейн, B.C. Мухина, И.Ю. Кулагина, И.С. Кон, А.В. Мудрик, И.М.Ильинский и др. В западной психологии - К.Левин, Э.Эриксон, М.Мид, С.Холл, Э.Шпрангер.
В обществе наблюдается изменение мотивационной сферы молодых людей в т.ч. смещение мотивов вступления в брак. Из недавних исследований: «Одним из наглядных и наиболее существенных факторов кризиса семейно-брачных отношений является изменение мотивов вступления в брак. Если ранее приоритетным для молодых людей считалось: бегство от родителей, долженствование, одиночество, следование традиции, то в настоящем исследовании мотивы в порядке значимости распределились следующим образом: любовь и секс, общность взглядов и интересов, компенсация чувства одиночества, долженствование, бегство от родителей».[1б1; с. 96]
Очевидно, что смещение акцентов5происходит по принципу гедонизма: удобства и развлечения, при этом такие ценности, как «следование традициям» опускаются. Это подтверждается и в других исследованиях того же года, где были выделены альтернативы семейного счастья. Православные альтернативы: семейное счастье достигается следованием заповедям; готовность жертвовать личными интересами ради другого; духовное единство и единомыслие супругов. Неправославные альтернативы: семейное счастье строится самими супругами; сохранение личных интересов в браке; взаимная чувственная страсть.[4; с. 145]
«Специалисты фонда «Общественное мнение» выяснили, что главное для российской молодежи до 25 лет - деньги, почти половина молодых людей, чтобы-заработать, готовы даже пойти на риск. Наиболее ценным-для молодежи является качественное образование, достойная-работа неуспешная карьера. Важно, что шесть лет назад фонд «Общественное мнение» проводил подобный опрос и тогда в сознании подростков семья занимала более устойчивую позицию».
«Общецивилизационные», глобальные тенденции в России, несомненно, имеют свою специфику, обусловленную кризисными социально-экономическими- условиями, что влечет дальнейшее изменение социокультурной модели планирования семьи от нормативной к более рациональной (речь идет о планировании рождения детей). [35; с. 35,43]. «В эпоху глобализации рождаемость стабильно высока лишь у мигрантов из исламских стран, которые придерживаются традиционных для них брачно-семейных ценностей, отличных от ныне господствующих в Европе». [4; с. 131] Однако социологи считают, что не только у мигрантов; сегодня в России православные верующие становятся значимой социальной группой, которая может отстаивать свои ценности... Во время социологических исследований обнаружилось, что на первое место в шкале жизненно важных ценностей воцерковленные молодые люди поставили «личностно значимые, смыслообразущие ценности - семью, любовь к ближнему, мудрость, в то время как для молодежных субкультур с гедонистической системой ценностей наиболее важными оказались деньги, власть, развлечения, еда».
Сохранение непреходящих ценностей - традиций, культуры, морали, нравственности, — обеспечивается в семье. В православных семьях поддерживаются традиции соблюдения иерархичности, уважительного отношения друг к другу, постоянного духовного роста, семейного проведения времени, обязательно, совместного; жертвенность и смирение перед близкими.[164; с. 191-192]/
Основные проблемы и направления психологического изучения имиджа.многодетной семьи
Наиболее конструктивный для многодетных семей - сопоставительный анализ имиджа многодетных семей с другими видами семей. Здесь может быть привлечен богатейший исторический контекст, хранящий память об известных многодетных семьях. Многодетность русских семей указывает на то, что все отличительные национальные черты, которыми русский народ выгодно отличается от других наций и народностей, складывались в условиях жизнедеятельности многодетной семьи. Информативным для нас может оказаться решение задачи сопоставительного анализа видов современных семей.
«В, современной науке, семья4 рассматривается в двух концептуальных значениях::как социальный институт, поскольку супружество и родительство регулируются социально, получают государственную5 и общественную поддержку. Будучи институированным общественным образованием, семья обладает всем комплексом социальных функций? и: ролей, ради; которых общество создает, охраняет и поддерживает этот институт.»[18; с. 9(Щ
«Выделив структурные элементы ценностного феномена семьи? и проанализировав-механизмы изменения его компонентов; можно-выйти на определение закономерностей-; появления/ новых форм семейного взаимодействия- и; оценочного отношения? к ним индивидов. Исследование ценностного: статуса семьи как системного; динамического; объекта. целесообразно на. основе, эволюционистской триады, «изменчивости; наследственности, отбора».[96; с. 5]
Понятия «семья» и «брак» отражают специфику данного; положения: Семья в, строгом: значении І относится» к фундаментальной единице; родства В своей; минимальной- или ядерной форме семья, состоит из: матери, отца и; ребенка. В более широком смысле это относится к расширенной семье, включающей, три-четыре поколения прямых родственников; приемных детей и т.п., которые все вместе: действуют как семейная система. Брак в общем обиходе имеется тенденция? идентифицировать с семей, но брак - это социальный- институт, набор- социальных норм: Он действует,, объединяя двух (или иногда более) людей и легитимно связывая их системой обязательных моделей поведения с целью поддержания: единства и функционирования семьи. Целесообразно разделять смысл этих двух понятий: семья имеет личностно-эмоциональное наполнение, в то время, как брак подразумевает юридически-правовую сторону семейной жизни.
Важнейшей детерминантой отцовства и материнства является «оформление брака, так как это вносит определенность и ответственность в отношения между мужчиной и женщиной в социальном контексте. Для отцовско-детских отношений это означает, что: отец живет с детьми, имеет хорошие отношения с их матерью».[16; с. 129]
«Семья остается ведущим социальным институтом, несущим ответственность за социализацию детей. Семья призвана предотвращать дезинтеграцию личности, являться амортизатором между обществом и индивидуумом, обеспечивать естественное воспитание детей в семье».[61]
Разутверждение «санкционированных образов сексуального поведения, включающего человека в процесс воспроизводства и контроля народонаселения (по мнению Д.В.Иванова), имеют следствием семью нуклеарную, малодетную, легкость разводов, увеличение количества отцовских и материнских семей.»[53]
В России по состоянию на январь 2008 г. по данным Федеральной службы государственной статистики насчитывается 52 711 375 семей, из них 21 195 854 семьи (40%) имеют детей. Однодетных семей - 13 829 141 семья (65 % от общего числа семей с детьми,) многодетных - 1 396 078 семей (от 3-х детей и более, около 6 %,). Соответственно на долю 2-хдетных приходится 5 970 635 семей -29%. [108] многодетные Двух-детные семьи семьи Л. 3% однодетные 11% \ /- семьи26% бездетные семьи 60% Рисунок № 2. Структура российских семей по количеству детей 60% семей являются бездетными. Это не просто демографический кризис, - это коллапс. «Демографы говорят о законе духовно-демографической детерминации, согласно которому при прочих равных условиях улучшение/ухудшение нравственно-эмоционального состояния общества сопровождается улучшением/ухудшением демографической ситуации». [65; с. 23] «В конце XX века со сменой экономического строя происходит трансформация менталитета россиян. У современной молодежи происходит смещение жизненных ценностей к индивидуализму». [120; с. 36] Утверждение в стране рыночных форм- хозяйствования вызвало «трансформацию социально-психологических качеств у населения: признание в обществе принципа первичности интересов индивида вводит и в семейное воспитание ориентации на индивидуализм, примат личных интересов, которые зачастую демонстрируют сами родители. Кроме того, получили распространение ценности индивидуализма, гедонизма, потребительства, в ряду которых «брак на всю жизнь», рождение детей не занимают уже прежнего места. Для определенной і части, по крайней мере, городского населения, профессиональная и личностная самореализация становятся более важными, нежели семья». [35; с. 10-46]. «Обязанность рождения детей в браке как социальная норма, обусловленная в значительной мере1 традициями сельского образа жизни и стимулированная социальной политикой советского времени, постепенно уходит из российской культуры». [35; с. 55] Отсюда распространение бездетных браков, супружеских союзов «пустое гнездо». Человек ограничивает свое существование на земле бесплодным сексом, пребыванием на работе, неоправданным неумеренным потребительством. Продуктивность, генеративность, креативность, самоактуализация и трансцендентность для потребителя только помехи.
Моделирование социально-психологической детерминации.имиджа многодетной семьи у российской молодежи
Социально-психологические детерминанты имиджа многодетных семей уходят корнями в эволюционно-исторический контекст. Так, например, в сознании мировой общественности в восприятии России сложилось «отношение к постсоветскому населению, как утратившему естественную историко-культурную преемственность поколений»; многодетные семьи могут опровергнуть правомерность такого отношения, демонстрируя приверженность традициям и непреходящим ценностям. [23; с. 16] Одним из овеществленных свидетельств этого явится восстановление в семьях родовой генеалогии, ее осознанное продолжение. Со стороны государства, в свою очередь, потребуется детерминация позитивного имиджирования многодетных семей посредством ресурсных вложений для получения взамен прорыва из демографического кризиса, количественного и качественного упорядочения национальных интересов, напрямую зависящих от плотности и возрастной структуры населения, улучшения имиджа России в целом.
«Так как в обществе отмечается резкое падение нравственности и стирание духовных ориентиров, становится необходимым решение следующей задачи: контроль за жизнедеятельностью людей (много веков осуществляемых церковью и общественным мнением - «народным судом») должен стать основополагающей проблемой в демографической политике.» Данный контроль должен заключаться- не в отслеживании негативных явлений и санкциях, а в превентивной работе, направленной на создание оптимальных условий функционирования многодетных семей. [113]
В православной русской традиции семья и семейные ценности всегда имели непререкаемо высокий имидж. Так, стоящие под венцами молодые, благодаря своей решимости к супружеству, приравниваются к князю и княгине, а рождение и воспитание детей приравнивается по своей созидательной силе сотворчеству Богу. Самоимидж семьянина вытекает из прошлого опыта и отражает нынешнее состояние самоуважения. Этот опыт может включать и опыт предков. Если род славен, семья имеет хорошую стартовую площадку для поддержания позитивного имиджа; если же род выживал в крайне тяжелых условиях и его заслуги ограничены выживанием, сохранением продолжателей рода, то семья сможет гордиться тем, что добавит к заслугам рода, и передаст эту установку потомкам - возвышать свой род в знак благодарности предкам и в помощь потомкам.
Имеющий хотя бы одного ребенка знает, какой самоотверженности и трудоспособности, напряжения физических и душевных сил требует ответственное родительство, поэтому повышение имиджа отцовства/материнства предполагает утверждение четких критериев границ этой ответственности. Рождение ребенка не предполагает, что; родители автоматически станут идеальными матерью и отцом. Тем не менее, у каждого имеется тот или иной опыт, а значит - исходный образ семьи. И даже у тех, кто вырос вне семьи, сложилось то или иное представление об этом феномене в силу ежедневного звучания» слова «семья» в любых, даже самых невероятных ассоциативных связях. Континуум этих представлений всеобъемлющ - от самого позитивного до самого негативного.
Поэтому работу над имиджем семьи необходимо предварить выявлением детерминант социально-психологического характера. Само понятие «имидж» очень многогранно и имеет много оснований, на которые необходимо ссылаться, чтобы избежать разночтения; В данном контексте мы используем понятие имиджа как символа, выражающего определенные аспекты культуры, тогда как культура представляет собой» систему ценностей, норм, образцов, стандартов, символов и т.п., исторически сложившуюся в процессе общественного развития. В этом контексте детерминирование имиджа семьи будет равнозначно созданию , некоего идеала, і без которого социум в силу своей конвенциальной сущности не может существовать. Актуальность этого в переходные периоды, когда расшатываются культурные устои, становится аксиомой, а. борьба имиджей переходит в плоскость борьбы культуры с бескультурьем. [58; 83]
Детерминации преобразования имиджевой реальности в контексте восприятия семьи может способствовать следующее: - выделение критериев для» определения меры соответствия или расхождения между субъективными фрагментарными представлениями о семье и её объективными сущностными характеристиками, - исходя из потребности человека, в нашем случае - человека, презентируемого своей семьёй и презентирующего свою семью, - быть подтвержденным значимыми другими, необходимо дать целостный образ семьи как феномена, обусловленного согласованностью его сущностных характеристик в противовес неисчислимым имиджам семьи, присутствующим в представлениях окружающих, чтобы избежать болезненного переживания вследствие диссонанса, вызванного доминирующим социальным имиджем вида семьи, например, многодетной, к которой человек принадлежит, и его образом своей семьи. В этом случае негативный имидж не сможет воздействовать разрушительно на идентичность человека, поскольку идеальный имидж включает в себя эволюцию феномена семьи, т.е. связует воедино прошлое, настоящее и будущее, тем самым лишая настоящее разрушительной силы. Имидж семьи, присущий ей сотни и тысячи лет, не может необратимо пострадать от сиюминутного имиджа, возникшего в кризисный т.е. переходный момент общественного развития, вследствие, например, манипулятивно навязываемых средствами массовой информации артефактов негативных брачных отношений в качестве имиджа того или иного вида семьи.
Идеальный имидж семьи детерминируется той преемственностью, которая позволяет сохранять идентичность не только отдельного человека, но народа, нации в целом. Концептуальная база детерминации имиджа многодетной семьи обусловлена ее ролью и значением для России в текущий исторический момент.
Установление приоритетности видов семей при выборе молодежью модели собственношсемьи
Третья задача исследования заключалась в том, чтобы установить оценочное отношение молодежи к многодетным семьям в сравнении с другими видами семей. У каждого человека имеется собственная иерархия ценностей, в т.ч. и семейных. Для того, чтобы выявить ранг многодетных семей в иерархии всех видов семей, испытуемым была предложена модификация психосемантического дифференциала, где следовало оценить все виды семей по 7 бальной шкале, (приложение № 2.). Полученные данные подверглись обработке в два этапа: А) определена структура оценки многодетности молодежью в разных видах семей с сохранением шкал "негативности".(рисунки №3 - №7); Б) установлена рейтинговая иерархия распространенных в России видов семей в сознании молодежи. В первой группе выявился только позитивный имидж нормативной многодетной семьи; негативное отношение отсутствует. Более половины группы оценили данную модель как позитивную, 34% как очень позитивную и 54% как "позитивную", что свидетельствует об устойчивом положительном отношении респондентов к нормативной многодетной семье.
Многодетность в смешанном браке первой группой оценивается в основном позитивно - 58%, но здесь уже присутствует и негативное отношение у 31% молодежи; возможно это вызвано тем, что в брак вступают уже имея детей (т.е. многодетность в новой семье является как бы вынужденной).
Во второй группе более трети сохраняют нейтральное отношение - 38% к данному виду семьи, более трети молодежи отнесли данный вид к позитивному полюсу 42% , вероятно, также оправдывая многодетность вынужденностью. Негативный настрой выражен менее, чем в 1-й группе, что может свидетельствовать о том, что второй группе данный вид семьи ближе, чем нормативная семья. Многодетность в неполных материнских семьях в первой группе получила усредненную оценку практически по всем шкалам с некоторым преобладанием негативного полюса. Это может свидетельствовать о несформированности определенного отношения. Можно предположить, что здесь много противоборствующих мнений, амбивалентности. Во второй группе негативное отношение выражено значительнее 69% . В целом в обеих группах данный вид семьи воспринимается молодежью более как негативный.
Оценка многодетности в неполных отцовских семьях еще более усредненная, около 15% по всем шкалам, что также может указывать на «размытость», неопределенность отношения к такому новому виду семьи, как отцовская, получающему последнее время все большее распространение.
Во второй группе более выражено негативное отношение 69%, нейтральное отношение сохраняют лишь 8%. Возникает подозрение, что большей части испытуемых из данной группы присущ «комплекс Эдипа».
Многодетность в гражданском браке у молодежи 1-й группы вызвало преимущественно негативное отношение - 46%, но позитивная оценка проявилась у 36%. Это может свидетельствовать об осознании ответственности мотивированной к многодетности молодежи за стабильность семейной ситуации; им важен как факт наличия детей в семье, так и юридическое оформление брака, легитимный социальный статус семьи.
Во второй группе позитивное отношение к данному виду семьи выразили 33%, то есть, они приемлют гражданский брак даже с многодетностью. Каждый пятый сохраняет нейтральность, а остальные 45% придерживаются негативной оценки. В оценке данного вида брака обе группы практически пришли к консенсусу.
Выводы по первой группе: 1) для группы молодежи, желающей создать собственные многодетные семьи, наиболее позитивной моделью является традиционный брак с биологическими детьми от обоих родителей. Имидж традиционной русской семьи у трети молодежи данной группы в высшей степени позитивный. 2) Многодетность в смешанном браке воспринимается более позитивно, чем в гражданском. Распространенность повторных браков в нашей стране, вероятно, закрепила данный вид семьи как обыденное явление, и он занял второе рейтинговое место в структуре восприятия многодетных семей молодежью первой группы. 3-4) Неполные семьи, изначально считающиеся в обществе неблагополучными, получили усредненную оценку, т.е. отсутствие выраженного позитивного/негативного отношения, но следует отметить, что отцовские неполные семьи были оценены более позитивно, чем материнские. Это может свидетельствовать о том, что значимость отцовства начинает более адекватно и объективно оцениваться обществом.
Выводы по второй группе: 1) в группе молодежи, не желающей создать собственные многодетные семьи, в отношении ко всем видам браков прослеживается высокий процент нейтральности 19%-36%, что может свидетельствовать об отсутствии осознанного сформированного отношения.к браку вообще и мотивации к созданию семьи в частности, тем более — семьи многодетной. Даже к многодетности в нормативном браке 1/5 часть относится негативно, хотя в сравнении с другими видами семей многодетность в нормативном браке была оценена наиболее позитивно. 2) К смешанным семьям в основном относятся нейтрально и позитивно в равной мере. Данная семья воспринимается обыденно и не несет какого-то особого эмоционального заряда. 3-4) Семья многодетной- матери-одиночки наиболее неприемлема для молодежи данной группы, так же, как и неполные отцовские семьи (по 69 % негативности). 5) Многодетный гражданский брак оценен менее негативно, чем неполные семьи, поэтому в иерархии видов семей поднялся на третье место. Вывод: в иерархии разных видов браков с многодетностью, высший рейтинг получил традиционный брак; таким образом, как и прежде на Руси, у молодежи считается наиболее позитивной и приемлемой моделью 104 нормативная многодетная семья. На втором месте - смешанные семьи. Неполные отцовские/материнские семьи воспринимаются молодежью в основном негативно. Различия наблюдаются только в отношении к гражданским бракам: для потенциально многодетной молодежи он является самым неприемлемым; молодежь, не мотивированная на многодетность, оценила данный вид более позитивно, чем неполные семьи. Таким образом в иерархии видов многодетных семей выявлены различия, связанные с мотивацией иметь свою собственную многодетную семью или отсутствием таковой. Для потенциально многодетных -идеальным считается традиционный брак, далее - смешанная семья, неполная отцовская и s материнская семьи, и на последнем месте гражданский-брак, а молодежь, не желающая иметь многодетную семью, на, третье место в иерархии поставила гражданский брак, далее — материнскую семью, на последнее место оттеснена отцовская семья. Б) Рейтинговая иерархия видов семей в сознании молодежи была установлена посредством суммирования данных испытуемыми оценок и определения среднего балла приоритетности. Результаты представлены на рисунках 8 и 9. В иерархиях наблюдаются видимые различиям Если в первой группе первые три места занимают соответственно традиционная многодетная, традиционная 1-2-хдетная и смешанная 1-2-хдетная семьи, то во второй группе на первые места вышли 1-2-хдетные семьи соответственно — нормативная; смешанная и материнская. Нормативнаяі многодетная семья появляется лишь на пятом месте. Следует отметить, что в нашей выборке 15% респондентов выросли в многодетных семьях (в первой группе - 16%, во второй - 10%), но желающих создать многодетную семью — 49%, то есть в три раза больше. Это может свидетельствовать о том, что желание и установка на многодетность являются осознанными, следовательно могут быть активизированы при реализации соответствующей государственной политики поддержания и распространения многодетности.