Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. Теоретический анализ психологического воздействия искусства на самопознание индивидуальности личности как субъекта культуры
1.1. Психологическое воздействие искусства на бессознательное и структуры сознания личности 13
1.2. Психологические и социально-психологические механизмы воздействия искусства 24
1.3. Фантастическое в литературе и кинематографе и его психологическое изучение 30
1.4. Индивидуальность личности в контексте культуры 43
1.5. Рефлексия как психологический инструмент самопознания индивидуальности личности 53
1.6. Психология мифа. Мифы познания: от архаической культуры до культуры информационного общества 59
1.7. Теоретическая модель изучения психологического воздействия научно-фантастических кинофильмов на самопознание индивидуальности личности 67
ГЛАВА 2. Организация исследования и методики исследования 76
ГЛАВА 3. Изучение воздействий научно-фантастических кинофильмов на самопознание индивидуальности личности
3.1. Изучение воздействий научно-фантастических кинофильмов на рефлексию переживаний 88
3.2. Изучение воздействий научно-фантастических кинофильмов на рефлексию ролевого репертуара личности 109
3.3. Изучение воздействий научно-фантастических кинофильмов на рефлексию жизненного пути личности 133
Заключение 162
Библиографический список 166
Приложения 191
- Психологическое воздействие искусства на бессознательное и структуры сознания личности
- Психологические и социально-психологические механизмы воздействия искусства
- Организация исследования и методики исследования
- Изучение воздействий научно-фантастических кинофильмов на рефлексию переживаний
Введение к работе
Изучение психологического воздействия произведений искусства на личность позволяет понять закономерности развития личности в процессе ее социализации как вхождении в культуру. Современный культурно-исторический подход в психологии (А.Г. Асмолов, М. Коул) определяет влияние культуры на личность как необходимый и многоплановый процесс, действие которого зависит и от активности самой личности. Освоение культуры происходит в процессе социализации личности как интериоризации внешней социальной деятельности с помощью различных орудий (знаков). Кинофильмы являются феноменами, артефактами культуры и могут выступать, таким образом, орудиями (знаками-символами), с помощью которых происходит социализация личности. Во многих зарубежных исследованиях говорится о воздействии средств массовой информации, в том числе телевидения, в качестве агента социализации (Н. Смелзер, Р. Харрис, А. Бандура и др.). Способствует формированию определенных ценностей и смыслов^личности, символическое содержание искусства, оказывая глубокое воздействие на процесс социализации. В отечественной психологии исследования, посвященные воздействию и восприятию символического искусства, проводились в рамках смысловой концепции искусства (Д.А. Леонтьев) и персонологического анализа искусства (В.Г. Грязева-Добшинская).
Понимание фантастического в искусстве и философии связано с проблемой трансляции непознанного как радикально нового, того, что лежит за пределами человеческого сознания и самого процесса познания (Н. Самутина, С. Бьюкатман, Т. Дашкова, Б. Степанов, Ц. Тодоров, С. Зенкин, М. Rheindorf, Дж. Кэмбелл, H.R. Greenberg, С. Squire, Н.М. Lips).
Многие проблемы, связанные со взаимодействием человека с технологическими и научными достижениями, были рассмотрены в произведениях жанра научной фантастики. Исследование воздействия научной фантастики на человека может показать возможные пути взаимодействия с современными науч-
ными открытиями (Л.Г. Новикова, D.A. Kirby, J. Larson), и с явлениями культуры «постмодерна» - информационной насыщенностью, «клиповостью», структурированием опыта (С. Лем, Д. Хапаева, A. Milner).
Актуальность исследования воздействия научно-фантастических кинофильмов на личность заключается в том, что они оказывают мощное воздействие на процесс социализации человека в современном информационно-технологическом обществе, где можно наблюдать две яркие тенденции: во-первых, наличие быстро изменяющихся технологических новшеств, к которым личность должна успевать адаптироваться. А, во-вторых, реализация долгосрочных межнациональных научно-исследовательских проектов, в воплощении которых участвуют несколько поколений исследователей (международное освоение космического пространства, адроннный коллайдер и пр.). Психологические проблемы при социализации в таком постоянно изменяющемся информационно-технологическом обществе связаны с «выстраиванием» мировоззренческих и ценностных ориентиров личности. Освоение ценностей познания и самопознание личности будут способствовать эффективной социализации в культуре, ориентированной на интенсивные изменения в сфере технологий и в межкультурных взаимодействиях. Социализация в таком обществе идет от самопознания личности к ее эффективной самореализации. Решение проблем социализации в информационно-технологическом обществе возможно только личностью, которая не только осознала свою индивидуальность, но и активно реализует свой уникальный смысл жизни во взаимодействии с социумом, культурой.
Индивидуальность личности в контексте культуры рассматривается в
русле культурно-исторического (А.Г. Асмолов), деятельностного
(А.Н. Леонтьев), социально-психологического (В.А. Петровский), символико-
рефлексивного (В.Г. Грязева-Добшинская) и культурологического
(В .А. Пелипенко, И.Г. Яковенко) подходов.
Объект исследования - эффекты воздействия научно-фантастических кинофильмов на личность как субъект культуры.
Предмет исследования - рефлексия субъектом эффектов воздействия научно-фантастических кинофильмов, проявляющаяся на различных уровнях самопознания индивидуальности личности (уровень рефлексии переживаний Я, уровень рефлексии ролевого репертуара личности и уровень рефлексии событий ее жизненного пути).
'Цель - изучение психологического воздействия научно-фантастических кинофильмов на самопознание индивидуальности личности и соотнесение эффектов данного воздействия с отдельными параметрами социализации.
Представление о развитии индивидуальности личности как субъекта культуры связано с эффектами взаимодействия личности с мифологической и символической составляющими культуры (Т.М. Буякас, Э.И. Мещерякова, М.К. Мамардашвили, A.M. Пятигорский, А.Ф. Лосев). Развитию индивидуальности личности способствует художественная коммуникация как межличностный «диалог с автором»; эффекты воздействия произведений искусства определяются символическими игровыми структурами, заложенными их авторами (В.Г. Грязева-Добшинская).
Основная гипотеза: научно-фантастические кинофильмы, активизируют процесс самопознания индивидуальности личности как ресурс социализации в информационно-технологическом обществе.
Частные гипотезы:
Воздействия научно-фантастических кинофильмов проявляются в изменении избирательной активности субъектов после просмотра данных кинофильмов, в, эффектах воздействий на личностные структуры, и в рефлексии субъектами воздействий кинофильмов на различных уровнях самопознания индивидуальности личности (уровне рефлексии переживаний Я, уровне рефлексии ролевого репертуара личности и уровне рефлексии событий ее жизненного пути).
Эффекты воздействия научно-фантастических кинофильмов на самопознание индивидуальности личности связаны с такими параметрами социализа-
ции личности, которые определяют эффективность ее самореализации (самоактуализация и жизнестойкость личности).
В соответствии с целью исследования поставлены следующие задачи:
Психологическое воздействие искусства на бессознательное и структуры сознания личности
Анализ различных психологических подходов к воздействию искусства на бессознательное и сознательные структуры личности представлен в работах В.Г. Грязевой-Добшинской. Ею исследовались воздействия различных авторских кинофильмов на бессознательное и психосемантические структуры сознания личности в процессе «диалога» личности реципиента и персонализированной личности автора этих кинопроизведений [23]. В данном исследовании этот подход был взят за основу и дополнен современными исследованиями по психологии искусства, в частности, исследованиями научно-фантастических произведений и произведений жанра фэнтези. Психологическое воздействие искусства на бессознательное личности В психологии понятие бессознательного наиболее разработано в психоаналитическом подходе. С точки зрения 3. Фрейда, бессознательное - это вытесненные из сознания влечения, которые вступали в противоречие с требованиями социума и морали. Символы, как основное содержание искусства, в психоанализе понимаются как некоторые «метки», симптомы неосознаваемых влечений, комплексов, конфликтов личности авторов этих произведений [168, 126, 171]. Само же искусство в психоаналитическом подходе в основном рассматривается с точки зрения способности снимать напряженность внутреннего конфликта личности. Художники обладают способностью преобразовывать первичные импульсы, реализовывать их в замещенной форме. 3. Фрейд различал два типа эстетического воздействия произведения: предварительное и итоговое, являющееся психотерапевтическим [168]. В постфрейдистских исследованиях берет начало представление о том, что искусство дает различные техники рационального контроля бессознательных сил. Многообразие стилей искусства связывается, таким образом, с более широкими возможностями сублимации [23]. Анализ кинофильмов в классической психоаналитической традиции осуществлялся с точки зрения представленности в них процесса осознания раннее подавляемого содержания бессознательного [185, 196]. Другой же подход строится на выявлении неосознаваемых влечений самих героев кинофильмов, например, в анализе с точки зрения психоаналитической теории таких современных массовых кинофильмов, как «Крадущийся тигр, затаившийся дракон» [229], «Изгой» [230], «Шестое чувство» [231]. Также интересен анализ использования иррациональных бессознательных фантазий и мифов в целях политической антисемитской пропаганды в немецком фильме периода нацизма «Вечный жид», осуществленный Дж. Хартманом [201]. Иное понимание бессознательного предложил К.Г. Юнг. В его аналитической психологии бессознательное «расширяется» от личностного (вытесненный личный опыт по 3. Фрейду) до коллективного, общего для всех людей и существующего в некоторых универсальных прообразах - архетипах. Интерпретация символов произведений искусства с позиции аналитической психологии осуществлялась К.Г. Юнгом и его последователями (К. Кереньи, Дж. Кемпбелл, Э. Нойман, М.-Л. фон Франц) с позиции представленности в этих символах архетипических образов и сюжетов. В качестве важнейших архетипов Юнг выделяет архетипы Матери, Дитя, Тени, Анимуса, Анимы, Мудрого старика и Мудрой старухи. Мать выражает вечную и бессмертную бессознательную стихию. Дитя символизирует и начало пробуждения индивидуального сознания из стихий коллективно-бессознательного, и связь с изначальной бессознательной недифференцированностью, и "антиципацию" смерти и нового рождения. Тень — оставшуюся за порогом сознания бессознательную часть личности, которая может выглядеть как демонический двойник. Анима для мужчины и Анимус для женщины воплощают бессознательное начало личности, выраженное в образе противоположного пола, а Мудрый старик и Мудрая старуха - высший духовный синтез, гармонизирующий в старости сознательную и бессознательную сферы души. Юнговские архетипы представляют собой преимущественно образы, персонажи, в лучшем случае - роли, в гораздо меньшей мере - сюжеты, и, что особенно важно, все эти архетипы выражают главным образом ступени того, что Юнг называет процессом «индивидуации», постепенного выделения индивидуального сознания из коллективно-бессознательного, изменения соотношения сознательного и бессознательного в человеческой личности до их окончательной гармонизации в конце жизни. В работе В.Г. Грязевой-Добшинской [23] показано, что К.Г. Юнг выделил два вида художественных произведений, а также творческий процесс их создания - «психологический» и «визионерский». Эти два вида произведений различаются между собой по соотношению сознания и бессознательного у художника в процессе их создания, а также по тому, как они воспринимаются аудиторией, и по способам актуализации бессознательных структур личности. По Юнгу, первый вид произведений и процесс их создания возникает целиком из намерения и решимости автора достичь того или иного воздействия, и исходный материал, таким образом, оказывается полностью покорным его художественной воле. Автор подвергает свой материал сознательной обработке, просчитывая возможный эффект, соблюдает законы жанра и т.п. «В подобной деятельности автор полностью идентичен творческому процессу» [174].
Психологические и социально-психологические механизмы воздействия искусства
В истории психологии искусства можно выделить несколько разработанных механизмов воздействия произведения. Общехудожественные механизмы воздействия искусства, заложенные в структуре произведения - это катарсис (Л.С. Выготский), антикатарсис (В.Е. Семенов) и «открытая катастрофа» (В.Г. Грязева-Добшинская).
Механизм катарсиса обнаруживается в классическом и неоклассическом искусстве. Понятие катарсиса, как некоего эмоционального очищения, появилось еще в античной эстетике. Л.С. Выготский в 20-х гг. нашего века трактовал катарсис как механизм воздействия произведений искусства на личность, обусловленного структурой произведения, он трактовал его как очищение, снятие трагического содержания произведения посредством его художественной формы: «...противоположность в строении художественной формы и содержания и есть основа катарсического действия эстетической реакции». Катарсис возникает как эффект преодоления пиковых переживаний, сопровождается эстетическим наслаждением, гармонизацией [17].
В.Е. Семенов, изучая искусство в процессе межличностной коммуникации, выделил эффект антикатарсиса, который эмоционально заражает чувством дисгармонии, хаоса, безобразия, и порождает антигуманные чувства, отчужденность, агрессивность, презрение к жизни. По мнению В.Е. Семенова, подобные чувства и эмоции продуцируются многими произведениями модернистского и массового искусства XX в.: от рафинированного искусства экспрессионистов и сюрреалистов до примитивных фильмов насилия и ужасов, металлического и панк-рока, способствуя формированию негативного мироощущения и мировоззрения [140]. С нашей точки зрения эффект антикатарсиса способствует усилению внутреннего напряжения, вызывает «экзистенциальный шок» от понимания несовершенства окружающего мира для того, чтобы у человека возникло желание изменить его.
В.Г. Грязевой-Добшинской в искусстве постмодерна обнаружен особый механизм воздействия - «открытая катастрофа» - пиковые амбивалентные переживания, обусловленные динамикой интерпретаций определенных и неопределенных символов произведений. Эволюционный смысл специфического эффекта воздействия произведений постмодерна - «открытой катастрофы» - это возможность испытания субъектности воспринимающих. Возникающие состояния неустойчивости, незавершенности, содержат вызов творческому мышлению субъектов, создают условия для личностной динамики, усиления субъектности [23]. Этот механизм воздействия и был положен ею, как основа при изучении воздействия современного символического искусства на динамику глубинных личностных структур субъектов.
Предложенный ею метод символико-рефлексивного анализа позволил выявить эффекты, оказываемые произведениями искусства - от гармонизирующего катарсиса до «открытой катастрофы» (художественные эффекты). Так, например, в результате исследований В.Г. Грязевой-Добшинской было выявлено, что максимально «катастрофическим» воздействием обладают кинофильмы реж. П. Гринуэя, эффектом незавершенной гармонизации - произведения реж. А. Тарковского, гармонизирующим эффектом - произведения Ф. Феллини, а произведения Д. Джармена обладают эффектом переживания «гармонии-спонтанности» [23].
Также данный метод позволил выявить индивидуально-специфические эффекты личностной динамики перципиентов как отражение субъектности авторов (персонологические, или- метахудожественные эффекты). В том числе, эффекты, характеризующие «смысловой диалог» реципиента и автора произведения, как отраженного Другого. Произведения П. Гринуэя дали большое варьирование в эффектах от отрицания до полного резонирования в отношении различных сфер жизни. Максимальное фокусирование эффектов личностного воздействия было обнаружено после воздействия кинофильмов реж. А. Кончаловского.
В процессе экспериментального изучения современных символических кинофильмов В.Г. Грязевой-Добшинской были выявлены игровые структуры кинопроизведений, которые обуславливали парадоксальность эффектов воздействий этих произведений. Так, символическая игровая структура «возвышение антигероя» Л. Висконти обусловила эффект устремленности к амбициозным восхождениям, к стабилизации установок воплощения задуманной деятельности и конфликта между любовью и конфронтацией с другими.
Многие авторы называют механизмы воздействия искусства, связанные с личностью реципиента, — это идентификация с героем, установки на воображение, эстетическое отношение к миру, рефлексия.
Идентификацию героем, как основной механизм взаимодействия личности с произведениями искусства, выделяют как отечественные [144], так и многие зарубежные исследователи [212]. Так, в исследовании Е. Маккобой и У. Уилсона было выявлено, что зрители идентифицируют себя с главным персонажем одного с ними пола и желаемого (а не наличного) социального статуса.
Идентификация как способность «встать на позицию» героя художественного произведения лежит в основе механизма «научения через наблюдения» в социально-когнитивной теории А. Бандуры. Искусство предоставляет, с точки зрения данной теории, людям возможность наблюдать различные модели поведения и перенимать самые успешные из них.
Организация исследования и методики исследования
На основании результатов теоретического анализа была сформулирована цель исследования, которая состоит в изучении психологического воздействия научно-фантастических кинофильмов на самопознание индивидуальности личности и соотнесение эффектов данных воздействий с отдельными параметрами социализации. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи: 1. Провести теоретический анализ психологического воздействия произведений искусства на личность и на самопознание ее индивидуальности. Создать теоретическую модель изучения психологического воздействия научно-фантастических кинофильмов на самопознание индивидуальности личности. 2. Изучить специфику воздействия научно-фантастических кинофильмов на самопознание индивидуальности личности на уровне рефлексии переживаний Я. 3. Изучить специфику воздействия научно-фантастических кинофильмов на самопознание индивидуальности личности на уровне рефлексии ролевого репертуара личности (образа Я и образов значимых Других). 4. Изучить специфику воздействия научно-фантастических кинофильмов на самопознание индивидуальности личности на уровне рефлексии жизненного пути личности. 5. Сопоставить различные эффекты воздействия научно-фантастических кинофильмов на самопознание индивидуальности личности с параметрами социализации (самоактуализация и жизнестойкость личности). Основная гипотеза: научно-фантастические кинофильмы, активизируют процесс самопознания индивидуальности личности как ресурс социализации в информационно-технологическом обществе. Частные гипотезы: 1. Воздействия научно-фантастических кинофильмов проявляются в изменении избирательной активности субъектов после просмотра данных кинофильмов, в эффектах воздействий на личностные структуры, и в рефлексии субъектами воздействий кинофильмов на различных уровнях самопознания индивидуальности личности (уровне рефлексии переживаний Я, уровне рефлексии ролевого репертуара личности и уровне рефлексии событий ее жизненного пути). 2. Эффекты воздействия научно-фантастических кинофильмов на самопознание индивидуальности личности связаны с такими параметрами социализации личности, которые определяют эффективность ее самореализации (самоактуализация и жизнестойкость личности). Выборку экспериментального исследования составили студенты Южно-Уральского государственного университета приборостроительного, экономического и психологического факультетов (213 человек). Программа исследования воздействий научно-фантастических кинофильмов на рефлексию переживаний Я Данная программа была направлена на решение задачи исследования по изучению специфики воздействия научно-фантастических кинофильмов на самопознание индивидуальности личности на уровне рефлексии переживаний Я. Для этого были отобраны 3 произведения: «Космическая Одиссея: 2001» реж. С. Кубрика, «Солярис» реж А. Тарковского, «Солярис» реж С. Содерберга. В этих кинофильмах демонстрируется ситуация встречи с неперсонифициро-ванным инопланетным разумом, с тем непознанным (иным), которое пытается понять и познать человек. Выборка — 136 человек (студенты приборостроительного и экономического факультетов ЮУрГУ). Методы исследования - «Психологическая топология личности» (В.Г. Грязева-Добшинская) и «Смысловое отношение субъекта к воздействию произведения искусства» (Е.И. Наливайко); статистический критерий - %2-Пирсона. Программа исследования воздействий научно-фантастических кинофильмов на рефлексию ролевого репертуара личности Данная программа была направлена на решение задачи исследования по изучению специфики воздействия научно-фантастических кинофильмов на са мопознание индивидуальности личности на уровне рефлексии ролевого репер туара личности (образа Я и образов значимых Других), и для этого были ото браны два кинофильма, снятые на основе одного произведения в различных со- цио-культурных средах (русской и американской): «Соля- рне» реж. А. Тарковский и «Солярис» реж. С. Содерберг. Выборка - 77 человек (студенты факультета психологии ЮУрГУ 3-4 курсов). Методы исследования - методика «Структурирование индивидуальности личности» (В.Г. Грязева-Добшинская, Е.И. Наливайко, А.С. Мальцева), самоактуализации тест (М. Кроз, Л.Я. Гозман) и опросник жизнестойкости (С. Мадди, Д. Кошаба.; З.А. Шакурова, Т.В. Наливайко); статистический критерий - угловое преобразование Фишера - ф, факторный анализ.
Изучение воздействий научно-фантастических кинофильмов на рефлексию переживаний Я
Изучение воздействий научно-фантастических кинофильмов на рефлексию переживаний Я проводилось в 3 этапа — это изучение направленного изменения избирательной активности субъектов, заданного символическими игровыми структурами кинофильмов; изучение эффектов воздействий кинофильмов на переживания Я и изучение рефлексии воздействий кинофильмов и принятие их на уровне рефлексии переживаний Я.
На основе теоретического анализа философской и искусствоведческой литературы [4, 33] определялись символические игровые структуры научно-фантастических кинофильмов, как отражение сверхзадач и смыслов, которые вкладывали режиссеры в свои кинофильмы. Символическую структуру кинофильма «Космическая одиссея: 2001» реж. С. Кубрика можно определить как «Познание предела своей человеческой природы (человечности)». Символическую структуру кинофильма «Солярис» реж. А. Тарковского можно определить как «Познание своей нравственности». А символическую структуру кинофильма «Солярис» реж. С. Содерберга можно определить как «Познание своих мотивов и желаний».
Изучение направленного изменения избирательной активности субъектов, заданного символическими игровыми структурами кинофильмов
Изучение направленного изменения избирательной активности субъектов, заданного символическими игровыми структурами кинофильмов, осуществляется через анализ предпочтений универсальных символических ситуаций для визуализации Я после просмотра этих кинофильмов. По В.Г. Грязевой- Добшинской «экспериментальная процедура выбора символических ситуаций для последующей визуализации дает возможность фиксировать результат активного подключения к специфическим игровым структурам произведения» [23, с. 329]. Выбор субъектом той или иной универсальной символической ситуации после воздействия художественного произведения отражает направление их избирательной активности, так как эти символические ситуации во многом определяют характеристики визуализируемого образа [23]. Так «реальной» жизненной ситуации познания может соответствовать символическая ситуация - путешествие к истокам и глубинам (как ситуация поиска причины какого-либо явления); а ситуации самопознания могут соответствовать символические ситуации: восхождение на что-либо (как ситуация самостановления, саморазвития личности); полет на ком-то или чем-то (как ситуация самотрансценденции личности).
Для исследования направленного изменения избирательной активности субъектов после воздействия научно-фантастических кинофильмов проводилось сопоставление распределений выбора символических ситуаций после воздействия этих кинофильмов с теоретическим, равномерным распределением по критерию х2-Пирсона. В исследовании воздействия кинофильма «Космическая одиссея: 2001» реж. С.Кубрика (КО) принимали участие студенты Южно-Уральского государственного университета приборостроительного и экономического факультетов - 58 человек. В исследовании воздействия научно-фантастического кинофильма «Солярис» реж. А. Тарковского (СТ) - студенты Ашинского филиала Южно-Уральского государственного университета - 40 человек. А в исследовании воздействия научно-фантастического кинофильма «Солярис» реж. С. Содерберга (СС) - студенты Ашинского филиала Южно-Уральского государственного университета- 38 человек.
Из таблицы 1.1 видно, что после воздействия кинофильма «Космическая одиссея: 2001» реж. С. Кубрика выявились предпочтения в выборе таких символических ситуаций, как «Восхождение» (II) и «Полет» (VIII). Значит, воздействие данного кинофильма можно интерпретировать как тенденцию к активизации личностных притязаний субъекта и выхода за пределы собственных возможностей (самотрансценденция). После воздействия кинофильма «Солярис» реж. А. Тарковского выявилось предпочтение в выборе таких символических ситуаций, как «Восхождение» (II) и «Кормление» (X). Воздействие данного кинофильма можно интерпретировать как тенденцию к активизации личностных притязаний субъекта и проявление любви и заботы о значимом Другом. После воздействия кинофильма «Солярис» реж. С. Соденберга выявилось предпочтение в выборе таких символических ситуаций, как «Восхождение» (II) и «Примирение» (XI). Значит, воздействие данного кинофильма можно интерпретировать как тенденцию к активизации личностных притязаний субъекта и проявление активности по установлению контакта с враждебным Другим.
Общая тенденция в направленном изменении избирательной активности субъектов после воздействия всех 3-х научно-фантастических кинофильмов состоит в предпочтении выбора символической ситуации «Восхождение» (II). Значит, воздействие данных кинофильмов можно интерпретировать как тенденцию к активизации личностных притязаний субъекта, преодолению внутренних и внешних трудностей, самопознанию как становлению индивидуальности личности. Такое воздействие может говорить о начале «внутренней» работы реципиентов по осмыслению и пониманию, т.е. рефлексии кинофильмов как части их жизненного опыта.
Дифференциация в направленном изменении избирательной активности субъектов после воздействия 2-х научно-фантастических кинофильмов, созданных в «своей» (русской) и «чужой» (американской) социо-культурной среде, снятых на основе одного произведения, проводилась путем сравнения распределения выбора символических ситуаций, полученных после воздействия кинофильмов «Солярис» реж. А. Тарковского и «Солярис» реж. С. Содерберга по критерию %2-Пирсона.