Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Аутентичность как психологический ресурс самоорганизации личности Рагулина Марина Владимировна

Аутентичность как психологический ресурс самоорганизации личности
<
Аутентичность как психологический ресурс самоорганизации личности Аутентичность как психологический ресурс самоорганизации личности Аутентичность как психологический ресурс самоорганизации личности Аутентичность как психологический ресурс самоорганизации личности Аутентичность как психологический ресурс самоорганизации личности Аутентичность как психологический ресурс самоорганизации личности Аутентичность как психологический ресурс самоорганизации личности Аутентичность как психологический ресурс самоорганизации личности Аутентичность как психологический ресурс самоорганизации личности Аутентичность как психологический ресурс самоорганизации личности
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Рагулина Марина Владимировна. Аутентичность как психологический ресурс самоорганизации личности : диссертация... кандидата психологических наук : 19.00.01 Хабаровск, 2007 207 с. РГБ ОД, 61:07-19/518

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико - методологические проблемы в исследовании феномена аутентичности личности

1.1 . Системно - синергетические идеи в исследовании личности на основе интеграции различных подходов 12-25

1,2. Научно - исторический анализ проблемы аутентичности 25-47

1.3,Актуалгенез аутентичности как системного качества личности 47-87

Глава 2. Методические средства и основные результаты экспериментального исследования аутентичности как системного качества личности

2.1. Методические средства и логика экспериментального исследования аутентичности как системного качества личности 88-118

2.2.0писание основных результатов экспериментального исследования аутентичности как ресурса самоорганизации личности 118-160

Заключение 161-164

Библиография 165-179

Приложение 180

Введение к работе

Актуальность работы определятся тем, что в сегодняшней ситуации глобальных изменений в мире, обшестве, наиболее значимыми выступают изменения самого человека. Трудно сказать, что первично: мир становится менее устойчивым или происходит новое понимание природы человека, понимание того, что человек может быть разным не только в плане многообразия индивидуально-психологических особенностей, но и, по словам Д.А. Леонтьева, в плане коренного различия основных системообразующих принципов, на которых строится поведение и личность в целом.

Личность как понятие имеет междисциплинарный статус, феноменология его неисчерпаема и побуждает соединять частные проявления человеческой природы в целостную картину, подвергая «методологической рефлексии» все представления, существующие в русле классической психологии и возникающие сегодня в культуре неклассического историко-эволюционного подхода (AT. Асмолов). Вероятно, в историческом пути научного познания всегда есть такие поворотные пункты, когда «дальнейшее продвижение по прямой линии, простое продолжение все той же работы, постепенное накопление материала оказываются уже бесплодными или даже невозможными» - писал Л.С. Выготский много лет назад, осмысливая возникший методологический кризис психологии.

Возникновение неклассической психологии не случайно, не внезапно, а есть результат переосмысления многих научных идей в области психологии личности. В практико-экспериментальных исследованиях и в построении абстрактных теоретических конструктов многих ученых просматриваются возможности разворачивания общей системной картины научной характеристики предмета психологии личности (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, В.М. Бехтерев, Дж. Бюджентал, Л.С. Выготский, А.Ф. Лазурский, К. Левин, А.Н. Леонтьев, ДА, Леонтьев, С. Мадди, А. Маслоу, В.Н. Мясищев, Г.Олпорт, А.Б Орлов., А.В. Петровский, В.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн, В.М. Русалов, Б.М Теплов, ДК Фельдштейн, К.ГЛОнг и др.).

Продуцируя новые взгляды на человека и открывая новые возможности его развития в современных условиях, неклассическая психология создает основу для дальнейшего переосмысления проблематики человека и переносит акценты с исследований человека как детерминированного существа в стабильном мире на исследования сложного и, может быть, до конца не познаваемого существа в неопределенном мире.

Именно поэтому обращение к идее аутентичности как идеи сохранения автономности, личностной идентичности и целостности в ответ на неопределенность и неустойчивость мира, является сегодня потребностью времени.

На наш взгляд, аутентичность есть феномен, который позволяет по-новому взглянуть на проблему исследования личности. Он дает возможность связать в единое представление те научные открытия и наработки, которые сегодня существуют во фрагментарном виде, вывести на первый план науки те сущностные характеристики личности, которые, являясь родовыми качествами человека, решают задачу антропологической и онтологической эволюции человека, обеспечивают его жизнеспособность в изменчивом мире.

Проблема аутентичности была обозначена в американской и западноевропейской экзистенциальной психологии (ДБюджентал, А. Ленгле, С.Мадди, А.Маслоу, Р.Мэй и др.). В российской психологии аутентичность описывается и изучается в контексте самоопределения и жизнетворчества (AT. Асмолов, Б.Т. Асеев, С. Братченко, Д.А. Леонтьев, Е.Осин, Р. Пивоваров, В.И. Слободчиков). Практически все исследования этого феномена носят теоретический характер, что связано со сложностью его верификации. Такие неоднозначные и многоаспектные понятия, по выражению Д,А, Леонтьева, сопротивляются научной систематизации.

Вместе с тем именно наблюдение и исследование аутентичности и образующих ее характеристик как эмпирического факта позволило бы;

- в научно - теоретическом плане уточнить и конкретизировать природу феномена, выделить его основные характеристики или признаки и вы явить его взаимосвязи и влияния на другие явления психической реальности человека;

- в социально - практическом плане содержательный анализ аутентичности позволяет переосмыслить перспективу эволюции личности как перехода от решения адаптационных задач к оптимизационным задачам жизнедеятельности.

- в практическом плане теоретически обосновать и определить возможности и условия развития аутентичности как ресурса продуктивной жизне-деятельности человека в имеющихся конкретных социокультурных условиях, особенно в моменты «разрыва детерминации» (ДА. Леонтьев) или в пространстве «бифуркационного поля» (Л, Ф. Вязникова).

Все выше обозначенные основания определили выбор темы диссертационного исследования «Аутентичность как психологический ресурс самоорганизации личности»

Цель исследования: Изучение феномена аутентичности как системного качества личности и как психологического ресурса ее самоорганизации, обеспечивающего многообразие ее индивидуальных проявлений.

Объект исследования: личность как система, способная к самоорганизации.

Предмет исследования: аутентичность как системное качество и психологический ресурс самоорганизации личности.

Гипотеза исследования: Аутентичность является системным качеством личности, проявляющимся как ресурс ее самоорганизации в сбалансированности двух процессов: социализации и индивидуализации и обеспечивающим сохранение индивидуальности личности е контексте социальных требований в каждом акте ее самоосуществления.

Задачи исследования: 1. Провести теоретический анализ различных подходов, выявляющий возможности изучения феномена аутентичности как системного качества личности.

2. Выявить структурные элементы системного качества «аутентичность» и особенности их функциональных связей с самоорганизацией личности,

3. Провести качественный анализ личностных особенностей у испытуемых с разными функциональными структурами самоорганизации.

4. Выявить взаимосвязь особенностей реорганизации смысловой системы личности и особенностей аутентичности как системного качества в процессе актуалгенеза.

Методологическую и еоретическую основу исследования составили следующие концептуальные подходы: деятельностный, который позволяет рассматривать человека в контексте его внутреннего мира и, следовательно, меняет содержания понятия предметной деятельности, расширяет возможности деятельностного подхода в анализе развития и эволюции человека в обществе и индивидуальной жизни в многообразии его личностных проявлений. Изучение личности как совершенно особой реальности невозможно вне контекста ее взаимодействий с миром, в которых она приобретает присущие ей системные качества (Б.Г. Ананьев, Н.А. Бернштейн, А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, Л.Я. Дорфман, B.IL Зинчен-ко, А.Н, Леонтьев, Д.А. Леонтьев, Б.Ф, Ломов, А.Р. Лурия. Н.Е. Максимова, B.C. Мерлин, Б.М- Теплов, С,Л, Рубинштейн и другие). системно - синергетический позволяет объяснять внешние проявления личностных феноменов, имея ввиду взаимосвязь разных уровней ее организации, В центре внимания синергетики находятся вопросы эволюции сложных систем, не подчиняющихся законам линейного развития. Идеи нелинейности развития и возможности самоорганизации человека (внутренняя логика развития Л.С. Выготского) приобретают сегодня мировоззренческий смысл и позволяют рассматривать психологические объекты в их динамике, (В.А. Барабанщиков, В. В. Василькова, Ф. Варела, А. А. Вахин, Э.Н. Гусинский, ЕЛ Князева, СП. Курдюмов, И. Пригожий, В,В. Суворов, И, Стенгсрс, А.А. Шевлоков, Г, Хакен и др.) экзистенциально - гуманистический, который составляет базисную основу нашего исследования, поскольку мы опираемся на исходные положения экзистенциального подхода о сложности и непознаваемости человеческой природы, о родовых способностях человека как существа обеспеченного всеми необходимыми для жизнестойкости ресурсами, о возможности личностного роста с любой стартовой точки на протяжении всей жизни. Выделение человека как особого природного существа, наделенного психологическими потребностями познания, как пути понимания «себя в мире» и «мира в себе», позволяют определять новые направления в изучении человека и прогнозировать возможности его дальнейшей эволюции (Дж. Бюджентал, Д.А. Леонтьев, С. Мадди, Г. Олпорт, А.Б. Орлов, Е. Осин, К Хорни, В. Франкл, Э.Фромм, ЭЭриксон и другие.)

Для решения поставленных задач нами были выбраны адекватные и взаимодополняющие методы: теоретический анализ, наблюдение, психологическое тестирование, сравнительный анализ с использованием методов математической статистики (кластерный анализ, факторный анализ, регрессионный анализ), В качестве конкретных диагностических методик использовались: методика «Социальный интеллект» Дж, Гилфорда и М. Салливена (адаптация Е.Алешиной), методика для определения уровня рефлексивности А. Карпова и В. Пономаревой, методика Дж.Роттера «Уровень субъективного контроля» (вариант . Бажина, Е. Голынкиной и А. Эткинда), вопросник САМОАЛ (Н. Калина, А, Лазукин), графическая методика «Я и группа» на основе графических моделей АЛСроника и Г .Абрамовой, методика «Индекс жизненного стиля» Р. Плучика и Г. Келлермана, адаптированная сотрудниками психоневрологического института им. В.М. Бехтерева, методика «Смысложизненные ориентации» Д.А. Леонтьева, методика предельных смыслов Д.А. Леонтьева»

Дчя анализа типа реорганизации смысловых структур личности (как параметра порядка системного качества аутентичность) была разработана авторская методика комплексной модели реорганизации смысловых структур на основе идей ДА. Леонтьева о динамике и регуляции смысловой системы личности, А. Ахиезера о типах внутреннего диалога, О, Никольской о строении и динамике аффективной сферы личности Положения, выносимые на защиту:

1. Появление и развитие аутентичности как системного качества или эмерджентности системы личность, психологическими ресурсами обеспечивают две родовых потребности человека и одновременно два его родовых качества - социальность (диалогичность сознания) и индивидуальность (потребность познания , понимания мира, себя в мире, самопреодоление ). Аутентичность есть процессуально - динамичное качество личности, поэтому для верификации его удобнее говорить об аутентичной установке личности как психологической готовности определенным образом строить свои отношения с миром.

2. Взаимополагание процессов социализации и индивидуализации обеспечивается механизмом рефлексии и качественной регуляцией границ системы «личность» при взаимодействии с актуальной средой. Нарушение регуляции границ приводит к акцентуации одного из процессов, что проявляется либо в просоцгшлъной установке личности, либо в ригидной установке, направленных на стереотипизацию взаимодействия с окружающей средой,

3. Установка (аутентичная, просоциальная, ригидная) является системообразующим фактором, связывающим структурные элементы аутентичности в системное качество. Особенности функциональных связей в структуре структурных элементов определяют содержание установки и аспект проявления аутентичности (ситуационный или экзистенциальный). Проявление аутентичности как ресурса самоорганизации личности в ситуационном аспекте способствует накоплению опыта гармоничного взаимодействия личности с актуальным окружением, в экзистенциальном аспекте - укрепляет и раскрывает собственно индивидуальность личности.

4, Особенности актуалгенеза системы «личность» определяются типом реорганизации смысловых структур, которые является параметром порядка для эмерджентного качества «аутентичность».

5. Личность с аутентичной установкой в процессе актуалгенеза проявляет готовность к оптимизационной деятельности с преобладанием стратегий сотрудничества. Личности с просоциалъной или ригидной установкой преимущественно осуществляют адаптационную деятельность с преобладающими стратегиями уступки» скрытой (уход) или явной (подавление) конфронтации.

Научная новизна и теоретическая значимость работы заключается в следующем;

- осуществлено исследование понятия «аутентичности» как феномена на основе интеграции трех концептуальных подходов (деятельностного, системно - синергетического, экзистенциального), что позволило рассмотреть его во всей полноте и многомерности и конкретизировать его теоретическую модель;

- выявлены особенности аутентичной установки личности, которые проявляются в реорганизации смысловой сферы личности и влияют на актуалгенез при взаимодействии системы «личность» с актуальной средой;

- показана связь аутентичной установки с открытой позицией личности, направленностью при взаимодействии на сотрудничество, что обеспечивает личности развитие индивидуальности и возможность решения задач не столько адаптации, сколько оптимизации своего существования;

- установлено, что развитие индивидуальносга и аутентичная установка связаны с направленностью на самоактуализацию, но этот процесс в большей степени является определением и уточнением своей экзистенции как континуума возможностей;

- выявлены взаимосвязи общего напряжения «Я» (качество психологической защиты), механизмов рефлексии и особенностей смысловой сферы личности: чем выше уровень защиты, тем более узконаправленно работают механиз мы рефлексии, тем упрощенней смысловая сфера личности, тем рельефней проявляется установка на стереотипизацию взаимодействия;

- обнаружены существенные различия в особенностях реорганизации смысловой сферы и актуалгенеза у личностей с разными типами установок;

- уточнены и расширены понятия: «аутентичная установка», «просоци-альная установка», «ригидная установка», «социализация», «индивидуализация», «адаптация» и «оптимизация»;

Практическая значимость работы заключается:

- в описании типов личности с разными установками и выделении их основных особенностей и затруднений, учет которых позволит адекватно организовать психологическую поддержку, направленную на преодоление препятствий к личностному росту;

- в выявлении основных структурных элементов аутентичной установки и подборе психодиагностического комплекса для их изучения;

- в создании проективной исследовательской методики определения вероятностного типа реорганизации смысловой сферы, имеющей не только диагностическую, но и развивающую направленность;

- в том, что основные положения и результаты исследования дополняют научные представления о личности и могут быть использованы в системе профессиональной подготовки для проведения практических и теоретических занятий по дисциплинам «Психология личности», «Основы экзистенциальной психологии», «Психология телесности».

База исследования: Исследование проводилось на базе Дальневосточного государственного гуманитарного университета (ДВГГУ). В пилотажном исследовании принимали участие 162 студента, обучающихся на заочном и дневном отделении факультета психологии, В основном исследовании принимали участие 103 студента дневного отделения факультетов психологии и художественно-графического ДВГГУ. Проективная методика апробировалась также на слушателях курсов повышения квалификации Комитета народного творчества (КНАТОК) - 39 человек. Общая выборка составила 304 человека.

Апробация результатов исследования: Результаты исследования обсуждались на кафедре психологической антропологии и на кафедре психологии ДВҐТУ, а также на кафедре психологии Гуманитарного института Дальневосточного государственного университета путей сообщения.

Основные положения и результаты исследования докладывались автором на IV и V Азиатско-Тихоокеанском международном конгрессе психологов «Человек. Власть. Общество» (Хабаровск 2005, 2006), на всероссийской научно-практической конференции «Психологическая культура личности как стратегия социально-образовательного развития региона» (Биробиджан, 2007), на региональных научно-практических конференциях «Гуманитарные системы: проблемы управления» (Хабаровск, 2004)и «Развитие жизнеспособной личности специалиста: реалии и перспективы» (Хабаровск, 2006), на всероссийской научно-практической конференции «Философия образования как философия человека: история и современность» (Хабаровск, 2005),, на II и III региональных школе - семинаре аспирантов и молодых ученых (Биробиджан 2003,2005).

Структура диссертации соответствует принятой форме изложения результатов научно-исследовательской деятельности. Работа включает введение, две главы, заключение, библиографический список и приложения.

Системно - синергетические идеи в исследовании личности на основе интеграции различных подходов

Системный подход, являясь общенаучным принципом познания мира, объединяет результаты исследовательских поисков многих наук. Он выступает в двойственной форме:

- как синтезатор различных знаний, что порождается задачами создания целостной картины представления о каком-либо объекте, т.е. как система знаний о каком-либо объекте. В этом плане прекрасным примером попытки создания системного знания является концепции личности А.Г Асмолова., В А. Петровского, Г.Олпорта (гносеологический аспект);

- как модель представления любого исследуемого объекта для удобства его изучения, системность объекта познания (онтологический аспект).

Примером может служить концепция интегральной индивидуальности B.C. Мерлина, который активно разрабатывал аспекты самоорганизации и саморазвития этой многоуровневой системы. Особое внимание уделяется подсистеме свойств личности, а личность по B.C. Мерлину есть характеристика человека как субъекта, активно преобразующего действительность, поэтому система ее психических свойств является саморегулирующейся [100].

Системные представления B.C. Мерлина получили дальнейшее развитие в концепции Л.Я. Дорфмана о метаиндивидуальном мире личности [51 ].

В психологии давно и широко используются понятия «системообразующий фактор», «интегральный компонент», «системное качество» (Н.К. Баха-рева, Б.А. Вяткин, Л..Я, Дорфман, Н.Е. Максимова, B.C. Мерлин, С.Л,Рубинштейн, Б.М. Теплое и др.), которые отражают системность в онтологическом плане как принцип организации природы [118] Возникает вопрос, правомочно ли применение системного подхода для исследования человека? Не будет ли это упрощением, некоторым вариантом фи-зикалистской концепции в кибернетическом духе, неприменимой к сложным явлениям психической жизни человека-личности или, тем хуже, вариантом редукционистского подхода, нещадно критикуемого, по остроумному выражению А.В. Юревича «методологического криминала» [172], К тому же имеет ли этот подход объяснительную ценность, если многие переменные личности не могут быть определены количественно?

На это можно ответить следующим образом. Понятие системы является достаточно абстрактным. В психологии, как, впрочем, в любой другой науке, много подобных понятий. Это то, что М.К. Мамардашвили называл «интеллигибельной материей», «понимательными вещами». Сюда входят понятия установок, акцентуаций и т.д. Можно привести также понятия «равновесие», «стресс», «обратная связь», «резонанс», которые по своему происхождению относятся больше к техническим и физиологическим явлениям, но успешно используются психологией. Ярким примером подобного переноса является понятие «сублимации», введенное 3. Фрейдом для описания психологического механизма, который позволяет энергию напряжения, порожденную содержанием бессознательного, трансформировать в формы, приемлемые для индивида.

Количественно же измерять компоненты исследуемого объекта не всегда возможно и необходимо для более глубокого его понимания. Есть много примеров тому, как количественный анализ не дает полного представления о сущности изучаемого объекта. Поэтому вполне логична попытка объяснить явление «в принципе», используя системный подход как модель теоретического построения понятия «личность».

Прошло более полувека системного движения, инициированного Лфон Бер-таланфи . За это время идеи системности, понятие системы и даже теории получили всеобщее признание и широкое распространение. Собственно, само понятие «система» давно и прочно вошло в научный обиход. Так, со времен Аристотеля, определяли всякую зависимость, закономерность, которую имела необходимая и достаточная для обнаружения этой зависимости совокупность свойств. При этом, зависимость проявляла детерминированное поведение данного набора свойств. [3]

Выявление закономерностей между предметами и явлениями, предметами и их свойствами было целью науки с момента ее зарождения. Со времен Пифагора возникла научная традиция описывать эти закономерности в виде математической зависимости, «понятие «система уравнений» узаконена в научном употреблений гораздо раньше, нежели понятие «система свойств». Далее, Э. Гуссерль обратил внимание, что излишняя математизация науки и как следствие -фрагментарность исследований явлений приводят науку в тупик [45].

Теория открытых систем Л. фон Берталанфли позволила выделить некоторые системные принципы организации живой природы. Он предложил рассматривать живые организмы как открытые системы: материал, энергия и т.д. непрерывно поступает в нее из окружающей среды и уходит в окружающую среду [176] Его теория постулировала саморегуляцию как основной принцип для существования открытой равновесной системы. Открытие И. Пригожина расширило представление о существовании систем; все сложные системы он рассматривает как неравновесные, диссипативные [124]» Система порождает механизмы, которые компенсируют нарастание беспорядка за счет увеличения сложности. Итак, не только саморегуляция, но и самоорганизация есть принцип существования сложных систем. То есть, система не просто поддерживает сложность на заданном уровне, но порождает механизмы увеличения сложности, когда приток ресурсов приводит энтропию системы к пороговому значению ее жизнеспособности.

В самоорганизации проявляется очень важная характеристика открытой системы - это ее синергия, целостность, то есть приоритет важности целого, несводимость качеств целого к механической сумме качеств частей. В тоже время, каждая отдельная часть несет в себе «отпечаток» целого. Появилось понятие «синергетическая система» ( В.В. Василькова, С. Гомаюнов, Е, Князева, С. Курдюмов И. Пригожий, В Суворов, Г. Хакен).

Научно - исторический анализ проблемы аутентичности

В данном параграфе мы проследим трансформацию понятия в представлениях разных исследователей и истоки понятия аутентичности.

Понятие «аутентичность» с греческого переводится как подлинность, соответствие действительному («authentikos - подлинный). Развитие понятие получило в начале 20вв. в немецкой экзистенциальной философии (МХайдеггер,

К. Ясперс, М-Бубер, П. Тиллих), затем идеи аутентичности заинтересовали французских философов ( Ж-П Сартр, ММерло - Понти). Хотя первым, кто обозначил содержание понятия, не давая определения, можно назвать Жан-Жак Руссо, Философ высказал идею о том, что люди, имея некую внутреннюю сущность, прячут ее за фасадами, обозначенными культурой и воспитанием.

Понятие аутентичности широко используется во многих науках, связанных с деятельностью и жизнью человека. Но в психологии - это уже не просто понятие, не просто термин, отражающий один из признаков предмета исследования. Здесь оно приобрело вес научной категории, такой же глубокой и спорной, как, например, «личность». Подобная ситуация связана, на наш взгляд, с тем, что современная психология, как западная, так и отечественная все более часто обращается к представлениям о человеке как о духовном существе. Аутентичность - категория экзистенциальной психологии, которая своей самой важной задачей ставит постижение «субъективного» человека, проникновение в его душевно - духовную сферу, без чего невозможна «жизнеиэменяющая» экзистенциальная психотерапия. Когда исследуют ее истоки, чаще всего ссылаются на экзистенциальную философию (М. Хайдеггера, Ясперса, Сартра и т.д.). Но, справедливо замечает Д.А. Леонтьев, «теоретическим обоснованием экзистенциальной психологии и психотерапии является не философия экзистенциализма, а обширные теоретические разработки именно в рамках психологии» [89. С40]. Хотя и те, и другие связаны термином «экзистенциальный», тем не менее, изначально у них разные задачи: у философов описать мир в общих и частных категориях, у психологов, принявших эту модель мира, помочь человеку существовать в этом мире, отыскать те его способности и ресурсы, которые обеспечивали бы ему жизнеспособность.

Все до сих пор существовавшие и возникающие теории личности по сути дела различаются тем, что определяет движущие силы, обеспечивающие эволюцию человека в рамках онтогенеза или, говоря философским языком разви-тии собственного бытия.

Одним из первых К.Юнг выделил процесс личностного развития, обозначив его как индивидуацию. Он построил сложную структуру личности, центром которой является Самость - некий образ подлинности человека, в результате укрепления которого ослабевает Персона и уменьшается Тень, что приводит к личностному росту и зрелости личности. Самость, по мнению ІСЮнга, «всеобъемлющий Бог», «главный архетип человека» [169]

Таким образом, когда Идея человека была перенесена извне в сам образ человека, возникший кризис идентификации в науке породил потребность определения меры человеческого в человеке.

Написанная примерно в это же время «Описательная психология» В.Дильтея дала новое направление развитию психологии [49], В, Дильтей призывает в ней признать, что человек являясь творческим субъектом, созидает свое окружение и как творец управляет своими делами. Поэтому принципиально важно для него не ставить целью психологического исследования раскрытие закономерностей развития человека. Понятно, когда объект исследования наделяется самостоятельной волей, говорить о жестком детерминизме, с точки зрения Дильтея, даже не научно, так как описание поведения субъекта посредством причинных схем не может быть объяснено. Это ограничивает возможность вариации, сковывает субъекта, лишает его свободы выбора. Гуманитарные науки, объявил Дильтей, - это, прежде всего герменевтические науки.

Вернемся к тому, что кажется нам наиболее существенным в теории КЛОнга. Самость не есть индивидуализированная сущность человека. По словам Юнга, «индивидуапия есть процесс дифференциации, имеющей целью развитие индивидуальной личности. Так как индивидуум не только является отдельным существом, но предполагает коллективное отношение к своему существованию, то процесс индивидуации ведет не к обособлению, а к более интенсивной и всеобщей коллективной связи» [171. С. 213]. В то же время «индуцированное Я ощущает себя объектом неизвестного и вышестоящего субъекта» [там же С 314].

Нам близка позиция А.Б.Орлова, интерпретирующего процесс индиви-дуации как оптимизацию полноценного функционирования эмпирической личности, приближающий ее к «высокому идеалу» (термин К.Юнга), но не только через индивидуализацию, а через принятие собственной социальности, порождающей многоликость и многофункциональность личности, Индивидуация разрешает все ролевые конфликты и приводит к осознанию того, что сущность человека шире любой его роли, с точки зрения А.Б. Орлова, - это есть проявление аутентичности [115],

Важна еще одна мысль КЛОнга о том, что осознание, постижение своей Самости осуществляется через самоанализ. Только через самоанализ, в зависимости от типа организации личности, посредством рациональных или интуитивных открытий в сновидениях, в обращении к архетипам и символам, используя активное воображение, человек постигает свою Самость. К тому же Самость есть целостность, а стремление человека к целостности есть его природная потребность. Как считают Р.Фрейджер и Дж. Фейдимен [ 154], то, что в теории Юнга развитие человека обеспечивает некая врожденная потребность, делает ее схожей с теорией А.Маслоу, в основе которой лежит врожденная потребность психики к самореализации, только теория самоактуализации носит более простой и завершенный вид.

Методические средства и логика экспериментального исследования аутентичности как системного качества личности

Целью второй главы является уточнение концептуальных подходов, а также определение, разработка и описание методических средств экспериментального изучения аутентичности как системного качества личности или эмерджентнои психологической системы, аюгуалгенез которой мы называем аутентичным. Целью нашей экспериментальной деятельности было выявление основных психологических элементов аутентичности как эмерджентнои психологической системы.

Определим исследовательские задачи:

1) Анализ проблемы методов исследования рефлексии и ее операциональных возможностей как механизма удовлетворения социальных потребностей личности и как ресурса развития аутентичной установки личности;

2) Анализ проблемы методов изучения уровня развития индивидуальности в его онтологической динамике, как проявление психологической потребности развития;

3) Разработка методики анализа реорганизации смысловой системы личности;

4) Описание методического инструментария для измерения ресурсных элементов эмерджентнои психологической системы «аутентичная установка» в рамках реализации целей и задач диссертации;

5) Выделение групп испытуемых в зависимости от проявления аутентичной установки как индикатора и потенциальной готовности к аутентичному способу жизни;

6) Изучение особенности реорганизации смысловых структур в актуалгене-зе у испытуемых каждой выделенной группы.

7) Выявление взаимосвязи усложнения смысловой системы, степени открытости системы и интенсификация механизма рефлексии;

8) Выявление внутренних зависимостей между элементами системы и наиболее значимыми комплексными характеристиками, определяющими структуру функциональных связей у испытуемых каждой выделенной группы,

Похожие диссертации на Аутентичность как психологический ресурс самоорганизации личности