Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы осмысления феномена одиночества в философии и психологии
1.1 . Сущность феномена одиночества 17
1.1.1. Семантическое поле понятия «одиночество» 28
1.1.2. Негативный и позитивный аспекты одиночества (одиночество как проблема и как ресурс личностного развития)
1.1.3. Виды и типы одиночества 43
1.2. Одиночество в юношеском возрасте
1.2.1. Социальная ситуация развития в юношеском возрасте 65
1.2.2. Проявления одиночества в юношеском возрасте 70
Выводы по первой главе 78
Глава 2. Исследование эффективности психолого-педагогической помощи в личностном развитии старшеклассников через создание условий для актуализации позитивного потенциала одиночества
2.1. Диагностика одиночества как психического феномена и ресурса развития личности в юношеском возрасте (констатирующий этап)
2.2. Разработка и верификация модели психолого-педагогической помощи в развитии личности через актуализацию позитивного потенциала одиночества (этап опытно-экспериментальной работы)
2.3. Динамика значимости переживания одиночества и личностных факторов учащихся старших классов (контрольная диагностика и оценка эффективности опытно-экспериментальной работы)
Выводы по второй главе 160
Заключение 164
Список литературы 169
- Сущность феномена одиночества
- Одиночество в юношеском возрасте
- Диагностика одиночества как психического феномена и ресурса развития личности в юношеском возрасте (констатирующий этап)
Введение к работе
Актуальность исследования. Изменения, происходящие в современном российском обществе, находят свое отражение и в сфере образования. В соответствии с приоритетами современного образования, обозначенными в нормативных документах (Закон РФ «Об образовании», «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» и др.), школа должна стать фактором формирования социальной устойчивости человека, таких его личностных качеств, которые повышают вероятность успешного выбора (мобильности, самостоятельности, ответственности, способности принимать решения, прогнозировать последствия своих поступков, способности к сотрудничеству и др.) жизненного пути. Эти качества, с одной стороны, обеспечивают успешное вхождение индивида в широкий контекст социальных отношений (развитие личности), с другой - лежат в основе способности человека управлять процессом собственного развития (саморазвитие личности).
Между тем, интенсификация и технологизация учебной деятельности затрудняют формирование навыков открытого общения, способствуют одиночеству учащихся. Особенно актуальным этот вопрос становится в условиях общеобразовательных учреждений, в которых реализуются образовательные программы повышенной сложности, например, в гимназиях, что связано со спецификой данных образовательных учреждений, ориентированных на интенсивное интеллектуальное и культурное развитие личности учащегося.
Приоритеты гимназического образования обусловливают чрезвычайную насыщенность учебной деятельности, в связи с чем, доля внеурочной деятельности сильно уменьшается и межличностные отношения учащихся, не связанные с учебной деятельностью, не развиваются в полной мере. Такое положение ведет к трудностям учащихся в освоении норм межличностных отношений, в формировании жизненной позиции, в развитии личностных ка-
честв. Что же касается свободного неформального общения, то его кажущаяся легкость и доступность скорее усиливают одиночество, чем защищают от него. Как правило, в неформальном общении обсуждаются вопросы проведения досуга, а действительно актуальные, смысложизненные вопросы, важнейшим из которых является одиночество - не затрагиваются и, тем более, не решаются. То есть, воспитательный и развивающий потенциал гимназического образования реализуется не в полной мере. Необходимость следования приоритетам современного образования актуализирует проблему поиска путей психолого-педагогического содействия развитию личности учащегося.
Анализ классических теорий, концепций и подходов позволяет говорить, что в большинстве из них одиночество традиционного рассматривается в контексте различных отношений и в связи с их деформацией (К. Маркс, Ф. Ницше, Д. Рисмен, Э. Фромм, B.C. Соловьев, Н.Ф. Федоров, Н.А. Бердяев, С.Л. Франк и др.). Наибольшую известность среди психологических получили подходы к пониманию одиночества зарубежных авторов: психодинамический (3. Фрейд, Дж. Зилбург, X. Салливан, Э. Фромм, Ф. Фромм-Рейхман); интеракционистский (Р. Вейс); «интимный» (В.Дж. Дерлега, СТ. Маргулис); когнитивный (Л.Э. Пепло, Д. Перлман); феноменологический (К. Роджерс); экзистенциальный (Ж.-П. Сартр, А. Камю, К. Мустакас, В. Франкл, И. Ялом).
Методологическое значение данных теорий, концепций, подходов для нашего исследования заключается в том, что на основе их анализа стало возможным дефинирование одиночества в его субъективном аспекте, определение собственного подхода к изучению феномена одиночества, в котором находят отражение понимание одиночества как детерминанты деформированного развития личности и как ресурса развития личности.
Анализ научных трудов и исследований современных авторов показывает, что до сих пор в науке нет единого понимания сущности одиночества и позволяет очертить проблемное поле изучения феномена одиночества: изучение одиночества как социально-психологического феномена (К.А. Абуль-
ханова-Славская, Л.И. Старовойтова, Г.М. Тихонов, С.Г. Трубникова, Ж.В. Пузанова); изучение культурно-исторических форм одиночества (Н.Е. Покровский, С.А. Ветров, Ю.М. Швалб, О.В. Данчева); психологические особенности одиночества в подростковом и юношеском возрасте (И.С. Кон, О.Б. Долгинова, Н.В. Перешина); описание явлений, близких одиночеству (изоляция, уединение) (О.Н. Кузнецов, В.И. Лебедев, А.У. Хараш).
Методологическое значение классических теорий, концепций, подходов и современных исследований заключается в том, что они позволяют выявить скрытое от психолого-педагогического опыта противоречие между одиночеством как фактором, затрудняющим вхождение юноши в широкий контекст социальных отношений, и одиночеством как возможностью развития таких личностных качеств, без которых успешная интеграция в социум затруднительна.
Одиночество является сложным и противоречивым феноменом развития личности. Оно, подчас, связано с деформацией различных отношений личности и, в этом случае сопровождается осознанием или ощущением не просто чуждости мира, но и невозможности занять в нем более или менее устойчивое положение. То есть, одиночество затрудняет процесс успешного вхождения личности в широкий контекст социальных отношений, а дефицит чувства общности ведет к недоразвитию конструктивных отношений с миром. Кроме того, одиночество нарушает развитие мотивационной сферы личности (потребностей, стремлений, чувств) и, в целом, препятствует полноценному развитию психики и личности. Известно, однако, что одиночество - это и феномен, позволяющий погрузиться в личностную рефлексию, в размышления о важнейших смысложизненных проблемах, оно несет в себе возможность глубокого духовного развития личности. Учитывая то, что юношеский возраст имеет принципиальное значение для развития личности в целом, является сензитивным в плане социализации, проблема одиночества молодого человека требует особого внимания.
Анализ научной литературы и исследований, тематически связанных с настоящим, показывает, что вопросы изучения позитивного потенциала одиночества, его связи с личностными факторами и оказания психолого-педагогической помощи в развитии личности учащегося через создание условий для актуализации позитивного потенциала одиночества не были предметом специального исследования.
Необходимость восполнить указанный пробел в научных знаниях, а также стремление найти пути разрешения указанного противоречия в практике, определяют проблему настоящего исследования.
В теоретическом плане это проблема создания модели психолого-педагогической помощи личности в актуализации позитивного потенциала одиночества. В практическом плане - проблема создания условий для развития личности старшеклассника через актуализацию позитивного потенциала одиночества.
Объект исследования - характеристики феномена одиночества, позволяющие рассматривать его как ресурс развития личности в юношеском возрасте.
Предмет исследования - влияние одиночества на процесс развития личности в юношеском возрасте.
Цель исследования - теоретическое обоснование ориентиров и направлений работы практического психолога образования, позволяющих преодолеть негативное влияние одиночества на личность и использовать его позитивный потенциал в целях развития личности в юношеском возрасте.
Гипотеза исследования:
Если сущность и психологическая структура феномена одиночества раскрывается через амбивалентный характер одиночества, то преодоление негативного влияния одиночества на личность возможно, когда будет использоваться позитивный потенциал одиночества в целях развития личности в юношеском возрасте, что реально возможно осуществить путем реализации модели психолого-педагогической помощи в развитии личности учащихся старших классов, включающей в себя:
создание благоприятного фона для позитивных эмоционально-ценностных переживаний, являющихся основой для воспитания потребностей (в межличностных отношениях, в социально одобряемом поведении) и чувств (чувства общности);
моделирование в опытно-экспериментальной работе основных жизненных событий и создание условий для экстернализации внутренних противоречий личности старшеклассника, совершения личностного выбора;
использование таких форм (тематически ориентированная дискуссия, индивидуальное и групповое психолого-педагогическое консультирование, психологический тренинг) и методов (беседа, интерпретация, анализ, самооценивание и самопроектирование, составление условно-вариантного прогноза развития, целеполагание, проективные техники, моделирование жизненных ситуаций) работы, в которых было бы возможно движение от субъективного отрицательного одиночества, являющегося результатом личностного выбора (интернального отрицательного) к субъективному положительному, являющемуся результатом личностного выбора (интер-нальному положительному).
Мы предполагаем, что верифицированную модель психолого-педагогической помощи старшекласснику в развитии его личности можно считать успешной, если она приведет к актуализации позитивного потенциала одиночества, то есть, к следующим изменениям:
снижению значимости переживания одиночества и формированию более взвешенного и осознанного отношения к одиночеству,
положительной динамике факторов самоотношения (повышению ценности своей личности, формированию позитивного фона отношения к себе, повышению уверенности в себе, удовлетворенности своими возможностями, целеустремленности, интереса к своему внутреннему миру),
положительной динамике факторов самовосприятия (формированию более критичного и глубокого восприятия себя, принятию ответственно-
сти за свою жизнь, формированию активной позиции по отношению к одиночеству, формированию представления о себе как о человеке, способном вызывать положительные чувства других людей),
положительной динамике факторов поведения и повышении коммуникативной компетентности (развитию коммуникативных качеств, формированию коммуникативных умений и навыков), стабилизации отношения с группой сверстников и получению опыта совладания с трудностями и негативными переживаниями,
пониманию позитивной роли одиночества в развитии личности и нахождению внутренних оснований (мотивов) выбора одиночества, нахождению баланса между одиночеством и поддержанием межличностных отношений.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы представляется необходимым решение ряда задач.
Задачи исследования:
Разработать типологию одиночества, позволяющую вскрыть его противоречивую природу и наметить стратегию психолого-педагогической помощи личности в актуализации позитивного потенциала одиночества.
Описать особенности проявления одиночества в юношеском возрасте в терминах разработанной типологии и раскрыть положительную роль юношеского одиночества в развитии личности.
Разработать практико-ориентированную модель работы с учащимися старших классов, позволяющую создать условия для актуализации положительного потенциала одиночества и, тем самым, способствовать развитию личности.
Осуществить экспериментальную проверку созданной модели психолого-педагогической помощи, ориентированной на актуализацию позитивного потенциала одиночества.
Научная новизна настоящего теоретико-эмпирического исследования заключается в том, что:
разработана типология субъективного одиночества как сложного, многопланового, амбивалентного феномена (интернальное отрицательное одиночество, экстернальное отрицательное одиночество, экстернальное положительное одиночество, интернальное положительное одиночество; основаниями типологии субъективного одиночества стали особенности восприятия одиночества (положительное, отрицательное) и причина одиночества (личностный выбор, внешние обстоятельства);
на основе разработанной типологии определена стратегия психолого-педагогической помощи старшекласснику в актуализации позитивного потенциала одиночества (стратегия заключается в организации движения личности от интернального отрицательного к интернальному положительному одиночеству);
описаны особенности проявления одиночества в юношеском возрасте в терминах разработанной типологии и раскрыта положительная роль юношеского одиночества в развитии личности (юношеское одиночество, исходя из психологических особенностей данного возраста и социальной ситуации развития, квалифицировано как потенциально интернальное положительное; показана связь одиночества с основными событиями и задачами юношеского возраста (отделение от семьи и адаптация к новой социальной группе, установление интимных отношений, планирование своего будущего), с основными феноменами самосознания (самоотношением, самовосприятием, поведением); раскрыта положительная роль юношеского одиночества, заключающаяся в том, что одиночество, являясь индикатором неудовлетворенности собой, побуждает молодого человека к соответствию с идеальными представлениями о себе, к развитию своей индивидуальности);
разработана практико-ориентированная модель работы с учащимися старших классов, позволяющая создать условия для актуализации пози-
тивного потенциала одиночества (основным ориентиром построения модели послужила разработанная типология одиночества и намеченная стратегия психолого-педагогической помощи в развитии личности старшеклассника; условиями актуализации позитивного потенциала одиночества являются создание фона для благоприятных эмоционально-ценностных переживаний, экс-тернализации внутриличностных противоречий, отражающих содержание основных жизненных событий личности, определение форм (тематически ориентированная дискуссия, индивидуальное и групповое психолого-педагогическое консультирование, психологический тренинг) и методов (беседа, интерпретация, анализ, самооценивание и самопроектирование, составление условно-вариантного прогноза развития, целеполагание, проективные техники, моделирование жизненных ситуаций) практической работы с учащимися.
Теоретическая значимость исследования. Результаты исследования углубляют представления о феномене одиночества и его роли в развитии личности, вносят вклад в формирование целостного подхода к пониманию феномена одиночества, в котором находят отражение понимание одиночества как детерминанты деформированного развития и как ресурса развития личности. Выделение основных характеристик феномена одиночества (сложность, многоплановость, амбивалентность) составит основу для новых теоретических представлений о сущности одиночества как психического феномена. Обоснование и разработка типологии одиночества способствуют становлению дифференцированного подхода к пониманию одиночества. Выявление внутренних условий актуализации позитивного потенциала одиночества и нахождение адекватных им внешних условий составляют основу для дальнейших теоретико-эмпирических исследований и способствуют разработке вопроса о психологическом сопровождении личностного развития учащихся старших классов.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования дают возможность качественного обновления организационных и содержательных аспектов психологического сопровождения личностного развития учащихся старших классов и внеклассной работы с учащимися; позволяют решать эмпирические задачи в консультативной, тре-нинговой и психокоррекционной практике при оказании психолого-педагогической помощи лицам юношеского возраста, переживающим одиночество; способствуют изменению форм и методов взаимодействия педагога и педагога-психолога с учащимися, гуманизации отношений между субъектами образовательного процесса; дополняют и углубляют содержательную базу учебных курсов вузовской подготовки педагогов-психологов («Возрастная психология», «Индивидуально-возрастное консультирование», «Психолого-педагогическая коррекция»).
Методологической основой исследования являются отечественные и зарубежные философские теории и психологические концепции, освещающие проблему одиночества. Философско-психологическая основа методологии данного исследования обусловлена гуманистическим характером и лич-ностно-ориентированной парадигмой современного образования.
Существенное значение для исследования в концептуальном плане имеют: философские концепции, раскрывающие вопросы, связанные с одиночеством человека (К. Маркс, Ф. Ницше, Ж.-П. Сартр, М. Хайдеггер, А. Камю, B.C. Соловьев, Н.И. Бердяев); принцип единства и борьбы противоположностей; современные гуманистические теории воспитания и развития личности (Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, Т.В. Анохина, Г.К. Селевко).
Психологической методологией исследования являются фундаментальные положения об единстве личности и деятельности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), принципы и идеи отечественной психологии об опосредствовании внутренних условий внешними условиями развития личности (А.Н. Леонтьев), об опосредствовании внешних воздействий на личность
внутренними условиями (С.Л. Рубинштейн), о личности как субъекте жизнедеятельности (С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская), представления о личности как системе жизненных дилемм (Э.Фромм, А.Г. Асмолов, Ф.Е. Василюк, О.В. Немиринский).
Методы исследования. Для реализации поставленных задач и проверки исходных предположений использовался комплекс методов исследования, адекватных его предмету: методы теоретического уровня (анализ литературы по проблеме исследования, разработка типологии, теоретическое моделирование); методы эмпирического уровня (модификация и разработка диагностических методик, подбор диагностического инструментария, психологическая диагностика, опрос, наблюдение, опытно-экспериментальная работа, монографическое описание). Производилась статистическая обработка результатов исследования с использованием корреляционного и однофакторно-го дисперсионного анализа.
Опытно-экспериментальной базой исследования стала гимназия российской культуры (ГРК) при Тюменском Государственном Институте Экономики, Управления и Права (ТГИЭУиП) г.Тюмени.
Диссертационное исследование включало три основных этапа. На первом этапе (2000 - 2002 гг.) осуществлялись изучение и анализ философской, социологической и психолого-педагогической литературы по теме исследования и эмпирических исследований, тематически близких настоящему, что позволило обосновать исходные позиции, определить проблему, объект, предмет, сформулировать цель, задачи, гипотезы, выбрать методологию и методы исследования. Результатом этого этапа стала подготовка теоретической части диссертационного исследования.
На втором этапе (2002 - 2003 гг.) планировалось и проводилось констатирующее исследование, осуществлялась статистическая обработки его результатов, описание и обобщение данных математической обработки, фор-
мулировка выводов. Результатом работы на этом этапе стало выявление внутренних условий актуализации позитивного потенциала одиночества.
Третий этап (2003 - 2005 гг.). Теоретическое осмысление результатов констатирующего исследования стало основой для разработки и верификации модели психолого-педагогической помощи в развитии личности через создание условий для актуализации позитивного потенциала одиночества. Опытно-экспериментальная работа была обобщена и описана. Проведено контрольное исследование, результаты которого, в сравнении с результатами констатирующего исследования, позволили сделать вывод о результативности разработанной и верифицированной модели. Осуществлялось формулирование теоретических выводов и оформление результатов исследования.
Достоверность и обоснованность полученных результатов и выводов обеспечивается надежностью исходных методологических положений; полнотой рассмотрения предмета исследования на теоретическом и экспериментальном уровнях; использованием комплекса методов, адекватных предмету, цели и задачам исследования (в том числе, методов статистической обработки результатов исследования); корректностью опытно-экспериментальной работы, репрезентативностью выборок; длительностью опытно-экспериментальной работы и воспроизводимостью ее результатов, тщательным и многоаспектным анализом фактического материала, полученного в ходе опытно-экспериментальной работы.
Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования освещены в ходе проведения лекционных и семинарских занятий для студентов психологической и психолого-педагогической специальностей ТюмГУ в рамках учебных дисциплин «Психология общения» (1999 - 2000 уч.г.), «Психолого-педагогическая коррекция» (2002 - 2003, 2003 - 2004 уч.гг.), «Индивидуально-возрастное консультирование» (2003 - 2004 уч.г.); через научное руководство курсовыми и дипломными работами студентов психолого-педагогической специальности;
через публикацию материалов по теме диссертационного исследования. Результаты исследования были представлены, обсуждены и одобрены на расширенном заседании кафедры общей и социальной педагогики ТюмГУ (октябрь 2004 г.), на методологическом семинаре «Психолого-педагогические аспекты проблемы одиночества в юношеском возрасте» кафедры общей и социальной педагогики ТюмГУ (январь 2005 г.), на Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы профессионального развития педагогов в системе современного образования: теория и практика» (г.Тюмень, 2005 г.).
Положения, выносимые на защиту:
1. Одной из ведущих тенденций развития образования в современной социальной ситуации является его гуманизация, что создает условия для личностного развития и саморазвития учащихся. Однако существует противоречие между необходимостью развития гуманистических отношений между субъектами образования и недостаточным осознанием педагогами-психологами того, что психолого-педагогическое сопровождение должно способствовать не только усвоению знаний, овладению нормами и правилами поведения, но и личностному развитию учащихся старших классов. Одним из способов решения данного противоречия является создание условий для актуализации позитивного потенциала одиночества. Необходимость создания условий для актуализации позитивного потенциала одиночества обусловлена неоднозначностью влияния одиночества на личность. С одной стороны, одиночество, являясь детерминантой деформированного развития, затрудняет вхождение личности в широкий контекст социальных отношений (дестабилизирует отношения с группой сверстников, оказывает обесценивающее влияние на самоотношение личности, негативно сказывается на самовосприятии и поведении личности). С другой стороны, одиночество позволяет погрузиться в личностную рефлексию, в размышления о важнейших смысложизненных проблемах и несет в себе возможность развития таких
личностных качеств, без которых успешная интеграция в социум затруднительна (одиночество является фактором низкой самопривязанности, то есть -своего рода индикаторами неудовлетворенности человека своим положением, побуждает к соответствию с идеальными представлениями о себе, к развитию своей личности).
Положение о необходимости личностного развития старшеклассников через создание условий для актуализации позитивного потенциала одиночества не может быть основано только на утверждении, что одиночество - амбивалентный феномен, оказывающий неоднозначное влияние на личность. Требуется создание такой модели психолого-педагогической помощи в развитии личности старшеклассника, которая базируется на идеях о том, что на переживание одиночества оказывают влияние: проблемы в отношениях с группой сверстников, некоторые особенности самоотношения (неуверенность, неудовлетворенность собой и др.), самовосприятия (сомнения в своей ценности и др.) и поведения (склонности к оппозиционному поведению, уступчивости, подчинению) личности. Специфика модели заключается в том, что ее реализация способствует актуализации позитивного потенциала одиночества (осознанию одиночества, формированию положительного самоотношения и самовосприятия, формированию активной позиции по отношению к одиночеству, повышению коммуникативной компетентности и получению опыта совладания с трудностями и негативными переживаниями, нахождению мотивов выбора одиночества).
Актуализация позитивного потенциала одиночества в рамках реализации модели становится возможной, когда педагог-психолог в практической работе с учащимися старших классов создает благоприятный фон для позитивных эмоционально-ценностных переживаний, являющихся основой для воспитания потребностей (в межличностных отношениях, в социально одобряемом поведении) и чувств (чувства общности); моделирует основные
жизненные события; использует формы и методы работы, адекватные внутренним условиям актуализации позитивного потенциала одиночества.
4. Стратегия деятельности педагога-психолога, реализующего модель психолого-педагогической поддержки личностного развития учащихся, заключается в организации движения личности старшеклассника от интер-нального отрицательного одиночества к интернальному положительному. Результативность такого движения предполагает проработку учащимися вопросов жизненной перспективы, смысла жизни, позиций в межличностном общении и т.д. в форме индивидуальной беседы по результатам диагностического обследования, групповой дискуссии на тему «Я в мире людей» с использованием разработанного самооценивающего опросника (самооценивающий опросник «Я в мире людей»), индивидуального и группового психологического консультирования старшеклассников по результатам дискуссии, группового психологического консультирования с использованием разработанной проективной методики (рисунок на тему «Я в мире людей»), психологического тренинга на тему «Я в мире людей»; индивидуального психологического консультирования по результатам тренинга. Эти формы и методы работы способствует снижению значимости переживания одиночества и формированию более взвешенного и осознанного отношения к нему; положительной динамике факторов самоотношения, самовосприятия и поведения; формированию коммуникативной компетентности и стабилизации отношений с группой сверстников; пониманию позитивной роли одиночества в развитии личности и нахождению внутренних оснований (мотивов) выбора одиночества, то есть - способствуют преодолению негативных сторон одиночества и актуализации его позитивного потенциала.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав с выводами по каждой, заключения, содержит 180 страниц основного машинописного текста, 10 таблиц, 3 рисунка, список используемой литературы, включающий 144 наименования, приложения.
Сущность феномена одиночества
На протяжении всей истории философской мысли феномен одиночества, так или иначе, находит свое отражение в разных философских школах, направлениях, концепциях. Еще Платон и Аристотель, полагая одиночество злом, обращали внимание на способы избавления от него: лучшими способами они считали любовь и дружбу (Старовойтова 1995, 6). Аристотель считал, что одинокий человек не может быть самодостаточен, «поскольку человек - по природе существо общественное» (Аристотель 1983, 63). Вопросов одиночества касались и такие авторы, как: Г.В.Ф. Гегель, К. Маркс, Ф. Ницше, Э. Фромм, B.C. Соловьев, Н.А. Бердяев и др. Но особенно драматическое звучание тема одиночества получила в работах философов - экзистенциалистов и их «предтечи» С. Кьерке-гора.
В данном параграфе будут рассмотрены наиболее важные философские концепции одиночества, каждая из которых представляет неповторимую трактовку этого феномена, дает возможность осмысления генезиса, места и роли одиночества в жизни человека.
В философско-теологической концепции С. Кьеркегора одиночество человека рассматривается через его отношения с богом. Именно Бог отчуждает человека от мира, замыкает его в самом себе. Кьеркегор связывает одиночество с абсурдностью бытия. Внешний мир представляется ему чуждым и мрачным, в этот мир человек «заброшен» и с самого начала существует в нем как «посторонний» (Кьеркегор 2002). Позитивный исход для человека он видит в обретении веры, отрицавшей официальную церковь (Сгароюйтова 1995,21,22).
Своеобразное преломление мотивы одиночества получили в философии трансцендентализма - направлении, выдвигавшем антикапиталистические, романтико-утопические идеи. Современник С. Кьеркегора, философ и натуралист Г.Д. Торо практически пытался подтвердить действенность этих идей и доказать ранее утверждавшийся в данном направлении тезис о бесконечном духовном богатстве личности. Он провел два года в полном уединении. Старший современник, идейный «вдохновитель» и друг Г. Торо, Р. Эмерсон в одиночестве видел «спасение» человека. (Эмерсон 1986). Также и Г.Д. Торо считал, что человеку достаточно выделиться из обывательского окружения, чтобы в самом себе найти силы, необходимые для самовозрождения. Одиночество - это результат полной отчаяния городской (цивилизованной) жизни; уединение - условие концентрации внутреннего, духовного потенциала человека, способ защиты от цивилизации, усредняющей личность (Торо 1979).
Новый подход к исследованию проблемы одиночества связан с работами И. Канта, Г.В.Ф. Гегеля, К. Маркса. Рассматривая проблему одиночества, авторы раскрывают ее социальный, экономический и нравственный аспекты. В концепции И. Канта конституируется моральное одиночество. Мораль является «стержнем» общественного устройства, но практическое осуществление нравственного закона невозможно, из чего можно сделать вывод о тотальности одиночества человека. Данную линию размышлений продолжили Ф. Ницше (Ницше 2001) и Э. Фромм (Фромм 1993), (Фромм 1995). Они предположили, что одиночество является результатом падения нравственных норм в обществе. В философской системе Г.В.Ф. Гегеля была предпринята попытка понять феномен отчуждения как форму развития духа (Селиванов 1999). Г.В.Ф. Гегель выдвигает идею о «двух мирах отчужденного от себя духа». Отчуждение есть потеря двух отношений: связи с самим собой и с социальным миром, который является необходимым условием для объединения с собой. Причиной отчуждения личности является себялюбие «субъективного духа», стремящегося утвердить собственную самостоятельность («опредметить» себя) без соотнесения с деятельностью абсолютной идеи, объективного мирового духа (Гегель 2000, 250), (Старовойтова 1995,20).
Подобно своему предшественнику, К. Маркс видел причину отчуждения в опредмечивании. Опредмечивание понимается как процесс и результат прежде всего материальной, трудовой деятельности. При этом К. Маркс не отождествляет опредмечивание и отчуждение. Отчуждение имеет место только в том случае, если продукт труда и сама деятельность отделены от человека, превращены в чуждые, противоречащие ему силы, выступающие в форме социальных отношений определенного типа (Ветров 1996). Преодоление отчуждения К. Маркс видит в преобразовании самого общества, результатом чего должен стать новый тип личности, важнейшими характеристиками которой являются: активность, инициативность, творчество, стремление к реализации своих потенциальных возможностей и гуманизации отношений с миром.
В положительном аспекте рассматривал одиночество Ф. Ницше. Исследуя проблему одиночества, Ф. Ницше выразил мысль, что одиночество возникает от падения нравственных норм в обществе, «смерти бога». Со «смертью бога» никакие нравственные нормы уже не связывают человека, и он становится окончательно одинок, так как утрачивает все жизненные ценности, связи, обязательства и привязанности. Но Ф. Ницше признавал и высокое назначение одиночества. Оно заключается в том, что одиночество способствует совершенствованию духа и воспитанию «сверхчеловека» (Ницше 2001). В середине 20-го века в США появляется работа социолога Д. Рисмена «Одинокая толпа». В его концепции одиночество связано с формированием нового, «извне-ориентированного» типа социального характера, соответствующего монополистической стадии развития капитализма. С одной стороны, человек неизбежно превращается в индивидуалиста, с другой стороны, он оказывается объектом манипулирования со стороны государства и, как следствие, подвержен негативным воздействиям. В результате «ориентирования на других» личность приобретает синдром обеспокоенности и чрезмерную потребность во внимании к себе со стороны других людей. Таким образом, человек становится одиноким, несмотря на формальную включенность в социальные отношения - это и есть одиночество среди людей или «одиночество в толпе» (Старовойтова 1995, 36).
Как было отмечено выше, особо драматичное звучание проблема одиночества принимает в экзистенциальном направлении. Наиболее известными представителями данного направления являются: К. Ясперс, М. Хайдеггер, А. Камю, Ж.-П. Сартр, В. Франкл. Базовой категорией философских концепций данного направления является понятие «экзистенция». Экзистенция - тот уровень существования человека, который, в принципе не может быть отчужден от человека, и стать объектом стороннего анализа. Одиночество - неотъемлемая часть экзистенции человека. К. Ясперс отмечал, что одиночество способствует раскрытию внутреннего мира человека, становлению его личности (Ясперс 1994), является условием подлинного общения (Тихонов 1996).
Известный представитель нерелигиозного направления экзистенциальной философии, Ж.-П. Сартр провозглашает идею "покинутости", абсурдной затерянности человека в мире вещей, полной невозможности найти помощь в определении того, как следует жить (Сартр 1992, 138). Одиночество - это свобода, но эта свобода напоминает смерть. Вместе с отрицанием Бога исчезает возможность найти основополагающие ценности. Ж.-П. Сартр рассмат ривал одиночество как глубинную основу бытия индивида, так как в силу своей природы человек не может выйти за пределы своей субъективности.
М. Хайдеггер описывает своеобразие человеческого существования как бытия, направленного к себе, но протекающего в мире, в который оно было брошено. Внешний мир создает постоянную опасность потери человеком сознания его существования как собственной возможности. Он отмечает трагизм и абсурдность жизни людей, покинутых и обреченных на одиночество (Хайдеггер 2002).
В концепции А. Камю одиночество неразрывно связано с абсурдностью мира, пребывание в котором связано для человека с осознанием им своей полной обособленности и отношением к миру как потенциально чуждому, абсурдному, враждебному (Ярошевский 1973). Абсурд - это разрыв, "он не содержится в отдельно взятом элементе, но рождается от их столкновения...в человеке нет абсурда..., нет его и в мире. Абсурд - результат их сосуществования" (Камю 1998,42).
Одиночество в юношеском возрасте
Феномен одиночества имеет социально-индивидуальную природу. Как социальный феномен, одиночество обусловлено конкретными общественно-историческими обстоятельствами жизни человека. Это дает основания рассматривать его как общественно-историческое явление. Объективные условия развития личности в современном российском обществе можно в целом охарактеризовать как условия глобальной дестабилизации, а одиночество в таких условиях рассматривать как результат и показатель этой дестабилизации. В то же время, одиночество - явление индивидуальной жизни. Важнейший методологический принцип психологии, сформулированный С.Л. Рубинштейном, гласит, что внешние причины (условия) всегда действуют лишь опосредованно через внутренние условия. В связи с этим, при объяснении любых психических явлений личность выступает как воедино связанная совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия (Рубинштейн 1957). Не составляет исключение и феномен одиночества. Переживание одиночества обусловлено конкретными особенностями социальной ситуации развития и индивидуально-возрастными особенностями человека. Возрастные же особенности одиночества обусловлены логикой и динамикой развития личности и соотношением основных тенденций ее развития - социализации и индивидуализации. На разных возрастных этапах одиночество оказывает различное влияние на развитие личности, причем характер этого влияния может быть как положительным, так и отрицательным.
Проблема одиночества затрагивает разные возрастные периоды и имеет свои особенности на разных этапах жизненного пути личности (Коше-лева 2002). На каждом возрастном этапе развития ребенок обособляется и «...в законченности, последовательности, сбалансированности его обособления - залог его готовности к самостоятельной жизни» (Апресян 1993). С обособлением личности связывает ее развитие B.C. Мухина: «В первую очередь ребенок выделяет себя как персону (это происходит на протяжении всего раннего и дошкольного возраста). В основу структуры личности ложится выделение себя как носителя определенного имени (имя собственное, местоимение «Я» и определенный физический облик). Психологически Я-образ формируется с эмоционального ... отношения к людям и с изъявления своей воли («Я хочу», «Я сам»), которая выступает как конкретная потребность ребенка. Очень скоро начинает проявляться притязание на признание...»(Мухина 1985,60).
С обособлением связывают явление одиночества Ю.М. Швабл и О.В. Данчева ((Швалб, Данчева 1990, №9). Можно сказать, что одиночество «рождается до рождения» (Швалб, Данчева 1991, 134), оно как бы предзадано субъекту, обусловлено самой логикой развития личности в ходе жизненного пути. Социальный характер одиночества подчеркивал А. Шопенгауэр. «...Одиночество не есть естественное состояние человека, ведь при самом появлении на свет он не одинок, а имеет родителей и братьев, то есть находится в обществе. Сообразно с этим склонность к одиночеству не первична, а является следствием опыта и размышления, развиваясь, притом параллельно с ростом умственных сил и в соответствии с возрастом; из чего следует, что, в общем, общительность человека обратно пропорциональна с его летами. Маленький ребенок поднимет с испугу отчаянный крик, если его оставить одного на несколько минут. Для мальчика одиночество - тяжелое наказание. Юноши легко сходятся друг с другом; лишь наиболее благородные и возвышенные из них начинают иногда искать одиночества; но пробыть в уединении весь день - это и для них тяжело. Для взрослого человека это уже нетрудно; он может долго оставаться один, притом тем дольше, чем он старше. Для старика, пережившего свое поколение и к тому же отчасти переросшего жизненные наслаждения, отчасти умершего для них, одиночество становится нормальным, естественным состоянием» (Шопенгауэр 1990, 97, 98). Вероятно, с возрастом одиночество становится менее драматичным переживанием.
Одиночество приходит в жизнь человека непосредственно после рождения, в младенчестве. Это связано это с кардинальным изменением среды обитания ребенка, с его приходом в новый и неизвестный мир. Так, К. Хорни говорит о базальной тревоге ребенка, которая выражается в ощущении одиночества и беспомощности малыша. То есть в младенческом одиночестве затруднительно обнаружить позитивный аспект, скорее - одиночество переживается как негативное состояние, связанное с беспомощностью и незащищенностью ребенка в потенциально враждебном ему мире. На данном возрастном этапе одиночество переживается на телесном уровне - как ощуще ниє беспомощности и тревоги, в этом целостном переживании сливаются воедино эмоциональные, когнитивные и поведенческие проявления одиночества. Непосредственно данным объектом, по отношению к которому переживается одиночество, является мать, вернее - ее отсутствие, вызывающее тревогу и неуверенность ребенка. Как справедливо отмечает Э. Эриксон, на данном этапе развития преодоление одиночества и формирование доверия к миру целиком зависит от отношения к ребенку со стороны матери и ее способности передать ребенку чувство уверенности и защищенности (Эриксон 2000).
На ранних этапах развития (раннее детство) одиночество привносится в жизнь ребенка требованиями взрослых, социально-культурными нормами и традициями, то есть, объектом, по отношению к которому переживается одиночество, являются родители, персонифицирующие собой социальные институты. Так, родители, апеллируя к тому, что «ребенок уже взрослый», требуют от него самостоятельности и, тем самым способствуют появлению переживания одиночества (Швалб, Данчева 1991), одиночество связано с инициированным родителями обособлением личности ребенка. Соответственно, положительный аспект одиночества связан с усвоением ребенком социальных норм и правил, развитием его сознания (когнитивный и поведенческий аспекты одиночества). С другой стороны, одиночество - это чувство, сигнализирующее об ослаблении первичных уз с матерью, симбиотической связи с ней (Фромм 1995, Здоровое общество). В этом проявляется негативный аспект одиночества. Ослабление этой связи сопровождается изменением роли матери, ее некоторым отчуждением из-за того, что она начинает ставить воспитательные и образовательные цели, не совпадающие с желаниями ребенка (Апресян 1993). На это же указывал К. Юнг, он считал, что, преодолевая связь «ребенок - мать», человек обретает сознание. «Становящееся сознание - это осознание не-Я, осознание различенности Я и Ты (другого), и это осознание лишь усугубляет обособление индивида» (Апресян 1993, 41). В целом же, одиночество неотъемлемая часть осознания самого себя. Как отмечал К. Юнг, человек, достигший осознания настоящего, одинок (Юнг 1995). Так как обособление инициировано родителями, одиночество может переживаться как отвержение ребенка родителями - «я им не нужен», «они меня не любят» (эмоциональный компонент одиночества). Таким образом, одиночество на этапе раннего детства связано с ослаблением первичных уз ребенка с матерью, симбиотической связи с ней (негативный аспект одиночества), а также с необходимостью усвоения социально обусловленных норм и правил (позитивный аспект одиночества).
Диагностика одиночества как психического феномена и ресурса развития личности в юношеском возрасте (констатирующий этап)
Констатирующее исследование проводилось на выборке из 100-а человек, относящихся к одной возрастной группе (15-17 лет, ранний юношеский возраст). Выборка формировалась таким образом, чтобы в нее вошли жители крупного и малого провинциального города. Мы предполагали, что урбани-зационный аспект оказывает влияние на формирование одиночества. Поэтому общая выборка включила две подгруппы испытуемых, выделенных по ур-банизационному принципу: группа учащихся старших классов г. Тюмени (52 человека) и группа учащихся старших классов г. Заводоуковска (48 человек).
Диагностический инструментарий. В соответствии с определенным подходом к рассмотрению феномена одиночества, важнейшими измеряемыми показателями на констатирующем этапе работы явились: комоненты одиночества (эмоциональный, когнитивный, поведенческий), объективные характеристики отношений, факторы самоотношения, самовосприятия и поведения личности.
В обследовании учащихся была использована модифицированная нами в соответствии с целью и задачами исследования методика «Шкала измерения одиночества UCLA». Модификация методики заключалась в выделении когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов одиночества. Соответственно, показателями одиночества явились четыре фактора: эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты одиночества, общий показатель одиночества. На основе результатов обследования мы выделили уровни переживания одиночества относительно каждой выборки и, в зависимости от этого, определили степень значимости переживания одиночества.
С целью выявления личностных особенностей лиц юношеского возраста, переживающих одиночество, был сконструирован комплекс диагностических средств, адекватных цели исследования, объекту и предмету изучения. Данный комплекс включил в себя: три стандартизированные методики, ха рактеризующиеся высокой степенью валидности и надежности и одну не-стандартизированную методику, ориентированную на выявление объективных параметров одиночества:
- методика исследования самоотношения (опросник МИС);
- тест смысложизненных ориентации (СЖО) (разработка и адаптация Д.А. Леонтьева);
- «интерперсональный диагноз» Т. Лири;
- методика «Словарь моих проблем» (на основе примерного перечня проблем, составленного Е.Б. Старовойтенко).
В основу модели психологического обследования легли классические представления о структуре личности, проявления отдельных компонентов которой (самоотношение, самовосприятие, поведение) описаны в первой главе настоящего исследования (см. п. 1.2.2.). Другим основанием модели констатирующего исследования стали выделенные нами и описанные проявления одиночества в юношеском возрасте (эмоциональный, когнитивный, поведенческий компоненты одиночества) (см. п. 1.2.2.). На основе логического анализа показателей стандартизированных методик были сформированы группы факторов, содержание которых отражает особенности самоотношения и самовосприятия личности, характерологические особенности и способы поведения. Выявление субъективного уровня значимости переживания одиночества
Для выявления субъективного уровня значимости переживания одиночества, эмоционального, когнитивного и поведенческого аспектов одиночества и оценки значимости переживания одиночества для личности была проведена модифицированная методика «Шкала измерения одиночества UCLA» (приложение 1.).
Анализируя индивидуальные результаты, полученные в ходе диагностического обследования с использованием данной методики, мы выделили уровни значимости переживания одиночества и определили их соотношение в выборке учащихся г. Тюмени (таблица 5, n = 52 испытуемых) и в выборке учащихся г. Заводоуковска (таблица 6, n = 48 испытуемых).
Минимальное значение общего показателя одиночества составило 27 баллов, максимальное - 54 балла. Соответственно, среднее значение общего показателя одиночества в данной выборке - 41 балл. Низкие значения общего показателя одиночества выявлены у 52% испытуемых (разброс полученных баллов составляет от 27 до 35 баллов). Средние значения общего показателя одиночества были выявлены у 27% испытуемых (разброс от 36 до 44 баллов).
Высокие показатели значения общего показателя одиночества выявлены у 21% испытуемых (разброс от 45 до 54 баллов). Таким образом, суммирование средних и высоких значений общего показателя одиночества (48%) свидетельствует о том, что практически для половины испытуемых одиночество является актуальным, значимым переживанием.
Минимальное значение эмоционального аспекта одиночества составило 7 баллов, максимальное - 18 баллов. Соответственно, среднее значение эмоционального компонента одиночества - 12 баллов. Низкие значения эмоционального компонента одиночества выявлены у 21 % испытуемых (разброс полученных баллов составляет от 7 до 10 баллов). Средние значения эмоционального компонента одиночества были выявлены у 64% испытуемых (разброс от Идо 14 баллов). Высокие показатели значения эмоционального компонента одиночества выявлены у 15% испытуемых (разброс от 15 до 18 баллов). Таким образом, суммирование средних и высоких значений показателей эмоционального компонента одиночества (79%) свидетельствует о том, что у подавляющей части испытуемых ярко выражен эмоциональный аспект одиночества.