Содержание к диссертации
J* Введение 4
1. Становление экзистенциальной психологии и истоки ее
проблематики 9
М 1.1. Кризис в психологии начала XX века. Его уроки и способы
I I
разрешения 9
1.2. К. Ясперс и М. Хайдеггер: превращение феноменологической
методологии в экзистенциальную онтологию 28
2. Переживание социального бытия как личностно-образующий
щ фактор 53
2.1. Л.Бинсвангер и М.Босс: между личностью и обществом. Две
р; версии экзистенциальной терапии 53
wfa 2.2. Позитивная роль переживания в становлении личности 89
3. Дальнейшая эволюция экзистенциальной психологии в связи с
Щ пониманием ею социального бытия и ее место в современной
I U
науке .....116
Анти-психиатрия Р. Лэнга 116
"Гуманистический экзистенциализм" Р. Мэя 126
Лого-терапия В.Франкла 137
Заключение 150
W Ли тер атура 154
1 I I
Введение к работе
Актуальность проблемы. Экзистенциальная психология является одним из тех направлений психологической науки, которое опирается на предельно сложные и глубокие философские идеи, ориентируясь при этом на осмысление не менее глубоких проблем социального бытия человека, его связей с социальной реальностью. Отдельные аспекты философии и психологии экзистенциального подхода вскрыты в трудах отечественных психологов (А.Г. Асмолов, И.А.Абульханова-Славская, Б.С. Братусь, Ф.Е. Василгок, ДА.Леонтьев и др.)- В зарубежной психологии можно отметить историко-психологические работы В. ВанКаама, Э. Строса, Р.Б. МакЛеода, Д. Нидлмана, Д. Купера» Ф. Эленбергера, Эм Т. Лангана, В. Баррета, Р. Карвало, Л. Чайлда, Дж. Грумбауха, В. Дайма, Ч. и др. Кроме того, в осмыслении экзистенциальной психологии внесли свой вклад и психологи гуманистической направленности (Г. Оллпорт, Э. Фромм, А. Маслоу, и К. Роджерс и др.),
Традиционно понимаемая в качестве одного из проявлений гуманистической психологии, экзистенциальная психология, тем не менее, являет собой вполне определенное направление развития психологического познания, находящееся в далеко неоднозначном соответствии с экзистенциальной философией, которая, как кажется, должна пониматься в качестве ее методологического основания (Ж.-П. Сартр, Л.Бинсвангер, М. Хайдеккер, К.Ясперс, Д.Бугенталь, и др.). Можно согласиться с тем, что «попытку определения экзистенциальной психологии стоит начать с истории ее вычленения из гуманистической психологии» (Д.А.Леонтьев, 1997).
Однако, не менее оправданной является попытка вычленить зарождение «сквозных» экзистенциальных тем, преобразующихся из философских поисков в конкретно-научные проблемы, определяющие облик предметных и проблемных
полей современной психологии, прежде всего социальной. Одной из таких проблем, зародившихся в недрах экзистенциальной философии и постепенно ставшей фундаментальной проблемой современной экзистенциальной психологии, является проблема переживания социального бытия.
Возникшая на философском уровне как гносеологическая проблема, берущая свое начало в традиционном разделении познающего субъекта и познаваемого им объекта, она преобразовалась в онтологическую проблему бытия человека в создаваемом им самим мире, и уже в качестве таковой стала опознавательным знаком научного направления. Посылка В.франкла «если человек хочет прийти к самому себе, его путь лежит через мир», по мнению Д.А.Леонтьева, «предельно четко присутствует во всех вариантах экзистенциальной психологии» (1997). Более того, сама возможность познания «коренится в полярной структуре напряженного поля существующего между полюсами объекта и субъекта» (В.Франкл, 1990). Иными словами, проблема социального бытия человека естественным образом приводит к проблеме порождения человеком особой онтологии («жизненное пространство»), что, в свою очередь, преобразует когнитивные теории социального познания, обусловливая их аксиологическую напряженность. «Учитывая тот факт, что человек реально существует в этом сотворенном (построенном, сконструированном) мире, нельзя исключить и его эмоциональное освоение, также как игнорировать и другие психические процессы, например, мотивацию» (Г.М.Андреева, 1999). Поэтому важно установить факт взаимосвязи экзистенциальных идей с зарождающейся психологией социального познания (Moscovici, Hevstone, 1983, С. Фиске, Ш. Тэйлор, 1994 и др.), с теориями когнитивного соответствия, предлагающих различные «психотехнологии» поиска смысла (Ф. Хайдер, Т. Ньюком, Л. Фестингер, Ч. Осгуд, П. Танненбаум и др.).
Гипотеза. В становлении экзистенциальной психологии проявила себя внутренняя тенденция развития науки как движение ее к онтологизации предмета
науки и самого психологического познания. Проблема переживания социального бытия является фундаментальной проблемой ЭП потому что ее выделение, во-первых позволило ЭП выделить собственно психологическое предметное Й проблемное поле, отличное от философского, социологического и т.д. полей; во-вторых, привело к выделению «жизненного мира» как универсальной категории ЭП, фиксирующая эффект онтологизации науки и объективирующий ее; в-третьих, послужила методологическим основанием для возникновения многих направлений современной социальной психологии, влияя на переход ее от когнитивной сферы, сферы разума, в сферу социального взаимодействия и конструирования «миров» (теории социального познания, некоторые атрибутивные теории, «конструкционизм» и т.д.)
Таким образом, целью данного исследования является исследование переживания социального бытия личности как фундаментальной проблемы экзистенциальной психологии.
Объектом исследования является исторический процесс становления экзистенциальной психологии.
Предмет исследования - выделение проблемы переживания социального бытия как фундаментальной проблемы экзистенциальной психологии.
Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:
Выявить основные этапы становления экзистенциальной психологии и объективировать процесс возникновения в ней проблемы переживания социального бытия как проявление тенденции онтологизации психологического познания.
Показать каким образом проблема переживания личностью своего социального бытия становится определяющей проблемой экзистенциальной психологии, и выделить признаки, превращающие ее в фундаментальную проблему современной социальной психологии.
Выявить отличия взглядов на личностнообразующие переживания и их роль
в понимании процесса становлении личности в экзистенциальной и
g гуманистической психологии.
Показать влияние решения проблемы переживания социального бытия в экзистенциальной психологии на становления некоторых современных концепций социальной психологии.
Теоретико-методологическая база исследования явились труды философов и психологов экзистенциального направления, труды виднейших представителей щ отечественной социальной психологии (прежде всего Г.М.Андреевой), культурно-историческая психология Л.С. Выготского и вариант ее развития, представленный историко-эволюционным подходом А.Г. Асмолова.
Методы исследования: изучение, анализ и систематизация философской и психологической литературы по данной проблеме; анализ и оценка тенденций развития науки, выявленных с помощью историко-категориального (М.Г.Ярошевский, А.В.Петровский) и парадигмального (Т.Кун) подходов.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что истоки и генезис экзистенциальной психологии показаны в контексте анализа внутренней тенденции развития науки по линии ее онтологизации, в связи с чем экзистенциальная проблема переживания человеком социального бытия оказалась сопряженной с * адекватной проблематикой, развиваемой в других направлениях, так же испытывающих на себе эффект онтологизации научного познания. Это позволяет показать внутреннюю близость внешне различных теорий и определить те основания, в силу которых оказывается возможным взаимодействие различных научных школ и направлений, их взаимовлияние.
Научная новизна заключается в том, что в работе прослежен генезис
I становления экзистенциальной психологии как особого научного направления,
границы которого (предметное и проблемное поле) во многом определяет ее
центральная проблема (переживание социального бытия). Это позволяет
социальной психологии не впасть как в философский, так и социологический
|« редукционизм, что и придает самой проблеме качество фундаментальности, т.е.
I I
того основания, которое обеспечивает науке ее системность и целостность.
Практическая значимость работы состоит в том, что в ней раскрывается
скрытые до сих основания логотерапии, объективация которых может позволить
осуществлять практическую деятельность более эффективно. Работа может
В представить интерес для психотерапевтов, особенно для тех, кто специализируется
I I
Ш в лечении неврозов.
Основные положения, выносимые на защиту.
1. Онтологизация научного познания наиболее заметно проявилась сначала в
экзистенциальной философии, а затем и в экзистенциальной психологии, выступив
І в работах ее лучших представителей (Р.Мэй, В.Франкл и др.) в форме различных
I4 I
вариантов преодоления гносеологического противостояния субъекта и объекта путем введения категории, фиксирующей их единство - «жизненный мир» человека.
2. Проблема переживания социального бытия является фундаментальной
проблемой экзистенциальной психологии в связи с тем, что решение ее направлено
на вскрытие той уникальной психологической онтологии, которая объективируется
понятием «жизненный мир» человека и задает границы научного пространства, считающегося приоритетным для данного направления, определяет его «лицо», его особенность на фоне других направлений, в том числе и гуманистических.
3. Экзистенциальная психология имплицитно выступила методологическим
В основанием для возникновения некоторых направлений современной социальной
I 1 I I I
психологии, а именно тех, которые наиболее выражено осуществляют отход от когнитивного подхода к признанию порождающего эффекта социального взаимодействия и конструирования «миров».