Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Переживание личностью смысла бытия и тип автобиографического текста Шлыкова Юлия Борисовна

Переживание личностью смысла бытия и тип автобиографического текста
<
Переживание личностью смысла бытия и тип автобиографического текста Переживание личностью смысла бытия и тип автобиографического текста Переживание личностью смысла бытия и тип автобиографического текста Переживание личностью смысла бытия и тип автобиографического текста Переживание личностью смысла бытия и тип автобиографического текста Переживание личностью смысла бытия и тип автобиографического текста Переживание личностью смысла бытия и тип автобиографического текста Переживание личностью смысла бытия и тип автобиографического текста Переживание личностью смысла бытия и тип автобиографического текста
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Шлыкова Юлия Борисовна. Переживание личностью смысла бытия и тип автобиографического текста : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01 Краснодар, 2006 168 с. РГБ ОД, 61:06-19/340

Содержание к диссертации

Введение

1 Личность как смысловая система взаимодействия с миром 13

1.1 Личность и пространства ее бытия 13

1.2 Смысловые особенности переживания личностью своего бытия 23

1.3 Я - концепция как отражение взаимодействия личности с пространствами бытия...33

2 Автобиография как отражение переживания личностью смысла бытия 46

2.1 Проблема изучения жизненного пути личности 46

2.2 Автобиографическая память как основа взаимодействия личности и бытийных пространств 62

2.3 Автобиография, событие, текст: соотнесение понятий 75

3 Особенности переживания личностью смысла бытия как фактор, обусловливающий различные типы автобиографического текста 93

3.1 Процедура исследования 93

3.1.1 Возможности биографического метода изучения личности 93

3.1.2 Характеристика методов исследования 98

3.2 Критерии анализа автобиографического текста 103

3.3 Структурно - содержательные характеристики типов автобиографического текста 112

3.4 Смысложизненные установки и самоактуализация личности при разных типах

автобиографического текста 128

Заключение 138

Список использованных источников 146

Приложения 159

Введение к работе

Для современной психологии личности все более актуальными становятся проблемы, связанные с рассмотрением личности в совокупности всех ее проявлений, отношений с окружающей действительностью. Личность интересует психологов как инстанция психики человека, способная к активному преобразованию действительности, к саморазвитию и самораскрытию в различных сферах своего взаимодействия с миром.

В современной отечественной психологии активно развивается понимание личности как субъекта организации пространств своего бытия. Личность изучается в контексте разнообразных отношений с бытийными пространствами. На данный момент в психологии бытия личности принято выделять основные пространства, в которые включена личность: пространство деятельности, пространство событий среды, феноменологическое пространство и пространство организма. Все они влияют на развитие личности и отражаются в системе представлений личности о себе и окружающей действительности (Рубинштейн С. Л., Братусь Б. С, Рябикина 3. И., Знаков В. В.).

Исследование личности ведется как в направлении изучения объективных характеристик ее бытия, так и в направлении понимания субъективного восприятия личностью окружающей действительности. Личность рассматривается как способная изменять пространства своего бытия в соответствии с собственной системой смыслов. Образ окружающего мира и себя в нем, который личность конструирует с первых этапов своего развития, во многом определяет особенности ее отношений с окружающей действительностью.

Психологические исследования рассматривают формы познания внутреннего мира личности, изучают механизмы отражения и преобразования внешнего в смысловой системе личности. На современном этапе развития психологической науки наиболее активно данными проблемами занимаются такие направления как психология бытия личности (Рубинштейн С. Л., Анцыферова Л. И., Рябикина 3. И., Знаков В. В. и др.), психосемантика (Артемьева Е. 10., Петренко В. Ф., Шмелев А. Г. и др.), нарративная психология (Жорняк Е. С, Калмыкова Е. С, Журавлев В. Ф. и др.), психология смысла (Леонтьев А. Н., Басейн Ф. В., Братусь Б. С, Леонтьев Д. А.) и др.

Представления личности об особенностях внешнего мира и собственного «Я» организуются в единую картину мира, собственной жизни. Одним из базовых условий создания целостного образа собственной жизни является способность сохранять в памяти моменты взаимодействия человека с миром, накапливать жизненный опыт. Такую функцию для личности выполняет автобиографическая память.

К проблеме сохранения воспоминаний о жизни и конструированию целостной картины жизни обращались многие психологи. 3. Фрейд рассматривал память о прошлом как ба-

зу для понимания личности в настоящем. А. Адлер особое внимание уделял самым ранним воспоминаниям личности и считал их основой конструирования жизненного стиля. Ж. Пиаже обращался к автобиографической памяти при исследовании проблемы детской амнезии и интеллектуального развития в целом. В отечественной психологии большой вклад в разработку исследуемой нами проблемы внесли Ананьев Б. Г., Рубинштейн С. Л., Абульха-нова - Славская К. А. Их представления о жизненном пути личности позволяют обратиться к автобиографическим воспоминаниям не только как к когнитивному механизму, но и в большей степени рассматривать их с точки зрения ценностно - смыслового отношения личности к себе и собственной жизни.

В психологии утвердилось положение о том, что личность неразрывно связана с пространствами бытия. Взаимодействие личности с бытийными пространствами отражается в самоотношении личности и ее отношении к окружающему миру. Устоявшийся образ собственной жизни, своей роли в ней могут существенно влиять на развитие личности, могут способствовать поиску новых способов движения личности, но могут и препятствовать этому. Понимая эту проблему, психологи изучают механизмы, с помощью которых лич-ность организует свою жизнедеятельность, конструирует оптимальный для нее образ реальности. Построение и оценка отношений личности с пространствами бытия реализуются посредством различных механизмов, в том числе и через переживание личностью различных сфер и явлений бытия.

Одним из способов познания механизмов взаимодействия личности и бытия через переживание является анализ субъективной картины жизненного пути, автобиографических воспоминаний личности.

Изучение автобиографических воспоминаний является одним из способов познания как внутреннего мира личности, индивидуальной системы ценностей и смыслов, так и объективных обстоятельств развития личности. Автобиография демонстрирует те формы взаимодействия личности с миром, которые являются для нее актуальными и значимыми. В том, какие воспоминания включаются в автобиографию как в историю собственной жизни, проявляется смысловая система личности. Те события, через которые личность описывает свою прожитую жизнь, свою роль в ней во многом отражает ведущие ценности личности, определяет зону ближайшего развития личности.

Проблема автобиографических воспоминаний тесно связана с такими проблемами как Я - концепция и Образ - Я, идентичность, самоактуализация, самоопределение, удовлетворенность жизнью и т. п. Тесная связь исследуемой нами проблемы с такими актуальными для современной психологии темами свидетельствует о необходимости ее всестороннего исследования. Изучение автобиографических воспоминаний личности позволяет лучше по-

нять многие ее особенности: ценностно - смысловые, особенности взаимодействия с социальным миром, основные формы познания, особенности саморегуляции и пр. Понимание уникальных для личности способов взаимодействия с различными пространствами бытия позволяет увидеть ресурсы и ограничения личностного роста, факторы, определяющие психологическое благополучие человека, направления движения личности к гармоничности внутреннего и внешнего пространств бытия.

Наряду с очевидной актуальностью проблемы исследования жизненного пути, автобиографии личности, существует проблема критериев анализа автобиографии, позволяющих выявить особенности переживания личностью смысла собственного бытия. Кроме того, при анализе автобиографий больше внимания уделяется объективным ситуациям и их интерпретации личностью (Девятко И. Ф.). Биография отдельного человека «подгоняется» под заранее определенные критерии (личность как представитель конкретной социальной группы, нации, влияние семьи и т. д.). При таком подходе исследователь отдаляется от уникального жизненного опыта личности. Субъективная сторона автобиографических воспоминаний, их значимость для личности не достаточно изучена в современной психологии.

Значимость и недостаточная изученность проблемы переживания смысла бытия личностью, представленного в автобиографии, обусловливающего как ее содержание, так и характер структурирования, определили выбор темы настоящего исследования.

Цель исследования: выявить характер опосредования автобиографического текста смыслом бытия личности.

Объект исследования: личность как субъект конструирования автобиографического текста.

Предмет исследования: связь переживаемого личностью смысла бытия с особенностями автобиографического текста.

Гипотезы исследования:

  1. В автобиографическом тексте отражены особенности взаимодействия личности с различными пространствами бытия. Преобладание в тексте событий, реализованных в каком - либо из пространств, может быть основанием выделения типов автобиографических текстов.

  2. Структура и содержание автобиографических текстов отражают особенности переживания личностью смысла бытия и различаются в зависимости от типа автобиографии.

  1. Автобиографические тексты опосредованы особенностями смысложизненных установок и направлением самоактуализации личности.

Для достижения цели исследования и подтверждения гипотез были поставлены ^следующие задачи:

Теоретические:

  1. Проанализировать имеющиеся в психологии представления о личности как смысловой системе взаимодействия с миром, включая рассмотрение понятий «пространства бытия», «смысл», «Я - концепция», «переживание».

  2. Рассмотреть и синтезировать научные представления о жизненном пути и автобиографии личности. Обосновать рассмотрение автобиографии как отражения переживания личностью смысла бытия

Методические:

  1. Разработать схему анализа связи переживания личностью смысла бытия с особенностями автобиографических текстов.

  2. Подобрать и апробировать методы и методики исследования.

3. Обосновать и сформировать выборку исследования.
Эмпирические:

  1. Проанализировать структурно - содержательные особенности автобиографических текстов.

  2. Выделить и обосновать типы автобиографических текстов, проанализировать характер связи переживания личностью смысла бытия с типом автобиографического текста.

  3. Выделить структурно - содержательные особенности автобиографических текстов различных типов, описать смысложизненные установки и направление самоактуализации личности, использующей определенный тип автобиографии.

  4. Исследовать связь типа автобиографии с направлением самоактуализации и смыс-ложизненными установками личности.

Методологические и теоретические предпосылки:

Психология бытия личности, базирующаяся на идеях о субъектной позиции личности относительно собственной жизнедеятельности, об активности личности в процессе преобразования пространств своего бытия (Ананьев Б. Г., Рубинштейн С. Л., Брушлинский А. В., Абульханова - Славская К. А., Рябикина 3. И., Знаков В. В. и др.).

Положение о смысловой природе взаимодействия личности и окружающего мира (Леонтьев А. Н., Братусь Б. С, Леонтьев Д. А., Рябикина 3. И. и др.).

Положения о Я - концепции, Образе - Я, самоотношении личности и отношении к окружающему миру (Роджерс К., Эриксон Э., Берне Р., Чеснокова И. И. и др.).

Принцип рассмотрения развития личности в контексте жизненного пути (Ананьев Б. Г., Рубинштейн С. Л., Логинова Н. А., Деркач А. А., Березина Т. Н. и др.) и автобиографических воспоминаний личности (Конвэй М., К. Нельсон, Сапогова Е. Е., Нуркова В. В. и ДР-)

В работе использовались следующие методы и методики: метод теоретического анализа, биографический метод, контент - анализ, аналитическое сравнение и анализ единичных случаев, тест «Смысложизнепные ориентации», Самоактуализациоппый тест, опросник «Личностная биография», методы математической обработки данных. Система методов, применяемых в исследовании, была определена его исходными методологическими предпосылками, а также целями и задачами, как всего исследования, так и отдельных его этапов.

Надежность и достоверность полученных данных подтверждается соотнесением результатов различных методик и методов, использованием методов описательной статистики; подтверждением достоверности различий с помощью U - критерия Манна - Уитни; согласованием результатов количественного и качественного анализа; подтверждением результатов эмпирического исследования, теоретическими положениями работы.

Этапы исследования. Исследование проводилось с 2000 по 2006 гг.

На первом (подготовительном) этапе (2000 - 2002 гг.) осуществлялись следующие задачи: изучение научной литературы по проблеме исследования, в т. ч. перевод зарубежных источников; выбор объекта и предмета исследования; формулирование основных гипотез исследования.

Задачами второго этапа (2002 - 2003 гг.) являлись следующие: разработка схемы эмпирического исследования; сбор эмпирических данных; эмпирическое обоснование критериев оценки автобиографических текстов.

На третьем этапе исследования (2003 -2005 гг): выделены, описаны и обоснованы типы автобиографических текстов с помощью контент - анализа; проведены психодиагностические процедуры по определению некоторых особенностей личности, направленные на проверку гипотез исследования;

На четвертом (заключительном) этапе исследования (2005 - 2006 гг.): систематизированы и обработаны полученные в ходе исследования эмпирические данные; проанализирована связь переживаемого личностью смысла бытия с особенностями автобиографического текста.

На основании полученных материалов были проанализированы и обобщены результаты, сформулированы выводы.

Характеристика выборки. Объём выборки составил 48 человек в возрасте от 19 до 30 лет (32 женщины, 16 мужчин).

Научная новизна исследования заключается в том, что:

1. Теоретически обосновано рассмотрение автобиографии личности с позиции психологии бытия личности и психологии смысла. В автобиографических текстах представлены

ведущие пространства бытия личности, отражающие особенности переживания личностью смысла собственного бытия.

  1. Осуществлено теоретическое соотнесение ряда основных понятий: автобиография, биография, история жизни, автобиографическое событие, автобиографический текст.

  2. Определены критерии анализа структуры автобиографических текстов, позволяющие исследовать особенности взаимодействия личности и пространств ее бытия:

количественное соотношение в текстах событий - случаев и событий - этапов;

количественное соотношение воспоминаний различных видов (ярких, характерных, важных, переломных);

использование прошлого, настоящего и будущего времен при описании автобиографических событий.

4. Обоснована система анализа содержания автобиографических текстов, опосредо
ванная особенностями переживания личностью смысла бытия и представленная следую
щими критериями:

- преобладание активной, пассивной, созерцательной позиции при описании событий;

оценка событий с точки зрения ситуативного, социального и экзистенциального уровней смысловой сферы;

преобладание и соотношение ценностей переживания, творчества и отношений;

особенности идентификации личности с другими людьми.

5. Выявлены и описаны типы автобиографических текстов, основанием которых яв
ляется самореализация личности в различных пространствах ее бытия:

«Деятельностный» тип автобиографии связан с преобладанием описания жизни личности в пространстве различных видов практической деятельности;

«Социальный» тип автобиографии обусловлен преобладанием событий, реализованных в системе межличностных отношений личности;

«Экзистенциально - чувственный» тип автобиографии характеризуется преобладанием событий, связанных с пространством личностных смыслов.

6. Установлено, что тип автобиографии связан со смысложизненными установками
личности. «Деятельпостному» типу свойственна зависимость удовлетворенности жизнью
от успешности выполняемой деятельности. Для личности «Социального» типа автобиогра
фии характерным является переоценка значения прошлого опыта по сравнению с настоя
щим и будущим и высокая оценка реализованности собственного потенциала. Для лично
сти «экзистенциально - чувственного типа» автобиографии характерны понимание управ
ляемости жизни, высокий уровень осмысленности жизни, высокий уровень самоопределе
ния и низкий уровень самореализации.

7. Установлено, что тип автобиографии связан с направлением самоактуализации личности. У личности «Деятельностпого» типа автобиографии уровень самоактуализации значительно возрастает при оценке выполняемой деятельности как успешной. Креативность не зависит от успешности деятельности и выражена сильнее, чем у других типов. Личность «Социального» типа имеет относительно невысокий уровень самоактуализацции. Для личности «Экзистенциально - чувственного» типа автобиографии характерным является наиболее высокий уровень самоактуализации в различных направлениях. Относительно невысокие показатели по шкалам креативности, познавательных потребностей и ориентации во времени.

Теоретическая значимость исследования:

обоснована актуальность и эвристичность объединения положений психологии бытия личности, психологии смысла и биографического подхода при рассмотрении переживания личностью смысла бытия;

теоретически показано, что автобиографические воспоминания личности отражают особенности взаимодействия личности с различными пространствами ее бытия;

теоретически обоснована целесообразность комплексного использования ряда структурно - содержательных критериев анализа автобиографических текстов: преобладание определенной формы события и вида воспоминания, временная форма описания событий, активность субъекта, выраженность различных уровней смысловой сферы, ведущие ценности, понимание роли другого человека.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования выявленных типологических особенностей автобиографических текстов при интерпретации поведения личности, при прогнозировании возможностей и ограничений самореализации личности в различных пространствах ее бытия. Предложенная процедура анализа автобиографий может использоваться в консультативной и коррекционной работе с личностью по выявлению ведущей стратегии взаимодействия личности и бытия, определению ресурсов и ограничений в процессе личностного роста. Предложенная схема рассмотрения личности через автобиографические воспоминания может применяться в различных сферах психологической практики, как реализация принципа развития личности.

Полученные данные могут использоваться при подготовке курсов по психологии бытия, социальной психологии, психологии личности, психологии развития и др.

Положения, выносимые на защиту

1. В автобиографическом тексте представлена феноменология различных пространств бытия личности: пространства деятельности личности, пространства освоения личностью социальной реальности, пространства организма личности, пространства личностных смы-

слов. Преобладание в воспоминаниях феноменов какого - либо из названных пространств отражает особенности переживания личностью смысла собственного бытия и опосредует тип автобиографического текста: «Деятельностный», «Социальный», «Экзистенциально -чувственный».

2. Типы автобиографических текстов различаются по ряду показателей:

а) структурных: форма события (случай / этап), вид воспоминания (яркое / важное /
переломное / характерное), временная форма описания события (прошлое / настоящее / бу
дущее);

б) содержательных: позиция субъекта (активная / пассивная / созерцательная), уро
вень смысловой сферы (ситуативный / социальный / экзистенциальный), ведущие ценности
(отношений / переживания / творчества), выраженность Эго (преобладание местоимения
«Я» в тексте), роль другого человека (главная / равная роли автора / второстепенная).

Представленные показатели отражают особенности взаимодействия личности с окружающей действителыюстыо, отношение личности к себе и другим людям и опосредованы особенностями переживания личностью смысла собственного бытия.

  1. Для «Деятельностного» типа автобиографии характерна направленность личности на достижение успеха в различных видах практической деятельности; активная позиция при оценке достижений и зависимость от мнения другого человека при оценке деятельности; преобладание ситуативного или социального уровней смысловой сферы; преобладание ценностей отношений и творчества; другие люди значимы постольку, поскольку влияют на оценку достижений автора текста.

  2. «Социальный» тип автобиографии связан с переживанием отношений с другими людьми, с реализацией своих возможностей в общении с другими людьми; преобладает активная позиция, пассивная позиция проявляется при описании действий или оценок значимого Другого; различные события оценивает с точки зрения различных смысловых уровней; ведущей является ценность отношений, также выражена ценность переживания; в качестве Другого выступают конкретные люди, которые играют главную или равную с автором роль в событии и различные временные Образы - Я.

5. Для «Экзистенциально - чувственного» типа характерно обращение к собствен
ному внутреннему миру, акцентирование внимания на проблеме поиска смысла жизни и
своего места в системе отношений с миром. Общей является выраженность созерцательной
позиции; преобладает одна форма воспоминания и один вид (характерные воспоминания -
этапы у экзистенциальной группы, яркие воспоминания - случаи - у чувственной); оцени
вают события с точки зрения их экзистенциальной ценности в структуре жизненного опыта,
ценности малых групп используют только при описании ранних детских воспоминаний;

имеют одну ведущую ценность (ценность отношений для экзистенциальной группы и ценность переживания для чувственной группы); образы Другого разнообразны - от конкретного человека, до Природы, Космоса, Бога.

  1. Особенности смысложизненных установок личности по - разному представлены в автобиографиях различного типа: «Деятельностный» тип автобиографии зависит от успешности выполняемой деятельности; «Социальный» тип отличается высокой удовлетворенностью прожитым отрезком времени и уровнем самореализации в жизни при невысоких показателях гармонии личности; «Экзистенциально - чувственный» тип имеет высокий уровень осмысленности жизни и отличается пониманием управляемости жизни.

  2. Самоактуализация имеет различный уровень выраженности у людей, использующих разные типы автобиографии: наиболее высокие показатели самоактуализации у «Экзистенциально - чувственного» типа; результаты «Деятелыюстного» типа зависят от успешности выполняемой деятельности; «Социальный» тип представлен средним уровнем самоактуализации по всем шкалам.

Личный вклад автора в получение научных результатов.

Разработана схема диссертационного исследования, поставлены цель и задачи исследования, сформулированы гипотезы; проведен теоретический анализ различных подходов к проблеме личности и бытия, жизненного пути; осуществлён авторский перевод зарубежных научных источников по изучаемой проблематике; организованы сбор и обработка эмпирических данных, разработана и апробирована методика анализа автобиографических текстов; выделены типы автобиографий, опосредованные особенностями взаимодействия личности с пространствами бытия; сформулированы основные выводы и положения выносимые на защиту.

Апробации работы.

Основные положения и результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на научно - практической конференции «Проблемы самореализации мужчины и женщины в современном российском обществе» (Краснодар, 2001); Международной конференции «Психология общения: социокультурный анализ» (Ростов - на - Дону, 2003); II Всероссийской конференции «Личность и бытие: субъектный подход» (Краснодар, 2003); II Всероссийской научно - практической конференции по экзистенциальной психологии (Москва, 2004); Всероссийском научно - практическом семинаре «Психологическая поддержка личности в различных пространствах ее бытия» (Краснодар, 2004); IV Международной научно - практической конференции «Дружининские чтения» (Сочи, 2005); Международной конференции «Проблема смысла в науках о человеке (к 100-летию В. Франк-ла)» (Москва, 2005); III Всероссийской научно - практической конференции «Личность и

бытие: субъектный подход» (Краснодар, 2005).

Обсуждение работы происходило на методологических семинарах и заседаниях кафедры психологии личности и общей психологии КубГУ с 2000 по 2006 гг.

По теме диссертационного исследования опубликовано 11 научных работ.

Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и 5 приложений. Список литературы включает 186 наименований, из них 22 - на иностранных языках. Основной объем диссертации составляет 158 страниц, текст диссертации содержит 10 рисунков и 12 таблиц, из них 8 представлены в приложениях.

1 Личность как смысловая система взаимодействия с миром

В данной главе раскрывается понимание личности как интегративной системы, формирующейся под влиянием различных пространств бытия и способной управлять этими пространствами. Обосновывается смысловая природа личности и зависимость отношений личности с внешним миром от Я - концепции, понимания собственных возможностей в овладении пространствами своего бытия.

Личность и пространства ее бытия

В западной и отечественной психологии существует множество подходов к пониманию личности, механизмов ее развития, факторов, определяющих ее становление. Попытки операционализировать понятие «личность» связаны как с его структурными элементами, так и с динамическими особенностями.

Рассмотрим основные положения психологии, объясняющие понятие личности и ее развитие в онтогенезе.

Прежде всего, необходимо остановиться на определении понятия «личность». Г. Ол-порт определял личность как «динамическую организацию психофизических систем внутри индивидуума, которые определяют характерное для него поведение и мышление»[146, с.34]. Личность, по мнению Г. Олпорта, не сводится к совокупности всех имеющихся у нее особенностей, характеристик, а предполагает целостность и системность всех подструктур. А. Н. Леонтьев понимал личность как высшую интегрирующую инстанцию, управляющую психическими процессами, целостное психологическое новообразование [84].

Положение о том, что личность представляет собой некоторую целостность, интегра-тивную систему, является одним из немногих, принимаемых большинством авторов.

Еще одной важной характеристикой личности является ее социальная обусловленность.

Б. Г. Ананьев понимал личность как субъекта общественного поведения и коммуникации и в структуре личности выделял интериндивидные (общественные связи и отношения личности) особенности и интраиндивидные (внутрипсихические образования самой личности) [8].

И. С. Кон определял личность как человеческий индивид, являющийся членом общества и обобщающий социально значимые черты [75].

Ж. Лакан выделил три фокуса, вокруг которых разворачивается личность [83]:

- индивидуальность, связанная с конкретной историей жизни;

- структурность, связанная с типичными элементами, затрагивающими любое развитие человека; - социальность, связанная с социальным взаимодействием одного человека с другим.

В определении личности существует множество разногласий, но общим является то, что, во - первых, личность представляет собой некоторую целостность, во - вторых, личность формируется в процессе общественных отношений индивида с миром.

Понимание личности неразрывно связано с пониманием особенностей ее динамики. Различные авторы по - разному описывали механизмы и факторы развития личности. Одни исследователи выделяли конкретные стадии развития личности, другие - останавливались на описании отдельных факторов, условий развития.

Одной из классических теорий личности является теория 3. Фрейда. В теории 3. Фрейда, важным является положение о связи личности с пережитым опытом. 3. Фрейд отдавал ведущее значение в развитии личности неосознаваемым механизмам, говорил о невозможности полного познания личности. Но понимание личности как формирующейся во времени оказалось весьма продуктивным для последующих концепций [143, с. 119].

Развивая и модифицируя идеи психоанализа, А. Адлер предложил рассматривать личность как нечто целостное, неделимое, а все проявления активности человека не раздельно, а через призму личности как целого. Под структурой личности А. Адлер понимал стиль жизни личности, который формируется в социальном контексте, под влиянием социальных факторов на самоотношение и поведение личности [6].

К. Г. Юнг рассматривал развитие личности как эволюционный процесс, длящийся всю жизнь. К. Г. Юнг считал, что личность постоянно обретает нечто новое в отношениях с внешним миром, открывает для себя новые способы самореализации. Особое значение в развитии личности К. Г. Юнг придавал процессу индивидуации, который рассматривался им как сознательная реализация личностью своей уникальной психической реальности, как полное развитие и выражение всех сторон личности [146, с. 205].

Э. Эриксон особое внимание в своих работах уделял развитию Эго как автономной структуры личности. Основной задачей развития личности по Э. Эриксону являлась социальная адаптация - как обретение личностью большей компетентности. Кроме того, Э. Эриксон особый акцент ставил на исторических условиях, социальных требованиях и ценностях, влияющих на формирование личности. Э. Эриксон описывал развитие личности как ступенчатый процесс и выделил восемь стадий развития от рождения до смерти. Смену стадий он связывал с готовностью личности двигаться в направлении расширения осознанных социальных отношений и взаимодействий [153].

Гуманистическая психология в лице А. Маслоу предложила собственное видение проблемы личности. Одним из основных понятий гуманистической концепции является понятие о становлении личности. Это понятие предполагает отношение к личности как к постоянно изменяющейся. Кроме того, личность всегда имеет возможность свободного выбора направления своего становления, что влечет необходимость нести ответственность за реализацию максимального количества возможностей. Гуманистическая психология впервые провозгласила личность свободной в построении собственной жизни и потребность человека в самоактуализации, самосовершенствовании [99].

Близкие к гуманистической психологии представления о личности развивал К. Роджерс, основатель феноменологического направления в психологии личности. Его теория акцентирует внимание на роли субъективного восприятия и познания личностью окружающей действительности. К. Роджерс был убежден, что самоопределение личности является важной частью ее природы. К. Роджерс, как и А. Маслоу, понимал личность как ответственную за совершенные выборы и за реализацию собственной жизни. По мнению К. Роджерса, личность развивается в направлении большей дифференцированности, автономности и зрелости. Это движение обусловлено внутриличностными механизмами [146, с. 536].

Рассмотрим особенности понимания личности и факторы, определяющие процесс ее развития, предложенные отечественными психологами.

Проблема изучения жизненного пути личности

С понятием автобиографических воспоминаний сталкивается каждый человек. Каждый из нас имеет прошлое, воспоминания о прожитом отрезке времени. Одни из нас стараются запомнить самые счастливые моменты жизни, другие - забыть самые тяжелые. Все мы взаимодействуем с пашей памятью о прожитом опыте, используем ее для построения целостной картины нашей жизни.

Такая тесная связь воспоминаний с жизнью каждого человека делает неожиданным тот факт, что понятия «автобиографическое воспоминание» в научной психологии нет. Более глубокий анализ проблемы приводит к некоторым фундаментальным исследованиям проблем, тесно связанных с изучением автобиографии человека.

Автобиография как способ трансляции информации о жизни одного человека другому появилась с момента появления интереса науки к личности. Изучение жанра воспоминаний, зародившегося в древности и получившего небывалое развитие в современности, показыва-. ет, как изменялось отношение человека к самому себе, к самоопределению в мире, а также то, как он «обретал дар речи», рассказывая о себе [119]. Уже древние философы говорили о жизни, жизненном предназначении, судьбе отдельного человека. Уже тогда внимание ученых привлекали истории жизни и творчества выдающихся людей. Вообще, можно смело утверждать, что появление автобиографии как истории жизни возникло практически одновременно с возникновением мифологии. Истории о жизни Богов есть изначальная форма жизнеописания. Конечно, это была не автобиография, но за описанием жизни Богов стояло стремление описать жизнь людей. Современная наука использует древние мифы для воссоздания картин жизнедеятельности эпохи, государства, нации. Таким образом, при появлении интереса к отдельной личности - появляется интерес к биографии личности. Наиболее ярким примером биографии одного человека является история жизни Иисуса. С возникновением христианства раскрывается понятие ценности перед Богом внутреннего мира человека [57]. Позже появляются истории жизни выдающихся ученых, монархов, деятелей искусства, политических деятелей и так далее [55]. В научных исследованиях биографии ученых наиболее распространены. В них анализ направлен на изучение жизненного пути выдающегося ученого. Основная идея анализа таких биографий сосредоточена на процессе развития научных идей в течение жизни ученого. Эти биографии связаны с достижениями данной личности в конкретной сфере деятельности. Такие биографии служат некоторым «эталоном» того жизненного пути, к которому следует стремиться.

Однако, польза жизнеописания оказалась шире, чем просто позитивный пример для подражания. С развитием медицины и появлением психиатрии возникает новая волна интереса к истории жизни человека. Жизнь больного человека дала информацию о том, что необходимо избегать, как не следует жить, чтобы не повторить заболевание. Медицина стремится понять, что повлекло отклонения в развитии человека.

Во второй половине XVIII в., появляется интерес к любым индивидуальным психологическим проявлениям в разных возрастах [57]. В немецкой литературе появляется новый жанр - роман о воспитании, основой которого становится история процесса взросления личности - ее воспитания и обучения, влияющая на всю дальнейшую жизнь. В это же время появляется «Исповедь» Жан - Жака Руссо (1764-1770). Данное произведение считается началом нового направления в автобиографическом жанре, связанное с воспоминаниями о детстве.

В начале XIX в. автобиография становится популярным жанром, который повествует о личности, о ее духовном и умственном развитии.

Еще одним шагом в развитии проблемы автобиографии явились социологические исследования, направленные на изучение жизни отдельного человека как представителя конкретной общности - нации, расы, страны и пр. Важным здесь становится вопрос о социальной идентификации, о возможности отнесения человека к конкретной группе.

В 20-е годы XX в. исследованием жизненного пути личности занимался Н. А. Рыбников, который широко применял биографический метод. Он полагал, что изучение биографии позволит выявить общие закономерности духовного развития человека. Однако, в большей степени автор исследовал влияние социальных переломов на развитие личности [55,101].

Современное общество провозгласило равенство людей, официально дало каждому человеку выбор и ответственность, в связи с таким поворотом возникает интерес к каждой отдельной личности. Возникает интерес личности к себе, своей жизни. Конечно, автобиография, как описание человеком собственной жизни встречалась и раньше, но в отдельных случаях. Современное общество создает необходимость иметь свою историю жизни перед каждым человеком - при знакомстве, при поступлении в школу или ВУЗ, при приеме на работу и на приеме у врача - практически в любой сфере взаимодействия с миром человек рассказывает о себе.

Кроме необходимости иметь более или менее структурированное прошлое, современный мир породил еще одну массовую проблему - проблему поиска смысла жизни, поиска личностью своего места в мире, в обществе. Подросток пытается понять кто он, чего хочет в жизни; юноша выбирает профессию, которая ему по душе; ветеран ищет смысл пройденной войны и пытается увидеть пользу прошлых побед для настоящего. Все мы стремимся осознать суть, пользу нашего существования. И единственным помощником в этом становится память о прожитой жизни. Каждый из нас строит свою биографию согласно нашим личностным особенностям. Каждый из нас получает нечто свое от собственной истории жизни: от ощущения несправедливости по отношению к нам, до ощущения связи с Богом.

Поиск ответов на вопросы о том, для чего нам история жизни, как мы отбираем события нашего жизненного пути, кто и что влияет на построение автобиографии и многие другие - это задача каждого человека, с одной стороны, и комплексного научного исследования - с другой.

Обратимся к тому, что наука смогла сделать для решения этих проблем к настоящему моменту.

Возможности биографического метода изучения личности

Качественные методы в современной психологии и социологии приобрели широкое применение и признание. В. А. Ядов говорит о том, что «общий фокус качественного исследования концентрируется на частном, особенном в описании целостной картины социальных практик. Исследователь концентрирует внимание на субъекте и обращается к его личностному повседневному опыту взаимодействиям с другими, выраженному в словах, высказываниях, рассказах о собственной жизни» [154].

Теоретико - методологической основой качественных методов выступают феноменологический и экзистенциальный подходы, которые ориентируют исследователя на раскрытие контекста жизненного мира личности. Феноменологический подход связывается с положением о том, что личность конструирует собственную реальность и живет в своем мире. Главное предназначение феноменологического подхода состоит в ориентации на поиск общего смысла, значения жизненного опыта личности. Жизненный опыт рассматривается безотносительно к реальным фактам жизни [160].

В. В. Семенова выделяет следующие особенности качественных методов [129]:

- естественный способ познания объекта, находящегося в естественных условиях;

- частный, не обобщающий характер исследования;

- аналитическое, не статистическое обобщение;

- субъективизм в исследовании;

- многомерность в исследовании объекта;

- ориентация на выявление субъективных смыслов и значений.

По мнению Н. Н. Козловой, особенностью качественных методов является работа с идеографическим материалом: индивидуальной историей жизни, индивидуальным текстом [74, с. 15]. Т. С. Баранова считает необходимым при работе с качественными методами учи тывать в индивидуальном сознании 2 реальности - отраженную непосредственно в виде субъективных переживаний и ощущений и отраженную опосредованно через систему выработанных способов осознания. При этом, она отмечает тот факт, что, добиваясь от респондента информации с аффективного уровня, мы, как правило, получаем ее с когнитивного. А когнитивная информация рациональна, непсихологична (описывает объект), нормативно окрашена и зависима от социального окружения. По ее мнению в социологии значениям соответствует когнитивный уровень, а личностным смыслам - аффективный [16].

В этом определении имеется два утверждения, с которыми мы не согласны. Во - первых, когнитивная информация психологична, описание объекта такой же продукт психической деятельности, как и переживание, во - вторых - ссылаясь на Д. А. Леонтьева, мы предпочитаем не разводить столь категорично понятия значения и смысла [87].

Приведем высказывание Н. Н. Козловой «специфика качественных методов состоит в том, что исследователь имеет дело с идеографическим: с индивидуальной жизненной историей и т. д. С одной стороны, становится очевидно, что любая жизнь неповторима, ценность, имеет смысл. Малейшая подробность кажется драгоценной, и жаль ее утратить. С другой стороны, оказываешься на той пограничной полосе, где можно увидеть, как за совершенно добровольными решениями, за случайностями обнаруживается социально -структурирующее начало. Имеет место «игра пассивности и активности», по словам П. Рикера. Работа развертывается в тех областях, где субъективные надежды и объективные возможности соотносятся, а порой сближаются до полного соответствия» [74, с. 15].

Таким образом, качественная методология и качественные методы служат надежным и весьма эффективным инструментом социологических исследований личности и ее внутреннего мира. Разумеется, их применение в исследовании личности необходимо увязывать с использованием традиционной методологии и количественными методами исследования.

Биографический метод является одним из основных методов качественного анализа. Методологически более разработан и используется биографический метод в социологии.

В науке имеется множество средств анализа ретроспективных ориентации личности -контент - анализ, анализ жизнеописаний и жизненных траекторий, сравнительный анализ жизненного пути, биографический метод и др. [160].

Н. Дензин определил биографический метод как «переживания одного лица, одной группы в той форме, в которой это лицо или группа интерпретируют эти переживания» [160]. К материалам жизненной истории относятся любые записи или документы, которые проливают свет на субъективное поведение индивидов или групп [53].

Н. А. Рыбников понимал под биографией историю развития комплекса психофизиологических, психических и социально - психологических свойств [101]. Биографический метод направлен на то, чтобы представить субъективный опыт Деятеля через его собственные категории и определения [160].

Психология, в отличие от социологии, в большей степени интересуется внутренним миром, субъективным восприятием личностью собственной жизни. Как отмечает Г. Ю. Мошкова, в психологии нет устоявшегося мнения относительно целей, задач и способов применения биографического метода. Она вьщеляет три различных значения, в которых употребляется понятие «биографический метод» [101].

В самом широком значении биографический метод в психологии - это особый концептуальный подход к изучению личности, основанный на представлении о том, что личность является продуктом собственной биографии или истории своей жизни. Коротко это можно выразить формулой «личность - это жизненный путь человека». С этой точки зрения, биографический метод не просто процедура, а принцип анализа личности: через историю ее становления и развития. Данное определение выделяет в качестве основного направления - исследование личности как субъекта жизни, автора собственной биографии. В этом смысле, биография отвечает на вопрос о том, из каких событий жизни и посредством каких механизмов рождается личность и как она строит свою судьбу.

Похожие диссертации на Переживание личностью смысла бытия и тип автобиографического текста