Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Национально-психологические особенности представителей чукотского этноса Соколова Юлия Витальевна

Национально-психологические особенности представителей чукотского этноса
<
Национально-психологические особенности представителей чукотского этноса Национально-психологические особенности представителей чукотского этноса Национально-психологические особенности представителей чукотского этноса Национально-психологические особенности представителей чукотского этноса Национально-психологические особенности представителей чукотского этноса Национально-психологические особенности представителей чукотского этноса Национально-психологические особенности представителей чукотского этноса Национально-психологические особенности представителей чукотского этноса Национально-психологические особенности представителей чукотского этноса
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Соколова Юлия Витальевна. Национально-психологические особенности представителей чукотского этноса : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.05 : Москва, 2004 187 c. РГБ ОД, 61:04-19/351

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретико-методологические основы осмысления и интерпретации национально-психологических особенностей представителей чукотского этноса 14

1.1. Этнопсихология как научная предпосылка изучения наїщонально-псіогологических особенностей представителей чукбтского этноса 14

1.2. Источники формирования национально-психологических особенностей представителей чукотского этноса 48

Глава II. Эмпирическое исследование национально-психологических особенностей представителей чукотского этноса 92

2.1. Программа эмпирического исследования национально-психологических особенностей представителей чукотского этноса 92

2.2. Характеристика результатов исследования национально-психолопмеских особенностей представителей чукотского этноса 104

Заключение 151

Список литературы 158

Приложения 180

Введение к работе

Актуальность, общественная и научная значимость темы исследования

Еще совсем недавно в нашей стране проповедовались положения о межнациональной дружбе и мирного сосуществования разных народов. Сегодня мы видим, что действительность оказалась другой. Отмечая рост числа межэтнических конфликтов в нашем многонациональном государстве за последние годы, мы находим, что современному обществу необходимы разносторонние научные знания, которые могли бы отвечать на вопросы, связанные с межэтническим общением и общественными процессами межнационального характера, и могли бы быть приложены практически. Этническая напряженность между этносами в нашем государстве далеко не единственная причина, ведущая к необходимости активного проведения исследований, содержащих этническую составляющую, как основную. В нашей стране за последние годы резко увеличились объемы мигращюнных процессов, стали бурно развиваться межнациональные деловые контакты вследствие падения «железного занавеса», в современном лексиконе появилось понятие о проведегаш «внутренней и внешней национальной политики», начался процесс культивирования самобытности всех народов страны, включая малочисленные, сохранения их культур, языков, традиций и обычаев как бесценного достояния России и т.д. Все эти процессы, акпюированные новыми условиями и требованиями существования современного российского сообщества не должны протекать стихийно и бесконтрольно, они нуждаются в грамотном сопровождении, направлении развития, понимании близлежащих и отдаленных результатов, корректировки воспитательных и обучающих программ детей и молодежи, обеспечении информированности общества и т.д. Так называемый «национальный

вопрос» затрагивает и пронизывает абсолютно все виды деятельности члена современного российского общества, все профессиональные области, все уровни современного быта, он не является сугубо отраслевым и требует обязательного учета в большой и малой политике, в образовании, в здравоохранении, в юриспруденции, в предпринимательстве, в управлении и т.д. Но проведение каких-либо целенаправленных действий в этой области должны иметь под собой в первую очередь фундаментальную научную базу, концептуальную основу. На данном этапе развития современного российского научного знания вышеуказанный «социальный запрос» в полной мере можно отнести к сравнительно молодой отрасли науки - этнической психологии, в рамках которой проводится данное исследование. Согласно наметившейся тенденции в развитии этнической психологии и требованиям нынешней действительности, отметим актуальность прігкладньгх исследований психологического своеобразия представителей конкретных этнических групп, а также приложение и учет полученных данных в практической сфере жизнедеятельности общества. Во-первых, это ведет к развитию и определению самой этнопсихологии, которая пока не является дисщшлиной с устоявшейся терминологией, методологией и методами исследования, а во-вторых, такие исследования позволяют выявлять современную этническую картину нашего государства.

Сегодня всякая деятельность в условиях конкретной республики или наїшонального репюна нашей страны немыслима без опоры на знание и учет нащюнально-психологических особенностей.

На необходимость учета нащюнально-психологических

особенностей в воспиташш разных племен и народов указывали зарубежные этнографы (Р. Бенедикт, М. Мид, Г. Плосс, М. Рид, Д. Уайтинг и другие). Они отмечали уникальность этнических признаков, присутствующих в культурной жизни народа - особенностей языка, быта,

религии, философии жизни, в зависимости от разных исторических и климатических условий возникновения этноса,

В связи с вышеизложенным, определяем тему диссертации как «Национально-психологические особенности представителей чукотского этноса».

Объект данного исследования - национально-психологические особенности представителей чукотского этноса.

Предмет данного исследования - специфика проявления национально-психологических особенностей представителей чукотского этноса в их жизни, поведении и деятельности.

Цель данного исследования - выявить и описать основные национально-психологические особенности представителей чукотского этноса, изучить специфику их проявления в наиболее значимых областях жизни представителей этой этнической общности и показать их влияние на поведение и деятельность.

Гипотеза данного исследования - для представителей чукотского этноса характерны свои национально-психологические особенности, которые сформировались и закрепились под воздействием конкретных социально-исторических, политических, экономических, культурных и природных факторов. Эти особенности находят выражение в специфике восприятия, мышления, мотивации поведения и деятельности, своеобразрш эмоциональной и волевой активности, межличностного и межгруппового взаимодействия представителей чукотского этноса, а также влияют на конкретные стороны их жизни и деятельности.

Задачи данного исследования:

1. на примере представителей чукотского этноса уточнить теоретическую концепцию сущности национальной психологии, осуществить дальнейшее изучение свойств, функций, форм проявления их национально-психологических особенностей;

  1. проанализировать факторы, оказавшие влияние на формирование и закрепление национально-психологических особенностей представителей чукотского этноса;

  2. на основе гаосеопсихологического подхода выявить национально-психологические особенности представителей чукотского этноса;

  3. разработать методологию и методику научно обоснованной программы стандартного этнопсихологического исследования национально-психологических особенностей представителей чукотского этноса;

  4. сравнить и представить в комплексном виде, полученные с помощью гаосеопсихологического подхода и стандартного этнопсихологического исследования наиболее значимые черты национальной психологии представителей чукотского этноса и дать их общую характеристику;

  5. показать влияние национально-психологических особенностей представителей чукотского этноса на их повседневную жизнь.

Методологическая основа данного исследования: разработанные,
развитые и конкретизированные в трудах российских ученых
кардинальные положения о целостном процессе формирования
всесторонне и гармонично развитой личности с определенными
национально-психологическими особенностями; методологические

іфшципьі психологической науки; идеи и высказывания о социально-исторической природе национальной психологии, о детершшируюших ее объективных факторах, о влиянии национальной психологии одного народа на психологию других.

Теоретическая основа данного исследования: работы, раскрывающие в частности научные основы психологии личности и психологии различных общностей, их роль в жизни и деятельности людей

(К.А. Абульханова-Славская, В.Г. Ананьев, А.В. Брушлинский, А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, АХ. Ковалев, А.А. Леонтьев, AJB. Петровский, М.Г. Ярошевский и другие); социально-психологическую сущность национальной психолопш (Г.М. Андреева, Ю.В. Арутюнян, Э.А. Баграмов, К.В. Бромлей, Л.Ф. Дашдамиров, Н. Джандильдин, Л.М. Дробижева, Б.А Душков, В.И. Козлов, И.С. Кон, СИ. Королев, В.Г. Крысько, Н.М. Кузнецов, Ш. Ниязалиев, Б.Ф. Поршнев, Ю.В. Решетов, Г.В. Старовойтова, В.П. Трусов, П.Н. Шихирев и другие); основные принципы и методы построения этнопсихологического исследования (B.C. Агеев, Н.В. Бахарева, А. Бороноев, А.Х. Гаджиев, Л.М. Дробижева, В.Г. Крысько, Г.У Кцоева, АЛ. Оконешникова, В.Ф. Петренко, Г.В. Старовойтова и другие).

Методы данного исследования:

Для изучения национально-психологических особенностей представителей чукотского этноса и их учета в различных условиях жизни и деятельности бьша разработана и применена комплексная методика стандартного этнопсихологического исследования, сочетавшаяся с использованием гносеопсихологического подхода, включавшего теоретическое и практическое обобщение научных идей и взглядов о национальной психологии представителей чукотского этноса, изложенных в исторической, психологической, педагогической, этнографической, философской и методической литературе (проанализіфовано 330 источников); контент-анализ специальных научных источников, произведений чукотского поэтического, этического, фольклорного творчества (проанализировано 180 источников); беседы и интервью с представителями чукотского этноса в различных районах Чукотского автономного округа (всего опрошено 1242 человека); специальное тестирование и моделирование жизни и деятельности представителей

чукотского этноса (всего использовано 8 методик); общее количество респондентов составило 2056 человек. Кроме того, использовались:

  1. методики подготовки и организации исследования;

  2. методы сбора данных;

  3. методы математической и статистической обработки и интерпретации данных (факторный и дисперсионный анаше; проценты; среднее арифметическое; среднее квадратичное отклонение; коэффициент вариации; коэффициент удовлетворенности; коэффициент значимости).

Исследование проводилось: на территории Чукотского автономного округа в период с 1999 по 2002 гг. Всего исследованием было охвачено 2056 человек.

Надежность и достоверность результатов обеспечивались: Исходными методологическими позициями автора, применением апробированного инструментария, проведением повторных исследований, взаимопроверкой данных, сравнением с выводами других исследований. Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

Дана сущностная характеристика нащюнально-психологических особенностей людей и оценена возможность учета в различных сферах их жизнедеятельности;

Обоснован принципиально новый подход к исследованию и анализу национально-психологических особенностей представителей чукотского этноса;

Выявлены и проанализированы факторы, оказавшие воздействие на национальную психологию представителей чукотского этноса: своеобразие их исторического и политического развития (до и после вхождения в состав России), специфику их культурных традиций, особенности их религиозного сознания;

> Впервые проведено стандартное этнопсихолопгческое исследование
представителей чукотского этноса;

У Представлен целостный и всесторонний анализ национально-психологических особенностей представителей чукотского этноса;

У Проанализированы конкретные формы проявления национально-психологических особенностей представителей чукотского этноса в их политической, экономической, общественной, культурной жизни и деятельности.

Научная обоснованность и достоверность результатов
применяемых методик определяется: достоверностью и проверенностью
исходных методологических позиций; проверкой общих теоретических
положений посредством соотнесения их с полученными результатами;
анализом и обобщением данных разнообразных источников, содержащих
информацию о национально-психологическігх особенностях

представителей чукотского этноса; применением совокупности надежных методик стандартного этнопсихологического исследования, адекватных его цели и задачам; использованием апробированного инструментария, повторных исследований, взаимопроверкой данных, репрезентативностью полученной выборки.

Практическая значимость исследования:

> Выделены основные сферы исследования национально-
психологических особенностей представителей определенной
национальной группы;

У Выявлены и представлены в комплексном виде национально-психологические особенности представителей чукотского этноса;

> Реализован іфинцип сочетания стандартного этнопсихологического
исследования с гаосеопсихологическим подходом к анализу национально-
психологических особенностей представителей чукотского этноса;

Подобран (адаптирован и апробирован) комплекс методик стандартного этнопсихологического исследования;

Разработаны практические рекомендации по совершенствованию взаимодеятельности представителей различных этнических общностей с учетом национально-психологических особенностей.

Кроме того, результаты проведенного исследования позволяют: по-новому взглянуть на историю, социально-экономическое развитие Чукотского автономного округа и психологии его народа; более точно прогнозировать и оценивать перспективы политических, экономических и социальных перемен в округе; в его общественной жизни (в комплексе с данными других наук); совершенствовать процесс межличностного общения с представителями чукотского этноса, что важно для данного этапа нашей жизни.

Внедрение и апробация результатов исследования:

Содержание диссертации, ее выводы и научно-методические рекомендации докладывались на конференциях в Московской гуманитарно-социальной академии, Международного эколого-педагогического университета, на заседаниях кафедры психологии личности и педагогики, социальной и этнической психолопш Московской і^манитарно-социальной академии, в Московском институте национальных и региональных отношений.

Результаты исследования внедрялись в практику путем: чтения специально подготовленного курса, проведения по нему семинарских и практических занятий в МЫЛ МУ, МНЭПУ, ГУУ, МИНРО.

На защиту выносятся следующие положения:

Национальная психология как явление общественного сознания существует и проявляется в виде сощіально-псггхологических характеристик национальных особенностей людей и их групп, получивших название национально-психологические особенности.

Понятие «национально-психологические особенности» является подчиненным по отношению к понятию «национальная психология» как к общему, как к одному из признаков нации. Нащюнальный характер, национальное самосознание, национальные чувства и настроения, национальные интересы, ориентации и традиции являются структурообразующиьш, а национально-психологические особенности -динамическими компонентами национальной психологии.

В структуру системообразующих компонентов психологии нации обычно включаются национальное самосознание, национальный характер, национальные чувства и настроения, национальные интересы, ориентации и традиции. В структуру динамических компонентов национальной психологии входят мотивационно-фоновые, интеллектуально-познавательные, эмоционально-волевые и коммушпсативно-поведенческие национально-психолопгческие особенности, проявляющиеся как результат непосредственного реагирования психики представителей конкретных этнических общностей.

Национально-психологические особенности имеют определенные свойства, к которым можно отнести: невозможность приведения их своеобразия к какому-то общему знаменателю; способность детерминировать характер фуніщионирования других психологических явлений, придавая им особую направленность; большая по сравнешпо с другими психологическими явлениями консервативность и устойчивость, многообразие.

Проведенное исследование показало, что под воздействием многих факторов у представителей чукотского этноса сформировались следующие национально-психологические особенности:

> Под влиянием географического положения территории -ограниченность широты мировоззрения, преобладание образного

мышления, равнодушие, непритязательность, простота, неприхотливость, отсутствие целеустремленности, скрытность, наивность;

Под влиянием климатических и природных условий проживания чукотского этноса - высокий уровень адаптивности к внешним проявлениям, т.е. умение выживать в труднейших условиях для жизни, способность переносить большие трудности, умение довольствоваться малым, трудолюбие, работоспособность, знание природы и специфики природопользования, простота, выносливость, ловкость, сила, упрямство, независимость, смекалка, хитрость, наблюдательность, находчивость, внимательность, волевая активность;

Под влиянием общественной организации, социально-экономических отношений и общественного строя, принятых во внутриэтнической среде чукчей - преобладание коллективистической направленности, основанной на родственных взаимосвязях, высокая значимость семьи (имеется в виду большая семья, включающая в себя различные уровни родства), высокий уровень групповой сплоченности, взаимоуважение между всеми членами группы, независимо от пола и возраста, мобильность, простота, отсутствие зависти;

Под влиянием обычаев и традиций, принятых в обществе, а также его культурной составляющей - самостоятельность, наивность, взаимоуважение между молодежью и старшими поколениями, равноправие всех членов группы, почитание женщины, матери, доверчивость, добродушие, скромность;

Под влиянием исторического периода проведения захватнических войн с соседними племенами - выносливость, ловкость, сила, хитрость, бесстрашие, решительность, свободолюбие, агрессивность, жесткость, чувство единой национальной принадлежности;

Под влиянием прихода русских на Чукотку в середине XVII в., включения Чукотки в состав Российской империи - любопытство,

любознательность, открытость, лень, иждивенчество, исполнительность, зависимость, предпршімчивость, деловитость, волевая пассивность.

Структура и объем диссертации:

.Диссертация представляет собой 187 страниц машинописного текста и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Этнопсихология как научная предпосылка изучения наїщонально-псіогологических особенностей представителей чукбтского этноса

Постоянно возникавшие контакты между народами и племенами, различными этническими группами и отдельными людьми, миграционные процессы, освоение и открытие новых земель, путешествия, торговля, войны и т. п. вызвали необходимость изучения психологических (а также и других, например культурных, политических, экономических, языковых) особенностей представителей того или иного этноса.

Историческое развитие этнопсихологии как науки. Первые известные нам попытки таких «исследований» относятся к временам античности. Так, врач, основатель медицины и медицинской географии, философ, выдающийся греческий ученый Гиппократ (460 до н. э. - 377 или 356 до н. э.) полагал, что все различия между народами, включая поведение и нравы, связаны с природой и климатом страны. Такой точки зрения придерживался и Демокрит. Работы Геродота (род. между 490 и 480 - ум. около 425 до н. э.) также содержат рассказы об особенностях народов, с которыьш он знакомился во время своих путешествіш (64). В трудах и других древних философов и ученых, таких как Тацит, Плиний, Страбон и др., также можно отметить фрагменты этнопсихологических представлений.

Бурный интерес к национально-психологическим проблемам появляется в эпоху зарождения катггалистических отношений (XVIII в). В это время многие европейские ученые отмечали различия духовных черт, восприятия окружающей действительности, быта, нравов, обычаев, традиций и т. д. у разных народов. Объясняли их присутствие своеобразием среды проживания и особенностями климата, в условиях которых они проживали.

В XVIII веке французскими учеными было введено понятие «дух народа», которое объяснялось географическими факторами. Самым ярким представителем географического направления среди французских ученых был Ш. Монтескье (1689 - 1755). Он глубже других подходил к рассмотрению национальной психологии. «Многие вещи управляют людьми: климат, религия, законы, принципы правления, примеры прошлого, нравы, обычаи; как результат этого образуется общий дух народа». (166, стр. 412). Несмотря на выделение многих факторов, влияющих на «общий дух» нации, главными из них он считал климат и географическую среду.

В научной мысли Германии того времени тоже уделялось внимание зарождающейся этнопсихологической проблематике. Так, выдающийся немецкий ученый, философ, мыслитель И.Г. Гердер (1744-1803) в своих трудах рассматривал понятие «дух народа» как нечто бесплотное, отождествлял понятия «народный дух», «душа народа» и «народный характер». «Душа народа» рассматривалась им как один из признаков народа наравне с языком, предрассудками, музыкой и т. д. Гердер стоял на позициях корреляции между психическими компонентами «души народа» и климатом и ландшафтом, при этом отметим, что он допускал воздействие образа жизни, воспитания, общественного строя и истории на «народный дух». В вопросах практического исследования «народного характера» Гердером отмечалась возможность изучения такового только изнутри. «... Надо жить одним чувством с нацией, чтобы ощутить хотя бы одну из ее склонностей». - писал он (63, стр. 274). «Душу народа», по мнению Гердера, можно изучать через его чувства, речи, дела, но первоочередным компонентом этого ряда является устное народное творчество. Изучая народный фольклор, Гердер сделал попытки также описать основные черты некоторых европейских народов.

Следует отметить, что проблематика «народного характера» присутствует в трудах и других европейских ученых: Д. Юма, И. Канта, Г. Гегеля), где отражался не только вопрос о факторах, влияющих на народный дух, но и давались «психологические портреты» некоторых этнических групп.

Вторая половина XIX века была отмечена появлением ряда течений европейской социологии, ставящих во главу угла при изучении общества жизнь животного мира. Все они основывались на положении механического переноса биологических законов Дарвина в область исследования общества и общественной жизни. В это же время развивались и многие другие теории, например теория «народного духа», «расовая психология» и т.д.

В середине XIX века этнопсихология обретает статус самостоятельной науки. По временным рамкам данное событие общепризнанно относится к 1859 году, когда немецкие ученые М. Лацарус (1824-1903) и Г. Штейнталь (1823-1893) начали издавать «Журнал психологии народов и языкознания». В нем они отразили свои представления о сущности этнопсихологии как новой отрасли знаний, обосновали необходимость ее развития, сформулировали основные задачи этнопсихологии.

Под народным духом М. Лацарус и Г. Штейнталь понимали некую субстанцию, неизменную при всех переменах и обеспечивающую единство национального характера при всех индивидуальных различиях (264), которая «проявляется прежде всего в языке, затем в нравах и обычаях, установлениях и поступках, в традициях и песнопениях» (263, стр. 115).

В трудах немецкого ученого В. Вундта (1832-1920) наблюдается синтез естественнонаучного и гуманитарного направлений психологии. Его первая этнопсихологическая статья была опубликована в 1886 году и была затем переработана автором в книгу, вышедшую в России в 1912 году под названием «Проблемы психологии народов», а фундаментальный десятитомный труд «Психология народов» (291), издан в 1900-1920 гг. В. Вундт рассматривал общие представления, чувства и стремления многих индивидов как содержание души народа. Им предлагалось сузить программу изучения психологии народов, предложенную Лацарусом и Штейнтапем до объяснения общих законов ее развития, а описание психических свойств отдельных народов отдать на откуп этнологии. Основным методом психологии народов В. Вундт считал анализ языка, мифов и обычаев, а ее сущностью - психологическое объяснение законов, объективно проступающих в языке, мифах и обычаях (58).

Научная этнопсихологическая мысль на Западе развивалась и в конце XIX века сначала Г. Тардом и С. Сигле, а позже и Г. Лебоном было выдвинуто положение о том, что поведение человека определяется прежде всего подражанием, его наиболее отличительные характеристики - это обезличивание, преобладание роли чувств над интеллектом, утрата личной ответственности человека в группе. Английский ученый В. Макдугал предложил концепцию врожденных инстинктов, которые являются внутренними неосознаваемыми мотивами действий человека, чем дополнил теорию поступков людей - представителей определенной этнической общности.

Источники формирования национально-психологических особенностей представителей чукотского этноса

Для выявления и изучения нащіонально-психологических особенностей представителей чукотского этноса необходимо исследовать условия и факторы, в которых он формировался (см. приложение 2). Это позволяет реализовать гносеопсихологический подход к их исследованию.

Чукчи - объект данного исследования, являются одним из коренных народов Чукотки. Источники научного исследования чукчей. Чукотка и восточные окраины России в целом стали предметом научного изучения еще в XVIII веке. Отдельные факты и события освещены в труде Г.Ф. Миллера (165), а также в сочинениях СП. Крашенинникова (122) и Я.И. Линденау (149). Многие важные документы, относящиеся к истории Чукотки в XVII-XVIII вв., опубликованы в специальных сборниках (82, 108, 109, 190, 192, 217). Отдельные периоды исторрщ Чукотки освещены в соответствующих томах фундаментального издания «История Сибири» (95), а также в отдельных разделах томов выходящей в свет четырехтомной «Истории Дальнего Востока» (92, 93). Истории Чз/котки посвящена также специальная монография, вышедшая в свет двумя изданиями (96, 191).

Археологические исследования на Чукотке, начатые в середине 40-х годов СИ. Руденко (216), были продолжены на Западной Чукотке А.П. Окладниковым (182), на восточной Чукотке С.А. Арутюновым и Д.А. Сергеевым (19, 20). В конце 60-70-х годах выходят в свет монографии Н.Н. Дикова, дающие целостную характеристику археологических культур Чукотки и сопредельных регионов и рассматривающие последовательную смену и преемственность этих культур (75, 76, 77), а также затрагивающие частные проблемы (78, 79). Исследованию отдельных археологических культур, носители которых могут представлять население Чукотки, а также сопоставлению археологических культур севера Тихоокеанского бассейна посвящены книги Р.С. Василевского (52, 53). Культура предков кереков, представленная в южной части беринговоморского побережья Чукотки, исследована А.А. Ореховым (186), дальнейшее исследование древних культур Охотского побережья, где жили предки коряков, продолжено А.И. Лебединцевым (136). Много новых данных по археологии отдельных районов Чукотки содержится в сборниках, выпущенных в свет лабораторией истории, археологии и этнографии СВКНИИ, руководимой Н.Н. Диковым (179, 180, 181). В крупной монографии «История Чукотки» (96) детально описана история советского периода.

Происхождение чукчей. Чукчи входят в состав так называемой «палеоазиатской» группы народов, к которой ученые с конца XIX века относят все народы Восточной Сибири.

На основании археологических данных в этнографии сложилось мнение, что археологические культуры Восточной Сибири исторически восходят к единому этногенетическому центру, располагавшемуся на территории Восточной Монголии, откуда примерно 17-20 тысяч лет назад началось интенсивное заселение Восточной Сибири, и впоследствии служившему источником волн миграции других этнических групп.

Предки чукчей представляют собой потомков следующей волны миграции населения из континентальных районов Восточной Сибири на Северо-Восток. Изучение этнической истории чукотско-камчатской группы (или чукотско-корякской, как ее называют, исключая in нее ительменов) осложняется тем, что среди представителей различных этносов есть как морские охотники, так и оленеводы, а также значительными разрывами между археолопїческими данными и данными этнографии. Археологические памятники древнекорякской культуры восходят ко ІІ-І тысячелетию до н. э., а отдельные ее формалин оказываются старше этого времени, в то время как по этнографическим данным разделение чукчей и коряков произошло 700-800 лет назад (так называемый «юкагирский клин»), а по шшгвистическим данным - не более 1000 лет назад.

Исследователи чукотско-камчатских языков (П.Ч Скорше (229, 230), некоторые зарубежные ученые) допускают возможность отдаленного генетического родства этих языков с эскимосско-алеутскими языками, сходные взгляды указывают и специалисты в области сравнительно-исторического языкознания (М. Сводеш, Э. Хэмп). В принщше возможно, что чукотско-камчатские и эскимосско-алеутские языки составляют одну семью, но время разделения такой семьи должно отстоять от нас не менее чем на 8-9 тысяч лет.

Попытки установления генетических связей чукчей и коряков с другими народами в пределах обозримого исторического прошлого не дали убедительных результатов. Возможно, что чукотско-камчатские языки находятся в отношении отдаленного родства с уральскими языками или языками алтайской семьи, либо представляют собой особую ветвь урало-алтайского праязыка или результат смещения каких-либо представителей уральской и алтайской языковых семей.

Географический и природно-климатический факторы формирования национально-психологических особенностей чукчей. Географическое положение территории, населяемой представителями изучаемого этноса. Чукотка, являясь самым северо-восточным полуостровом Евразийского материка, долгое время оставалась не просто периферией, в силу крайней удаленности от центральных областей и территорий Евразии, она находилась в многовековой изоляции и бьша недоступна для установления внешних взаимосвязей. Образно говоря, Чукотка была островом, с проживающими на нем племенами аборигенов, и открытым для остального мира лишь в середине XVII века русскими землепроходцами.

Информационный вакуум, сохранявшийся в течение очень долгого времени сформировал ограниченность широты мировоззрения, преобладание образного мышления чукчей- Под влиянием данного фактора в их национальной психологии могут проявляться равнодушие, непритязательность, простота, неприхотливость, отсутствие і елеустремленности, скрытность, наивность (96 стр. бб, 55 стр. 25, 40 стр. 142, 41 стр. 165, 257 стр. 173).

Географическое положение Чукотского полуострова обуславливает своеобразие и значимость природной среды обитания представителей чукотского этноса. Суровый климат (низкие температуры, ветра, снег и т.д.), вечная мерзлота, а, следовательно, невозможность культивирования растениеводства, долгая полярная ночь, скудность биологического природного ресурса и большая сложность в возможности им пользоваться, все это несомненно в значительной степени повлияло на формирование тех характерных психологических особенностей, которыми обладают представители чукотского этноса.

К ним можно отнести высокий уровень адаптивности к внешним проявлениям, т.е. умение выживать в труднейших условиях для жизни, способность переносить большие трудности, умение довольствоваться малым, трудолюбие, работоспособность, знание природы и специфики природопользования, простота, выносливость, ловкость, сила, упрямство, независимость, смекалка, хитрость, наблюдательность, находчивость, внимательность, волевая активность (96 стр. 12, 55 стр. 28, 40 стр. 55, 41 стр. 81, 257 стр. 180).

Программа эмпирического исследования национально-психологических особенностей представителей чукотского этноса

Проведенный контент-анализ анализ имеющихся литературных источников и факторов формирования национально-психолопіческих особенностей представителей чукотского этноса позволил реализовать гносеопсихологический подход к их изучению. Отметим, что в результате проведенной работы мы не встретили каких-либо этнопсихологических изысканий в области изучения особенностей чукотского этноса. Дефицит и недостаточность имеющейся информации по проблеме и, в некоторых случаях, ее противоречивость, связанная с изолированностью чукчей от мирового сообщества вплоть до XVIII века, продиктовала необходимость проведения стандартного этнопсихологического прикладного исследования. Оно осуществлялось в период 1999-2002 гг. на территории Чукотского автономного округа. Респондентами его явились жители Чукотки и г. Анадырь, принадлежавшие к различным социальным, половозрастным и территориально-организованным группам. Содержание исследования. Объектом исследования являлись современные представители чукотского этноса, а его предметом — особенности проявления их национальной психологии. Концептуальная модель исследования состояла в том, чтобы на основе диагностики и анализа результатов изучения: национального самосознания представителей чукотского этноса; национальной самоидентификации представителей чукотского этноса; потребностно-мотивационной сферы их национальной психики; ценностных ориентации и установок представителей чукотского этноса; национальных авто- и гетеро- стереотипов представителей чукотского этноса; коммуникативно-поведенческой сферы их национальной психики и общения; в дополнение к результатам гносеологического анализа уточнить, систематизировать и описать современные проявления национально-психологических особенностей чукчей. Комплекс методик , применявшихся для изучения национально-психологических особенностей чукчей, был ориентирован на осмысление: I. Показателей проявления национально-психологических особенностей и национального самосознания представителей чукотского этноса: Осознания ими своей национальной принадлежности; Представлений об этноконсолидгфующих и этнодифференцирующих признаках; Представлений о своей и «чужой» национальной психологии; Их самоотношения - проявление национального локуса контроля (переживания своего «я»). (Локус контроля входит в систему основных отношений личности, выступая одновременно как самоотношение и как отношение к миру. Рассмотрение проблематики локуса контроля именно в таком ракурсе позволяет констатировать это явление как социально-обусловленное качество личности, на формирование и функционирование которой существенное влияние оказывает социальная среда обитания индивида, а следовательно, и национально-оформленная среда. Поэтому можно считать проблемным факт сравнительного исследования специфики локуса контроля в различных этнических группах). Этнических стереотипов; Приверженности к национальным ценностям: языку, культуре, обычаям, традициям, ценностям. Для исследования этого блока показателей были использованы методики: S Этнопсихологический опросник (специально адаптіфованньш вариант опросников Л.М. Дробижевой, Г.В. Старовойтовой, В.В. Пименова); S Специально адаптированный опросник исследования самоотношения (МИС), разработанный В.В. Столиньгм. И. Показателей в измерении национальной специфики потребностей и мотивов представителей чукотского этноса: Национальных предпочтений и определенных видов деятельности; Интенсивности, регулярности и продолжительности занятий этими видами деятельности; Национальных отличий в выборе конкретных видов деятельности. При этом были использованы следующие методики: S Этнопсихологический опросник (специально адаптированный вариант опросников Л.М. Дробижевой, Г.В. Старовойтовой, В.В. Пименова; Специально адаптированный тест измерения потребности в общении (составители Ю.М. Орлов, Л.П. Орлова, В.Н. Шкуркин); S Специально адаптированный тест-вопросник измерения потребности в достижениях (составители Ю.М. Орлов, Л.П. Орлова, В.Н. Шкуркин); S Специально адаптированный тест измерения ценностных ориентации (адаптированный вариант методики М. Рокича, адаптация выполнена А. Гоштаусом, А. Семеновым, В. Ядовым); В исследовании потребностно-мотивационной сферы национально-психологических особенностей представителей чукотского этноса целесообразно придерживаться точки зрения, согласно которой потребность в социологическом и социально-психологическом плане выступает как способность и стремление к реализации ценностей, к потреблению благ, как наивысшая степень необходимости, нужды в предметах, состояниях, процессах, реализация которых обеспечивает сохранение или желательное изменение жизнедеятельности индивида, социальной группы, объектами удовлетворения потребностей являются ценности. Различаются материальные ценности и культурные (или духовные) ценности (общение, знание, творчество и др.)

Социальные потребности непосредственно связаны с поведением человека как члена общества. Их сущность и особенности трудно постичь вне механизма социальной деятельности человека. В этом отношении социальные потребности можно структурировать по уровням присвоения человеком социальных форм деятельности или последовательно расширяющимся сферам активности. Связь потребности с деятельностью индивида, социальной группы дает основание оценивать потребности, не поддающиеся прямому, непосредственному измерению, косвенным путем, предполагающим измерение деятельности, направленной на удовлетворение соответствующей потребности. В мотивах человека его цели и способы достижения объектов потребности осознаются. Поэтому изучение потребностей представителей чукотского этноса должно включать в себя и изучение мотивационных процессов, которые, в свою очередь, включают в себя направляющие образы и другие когнитивные синтезы, а также программы их деятельности по достижению и удовлетворению.

Характеристика результатов исследования национально-психолопмеских особенностей представителей чукотского этноса

Анализ результатов изучения особенностей национального самосознания представителей чукотского этноса. Основным рабочим инструментом измерения эмпирических индикаторов национального самосознания в данной работе выступал этнопсихологический опросник и методика изучения самоотношения.

Этнопсихологический опросник содержал в себе блоки вопросов о: S национальном языке; S национально -культурных ориентациях; S национальных традициях, обычаях и обрядах; S чертах национального характера.

Отношение к национальному языку у представителей чукотского этноса. Блок опросника, отражающий эмгафические индикаторы национального самосознания представителей чукотского этноса, открывался вопросами, касающимися положения национального языка в изучаемой нами этнической среде.

При этом исходным положением стала идея о том, что функциоштрование национального языка выступает важнейшим индикатором национального самосознания. Язык является носителем широкого набора символов национального единства, сходства представителей данного этноса, их отличия от других. В процессе исторического развития каждый язык накапливает, аккумулирует в себе важнейшие моменты прожитой его народом исторической действительности, специфические формы познаваемого им мира: разного рода мысли и переживания, научные знания и идейные учения. Поэтому чукотский язык для последующих поколений выступает как априорное знание, как копилка народного опыта. Входящая в жизнь личность впитывает в себя весь данный языковой мир, в котором помимо прочего, закреплена и «национальная информация». Язык является средством пробуждения национального самосознания, средством усвоения национальной истории, духовных ценностей, вкусов, символов, мыслей, чувств, мечтаний народа.

Насколько язык выполняет подобные функции указывает состояние языка представителей чукотского этноса. Поэтому было важно выяснить и учесть характер языкового общения и речевого поведения: в какой мере язык служит средством общения в пределах ггзучаемого нами этноса и за этими пределами; в каких жизненных сферах он используется больше или меньше; какой другой язык, в каких сферах и в какой мере сопутствует языку изучаемой этнической общности, какова мера устойчивости языка в условиях языкового сосуществования, как люди относятся к своему языку.

Оказалось, что у чукчей ярко выражено двуязычие (Рис. 1.1). В пользу такого утверждения свидетельствует полученный в ходе исследования результат: лишь 16% опрошенных их представителей свободно говорят, читают и пишут на родном языке. Еще 13% - свободно говорят, но не читают и не пишут на родном языке. 29% опрошенных понимают и могут объясняться на родном языке. Остальные 42% опрошенных представителей изучаемой этнической общности не владеют родным языком. Причем, последние 42% в основном составила выборочная совокупность молодых людей в возрасте от 18 до 35 лет.

Настоящее состояние и фуншщонирование родного языка в среде представителей чукотского этноса обусловлено и может быть объяснено различными факторами. Во-первых, на Чукотке нет национальных школ, в школах на уровне факультативов родной язык изучается как иностранный. Для детей РГЗ малочисленных территориальных объединений, не содержащих образовательных учреждений уже в течение многих лет принята интернатская система образования. Во-вторых, это многонациональный состав Чукотского автономного округа, в котором изучаемая этническая группа составляет не более 10% от всех жителей данной территории (см. приложение 3). В-третьих, это существующая установка на изучение русского и иностранных языков как социально более желательных и необходимых. В-четвертых, большое количество межнациональных браков.

Настоящее положение родного языка, а именно существующее двуязычие, выявлено нами не только в межнациональной сфере, но и на уровне внутринащюнального общения (Рис. 1.2.). Для выявления этого показателя в этнопсихологический опросник включены вопросы: «На каком языке Вы обычно говорите дома?» и «На каком языке Вы говорите обычно со своими друзьями и знакомыми Вашей национальности?». Полученные данные показали, что 4% из всего контингента опрошенных дома говорят в основном на родном языке, 14% респондентского корпуса дома говорят в одинаковой степени и на родном, и на русском языках. В основном на русском язьже дома говорят 29% представителей изучаемой этнической общности. Только на русском язьже дома говорят 53% опрошенных в ходе эмпирического исследования.

Только 3% представителей чукотского этноса говорят со своими друзьями и знакомыми одной национальности в основном на родном язьже. В одинаковой степени и на родном, и на русском языках общаются 24% опрошенных исследуемой группы. В основном на русском языке с друзьями и знакомыми своей национапьности разговаривают 19%. 54% опрошенных указали, что общаются с друзьями и знакомыми только на русском язьже.

Вышеприведенные данные нуждаются в некотором пояснении, с нашей точки зрения. Для выявления более точной диспозиции по данному блоку необходимо знать степень владения родным языком в первом случае родителями опрашиваемых, а во втором - их друзьями и знакомыми.

Широкое распространение двуязычия в среде изучаемой этнической группы более полно объясняет анализ ответов на вопрос «Если где-нибудь на улице, в каком-либо учреждении или в общественном месте Вам необходимо было бы обратится к человеку Вашей национальности, то на каком языке Вы бы обратились?». Из всех опрошенных 7% сделали бы это только на своем родном языке, 56% - на русском языке. «Это зависит от конкретной ситуации» — указало 37% респондентов. Респондентам было предложено дать разъяснение выбору ответа по этому вопросу. Основными критериями этого выбора стали: — для тех, кто обратился бы на русском языке: S невладение самого респондента своим родным языком; S неуверенность респондента в том, что собеседник владеет своим родным языком; — для тех, кто выбор делает в зависимости от конкретной ситуации: S возраст собеседника (молодые собеседники вряд ли владеют родным языком); S в ситуации, когда рядом находятся люди другой национальности и не понимают родного языка, неприлично его использовать. Вышеизложенные результаты исследования показывают, что реальное речевое поведение респондентов в сфере общения во многом зависит от конкретных объективных обстоятельств. Так же надо учитывать тот факт, что 56% представителей чукотского этноса на вопрос «Раздражает ли Вас, когда в коллективе люди одной национальности говорят на своем языке, а остальные их не понимают?» ответили утвердительно, т.е. большинство опрошенных считают необходимым говорить на доступном для всех языке, т.е. на русском. Резюмируя, отметим, что состояние национального языка в исследуемой этнической группе, сфера, интенсивность и частота его использования протекает в контексте двуязычия.

Похожие диссертации на Национально-психологические особенности представителей чукотского этноса