Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социально-психологические особенности морального сознания представителей этноса саха Макарова, Аграфена Петровна

Социально-психологические особенности морального сознания представителей этноса саха
<
Социально-психологические особенности морального сознания представителей этноса саха Социально-психологические особенности морального сознания представителей этноса саха Социально-психологические особенности морального сознания представителей этноса саха Социально-психологические особенности морального сознания представителей этноса саха Социально-психологические особенности морального сознания представителей этноса саха
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Макарова, Аграфена Петровна. Социально-психологические особенности морального сознания представителей этноса саха : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.05 / Макарова Аграфена Петровна; [Место защиты: С.-Петерб. гос. ун-т].- Якутск, 2011.- 261 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-19/294

Введение к работе

Актуальность исследования. Исследование морали, морального сознания и моральных представлений является одним из актуальных проблем в современных философско-этических, психологических, педагогических науках. Политические, экономические, идеологические преобразования российского общества последних пятнадцати-двадцати лет повлияли не только на характер социальных отношений, но и на содержание моральных представлений.

Размытость моральных норм и ценностей, отсутствие единых критериев нравственной социализации способствуют повышению агрессии и аутоагрессии, апатии, эгоизма, цинизма, нигилизма, потребительского отношения к жизни. Утрата нравственных идеалов как духовных опор личности и общества в целом ведет не только к исчезновению традиционных ценностей, выработанных веками, но и к приобретению стихийных ориентиров, обусловленных примитивными потребностями и влечениями, к деградации, криминализации сознания и распространению девиантных форм поведения.

Моральное сознание современных россиян характеризуется сочетанием традиционных и современных представлений. С одной стороны на содержание морального сознания влияют традиционные устои нравственного сознания, а с другой стороны новые ценности.

В работе мы исходили из того, что сущность морального сознания отражают моральные представления. В структуре морального сознания они занимают особое место. Моральные представления - это субъективные житейские образы о правилах и идеалах нравственности, о нормах поведения. Моральные представления - это репрезентации общественной морали в индивидуальной психике; субъективные отражения индивидуальных объективных правил, норм, представлений о должном, хорошем и плохом, добре и зле.

Моральные представления выступают регуляторами человеческой деятельности, сознания и поведения, отражают способы адаптации человека к окружающей среде. В совокупности с нравственными идеалами, нормами, ценностями, принципами, убеждениями моральные представления составляют мировоззрение и менталитет человека.

В зарубежной социальной психологии исследования морального сознания проводились в рамках психоаналитического, бихевиористского, когнитивистского и гуманистических подходов. В рамках когнитивистского подхода наиболее глубоко были рассмотрены вопросы теории морали, морального сознания, морального суждения в работах Ж. Пиаже и Л. Колберга. Большинство работ, связанных с проблемами морали, выполнено в русле данного подхода.

В отечественной социальной психологии моральное сознание изучалось в рамках теории деятельности, культурно-исторической концепции,

концепции субъекта деятельности, концепции социального мышления, нравственного развития детей и психосемантического подхода.

Отдельные аспекты морального сознания рассмотрены в русле исследований специфики российского менталитета (К. А. Абульханова-Славская, Л. И. Анцыферова, М. И. Воловикова, Л. Л. Гренкова, О.А. Гулевич, И.А. Джидарьян, И. Г. Дубов, В. В. Знаков, И. А. Колиниченко, В. Ф. Петренко, Л.М. Соснина и др).

Высшие нравственные ценности, принципы и категории морали рассматриваются в работах Е.К. Веселовой, Т.В. Казанцевой, М.Л. Кубышкиной, Л.В. Куликова, В.Н. Куницыной, Э.И. Кякинен, К. Муздыбаева, С.К. Нартовой-Бочавер, Е.Н. Пагнуевой, В.Е. Семенова и др.

Исследование особенностей морального сознания в разных культурах было проведено . Е. В. Афонасенко, З.М. Гаджимурадовой, Н.Д. Елисеевой, А.А. Ивановой, Ц. Лю, О.П. Николаевой, А.А. Хвостовым и др.

Анализ проведенных научных исследований показывает, что особенности моральных представлений в обыденном сознании недостаточно изучены. В частности, недостаточно изучена специфика моральных представлений этнической группы, их особенности в полиэтнической среде, трансформация традиционных нравственных ценностей в современном этнопсихологическом аспекте.

Методологической и теоретической основой исследования являются: культурно-историческая концепция Л.С. Выготского, концепция нравственного развития С.Л. Рубинштейна, социально-психологический подход к анализу социальных явлений (Г.М. Андреева, Д. Майерс, А.Л. Свенцицкий). Научные работы зарубежных и отечественных ученых, в которых рассматривались различные аспекты морального сознания, моральных представлений: стадиальная теория нравственного развития Л. Колберга; теория социальных представлений С. Московией, Д. Жоделе; подход к нравственности с точки обособленных доменов Е. Туриел; нравственность как проявления заботы и участия К. Гиллиган.

Исследование нравственного развития ребенка (Л.И. Божович, Е.В. Субботский, Д.Б. Эльконин, С.Г. Якобсон и др.); теория российского менталитета (К.А. Абульханова-Славская, М.И. Воловикова и др.); исследования нравственных ценностей и категорий морали (В.Н. Куницына, Л.В. Куликов, К. Муздыбаев, С.К. Нартова-Бочавер, В.Е. Семенов и др.); структура и детерминанты морального сознания А.А. Хвостова; исследования в области тендерной психологии (И. С. Клёцина, И. С. Кон и др.); этноспихологические исследования этноса саха (А.И. Егорова, Н.Д. Елисеева, О.П. Николаева, А.П. Оконешникова и др.).

Целью данной работы является изучение особенностей морального сознания этноса саха, отраженных в моральных представлениях.

Для выполнения поставленной цели решались следующие задачи: 1. Описать моральные принципы и ориентиры в мифологических и религиозных представлениях, обычаях и традициях этноса саха;

  1. Изучить отношение к моральным принципам и ценностям, установить взаимосвязь выделенных категорий моральных принципов с ценностями;

  2. Охарактеризовать понятия «мораль», «моральный человек» и «аморальный человек» и соотнести образы «морального» и «аморального человека» с образом «я»;

  1. Исследовать нормативные модели поведения в ситуации морального выбора;

  2. Определить нормы допустимости моральных поступков в ситуации «близкие/незнакомые» люди;

  1. Выявить особенности моральных представлений этноса саха в возрастных и тендерных группах;

  2. Сравнить особенности моральных представлений этноса саха и русских.

Предметом исследования являются моральные представления.

Общая гипотеза исследования: моральные представления этноса саха детерминированы культурно-специфическими, тендерными и возрастными факторами.

Данная гипотеза конкретизировалась в следующих частных гипотезах:

  1. Представления о моральных принципах и ценностях имеют тендерные различия: диапазон приемлемости (допустимости) моральных принципов у мужчин в целом шире, чем у женщин, поскольку мужчины могут руководствоваться разными категориями моральных принципов.

  2. Отношение к моральным поступкам изменяется с возрастом: если молодежь проявляет более терпимое отношение к аморальным поступкам, то люди зрелого возраста становятся более критичными.

  3. Существуют социокультурные различия в моральных представлениях этноса саха и русских: разные личностные качества могут характеризовать образ «морального» и «аморального человека».

Объект исследования: представители этноса саха,

дифференцированные по социально-демографическим признакам (полу и возрасту). Выборку составили две возрастные группы: студенческая и работающая молодежь от 18 до 34 лет и люди зрелого возраста от 35 до 65 лет. Объем выборки саха составил 260 человек. Испытуемые также были распределены с учетом половой принадлежности: женщины 142 человек, мужчины - 118 человек. В исследовании приняли участие студенты, работники сферы образования, МВД, госслужбы, торговли, а также индивидуальные предприниматели.

Для проверки третьей гипотезы была выбрана контрольная группа из представителей русской этнической группы в количестве 130 человек. Всего обследовано 390 человек.

Научная новизна и теоретическая значимость данного исследования заключена в том, что исследованы особенности моральных представлений этноса саха в ситуации морального выбора по отношению к «близким» и «незнакомым» людям (в зависимости от включения в ингруппу и аутгруппу); описано содержание понятий «мораль», образ «морального» и «аморального»

человека в обыденном сознании этноса саха; установлены взаимосвязи выделенных категорий моральных принципов с ценностями; выявлены тендерные и возрастные особенности моральных представлений; проведен сравнительный анализ моральных представлений саха и русской этнической группы.

Изучение этнокультурных представлений о моральных нормах дополняет теоретические основы социализации личности и анализа социального поведения представителей этнических групп. Взаимосвязь моральных представлений с этапами социализации дает возможность учитывать нравственные ориентиры и идеалы возрастных групп. Выявление тендерных различий в моральных ориентирах способствует разработке вопросов тендерной социализации этносов.

Положения, выносимые на защиту:

1. Содержание морального сознания, выраженного в моральных
представлениях, имеет разную степень обобщенности. В сознании отдельного
субъекта оно может носить противоречивый характер. В зависимости от
ситуации индивиды могут руководствоваться разными категориями
моральных принципов. В ситуации выбора представители этноса саха более
склонны совершать моральные поступки по отношению к близким людям
(«своим»), а по отношению к незнакомым людям («чужим») данная тенденция
не выражена.

2. Тендерные различия по отношению к моральным принципам и ценностям
обусловлены традиционными стереотипами о мужских и женских ролях в
обществе, женщинам свойственно больше проявлять мораль заботы и участия,
а мужчинам мораль справедливости и силы. В целом женщины более
критичны в оценке моральных поступков, в то время как мужчины проявляют
большую снисходительность к нарушениям моральных норм. Тендерные
различия при оценивании определенных моральных поступков усиливаются с
возрастом. В молодежной выборке отношение к морали более
снисходительно, к проявлению аморальных поступков молодежь относится
более терпимо, в зрелом возрасте осуждение аморальных поступков
возрастает.

3. Моральные представления этноса саха в большей мере обусловлены
возрастными различиями. В образе «морального человека» саха больше
подчеркиваются черты личности с лидерскими качествами, склонного к
доминированию, тогда как у русских сильнее выражены черты дружелюбного
человека. Образ «аморального человека» по представлениям саха менее
авторитарен, независим, агрессивен, недоверчив, чем у русских.

4. Степень допустимости моральных поступков в ситуации
«близкие/незнакомые» различается в зависимости от пола и возраста. В целом
женщины и испытуемые зрелого возраста, в отличие от мужчин и людей
молодого возраста, больше склонны совершать моральные поступки как по
отношению к своим близким, так и незнакомым людям.

Практическая значимость работы. Выявленные культурно специфические категории оценки моральных представлений необходимы для прогнозирования поведения социальных и демографических участников групп в различных ситуациях. Результаты исследования могут быть использованы в области социальной, этнической, возрастной и тендерной психологии. Эмпирические результаты могут применяться при разработке программ нравственной социализации детей и молодежи и их морального воспитания, в психокоррекционной и профилактической работе психологов.

Апробация и внедрение в практику результатов исследования осуществлялась путем научных публикаций и участия в научных конференциях. Основные положения и результаты исследования обсуждались на заседании кафедры социальной и этнической психологии факультета психологии Якутского государственного университета им. М.К. Аммосова (Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова); представлены в докладах на научно-практических конференциях в 2005-2010 гг. Материалы исследования использованы при разработке учебных курсов по социальной психологии, тендерной психологии, психологии массового сознания, психологии межгрупповых отношений, этнической психологии. По теме диссертации опубликовано 10 научных статей, в том числе 2 статьи в изданиях рекомендованных ВАК.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, списка литературы и приложений. Работа изложена на 227 страницах, иллюстрирована 33 таблицами, 13 рисунками и 49 диаграммами. Список литературы насчитывает 198 наименований, из них 12 на иностранном языке.

Похожие диссертации на Социально-психологические особенности морального сознания представителей этноса саха