Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социально-психологические особенности массового сознания в современном российском обществе Данелюк Андрей Михайлович

Социально-психологические особенности массового сознания в современном российском обществе
<
Социально-психологические особенности массового сознания в современном российском обществе Социально-психологические особенности массового сознания в современном российском обществе Социально-психологические особенности массового сознания в современном российском обществе Социально-психологические особенности массового сознания в современном российском обществе Социально-психологические особенности массового сознания в современном российском обществе Социально-психологические особенности массового сознания в современном российском обществе Социально-психологические особенности массового сознания в современном российском обществе Социально-психологические особенности массового сознания в современном российском обществе Социально-психологические особенности массового сознания в современном российском обществе Социально-психологические особенности массового сознания в современном российском обществе Социально-психологические особенности массового сознания в современном российском обществе Социально-психологические особенности массового сознания в современном российском обществе
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Данелюк Андрей Михайлович. Социально-психологические особенности массового сознания в современном российском обществе : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.05 / Данелюк Андрей Михайлович; [Место защиты: Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ].- Москва, 2009.- 177 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-19/369

Содержание к диссертации

Введение

Глава первая: Теоретико-методологические предпосылки исследования социально-психологических особенностей массового сознания 15

1.1 . Массовое сознание в историческом и современном ракурсах исследования 15

1.2. Трансформационные социальные и социально-психологические процессы и особенности современного массового сознания 40

1.3. Место и роль средств массовой коммуникации и информации в формировании социально-психологических особенностей массового сознания 67

Выводы первой главы 87

Глава вторая: Исследование реальных социально-психологических особенностей массового сознания в современных российских условиях 90

2.1. Социально-психологические особенности формирования массового сознания в современном российском обществе 90

2.2. Методология и методика социально-психологического исследования массового сознания 113

2.3. Социально-психологические характеристики и результаты эмпирического исследования массового сознания в современном российском обществе 119

Выводы второй главы 132

Заключение 136

Список использованных источников и литературы 144

Приложения 159

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Мир и наша страна вошли в информационную эпоху, что означает бурное развитие информационного общества, в котором совокупность деятельности, отношений, общественного и массового сознания, характерные для этой стадии развития социума, приобретают новые качества.

В научном и теоретическом планах появляется острая потребность в исследовании массового сознания на новой цивилизационной стадии развития, отражающей новые социальные реальности, присущие обществу. При этом само понятие «массовое сознание» претерпевает изменения. В связи с этим возникает ряд первоочередных задач и прежде всего - уточнение понятийного аппарата, касающегося массового сознания, анализ относительно новых по своему содержанию и функциям явлений: «массовизации общества», «сетевого общества», «массовых коммуникаций» и др., влияющих на характеристики массового сознания. Кроме того, необходимо исследование новых процессов, обусловливающих трансформацию старых, возникновение и формирование новых форм массового сознания, особенностей его социально-психологического содержания.

В современных условиях России, когда старая социальная структура общества уже разрушена, а новая еще не создана, набирают обороты процессы массовизации, формирование новых по качественным характеристикам социально-психологических структур массового сознания. В связи с этим теория масс и массового сознания как раздел отечественной социально-психологической науки заслуживает пристального внимания.

Состояние разработанности проблемы исследования. Проблема масс и массового сознания разрабатывалась в разных направлениях:

теоретико-методологические исследования этой проблемы представлены в трудах известных представителей социально-психологической и философской мысли: М.Вебера, Г.Гегеля, В.И.Ленина, К.Маркса, Г.В.Плеханова и других;

- разработки проблемы «массы» как субъекта массового сознания осуществлялись в трудах западных исследователей (Т.Адорно, М.Бубер, Т. Веблен, Д.Мид, С.Московичи, Э.Фромм, Ю.Хабермас) и отечественных ученых (Г.К.Ашин, В. А. Лекторский, А.Ф.Лосев, М.К.Мамардашвили, Д.В.Ольшанский, В.А.Соколов и др.);

- социально-психологические исследования массового сознания в
различные исторические периоды представлены работами зарубежных
авторов (В.Вундт, Э.Дюркгейм, Г.Лебон, Т.Парсонс, К.Поппер, С.Сигеле,
Т.Тард, В.Франкл, З.Фрейд, Э.Фромм, К.Юнг) и отечественных ученых
(Б.А.Грушин, П.С.Гуревич, А.К.Уледов, М.Я.Шахзадеян и др.);

исследования социально-психологических особенностей современного массового сознания нашли отражение в трудах М.К.Горшкова, Г.Г.Дилигенского, Е.В.Егоровой-Гантман, С.Г.Кара-Мурзы, А.П.Назаретяна, Г.В.Осипова, Ж.Т.Тощенко, Ю.М.Шилкова, В.В.Шкоды, Н.С.Павловой, Д.В.Ольшанского, В.В.Петухова, Г.Г.Почепцова, Е.Б.Шестопал и др.;

- разработки проблем влияния средств массовой информации и
коммуникации на сознание человека представлены работами зарубежных
авторов (М.Вебер, С.Московичи, Х.Ортега-и-Гассет, А.Тойнби и др.) и
отечественных ученых (В.Г.Афанасьев, А.И.Берг, В.С.Готт, Г.В. Грачев,
Д.И.Дубровский, В.З.Коган, К.В.Маркелов, В.В.Налимов, В.Д.Попов и

ДРО-

Цель исследования: выявить социально-психологические

особенности массового сознания современного российского общества.

Объект исследования — массовое сознание в условиях влияния на него новых социальных и социально-психологических явлений и процессов.

Предмет исследования - социально-психологические особенности массового сознания в современном российском обществе.

Гипотезы исследования

  1. Современные теоретико-методологические основания социально-психологического исследования массового сознания, выразившиеся в новых принципах и подходах к его анализу, создают новые предпосылки определения как самого феномена массового сознания, так и социально-психологических особенностей его функционирования в современном обществе.

  2. Результатом новых трансформационных социально-психологических процессов является изменение субъекта массового сознания - массы. В современных условиях масса должна рассматриваться как совокупность неорганизованных социальных групп. Социально-психологической основой образования этих групп выступают процессы массовизации общества и коммуникативно-информационные процессы, влияющие на новые качественные характеристики массового сознания.

В соответствии с целью и гипотезами исследования определены задачи исследования:

выявить наиболее значимые теоретико-методологические предпосылки социально-психологического анализа массового сознания современного общества;

- систематизировать и раскрыть трансформационные социальные и социально-психологические процессы и их влияние на основные характеристики массового сознания;

',

определить влияние социально-психологических

коммуникативных и информационных процессов на формирование массового сознания;

- раскрыть социально-психологические особенности процесса
формирования массового сознания в современных российских условиях.

Теоретико-методологическую основу исследования составили
системный, интегративный, синергетический, полилатеральный,
субъектный подходы (К.А.Абульханова, Б.Г.Ананьев, В.Г.Асеев,
А.Г.Асмолов, М.В.Богуславский, Н.И.Болдырев, А.В.Брушлинский,
А.А.Вербицкий, В.А.Ганзен, А.Л.Журавлев, Б.Ф.Ломов, В.С.Мерлин,
С.Л.Рубинштейн, Э.Г.Юдин); философско-психологическая теория
сознания (К.А.Абульханова, М.М.Бахтин, А.Н.Леонтьев,

М.К.Мамардашвили, В.Ф.Петренко, С.Л.Рубинштейн и др.); концептуальные основы исследования российского менталитета (А.В.Брушлинский, М.И.Воловикова, Г.Г.Дилигенский, Н.М.Лебедева В.Е.Семенов и др.); фундаментальные исследования базовых ценностей россиян (Л.Г.Бызов, М.К.Горшков, И.Г.Дубов, А.Л.Журавлев, В.В.Петухов и др.).

Методы исследования

В решении поставленных задач применялись следующие методы:

- общенаучные методы (теоретико-методологический и логический
анализ, обобщение, синтез, сравнение и интерпретация результатов
исследования и научных данных других авторов);

- эмпирические методы (анкетирование, экспертный анализ,
оценка по индексу значимости положительных и отрицательных
показателей). Обработка и анализ результатов эмпирического
исследования осуществлялись автором в статистической программе
SPSS/PC (версия 10,0).

Эмпирическую базу исследования составили результаты проведенного автором в 2008 году социально-психологического исследования в трех регионах России (Калужская область, Московская область, Кабардино-Балкария), направленного на выявление характеристик массового сознания современного российского общества. Общая совокупность испытуемых составила 780 человек. В диссертации использовались также результаты социально-психологических и социологических исследований массового сознания ВЦИОМ и Института конкретных социологических исследований РАН.

Надежность, достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечена комплексным использованием теоретических и эмпирических методов исследования, опорой на фундаментальные положения социальной психологии, связью проведенного теоретического и эмпирического исследования с конкретно-историческими условиями развития современного российского общества.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна

Определены современные теоретико-методологические

предпосылки исследования социально-психологических особенностей массового сознания, содержащие ряд новых подходов и принципов. К ним относятся: гттегративный подход, применение которого дает не одномерную, а многомерную модель массового сознания, позволяющую дополнить понимание каждой из его подструктур раскрытием связи с другими подструктурами; системный подход, сущность которого заключается в рассмотрении массового сознания как системы, имеющей определенное строение и законы функционирования. Компоненты системы относительно самостоятельны, но не изолированы и находятся во взаимосвязи, постоянном развитии и движении; спнергетический подход, дающий возможность исследовать особенности существования и

развития массового сознания в условиях информационного общества как самоорганизующейся сложной системы; полилатералъный подход, уточняющий общую методологию исследования массового сознания в соответствии со спецификой изучаемого понятия и позволяющий рассматривать его объемно, с различных точек зрения.

Уточнено понятие субъекта массового сознания - массы, которое традиционно отождествлялось с толпой, публикой и другими формами массовых стихийных объединений людей - кратковременных, ситуативных, не имеющих внутренней структуры и не способных к самоорганизации. Определено, что в современных условиях масса должна рассматриваться как совокупность неорганизованных социальных групп, некий ареал живущих в том или ином социальном пространстве или времени людей (народ, население), возникающий в результате объективных трансформационных процессов - массовизации общества. Дано научное обоснование этого подхода.

Выявлены объективные факторы, влияющие на процесс массовизации общества. На их основе раскрыты особенности современного массового сознания. Процесс массовизации отражает трансформацию социальных структур и как следствие - разрушение социальных связей, межклассовых перегородок, смешение социальных групп, потеря возможности их управления со стороны ранее существовавших общественных институтов (государства, партий, организаций, союзов и т.д.). Структурированное общество или его отдельные социальные группы превратились в массу мало управляемых или вовсе неуправляемых индивидов. Этот процесс носит объективный характер, ибо отражает ситуацию, в которой прежние социальные структуры уже не существуют, а новые еще не сформировались. Эти процессы отразились на всех сферах жизнедеятельности общества. В духовной сфере основными чертами процесса массовизации явились: отсутствие в обществе четких идеологических ориентиров; размытость и

неопределенностью моральных норм; разрушение единой системы воспитания и образования, разрушение действия идентификационных механизмов. В этих условиях массовое сознание приобрело новые качества.

Раскрыто новое социально-психологическое содержание
массового сознания. Оно представляет собой субъективную сторону
жизнедеятельности нового социального субъекта,

характеризующегося «массовизированным типом мышления», отражающим новые ситуационные условия социального взаимодействия, стимулирующим данную форму субъективного опыта. Выявлены характеристики массового сознания, которые выражены в различных формах отражения действительности: в социальных представлениях (ценности, идеалы, жизненные цели и т.д.), а также в социальных чувствах (эмоциональные отношения к событиям и фактам, переживания, умонастроения и др.).

Определены социально-психологические особенности процесса формирования массового сознания в современных условиях. К ним относится интенсивное влияние коммуникативно-информационных процессов. Они создают новую социальную реальность - «сетевое общество», в котором в силу новых коммуникационных возможностей утрачиваются связи с локальным сообществом, и формирование массового сознания, а также реализация личных потребностей опираются на новые возможности. В результате этого рождается сетевой индивидуализм, «персонализируемое сообщество», а массовое сознание приобретает новые групповые и индивидуальные формы выражения. Они также создают виртуальную реальность, которая в значительной степени не только формирует так называемые искусственные массы, но и развивает в определенном направлении различные структуры массового сознания. При этом через соответствующие средства массовой коммуникации и информации в

сознании людей формируется как действительное, так и «иллюзорное» знание.

Раскрыты в результате эмпирического исследования основные социально-психологические характеристики массового сознания современного российского общества, выявлено содержание и структура массового сознания, его доминирующие черты, позитивные и негативные стороны, противоречия и симптомы, носящие как созидательный, так и разрушительный характер. Определено, что «массовизация» образа жизни имеет в том числе негативные последствия. В социально-психологическом плане главными из них являются: приоритет материальных ценностей над духовными; превалирование негативных переживаний (чувства неуверенности в завтрашнем дне, «тоска», «раздражительность», «тревога», чувство страха и беспомощности и др.) над позитивными (надежда, радость, чувство уверенности в собственных силах, ощущение широких возможностей); противоречивые социальные ориентации (надежда не на себя лично, а на правовое государство, в котором должно быть «больше порядка, но меньше свобод», а не «больше свобод и меньше порядка», при явно выраженной затребованности «сильной руки»).

Практическая значимость исследования

Содержащиеся в работе положения и выводы расширяют проблемное поле социально-психологического знания, касающегося духовной сферы современного российского общества. Они могут быть использованы в процессе преподавания социальной психологии и других дисциплин, включающих разделы «Массовое сознание современного общества», «Социально-психологическое состояние общества», «Духовная сфера общества», «Информационно-психологическое воздействие» и др.

Предложенные автором подходы к исследованию массового сознания могут составить методологическую основу будущих эмпирических исследований массового сознания.

Апробация и внедрение результатов исследования

Основные теоретические положения и результаты исследования обсуждались на заседаниях проблемной группы и кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности РАГС при Президенте РФ.

Материалы исследования докладывались на: юбилейной научно-практической конференции с международным участием «Проблема гуманизации: традиции, новации и качество образования» (Йошкар-Ола, 2008г.); на третьей Международной научно-практической заочной конференции «Актуальные вопросы современного образования» (Ульяновск, 2008 г.); на второй общероссийской научно-практической конференции «Безопасность личности, общества, государства» (Санкт-Петербург, 2008). Теоретические и практические результаты исследования отражены в ряде статей, общим объемом 6,7 п.л.

Положения, выносимые на защиту

1. Социально-психологической основой исследования массового сознания современного общества являются новые подходы и принципы его исследования, разработанные современной наукой (интегративный, системный, синергетический, полилатеральный и др.). Они позволяют на основе произошедших трансформационных социальных и социально-психологических изменений уточнить субъект массового сознания. Им является масса людей как новое социальное образование, некая совокупность живущих в том или ином социальном пространстве или времени людей. Массовое сознание в данном контексте является сознанием массовой общности с массовизированным типом мышления. Это - субъективная реальность, отражающая новые социально-психологические ситуационные условия социального взаимодействия,

стимулирующая форму субъективного опыта и тип мыслительной деятельности.

2. Главной детерминантой современного массового сознания
являются социальные и социально-психологические процессы
массовизации, приведшие к разрушению социальных связей,
межклассовых перегородок, смешению социальных групп, потере
возможности управления этими группами со стороны ранее
существовавших общественных институтов, в результате чего
структурированное общество все более превращается в массу мало
управляемых или вовсе неуправляемых индивидов. В этих условиях
основными социально-психологическими особенностями процесса
массовизации в духовной сфере явились: отсутствие в обществе четких
идеологических ориентиров; размытость и неопределенность моральных
норм; разрушение единой системы воспитания и образования. Это
отразилось на всех характеристиках современного массового сознания.

3. Социально-психологической особенностью процесса
формирования массового сознания в современных условиях является
интенсивное влияние коммуникативно-информатизационных процессов,
создающих новую социальную реальность - «сетевое общество».
Появляются новые возможности не только получения информации, но и
общения. Происходит принципиальное изменение процесса социальной
коммуникации, в результате которого субъект по существу превращается
в «бессубъектную личность» с технологизированным и
массовизированным типом мышления. Это означает, что индивид
превращается в единицу массы, не будучи включенным в нее социально.
В этих условиях массовое сознание приобретает форму «сетевого
сознания» с чертами индивидуализации и персонализации.

Разрушение социального пространства и отсутствие общезначимых духовных ориентиров создает впечатление «свободы» и компенсируется новыми формами социальной коммуникации и информации и, в

частности, посредством транслируемых СМИ ценностей, образцов, стандартов жизни. Массовая коммуникация и массовая информация в современном обществе стали действенными механизмами управления духовными процессами как на уровне общества, так и на групповом и индивидуальном уровнях и создали возможность манипулирования массовым сознанием.

4. В результате произошедших социально-психологических изменений массовое сознание современного российского общества характеризуется: дезинтеграцией нравственных ценностей, смещением ценностных ориентации в сторону материальной составляющей, сужением поля социальных интересов, духовной примитивизацией, разрушением действия идентификационных механизмов, затрудненным действием социально-психологических механизмов адаптации. Все это происходит не только на уровне отдельного индивида, но и на уровне значительного числа граждан, и порождает состояние эмоциональной напряженности, фрустрации и когнитивного диссонанса.

Возможность изменения состояния массового сознания в
позитивную сторону зависит как от экономических, материальных
факторов жизнедеятельности, так и от духовных факторов, изменения
политики воздействия на массовое сознание со стороны
информационных и управленческих структур. Комплекс внешних
факторов воздействия должен включать: гибкую информационную
политику, гуманистические приемы пропаганды и формирования новых
социальных стереотипов; проектирование и внедрение новых социальных
норм общения и поведения. Достижение реальных позитивных
изменений в социально-экономической и духовной жизни российского
общества может произойти за счет коррекции курса реформ с учетом
специфики российского менталитета, реального состояния массового
сознания и применения эффективных социальных технологий управления
экономическими, социально-политическими, социально-

психологическими, духовными процессами. Это требует целенаправленной деятельности государственных и общественных структур.

Массовое сознание в историческом и современном ракурсах исследования

Словосочетание «массовое сознание» появилось в научной литературе в середине XIX в., но разработка проблем социально-массовых явлений восходит к античности: уже у Платона появляется противопоставление элиты (аристократии) и массы («черни»). При этом критерием соотнесения личности с массой или элитой выступало у древнего философа не столько как принадлежность к той или иной социальной группе, сколько ее духовно-ценностное содержание («разумные желания» — «ничтожные вожделения».1

Исторический экскурс в исследование самого термина «массовое сознание» применительно к группе людей показал, что он начал употребляться уже с семнадцатого века и был использован в трудах английских ученых Э. Берка и Ж. Де Местра. Одновременно с ними французский публицист и философ Л.Г. Бональд, выступая против разрушения средневековых социальных групп и корпораций, утверждал, что данное разрушение превращает общество в «массу изолированных индивидов».

В современном звучании научный интерес к проблеме массы явно обозначился с девятнадцатого века. А с середины XIX века начинается детальная разработка этого понятия с акцентированием внимания на таких ее чертах, как низком уровне цивилизованности, некомпетентности суждений, антидемократичности позиций (буйствующая толпа рвущейся к власти черни), нетворческом, эстетически и этически несовершенном характере, тоталитарных устремлениях (масса трактовалась как консервативная сила, «завербованная» политической элитой) и т.д. Одновременно к массе относился «средний человек», каждый, «кто ни в добре и ни во зле не мерит себя особой мерой, а ощущает таким же, «как и все» и не только не удручен, но доволен собственной неотличимостью».

Вместе с тем психологами и философами эмпирически наблюдаемые характеристики толпы экстраполировались на более широкие и сложные общности, такие как народные массы, классы, и обосновывалась низкая оценка деятельности народных низов, отрицание их творческой, конструктивной роли в историческом процессе (роль их в историческом процессе определялась как пассивная, второстепенная или же стихийно-разрушительная).

С этой точки зрения важна попытка рассмотрения массового сознания как результата деятельности различных массовых общностей. Эта традиция анализа берет начало в психологических теориях конца XIX и начала XX в.в. Речь идет о работах Г.Лебона, С.Сигеле, Г.Тарда, В.Бехтерева, Л.Войтоловского и других, в которых впервые в качестве самостоятельной ставилась проблема массовидных аспектов социального действия . Наблюдение за процессами возникновения и функционирования массовых общностей приводит, по мнению исследователей, к однозначному выводу: атрибутивной характеристикой любой массовой общности служит изменение характера психической деятельности составляющих ее индивидов, выражающееся прежде всего в полном или частичном изменении индивидуального сознания. Человек «массы» утрачивает чувство собственного «Я», теряет власть над собой, становится неотъемлемой частью некоторого единого целостного организма. Его поведение становится непредсказуемым с точки зрения «логики» рационального действия, оно подчиняется законам функционирования массовых общностей. Причиной этого выступает многократное усиление аффектов, наблюдающееся в массовых скоплениях людей, что приводит к нарушению процессов индивидуальной мотивации и целеполагания и лишает человека возможности самостоятельного выбора.

Формулируя законы функционирования массовых общностей, исследователи исходили из того, что превращение простой совокупности людей в массу связано с возникновением особого, нематериального по своему характеру отношения между ними, своеобразного психического напряжения, охватывающего каждого субъекта массы и удерживающего массу от распада. Специфика массы по сравнению с другими социальными общностями (группами, слоями, классами) состоит в принципиально ином механизме ее формирования, при котором социальные различия не имеют никакого значения. У Г.Лебона есть образная формулировка, иллюстрирующая данное положение. Говоря о том, что «толпа академиков равна толпе черни», он подчеркивает одни и те же субъективные качества, выходящие на поверхность при образовании и функционировании массовых общностей.4

В связи с этим обращают также на себя внимание идеи Г.Тарда, который отмечает, что образование массы начинается с одинаковых душевных движений внутри некоторой совокупности людей. Соединение психической энергии этих движений, в свою очередь, порождает дополнительную энергию, нейтрализующую сознательные элементы субъективной реальности индивида. Вследствие этого индивид, включенный в массу, попадает под влияние механизма коллективного внушения.

Раскрывая механизм этого процесса некоторые авторы полагают, что концентрация психической энергии в нем выступает в качестве раздражителя особой психологической установки «врожденного рефлекса подражательности» (Л.Войтоловский).6 В других вариантах -развившегося под воздействием социума «сочетательного рефлекса» (М.Бехтерев) . В любом случае деятельность человека, оказавшегося во власти данного рефлекса, осуществляется без контроля собственного «Я» и соответствующей мыслительной задержки. В результате этого возрастает уровень внушаемости и уровень психологического единства субъектов, включенных в массовую общность.

В ряде работ механизм коллективного внушения объясняется влиянием особой инстанции, так называемой «коллективной народной души» (В.Вундт). Онтологический статус этой души или коллективного бессознательного, оказывается в этом случае полностью дематериализованным. Фактически данное понятие указывает на некую запредельную сущность, которая в принципе не поддается рациональному осмыслению.

Трансформационные социальные и социально-психологические процессы и особенности современного массового сознания

Объективной основой формирования и функционирования массового сознания выступает сопутствующая этим процессам массовизация общества.

Рассмотрим методологические основания анализа этого явления. При объяснении источников и механизмов процесса массовизации исследователи склоняются к одной из двух, в определенной мере противоречащих друг другу позиций, акцентируя внимание на экономических или социальных аспектах проблемы. Различие указанных позиций определяется неоднозначной оценкой данного процесса, склонностью рассматривать его в качестве ситуативного, имеющего преходящий характер, явления или, напротив, приписывать ему глобальное значение, интерпретировать его последствия исключительно в отрицательном или положительном смысле.

Теоретическое обоснование первой позиции можно найти еще в работах К.Маркса и М.Вебера. Процесс массовизации в данном случае рассматривается в контексте экономических преобразований, начинающихся в обществе вместе со становлением капиталистического способа производства. Исходной предпосылкой преобразований служит промышленная революция конца XVIII - начала XIX вв., которая произвела полный переворот в системе производственной деятельности и завершилась развертыванием производства машин с помощью тех же самых машин, т.е. созданием отраслей промышленного машиностроения. Применение основных принципов появившихся на этом фоне так называемых конвейерных технологий выполняет крайне важную социальную функцию, способствуя, во-первых, соединению в рамках промышленной общности «большого» числа индивидов, и, во-вторых, уравнению условий и иных характеристик деятельности этих индивидов. Соглашаясь с высказанным в литературе мнением, что именно эти характеристики выражают сущность процесса массовизации, следует подчеркнуть, что эпоха научно-технической революции, а в настоящее время информатизации в широком смысле этого слова, придает этим тенденциям глобальный характер. В свое время технологическая перестройка сферы экономики, соединение достижений науки с основной массой физического труда и переход от «простого» фабрично-заводского производства, основанного на «количественной» технической вооруженности работника, к массовому инженерно-конвейерному производству, осуществляемому в форме мелкосерийного цехового фабрично-заводского производства, включенного в общий поточно-конвейерный цикл (в рамках производственной отрасли или даже в рамках общенационального промышленного комплекса), в итоге приводят к распространению процесса массовизации на иные сферы социальной жизнедеятельности — политику, духовную сферу и культуру, образование и науку, досуг и і межличностную коммуникацию. При этом заметим, что современные исследователи далеко неоднозначны в оценке последствий массовизации сферы промышленного производства.22 Так, например, некоторые из них подчеркивают, что современное общественное производство обладает определенным потенциалом развития творческих способностей огромных масс людей, поскольку оно содействует кардинальному изменению личностных параметров совокупного работника. Конвейерное производство, предъявляющее самые суровые требования к работникам, способствует, хотя и самым жестким образом, выработке массовой привычки к унифицированному труду, сопряженному - с самодисциплиной, ежедневными и ежеминутными усилиями субъекта над самим собой. Научная организация труда неизмеримо повышает статус высокообразованного и высококвалифицированного специалиста-профессионала. Формируя таким образом устойчивую тягу работника к интеллектуальным видам деятельности, конвейерный труд не только предъявляет спрос на высокоинтеллектуальные инженерные кадры, но и «порождает массовый труд контроля - нервно-психологический труд управления контролеров на поточных линиях. Этот труд уже требует навыков быстрого принятия решений, вовлекает в производственный процесс и развивает личность работника. Он постепенно вытесняет универсальный физический труд.

Такая позиция в определенной мере созвучна оценкам процесса массовизации, описанная К.Марксом23 и М.Вебером24, для которых данный процесс выступает одним из наиболее ярких симптомов «наступления» новой эпохи - эпохи повсеместного утверждения рациональных принципов самоорганизации общественной жизнедеятельности. Экономической основой данного процесса служит предельное обобществление производительных сил и использование научных технологий управления социальным развитием. Тенденцию к рационализации общественной жизни, безусловно, следует признать прогрессивной, несмотря на то, что она сопровождается целым рядом дисфункциональных, негативных явлений - всеобщим обнищанием населения и пролетаризацией большей части членов общества (К.Маркс), а также бюрократизацией системы управления (М.Вебер). Исходя из этого, исследователи склонны придавать особое значение факту выхода на историческую арену широких масс людей, усматривая в нем свидетельство кризиса старого общественного порядка. Утверждение принципов сознательной саморегуляции социальной жизнедеятельности, невозможно, по мнению авторов, без активного участия в данном процессе каждого члена общества. Следовательно, становление нового социального порядка должно сопровождаться повсеместным вовлечением в различные виды социальной деятельности широких масс людей. И «чем они обширнее», тем более ясным видением своих сил и целей обладают эти массы, и тем больше они будут оказывать давление на развитие общества.

Социально-психологические особенности формирования массового сознания в современном российском обществе

В России продолжается процесс реформирования политической, экономической, социальной, духовной сферы, что определяет переходный характер общества в целом и отдельных его структур. Все это преломляется в массовом сознании, которое под влиянием этих процессов подвергается изменению и трансформации. В многообразии позиций главный водораздел определяется отношением людей к происходящим в нашей стране изменениям, так или иначе затрагивающим интересы той или иной группы. Социальный субъект, будь то индивид или группа, поддерживает преобразования, если ожидаемые результаты реформирования выражаются в более полном удовлетворении их экономических, социальных и других интересов и в повышении их социального статуса.

В России произошли изменения и совершился переход к принципиально новому обществу, основанному на рыночной экономике, политическом плюрализме, ценностях свободы и демократии. Этот процесс имел противоречивый характер перехода от государственной к частной капиталистической собственности и сопровождался кризисными явлениями, которые охватили все сферы общественной жизни, включая духовную, и как следствие - изменением массового сознания как в обществе в целом, так и на уровне групп и отдельного индивида.

Обобщение результатов различных исследований , касающихся современного массового сознания, показывает, что, несмотря на различия, в общем плане можно выделить следующие социально-психологические особенности и противоречия современного массового сознания: - особое восприятие демократических ценностей, поскольку они воспринимались в основном как возможность быстро повысить материальный уровень жизни. И при таком подходе издержки социально экономических преобразований привели к разочарованию в демократических ценностях; широкое распространение в массовом сознании о патерналистских представлениях о роли государства в обществе; государство традиционно воспринимается в качестве сверхценности, высшей инстанции в реализации как частных, так и общественных интересов; - в то же время затребованность развития правовых основ государства» и «сильной руки»; - среди понятий, вызывающих наиболее позитивные чувства, лидируют «порядок», справедливость», «стабильность», «свобода и достаток». Влияние социальных и социально-психологических изменений в индивидуальном и массовом сознании россиян выразилось в следующем. Произошло изменение интересов, потребностей людей на индивидуальном и групповом, массовом уровнях, что обусловило трансформацию ценностных норм и социокультурных ориентации (социально-психологических, экономических, социальных, политических, идеологических, духовно-нравственных). Следствием этого является сначала изменение процессов самоопределения, самоидентификации личности и социальных слоев, а затем изменение форм и способов их поведения и сознания.

На уровне общества социальные и социально-психологические изменения привели к изменению и коррекции нормативных целей человеческой деятельности, к нарушению прежней системы социальных норм (как средство удовлетворения потребностей личности в соответствии с требованиями общества), что вызвано ростом противоречий интересов различных социальных групп, нормативных представлений различных социальных слоев, противоречий норм производительных сил и производственных отношений, норм собственности, производства, обмена, распределения и потребления.

Произошедшие изменения отразились, обусловливают, провоцируют, ускоряют изменение массового сознания, хотя сам процесс трансформации массового сознания подчиняется в том числе и своим имманентным закономерностям и особенностям.

На основе анализа, понимания и осмысления происходящих социальных и социально-психологических процессов меняется субъективная «картина мира» людей, причем их взгляды и представления, степень адекватности и полноты осмысления своего «бытия» неоднородна как на уровне социальных групп или социальных слоев, так и на уровне отдельного индивида.

Изменения произошли также в социально-психологическом состоянии и выразились в настроении, эмоциональном состоянии, самочувствии людей.

Эта трансформация имеет следующую динамику: внешняя социально-экономическая и социально-психологическая ситуация преломляется через внутренние психологические изменения у массы людей, которые, в свою очередь, выражаются во внешних формах их поведения, что в свою очередь влияет на дальнейшее изменение социально-экономической и политической ситуации.

При этом важно учесть, что изменения массового сознания имеют разнонаправленный характер - как позитивный, так и негативный, и отражаются как на сознательном, так и бессознательном уровне. В этом процессе одновременно происходят и разносодержательные изменения. Необходимо также отметить, что можно лишь условно выделять и преимущественно исследовать тот или иной «пласт» происходящих изменений в массовом сознании. Каждый из них - не единственный и возможно не самый решающий.

Рассмотрим, к каким реальным социально-психологическим изменениям в массовом сознании привели произошедшие изменения в России.

Некоторые ученые современное социально-психологическое состояние российского общества характеризуют как состояние патологического социокультурного кризиса (Н.И.Лапин)69, который в отличие от «нормального» кризиса, служит формой разложения определенного типа общественных отношений.

Сегодня уже очевидно, что так называемое реформирование отразилось на всех параметрах жизнедеятельности общества: политических, экономических, социальных, духовных. Ясно, что за прошедшее с начала реформ время они привели к слишком большим издержкам не только в плане материального благосостояния значительной части людей, но главное - в мироощущении и восприятии жизни, отражении их в массовом сознании.

Методология и методика социально-психологического исследования массового

Для выявления реального состояния массового сознания важно знать, каковы реальные показатели социально-психологического состояния различных социальных групп в современном российском обществе. Поэтому данный раздел работы представляет собой описание методов и технологии исследования отдельных показателей социально-психологического состояния выявленных . в результате эмпирического исследования его различных сторон.

Цель такой процедуры заключается в том, чтобы показать возможность применения социально-психологического исследования реальных характеристик массового сознания.

Методология и методика исследования Методология как теоретическое обоснование подходов к изучаемому явлению предполагает возможность выделения предмета исследования, выбора методов исследования и способов его организации.

Методологической базой данного эмпирического исследования послужили труды Г.М.Андреевой, А.Я.Анцупова, В.Г.Зазыкина, Л.А.Петровской, Д.В.Ольшанского и других ученых, разработавших теорию и методологию социально-псисхологических исследований.

Общая стратегическая цель исследования — вывить реальные социально-психологические характеристики массового сознания. Общее количество принявших участие в эмпирическом исследовании -720 человек. Всего приняли участие в исследовании представители 3 регионов Российской Федерации. Общие сведения о количественной представленности респондентов и линейнок распределение ответов см. Приложение.

Подготовленная анкета имела анонимный характер, в водной части ориентировала участников опроса на цель исследования

Она содержала вопросы условно по блокам, имеющим непосредственное отношение к исследуемой проблеме.

При разработке методики исследования мы исходили из ее функционального предназначения - обеспечить решение поставленных задач, раскрывающих изучаемый предмет. Заявленная методология исследования с учетом того, что социально-психологические знания имеют интегративный характер, повлекла за собой необходимость использования интегративно-эклектического подхода (К.Холл, Г.Линдсей,1997), ориентирующего на целесообразность применения количественных и качественных методов.

Количественные методы (естественнонаучная парадигма) позволяют получать фиксированную информацию относительно изучаемых явлений, устанавливать повторяемость этих явлений в рамках исследовательских процедур. С помощью качественных методов (гуманитарная парадигма) исследователь получает возможность изучать реальные показатели, влияющие на массовое сознание, производить анализ полученных результатов. Совокупность количественных и качественных методов, составивших методику данного исследования, отражает как естественнонаучную, так и гуманитарную парадигмы. Основанием для их отбора и согласования между собой послужила прогностическая (теоретическая) модель. Разработка и использование методики осуществлялись с учетом следующих требований: - диагностика показателей, характеризующих прогностическую модель, путем операционализации их в эмпирически измеряемые индикаторы; - количественный и качественный анализ результатов исследования; - комбинированное использование методик, подтвердивших свою валидность, надежность и достоверность, позволивших обеспечить интерпретацию изучаемых явлений, их смысловые характеристики.

Описанные в теоретической модели показатели, составляющие основу характеристик массового сознания, и их индикаторы выявлялись на основе суждений респондентов. Отсюда базовый диагностический инструментарий был представлен методом опроса.

Участникам исследования предлагалось письменно ответить на поставленные вопросы, которые отражали социально-психологические характеристики массового сознания.

В ходе последующей компьютерной обработки полученных данных проводилась их группировка по выделенным логическим основаниям.

Опросник включал взаимосвязанные блоки, направленные на выявление характеристик массового сознания. В конкретном варианте названные блоки конкретизировались в 233 вопросах в специально-разработанной анкете (См.приложение 1). В последующем накопленная информация была использована при интерпретации результатов эмпирического исследования, а именно — при анализе и интерпретации показателей, влияющих на представление о реальном состоянии массового сознания (Общие данные результатом исследования представлены в приложении 2. В качестве исходной методологической посылки была принята разработанные в предыдущих разделах представления о современном массовом сознании. Их основной постулат заключается в понимании массового сознания как массовидного образования, включающего различные формы отражения действительности: социальные представления, идеалы, жизненные цели и т.д.; эмоциональные состояния и отношения к событиям и фактам, социальные чувства, умонастроения и т.д.; социальные ценности, и др. В связи с этим и эмпирическое исследование массового сознания предполагало раскрытие характеристик по трем основным блокам вопросов. С одной стороны, они были связаны с выяснением представлений об идеалах, социальных ценностях и отношением к современным событиям. С другой стороны, - выяснением личностного эмоционального состояния и ощущения жизни. Представления об идеалах, социальных ценностях содержали оценку: - о возможности устроить жизнь «в одиночку» (вопрос 12) - о месте и роли государства в личной жизни и решении социальных проблем (вопрос 15). -о главных ценностях жизни (вопрос 16) - о важных ценностях общества (вопрос 19) - о идеологических и идейных предпочтениях (21 вопрос) - о самом главном в жизни человека (вопрос 16) Эмоциональные состояния и личностное отношение к событиям и фактам выяснялось по группе вопросов, связанных с оценкой: - жизненной ситуации (вопрос 3) - чувства и переживания (вопрос4) - источников влияния на чувства (вопрос 5) - оценка необходимых личных качеств (вопрос 18) - оценка жизненного опыта (вопрос23) - оценка личного духовного развития (вопрос 24) - выбор варианта личного решения проблем (вопрос 25) - удовлетворенность социальными условиями жизни (вопросы 26.27, 28, 29, 30) - оценка ситуации комфорта и уверенности по поводу оценки ситуации комфортного проживания (вопрос 14) возможность удовлетворять материальные и духовные потребности (вопросы 31,32). Особо была выделена группа вопросов, касающихся отношения к России, оценки ее прошлого, настоящего, будущего. - о путях выхода России из кризиса (вопрос 8) - перспективах изменения условий жизни в будущем ( вопрос 10) - эмоции и связи со словом «Родина» (вопрос 7) - чувства, испытываемые при воспоминании о России (вопрос 7) - оценка путей выхода России из кризиса (вопрос8) - чувства и переживания об обществе (вопрос 9) - оценка условий жизни в будущем (вопрос 10) - оценка необходимости участия государства в судьбе человека (вопрос 15) .

Похожие диссертации на Социально-психологические особенности массового сознания в современном российском обществе