Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. Проблемы психологии межэтнических отношений 8
1. Тезаурус основных понятий, презентирующих проблему межэтнических отношений и этнического самосознания 8
2. Исследования межэтнических отношений и этнического самосознания в зарубежной и отечественной психологии 29
3. Отечественные исследования этнического самосознания и межэтнических отношений подростков на пороге XXI века 56
ГЛАВА 2. Методы и организация исследования межэтнических отношений 80
1. Традиционные методы исследования межэтнически?! отношений и этнического самосознания 80
2. Описание и обоснование методов изучения особенностей межэтнических отношений подростков в настоящем исследовании 99
ГЛАВА 3. Анализ результатов исследования особенностей межэтнических отношений русских и саха подростков 109
1. Социальная ситуация в контексте межэтнических отношений в Республике Саха в конце XX века 109
2. Анализ результатов проективного метода депривации структуры самосознания личности 118
3. Анализ результатов шкалы социальной дистанции 146
4. Анализ результатов метода репертуарных решеток 150
Заключение 166
Выводы 169
Библиография 172
- Тезаурус основных понятий, презентирующих проблему межэтнических отношений и этнического самосознания
- Традиционные методы исследования межэтнически?! отношений и этнического самосознания
- Социальная ситуация в контексте межэтнических отношений в Республике Саха в конце XX века
Введение к работе
Актуальность исследования. В мире этносы часто расселены в едином геоисторическом пространстве. Поэтому проблема межэтнических отношений особенно остро встает там, где происходит пересечение, наложение друг на друга этнических ментальностей. В контексте социально-экономической и политической нестабильности это обстоятельство обусловливает характер межэтнического взаимодействия.
Российские подростки 90-х гг. XX века, принадлежащие разным этническим группам и проживающие в едином геоисторическом пространстве, испытывают колоссальную нагрузку межэтнической напряженности в сфере обыденного взаимодействия друг с другом в условиях изменения статусных позиций этносов. Так как подростки являются наиболее сензитивной к социальным процессам возрастной группой, исследование межэтнических отношений через подростковые реакции (суждения, поведение) является особенно перспективным. Актуальность исследования состоит в необходимости изучения особенностей межэтнических отношений подростков в условиях социально-политической нестабильности.
Общей методологической основой исследования явились взгляды отечественных и зарубежных исследователей: В.Н.Мясищева об отношениях личности, Г.Тэшфела о социальной идентичности и категоризации, Дж.Берри о стратегиях межкультурной адаптации, концепция структуры самосознания личности В.С.Мухиной, играющей опосредствующую роль в межэтническом восприятии и отношениях. В концепции В.С.Мухиной самосознание представляется как универсальная, исторически сложившаяся и социально обусловленная психологическая структура, свойственная каждому социализированному индивиду независимо от этнической принадлежности. Отражение межэтнических отношений в сознании подростка, в контексте конкретной социальной ситуации, опо средуется звеньями, образованными базовыми ценностными ориентациями личности относительно собственных идентификаций со своим телом, именем, с притязаниями на признание, природной половой принадлежностью, психологическим временем и социальным пространством личности. Содержательное наполнение звеньев самосознания зависит от характеристик этнической общности, в которой происходит его становление, социальной ситуации развития, системы ценностей общества.
Объект исследования — подростки 13-17 лет, проживающие на территории Республики Саха - учащиеся школ г.Якутска (№ 31, 33, Республиканская физико-математическая школа, Якутская городская национальная гимназия), сельских школ (гимназий п.Покровск и п.Намцы, средней школы с.Улах-Ан). Всего нами было обследовано с 1996 по 1998 гг. 669 подростков. Кроме того нами проводилось сопоставление данных с результатами исследования Л.И.Алексеевой (обследовано 430 подростков в период с 1990-1994 гг.).
Предмет исследования — психологические особенности межэтнических отношений подростков этносов, взаимодействующих в одном геоисторическом пространстве.
Цель исследования — выявить особенности межэтнических отношений русских и саха подростков, проживающих в одном геоисторическом пространстве (Республика Саха) в период социально-политических изменений.
Для достижения цели исследования были выдвинуты следующие задачи:
1. Выявить особенности динамики поведения русских и саха подростков в проективной ситуации депривации структурных звеньев самосознания (1990, 1996,1998 гг.).
2. Выявить особенности субъективно предпочитаемой степени межэтнической близости русских и саха подростков.
3. Выявить особенности оценивания этнических образов русских и саха подростков.
4. Выявить особенности содержания этнических стереотипов русских и саха подростков.
Гипотеза исследования. Межэтнические отношения подростков, проживающих в одном геоисторическом пространстве в условиях социальной нестабильности и различающихся по этническому статусу в структуре конкретной социально-политической системы, изменяются в сторону взаимного обособления. Общая напряженность населения приводит к повышению подростковой агрессивности независимо от их этнической принадлежности.
Методы исследования: 1 - психодиагностика развивающейся личности: проективный метод депривации структурных звеньев самосознания (В.С.Мухина, К.А.Хвостов), направленный на выявление особенностей межэтнических отношений - потенциального поведения подростков в ситуациях межэтнической фрустрации; 2 - модификация шкалы социальной дистанции Д.Богардуса, ориентированной на выявление субъективно предпочитаемой степени межэтнической близости подростков; 3 - модификация метода репертуарных решеток Дж.Келли в адаптации Г.У.Солдатовой, ориентированная на выявление особенностей этнического самосознания.
Достоверность полученных результатов обеспечивалась методическим инструментарием, адекватным поставленной цели, предмету исследования, а также аппаратом математической статистики, использованной при анализе данных.
Научная новизна исследования состоит:
1 - в выявлении особенностей межэтнического общения подростков различных этносов, проживающих в одном геоисторическом пространстве в условиях социальной нестабильности и различающихся по этническому статусу в структуре конкретной социально-политической системы;
2 - в выявлении межэтнической напряженности подростков, проживающих в одном геоисторическом пространстве, в результате изменения статусных «титульного» этноса на территории Республики Саха. Данная тенденция выражается у русских подростков в повышенной агрессивности и желании увеличить социальную дистанцию со сверстниками саха.
4. Особенностью межэтнических отношений подростков саха является тенденция к обособлению от русских подростков, которая обусловлена повышением социального и культурного статуса «титульного» этноса в новой России. Данная тенденция выражается в повышении открытой агрессии на другой этнос по сравнению с периодом социализма. В то же время у подростков саха наблюдается другая тенденция - стремление к интеграции с русскими подростками.
5. Межэтнические отношения подростков, проживающих в одном геоисторическом пространстве в условиях социальной нестабильности и различающихся по этническому статусу в структуре конкретной социально-политической системы, изменяются в сторону взаимного обособления.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, библиографии, приложения. Общий объем диссертации 214 страниц. Библиография содержит 291 наименование. В приложении содержится 27 таблиц, 20 графиков.
Тезаурус основных понятий, презентирующих проблему межэтнических отношений и этнического самосознания
Для того, чтобы подойти к проблеме изучения психологии межэтнических отношений целесообразно определить тезаурус данной области знаний, описать её основные категории и понятия, необходимые для дальнейшего анализа. Основными базовыми категориями в контексте нашей проблемы выступают понятия: «отношение» и раскрывающие его виды отношений (межличностные, общественные, межгрупповые, межэтнические / межнацио-. нальные отношения); «этническое самосознание»; «этническая идентичность»; «этническая идентификация»; «этническое обособление».
Понятие «отношение» является первой системообразующей категорией, презентирующей заявлешгую нами проблему. «Отношение» в отечественной психологии является одной из основных психологических категорий наряду с «отражением», «восприятием», «общением», «взаимодействием», «установкой», «сознанием», «самосознанием» и по-разному с ними соотносится. Психология отношений возникла как одна из теоретических концепций в изучении личности и развилась в школе В.М.Бехтерева, в которой личность рассматривалась как система отношений1. А.Ф.Лазурский впервые употребил понятие отношения как структурного компонента личности, развив учение об экзопсихике как отношении человека со средой2. Он полагал, что существенной стороной личности должно быть ее отношение к среде в. широком смысле этого слова.
С.Л.Рубинштейн считал отношения «не внеположными друг другу», а взаимоопосредованными так, что «каждое из них опосредовано всеми остальными». Он различал объективные и субъективные отношения. Объективные отношения - это отношения, в которые люди вынуждены вступать в процессе своей жизнедеятельности, а субъективное отражение данных отношений в виде
мыслей и чувств составляют субъективные отношения, которые обозначаются термином личные отношения1. С.Л.Рубинштейн отмечал, что развитие личности в целом определяется перекрещиванием, динамически связанных в одном единстве, отношений к предметному миру (к природе, вещам и идеологии), к другим людям и к самому себе. Отметив, что новый этап в психологическом развитии личности как таковой связан с изменениями в системе этих отношений2, он предвосхитил теорию отношений личности В.Н.Мясищева. В «психологию отношений» С.Л.Рубинштейн внес вклад, показав взаимосвязь отношения с самосознанием. Он отмечал, что развитие сознательного отношения к другим имеет связь на другом полюсе с развитием самосознания3. Самосознание человека всегда обусловлено и опосредовано осознанием всех своих основных отношений: «самосознание есть форма предметного сознания, распространенного на собственные переживания, на собственное я, на отношение к самому себе»4.
Дальнейшая психологическая разработка понятия отношения привела к формированию «теории отношений» В.Н.Мясищева и его последователей, в которой отношение представляет собой активную, интегрированную, целостную систему избирательных; основанных на опыте, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности, мотивы или источники которого могут не осознаваться: «оно выражается и отражается в отдельных поступках и во всей деятельности человека»5. Таким образом, В.Н.Мясищев понимал под субъективными отношениями «содержательную связь» человека с внешним миром1. При этом он различал объективную и субъективную стороны отношений, которые характеризуются, соответственно, реально существующей связью между индивидом и объективной действительностью, и субъективным отражением этой связи в сознании индивида. В.Н.Мясищев определил структуру отношения как психического образования, аккумулирующего в себе результаты познания конкретного объекта действительности (в общении это другой человек или общность людей), интегрирующего все состоявшиеся эмоциональные отклики на этот объект, а также поведенческие ответы на него2.
В.Н.Мясищевым дал возможность проследить генезис отношения, выделив его виды: психические, психологические, социально-психологические. Психические отношения выявляют степень притягательности объекта, благоприятно или неблагоприятно воздействующего на органы чувств человека, отличающиеся непроизвольностью реагирования на свойства отражаемого объекта3. В отличие от психических психологические отношения обладают свойством сознательности: в них рефлексируются собственные психические отношения к объекту и потребность в нем, что может поменять знак первичного психического отношения человека к объекту4.
Традиционные методы исследования межэтнически?! отношений и этнического самосознания
Целью данного параграфа является попытка приложения наиболее употребительных, традиционных, устоявшихся этнопсихологических методов к изучению особенностей и состояния межэтнических отношений. Методы, применяемые для диагностики феноменов этнического обыденного сознания обычно одни и те же. Выбор конкретных методов и методик зависит от поставленных задач исследования и того, какие возможности заложены в них для раскрытия изучаемого явления. Мы попытаемся показать специфические возможности различных методов, особенности их применения к изучению этнических отношений.
Межэтнические отношения прямо или косвенно проявляются в межличностных отношениях представителей разных этногрупп, «предполагающих персонифицированный контакт». Проявление межэтнических отношений через взаимосвязи конкретных индивидов происходит «не в виде прямой проекции, а виде социально-психологических установок, ценностных ориентации, позиций и убеждений личности»1.
Мы исходим из положения о том, что психодиагностика межэтнических отношений должна быть направлена на изучение представлений индивида о своей и иных этнических группах и отношений к их представителям. В межэтнических отношениях проецируются, с одной стороны, особенности этнической психологии взаимодействующих групп, их способы интерпретации сложившихся отношений, с другой - общепсихологические и социальные закономерности их формирования. Следовательно, изучение феномена межэтнических отношений лежит в двух направлениях: сравнительном этнопсихологическом (сравнительно-культурном) и обобщающем закономерном.
В западной кросс-культурной психологии существует два исследовательских подхода к изучению этнопсихологических явлений: emic подход основан не стремлении понять явления и ориентирован на применение методов, отражающих культурно-специфические моменты и межкультурные различия, etic ориентация направлена на объяснение явлений с точки зрения универсальных, общечеловеческих тенденций и закономерностей1. Г.У.Солдатова отмечает, что исследование в плоскости межнациональных отношений требует сочетания универсальных (общекультурных) методов исследования с методами, отражающими культурную специфику2.
Противопоставление подходов, направленных на поиск различий, обусловленных этнической культурой или поиск общепсихологического сходства, определяет поиск методик, жестко привязанных к ним. Однако в последнее время начинает преобладать мнение об утопичности поиска таких методов, например, попыток создания «свободного от культуры теста».
Перспективным является комплексное исследование различных этнопсихологических феноменов межэтнических отношений: этнического самосознания и идентичности, этнических стереотипов, процессов этнической интеграции и дифференциации, межкультурной адаптации, атрибуции, идентификации как механизмов межгрупповых отношений (Кцоева Г.У., 1985; Науменко Л.И., 1992; Агеев B.C., 1990; Агеев B.C., Сыродеева А.А., 1987; Лебедева Н.М., 1989; Стефаненко Т.Г., 1989), которые выступают индикаторами состояния межэтнических отношений.
Существуют различные классификации методов исследования этнических проявлений личности в литературе. В.С.Агеев разделяет наиболее распространенные методы исследования этнических составляющих личности в отечественной и зарубежной психологии на следующие: 1) метод свободного описания в нескольких вариантах; 2) метод прямого опроса в различных его разновидностях: список личностных черт; шкала социальной дистанции; шкала этноцентризма; диагностический тест отношений и др.; 3) вариации проективных методов; 4) психосемантические методы1.
Г.У.Солдатова, исследуя проблему этнических стереотипов, указывает, что выбор методов этнопсихологического исследования широк и возможен из всего предлагаемого психологией инструментария: это личностные и ситуационные тесты, проективные методики, экспериментальные исследования, методы опроса, включая анкетирование, интервью, социометрию, шкальные измерительные методики и др2.
Анализ результатов исследования особенностей межэтнических отношений русских и саха подростков
Анализ результатов исследования особенностей межэтнических отношений русских и саха подростков
Мы исходили из результатов исследования, сформулированных В.С.Мухиной о том, что подростки в своих межэтнических отношениях отражают общее состояние населения и социальной ситуации в целом. Для того, чтобы полнее и точнее представить развитие межэтнических отношений населения необходимо описать происходящие в обществе процессы, показать влияние различных факторов макросоциальной среды на общественное сознание и этническое самосознание подростков в том числе.
Социальная ситуация в Республике Саха в 80-90-е годы XX века характеризуется интенсивными изменениями в области политики, экономики, культуры, социальных отношений, которые отражаются в характере межэтнических отношений.
27 сентября 1990 г. была объявлена Декларация о государственном суве 1 ренитете Республики-Саха (Якутия) . Впервые в пятую Конституцию Республики Саха, вступившую в силу 27 апреля 1992 г. были введены такие понятия как «коренной народ» и «исконная земля». Конституция Республики Саха содержит ряд специальных статей, устанавливающих правовую основу для сохранения и развития традиционного уклада жизни малочисленных народов Севера. Государственными языками в республике стали саха и русский языки.
Процесс введения новой Конституции сопровождался напряженными общественными явлениями. В ситуации политических споров вокруг принятия проекта Конституции «всколыхнулась якутская молодежь, выступившая с демонстрацией, столь редкой в Якутии, с требованием принять Конституцию и если не решается на этот шаг Иванов К.Е. - председатель Верховного Совета, то заменить Власовым В.М. - заместителем председателя (для справки - заменить якута русским)»1.
Как отмечает У.А.Винокурова, конституция Республики Саха содержит ряд положений, устанавливающих правовые гарантии коренных народов, но законотворческая деятельность по определению места и роли народа саха в становлении суверенного государства и выработка механизмов реализации принимаемых законодательных актов тормозится целым рядом сдерживающих факторов, среди которых выделяется низкий уровень осознания потребности строить свою государственность у большинства представителей различных социальных групп народа саха. Автор считает, что такое положение возможно является результатом «репрессивной национальной политики Российской империи, патерналистской идеологии заботы старшего брата о младшем, которому надлежит быть вечно в коротких штанишках и в смиренной позе»2.
Особенностью социально-экономической ситуации в республике является неравное соотношение урбанизации саха и русских. Согласно данным последней переписи (в 1989 г.) доля саха в населении республики составляет 40%, доля русских - 47%. При этом в сельской местности проживает 86% коренного населения саха. Русские сосредоточены, в основном, в промышленных районах и городах. Этнодемографическая ситуация в Якутии, отражающая миграционную и экономическую политику Советской власти привела к тому, что пришлое население (выделено нами, - Е.Т.) оказалось занято в приоритетных отраслях Якутии, в результате чего «якуты превратились в этническое меньшинство, оказавшееся не в состоянии отстаивать свои права посредством действующих ныне институтов демократии»3. Соответственно представители саха, занимая такие сферы деятельности как образование, культура, сельское хозяйство, имеют низкий социально-экономический статус. Тогда как русское население преобладает в сфере производства и обслуживания. Этот фактор также существенно влияет на жизнеспособность и толерантность этносов друг к другу.
В целом, как отмечает У.А.Винокурова, рост национального самосознания народа саха не опережает темпы строительства гражданского общества и развития политической культуры населения. Более того, усугубление экономического кризиса и резкое понижение уровня жизни привели к претуплению стремления реализовать свои национальные интересы посредством политических методов. Вследствие чего наблюдается неуклонный спад политической активности якутян, отсутствует оппозиция к ныне действующему правительству1.
Процесс духовного возрождения саха сопровождается восстановлением забытых пластов этнической культуры, национальной памяти. Согласно социологическим исследования у саха в самоидентификации со своим народом особенно возросла значимость исконной культуры, обычаев, этнопсихологических особенностей, которые остаются самыми консервативными в процессе социально-культурной адаптации2. Как отмечает У.В.Винокурова {{основная энергия якутов направлена на воспроизводство духовной преемственности, реставрацию национальной самобытности и аккумуляцию культурного наследия (выделено нами, - Е.Т.). Благодаря свойственному якутам бережному отношению к прошлому, к окружающей природной и социальной среде сохраняется психологическая совместимость населения Якутии. Якуты не унаследовали от советского периода ни экстремизма, ни демагогии, ни насилия, ни космополитизма, ни авторитарности. Мировоззрение народа саха становится залогом политической стабильности в республике»3.