Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этнопсихологические особенности самоотношения подростков в условиях семейного воспитания (На примере марийского этноса) Айварова Нина Геннадьевна

Этнопсихологические особенности самоотношения подростков в условиях семейного воспитания (На примере марийского этноса)
<
Этнопсихологические особенности самоотношения подростков в условиях семейного воспитания (На примере марийского этноса) Этнопсихологические особенности самоотношения подростков в условиях семейного воспитания (На примере марийского этноса) Этнопсихологические особенности самоотношения подростков в условиях семейного воспитания (На примере марийского этноса) Этнопсихологические особенности самоотношения подростков в условиях семейного воспитания (На примере марийского этноса) Этнопсихологические особенности самоотношения подростков в условиях семейного воспитания (На примере марийского этноса) Этнопсихологические особенности самоотношения подростков в условиях семейного воспитания (На примере марийского этноса) Этнопсихологические особенности самоотношения подростков в условиях семейного воспитания (На примере марийского этноса) Этнопсихологические особенности самоотношения подростков в условиях семейного воспитания (На примере марийского этноса) Этнопсихологические особенности самоотношения подростков в условиях семейного воспитания (На примере марийского этноса)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Айварова Нина Геннадьевна. Этнопсихологические особенности самоотношения подростков в условиях семейного воспитания (На примере марийского этноса) : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.05 : Казань, 2001 152 c. РГБ ОД, 61:02-19/20-0

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Детско-родительские взаимоотношения как важнейший социально-психологический фактор развития самоотношения

1.1 Социально-психологические особенности формирования и феномены самоотношения 11

1.2. Роль детско-родительских отношений как основного источника развития самоотношения 24

1.3. Этнопсихологические особенности детско-родительских отношений 33

1.4. Современные социальные условия 'развития личности детей мари58

Глава 2 Исследование культурно обусловленных детско-родительских отношений в марийской культуре как основного социально-психологического фактора развития самоотношения 72

2.1 Сравнительное сопоставление народных традиций отношения к детям в марийской, русской, татарской культурах 72

2.2. Исследование культурной обусловленности детско-родительских отношений в марийской культуре как одного из основных социально-психологических факторов развития самоотношения . 90

2.3. Учет этнических особенностей развития самоотношения в условиях полиэтнического образовательного пространства 126

Заключение 134

Литература

Введение к работе

Особенности внутренней динамики самосознания, структура и специфика отношения личности к собственному «Я» оказывают регулирующее влияние на все аспекты поведения человека, играя важную роль в установлении межличностных отношений, в постановке и достижении жизненных целей, в формировании уровня притязания и т.д.

Отношение к своему «Я» играет важнейшую роль в формировании целостной личности. Представления человека о самом себе даже в детском возрасте (не говоря уже о взрослом периоде жизни) должны быть согласованными и не противоречить друг другу. Отсутствие такой согласованности ведет к фрагментации личности и к различным формам ролевого смешения.

Практика показывает, что осознание индивидом своей принадлежности к группе этнических меньшинств довольно часто сопровождается неадекватным самоотношением, которое может проявляться двояко: во-первых, может наблюдаться внутренний конфликт самооценок, когда параллельно имеют место высокая персональная самооценка и низкая оценка своей этнической группы; во-вторых, может формироваться заниженная самооценка. Причем, чем ниже оценивается своя этническая группа, тем больше выражена такая тенденция. И то, и другое препятствует успешной социальной адаптации, что приводит к различным формам личностной дезадаптации, раздробленности личности.

Проблема самоотношения как один из основных компонентов самосознания рассматривается в отечественной психологии многими авторами (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.В. Столин и др.) в контексте более общей проблемы -развития личности.

В рамках нашего исследования представляют интерес работы И.С. Кона, в которых синтезированы философские, социально-психологические,

историко-культурные аспекты, теоретические вопросы и анализ конкретных экспериментальных данных по проблемам самосознания.

В зарубежной психологической литературе имеются многочисленные исследования по психологии самосознания и самоотношения. Этот аспект тщательно рассматривался психологами, ориентированными на психоанализ (3. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер, Э. Берн).

В отечественной психологии огромным вкладом в построение теории развития самоотношения личности является культурно-историческая теория Л.С. Выготского, которая выбрана методологической основой нашего исследования. Согласно данной теории, человеческая личность не только не свободна от социокультурных феноменов, но в значительной степени развивается под их влиянием. Центральной закономерностью развития психики, как отмечал Л.С. Выготский, выступает усвоение ребенком структуры внешней социально-символической деятельности. В процессе социальных взаимодействий и общения ребенка со взрослыми внешние социальные формы поведения интериоризуются и превращаются во внутренние индивидуальные формы организации психики[40]. Поэтому изучение психологических закономерностей влияния на детей родителей, педагогов, взрослых в рамках различных социальных институтов, изучение особенностей и методов приобщения детей к культуре, выявление взаимосвязей между воспитанием детей и различными аспектами социального влияния в рамках различных этнических общностей представляют огромный интерес для широких кругов специалистов.

Современный переход к личностно ориентированному образованию, предполагает с одной стороны, формирование функционально грамотной, социально активной личности, универсальных способов деятельности и мышления (В.В. Давыдов, А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, Г.Г. Щедровицкий), с другой - учет индивидуального опыта ученика, социально-культурных условий социализации как основных факторов развития личности и сознания

индивида (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.В. Мудрик, Р. Рамзей, В.Д. Семенов и др.).

В последнее время в психологии этнос, его духовный склад, менталитет рассматривается как важный фактор социализации личности. Менталитет этноса влияет на человека через самое ближайшее социально-культурное окружение, обусловливая ряд специфических особенностей личности, поведения, мировосприятия человека.

Актуальность исследования этнопсихологических особенностей самоотношения определена тем, что в полиэтническом образовательном пространстве наблюдается неадекватное использование национально-психологического опыта детей, а также этнических особенностей социализации, что приводит к различного рода личностной дезадаптации. Поэтому проблемой явилось изучение этнопсихологических особенностей детско-родительских отношений и какого их влияние на формирование самоотношения подростка.

Цель данной работы - выявить влияние этнопсихологических особенностей детско-родительских взаимоотношений, включающих в себя эмоциональное общение, принятие или непринятие ребнка, способы дисциплинирования, поощрения и наказания, на развитие самоотношения детей мари.

Объект исследования - традиционная культура взаимоотношения родителей с детьми (подростками) в марийском этносе.

Предмет исследования - этнопсихологические особенности развития самоотношения детей мари в условиях традиционно сложившихся в данной культуре детско-родительских взаимоотношений.

Гипотеза исследования. Если в исторически сложившихся воспитательных традициях народов существуют различия, то именно они (культурно-исторические различия) обуславливают содержание детско-родительских отношений и характер самоотношения ребенка. Относительно высокая степень отчуждения, «жесткость» воспитания, являющиеся

6 необходимым условием выживания в традиционной культуре мари, приводят к формированию самоотношения, которое неадекватно в современных условиях жизнедеятельности подростков. Существуют внутриэтнические различия в детско-родительских отношениях между городскими и сельскими мари. В сельской местности, в отличие от города, эмоциональное общение с детьми осуществляется преимущественно в процессе совместной трудовой деятельности. Поэтому внутриэтнические различия во взаимоотношениях родителей и детей являются одной из основных причин формирования различий в самоотношениях подростков разных социальных групп одного и того же этноса.

В соответствии с предметом целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

  1. осуществить теоретический анализ подходов к изучению этнопсихологических особенностей становления личности и формирования самоотношения;

  2. в процессе экспериментального исследования выявить характер зависимости развития самоотношения подростков 12-17 лет от этнопсихологических особенностей родительских отношений, традиционно сложившихся в марийском этносе;

  3. разработать и обосновать практические рекомендации для психологов, педагогов и родителей по оптимизации воспитательных взаимодействий в марийском этносе и формировании у детей адекватного самоотношения, способствующего успешной социальной адаптации в современных социально-экономических условиях.

Теоретико-методологической основой исследования является культурно-историческая теория Л.С. Выготского, в соответствии с которой центральной закономерностью становления личности является интериоризация внешних форм социально заданной знаковой и орудийной деятельности; теоретические и эмпирические разработки В.В. Столина по

проблеме эмоционально-когнитивной системы самоотношения; теоретические идеи Л.М. Аболина о принципе равновесия между сохранением самобытной культуры и развитием межкультурного взаимодействия разных этносов, основанного на общечеловеческих ценностях; разработанные отечественными психологами, философами, этнографами (Г.Н. Андреева, А.В. Арутюнян, Э.А. Баграмов, Ю.В. Бромлей, А.Ф. Дашдамиров, Л.М. Дробижева, В.И. Козлов, И.С. Кон, В.Г. Крысько, Н.М. Лебедева, Ш. Ниязалиев, Б.Ф. Поршнев, Г.С. Старовойтова, Т.Г. Стефаненко и др.) концепции, раскрывающие основное содержание этнопсихологических явлений.

Методы исследования - теоретический анализ психологических, педагогических и социологических работ по исследуемой проблеме; методы сбора эмпирических данных: анкетирование учащихся и учителей, выявление поведенческих установок, методов воспитания с помощью опросника «Подростки о родителях» (ADOR) Л.И. Вассерман и др., исследование самоотношения подростков с помощью «Теста-опросника самоотношения» В.В. Столина, СР. Пантилеева; методы математической статистики в обработке данных.

Базой исследования явились Цибикнурская средняя школа Медведевского района, Шиньшинская средняя школа Моркинского района, национальная школа - гимназия №14 г. Йошкар-Олы.

Научная новизна: путем сопоставления воспитательных традиций трех различных культур (мари, татар, русских), совместно проживающих в единых социально-экономических условиях, выявлены этнопсихологическе особенности традиционно сложившихся в марийском этносе детско-родительских взаимодействий; установлено их влияние на становление самоотношения подростков;

осуществлен подробный психологический анализ современной социальной ситуации развития личности ребенка в условиях марийского этноса;

разработаны и обусловлены психолого-педагогические рекомендации для психологов, педагогов и родителей по оптимизации социальной адаптации подростков мари в современных условиях с учетом национально-психологических особенностей становления самоотношения личности в этносе.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на лекциях в Марийском институте образования, на занятиях «Университета финно-угорских знаний» в 1999-2000г.г.; освещались на республиканских конференциях: «Использование народных традиций в обучении и воспитании учащихся» (1997), «Марийское краеведение: опыт и перспектива его использования в школе» (1999), «Марийцы: проблемы социального и национально-культурного развития» (1999); на всесоюзных конференциях: «Актуальные проблемы педагогики творческого саморазвития и педагогического мониторинга» (1998), «Проблема мониторинга качества образования» (1999); на российском семинаре «Развитие этно-оздоровительных центров как новой формы летнего отдыха детей и подростков из числа малочисленных народов севера» в п. Междуреченский Ханты-Мансийского национального округа (1999); круглых столах летнего университета «Хунгарология» в г. Сомбатхей Республики Венгрия (1998), Международном симпозиуме «Финно-угорский мир и XXI век» (1998); в радио и телепередачах по проблемам воспитания и развития детей мари. Результаты исследования отражены в 6 публикациях.

Теоретическая значимость: исследование позволяет расширить и конкретизировать научные знания об этнопсихологической специфике детско-родительских отношений и их влиянии на становление самоотношения личности подростка. В частности, исследования показали, что межэтнические различия в процессе отношения родителей к детям

являются одной из причин формирования психологических различий в становлении самоотношения подростков различных культур; подтверждаются имеющиеся в психологической науке знания о том, что неадекватная этническая идентификация, нарушение этничности ведет к фрагментации личности и препятствует успешной социальной адаптации.

Практическая значимость работы состоит в разработке практических рекомендаций для психологов, педагогов и родителей по оптимизации воспитательного взаимодействия взрослых и детей с учетом национально-психологической специфики становления самоотношения личности в марийском этносе. Теоретические положения и эмпирические результаты нашего исследования могут быть использованы во внедрении «Государственной концепции Марийского образовательного учреждения», в работе педагогических кадров с родителями. Основные идеи исследования отражены в пособии для учителей национальных школ республики «Развитие ребенка в условиях марийского этноса».

На защиту выносятся следующие положения:

  1. межэтнические различия мари, русских и татар в процессе отношения родителей к детям являются одной из причин формирования психологических различий в становлении самоотношения подростков разных культур;

  2. национально-психологические особенности детско-родительских отношений разных культур определяются этнокультурными воспитательными традициями;

  3. относительно «жесткое» отношение к детям, отчужденность в воспитании традиционной марийской культуры транслируется в современную культуру взаимодействия родителей с детьми и является одной из причин формирования неадекватного самоотношения, препятствующего успешной социальной адаптации в современных условиях;

  4. современные процессы вестернизации, средства массовой информации способствуют формированию неадекватной этнической идентификации,

нарушению этничности, что ведет к фрагментации личности и

препятствует успешной социальной адаптации.

Достоверность сформулированных в работе положений и выводов обеспечивается методологической обоснованностью исследования, применением адекватного целям и объему исследования методического инструментария и подтверждением математической достоверности выявленных различий детско-родительского отношения и самоотношения подростков разных исследуемых групп.

Социально-психологические особенности формирования и феномены самоотношения

Особенности внутренней динамики самосознания, структура и специфика отношения личности к собственному «Я» оказывают регулирующее влияние практически на все аспекты поведения человека, играя важную роль в установлении межличностных отношений, в постановке и достижении жизненных целей, в формировании уровня притязания и т.д.

Отношение к своему «Я» тесно связано с психическим здоровьем, навыками межличностных отношений, социальной адаптацией, успехами в учебе и т.д. На формирование положительного самоотношения влияют в первую очередь значимые взрослые люди, отношения с родителями.

«И семья и школа одинаково способствуют развитию у ребенка как положительных, так и отрицательных представлений о себе. В результате совместной деятельности и общения родители, братья и сестры, учителя и сверстники могут внушать ребенку как то, что само его существование представляет большую ценность для окружающих, так и то, что существо он бесполезное и никому не нужное. Содержание Я-концепции (а в более узком смысле слова - самооценки), как считают психологи, является одним из наиболее важных результатов воспитания и обучения, то есть того, что составляет содержание и формы социализации ребенка. К тому же этот всегда неокончательный результат оказывает непосредственное влияние на реакции ребенка в повседневной жизни. Здесь тесно взаимосвязано множество факторов, влияние которых невозможно разграничить.[24, 25-26].

Анализируя различные взгляды на структуры самоотношения и Я-концепции можно отметить, что существует разнообразное понимание содержания данных феноменов.

Я-концепция И.В. Дубровиной рассматривается как система представлений человека о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к самому себе[56].

Я-концепция по К. Роджерсу включает не только наше восприятие того, какие мы есть, но также и то, какими, как мы полагаем мы должны быть и хотели бы быть. Этот последний компонент «Я» называется Я-идеальное. По К. Роджерсу Я- идеальное отражает те атрибуты, которые человек хотел бы иметь. Это «Я», которое человек больше всего ценит и к которому стремится [205].

В рамках нашего исследования используется и термин В.В. Столина -самоотношение. Самоотношение можно определить как один из основных компонентов самосознания, проявляющийся в сознательном когнитивном восприятии и оценке индивидом самого себя, как систему устойчивых мнений и чувств в адрес собственного «Я», которая оказывает регулирующее влияние практически на все аспекты поведения, становится фактором социализации. В то же время самоотношение выступает и продуктом процесса социализации. В рамках нашего исследования понятия самоотношение и Я-концепция используются условно как равнозначные, как синонимы.

Отношение к себе (Я - концепция) играет важнейшую роль в формировании целостной личности. Представление человека о самом себе даже в детском возрасте (не говоря уже о взрослом периоде жизни) должны быть согласованными и не противоречить друг другу, иначе произойдет фрагментация личности, и человек будет страдать от смешения ролей. Самоотношение включает в себя как реальное, так и идеальное «Я» - наши представления о том, какими бы нам следовало быть. Человек, воспринимающий эти два «Я» как не слишком далеко отстоящие друг от друга психологические образования, скорее станет зрелым и приспособленным к жизни, чем тот, который ставит свое реальное «Я» намного ниже «Я» идеального [85].

Самоуважение, симпатия, самопринятие, любовь к себе, чувство расположения, самооценка, самоуверенность, самоунижение, самообвинение - вот далеко не полный перечень терминов используемых для обозначения целостного самоотношения или отдельных его аспектов. Э.Эриксон называет Я-концепцию «идентичностью Эго» индивида, или согласованным сомовосприятием индивидом своей личности, подробнее на этом остановимся ниже[193].

Первым шагом на пути формирования Я-концепции является осознание того, что человек - это отдельный от других индивид. Понимание этого начинает формироваться в раннем детстве. При формировании самоотношения происходит развитие представлений о себе с различных точек зрения. Субъект самостоятельно начинает определять и оценивать свои внешние данные, личностные качества, черты характера, роли и социальный статус.

В раннем детстве важнейшую роль в развитии Я-концепции играют родители. Позднее в этот процесс включается школа, и ее влияние становится очень значительным. Если ребенок пришел в школу с уже сформированным отрицательным представлением о себе, учителя могут еще более усилить его, но они же могут и сформировать у ребенка более позитивный взгляд на себя и на свои способности.

Как указывают многие авторы, положительная Я-концепция определяется тремя факторами: твердой убежденностью в импонировании другим людям, уверенностью в способности к тому или иному виду деятельности и чувством собственной значимости.

Каждый человек стремится к одобрению со стороны других людей. В раннем и дошкольном детстве такой значимой группой выступают члены семьи. Важно, чтобы они относились к ребенку как к достойному существу, способному к определенным видам деятельности, что в свою очередь формирует в нем чувство собственной значимости[24, 27].

В подростковом возрасте, на стадии формальных операций (по Ж.Пиаже) в своем когнитивном развитии (один из аспектов данной стадии -интроспективное мышление) активно начинает развиваться самоидентичность личности. Ведь именно на этой стадии становится возможным размышления о самом себе. Подростки собирают информацию, которая позволяет им оценить себя: способен ли я? Привлекателен ли я для противоположного пола? Умен ли я? На основе полученных данных они формируют представление о себе.

Проблема самоотношения как один из основных компонентов самосознания рассматривается в отечественной психологии многими авторами, Б.Г. Ананьевым, Л.И. Божович, Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым С.Л. Рубинштейном, В.В. Столиным и другими учеными в контексте более общей проблемы - развития личности.

В рамках нашей области исследования очень интересными являются работы И.С. Кона, в которых синтезированы философские, социально-психологические, историко-культурные аспекты, теоретические вопросы и анализ конкретных экспериментальных данных по проблемам самосознания[78].

Роль детско-родительских отношений как основного источника развития самоотношения

Представляется вполне закономерным тот факт, что семья является объектом изучения специалистов разных наук, так как она является тем социальным институтом, в котором индивид приобретает первый социальный опыт, первые навыки социального поведения.

Семья формирует и определяет структуру поведения индивида, закладывает эмоционально-когнитивное отношение к своей личности, которые в значительной мере сохраняется в течение жизни, а также оказывает влияние на социальную позицию человека. Через институт семьи реализуется физическое и духовное возобновление поколений, происходит совершенствование образа жизни в целом.

Приоритетность общественного воспитания в советский период не только приумножила проблемы воспитания, но и способствовала формированию нескольких поколений родителей, не готовых к воспитанию своих детей. Всю ответственность воспитания в течение многих десятилетий брала на себя школа, освобождая родителей для работы на «благо общества».

К сожалению, в настоящее время много таких семей, где дети не только безнадзорны, но и оказываются в антисоциальной, криминальной среде, которая и определяет их развитие. А.В. Мудрик приводит данные, что до 25% семей вообще не в состоянии правильно воспитывать детей, а до 15% формируют правонарушителей. Часть таких семей обладает наследственной дегенерацией, которая проявляется в психических заболеваниях, дебильности, в эмоциональной тупости [112].

Семейная жизнь, в том числе и семейное воспитание, у нас считалось личным делом каждого. А ведь именно семья была, есть и, по-видимому, всегда будет важнейшей средой формирования личности, главнейшим институтом воспитания. Все: и хорошее, и плохое - человек получает в семье.

При знакомстве с системой воспитания Японии сразу бросается в глаза то, что в стране восходящего солнца огромное внимание уделяют воспитанию семьянина.

Еще в 1966 году Центральный совет по образованию издал документ, где конкретизируется программа воспитания учащихся [51]. Документ назван очень просто, что непривычно для нашей России - «Описание идеального японца». В нем перечисляются основные качества, которые должны формироваться у детей в процессе воспитания, т.е. выпускник школы должен обладать такими качествами:

1). Качества персональные - быть свободным, развивать индивидуальность, быть самостоятельным в своих делах, управлять своими желаниями, обладать чувствами пиетета (глубокого уважения, почтительного отношения к кому-либо или чему-либо).

2). Качества члена семьи - смочь превратить свой дом в место любви, отдыха, воспитания, делать свой дом открытым.

3). Качества члена общества - быть преданным своей работе, содействовать благосостоянию общества, быть творческим человеком, уважать социальные ценности.

4). Качества гражданина нации - быть патриотом своей страны, чтить государственную символику, обладать наилучшими национальными качествами.

Каждый человек, очевидно, мечтает о том, чтобы семья была «местом любви, отдыха и воспитания». Увы! Наша статистика показывает противоположную картину. По данным Госкомстата РМЭ, в 1999 году было зарегистрировано 4228 браков, в то же время, зарегистрировано 1828 разводов, то есть на 100 браков пришлось 43 развода. А сколько не учтенных статистикой дезорганизованных семей! В семье, где любовь и взаимопонимание заменяются ссорами, скандалами, неуважительным отношением друг к другу, вряд ли формируется благополучный ребенок, хороший семьянин. Глубокое психологическое содержание заложено в высказывании Н.И.Буянова о том, что о благополучии семьи мы должны судить по благополучию ребенка [31]. Именно дети являются индикаторами психологической атмосферы семьи.

Каким же образом семья влияет на формирование личности ребенка? Можно выделить три основных психологических механизма. Во-первых, механизм идентификации: ребенок подражает родителям, ориентируется (сознательно или неосознанно) на их пример. Во-вторых, механизм подкрепления: поощряя определенное поведение ребенка, наказывая за другие формы, родители внедряют в его сознание определенную систему норм, правил взаимоотношения в обществе. И наконец, психологическое принятие или непринятие ребенка. Откликаясь на проблемы ребенка, или, наоборот, игнорируя его, родители формируют его самоотношение, самосознание и личность в целом.

Никакие интернаты, детские дома не смогут обеспечить полноценного воспитания, тем более сформировать будущего семьянина. Физическое, эмоциональное и социальное развитие человека уходит своими корнями в родительский дом. Физическое развитие детей связано с налаженностью и характером быта в семье: режимом, гигиеной, организацией питания, отношением к оздоровительным процедурам. На эмоциональном развитии отражается атмосфера семьи, эмоционально-психологическое отношение друг к другу членов семьи. Образец этого поведения, в первую очередь, задается родителями. Родители формируют самосознание ребенка, определяют его дальнейшее саморазвитие, что является главным рычагом социального развития человека.

Рассмотрим основные феномены развития личности ребенка, перечисленные А.В. Мудриком, которые преимущественно определяются семейным воспитанием [112]. Как правило, они искажаются, не получают своего полноценного развития у детей из неблагополучных, неполных семей, и у детей, воспитывающихся вне семьи.

Во-первых, формирование психологического пола детей. Особенно в первые три года жизни, когда ребенок усваивает атрибуты своего пола, идет необратимый процесс половой типизации. С помощью взрослых ребенок усваивает характеристики, эмоциональные реакции, установки, вкусы, связанные с женственностью и мужественностью. Решающее значение здесь имеет, очевидно, отец. Он дифференцированно относится к дочери и сыну: у сына поощряет жесткость, активность, в какой-то степени и агрессивность, у дочери женственность, мягкость. Как правило, мать одинаково тепло относится к детям обоего пола, у нее преобладает функция физиологической защиты: ребенок должен быть накормлен, одет, защищен.

Сравнительное сопоставление народных традиций отношения к детям в марийской, русской, татарской культурах

Очевидно, корни стереотипов воспитательных воздействий со стороны родителей на детей, отношения к образованию, формированию личности ребенка уходят в традиционную национальную семью. Каково же было отношение к ребенку в традиционной марийской, русской и татарской семьях?

На сравнительно небольшой территории нынешней Республики Марий Эл, которая на протяжении веков являлась частью многонациональной России, марийцы, русские и татары жили в довольно тесном соседстве друг с другом. При этом как марийцы, так и русские и татары сохранили этнические особенности своей культуры, отраженные в обычаях, ритуалах, обрядах и праздниках, семейном укладе и традициях воспитания [114,115,116,147,177,178]. Данные этнографических исследований позволяют выявить аспекты детско-родительских отношений этнических традиций марийского, русского и татарского народов с тем, чтобы понять специфику их влияния на формирование самоотношения ребенка в процессе личностной социализации.

Проблеме традиционной марийской семьи посвящены работы С.Н.Федоровой, И.А.Чурикова. Авторы собрали интереснейший материал, демонстрирующий специфику родительского отношения к ребенку с самого рождения до взрослой жизни у марийцев.[ 147,177] И.Н.Смирнов, описывая эту сторону жизни черемис пишет, что воспитание детей в марийских семьях определялось той системой трудовых и культурно-нравственных навыков, которые соответствовали уровню социально-экономического развития, на котором находилось марийское общество [147]. Хозяйственные заботы поглощали почти все время взрослых членов семьи, и они не уделяли достаточного внимания воспитанию детей. Мать обычно ухаживала за грудным ребенком не более года, дальнейший присмотр за малышами осуществляли бабушки, более старшие братья и сестры, или специально нанятые девочки - няньки возраста 7-10 лет. На детей расходовались минимальные средства. Образование детей находилось на весьма низком уровне, почти половина из них не имела возможности посещать школу.

В то же время к труду дети привлекались довольно рано. Это вызывалось требованиями не только народной педагогики, но и хозяйственными потребностями. С 4-5 лет детей заставляли помогать взрослым в работах по дому, на дворе и огороде. Мальчики с 7 лет самостоятельно боронили, были возчиками на внутрихозяйственных работах, с 8 лет пасли лошадей, работали на току, плели лапти и обучались другим ремеслам, с 10-12 лет начинали пахать. 13-14 летние подростки помогали взрослым почти во всех работах, зимой уходили с отцом и братьями на рубку леса. Девочки с 6 лет помогали по дому, кормили птицу, начинали прясть и вышивать, с 8 лет носили воду. Десятилетние помогали матери убирать и обрабатывать коноплю, ткать и шить. С раннего детства девочек учили убирать хлеб в поле. С 5-6 лет они жали, складывая горсти в снопы взрослых, 7-8 летние жали уже в свои снопы, но взрослые делали для них завязки и связывали их, старше 8 лет жали вполне самостоятельно, каждый вел свою полосу. В процессе трудового воспитания дети несли очень большую, часто непосильную для возраста нагрузку[147].

Большое внимание уделялось передаче нравственного опыта. Одна из главных особенностей системы нравственного воспитания заключалась в том, что детям с ранних лет прививалось послушание. «Бойся Бога, стесняйся человека, почитай государя». Почтительное отношение и уважение к родителям, старшим, особенно к старикам - главные постулаты нравственного воспитания. Ослушаться, показать пренебрежение, спорить со старшими считалось в высшей степени недостойным, непозволительным. В больших семьях дети должны были подчиняться не только своим родителям, а всем взрослым. Этот факт ярко подтверждается в марийском народном фольклоре. Нравственное воспитание предполагает тесное общение взрослых с детьми. Родители обычно много времени проводили в поле, на лугу. Поэтому в формировании нравственных качеств, усвоении духовных традиций большую роль играли дедушки и бабушки. Именно они, используя фольклор, передавали этические и эстетические идеалы народа.

Большую воспитательную функцию выполняли марийские народные сказки. В них воспевается добро, справедливость, трудолюбие. Многие сказки носили не только познавательный и воспитывающий характер, но и учили думать, анализировать жизненные ситуации:

«Жили-были старик с сыном. Жили в достатке и горя не знали. Когда старик умирал, сыну дал такой наказ: - Сын, чтобы жить в достатке, ты должен есть мед с маслом и никогда никому не говори: «Труд в пользу». Сын год живет по отцовскому наказу, второй...Отцовское хозяйство разваливается. Он не может ничего понять. Обращается к старцу-соседу: - Вроде жил как отец наказал: масло с медом ем, никому не говорю: «Труд в пользу», а совсем обнищал? - Глупец ты! Отец-то тебе умные мысли говорил, но ты не понял его. Он тебе наказал много работать, а после тяжелого рабочего дня и хлеб с солью покажется как мед с маслом. А чтобы никому не желать: «Труд в пользу» надо раньше всех в поле прийти и тогда все тебе пожелают «Труд в пользу».[4].

Традиционное марийское общество выработало практику воспитания, принципы и правила которого нигде не записаны, но сохраняются в социальной памяти сменяющих друг друга поколений. Воспитательная традиция фиксировала все прочное, устоявшееся, воспроизводящееся в воспитательной практике. Традиционно марийские дети рано знакомились со своим непосредственным окружением, копируя действия взрослых, овладевали навыками труда и поведения, знали как свои пять пальцев окрестности, были знакомы со свойствами растений и повадками животных, имели представление о природных явлениях, принимали участие в традиционных формах труда, обучались языку песни и танцев.

Огромное влияние на воспитание имело общественное мнение. Оно регулировало поведение, поступки не только детей, но и взрослых. Цензура в лице «Енже мом ойлат?» («Что люди-то скажут?») подстегивала, дисциплинировала марийцев, детям прививала послушание.

Большой интерес представляют работы Р.П.Четкаревой и А.Абукаевой, исследовавших такой феномен, как запреты, табу (ойоро).[2,185]

«Табу, - читаем в работе Р.П.Четкаревой, - самая древняя форма нравственности, выступающая в виде требований подавления социально- опасных влечений путем самоограничения, а иногда и внешнего воздействия. Табу не задается, например, как заповедь бога или требование закона, но осуществляется под влиянием ничем не объяснимой мистической боязни определенных актов или существ. Эта боязнь связана с представлением о неизбежной каре, которая отнюдь не сводится к реальному наказанию, осуществляемому руками сородичей. Преступивший запрет сам, без вмешательства извне, переживает психологическое состояние глубокой депрессии от этого, что часто приводит к заболеванию и даже смерти, хотя о его преступлении может не подозревать никто из окружающих» [185; 12].

Запреты носили огромное воспитательное воздействие, дисциплинировали как детей, так и взрослых, формировали беспрекословное послушание, оказывали мощное давление на людей.

На первый взгляд некоторые запреты кажутся нелепыми: «Мушкыран удырамашлан кадыр тоя, вудвара гоч вончаш ок йоро - икшыве пугыр тупан лиеш» (Беременной женщине нельзя переходить через коромысло или кривую палку - ребенок родится с искривлением позвоночника). Такие запреты заставляли беременных женщин смотреть под ноги, быть более внимательными в целях сохранения плода.

Исследование культурной обусловленности детско-родительских отношений в марийской культуре как одного из основных социально-психологических факторов развития самоотношения

Современная наука располагает большим эмпирическим материалом об этнических различиях. Все ученые сходятся на том, что различные этнические группы обладают психологической спецификой. Но когда дело доходит до объяснения этой специфики, возникает множество вопросов и проблем.

Во-первых, данная область исследований междисциплинарна и находится на пересечении предметов педагогической психологии, этнографии, этнопсихологии.

Во-вторых, мультикультурные пространства, каковыми являются многие регионы России, в том числе и наша Республика Марий Эл, неизбежно ведут к процессу аккультурации народов. Традиционная культура, характерные для отдельного этноса: обычаи, обряды, стереотипы взаимоотношений между людьми - подвергаются трансформации и принимают более универсальный характер.

В-третьих, как отмечает Ленхем, не все этнопсихологические нюансы подвергаются изучению. Так, например, в изучении тех же родительских отношений анкета, интервью не могут дать полноты картины. Даже мимика родителей, выражение их лица в той или иной ситуации поведения ребенка, могут иметь весьма большое воспитательное значение, но эти моменты мало осознаются, трудны для фиксации и плохо поддаются изучению и научно-обоснованной оценке. Тем не менее, справедливо отмечает С.Арутюнов, что этносы представляют собой пространственно ограниченные сгустки специфической культурной информации [11]. Национально-психологические явления очевидны и требуют тщательного изучения.

В данном исследовании мы ставили задачей выявить этнические особенности взаимоотношений родителей с детьми в марийской культуре, как основных факторов формирования психолого-педагогических особенностей формирования самоотношения

С целью исследования детско-родительских отношений мари нами использовались разные методы. На начальном этапе исследования с целью выявления осознанности в культуре сферы детско-родительских отношений мы провели анкетирование с использованием открытых вопросов: «Назовите особенности воспитания в марийских семьях» и «Назовите особенности детско-родительских отношений в марийской культуре». В исследовании участвовало всего 86 человек (22 учителя ИКН и 64 студента Марийского республиканского колледжа культуры и искусств). Контент-анализ показал, что сфера детско-родительских отношений не представлена в обыденном сознании. Этнические особенности детско-родительских отношений респонденты затруднялись называть. Часто встречались ответы: «Все уже написал в первом вопросе» или «Дети должны уважать и слушаться родителей». Непредставленность проблемы детско-родительских отношений свидетельствует о том, что наличие таких проблем не осознается, а следовательно, они стихийно транслируются в рамках этнической культуры. Это и является основной темой нашего исследования.

Между тем, респонденты отметили, что в марийской культуре при воспитании детей акцентируется внимание на развитие таких качеств, как: воспитание уважительного отношения к взрослым (71% респондентов называют данные качества); воспитание трудолюбия (70%); уважительное отношение к людям (32%); уважительное отношение к природе (30%); отношение к ре л игии (10%).

Данные анкетирования еще раз подтверждают результаты исследований Г.Мендиарова, И.Н. Смирнова, С.Н. Федоровой, Р.П. Четкаревой и других, в которых обобщался воспитательный опыт традиционной марийской культуры.

По результатам видно, что 71% отмечают воспитание уважительного отношения к взрослым. У черемис (старое название мари) всегда воспитывалось уважение и почтение к старшим. «В знак почтения, уважения, вежливости и в доказательство близких отношений двух лиц, в обычаях у черемис назвать имя лица и прибавить к имени, смотря по возрасту, степени родства и т.п., слова: дед, бабушка, дядя, брат и т.д. Например, Иргыбай изай, т.е. Эргыбай брат, Изигач чучу - Изигач дядя и т.п. Назвать просто только по имени, в особенности старших - грубость, непочтительность со стороны говорящего. [106].

Марийский народ всегда славился трудолюбием и прививал эту любовь детям (70% респондентов отмечают это). Отношение к труду ярко отражается в фольклоре. В словаре марийских пословиц и поговорок А.Е.Китикова по количеству пословиц и поговорок на первом месте стоит тема труда, уважительного отношения к труду. «Пашазын кидыште куртньо шула» (В рабочих руках железо плавится); «Пашам чот ыштет гын, кинде ден шинчалжат уй ден муйла чучеш». (Для работающего человека и хлеб с солью покажутся маслом и медом); «Пашат уке годым пашалан ямдылалт» (Пока работы нет, готовься к новым делам); «Паша умырым шуя» (Работа удлиняет жизнь), Всего в вышеназванном словаре около 50 пословиц и поговорок прославляют труд, воспевают трудолюбие.

30% отмечают воспитание уважительного и бережного отношения к природе. «Пуртус - тиде Юмо» (Природа - это Бог) гласит марийская пословица. Отношение древнего марийца к природе, выраженная в фольклоре, мифологии показывает, что природа была частью жизни марийцев. Она их кормила, одевала, защищала. Детей с детства учили ходить на охоту, собирать дары леса, при этом приучали к бережному отношению к матушке - природе. Безусловно, на народное воспитание оказывают влияние основной вид деятельности, социально-экономическое положение нации.

На втором и третьем этапе исследования изучалась культурная обусловленность детско-родительских отношений и их влияние на самоотношение подростков.

В исследовании участвовало 146 учеников 8-10 классов Медведевского, Моркинского районов, национальной школы-гимназии №14 г. Йошкар-Олы (в т.ч. 104 мари, 66 татар, 76 русских).

Выбор испытуемых учащихся 8-Ю классов позволил использовать методики без перевода на родные языки для марийских и татарских детей.

В подростковом возрасте, на стадии формальных операций (по Ж.Пиаже) в своем когнитивном развитии (один из аспектов данной стадии -интроспективное мышление) активно начинает развиваться самоидентичность личности. В этом возрасте учащиеся способны дать эмоционально-когнитивную оценку своей личности.

Похожие диссертации на Этнопсихологические особенности самоотношения подростков в условиях семейного воспитания (На примере марийского этноса)