Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Взаимоотношения государства и религиозных объединений в секуляризованном обществе (Философско-правовой анализ) Володина Нина Витальевна

Взаимоотношения государства и религиозных объединений в секуляризованном обществе (Философско-правовой анализ)
<
Взаимоотношения государства и религиозных объединений в секуляризованном обществе (Философско-правовой анализ) Взаимоотношения государства и религиозных объединений в секуляризованном обществе (Философско-правовой анализ) Взаимоотношения государства и религиозных объединений в секуляризованном обществе (Философско-правовой анализ) Взаимоотношения государства и религиозных объединений в секуляризованном обществе (Философско-правовой анализ) Взаимоотношения государства и религиозных объединений в секуляризованном обществе (Философско-правовой анализ) Взаимоотношения государства и религиозных объединений в секуляризованном обществе (Философско-правовой анализ) Взаимоотношения государства и религиозных объединений в секуляризованном обществе (Философско-правовой анализ) Взаимоотношения государства и религиозных объединений в секуляризованном обществе (Философско-правовой анализ) Взаимоотношения государства и религиозных объединений в секуляризованном обществе (Философско-правовой анализ)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Володина Нина Витальевна. Взаимоотношения государства и религиозных объединений в секуляризованном обществе (Философско-правовой анализ) : Дис. ... д-ра филос. наук : 09.00.11 : Москва, 2004 483 c. РГБ ОД, 71:05-9/17

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. ЭВОЛЮЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ

1.1. Особенности развития отношений государства и церкви как социальных институтов (X-XIX вв.) 23

1.2. Свобода совести и вероисповедания в Российской империи (начало XX в. -октябрь 1917 г.) 41

1.3. Советская модель государственно-конфессиональных отношений (1917-1990 гг.). 55

1.4; Становление и развитие взаимоотношений государства и религиозных объединений в период демократизации общества (90-е годы XX в. - начало XXI в.) 86

ГЛАВА 2. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

2.1. Социально-правовой статус религиозных объединений в современном российском обществе 133

2.2. Особенности взаимоотношений исполнительных органов власти с религиозными объединениями 154

2.3. Региональный опыт решения проблем свободы совести и вероисповедания 183

2.4. Взаимоотношения органов местного самоуправления и религиозных объединений 226

2.5. Государственно-конфессиональные отношения в сфере общественной безопасности и общественного порядка 243

ГЛАВА III. СОВРЕМЕННЫЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ СЕКУЛЯРИЗОВАННОГО ОБЩЕСТВА

3.1. Опыт строительства новых взаимоотношений государства и религиозных объединений в странах СНГ и Балтии 271

3.2. Современная идеология и законодательство о религии и церкви в странах Восточной и Западной Европы 302

3.3. Специфика политики США в области государственно-конфессиональных отношений 366

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 405

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 419

Введение к работе

Актуальность темы? исследования. Политические и социально-экономические перемены в российском обществе:обусловили изменения^ в отношениях государства с религиозными объединениями. Возникла необходимость в*реформировании государственной политики^ регулирующей;вопросы свободы совести и вероисповедания, выборе новой; концептуальной модели^ государственно-конфессиональных: отношений, контуры которой очерчены в Федеральном законе «О сво боде совести»и о религиозных объединениях» (1997 г.). Для формирования и внедрения в социальную практику норм- толерантного поведения отдельных личностей и социальных групт в. различных ситуациях Постановлением Правительства РФ утверждена г целевая программап<Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 гг.)».

Одна из важных задач российского государства - сохранение и использование богатого духовного потенциала основных конфессий в целях формирования нравственности; и культуры России, а также совершенствование в. связи с этим законодательства по вопросам свободы совести и вероисповедания, повышение его эффективности.

Решение; современных проблем реформирования и демократизации российского общества делает актуальным изучение процессов взаимоотношений государства1 и религиозных объединений, исследование их сущности, особую роль приобретает философский и правовой анализ становления, эволюции, функционирования государственно-конфессиональных отношений.

Актуальность исследования определяется следующими факторами.

Во-первых, необходимостью прогнозирования модели і взаимоотношений государства; иs религиозных объединений и перспективных форм их сотрудничества. Государство в современном мире осуществляет важные: функции по регулированию форм жизнедеятельности, в том і числе и в, религиозной сфере. Особенности современной политики в разных странах показывают, что, с одной стороны, отношения государства и религиозных сообществ

5 выстраиваются на принципах равенства. Отсюда- основная; функция- государства заключается в* законодательном регулировании вопросов свободы совести, а также в обеспечении права личности на вероисповедание той или иной религии; С другой стороны, отношения;государства.и религиозных сообществ ; в социокультурном г процессе современного российского общества характеризуются і сложностью иг неоднозначностью. В данном случае представляются? неприемлемыми как идеи; полной пассивности государства в вопросах регулирования* государственно-конфессиональных отношений; так и і позиции, предполагающие необходимость тотального государственного контроля в религиозной сфере.

Во-вторых, потребностью философского и правового исследования современных моделей отношений между государством, религиозными; объединениями и і верующими. К настоящему времени государство признало необходимость соблюдения*религиозных прав m свобод человека,. предоставило религиозным, объединениям самостоятельность в решении:многих вопросов* религиозной и связанной с ней деятельности; Либерализация общественной и >, государственной! жизни, новые подходы к государственно-конфессиональным* отношениям способствовали; принципиальным переменам в религиозной сфере выразившимся;в> активизации существующих конфессий; появлении? многочисленных новых религиозных групп иг организаций; возрастании общего интереса к религии. Процессы, происходящие в области свободы совести и вероисповедания в современной России; нельзя считать завершенными. Логика развития і событий в; религиозных, межконфессиональных исмежнациональных отношениях требуетдальнейшего развития^ и совершенствования формирующейся с начала; 1990-х гг. модели государственной вероисповедной политики.

В-третьих, возможностью переоценки многих социальных, политических и духовных ценностей?в современном российском обществе. Сложные, противоречивые, порой»драматические поиски новых путей? развития;государства коснулись проблем; духовной жизни народа, его отношения к рели-

гии. Создание и развитие связей и взаимопонимания между людьми разных культур и религиозных убеждений имеет особенное значение для многонациональной и многоконфессиональной страны, которой является Россия; Вопрос о духовности, культуре и нравственности, способности жить в согласии и содружестве, несмотря на этнокультурные и конфессиональные различия более чем ста пятидесяти этносов^ населяющих нашу страну, - это вопрос огромной социальной и политической важности.

В-четвертых, потребностью в совершенствовании взаимоотношений государства и религиозных объединений при формировании новой > модели государственной политики в Российской Федерации: Складывающаяся в этой сфере ситуация показывает, что перед страной стоит, задача выработки новых подходов в сфере свободы совести и вероисповедания. Это особенно важно в условиях активного использования некоторыми экстремистскими силами религии в политических целях и формирования многоконфессионального4 общества;

Важную роль в определении современной политики государства может сыграть мировой опыт. В последние годы в.России;и Европе распространились теоретические дискуссии о свободе совести и о статусе религиозных объединений, расширилась деятельность конфессий в сфере образования, культуры» и воспитания. В связи с этим разрабатываются новые законодательные акты, регулирующие взаимоотношения?государства5 и религиозных объединений. К тому же Россия как суверенное государство является субъектом; международного права; а; поэтому проводит реформирование своих взаимоотношений с религиозными- объединениями с учетом общепризнанных в мировом сообществе принципов и норм.

Возникающие проблемы во многом порождены отсутствием в: Российской Федерации единой концепции, государственно-конфессиональных отношений, приоритетов в вероисповедной политике государства. В их отсутствие развитие отношений между государством и религиозными объединениями неизбежно характеризуется элементами хаоса, бессистемности и субъективизма. Отсюда - необходимость поиска оптимальных форм их взаимоот-

7 ношений в целях сохранения и развития в обществе цивилизованных принципов свободы совести и вероисповедания:

Степень научной; разработанности проблемы. В отечественной и зарубежной научной литературе на философском и социальном уровнях вопросы религии, права и государства рассматривали і К.Аксаков; Н. Бердяев, С.Булгаков, И: Ильин, И.Киреевский, В і Соловьев, Б.Чичерин, Г.В.Ф. Гегель, Дж. Локк, А. Камю, И.Кант, Ш.Монтескье, Ф; Ницше, Ж.П: Сартр и др. *

Методологические проблемы изучения религии^ и. ее интегрирующею функции; раскрываются в трудах В.И. Гараджи, А.А. Радугина, И.Н. Яблокова и др.2

С исторической точки зрения; данную проблему разрабатывали В:К". Пинкевич, О.Ю. Редькина, Н;Ві Медведев, ТА. Чумаченко3. Современную разработку вопросов теории практики взаимоотношений государства* иі религиозных объединений содержат работы Г.РіГольста, А.Г. Залужного, BlB:Клочкова, В А. Куроедова, Ю.А. Розенбаума, НА. Трофимчука, Ф;Г. Овсиенко* и т.д. Критика нарушений прав граждан на свободу совести и

1 См.: Чичерин Б.Н. Наука и религия. - М:, 1999; На пути к свободе со
вести: -Мі, 1989; Сумерки Богов. - М., 1990 и др.

2 См.: Гараджа В.ИІ Социология религии. - М., 1996; Радугин А.А.
Теория, история и современные религии. — М., 1996; Яблоков И.Ні Социоло
гия религии. - М^, 1979 и др.

3 См.: Пинкевич В.К. Вероисповедная реформа правительства Столы
пина. - Мі, 1994; Редькина О.Ю. Вероисповедная политика Временного Пра
вительства России (февраль-октябрь 1917 г.): Автореф. дис. ... канд. ист. на
ук. - М., 1996; Медведев Н.В і Государство и церковь в России «(1924-1934
гг.): Автореф. дис. ... канд. ист. наук. - Мі, 1997; Чумаченко Т.А. Советское
государство и РПЦ: история взаимоотношений: - Мі, 1994 и др;

См.: Гольст Г.Р. Религия и закон. - М., 1975; Залужный А.Г. Некоторые правовые аспекты» государственно-конфессиональных отношений в современной России. - Мі, 2002; Клочков В.В. Закон и религия. — Мі, 1982; Ро-зенбаум Ю.А. К разработке проекта закона о свободе совести. - М., 1989; Трофимчук НА., Овсиенко Ф.Г. Место и роль государственно-церковных отношений в политике российского государства. - М., 1995 и др.; Куроедов В:А. Религия и церковь в советском обществе. - М., 1984 и др.

8 вероисповеданий, имевших место в.практической деятельности органов власти советской;России, содержатся; в трудах В.А. Алексеева, Г.И. Беневича, В.Н. Савельева и др.1

Применительно к теме диссертационного исследования! особую ценность имеют монографии и труды М.И. Одинцова, предложившего новые подходы к изучению области государственно-конфессиональных отношений. Модели государственной: вероисповедной политики, рассмотренные исследователем в контексте исторического развития России на протяжении XX в., раскрывают их сущность. При этом автор выделяет три уровня указанных отношений: концептуальный, законодательный и организационно-управленческий:

Данный подход использовал в своей диссертации; А.И: Кудрявцев, исследовавший конституционно-правовой! аспект взаимосвязей государства! и религиозных объединений.

Среди зарубежных философов, обращающихся к современным государственно-конфессиональным * отношениям в Западной Европе ю США, можно выделить Глорию Моран, Сильвио Феррари, ЮргенаВарнке, Чарльза Колсона . В s публикациях юристов У. Коул Дурхэма, Ф; Вэбба, Берт Бич с присутствуют критические суждения относительно современного состояния-государственно-конфессиональных отношений в\России, а также; предложе-

См;: Алексеев В:А. Иллюзии и догмы. -М, 1991; Беневич Г.И. Церковь и правовое государство // Социальное бытие. Человеческое бытие. -СПб., 1993; Савельев B.Hi Свобода совести: история и теория; -М, 1991.

2 См;: Моран Г. Испанская система отношения церкви и государства //
Религия и церковь в России и за рубежом. - 1996. - № 6; Феррари С. Церковь
и государство в Западной Европе: итальянская модель. -М., 1998; Варнке Ю}
Церковно-государственная система,в Германии. - М:, 1998; КолсошЧ; Кон
фликт царств. - Mi, 1996 и др.

3 См.: Дурхэм К. Свобода религии: Модель США. - Киев, 1996; Бич Б.
Позиция церквей и религиозных объединений по вопросам религиозной сво
боды // Свобода совести в современном * демократическом государстве и об
ществе. - М., 1996; Вэбб Ф. Отношение к свободе совести в России и США //
Религия и право. - 1998. - № 3 и др.

9 ния по их совершенствованию, но в них авторы исходят лишь из опыта США

и стран,Западной Европы.

Взаимоотношения государства; и религиозных объединений активно развиваются в рамках отечественной и зарубежной науки по следующим теоретическим направлениям:

рассмотрение: функций государства и- религиозных объединений в обществе (Р. Бэлл, П. Бергер, М; Вебер, Э. Дюргейм, Г. Зиммель, Н; Лукман, К. Маркс,.Р. МертоніИ др.), а также характеристика религиозной ситуации в России (С.Н. Бокарев, В;Н. Иванов, Ю.П. Зуев, Г.А. Михайлов и др.);

анализ роли религиозного фактора в этнических конфликтах, а также роли государства и религиозных объединений в преодолении конфликтной ситуации ' в России и странах CHF (Л.А. Баширов, Т.А. Кудрина, М.П; Мчедлов, А.А. Нуруллаев, В;Д. Тимофеев, Л.С. Рубан), Югославии (Г. Паверс, З; Изакович), Польше (Р. Блоум) и др.;

анализ проблем веротерпимости, перспектив диалога религий в поликонфессиональном обществе, изучение и; классификация моделей государственно-конфессиональных отношений (Ю. Варнке, Дж. Вуд, Т\Дж. Ганн, В:И. Добреньков, Дж.О. Донелл, П; Кампер, В.И; Корнев, Е.М. Мирошнико-ва, Р. Хаммель и др/);

разработка проблем отношений государства и новых религиозных движений в США и Европе. Вопросы методологии анализа их взаимоотношений с государством обсуждаются в работах Т. Роббинса, Р. Циприани; типологии! новых религиозных движений предложены E.F. Балагушкиным, А.В; Зубовым, М: Навачиком и др. Исследуется специфика деятельности новых религиозных движений в разных социокультурных контекстах: в США (Э. Баркер), Франции (Т. Гандоу, Г. Шмидхен), странах СНГ (Ж. Лажняк),. России (Т.А. Бажан, Л1И. Григорьева, И.Я: Кантеров, Л.Н; Митрохин, М.П. Стурова др.). Социально-психологические предпосылки и функции нетрадиционной религиозности исследуются К.А. Богословской, И.Е. Задорож-нюк, Т. Доктуром, Б.З. Никофоровой;

- исследование связи государственно-конфессиональных отношений с

общеполитическим процессом. A.G. Ахиезер, К.С. Гаджиев, В.Г. Дзодзиев, ВВІ Ильин, Д.Є. Львов, А.С. Панарин, В:Г. Федотова, С. Хантингтон рассматривают ход:российских общественно-политических реформ последнего десятилетия XX в., пытаясь выявить общие тенденции политики государства в религиозной сфере;

особенности формирования в 90-е гг. XX в. системы государственного управления в Российской Федерации - раскрываются- в« работах Г.В. Атаманчука, В.В.Гончарова, Н. А. Емельянова; Е.В! Охотского, О.Ф. Шаброва, А.Н: Широкова;

проблемы правового регулирования свободы< совести s и деятельности религиозных организаций в СССР, РСФСР и Российской Федерации исследуются также в докторских икандидатских диссертациях, научных изданиях и статьях П.Н; Дозорцева; Г.П. Лупаева, Г.Г. Черемных, А.О: Протопопова; А.В. Пчелинцева. В них анализируются>вопросы политики российского государства в- современный период в сфере государственно-конфессиональных отношений. Следует признать, что проблемы реализации Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» не получили в трудах ученых достаточно полного освещения.

Взаимосвязь государства и религиозных объединений вызвала ряд публикаций тех авторов, которые стоят на религиозных позициях1. Принимая их во внимание, автор остается на позиции светского мировоззрения, считая, что в данной системе отношений государство играет ведущую роль.

Следует также отметить, что полемика по теме состояния и развития\ государственно-конфессиональных отношений в последние годы в научных

См.: Зубов А. «Если бы от мира сего было царство Мое;..»: Несколько мыслей* о желательном \ направлении і Церкви; и государства в; сегодняшней; России // Знамя; -1997. -№10; -№ 86; Антоний митрополит Сурожский. Взаимоотношения Церкви и мира с православной точки зрения // Континент. - 1996. - № 89; Асмус В; О монархии и нашем к ней отношении // Радонеж. -1997:-№2идр.

трудах и публикациях чаще всего носит конфронтационный характер, в работах отражаются конфессиональные и политические пристрастия авторов, а не. объективное положение дела.

Таким образом, можно утверждать, что философские и связанные с ними правовые аспекты взаимоотношений государства. и религиозных объединений недостаточно разработаны; в современном поликонфессиональном обществе возникла потребность разработки целостной концепции государственно-конфессиональных отношений с этих позиций.-

Цель и задачи исследования. Целью работы является изучение на основе философского и правового анализа взаимоотношений государства с религиозными объединениями, выявление тенденций и закономерностей развития этих отношений и изменений в них, обусловленных политическими и социальными преобразованиями * в обществе, а также выработка рекомендаций, направленных на оптимизацию государственно-конфессиональных отношений в современной России.

Реализация поставленных целей предполагает решение следующих задач:

-раскрыть генезис, сущность и содержание государственно-конфессиональных отношений в разные исторические периоды на философ-ско-правовом уровне;

определить основные факторы, оказывающие воздействие на взаимоотношения государства и религиозных объединений в современном обществе (исторический, религиозный; нормативно-правовой, идеологический);

обобщить и. проанализировать практику реализации Федерального закона;«О свободе совести и о религиозных объединениях», внести предложения о путях и направлениях дальнейшего совершенствования: государственно-конфессиональных отношений и их правовой базы;

определить особенности взаимоотношений органов: государственной власти с религиозными объединениями на федеральном и региональном* уровнях;

- систематизировать и. обобщить опыт, прогрессивные методики> по
строения государственно-конфессиональных отношений в зарубежных странах;

- определить возможности оптимизации взаимоотношений государства
и религиозных объединений с целью эффективного управления процессами в
этой сфере для обеспечения правовых гарантий и духовной; безопасности со
временного российского общества.

Решение этих задач«позволит совершенствовать. философскую и правовую базу государственно-конфессиональных отношений в современной России;

Основная гипотеза исследования состоит в предположении, что современные тенденции государственно-конфессиональных отношений і в і России могут выступать социокультурной основой гражданского общества, а познанные их закономерности - основанием» при разработке управленческих решений.

Объектом диссертационного исследования выступает комплекс взаимоотношений государства и религиозных объединений в России и за рубежом.

Предмет исследования — закономерности развития и функционирования отношений между государством и религиозными объединениями в Российской і Федерации и за рубежом, методологические основы их совершенствования.

Методологическая база t и методы исследования образованы диалектической f теорией познания; совокупностью методов и приемов исследования, включающих в себя комплексный анализ явлений и процессов; сравнительно-исторический ' подход к проблеме прав человека и свободы совести, общенаучные и частнонаучные методы познания, системный метод.

Диссертация^основывается/на теоретических трудах отечественных и зарубежных авторов; относительно существующих моделей государственно-конфессиональных отношений в целом;(В;И. Гараджа, С. Феррари, Г. Моран; Ю. Варнке и др.), демократической модели (К. Дьюрем, Ч. Колсон* и др.), структуре данных взаимосвязей* в; историческо-правовом контексте (МіИ: Одинцов и др.).

13 Применительно к формированию государственно-конфессиональных

отношений в современном обществе теоретической основой исследования/ служат работы, определяющие ключевые подходы к анализу системы: государственных органов власти России, их правовых, социальных и организационных особенностей (Г.В. Атаманчук, А.Д. Градовский, О.Ф. Шабров, А.Н: Широков, В;В. Гончаров, В.Н. Иванов, А. Лоутон, Э. Роуз и др.). В работе используются следующие методы исследования::

гносеологический — при научном объяснении особенностей устойчивой взаимосвязи государства и религиозных институтов как объективной реальности, доступной эмпирическому исследованию и теоретическому анализу;

онтологический - как способ для понимания закономерностей существования и изменения взаимоотношений между государством и конфессиями в разные исторические периоды гражданского общества;

теоретико-прогностический - для і определения перспектив развития современных государственно-конфессиональных отношений;

социологический - для: рассмотрения социальной обусловленности религии и ее роли в обществе;

интегральный - для определения состояния государственно-конфессиональных отношений с учетом традиций и особенностей.российской государственности.

Диссертация посвящена философским и правовым вопросам развития свободы совести, поэтому при изучении и анализе государственно-конфессиональных отношений использованы методы компаративистики сравнительного правоведения и технико-юридического исследования нормативно-правовых актов.

Совокупность примененных методов позволила, как представляется, избежать субъективистского подхода к рассматриваемым проблемам, исследовать эволюцию взаимоотношений государства и религиозных объединений и их конституционно-правового регулирования во взаимосвязях, взаимозависимости; целостности и всесторонности.

14 Эмпирическую базу исследования составили:

— нормативные и нормативно-правовые акты о свободе совести и религи
озных объединениях: международные документы, содержащие общепризнан
ные принципы и нормы, федеральное законодательство, указы и распоряжения і
Президента, постановления Правительства Российской Федерации и Государст
венной Думы; ведомственные нормативные акты, разъяснения и методические
рекомендации федеральных органов * исполнительной власти; решения Консти
туционного Суда Российской Федерации, решения Европейского Суда по пра
вам человека; постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации
и обзоры судебной практики, постановления судов общей юрисдикции по кон
кретным делам; законодательство о культах дореволюционной России и СССР;
региональное законодательство субъектов Российской Федерации, организаци
онно-распорядительные; документы органов исполнительной власти (положе
ния о структурных подразделениях по взаимодействию с религиозными объе
динениями, должностные инструкции и др.;

- материалы текущего архива заседаний Совета по взаимодействию с
религиозными объединениями < при Президенте Российской Федерации; мате
риалы текущего архива заседаний Комиссии по вопросам религиозных объе
динений при Правительстве Российской Федерации;

— результаты экспертных опросов специалистов по связям с религиоз
ными; объединениями; субъектов Российской і Федерации (1997 г. и 2002 г.),
специалистов региональных управлений, юстиции (1998 г.), проведенных
Российской Академией государственн ой службы при Президенте Российской
Федерации;

- материалы архива автора по сохранению культового наследия в Рос
сии и по проблемам\ взаимоотношений государства и религиозных объедине
ний, издания по вопросам государственно-конфессиональных отношений;
философского, исторического, правового содержания.

Научная новизна исследования заключается в том, что на основе реализации системного, комплексного подхода к исследованию проблем ста-

15 новления, функционирования и развития взаимоотношений государства и религиозных объединений обнаружены факторы, позволяющие разработать концепцию государственно-конфессиональных отношений, а следовательно, определить цели; задачи, формы, методы, принципы, основные направления,-их дальнейшего развития и регулирования в секуляризованном обществе..

В процессе реализации основной цели работы и связанных с ней исследовательских задач в диссертации получены следующие имеющие научную новизну результаты:

на основе переосмысления исторического опыта отношений государства и религиозных объединений определены их особенности; выявлены тен-денцииг и перспективы развития названных отношений; к государственной^ политике в этой сфере;

обосновано г положение о социально-правовом статусе религиозных объединений;

осуществлен анализ содержания и форм деятельности государственных органов власти, показаны особенности решения проблем свободы совести и вероисповедания на федеральном; региональном уровнях;

предлагается новое теоретическое осмысление существующих проблем, прогнозы и модели государственной политики в религиозной сфере;

определены, и систематизированы формы, модели государственного регулирования деятельности ^религиозных объединений в зарубежных странах, что позволило показать полномочия; государств по отношению к основным видам і деятельности религиозных объединений; а также особенности и> проблемы;как социального, так и правового регулирования деятельности религиозных объединений;

предложены направления; применения з ару бежного опыта к реалиям \ России;

сформулированы * основные направления последовательного развития государственной! политики в сфере взаимоотношений государства и религиозных объединений-на принципах перспективности, системности, комплекс-

ности, согласованности, целевой направленности, эффективности; адаптивности, специфичности;

- обоснована главная цель конфессиональной политики, определяющая, реализацию основных направлений общей стратегии по духовной безопасности и соблюдение конституционно-правовых норм свободы совести и вероисповедания, а также дальнейшее совершенствование государственно-конфессиональных отношений.

Основные положения, выносимые на защиту:;

  1. Государственно-конфессиональные отношения в современном обществе—это совокупность * институциональных отношений і между государственными органами власти и религиозными объединениями в социальной, духовной, культурной, политической, правовой; экономической сферах. Под «институциональными отношениями» в данном; исследовании понимаются отношения государства и конфессий как социальных институтов; в основе которых законодательно закреплены представление о месте религии в жизни общества, их функциях, сферах деятельности; и компетенции всех субъектов: этих отношений: Из авторского определения термина «государственно-конфесиональные отношения» следует, что государство кроме организующей функции обеспечивает условия* функционирования религиозных объединений и регулирует их деятельность.

  2. Система; государственно-правового регулирования; религиозных процессов в обществе определяется типом социальной интеграции самого общества. В; основе отношений государства и религиозных объединений лежат, как традиционные, так и нормативно-правовые представления о месте и роли религии в жизни: общества. Традиционно выделяются і «клерикальная», «либеральная» и «атеистическая» модели государственно-конфессиональных отношений. Каждая из них в той или иной форме имела место в истории России.

В настоящее время в Российской Федерации формируется новая модель отношений; между государством и религиозными объединениями; недостаточно учитывающая российский и мировой опыт. Современная система

17 государственного регулирования религиозных процессов слабо ориентируется на гуманистические ценности и общепризнанные нормы международного права: При условии осознания российским государством \ своего призвания к устроению общественной жизни на нравственных основах и одновременного признания как православия, так и других традиционных религий государство и церковь в своем взаимодействии могут служить как своим интересам, так и интересам отдельной личности; создав таким образом социальную гармонию.

3. Религия и религиозные объединения как социокультурные феномены,
не поддаются универсальным дефинициям: Понятие «религиозное объедине
ние» может рассматриваться как религиоведческое (отражающее сущность
и закономерности складывающихся отношений в процессе организации рели
гии)
и как юридическое (отражающее само явление и определяющее его ха
рактеристики исходя из совокупности формальных признаков):
К числу об
щих признаков; присущих религиозным объединениям, относятся: организа
ционное единство, общее; религиозное учение, религиозная; деятельность
(управленческая, обслуживающая, образовательная, благотворительная).

Закон делит религиозные объединения;на религиозные группы и религиозные организации: В религиоведческой литературе не встречаются ^ упоминания о таких формах. Поэтому предлагается специальная социально-правовая форма *. религиозного объединения - религиозное учреждение, предусматривающая соединение двух существующих организационно-правовых форм і в одной, чтобы избежать * противоречивости положений! Федерального: закона «О свободе совести и о религиозных объединениях».

4. Основными направлениями по совершенствованию государственно-
конфессиональных отношений являются:

нормотворческая деятельность;

духовно-нравственное воспитание с использованием потенциала религий;

разработка системы противодействия экстремизму на религиозной основе.

18 5. Для эффективного решения вопросов взаимоотношений государства и

религиозных объединений в Российской Федерации предложена научно обоснованная концепция государственно-конфессиональных отношений, в \ которой реализованы исторический, структурно-функциональный и сравнительный! подходы. Разработана схема последовательного развития этих отношений.

При осуществлении: государственной: конфессиональной политики целесообразно формирование из г возникших разрозненных подразделений; общей системы органов по связям і с религиозными объединениями (специального государственного федерального органа в статусе ведомства) на принципах:

— вертикальной соподчиненности, объединяющей! все; субъекты. Рос
сийской Федерации в едином правовом поле, которая обеспечила бы реали
зацию гарантированных прав и свобод граждан;

- «прозрачности» деятельности этих властных: структур, обусловлен
ной участием в них представителей религиозных объединений.

Теоретическая и практическая значимость.

Теоретическая значимость основных положений диссертации, предложений и рекомендаций исследования определяется следующим:

— сформулированы положения! относительно социально-философского и
правового знания взаимоотношений государства и религиозных объединений;

- комплексно на основе современных знаний о философском, социаль
но-правовом аспектах религии впервые предпринята попытка дать.целост
ную научную трактовку государственно-конфессиональных отношений в;
Российской l Федерации в . диалектической;, взаимосвязи с конкретными усло
виями исторического развития государства и права;

— разработана концепция взаимоотношений государства и религиозных
объединений, дающая возможность научно решать проблему государствен
ной политики по религиозным вопросам в обществе с научных позиций;

- систематизирован международный опыт взаимоотношений государ
ства и конфессий в секуляризованном обществе.

19 Практическая значимость работы. Во-первых, в диссертации дается

целостное внутреннее структурированное представление о состоянии современной системы государственно-конфессиональных отношений; что может, служить основой государственной концепции взаимоотношений государства и религиозных объединений, а также для организационно-практической деятельности в этой сфере. Во-вторых, предложенные материалы и выводы дают возможность совершенствовать федеральное законодательство, а также законодательство субъектов і Российской Федерации в области свободы совести. В-третьих, идеи диссертационного исследования и содержащиеся \ в нем выводы могут быть использованьи в целях практического совершенствования; механизмов. взаимоотношений государства, и; религиозных объединений на федеральном и региональном уровнях, при разработке законодательства в; сфере сохранения культурных культовых ценностей; в практике органов власти и управления, включая правоохранительные органы.

Достоверность полученных результатов, их обоснованность подтверждаются использованием подходов методологии при \ рассмотрении системы государственно-конфессиональных отношений. В научный: оборот введены новые теоретические и эмпирические материалы, связанные с совершенствованием государственной политики в сфере свободы совести ДЛЯ; практического использования в правоохранительной системе, органами власти и управления, а также в высшей школе.

Достоверность полученных результатов обеспечена социологическими данными ведущих научных учреждений и изучением международного опыта взаимоотношений і государства и религиозных объединений в > странах CHF и Балтии, Восточной и Западной'. Европы, США. Зарубежный опыт, особенно важен при построении новой модели государственной конфессиональной политики в СОВремеННОЙ РОССИИ;

Апробация работы. Основные положения диссертации изложены автором в четырех монографиях (на часть которых опубликованы рецензии в

20 журналах), научных докладах, статьях, лекциях и учебно-методических материалах.

Двадцать пятого апреля 2003 г. диссертанту присужден Диплом за участие в международном і конкурсе по теме «Религия; философия и; наука -единство ради культуры» в номинации «Научно-исследовательская работа» за научную работу «Государственно-конфессиональные отношения в сфере общественной безопасности и общественного порядка».

Результаты исследования докладывались и обсуждались на 14 конференциях и семинарах, в.том числе:

научно-практической конференции «Кубань: проблемы культуры и информатизации» 27 января 1997 г., г. Краснодар;

заседании «круглого стола» «Правоохранительная* деятельность в России и США: сравнительно-правовой анализ» 7-8 августа 1999 г., г. Владимир;

научно-практической конференции «Православие и культура» 21 апреля 2000 г., г. Краснодар;

Всероссийской научной конференции «Проблемы функционирования и развития культуры» 24-26 октября 2000 г., г. Новгород;

заседании «круглого стола» «Основы социальной концепции русской православной церкви» 24 октября 2001 г., г. Москва^ РАГС;

Международной научно-практической конференции «Религия, политика и права человека» 18-20 марта 2002 г., г. Москва;

Международной конференции «Свобода совести в российском и международном законодательстве» 29 мая 2002т., г. Москва;

методологическом семинаре кафедры теории и социологии управления органами внутренних дел Академии управления МВД России «Гражданский контроль за органами внутренних дел: проблемы теории, методологии, практики» 25 октября 2002 г., г. Москва;

семинаре «Актуальные проблемы реализации права на свободу совести и вероисповедания» 31 января - 1 февраля 2003 г., Москва, РАГС;

парламентских слушаниях Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «Законодательное обеспечение предупреждения терроризма: этноконфессиональный аспект» 7 апреля 2003 г.;

семинаре-совещании председателей комитетов (комиссий) законодательных (представительных) органов и руководителей подразделений исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам государственно-конфессиональных отношений «Проблемы развития законодательства, о свободе совести и о религиозных объединениях» 18 июня 2003 г., г. Москва;

заседании «круглого стола» «О культуре патриотизма» 2 июля 2003 г. Москва, ИСПИ РАН.

Некоторые положения* диссертации, имеющие практическую значимость, использованы:

в законотворческой деятельности Государственной Думы Российской Федерации (Комитет по делам общественных объединений и религиозных организаций и Комитет по делам национальностей);

при подготовке НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре Российской Федерации Информационно-аналитической записки «О состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и работе органов прокуратуры в 1 -м полугодии 2003 г.» в разделе законности;

при подготовке методических материалов и практической деятельности Минюста России (Департамент по делам: общественных и религиозных объединений);

в работе Управления информации, региональных и общественных связей МВД России;

в деятельности Управления ФСБ по Владимирской области, Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Владимирской о б-ласти, прокуратуры Владимирской области;

в судебной практике Владимирского областного суда;

- в мероприятиях органов исполнительной власти и управления (Администрация г. Челябинска, Администрация Смоленской области).

Материалы исследования использовались также в учебном процессе при разработке учебных программ и методических материалов, чтении курсов «Философия», «История политических и правовых учений», «История религий», «Правоведение», «Культурология» в высших образовательных учреждениях: Московской государственной технологической академии (кафедра юриспруденции); Московского городского педагогического университета (кафедра истории); Владимирского юридического института Минюста России (кафедра гуманитарных дисциплин).

Структура диссертации предопределена целью исследования и логикой изложения материала. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка.

Особенности развития отношений государства и церкви как социальных институтов (X-XIX вв.)

Каждый исторический этап І В истории Российского государства имеет свои: особенности и порядок государственно-конфессиональных отношений. Это подтверждает, например, В. Тернер: «Вопрос об отношении государства к церкви не может получить одного общего ответа, а должен быть различно решаем сообразно с временем, со средою... и с прочими сопровождающими условиями».

В IX столетии местные княжества объединившись образовали Древнерусское государство с центром в Киеве. Оно имело свои органы власти, финансовую и военную системы, право, культуру и идеологию. Сложные процессы, сопутствующие созданию единого государства затронули и религиозные верования.

Распространенное языческое мировоззрение в то время г не разделяло реальный мир и потусторонний, который строился по образу первого. В монотеистических религиях (христианство), наоборот, оба мира противопоставлены друг другу, и мир обыденного опыта в отличие от мира сверхъестественного имеет начало шконец бытия. Язычество не знало представлений о прошлом, каждое поколение повторяло все то, что совершало прежнее. В этой событийной устойчивости, утверждающей неизменность бытия, реали-зовывалась сущность воззрений язычества.

Княжеская власть пыталась приспособить язычество к новым общественным условиям; сделать языческий культ государственным. Святилища соседствовали с княжескими замками, а князья обеспечивали; волхвов долей дани и военных трофеев; Об этом свидетельствует и летописный рассказ о религиозной реформе киевского князя; Владимира. Реформа распространилась и на другие города Руси. Однако в обществе, где главными становились f отношения по линии «человек-человек, общество, государство», система славянских культов не прижилась. К тому же в состав Древнерусского государства входили: этносы, имевшие собственных языческих богов. Но» именно язычество стало фундаментом мировых религий, в том числе и христианство, вобравших в себя многие черты языческих верований:

В поисках новой идеологии князь Владимир обратился к христианству, уже известному на Руси и имевшему своих последователей среди; знати; Выбор Владимира определялся і ходом политических взаимоотношений между Русью. и Византией и стремлением «сравняться» с христианскими правителями других европейских государств.

Русь приняла христианский вариант Византии: Крещение Руси создавало предпосылки и \ необходимые условия для образования - Русской s православной церкви: Это явилось политическим актом великокняжеской власти, продиктованным господствующими тенденциями и потребностями; развития общества. Новая религия и церковная организация- вытесняли язычество, существовавшее в течение двух тысяч лет и оказавшее влияние на образ жизни славянских племен. Поэтому процесс: вытеснения старой, религию не мог быть быстрым и легким. Нередко он сопровождался насилием по отношению-к тем, кто сохранял языческие верования, усилением социального неравенства и несправедливости; сменой родоплеменнои демократии властью князя; а также формированием единого централизованного государстват и необходимостью расширения и углубления связей с христианскими государствами:

Принятие христианства в качестве государственной? религии, оказало влияние на последующее развитие Руси, в частности на государственность и культуру.

В конце X В; восточнославянские племена имели свою развитую систему религиозных представлений. Сформировалась иерархия божеств, и наметилась тенденция от многобожия к монотеизму. Соседние народы, исповедовавшие христианство, иудаизм; и ислам, уже имели свои идейно-мировоззренческие системы, каждая; из; которых могла бы способствовать консолидации Древнерусского государства и укреплению великокняжеской власти;

Социально-правовой статус религиозных объединений в современном российском обществе

В нашей стране и к настоящему времени не сложилась=целостная модель государственно-конфессиональных отношений. Сложные проблемы нередко регулировались не связанными между собой актами Президента РФ и . Правительства РФ. Высказывались идеи: о том; что государство вообще не должно вмешиваться в жизнедеятельность религиозных образований, это послужило одной из причин политизации религии и сакрализации политики государства и его институтов, привело к ослаблению дружеских связей между конфессиями; к межконфессиональным" конфликтам: и внутрицерковной борьбе, падению авторитета некоторых религиозных объединений и к дискриминации неверующих. В религиозной сфере общества накопилась напряженность.

Началом формирования новой; модели государственно-конфессиональных отношений стало принятие Конституции Российской Федерации; которая в качестве правовой основы религиозной политики? государства определила такие цивилизованные нормы, как светскость государства, равенство граждан вне зависимости от их отношения к религии и равенство религиозных объединений перед законом. Государственные органы вновь вернулись к практике регулированиявзаимоотношений с религиозными объединениями, а также общего контроля за состоянием религиозной ситуации в стране.

Для современного этапа формирования новой модели: государственно-конфессиональной политики характерно признание того, что государство не вправе; недооценивать значимость религиозной сферы общества, самоустраняться от разрешения возникающих в ней проблем; забывать о том; что во взаимоотношениях между государством- и религиозными; объединениями именно оно обеспечивает реализацию интересов всех граждан, верующих и неверующих.

Процесс формирования модели государственно-конфессиональных отношений оказался чрезвычайно сложным. Государство до настоящего времени не имеет научно обоснованной модели вероисповедной политики. Сохраняется устойчивая тенденция сводить право граждан на свободу совести исключительно к свободе вероисповедания. Тем самым общество как бы возвращается к идеалам XIX-XX вв., а; государство продолжает игнорировать права неверующих на свободу совести. Не всегда соблюдаются такие конституционные принципы свободы; совести, как отделение: церкви от государства І и школы от церкви, равенства религий и религиозных объединений, равенство всех верующих и неверующих.

Это неизбежно ведет к политизации \ деятельности религиозных объединений, к насильственной клерикализации общественных и? государственных институтов, к подмене интересов верующих граждан интересами: церковной бюрократии. Отсюда особенно важно развитие законодательной базы государственно-конфессиональных отношений.

Социально-правовой статус религиозных объединений недостаточно проработан. В современном российском обществе требуется выработка целостной теории; развития взаимоотношений государства и религиозных объединений, в условиях сложившейся; действительности5 на основе, системного анализа этого явления.

Понятие «религиозное объединение» может рассматриваться; как религиоведческое понятие (отражающее сущность и закономерности складывающихся отношений в t процессе организации і религии) и , как юридическое (отражающее само явление и определяющее его характеристики, исходя из совокупности формальных признаков). Отсутствует единый подход к вопросам о правовом статусе религиозных объединений и их месту в-организации общества. Юридическая литература» не располагает точным определением понятия «религиозное объединение», поскольку нет фундаментальных исследований их юридической природы.

Ф.М. Рудинский определил религиозное объединение как «зарегистрированную» в компетентных государственных органах и независимую от власти местную организацию верующих граждан, достигших 18-летнего возраста, одного и того же культа, вероисповедания, направления или толка, объединившихся для совместного удовлетворения, своих: религиозных потребностей». В этом понятии под религиозным объединением признается! местная организация.

Опыт строительства новых взаимоотношений государства и религиозных объединений в странах СНГ и Балтии

Достаточно большой опыт в сфере взаимоотношений государства и религиозных объединений накоплен государствами - бывшими республиками СССР. Произошли серьезные изменения религиозной ситуации в странах GHF и Балтии. В последнее время происходит значительное увеличение количества религиозных объединений; Возможно, в этом процессе прослеживается стремление людей преодолеть с помощью религии нравственные или социальные трудности современного общества.

Чем можно объяснить повышенный интерес к религии? Современные исследователи выделяют ряд причин:

1. Политические и правовые перемены привели к ликвидации существовавших на протяжении десятилетий официальных и неофициальных запретов,-административных гонений на верующих. После выхода новых законов о свободе совести религиозные объединения вышли і из «полуподпольного» состояния, а верующим предоставлено право свободно исповедовать свою веру.

2: Воздействие на состояние общества оказывают ухудшение экономического и экологического положения большей части населения, политическая нестабильность, межэтнические конфликты. В- поисках выхода из сложившихся условий жизни к авторитету религии:

3. Стремительный? отказ от прежних идеалов и ценностей, которыми руководствовалось общество.

4. Попытка преодолеть бездуховность, нравственный кризис, охвативший общество. Существующие в обществе коррупция, спекуляция, пьянство, наркомания способствуют тому, что многие стремятся компенсировать эти s пороки обращением к религии, проповедующей милосердие, добро, внимание к окружающим. В этих гуманистических ценностях виден заслон от тех норм и привычек, которые разъедают душу, плодят безнравственность, жестокость, отчаяние, страх.

5. Историческая; память народа; запечатлела: прогрессивную деятельность религии; в кризисные и переломные периоды истории общества. В" сложные времена к религии обращаются как к надежной общественной силе; которая способна помочь народу выстоять в нелегких:условиях современной жизни.

6. Повышение национального самосознания, которое вызывает тягу людей! к национальным ценностям, в том числе религиозным .К тому же религия сближает представителей различных национальностей, придерживающихся той или иной конфессии. Так, православие объединяет большие и малые народы, живущие в странах СНГ. Ислам сближает культуру и быт татар, башкир, многих кавказских народов и т.д.

После провозглашения независимости во всех странах СНГ и Балтии приняты конституции, новые законы, закрепившие право граждан на свободу совести и вероисповедания и определившие правовой статус религиозных организаций. Государства встали; на путь сотрудничества и гармонизации: взаимоотношений с религиозными объединениями.

Главным достижением в странах СНГ и Балтии явилось создание правовых условий для деятельности религиозных организаций. Они приравнены. к общественным организациям:и?получили статус юридического лица. В некоторых странах СНГ и Балтии приняты законы об альтернативной службе,. согласно которым верующие, религиозные убеждения которых несовместимы с прохождением действительной строевой военной службы, могут проходить альтернативную трудовую службу, как правило; по месту жительства. Трудовая служба входит в состав общего и профессионального стажа и соответственно оплачивается. Обновляются уголовные иг гражданские кодексы.

Отменены статьи, которые ограничивали права верующих, религиозных организаций; Совершенствуется механизм судебного решения жалоб верующих и религиозных организаций в отношении действий государственных органов и должностных лиц; В странах Балтии, Украины, Средней Азии; Казахстане созданы и і действуют соответствующие; органы, регулирующие взаимоотношения государства и церкви.

Религиозные объединения во многих странах CHF отделены от государства, а законодательство не определяет приоритетные конфессии.

В странах СНГ государственная система образования носит светский характер. Несколько подробней проблема религиозного образования і регламентирована в странах Балтии. В частности, в Законе Литовской Республики «О религиозных общинах и сообществах» (ст. 9 «Религиозное учение») говорится: «Религиозные предметы могут преподаваться в молельных домах, в государственных и негосударственных учебных и - воспитательных учреждениях, а также других помещениях и местах»7. Статья 40 Конституции Литовской Республики устанавливает: «Государственные учебно-воспитательные учреждения самоуправлений являются светскими. В;них по желанию родителей ведется обучение Закону Божьему».

Похожие диссертации на Взаимоотношения государства и религиозных объединений в секуляризованном обществе (Философско-правовой анализ)