Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Теоретические основы исследования института семьи: история и методология
1.1. Концептуальные подходы к анализу происхождения и эволюции семьи 12
1.2. Современная семья: проблемы, тенденции и перспективы развития 33
Глава II. Семья Северного Кавказа как социокультурный феномен
2.1. Динамика традиционных семейно-брачных отношений в регионе 55
2.2. Этнокультурная преемственность семейных ценностей 76
Глава III. Семья в изменяющихся социокультурных условиях
3.1. Актуальные проблемы функционирования и развития северокавказской семьи 94
3.2. Трансформация традиционных семейных ценностей в условиях институциональных преобразований 109
Заключение 125
Библиография 131
- Концептуальные подходы к анализу происхождения и эволюции семьи
- Динамика традиционных семейно-брачных отношений в регионе
- Актуальные проблемы функционирования и развития северокавказской семьи
Введение к работе
Изучению семьи как одной из древнейших форм человеческой общности, вопросам устройства, функций, общественного значения семьи посвящено множество работ. В большей степени это касается демографии, социологии, психологии других человековедческих наук. При всей актуальности исследований подобной направленности, на наш взгляд, именно социально-философские исследования, включающие изучение этнокультурного материала на принципах историзма, способствуют созданию целостной и динамичной картины воззрений на противоречия семейных изменений в современных условиях, приобретающие глобальные масштабы в связи с характером и негативной направленностью вызванных ими последствий. -
Актуальность исследования обусловлена колоссальными изменениями, которые испытывает современная российская семья, в том числе и национальная семья Северного Кавказа, в последние десятилетия.
Характер функционирования такого сложного социального явления, как семья, определяется множеством различных условий, в связи с чем К. Маркс отмечал, что «семья должна развиваться по мере того, как развивается общество, и должна изменяться по мере того, как изменяется общество, точно так же, как это было и в прошлом. Она представляет собой продукт общественной системы» '.Ив этом качестве семья, переживая эволюционные преобразования, соответствующие каждому историческому периоду развития человечества, непременно оставалась его важнейшим социальным институтом. В современной ситуации глобальных социокультурных изменений семья стремительно теряет свое институциональное значение, традиционные ценности и отношения в семейно-брачной сфере оказываются не востребованными обществом.
Северный Кавказ - уникальный край, в котором проживает значитель- 1 Маркс К. Конспект книги Льюиса Г. Моргана «Древнее общество»// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 45, С. 254. ное количество народностей, имеющих как общие, обусловленные объективными обстоятельствами тысячелетнего соседства признаки в сфере культуры, традиций, семейной, хозяйственной жизни, так и значительные различия. Сегодня основы социокультурной преемственности в сфере семейных отношений народов Северного Кавказа претерпевают негативные изменения. Научно-технический и социальный прогресс, создав возможности приобщения к мировому информационному пространству, привнес угрозу современной западной урбанистической культуры на принципах абстрактной всеобщности, несущую трагедию потери ценностей этнического самоопределения, разрушения традиций и нравственных устоев народов.
В этих условиях институты традиционной культуры, поддерживающие авторитет и целостность семьи, выступают опорой общества на уровне регионов. Н.А. Бердяев, отмечал: «...нивелирующий европеизм, международная цивилизация - чистейшая абстракция, в которой не заключено ни единой капли конкретного бытия... Есть только один исторический путь к достижению высшей всечеловечности, к единству человечества - путь национального роста и развития, национального творчества» '.
По мнению Н. Данилевского, не существует универсального, охватывающего все общества процесса культурно-исторического развития, каждый народ в ходе своего исторического развития создает наилучшую для себя, наиболее приспособленную к условиям его существования форму культуры .
Культура есть универсальный способ обеспечить историческую преемственность как на уровне индивидуальной человеческой жизни, так и на уровне социального организма. Об уровне ее развития можно судить по гармоничности соединения традиций с нововведениями в вопросах воспитания, по ее способности воспроизводить целостную человеческую личность, гармонично сочетающую нравственное, интеллектуальное, эстетическое и деятельное начало человеческого бытия. Национальная культура рассматривае- 1 Бердяев Н.А. Судьба России. Самосознание, Ростов н/Д., 1997. С. 209. 2 Кармин А. Культурология. СПб., 2001. С. 167. мых народов, высокая по нравственным запросам, сегодня, ввиду объективных причин, не является культурной, воспроизводящей целостную человеческую личность, отвечающую запросам этой культуры. Сохранение традиционной культуры для народов Северного Кавказа есть возможность сохранить себя как этнос, и большая роль здесь принадлежит в первую очередь семье, важнейшей задачей которой сегодня становится передача векового опыта в его национальной форме нравственного воспитания, обеспечив тем самым трансляцию социокультурного опыта.
В связи со сказанным, наряду с исследованием демографических тенденций перспектив развития семьи, следует отметить особую значимость и необходимость социально-философского анализа в контексте социо- и этнокультурных изменений в современных условиях. При этом динамика развития семьи требует следования принципам историзма и необходимости конкретно-исторического анализа1.
Семья является уникальным социальным институтом воспитания, воспроизводящим людей как носителей социальной, культурной, этнической информации, и процессы успешной социализации и идентификации личности требуют стабильного ритма социальных отношений, предполагают дол-говременность межличностных отношений, направленных на реализацию высоких социальных и духовных ценностей. В.В. Розанов, указывая на значение семейного вопроса в общественной жизни, отмечал, что «...семья -ближайшее и самое дорогое для нас отечество; пространственно - это место самых горячих связей; духовно - это место совершенного идеализма...».2
Возможностью решения многих проблем, связанных с состоянием института семьи, обусловливается, на наш взгляд, требование серьезного научного и философского исследования трансформации традиционной нацио- 1 Крапивенский С.Э. Социальная философия. Волгоград, 1996. С. 123. 2 Розанов В.В. Семейный вопрос в России. СПб., 1993. С. 92.
6 нальной семейной культуры народов Северного Кавказа в современных социокультурных условиях, а следовательно, и актуальность избранной темы.
Степень разработанности проблемы. Исторический путь развития форм брачно-семейных отношений рассматривается в работах И. Бахофена, Л.Моргана, Д. Мак-Леннана, Ф.Энгельса, Э. Вестермарка, Ю.И. Семенова, Л.А. Файнберга.
Семью, как социокультурный феномен, изучали Платон, Аристотель, Геродот, Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Г. Гегель, Жан Жак Руссо, И. Кант, Ф. Фихте, К. Маркс, Ф. Энгельс, В.В. Розанов, Н.А. Бердяев, П. Флоренский, а также исследователи нового и новейшего времени Т. Парсонс, Э. Берджес, X. Локк, Ч. Кули, Л.И. Савинов, М.С. Мацковский, СИ. Голод, А.Г. Вишневский, А.Г. Харчев, А.В. Синельников, Л.А. Файнберг, Б.Д. Бреев, В.В. Елизаров, СВ. Захаров и др.
Изучению традиционной национальной семьи Северного Кавказа посвящены работы Х.В. Дзуцева, Б.Б. Хубиева, Б.Х. Бгажнокова, С.Ш. Гаджие-вой, А.А. Магомедова, СХ. Мафедзева, А.Х. Магометова, Г.Х. Мамбетова, А.И. Мусукаева, К.Х. Унежева, И.А. Шорова и др.
Целью исследования является социально-философский анализ трансформации традиционных семейно-брачных отношений на Северном Кавказе в условиях современных социокультурных изменений.
Задачи исследования: рассмотреть основные концептуальные подходы и методологию анализа исследования происхождения семьи; рассмотреть проблемы, тенденции и перспективы развития современной семьи; изучить динамику семейно-брачных отношений на Северном Кавказе; проанализировать основы традиционной этнокультурной преемственности семейных ценностей в прошлом и их особенности в настоящем; рассмотреть проблемы функционирования и развития современной семьи на Северном Кавказе в изменяющихся социокультурных условиях; исследовать характер и направленность трансформации традиционных семейных ценностей.
Объектом исследования является традиционная национальная северокавказская семья.
Предметом исследования выступают трансформационные процессы и явления в области семейно-брачных отношений в условиях социокультурных преобразований.
Теоретико-методологической основой исследования являются: фундаментальные общенаучные принципы детерминизма, целостности и историзма, в соответствии с требованиями которых настоящее рассматривается не только в его обусловленности прошлым, но и в направленности развития самого настоящего; современные философские, общенаучные концепции и теории развития общества и института семьи; методологический опыт исследования социально-философских проблем общества; системный анализ феноменов «семья», «семейная культура», «социокультурная среда» региона, диалектическое рассмотрение их в контексте истории и современности; принципы системности в соответствии, с которым дается анализ проблем формирования и трансформации ценностей, особенностей данных процессов в зависимости от специфики современного этапа развития общества; принципы объективности и конкретности, позволившие проанализировать традиционные национальные семейные ценности и семейно-брачные отношения в связи с конкретным социокультурным и политико-экономическим состоянием общества.
А также в соответствии с поставленной в диссертации проблемой еле- дующие методы социально-философского и этнокультурного анализа материала: проблемно-логический, ориентированный на выявление логики развития семейно-брачных отношений и динамики традиционных семейных ценностей современной национальной семьи; сравнительный, помогающий на основе сходства и различия элементов семейно-брачных отношений народов Кавказа в прошлом и настоящем сделать вывод об их определенной трансформации.
Научная новизна заключается в актуализации исследования современных изменений семейных ценностей и особенностей семейно-брачных отношений в системе ценностных ориентации личности и общества. Установлено, что в современной ситуации радикальных политических, социально-экономических и идеологических преобразований и сопряженных с этим изменений социокультурных условий функционирования общества происходит радикальная трансформация ряда фундаментальных традиционных ценностей и установок в сфере семейно-брачных отношений северокавказского культурного пространства, сохранение и реализация которых является необходимой предпосылкой преодоления современных негативных демографических, социально-экономических, морально-психологических, этических и иных последствий, связанных с этими изменениями на региональном уровне. Положения, выносимые на защиту:
В современном северокавказском социокультурном пространстве актуализируются проблемы снижения значимости и утраты традиционных семейных ценностей и установок, характерных для фамилистической культуры Северного Кавказа, в связи, с чем вопросы этнокультуры должны стать одной из составляющих в социально-философском изучении современного состояния рассматриваемой сферы общественных отношений.
На процессы трансформации традиционной национальной семьи и характер семейных отношений оказывают негативные воздействия полити- ческие, идеологические, социально-экономические и социокультурные процессы в современном российском обществе, общемировые тенденции изменения семейно-брачных ценностных ориентации личности, а также специфические отличия в актуализации ряда факторов, связанных с особенностями современной жизни региона.
Патриархальный характер семейно-брачных отношений большинства народов региона переживает сегодня значительные изменения и ослабление. Вместе с тем традиционная национальная семья на современном этапе не ориентирована на полное восприятие и укоренение широкой альтернативности западного семейно-брачного поведения, так как подобная социально-этническая трансформация семьи затрагивает традиционные ментальные основы северокавказской семьи и воспроизводства системы ценностей и норм. Однако тенденции дальнейшего развития семьи в значительной степени будут определяться условиями ее бытия на макросоциальном уровне в условиях общероссийской и общемировой социокультурной реальности.
Вследствие указанных процессов социокультурных преобразований на сегодняшний день можно отметить появление следующих новых форм регуляции семейно-брачных отношений: изменения в традиционной брачной мотивации и критериев брачного выбора; переоценка ряда брачных запретов и ограничений; структурная и типологическая трансформация; изменения характера внутрисемейных отношений и личных отношений; смещение семейной занятости женщины на общественную активность; либерализация добрачного сексуального поведения; изменения традиционной семейной и свадебной обрядности; снижение значения и ценности кровно-родственных связей и межсемейных отношений; легкое отношение к разводам и установка на непрочность семейных уз.
Необходимыми и обязательными условиями возвращения высоких ценностных позиций и стабилизации института брака и семьи, а также предотвращения дальнейшего развития существующих и появления новых нега- тивных тенденций в сфере семейно-брачных отношений являются укрепление и повышение престижа традиционных национальных ценностей и семейных установок в массовом сознании.
Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования определяется его методологической направленностью. Основные положения и выводы диссертации могут быть использованы в процессе проведения дальнейших научных исследований фамилистической перспективы, различных аспектов динамики института семьи и трансформации традиционных семейно-брачных ценностей Северного Кавказа в современных условиях, а также создают возможности для разработки новой парадигмы междисциплинарных исследований в данном направлении.
Полученные результаты и выводы могут быть использованы в учебно-методических целях при подготовке спецкурсов по социальной философии, культурологии, социальной психологии, социологии, включающих тематику брака и семьи; научно-методическом обеспечении мероприятий по формированию и укреплению ценностей традиционной семейной культуры Северного Кавказа. А также при разработке общих и региональных программ семейной политики, направленных на решение практических проблем и укрепление института семьи.
Апробация результатов исследования. По материалам диссертации были сделаны доклады на региональной научной конференции молодых ученых и студентов «Социальная работа - профессия нового тысячелетия» (Нальчик, 2003); всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Перспектива - 2003» (Нальчик, 2003); всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученных «Перспектива - 2005» (Нальчик, 2005).
Теоретические подходы и выводы диссертационного исследования прошли обсуждение на заседании кафедры философии Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова.
11 Основные положения диссертации изложены в четырех публикациях общим объемом 1,6 п.л.
Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии (240 наименований). Общий объем работы
146 страниц.
Концептуальные подходы к анализу происхождения и эволюции семьи
Являясь одной из неотъемлемых составных частей жизнедеятельности современного человека, сфера семьи представляет собой весьма уникальное социальное образование. Сложность семьи как социокультурного феномена, число взаимосвязей и отношений как внутри семьи, так и с социальным окружением, скрытый характер многих происходящих в семье событий и отсутствие единого подхода к пониманию сущности семьи и ее проблем обусловливают трудности её исследования, чрезвычайно широкий спектр проблем изучения и большое количество направлений различного плана.
Независимо от философской и методологической ориентации основополагающей проблемой для всех исследований семьи является научное определение понятия семьи. Здесь нужно отметить необходимость разграничения так называемых «житейских понятий» семьи, оказывающих существенное влияние на традиции обыденного сознания и словоупотребления с научно-теоретическим пониманием семьи. Кроме того, разносторонняя и многоплановая природа семьи, определяющая множественность ее теоретического исследования с позиции различных научных дисциплин, каждая из которых имеет собственное толкование феномена семьи, значительно осложняет решение проблемы научного определения понятия семьи.
Первоначально под семьей понимали в первую очередь общественный механизм воспроизводства человека. Так, в работах К. Маркса и Ф. Энгельса семья представлена как система отношений между мужем и женой, родителями и детьми, в том или ином виде (обычаи, мораль, религия и право) узаконенные обществом. Это определение фиксирует связь между браком и детопроизводством безотносительно к социальным формам ее осуществления1.
В самом широком смысле семью определяют, как «опирающуюся на кровное родство или брак малую группу, члены которой связаны общностью быта»2. Это определение дополняется следующими признаками: «основанное на браке или кровном родстве объединение . юдей, связанных общностью и взаимной ответственностью»3. То есть семья есть отношение, через которое и благодаря которому осуществляется воспроизводство человека, общественный механизм этого воспроизводства.
Историческое развитие ведет к превращению семьи в социальную общность и социальный институт. В этих ипостасях семья рассматривается как элемент социальной структуры общества, зависящий от способа производства, экономического базиса общества. Детерминирующим фактором ее единства и функционирования становятся социально-психологические связи, в которых находит свое выражение природная основа супружества. При всем многообразии научных подходов современную семью можно определить как институциональную общность, складывающуюся на основе брака и порождаемой им правовой и моральной ответственностью супругов за здоровье детей и их воспитание.
Можно выделить, таким образом, несколько основополагающих признаков семьи: ведение совместного хозяйства (исследования экономической ориентации акцентируют внимание именно на этой отличительной особенности, заменяя термин «семья», термином «домохозяйствование»), брачное или кровное родство и взаимная ответственность членов семьи.
Брачное или кровное родство является существенной характеристикой семьи, исторически меняющейся социальной формой отношений между мужчиной и женщиной, отражающей все многообразие естественно существующих семейных групп в различных сочетаниях кровного родства и брачности, партнерства и сожительства. Посредством брака общество упорядочивает и санкционирует половую жизнь и устанавливает супружески родственные права и обязанности.
Зарубежные исследователи имеют ориентацию на рассмотрение «альтернативных форм семьи», несколько расширяя это понятие. Оно может быть отнесено к женатым или неженатым парам без детей; к группе, состоящей из одного родителя и детей, если другой родитель отсутствует; к группе живущих вместе, которые имели первоначально одного или двух родителей, супругу с несколькими законными супругами или без них; к группе родственников и их детей, ведущих одно хозяйство. Более строгое определение семьи значительно его сужает и базируется на необходимости одновременного наличия отношений и безусловного триединства «супружество - родительство -родство», то есть относительно к первичной группе, состоящей из двух родителей («естественных» или законных) и по крайней мере одного ребенка, находящегося на их иждивении, причем все они связаны чувствами семейственности1.
Взаимная ответственность членов семьи, как характеристика, включает в себя различные плоскости ответственности: правовая и моральная, ответственность супругов за здоровье и воспитание детей, детей перед родителями, супругов друг перед другом, а в расширенной семье, включающей несколько поколений, формы взаимной ответственности еще более многообразны2. Внутрисемейные отношения являются предметом изучения социальной психологии, которая акцентирует внимание скорее на «групповой», чем на «институциональной» ипостаси семьи, рассматривая ее как форму организации личного быта, отношений между родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство.
Большое количество научных школ и философских течений обусловливает различие методологических направлений исследования семьи.
Отметим, что для нас наибольший интерес представляют те подходы к исследованию семьи, которые так или иначе затрагивают ее социокультурную сущность. Можно выделить следующие основные подходы к исследованию семьи как социокультурного феномена: социально-исторический, социологический и социально-психологический. Первые два подхода исследуют семью преимущественно как социальный институт, а третий - в основном как малую группу.
В ракурсе исторического развития общества исследования семьи касаются возникновения этого феномена, а также его трансформации на протяжении всей истории человечества. Социально-исторический подход включает в себя исследования изменения семьи как социального института, на различных стадиях развития общества. Это направление исследования семьи принято называть функционализмом, поскольку анализирует общество с точки зрения влияния его отдельных составляющих (в частности, семьи) на функционирование единого целого. Особенно значимыми в рамках данного подхода являются проблемы возникновения семьи на определенном этапе развития общества, а также изменения функций семьи в связи с трансформацией общества в последние два века1.
В течение длительного времени (примерно до середины девятнадцатого века) семья рассматривалась как изначальная по своей природе моногамная ячейка общества. Поэтому философов античности, средневековья и отчасти Нового времени интересовала не только семья как специфический социальный институт, сколько ее отношение к общим социальным порядкам и, прежде всего, к государству.
Динамика традиционных семейно-брачных отношений в регионе
Семья как первичная ценность общества, создающая ценности вторичного плана, развивается с опорой на созидательные и конструктивные ценностные ориентации прошлого опыта, консервируя их и воспроизводя на более высоком качественном уровне.
В современной реальности остро стоит проблема изменения ценностных ориентиров в сторону грубого материализма, дезориентирующего удовлетворение духовных потребностей, так называемая «культура нищеты».1 Богатейший запас веками накапливаемых культурных ценностей, хранительницей которых традиционно выступала семья остается практически невостребованным преобладающей частью общества.
В реалиях современной России ценностные ориентации в семье и обществе все более пронизываются прагматизмом. Социальные ценности, эволюционируя от среды к индивиду, проходят через наиболее близкую к нему малую группу - семью. Индивид на бессознательном уровне запрограммирован на извлечение максимального блага для себя, которое в явном или скрытом для его сознания виде находится именно в структуре семьи. Н.А. Бердяев писал: «Семья по своей сущности всегда была, есть и будет позитивистиче-ским институтом благоустройства, биологическим и социологическим упорядочением жизни рода... Нет феномена в жизни человечества, который бы так удачно объяснялся экономическим материализмом, как семья... Любовь, однако, как мировая проблема выше практических нужд, она вне всего этого, она нездешний цветок, гибнущий в среде этого мира».
В связи со сказанным, в условиях современного индивидуализма интерес представляет прогрессивный характер коллективизма в отношении семейных ценностей. В западных странах возрастает интерес к восточным ценностям традиционного общества, культуре коллективизма, чем отмечается стремление восстановить семью в ее традиционном виде как коллективную единицу общества.1 Именно в таком ее выражении, как основы для институционального укрепления семьи на современном этапе ее развития особое значение приобретает традиционная патриархальная семейно-брачная культура народов Северного Кавказа. Динамика традиционных семейно-брачных отношений непосредственно отражает трансформационные тенденции и позволяет выявить перспективы развития семьи на Северном Кавказе, чем вызван наш интерес к ней.
Семья и семейный быт народов региона ни в прошлом, ни теперь не идентичны. В регионе проживает 12% населения России, что составляет более 18 миллионов человек и 140 национальностей. Семейный быт каждого из народов, как и весь их бытовой уклад, вообще, обладает национальной спецификой, которая затрудняет обобщенную характеристику.
Однако в культуре и быте коренных народов Северного Кавказа было немало общих черт, обусловленных близким соседством, природно-климатическими условиями, историко-культурными, хозяйственно-бытовыми и прочими традициями и особенностями народов, которыми они обменивались. Многие из народов региона близко родственны между собой: чеченцы и ингуши, кабардинцы, черкесы и адыгейцы, карачаевцы и балкарцы. Однако и у неродственных между собой народов в силу исходных условий жизни и мгновенных культурных взаимодействий выработался ряд близких, а подчас и тождественных особенностей быта. Понятие «северокавказская семья» отражает общие тенденции и закономерности формирования и функционирования, основывающиеся на традиционной культуре народов в сфере семьи в масштабе региона1. В представленной работе также используется единое понимание понятий «традиционная семья», «национальная семья», «горская семья», под которыми подразумевается современная семья этнически коренного населения региона.
Семейно-бытовая сфера жизни всегда интересовала исследователей, так как усвоение традиций предшествующих поколений происходит в семье, в важнейшем социальном институте, являющемся основой передачи этно-культурных норм новым поколениям . Изменения брачно-семейных форм и различные типы семьи соответствуют каждому историческому периоду развития общества.
У горских народов Северного Кавказа существовали как малая, так и большая семья, причем соотношение двух этих форм было неодинаковым у разных народов и, главное, в разных местах их обитания. Если в горных районах болынесемейная организация еще оставалась сравнительно распространенным явлением, то на равнине она уже в основном прекратила свое существование. Здесь преобладали обычные малые семьи, чаще всего состоявшие лишь из родителей и их неженатых детей, реже — включавшие в свой состав кого-нибудь из родственников мужа - одного или обоих родителей, неженатого брата, незамужнюю или разведенную сестру. В XVI-XVIII веках кабардинцы и балкарцы жили в основном большими семьями, состоявшими из нескольких поколений, то есть совместно жили несколько женатых братьев со своими сестрами и детьми, во главе которой стояли отец и мать.
Актуальные проблемы функционирования и развития северокавказской семьи
Прогресс науки и техники породил не только благоприятствующие семье, но и усложняющие ее стабилизацию последствия, создал ряд противоречий и трудностей, для определения которых требуется сравнительное время, активная и действенная демографическая политика.
Среди наиболее актуальных проблем функционирования семьи можно выделить проблемы формирования семьи (в связи с недостаточной материальной обеспеченностью); физического и духовного воспроизводства населения; непрочности семейно-брачных уз (проблема разводов); роста количества неполных семей; воспитания подрастающего поколения: семейных ролей и лидерства (необходимости активизации роли отцов, мужей в воспитании детей, повышения педагогической культуры родителей); повышения коэффициента иждивенчества; проблема высокой внебрачной рождаемости; насилие в семье; социальное сиротство; детская и подростковая преступность; вопросы алкоголизма, наркомании, проституции несовершеннолетних; роста числа врожденных патологий и др.
Этнические конфликты и войны на Северном Кавказе являются сегодня одной из многофакторных причин, вызывающих значительное количество проблем функционирования семьи, следствием чего оказались миграция и вынужденное переселение населения, рост числа малообеспеченных семей, десятки тысяч детей, оставшихся без родителей, а также многие тысячи родителей, лишившиеся детей.
Огосударствление многих сторон жизни общества и семейных отношений произошло в условиях командно-бюрократической системы. Вмешательство государства в сферу семейных отношений привело к индифферентности молодежи, формированию психологии безразличия, вынужденного иждивенчества, апатии, что привело к упадку престижа самого института семьи.
Доминирующее место среди проблем семьи занимают материально-экономические вопросы семейной стабильности (нестабильности), ее социальная защищенность, от решения которых зависит судьба каждой конкретной семьи.
Проблема большей занятости женщины остается весьма актуальной, следствием чего является возникновение и рост напряженности в семье. Ситуация усугубляется тем, что женщина зачастую бывает вынуждена заниматься также областью приложения физических усилий, традиционно мужской, в силу того, что многие мужья не приучены или не желают часть забот по дому брать на себя. Есть среди мужчин и немало таких, которые попросту не умеют толково что-либо в хозяйстве делать. То же касается и женщин. Сегодня очень многие молодые женщины не приучены к полноценному домашнему труду. Более того, иные просто сознательно уходят от него. Неподготовленность к семейной жизни женщин во много крат тяжелее отражается на семье. Значительное количество разводов во многом объясняется идеализацией будущей семейной жизни, в том числе и в хозяйственно-бытовых вопросах. Наряду с решением проблемы повышения уровня механизации, автоматизации сферы семейного труда, должна решаться проблема психологической готовности к семейной жизни. Думается, что подобная ситуация является одним из следствий разрушения традиционного уклада семейной жизни и основ традиционного национального воспитания.
Наличие аналогичных общероссийским проблемам ситуаций в семей-но-брачных отношениях на Северном Кавказе предполагает вместе с тем отличия в степени их актуальности. Низкая рождаемость, актуальная для ряда регионов России, проблемы прочности семейных отношений (хотя намечается тенденция к росту разводов) не являются столь острыми проблемами для коренных народов Северного Кавказа. Проблема же преодоления безработицы и высокой детской смертности являются весьма актуальными. Одной из актуальных проблем выступает высокий процент разводов в регионе (как и в стране в целом), следствием чего выступает рост социального сиротства.
Число супружеских пар в Кабардино-Балкарии по итогам переписи 2002 года составило 51971. Причем с каждым годом, начиная с 1990 года, общее,количество браков сокращается, что обусловлено ухудшением материального благосостояния населения. В связи с сокращением общего коэффициента брачности во всех районах Северного Кавказа наметились тенденции к некоторому повышению брачного возраста, как у мужчин, так и у женщин. Наблюдается увеличение численности лиц, никогда не состоящих в браке, такими же темпами возросло число разводов.
Устойчивость тенденции к высокой разводимости сохраняется. В последнее время в республике ежегодно расторгается примерно 2000 браков (в 1999 году расторгнуто 1980, а в 2002 году - 2762 браков), в результате чего несовершеннолетние дети остаются без одного родителя. Более трети разводов приходится на молодые супружеские пары, прожившие в браке менее пяти лет. Это привело к повышению доли разведенных в брачной структуре населения, особенно среди женщин, для которых вступление в повторный брак весьма затруднительно из-за диспропорции населения по половому и возрастному составу.